Научная статья на тему 'Некоторые вопросы состояния и правового регулирования водных ресурсов в Казахстане'

Некоторые вопросы состояния и правового регулирования водных ресурсов в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
245
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водные ресурсы / подземные воды. / water resources / underground waters.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шеримова Нурзат Шайырбеккызы

В статье рассматриваются некоторые вопросы водных ресурсов в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of a state and legal regulation of water resources in Kazakhstan

The article some questions of water resources in Kazakhstan are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы состояния и правового регулирования водных ресурсов в Казахстане»

Шеримова Нурзат Шайырбеккызы,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОСТОЯНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В КАЗАХСТАНЕ

В 2012 году Йельским и Колумбийским университетами был проведен «Экологический рейтинг стран-мира - 2012». 132 страны-участницы рейтинга были оценены по 22 параметрам [1]. В основу рейтинга были включены такие параметры как:

- пагубное влияние экологии на здоровье населения;

- воздействие загрязнённого воздуха и загрязнённой воды на здоровье человека;

- влияние загрязнённой атмосферы и водных ресурсов на экосистемы;

- состояние лесных массивов;

- масштабы сельского хозяйства;

- изменение климата и многое другое.

К сожалению, Казахстан занял в этом рейтинге одно из предпоследних мест - 129 место. За ним идут только Узбекистан (130), Туркменистан (131) и Ирак (132) [2]. Данный факт обязывает наше государство проводить незамедлительные меры к предотвращению глобальной катастрофы не только на своей территории, но и решать некоторые вопросы на межгосударственном уровне.

39 тысяч рек и временных водотоков и 48 тысяч озер с общей площадью водной поверхности свыше 45 тысяч квадратных километров насчитывается в Казахстане.

Территория Казахстана богата подземными водами, минеральными источниками и ресурсами гидротермальной энергии. Однако, несмотря на это во многих регионах страны складывается напряженная водохозяйственная обстановка. К примеру:

- в Арало-Сырдарьинском бассейне процесс опустынивания охватил территорию в 2 миллиона гектаров;

- в Урало-Каспийском бассейне потребности в воде значительно превышают возможности их

удовлетворения, особенно в маловодные годы;

- в Ишимском, Нура-Сарысуйском и Тобол-Торгайском бассейнах острый недостаток водных ресурсов является одним из препятствий для развития промышленности.

- Напряженный водохозяйственный баланс наблюдается также в бассейне реки Иртыш, который подвержен значительному промышленному загрязнению;

- в Балхаш-Алакольском бассейне имеется риск экологической катастрофы, обмеления озера Балхаш [3].

И все это грозит серьезными проблемами не только Казахстану. По нашему мнению, эти проблемы экологии, вопросы использования и охраны водных ресурсов Казахстана еще раз подтверждают, что они должны решаться на государственном и международных уровнях.

Когда мы говорим о международном уровне, основанием является то, что загрязненная вода, а также загрязненный воздух, к сожалению, имеют такое «свойство» как пересекать любые межгосударственные границы. К примеру, благодаря трансграничным рекам, поверхностные и подземные воды поступают в Казахстан с территорий соседних государств. Возьмем данные нашего ближайшего соседа - Китая. Загрязнение воздуха в Китае, очень сильное, но загрязнение воды - проблема ещё более серьёзная, и её сложнее решать, как говорится в докладе The Economist. «Есть много источников городского водоснабжения, из которых не только опасно пить, их даже опасно касаться, - сказал Джон Паркер, редактор The Economist [4].

Китайское правительство в 2011 год подтвердило, что более половины крупных китайских озёр и водохранилищ слишком загрязнены, чтобы использовать их воду.

Подземные воды, на долю которых приходится треть водных ресурсов Китая, также страдают от загрязнения. Из 4700 подземных источников около 60% показали «относительно плохой» уровень загрязнения, или даже ниже [5].

Мы поддерживаем мнение экспертов-экологов, о том, что в Казахстане неэффективна государственная система мониторинга загрязнения компонентов окружающей среды. Этому способствовало сокращение количества гидропостов и постов за наблюдением атмосферного воздуха. Данное обстоятельство привело к тому, что в настоящее время многие регионы Казахстана не имеют даже фоновых показателей загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в водных источниках. Поэтому, как отмечает Елюбаев Ж.С., при расчёте нормативов специалистам приходится использовать справочные данные советского периода [6]. К примеру, РГП «Казгидромет» предоставляет фоновые концентрации только некоторых веществ в атмосферном воздухе (пыли неорганической, оксидов азота, сернистого ангидрида, оксида углерода) и нескольких веществ в крупных реках и озёрах (где имеются гидропосты). По почвам, большинству малых речек, подземным водам, по атмосферному воздуху на обширных территориях Республики Казахстан практически нет объективных данных, которые могли бы быть использованы при осуществлении природоохранительной деятельности.

Мировая практика показывает, что вода вскоре станет природным ресурсом номер один, и ее востребованность будет превосходить нефть. Это подтверждают данные ООН: в мире идет примерно 300 вялотекущих конфликтов, причиной которых стала вода. А всего за последние полвека произошло более 500 споров из-за водных ресурсов, двадцать из которых закончились военными действиями [7]. Опять же согласно прогнозу к 2025 году нехватку воды будут испытывать от 45 до 60% населения в мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что водный вопрос принимает все более глобальные масштабы. Для стабильного развития мировой экономики и мирного соседства необходимо решение и регулирование данного вопроса. Ситуация, складывающаяся в области распределения и потребления водных ресурсов центральноазиатского региона, непосредственно влияет на безопасность республики как в экономическом и энергетическом, так и в

политическом плане.

Небезызвестно, что в воду рек, озер и морей в настоящее время сбрасываются недостаточно очищенные промышленные и бытовые сточные воды. Считается, что 1 литр сточных вод загрязняет 8 литров чистой пресной воды[8]. Поэтому, к середине этого века, по некоторым прогнозам ученых, не останется стран, которые не будут испытывать острого кризиса из-за нехватки питьевой воды.

Ученые поднимают вопрос о том, что будущее многих стран должно быть связано не с экспортом нефти и газа, а с развитием водоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. Парадоксально, но с угрозой глобального потепления соглашаются не все ученые, а по поводу водного кризиса в ближайшие десятилетия уже ни у кого никаких возражений нет.

Не дожидаясь этих неблагоприятных прогнозов, некоторые страны уже поставили этот начинающийся кризис на «коммерческие» рельсы. Известно, что Киргизия начала экспортировать в страны ЕС ледниковую воду с Тянь-Шаня. Белоруссия наладила экспорт воды в Арабские Эмираты [9].

Нельзя не затронуть тот факт, что высыхание Аральского моря и последствия этого положило начало серьезного обсуждения водной проблемы и водной безопасности не только в Казахстане. Мэром города Москвы Ю.М. Лужковым был предложен дорогостоящий проект переброса части стока северных сибирских рек для снабжения водой нескольких российских регионов и государств Центральной Азии [10]. По его мнению, направление вод Оби в государства Азии превратило бы пустыню в «цветущий сад» и заставило бы местных жителей вернуться к земледелию с «заработков» в Москве. Таким образом, считал он, решились бы сразу две проблемы - проблема дефицита воды и проблемы трудовой миграции. Из-за сомнений в платежеспособности Узбекистана, Туркмении и Казахстана на первом этапе мэр Москвы предложил ограничиться направлением вод в Оренбургскую, Тюменскую, Челябинскую, Омскую и Курганскую области. Этот проект так и остался нереализованным по различным причинам.

В мае 2013 года Президент утвердил своим Указом Концепцию по переходу страны к «зеленой экономике» [11]. Концепция заложила основы для глубоких системных преобразований по переходу к экономике новой формации

посредством повышения благосостояния, качества жизни населения Казахстана и вхождения страны в число наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов.

Одними из приоритетных задач Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» установлены:

- повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;

- модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры;

- повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.

Запланировано, что Концепция будет реализовываться в три этапа:

- 2013-2020 гг. - оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры;

- 2020-2030 гг. - преобразование национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, поощрение и стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности;

- 2030-2050 гг. - переход национальной экономики на принципы «третьей промышленной революции», требующие использования природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости.

Кроме того, запланирована разработка государственной программы по управлению водными ресурсами на 2014-2040 годы. Стратегия развития страны до 2050 года ставит цели обеспечения стабильным водоснабжением населения к 2020 году и сельского хозяйства к 2030 году. К 2050 году, по прогнозам ученых, все проблемы с водными ресурсами должны быть решены.

В целях реализации поставленных задач, разрабатывались и разрабатываются государственные программы по управлению водными ресурсами.

- Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики РК до 2010 года (была одобрена постановлением Правительства РК от 21 января 2002 г. № 71) совершенствование системы управления водными ресурсами и водопользованием было признано приоритетным направлением

водохозяйственной политики страны;

- Водный кодекс РК (2003 г.);

- Постановление Правительства РК от 11 .10. 2006 года № 978 «О подписании соглашения между Правительством РК и ПРООН по проекту Национальный План по ИУВР и водосбережению для Казахстана»;

- Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, (одобренная Указом Президента РК от 14.11.2006 года № 216), вопросы воды как экологического, социального и экономического фактора были определены в качестве приоритетных;

- Программа Интегрированного управления водными ресурсами и повышения эффективности водопользования Республики Казахстан на 2008-2025 годы, разработанная в рамках проекта ПРООН по ИУВР и согласованная Межведомственной рабочей группой по ИУВР (2006-2007 гг.)

Эффективность и результаты проводимой работы несомненно должны отразиться на вопросах водной безопасности Казахстана. Однако несмотря на проводимые мероприятия, имеет место неэффективность механизмов применения существующего законодательства в водном секторе экономики. В водном секторе в настоящее время, преобладает ресурсный подход, предполагающий освоение новых источников воды и экстенсивное развитие инфраструктуры, т.е. преобладает подход удовлетворения предложения, а не регулирования спроса. Низкая эффективность водопользования, особенно, в области орошаемого земледелия является одной из основных причин дефицита водных ресурсов в Казахстане. Ослабление регулирования водопользования на местном уровне, недостаточная ответственность за состояние оросительных систем, и их низкий КПД лишь усугубляют ситуацию.

К водным ресурсам, в частности, к подземным водам относятся и термальные воды. Их также относят к возобновляемым альтернативным источникам энергии. Спецификой термальных вод является их температура 50-100 градусов Цельсия в любое время года. Казахстан обладает значительными запасами термальных вод. Они расположены на 70% территории республики и представляют собой обширные артезианские бассейны, сосредоточенные в Прииртышской, Зайсанской, Илийской, Чуйской, Присырдарьинской, Прикаспийской впадинах, Тургайском и Южно-Мангышлакском прогибах.

Геотермальные ресурсы разведаны в 80

странах мира, их активное использование ведется в 58 государствах. Их можно использовать в теплоэнергетике, медицине и сельском хозяйстве (для обогрева парниково-тепличных хозяйств). Особый интерес вызывают подземные воды Мангыстауской и Атырауской областей, эксплуатационные запасы которых по десяти месторождениям были утверждены Госкомиссией по запасам полезных ископаемых еще в 1976 году. Из 10 месторождений артезианских вод Мангыстау, два являются месторождениями минеральных вод, одно из которых (Северо-Актауское) предназначено для орошения, а все остальные - для водоснабжения [11].

- Действующая правовая база водного сектора включает, в основном, положения общего характера, которые не охватывают весь комплекс проблем сотрудничества и межотраслевого взаимодействия и не содержат детальные

механизмы подготовки и принятия решений. В законодательстве также отсутствует порядок координации выполнения обязательств по международным соглашениям и конвенциям. На начальной стадии находится работа по гармонизации водного законодательства республики с европейским законодательством [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Казахстан, в целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, должна выполнить все поставленные перед собой задачи,так как благоприятная окружающая природная среда должна быть сохранена для будущих поколений. Однако, эта задача будет выполнима, если все природопользователи будут разумно и бережно относиться к природной среде, и особенно к водным ресурсам.

Список литературы

1. http://statistic.su/blog/most

2. http://www.dishisvobodno.ru/eco_kaz.html

3. МООС, КВР, проект ПРООН по ИУВР (2007г.)

4. http://www.epochtimes.com.ua/ru/china/ecology/ekologicheskaya-katastrofa-kitaya-chast-2

5. http://www.epochtimes.ru/ekologicheskaya-katastrofa-v-kitae-98931322/

6. Елюбаев Ж.С. Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (http://m. zakon.kz/4667475-konstitucionnoe-pravo-grazhdan-na.html)

7. http //www.diest.ru

8. UNESKO Water Portal. Май 2005 год

9. http://www.russianview.com/3-iyul-avgust-2014/materialy-nomera-3/vodnyi-mir

10. Лужков Ю. Вода и мир. М.,Изд-во «Московские учебники и картолитография», 2008 г .

11. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утв. Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577

12. http://ria.ru/documents/20081030

Мацалада Цазацстандагы су ресурстарыныц кейбгр мэселелер1 царастырылады. Ty^h свздер: суресурстары, жер асты сулары.

В статье рассматриваются некоторые вопросы водных ресурсов в Казахстане. Ключевые слова: водные ресурсы, подземные воды.

The article some questions of water resources in Kazakhstan are considered. Keywords: water resources, underground waters.

Н^рзат Шайырбеккызы Шерiмова,

I. ЖансYгiров атындагы Жетысу мемлекеттiк университетi, мемлекеттiк жэне азаматтьщ-К^ьщтьщ пэндер кафедрасыньщ доцент^ з.г.к.

^азак;стандаFы су ресурстары жаFдайыныц кейбiр мэселелерi жэне к^кыктык; реттелуi

Шеримова Нурзат Шайырбеккызы,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, к.ю.н.

Некоторые вопросы состояния и правового регулирования водных ресурсов в Казахстане

Sherimova Nurzat Shairbekkyzy,

Zhetysu state university named after I.Zhansugurov. candidate of law, Associate professor Some questions of a state and legal regulation of water resources in Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.