Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-Х - СЕРЕДИНЕ 1940-Х ГГ. И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕХ ЛЕТ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-Х - СЕРЕДИНЕ 1940-Х ГГ. И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕХ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УЧЕНЫЕ-ЮРИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шамсумова Эмма Файсаловна

Оптимальная организация подготовки юридических кадров в молодом советском государстве провозглашалась одной из приоритетных задач. В статье указаны основные направления трансформации советского юридического образования в 1920-х - середине 1940-х гг. Проанализировано отражение этих процессов в специальной литературе того времени, в частности, в профильной периодике. Так, важнейшие публикации содержались в журналах «Еженедельник советской юстиции» и «Социалистическая законность», в которых их авторы - представители передовой научной общественности и государственные деятели - характеризовали состояние и потребности образовательного процесса в новых условиях. Целью настоящей статьи, кроме прочего, является попытка объективно оценить проблемы юридического образования в первые десятилетия советской власти. Именно тогда были сформулированы его цели и задачи, определены политико-правовые, идеологические, организационно-управленческие, научно-методические «надстройки». Реформирование в сфере юридического образования было начато еще в 1918 г., но затруднялось отсутствием как материальной базы, так и опыта научно-теоретических исследований на эту тему. В статье использованы проблемно-хронологический, системно-структурный, системно-функциональный, формально-юридический и сравнительный методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE SOVIET LEGAL EDUCATION IN THE 1920S AND MID-1940S AND ITS REFLECTION IN DOMESTIC LITERATURE OF THOSE YEARS

The search for the optimal organization of the training of legal personnel in the young Soviet state was proclaimed one of the primary tasks in the conditions of the new ideological construction. The article shows the main directions of the transformation of Soviet legal education in the 1920s - mid-1940s. The reflection of these processes in the special literature of that time, in particular, in specialized periodicals, is also analyzed. The most important publications were contained in the journals «Weekly Soviet Justice» and «Socialist Legality». Their authors were representatives of the leading scientific community and statesmen, who revealed the needs of the educational process in the new conditions. The aim of the undertaken work, among other things, is an attempt to objectively assess the problems of legal education in the first decades of Soviet power. It was then that its goals and objectives were formulated, political and legal, ideological, organizational and managerial, scientific and methodological structures were determined. Reforms in the field of legal education began in 1918, but they were hampered by both the lack of the material base and the experience of scientific and theoretical research on this topic. In the study, the author uses problem-chronological, system-structural, system-functional, formal-legal and comparative methods.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-Х - СЕРЕДИНЕ 1940-Х ГГ. И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕХ ЛЕТ»

Э. Ф. Шамсумова

Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-х - СЕРЕДИНЕ 1940-х гг. И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕХ ЛЕТ

Оптимальная организация подготовки юридических кадров в молодом советском государстве провозглашалась одной из приоритетных задач. В статье указаны основные направления трансформации советского юридического образования в 1920-х - середине 1940-х гг. Проанализировано отражение этих процессов в специальной литературе того времени, в частности, в профильной периодике. Так, важнейшие публикации содержались в журналах «Еженедельник советской юстиции» и «Социалистическая законность», в которых их авторы - представители передовой научной общественности и государственные деятели - характеризовали состояние и потребности образовательного процесса в новых условиях.

Целью настоящей статьи, кроме прочего, является попытка объективно оценить проблемы юридического образования в первые десятилетия советской власти. Именно тогда были сформулированы его цели и задачи, определены политико-правовые, идеологические, организационно-управленческие, научно-методические «надстройки». Реформирование в сфере юридического образования было начато еще в 1918 г., но затруднялось отсутствием как материальной базы, так и опыта научно-теоретических исследований на эту тему.

В статье использованы проблемно-хронологический, системно-структурный, системно-функциональный, формально-юридический и сравнительный методы.

Ключевые слова: юридическое образование, подготовка юридических кадров, юридические институты, учебные планы, советское правительство, советское законодательство, ученые-юристы

Для цитирования

Шамсумова Э. Ф. Трансформация советского юридического образования в 1920-х - середине 1940-х гг. и ее отражение в отечественной литературе тех лет // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 1. С. 73-79. DOI: 10.34076/2410_2709_2021_1_73.

УДК 340.15 DOI: 10.34076/2410_2709_2021_1_73

Проблемам юридического образования как в настоящее время, так и в советский период уделялось большое внимание, о чем свидетельствует значительное количество работ, посвященных данной тематике. Тем не менее существует ряд проблем, которые требуют более внимательного рассмотрения. Мы обратимся к вопросам обобщения литературы 1920-х - середины 1940-х гг. с точки зрения отношения к юридическому образованию и процессу его организации.

Поиск оптимальных путей организации юридического образования для молодого со-

ветского государства - путь тернистый. Построение новой системы высшего юридического образования в 1920-е гг. проходило посредством ее советизации на фоне довольно сложной политической обстановки. Во главу угла были поставлены такие задачи, как определение модели руководства высшей школой, демократизация, политизация, идеологизация студенческо-преподавательской среды.

Сложности политического и материального положения страны не давали возможности полноценного проведения реформ, отсутствовала соответствующая нормативная

база. Свидетель тех событий М. М. Исаев писал: «Опубликованных декретов с лихвой могло бы хватить на несколько эпизодических лекций. Революционное правосознание, главнейший источник права в эпоху военного коммунизма, накапливало огромнейшего интереса правовой материал, но материал сырой» [Исаев 1927]. Михаил Михайлович подчеркивал, что для теоретических исследований нужна материальная база, которой практически не было. Так, за первые годы советской власти (1918-1921 гг.) увидели свет 17 номеров наркомюстовских материалов да сборник журналов «Пролетарская Революция» (1918-1919 гг.). Не было ни учебников, ни учебных пособий, ни (тем более) научных изданий.

В рамках создания системы органов «революционной законности» на смену юридическим факультетам пришли факультеты общественных наук

Первым документом, регламентировавшим юридическое образование, явилось постановление Наркомпроса от 23 декабря

1918 г. о ликвидации юрфаков как не соответствующих целям молодой Советской республики в деле подготовки специалистов высокого уровня (см., например: Протокол заседания Коллегии Народного комиссариата по просвещению РСФСР).

В рамках создания системы органов «революционной законности» на смену юридическим факультетам пришли факультеты общественных наук (см., например: Приложение № 3 к протоколу заседания № 30 (п. Vd) Коллегии Народного комиссариата по просвещению РСФСР). В перечень курсов учебного плана юридико-политического отделения входили как традиционная для юридического образования история права и государства, так и соответствующие новым веяниям история коммунистической партии или история социализма и, разумеется, дисциплины по отраслям права со своей спецификой, например публичное право Советской республики. Первые факультеты, как видно из указанного выше протокола, были открыты в апреле

1919 г. в Московском университете и в июне того же года - в Петроградском.

Идеологизация сферы высшего образования осуществлялась посредством подготовки преподавательских кадров особенно по общественным наукам, а в студенческую среду широко привлекались трудящиеся. В соответствии со ст. 381 постановления Совета Народных Комиссаров о рабочих факультетах от 17 сентября 1920 г. образовывались рабочие факультеты (рабфаки).

4 марта 1921 г. издан Декрет СНК РСФСР «О плане организации факультетов общественных наук». На основании него создавались правовые отделения, на которых преподавались дисциплины судебного и административного циклов. Н. С. Алексеев и Л. А. Шилов отмечали, что «большое значение для улучшения работы правовых отделений имело предпринятое укрепление преподавательских сил лучшими марксистскими кадрами, привлечение к преподаванию ответственных практических работников центральных и местных органов юстиции, обладавших соответствующей теоретической подготовкой» [Алексеев, Шилов 1963: 10].

Активно проводилась работа по созданию структуры управления юридическим образованием. В конце 1920 г. было принято Положение об учреждении Института советского права, первое заседание Ученой коллегии ИСП прошло 29 января 1921 г. Перед вузом ставились две ключевые цели. Первая, общая, связана с изучением и анализом вопросов социалистического строительства, советской организации и управления, основанных на праве; вторая, частно-научная, - с изучением проблем истории и теории права. Соответственно для их реализации было необходимо: предпринять меры для полного учета всего правового материала и опыта учреждений РСФСР; произвести научное исследование отраслей советского управления; проанализировать и обобщить проблемы теории и истории права, а также теории и истории советского права; помогать правовой практике советских учреждений, проводя научные консультирования в области правового советского строительства; вести подготовку профессорско-преподавательского состава, специалистов в отдельных отраслях советского управления; пропагандировать советское право путем организации музеев, лекций, диспутов и курсов, путем подготовки научных трудов, учебных пособий.

Деятельность Института была построена на секционной основе, секции должны были вести учет и систематизацию материалов по советскому праву и заниматься исследованием проблем советского права. Заслуживают внимания составы секций. Так, в секцию государственного и административного права входили П. И. Стучка, Д. А. Магеровский, С. А. Котляревский, Г. С. Михайлов, А. И. Ели-стратов, М. Ф. Владимирский, В. М. Устинов, В. П. Антонов и ассистенты Е. А. Коровин, В. Н. Дурденевский, К. А. Архипов, М. Н. Петров, Н. П. Ануфриев и П. Ф. Сапожников. В секцию судебно-карательного права и криминологии вошли Д. И. Курский, Н. В. Крыленко, М. Ф. Левитин, Я. А. Бер-ман, Н. А. Черлюнчакевич, М. М. Исаев, И. А. Малиновский, С. Б. Членов, М. Н. Ко-валенков и ассистенты И. С. Урысон, А. М. Аронович, И. В. Славин и А. Я. Эстрин. В состав секции хозяйственно-трудового права вошли Д. В. Кузовков, А. Э. Вормс,

A. Г. Гойхбарг, Л. С. Таль, Д. Н. Боголепов, Д. М. Генкин, В. Н. Шретер, И. С. Войтин-ский, В. Ю. Вольф, Л. Н. Крицман, И. Г. Наумов, Д. С. Розенблюм, Я. Н. Бранденбургский,

B. И. Вегер и ассистенты Е. Н. Данилова, Е. С. Лурье, М. А. Мебель, 3. Р. Теттенборн, И. С. Перетерский. Чуть позже образовалась секция общей теории и методологии права в составе П. И. Стучки, Я. А. Бермана, И. С. Войтинского, В. И. Вегера, Д. А. Маге-ровского, Г. С. Михайлова.

Наряду с вышеупомянутыми секциями для сбора всех нормативных материалов, изданных с начала революции, для их систематизации, составления карточных указателей и удовлетворения практических справочных потребностей был создан Отдел правовых материалов и библиографии.

Повторим, 1920-е - 1930-е гг. стали временем формулирования основной проблематики, поиска путей организации юридического образования и выстраивания доктрины советского права. Последнее «ставило себе целью быть проводником марксистско-ленинской научной мысли в области права и содействовать практике советского социалистического строительства» [Обзор журнала «Советское право» за 1927 год: 123]. «Дело в том, что нам нужны судьи с определенной пролетарской психологией, с пролетарским подходом к делу», - отметил представитель Нарком-

юста РСФСР Илья Венедиктович Славин [Доклад т. Славина 1922: 13].

Позднее (конец 1930-х - 1940-е гг.) перед юридическим образованием были поставлены новые задачи.

Иллюстрацией политической борьбы могут быть выступления участников Всесоюзного совещания по вопросам юридического образования. Прокурор СССР А. Я. Вышинский [Вышинский 1938: 100], Народный комиссар юстиции СССР Н. М. Рычков [Рыч-ков 1938: 101], подчеркивая вредительский характер работы некоторых руководителей, в духе тех лет заявляли, что враги народа стремятся разрушить правовое образование. Р. А. Лопухов в очень резком выступлении акцентировал внимание на том, что недостаток в юристах высокой квалификации необходимо восполнять с помощью заочного образования. Идеологизация и политизация юридического образования все более углублялись.

Начало 1940-х гг. породило новые мнения и споры. Среди исследователей здесь выделяются И. Александров [Александров 1942], И. А. Басавин [Басавин 1945], С. С. Вощилин [Вощилин 1945], М. М. Гродзинский [Грод-зинский 1941], А. И. Денисов [Денисов 1941], И. М. Зырянов [Зырянов 1945], М. Г. Кириченко [Кириченко 1944], А. Ф. Клейнман [Клейнман 1940], П. Козлов [Козлов 1941], М. В. Кожевников [Кожевников М. В. 1942], Ф. И. Кожевников [Кожевников Ф. И. 1942], М. Коптев [Коптев 1941], М. Красногорский [Красногорский 1941], С. М. Либерман [Ли-берман 1932], Г. К. Москаленко [Москаленко 1944], М. С. Строгович [Строгович 1932], В. А. Рясенцев [Рясенцев 1941], Б. С. Утев-ский [Утевский 1945], М. В. Хорохорин [Хо-рохорин 1941] и др.

Обобщая позиции ученых-юристов данного периода, можно сказать, что в соответствии с условиями военного времени в порядке подготовки высококвалифицированных юристов для практической деятельности работу юридических институтов необходимо было преобразовать по следующим направлениям:

1) организовать переход на трехгодичный срок обучения с изменением учебных планов; издать новые учебники; при отсутствии учебников выстраивать преподавание юридических дисциплин на основе лекционных и практических занятий; на первое место

ставить вопросы права, связанные с проблемой войны; детально ознакомить студентов с новым уголовным законодательством и практикой его применения (уделяя особое внимание воинским преступлениям, преступлениям против государства, против порядка управления), с административным уголовным законодательством и практикой его применения (особенно с разделами, посвященными обороноспособности и безопасности государства), процессуальным правом, вопросами судоустройства (структуры и компетенции военных трибуналов, военной прокуратуры, линейных судов), гражданским, трудовым и другими отраслями права; усилить работу с практикумами для закрепления и расширения теоретических знаний студентов; уделять внимание решению ситуационных задач, составлению процессуальных документов.

Кроме того, говорилось о необходимости «активизировать изучение иностранных языков, памятуя о том, что знание иностранных языков... в военное время отвечает интересам обороны СССР» [Рясенцев 1941: 22]. С учетом сокращения численности профессорско-преподавательского состава (в связи с уходом на фронт) квалифицированным преподавателям предлагалось в короткие сроки подготовить курсы по смежным дисциплинам для ведения занятий;

2) актуализировать военную, физическую и патриотическую работу со студентами. На-

пример, читая историко-правовые курсы, нужно было особо рельефно обрисовать те периоды, в которые русский народ победоносно боролся с внешними и внутренними врагами за сохранение своего государства, независимости и свободы (борьба за освобождение от татарского ига, война с немецкими рыцарями, патриотическое движение 1610-1612 гг., Отечественная война 1812 г., борьба с иностранной интервенцией) [Рясен-цев 1941: 22];

3) поддерживать на должном уровне социально-бытовые условия проживания студентов (организация питания, обеспечение теплом в общежитиях и учебных помещениях);

4) требовать от студентов строгого соблюдения учебной и трудовой дисциплины.

Все эти мероприятия, по мнению указанных авторов, неизбежно должны были привести к повышению профессиональных качеств специалистов, работающих как в гражданских учреждениях, так и в военной правоохранительной системе.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что изменения в области юридического образования волновали как представителей научной среды, так и государственных деятелей, которые занимались поиском путей его развития. Деятельность и тех, и других, несмотря на сложную политическую обстановку, была нацелена на формирование научной базы для юридического образования.

Список литературы

Александров И. Первые шаги Чкаловского филиала Всесоюзного юридического заочного института // Социалистическая законность. 1942. № 1. С. 25-26.

Алексеев Н. С., Шилов Л. А. 50 лет советского высшего юридического образования. М.: Высш. шк., 1963.

Басавин И. А. О недостатках в работе народных судов и органов НКЮ РСФСР // Социалистическая законность. 1945. № 10. С. 16-20.

Вощилин С. С. Высшее юридическое заочное образование // Социалистическая законность. 1945. № 7. С. 18-21.

Вышинский А. Я. Всесоюзное совещание по вопросам юридического образования // Социалистическая законность. 1938. № 7. С. 100.

Гродзинский М. М. К методике заочного юридического образования // Социалистическая законность. 1941. № 12. С. 21-22.

Денисов А. И. Высшее юридическое образование в условиях войны // Социалистическая законность. 1941. № 12. С. 19-21.

Доклад т. Славина о теоретической подготовке работников юстиции на утреннем заседании 30 января на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции // Еженедельник советской юстиции. М., 1922. № 6. С. 13.

Зырянов И. М. Подготовка военных юристов // Ученые записки ВИЮН. 1945. Вып. 4. С. 26-28.

Исаев М. М. О высшем юридическом образовании в РСФСР // Советское право. 1927. № 6. С. 111-112.

Кириченко М. Г. Харьковский юридический институт // Социалистическая законность. 1944. № 1.

Клейнман А. Ф. О методике практических занятий по специальным юридическим дисциплинам (Сокращенная стенограмма доклада) // Ученые записки. 1940. Вып. 2. С. 202-208.

Козлов П. Пути развития юридического образования // Советская юстиция. 1941. № 4. С. 14-15.

Кожевников М. В. О работе Московской юридической школы // Социалистическая законность. 1942. № 6.

Кожевников Ф. И. Юридический факультет Московского государственного университета // Социалистическая законность. 1942. № 7.

Коптев М. Опыт Свердловской юридической школы // Советская юстиция. 1941. № 4.

Красногорский М. Готовить кадры юристов темпами военного времени // Социалистическая законность. 1941. № 7-8. С. 14-16.

Красногорский М. Очередные задачи юридических институтов // Социалистическая законность. 1942. № 13-14. С. 16-18.

Либерман С. М. По-боевому выполнить план комплектования заочного института советского права // Советская юстиция. 1932. № 2. С. 25-27.

Москаленко Г. Научно-исследовательская работа юридических институтов // Социалистическая законность. 1944. № 3-4. С. 8-9.

Обзор журнала «Советское право» за 1927 год // Революция права. 1927. № 5.

Рычков Н. М. Всесоюзное совещание по вопросам юридического образования // Социалистическая законность. 1938. № 7. С. 101.

Рясенцев В. А. Задачи юридических институтов в 1941 / 42 учебном году // Социалистическая законность. 1941. № 1-2. С. 21-23.

Строгович М. С. К новому набору студентов в Московский институт советского права имени П. И. Стучка // Советская юстиция. 1932. № 19. С. 17-18.

Хорохорин М. В. Юридические институты в дни Великой отечественной войны // Социалистическая законность. 1941. № 7-8. С. 16-17.

Эмма Файсаловна Шамсумова - кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: emmanuels@mail.ru.

ORCID: 0000-0002-9418-380X

The Transformation of the Soviet Legal Education in the 1920s and Mid-1940s and its Reflection in Domestic Literature of Those Years

The search for the optimal organization of the training of legal personnel in the young Soviet state was proclaimed one of the primary tasks in the conditions of the new ideological construction. The article shows the main directions of the transformation of Soviet legal education in the 1920s - mid-1940s. The reflection of these processes in the special literature of that time, in particular, in specialized periodicals, is also analyzed. The most important publications were contained in the journals «Weekly Soviet Justice» and «Socialist Legality». Their authors were representatives of the leading scientific community and statesmen, who revealed the needs of the educational process in the new conditions.

The aim of the undertaken work, among other things, is an attempt to objectively assess the problems of legal education in the flrst decades of Soviet power. It was then that its goals and objectives were formulated, political and legal, ideological, organizational and managerial, scientific

and methodological structures were determined. Reforms in the field of legal education began in 1918, but they were hampered by both the lack of the material base and the experience of scientific and theoretical research on this topic.

In the study, the author uses problem-chronological, system-structural, system-functional, formallegal and comparative methods.

Keywords: higher education, legal education, training of legal personnel, legal institutes, educational plans, Soviet government, Soviet law, years of war, legal scholars

Recommended citation

Shamsumova E. F. Transformatsiya sovetskogo yuridicheskogo obrazovaniya v 1920-kh -seredine 1940-kh gg. i ee otrazhenie v otechestvennoi literature tekh let [The Transformation of the Soviet Legal Education in the 1920s and Mid-1940s and its Reflection in Domestic Literature of Those Years], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2021, no. 1, pp. 73-79, DOI: 10.34076/2410_2709_2021_1_73.

References

Aleksandrov I. Pervye shagi Chkalovskogo filiala Vsesoyuznogo yuridicheskogo zaochnogo instituta [First Steps of the Chkalovsky Branch of the All-Union Extramural Institute of Law], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1942, no. 1, pp. 25-26.

Alekseev N. S., Shilov L. A. 50 let sovetskogo vysshego yuridicheskogo obrazovaniya [50 Years of Soviet Higher Legal Education], Moscow, Vyssh. shk., 1963.

Basavin I. A. O nedostatkakh v rabote narodnykh sudov i organov NKYu RSFSR [On the Shortcomings in the Work of the People's Courts and Organs of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1945, no. 10, pp. 16-20.

Denisov A. I. Vysshee yuridicheskoe obrazovanie v usloviyakh voiny [Higher Legal Education in the Context of the War], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1941, no. 12, pp. 19-21.

Doklad t. Slavina o teoreticheskoi podgotovke rabotnikov yustitsii na utrennem zasedanii 30 yanvarya na IV Vserossiiskom s"ezde deyatelei sovetskoi yustitsii [Report of comrade Slavin on the Theoretical Training of Justice Workers at the Morning Session on January 30 at the IV All-Russian Congress of Soviet Justice Workers], Ezhenedel'nik sovetskoi yustitsii, Moscow, 1922, no. 6, p. 13.

Grodzinskii M. M. K metodike zaochnogo yuridicheskogo obrazovaniya [To the Method of Extramural Legal Education], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1941, no. 12, pp. 21-22.

Isaev M. M. O vysshem yuridicheskom obrazovanii v RSFSR [On Higher Legal Education in the RSFSR], Sovetskoe pravo, 1927, no. 6, pp. 111-112.

Khorokhorin M. V. Yuridicheskie instituty v dni Velikoi otechestvennoi voiny [Legal Institutions during the Great Patriotic War], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1941, no. 7-8, pp. 16-17.

Kirichenko M. G. Khar'kovskii yuridicheskii institut [Kharkov Law Institute], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1944, no. 1.

Kleinman A. F. O metodike prakticheskikh zanyatii po spetsial'nym yuridicheskim distsiplinam (sokrashchennaya stenogramma doklada) [About the Method of Practical Training in Special Legal Disciplines (Abridged Transcript of the Report), Uchenye zapiski, 1940, vol. 2, pp. 202-208.

Koptev M. Opyt Sverdlovskoi yuridicheskoi shkoly [Experience of the Sverdlovsk Law School], Sovetskaya yustitsiya, 1941, no. 4.

Kozhevnikov F. I. Yuridicheskii fakul'tet Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta [Faculty of Law of Moscow State University], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1942, no. 7.

Kozhevnikov M. V. O rabote Moskovskoi yuridicheskoi shkoly [On the Work of the Moscow Law School], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1942, no. 6.

Kozlov P. Puti razvitiya yuridicheskogo obrazovaniya [Ways of Development of Legal Education], Sovetskaya yustitsiya, 1941, no. 4, pp. 14-15.

Krasnogorskii M. Gotovit' kadry yuristov tempami voennogo vremeni [To Train Lawyers at the Pace of War Time], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1941, no. 7-8, pp. 14-16.

Krasnogorskii M. Ocherednye zadachi yuridicheskikh institutov [The Next Tasks of Legal Institutions], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1942, no. 13-14, pp. 16-18.

Liberman S. M. Po-boevomu vypolnit' plan komplektovaniya zaochnogo instituta sovetskogo prava [Fulfill the Plan of Recruiting the Correspondence Institute of Soviet Law in a Combat Manner], Sovetskaya yustitsiya, 1932, no. 2, pp. 25-27.

Moskalenko G. Nauchno-issledovatel'skaya rabota yuridicheskikh institutov [Scientific Research Work of Legal Institutions], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1944, no. 3-4, pp. 8-9.

Obzor zhurnala «Sovetskoe pravo» za 1927 god [Review of the Journal «Soviet Law» 1927], Revolyutsiya prava, 1927, no. 5.

Ryasentsev V. A. Zadachi yuridicheskikh institutov v 1941 / 42 uchebnom godu [Tasks of Legal Institutions in the 1941 / 42 Academic Year], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1941, no. 1-2, pp. 21-23.

Rychkov N. M. Vsesoyuznoe soveshchanie po voprosam yuridicheskogo obrazovaniya [All-Union Meeting on Legal Education], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1938, no. 7, p. 101.

Strogovich M. S. K novomu naboru studentov v Moskovskii institut sovetskogo prava imeni P. I. Stuchki [Towards a New Recruitment of Students at the Moscow Institute of Soviet Law Named after P. I. Stuchka], Sovetskaya yustitsiya, 1932, no. 19, pp. 17-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voshchilin S. S. Vysshee yuridicheskoe zaochnoe obrazovanie [Higher Legal Extramural Education] Sotsialisticheskaya zakonnost', 1945, no. 7, pp. 18-21.

Vyshinskij A. Ya. Vsesoyuznoe soveshchanie po voprosam yuridicheskogo obrazovaniya [All-Union Meeting on Legal Education], Sotsialisticheskaya zakonnost', 1938, no. 7, p. 100.

Zyryanov I. M. Podgotovka voennykh yuristov [Training of Military Lawyers], Uchenye zapiski VIYuN, 1945, vol. 4, pp. 26-28.

Emma Shamsumova - candidate of juridical sciences, associate professor of the History of state and law department, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: emmanuels@mail.ru.

ORCID: 0000-0002-9418-380X

Дата поступления в редакцию / Received: 21.10.2020

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.