Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ СТРАНЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
211
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ / ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Митина Н.Н., Чжоу Чаоин, Се Цэнь, Шумакова Е.М.

По мере увеличения спроса на воду в Китае год от года углубляется кризис в водоснабжении, и в настоящее время нехватка воды стала важным фактором, ограничивающим экономическое развитие. На основе анализа нерешенных проблем в области использования водных ресурсов в Китае в статье предлагаются методы рационального водопользования посредством совершенствования механизма управления водными ресурсами, ужесточения контроля за загрязнением воды, оптимизации схемы пространственного распределения водных ресурсов, ограничения использования воды и усиления надзора за предприятиями по очистке сточных вод. Важное значение имеет согласование интересов административных структур для смягчения противоречия между спросом и предложением водных ресурсов, содействия оптимальному распределению, рациональному использованию и эффективной охране водных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE POLICY OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA ON THE COUNTRY'S WATER RESOURCES MANAGEMENT

As the demand for water in China increases, the crisis in water supply deepens from year to year, and currently water scarcity has become an important factor limiting economic development. Based on the analysis of unresolved problems in the field of water resources use in China, the article proposes methods of rational water use by improving the mechanism of water resources management, tightening control over water pollution, optimizing the scheme of spatial distribution of water resources, limiting water use and strengthening supervision of wastewater treatment plants. It is important to coordinate the interests of administrative structures in order to mitigate the contradiction between the supply and demand of water resources, to promote optimal distribution, rational use and effective protection of water resources.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ СТРАНЫ»

Государственная политика Китайской Народной Республики по управлению водными ресурсами страны

сч сч о сч

Митина Наталья Николаевна

доктор географических наук, профессор, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, ведущий научный сотрудник, Институт водных проблем Российской академии наук, natalia_mitina@mail.ru

Чжоу Чаоин

аспирант, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 839277758@mail.ru

Се Цэнь

бакалавр, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 694580163@qq.com

Шумакова Елена Михайловна

кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Институт водных проблем Российской академии наук, spectr56@gmail.com

По мере увеличения спроса на воду в Китае год от года углубляется кризис в водоснабжении, и в настоящее время нехватка воды стала важным фактором, ограничивающим экономическое развитие. На основе анализа нерешенных проблем в области использования водных ресурсов в Китае в статье предлагаются методы рационального водопользования посредством совершенствования механизма управления водными ресурсами, ужесточения контроля за загрязнением воды, оптимизации схемы пространственного распределения водных ресурсов, ограничения использования воды и усиления надзора за предприятиями по очистке сточных вод. Важное значение имеет согласование интересов административных структур для смягчения противоречия между спросом и предложением водных ресурсов, содействия оптимальному распределению, рациональному использованию и эффективной охране водных ресурсов.

Ключевые слова: водные ресурсы, загрязнение воды, управление, охрана водных ресурсов, водосбережение, рациональное водопользование.

Введение

Китай занимает первое место в мире по производству стали, цемента, телевизоров и аквакультурных продуктов питания, а также по потреблению древесины, удобрений и табака; постепенно выходит на первое место по производству электричества и автомобилей. На долю КНР приходится 55% всего мирового потребления угля, причем его потребление в стране увеличивается более чем на 10% в год. Цены на китайские товары относительно низки, в том числе, за счет преступного пренебрежения многими экологическими нормами. Реальная цена, которую жителям страны приходится платить за экспансию мирового рынка, гораздо выше. В настоящее время проблемы окружающей среды в Китае — одни из наиболее серьезных в мире, и ситуация продолжает ухудшаться.

В настоящее время проблемы окружающей среды в Китае — одни из наиболее серьезных в мире, и ситуация продолжает ухудшаться. Водные ресурсы КНР истощены настолько, что это ставит под угрозу не только устойчивое экономическое развитие, но и саму стратегическую безопасность Китая, поэтому управление водными ресурсами в условиях тяжелейшего водного кризиса - комплексный процесс, который требует особого внимания.

Целью работы является выявление основных тенденций в сфере водопользования в Китае и формирование рекомендаций по повышению эффективности управления. Для достижения поставленной цели авторами были решены следующие задачи:

• Обсуждение основных институтов КНР, осуществляющих управление водными ресурсами Китая;

• Анализ методов проведения политики по управлению водными ресурсами в Китае и сравнение с международным опытом;

• Формирование рекомендаций по повышению эффективности этого управления.

О ш m х

<

m о х

X

Публикация статьи спонсируется "China Scholarship Council." The publication of the article is sponsored by "China Scholarship Council."

Работа выполнена в рамках темы № FMWZ-2022-0002 «Исследования геоэкологических процессов в гидрологических системах суши, формирования качества поверхностных и подземных вод, проблем управления водными ресурсами и водопользованием в условиях изменений климата и антропогенных воздействий» Государственного задания ИВП РАН

Информационной базой исследования выступили работы отечественных и иностранных ученых, статистическая информация китайского и российского фондов статистики и иностранных баз данных.

Обоснование темы исследования. Чрезвычайный экономический рост, индустриализация и урбанизация Китая в сочетании с недостаточными инвестициями в базовую инфраструктуру водоснабжения, водосбереже-ния и очистки стоков привели к повсеместному загрязнению воды.

Эвтрофикация водоемов, сопровождаемое бурным цветением водорослей, происходит повсеместно, но

особенно сильно на трех его крупнейших озерах: Тай, Чаоху и Дяньчи.

Серьезной проблемой является ускорение процесса опустынивания, вызванного глобальным потеплением климата: «площадь земель, подверженных опустыниванию, составляет 334 000 км2, из которых 176 000 км2 -площадь земель, превращенных в пустыню, а 158 000 км2 - земли, находящиеся в процессе опустынивания. В среднем площади опустыненных земель увеличиваются на 1560 км в год» [1]. Спрос на воду в районах опустынивания ускоренными темпами превышает предложение, что ставят под угрозу иссушение и засоление сельскохозяйственных земель, а, следовательно, и саму продовольственную безопасность страны.

Возобновляемый речной сток является важным показателем водной безопасности. Если темпы забора пресной воды начинают превышать возобновляемые сток, водные ресурсы сокращаются. На большей части страны с наиболее развитой промышленностью наблюдается глубокий водный кризис.

Для сдерживания процесса деградации природных вод КНР, их поэтапного восстановления с целью сокращения неизбежно огромного количества экологических беженцев, срочно требуются эффективные меры, направленные на оптимизацию политики управления водными ресурсами страны.

1. Управление водным хозяйством в Китае. В

настоящее время водный кризис заставил Правительство принять ряд законов и постановлений по его смягчению (таблица 1), но в управлении водными ресурсами отмечен ряд недостатков. На начальном этапе Китай внедрил децентрализованную модель управления водными ресурсами, наделив полномочиями несколько министерств и ведомств. Ответственность за работу с водой была разделена между несколькими ведомствами в Правительстве. За загрязнение воды отвечали природоохранные органы, но само водоснабжение находилось в ведении Министерства водного хозяйства. Очистка сточных вод находилась в ведении Министерства строительства, но управление подземными водами находилось в ведении Министерства земель и ресурсов. Такое разделение обязанностей привело к бездействию правительственных органов власти на всех уровнях и допущению серьезных нарушений в части охраны водной среды и рационального использования водных ресурсов.

Таблица 1

Основные законы и постановления в Китае в части управления водными ресурсами_

Законы

Закон Китайской Народной Республики о предотвращении и борьбе с загрязнением воды (опубликован 11.05.1984, первая редакция 15.05.1996, вторая редакция 28.02.2008, третья редакция 27.06.2017)

Закон о рыболовстве Китайской Народной Республики (опубликован 20.01.1986, первая редакция 31.10.2000, вторая редакция 28.08.2004, третья редакция 27.08.2009, четвертая редакция 28.12.2013)_'_

Закон о воде Китайской Народной Республики (опубликован 21.01.1988, первая редакция 29.08.2002, вторая редакция 27.08.2009, третья редакция 02.07.2016)

Закон об охране окружающей среды Китайской Народной Республики (опубликован 26.12.1989, пересмотрен 24.04.2014)_

Закон Китайской Народной Республики об охране водных и почвенных ресурсов (опубликован 29.06.1991, пересмотрен 25.12.2010) 6

Закон Китайской Народной Республики о содействии экономике замкнутого цикла (опубликован 29.08.2008, пересмотрен 26.10.2018)_

Административный регламент

Положение об управлении водосбережением в городах (опубликовано 20.12.1988)

Постановление Китайской Народной Республики об управлении речными ресурсами (опубликовано 10.06.1988, первая редакция 08.01.2011, вторая редакция 01.03.2017, третья редакция в 07.10.2017, четвертая редакция 19.03.2018)

Положение об управлении безопасностью водохранилищ и плотин (опубликовано 22.03.1991, первая редакция 08.01.2011, вторая редакция 19.03.2018)

Правила борьбы с наводнениями Китайской Народной Республики (опубликованы 22.07.1991, первая редакция 15.07.2005, вторая редакция 08.01.2011)

Правила реализации Закона Китайской Народной Республики об охране водных и почвенных ресурсов (опубликованы 01.08.1993, пересмотрены 08.01.2011)_

Положение о городском водоснабжении (опубликовано 19.07.1994, первая редакция 19.03.2018, вторая редакция 27.03.2020)

Временные правила предотвращения и контроля загрязнения вод в бассейне реки Хуай (опубликованы 08.08.1995, пересмотрены 08.01.2011)_

Меры по надзору и администрированию санитарии питьевой воды (опубликованы 09.07.1996, пересмотрены 01.06.2016) Временные меры по компенсации за использование мест содержания под охраной при наводнениях (опубликованы 27.05.2000)_'_

Правила управления добычей песка в руслах реки Янцзы (опубликованы 2001.10.25)

Положение о переселении жителей для строительства проекта «Три ущелья реки Янцзы» (опубликовано 19.08.1993 (отменено), опубликовано 21.02.2001, пересмотрено 08.01.2011)

Правила регулирования водных ресурсов реки Хуанхэ (опубликованы 24.07.2006)

Положение об административном порядке лицензирования водопользования и взимания платы за пользование водными ресурсами (опубликовано 01.08.1993 (отменено), опубликовано 21.02.2006, пересмотрено 07.03.2017)

Положение о компенсации реквизиции земли и переселении мигрантов для крупных и средних гидротехнических и гидроэнергетических строительных проектов (опубликовано 15.02.1991 (отменено), опубликовано 15.02.1991, первая редакция 18.07.2013, вторая редакция 07.12.2013, третья редакция 14.04.2017)_'_

Гидрологические правила Китайской Народной Республики (опубликованы 25.04.2007, первая редакция 18.07.2013, вторая редакция в 06.02.2016, третья редакция 01.03.2017)

Правила борьбы с засухой Китайской Народной Республики (опубликованы 26.02.2009)

Положение об управлении бассейном оз. Тайху (опубликовано 07.09.2011)

Положение о водоснабжении и водопользовании для проекта переброски вод с юга на север (опубликовано 16.02.2014) Правила управления подземными водами (опубликованы 21.10.2021)_

В 1988 г. был обнародован «Закон о воде» [2], в котором указывалось, что Министерство водного хозяйства занимает главенствующее положение в управлении водными ресурсами и осуществляет единое управление водными ресурсами по всей стране. Затем была реализована комбинированная модель управления, т.н. бассейновый принцип управления, который характеризуется сочетанием единства речного бассейна и разделением его на административные районы, при этом

м о м м

неизменные разногласия и барьеры в управлении бассейнами рек и их частями в пределах административных районов постепенно ослабевают.

Современная система управления водными ресурсами Китая разделена на пять уровней: центральный, речной бассейн, провинция, город и городской или сельский округ [3, а 180-181]. Детали системы показаны на рисунке 6 [4, а 33-36]. В каждой провинции и автоном-

ном районе есть отдел водного хозяйства, который является составным отделом соответствующей административной структуры; в каждом городе есть муниципальное бюро водных ресурсов (водных дел), которое является составным отделом муниципального правительства. Таким образом, все окружные и районные государственные органы власти имеют в своем составе отделы водных ресурсов (водных дел).

Префектуральный и муниципальный уровень

Уровень округа

Центральный уровень

1 г

Уровень бассейна

г

Провинциальный уровень

О

Муниципальное оюро ресурсов (водных дел)

/ Окружные и районные ^ (управления водного хозяйства ) ^-^___(Еодные дела)

Рисунок 6 - Структура управления водными ресурсами Китая (составлен авторами)

сч сч о сч

о ш т

X

3

<

т О X X

2. Современные шаги, направленные на модернизацию политики управления водными ресурсами

В связи с постоянно увеличивающимся дефицитом и загрязнением воды, снижением водопотребления на душу населения правительством КНР была разработана новая политика управления водными ресурсами, согласно которой были приняты жесткие нормативы водозабора, водопользования и дренажа сточных вод с одновременным внедрением мер строгого исполнения и надзора. Установлены индикаторы оценки «трех красных линий » для стандартизации водопользования по трем направлениям: распределение, охрана и эффективность использования, защита водных экосистем и сокращение выбросов [5, а 118-120]. Управление водными ресурсами Китая можно разделить на три категории: политика распределения, сохранения и предотвращения загрязнения водных ресурсов. Сформулированы три этапа внедрения мер ужесточения контроля и надзора за исполнением «трех красных линий»: краткосрочный,

среднесрочный и долгосрочный. Каждый этап характеризуется количественной либо балльной оценкой всех показателей, связанных с «тремя красными линиями», уточнением организационной работы по надзору за исполнением. Также была разработана и на всех уровнях разъяснена специальная система методов оценки эффективного водопользования.

Правительство является основным органом, отвечающим за эффективность разработанных методов оценки, за принятие соответствующих мер поощрения и наказания за их результативность. Модель рассмотрения только экономического развития больше не применима, а политика в отношении обязанностей членов правительства все сильнее доминирует над их правами. На политические изменения влияют не только внутренние факторы, такие как изменения запасов водных ресурсов, но и внешние, вызванные общим ухудшением состояния окружающей среды, под влиянием которых постепенно усиливается взаимодействие государства и других заинтересованных сторон.

2.1. Современное состояние политики распределения водных ресурсов

Водоснабжение осуществляется посредством планового и рыночного распределения. Еще в 1980-х годах в КНР осуществлялись меры, направленные на эффективное распределение водных ресурсов. Например, чтобы смягчить проблему нехватки воды, г. Тяньцзинь строил водохранилища и проводил водосберегающие кампании, но кардинально проблему это не решило [6, с. 26-31]. Тогда в мае 1981 г. Госсовет в целях обеспечения бесперебойного водопользования в городе начал подготовку проекта переброски стока из р. Луань-хэ в Тяньцзинь, внедрив идею использования инженерных сооружений для смягчения дефицита воды. В целях предотвращения истощения водных ресурсов р. Хуанхэ Госплан совместно с Министерством водного хозяйства и гидроэнергетики разработал план распределения воды между пользователями на всем бассейне реки. С 2008 г. многие провинции и города по всей стране начали разрабатывать планы водопользования в соответствии с природными условиями областей, и политика планового распределения воды была развернута по всей стране. В 2014 г. Минводхозом сформулированы дополнительные управленческие мероприятия по плановому водопользованию, которые в основном касаются ведомств, выдающих лицензии на водозабор и регионов с большим водопотреблением [7, с. 83-89].

До сих пор Китай по всей стране реализовывал плановую политику распределения водных ресурсов, основанную на контроле общего количества потребления. На настоящем этапе Китай ввел механизм ценообразования на воду, платы за использование водных ресурсов и другие сборы, тем самым сокращая потребление воды.

Основной забор воды в Китае осуществляется через городское водопроводное сетевое водоснабжение и непосредственно из рек, озер и подземных источников. Водоснабжение городской водопроводной сети регулируется посредством дифференцированных цен на воду, и сочетается с политикой стимулирования водосбере-жения, внедрения водосберегающих технологий посредством снижения налогов и др. Реализована система управления разрешениями на забор воды через заявку и ее одобрение, а плата за водные ресурсы взимается в соответствии с тарифами [8, с. 196-199].

На основе внедрения рыночного механизма водопользования Китай начал изучать принципы налогообложения, реализуя справедливое перераспределение ресурсов, увеличивая стоимость воды за счет налогообложения для сокращения водопотребления и сохранения источников вод. В 2016 г. провинция Хэнань провела пилотную работу по реформе налогообложения водных ресурсов и сформулировала налоговые стандарты для различных отраслей промышленности и источников водных ресурсов [9, с. 36-42]. В 2017 г. в соответствии с решением Госсовета были добавлены пилотные проекты для водообеспечения девяти крупнейших городов, что заложило прочную основу для общенациональной реализации политики налогообложения водопользователей [10, с. 43-47].

2.2. Современная политика водосбережения

Политика водосбережения в основном направлена

на повышение эффективности водопользования. С тех пор как в 2014 г. была выдвинута концепция «приоритета водосбережения» [11, с. 14-17], Китай активно реа-

лизовывал ее на орошаемых сельскохозяйственных угодьях, развивал рекламные, просветительские и образовательные каналы по экономии воды с раннего возраста, усиливал продвижение передовых водосберегающих технологий и оборудования и поощрял подразделения или отдельных лиц за отличную работу. В 2015 г. Китай сформулировал план строительства водосбере-гающего общества на период «13-й пятилетки», нацеленный не на какую-то конкретную отрасль или область, а на всесторонний, общесоциальный уровень участия, что является главным фактором, который необходимо учитывать в любой водохозяйственной работе [12, с. 1113]. В 2015 г. Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство водных ресурсов и Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития совместно разработали план действий десяти аспектов сбережения водных ресурсов как национальную идею [13]. В 2019 г. государство декларировало во-досбережение, как новый образ жизни, внедряя моду на экономию воды, что уже полностью реализуется в производстве и жизни [13].

2.3. Современное состояние политики предотвращения загрязнения воды и контроля качества вод

От обнародования первого «Закона о предотвращении загрязнения воды и контроле» в 1984 г. до разработки планов предотвращения загрязнения воды и мер по надзору за зонированием качества воды во всех речных и озерных бассейнах политика Китая достигла определенных успехов. В 2015 г. Госсовет издал «План предотвращения и контроля загрязнения воды», в котором ставились поэтапные цели на 2020-е и 2030-е годы, при этом к середине 21 века «Окружающая среда будет всесторонне улучшена и станет благоприятной» [14, с. 1-9], поскольку управление «Водной десяткой» , оценочные показатели качества воды беспрецедентны . Чтобы решить проблемы загрязнения связанных между собой речных и озерных систем, в 2016 г. по всей стране было начато внедрение контроля за качеством воды в «Основных речных системах», который к 2018 г. во всех провинциях страны был обеспечен [15, с. 363-366].

Согласно принятым постановлениям, город (округ) будет предоставлять финансовые стимулы по принципу «кто развивает, тот и защищает», осуществлять учет водных ресурсов, уделять «равное внимание экономическому росту и экологической среде», реализовать механизм «кто загрязняет, тот позаботится об экологической компенсации», повышать штрафы за загрязнение сточными водами, форсировать промышленную модернизацию и стимулировать технологические инновации.

3. Целевые стратегии, направленные на восстановление деградированных водных ресурсов Китая

Сбор платы за использование водных ресурсов стал одним из основных источников финансирования развития водного хозяйства [16, с. 83-89]. Препятствием в осуществлении служат возникающие проблемы со сборами, которые требуют жесткого контроля и управления, что, в свою очередь, ограничит финансирование, доступное для развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установление персональной ответственности и оценка эффективности — один из инновационных подходов, позволяющий правительству регулировать поведение рабочего персонала и следить за тем, чтобы государственные служащие выполняют свои обязанности [17, с. 102-103]. Новая система подотчетности способна обеспечить выполнение уставных обязанностей. В этой

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

сч сч о сч

о ш т

X

3

<

т О X X

системе воплощен принцип, согласно которому «власть приходит с ответственностью, и ее исполнение должно контролироваться». Эта система в настоящее время закреплена в законе и в подзаконных актах. Одной из основных причин неудач в управлении водными ресурсами было то, что система не могла отследить тех, кто несет ответственность за предпринятые действия и несоблюдение принятых решений, то есть на современном этапе по-прежнему имеются организационные и информационные трудности.

В стадии разработки находится планирование рационального распределения водных ресурсов по регионам [18, а 392-398]. Министерство водного хозяйства разрабатывает планы распределения водных ресурсов во всех крупных речных бассейнах по провинциям, префектурам, поселениям и т.д., которые вводятся в действие через серию годовых планов, в которых указывается доступная вода на год для региона или держателя разрешения на водопользование. Распределение воды осуществляется как по бассейновым, так и по региональным планам водораспределения между административными районами. Вода в транспровинциальной реке распределяется между провинциями, в пределах провинции вода распределяется между префектурами и так далее.

3.1. Методы внедрения политики по управлению водными ресурсами в сельском хозяйстве

Повсеместное внедрение метода «AWD», разработанного Министерством водного хозяйства Китая доказало свою эффективность при выращивании риса. При этом используются:

Метод использования «водомерной трубки» — если поле уже заполнено водой, рекомендуется проверить уровень воды в контрольной трубке, убедившись, что она находится на одном уровне с водой на поле, в противном случае уровень воды не будет точно измерен.

Метод экономной подачи воды — перед внедрением метода AWD следует убедиться, что растения риса уже выросли примерно на 10 см после прямого посева или через несколько дней после пересадки.

Метод сохранения минимального уровня воды — когда вода испаряется или увеличивается, если выпадает много осадков, следует следить за уровнем воды в контрольной трубке, чтобы сохранялся доступ воды к корням риса.

3.2. Сверхзадачи государственной политики Китая, направленные на масштабное планирование по управлению водными ресурсами:

1. Строительство крупных и малых гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС). Политика направлена на получение «зеленой» чистой возобновляемой энергии, сокращение зависимости от экспорта углеводородов и снижения «углеродного следа», предотвращение наводнений и водосбереже-ние (сохранение паводковых вод) [19, а 0176-0177].

2. Строительство приливных электростанций в морских заливах. Политика направлена на получение чистой «зеленой» возобновляемой энергии, сокращение зависимости от экспорта углеводородов и снижения «углеродного следа» [20, а 205].

4. Рекомендации авторов, направленные на эффективное управление водными ресурсами

1) Каждая провинция, автономный район и муниципалитет должны нести персональную ответственность за выполнение директив, касающихся водопользования.

2) Особое внимание должно уделяться соблюдению нормативных актов по охране водных ресурсов, с тем чтобы обеспечение соблюдения правил и положений, предусмотренных в Законе о воде, могло стать более эффективным и оперативным.

3) Следует разработать законодательство для лучшего контроля за забором и использованием воды из прудов и водохранилищ, находящихся в коллективной собственности.

4) Укрепить правовую базу управления водными ресурсами: доработать «Закон о воде», усилить внедрение стандартов качества воды, установить и усилить роль государственно-частного партнерства (ГЧП) в водном хозяйстве.

5) Усилить управление водными ресурсами на национальном уровне и уровне речных бассейнов: усилить общую координацию управления водными ресурсами на национальном уровне, улучшить и усилить управление речными бассейнами, в полной мере реализовать роль провинциальных начальников рек (озер) в учреждениях по управлению речными бассейнами.

6) Оптимизировать и совершенствовать инструменты экономической политики для содействия устойчивому использованию водных ресурсов, повышению эффективности «строжайшей системы управления водными ресурсами», рассмотрению разрешений на забор воды и на сброс сточных вод.

7) Проводить научных исследования с целью адаптироваться к изменению климата и окружающей среды: усилить способность адаптироваться к наводнениям, изучить и сформулировать целевые показатели красной линии для экологического стока, усилить внимание политики к источнику загрязнения.

8) Модифицировать правовую базу для сбора данных и обмена ими, создать национальную платформу для обмена информацией о воде, повысить осведомленность общественности и поощрять участие общественности.

Выводы

1. Чтобы адаптироваться к водному кризису и уменьшить его воздействие на истощенные водные ресурсы страны, Министерством водного хозяйства Китая были приняты стратегии для исполнения на разных уровнях.

В масштабах страны:

• разработка планов бассейнового принципа управления водными ресурсами;

• разработка планов водосбережения и нормированной подачи воды (вододеление) в регионы, провинции, префектуры, поселения и т.д. в зависимости от климатических условий в разных природных зонах Китая и от гидрометеорологических прогнозов на год, сезон, месяц. В некоторых бассейнах годовые планы разбиваются на ежемесячные ассигнования и корректируются в течение года в зависимости от климатических условий: годовых и сезонных объемов стока рек;

• разработка инженерных проектов по переброске речного стока: например уже реализованная переброска воды реки Янцзы с юга на страдающий от опустынивания север Китая в реку Хуанхэ.

Для предприятий:

• повторное использование загрязненной воды, например: использование промышленных стоков в каче-

стве хлададагента на топливно-энергетических и атомных электростанциях, рециклинг на промышленных предприятиях.

2. На настоящем этапе реорганизации водохозяйственной деятельности управление водными ресурсами фокусируется на реальных и достижимых установках:

• повышении эффективности использования и защиты водных ресурсов, ограничении нерационального спроса на воду.

• изменении планирования, которые смещают приоритеты от потребностей экономического развития к сохранению и защите водных ресурсов.

• переходе от решения проблем загрязнения после их возникновения к предотвращению их возникновения

• изменении развития от нерационального к рациональному вододелению по регионам и водосбережению

• изменении моделей водопользования от экстенсивного к эффективному.

• изменении управленческих инструментов на те, которые поощряют комплексный подход к управлению водными ресурсами и постоянно координирует комплекс экономических, социальных и экологических потребностей в воде.

3. Планируемые сверхзадачи и рекомендации демонстрируют:

• изменение подхода Китая от управления водоснабжением к управлению, основанному на восстановлении деградированных водных ресурсов;

• от планирования экономического развития любой ценой как приоритета, к охране окружающей среды;

• от очистки загрязненной воды до профилактики загрязнения;

• от беспорядка в планировании к рациональному водопотреблению;

• от чрезмерной эксплуатации водных ресурсов к повышению эффективности их использования;

• от «бункерного» управления водными ресурсами к комплексному управлению с подотчетностью за каждый потраченный литр воды.

4. Чтобы внедрить новую систему, правительство и ведомства водного хозяйства переключают свое внимание с экстенсивного водопотребления на сохранение и защиту водных ресурсов. Они корректируют модель экономического роста и промышленные структуры посредством строгого управления и обеспечивают руководство общественным поведением в отношении водопользования там, где есть много сложных и серьезных проблем, требующих решения.

5. Система управления должна в состоянии решать текущие проблемы и противостоять быстрому развитию водоемких производств, используя механизмы ценообразования на воду и включая демократическое и общественное участие в принятии решений, касающихся водного хозяйства.

Литература

1. Современные процессы опустынивания земель в Китае. ИС УрО РАН, 2021

http://orensteppe.org/content/sovremennye-processy-opustynivaniya-zemel-v-kitae (посещение сайта 25.09.2022).

1. База данных национальных законов и нормативных актов) https://flk.npc.gov.cn/detail2.html?MmM5MDlmZGQ2NzhiZj

E3OTAxNjc4YmY4MTEyNTA4ZWQ%3D (дата обращения: 03.10.2022).

2. Ци Цюаньсун. Текущая ситуация с водными ресурсами в Китае: проблемы и контрмеры в управлении водными ресурсами // Водный транспорт Китая. 2008. Т. 8. № 2. С. 180-181).

3. Хэ Шихуа, Сюй Тяньмао, У Лян. Об организационной системе и системе управления водными ресурсами в Китае // Журнал Куньминского университета науки и технологии (издание по общественным наукам). 2004. № 1. С. 33-36).

4. Чэнь Цзинь, Хуан Вэй. Обсуждение реализации трех красных линий управления водными ресурсами // Водные ресурсы Китая. 2011. № 6. С. 118-120).

5. Ван Сяньцзя, Сяо Вэнь. Рыночный механизм распределения водных ресурсов и его эффективность // Журнал водных ресурсов. 2001. № 12. С. 26-31).

6. Ли Вэй, Сун Гоцзюнь, Ян Цзингран. Анализ системы разрешений на забор воды и политики платы за водные ресурсы в Китае // Защита водных ресурсов. 2011. Т. 27. № 4. С. 83-89).

7. Ван Цзюнь. Исследование влияния многоуровневой системы ценообразования на воду на поведение городских жителей в отношении ежедневного потребления воды // Информатизация управления в Китае. 2021. Т. 24. № 7. С. 196-199).

8. Ян Дэ-цянь, Чжао Лэй, Ян Дудоу. Повысил ли водный налог эффективность водопользования? Эмпирические данные из Хэбэя // Налоговые исследования. 2020. № 8. С. 36-42).

9. Ван Сяоцзе, Го Нин, Ян Мэн. Пилотный проект по переводу платы за водные ресурсы в налог: эффективность, проблемы и предложения // Налоговые исследования. 2017. № 8. С. 43-47).

10. Ву Нонгди. Ускорение строительства прекрасного Китая с идеей "приоритетного водосбережения, пространственного баланса, систематического управления и двуручных усилий" в управлении водными ресурсами // Исследование развития водных ресурсов. 2021. Т. 21. № 4. С. 14-17).

11. Мэй Цзиньсань, Ли Цзяньцян, Дин Юэюань. Роль планирования в реализации политики "приоритета водо-сбережения": Размышления о подготовке "13-го пятилетнего плана" по строительству водосберегающего общества // Водные ресурсы Китая. 2015. № 4. С. 11-13).

12. Китайская правительственная сеть) http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-04/16/со^еП_9613.Мт (дата обращения: 03.10.2022).

13. Си Бэйдоу, Ли Хуан, Ван Ян. Текущая ситуация, проблемы и контрмеры научно-технического развития для предотвращения и контроля загрязнения подземных вод в регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй // Научные исследования в области экологии. 2019. № 1. С. 1-9).

14. Лю Минь, Лю Жэньцзе. Исследование проблем контроля качества и контрмер мониторинга качества воды // Материалы 2020 (8-й) Китайской конференции по экологии воды.2020. С. 363-366).

15. Ли Вэй, Сун Гоцзюнь, Ян Цзингран. Анализ системы разрешений на забор воды и политики платы за водные ресурсы в Китае // Сохранение водных ресурсов. 2011. Т. 27. № 4. С. 83-89).

16. Лян Шибинь. Система подотчетности, необходимая и созданная для внедрения самой строгой системы управления водными ресурсами // Научно-техническая информация. 2015. Т. 13. № 32. С. 102-103).

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м м

17. Сюй Синьи, Ян Лиин, Ван Хунруй, Гао Юаньюань. Проблемы системы распределения водных ресурсов в водосборных бассейнах Китая и предложения по ее улучшению // Ресурсные науки. 2011. Т. 33. № 3. C. 392398).

18. Чэнь Дунчу. Подходы к планированию и управлению водными ресурсами в Китае // Региональное управление. 2021. № 16. C. 0176-0177).

19. Чжао Цинхуа. Анализ проблем и рекомендации по политике в области морских возобновляемых источников энергии в Китае // Бизнес. 2015. № 51. C. 205).

The State policy of the People's Republic of China on the country's

water resources management Mitina N.N., Zhou Chaoying, Xie Cen, Shumakova Elena Mikhailovna

Lomonosov Moscow State University, Institute of Water Problems Russian

Academy of Sciences JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

As the demand for water in China increases, the crisis in water supply deepens from year to year, and currently water scarcity has become an important factor limiting economic development. Based on the analysis of unresolved problems in the field of water resources use in China, the article proposes methods of rational water use by improving the mechanism of water resources management, tightening control over water pollution, optimizing the scheme of spatial distribution of water resources, limiting water use and strengthening supervision of wastewater treatment plants. It is important to coordinate the interests of administrative structures in order to mitigate the contradiction between the supply and demand of water resources, to promote optimal distribution, rational use and effective protection of water resources. Keywords: water resources, water pollution, management, protection of water resources, water conservation, rational water use.

СЧ СЧ

о

сч

References

1. Modern processes of land desertification in China. IS UB RAS, 2021

http://orensteppe.org/content/sovremennye-processy-opustynivaniya-zemel-v-kitae (site accessed 09/25/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Database of national laws and regulations) https://flk.npc.gov.cn/detail2.html?MmM5MDlmZGQ2NzhiZjE3OTAxNjc 4YmY4MTEyNTA4ZWQ%3D (Accessed: 03.10.2022).

3. Qi Quansong. The Current Water Situation in China: Problems and

Countermeasures in Water Resources Management // Water Transport of China. 2008. V. 8. No. 2. S. 180-181).

4. He Shihua, Xu Tianmao, Wu Liang. On the organizational system and

water management system in China // Journal of Kunming University of Science and Technology (social science edition). 2004. No. 1. S. 33-36).

5. Chen Jin, Huang Wei. Discussion on the implementation of the three red

lines of water management // Water Resources of China. 2011. No. 6. C. 118-120).

6. Wang Xianjia, Xiao Wen. Market Mechanism of Water Resources

Distribution and Its Efficiency // Journal of Water Resources. 2001. No. 12. C. 26-31).

7. Li Wei, Song Guojun, Yang Jinggran. Analysis of the system of permits for

water abstraction and the policy of payment for water resources in China // Protection of Water Resources. 2011. V. 27. No. 4. C. 83-89).

8. Wang Jun. Study of the influence of a multi-level pricing system for water

on the behavior of urban residents in relation to daily water consumption // Informatization of management in China. 2021. V. 24. No. 7. C. 196199).

9. Yang De-chian, Zhao Lei, Yang Dudou. Has the water tax improved water

use efficiency? Empirical evidence from Hebei // Tax Research. 2020. No. 8. C. 36-42).

10. Wang Xiaojie, Guo Ning, Yang Meng. Pilot project on the transfer of payment for water resources into a tax: efficiency, problems and proposals // Tax research. 2017. No. 8. C. 43-47).

11. Wu Nongdi. Accelerating the construction of a beautiful China with the idea of "priority water conservation, spatial balance, systematic management and two-handed efforts" in water management // Water Resources Development Research. 2021. V. 21. No. 4. C. 14-17).

12. Mei Jinsan, Li Jianqiang, Ding Yueyuan. The Role of Planning in the Implementation of "Water Priority" Policy: Reflections on the Preparation of the "13th Five-Year Plan" for Building a Water-Saving Society // Water Resources of China. 2015. No. 4. C. 11-13).

13. Chinese Government Network) http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-

04/16/content_9613.htm (Accessed: 03.10.2022).

14. Xi Beidou, Li Huang, Wang Yang. Current situation, problems and countermeasures of scientific and technological development for the prevention and control of groundwater pollution in the Beijing-Tianjin-Hebei region // Scientific research in the field of ecology. 2019. No. 1. C. 1-9).

15. Liu Min, Liu Renjie. Investigation of quality control problems and countermeasures for water quality monitoring // Proceedings of the 2020 (8th) China Conference on Water Ecology.2020. C. 363-366).

16. Li Wei, Song Guojun, Yang Jinggran. Analysis of the system of permits for water abstraction and the policy of payment for water resources in China // Conservation of Water Resources. 2011. V. 27. No. 4. C. 83-89).

17. Liang Shibin. The Accountability System Necessary and Created for the Implementation of the Most Strict Water Resources Management System // Scientific and Technical Information. 2015. V. 13. No. 32. C. 102-103).

18. Xu Xinyi, Yang Liying, Wang Hongrui, Gao Yuanyuan. Problems of the system of distribution of water resources in the drainage basins of China and proposals for its improvement // Resursnye nauki. 2011. V. 33. No. 3. C. 392-398).

19. Chen Dongchu. Approaches to planning and management of water resources in China // Regional management. 2021. No. 16. C. 01760177).

20. Zhao Qinghua. Problem Analysis and Policy Recommendations for Marine Renewable Energy in China // Business. 2015. No. 51. C. 205).

О Ш

m x

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.