Литература
1. Тарнавська Н.П. Оргаызацмш та Ыфраструктуры передумови створення млжнародного лопстичного центру / Н.П. Тарнавська, Р.Б. Сивак // Бiзнес-lнформ. — 2013. — № 1. — С. 29-35.
2. бвропейська Рамкова Конвен^я про транскордонне ствроб^ництво мiж територiальними общинами або властями. — Мадрид : Рада бвропи, 1980. — 35 с.
3. Беленький П.Ю. Методолопчы аспекти мiжрегiонального та транскордонного ствроб^ництва / П.Ю. Беленький, Н.А. Мкула // Зовнiшньоекономiчний кур'ер. — 2001. — №1-2. — С. 9-13.
4. Украина и Россия создали Еврорегион «Донбасс» [Электронный ресурс] / Риановости Украины. — Режим доступа: http:// www.ua.rian.ru/politics/20101029/78548409.html
5. Глава Донецкой области Украины инициирует вхождение региона в проект «Донбасс» [Электронный ресурс] / Интерфакс России. — Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/South/report.asp?id=203294
6. В Луганске состоялось заседание секретариата Еврорегиона «Донбасс» — [Электронный ресурс] / «УРА-Информ.Дон-басс» — Режим доступа: http://ura.dn.ua/20.07.2011/113584.html
7. Губернатор Ростовской области: Еврорегион «Донбасс» существует [Электронный ресурс] / Ростов-на-Дону, 22 Января 2015, 18:12 — ИА REGNUM — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/economy/1887283.html
8. Концепция обеспечения качества образования [Электронный ресурс] / Луганский ун-т им. Владимира Даля. Официальный сайт. — Режим доступа: http://www.dahluniver.ru/osvita/koncepcija-zabezpechennja-jakosti-osvity.html.
9. Бредихин А.В. Еврорегион «Донбасс» как путь к приграничному сотрудничеству России и Украины // Политика, государство и право: Научно-практический журнал [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2014/12/2216
10. Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей: Закон Украины 16 сентября 2014 року № 1680-VII [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1680-18.
государственная политика китая в решении проблем экологии
Е.В.Толоконникова,
аспирант кафедры мировой экономики Института экономики и финансов Государственного университета управления (г. Москва)
То1окопш^а1 @yandex.ru
В статье рассматриваются проблемы, связанные с плохой экологической ситуацией в Китае и меры, которые предпринимает государство для их решения. Автором анализируется китайское природоохранное законодательство.
Ключевые слова: экологические проблемы, Китай, природоохранная политика Китая, закон об охране окружающей среды
ББК У28(5Кит)1я431
На Западе в 1970-е гг. проблемам окружающей среды уделялось особое внимание. В Китае вначале 1970-х гг. были сделаны только первые шаги в этом направлении, они выражались в выделении небольших средств на те или иные природоохранные цели и не принесли видимых результатов. Переломный момент в отношении к проблемам экологии наступил в Китае вначале 1980-х гг. Охрана окружающей среды была официально объявлена элементом государственной политики, был провозглашен и стал применяться на практике принцип «согласования трех выгод» — экономических, социальных, экологических, причем каждая составляющая этого принципа была признана равноценной и равнозначимой.
Выдвижение принципа «согласования трёх выгод» в этот период означало, что задачи экологии, сохранения и восстановления окружающей среды объявлялись столь же важными, как и задачи экономические. Поставив значимость этих задач на один уровень с решением экономических и социальных проблем, государство в Китае стало активно проводить природоохранную политику. Но всё же природоохранная политика и меры по борьбе с разрушением и загрязнением окружающей среды на практике являлись лишь отдельным направлением государственной политики, и их привязка к экономической и социальной сферам была весьма относительной [2].
Можно выделить несколько особенностей природоохранной политики в Китае, начиная с 1980-х годов:
1) разработанная законодательная база;
2) создание и развитие системы государственного надзора за состоянием окружающей среды;
3) научно-техническое обеспечение вопросов охраны окружающей среды (включая проведение научных исследований);
4) государственное финансирование природоохранных мероприятий;
5) проведение работы с населением, направленной на изменение психологии людей, их отношения к окружающей среде (формирование положительной экологической культуры населения).
Основы природоохранного законодательства КНР были заложены в 1980-х гг. Основополагающие принципы, определявшие природоохранную политику КНР, были отражены в Конституции и в Законе КНР об охране окружающей среды.
К числу достоинств китайского природоохранного законодательства можно отнести его универсальность: оно оказывается приемлемым в условиях существования двух в корне отличных по методам управления и структуре управления секторов экономики — государственного и частного. В законодательстве предусмотрены различные способы воздействия на тех, от кого, прежде всего, зависит состояние окружающей среды в КНР: чиновников разного уровня и руководителей государственных предприятий, с одной стороны, а также владельцев частных предприятий — с другой [2].
В отношении руководителей госпредприятий наиболее действенными оказываются такие санкции, как снятие с должности, конфискация личного имущества и пр. Что же касается руководителей предприятий частного сектора и их владельцев, то здесь вступают в силу иные методы воздействия.
Законы предполагают значительные штрафы за ущерб, нанесенный окружающей среде. Это не слишком волнует руководителей госпредприятий, выплачивающих штраф не из собственного кармана, но частный предприниматель в конечном итоге обнаруживает, что если его предприятие не отвечает экологическим требованиям, то оно может оказаться не слишком рентабельным вследствие систематических выплат штрафов и налогов. При такой ситуации частные предприниматели будут заинтересованы в том, чтобы их предприятия отвечали экологическим стандартам, и позаботятся о том, чтобы провести соот-
ветствующую реконструкцию объектов, снабдив их фильтрами, очистными сооружениями, используя, по возможности, более совершенные технологии, замкнутый производственный цикл. В китайской системе штрафных санкций действует принцип: «Кто загрязнил, тот и приводит в порядок», причем средства, которые приходится вкладывать нарушителям в ликвидацию последствий загрязнения, произведенного их предприятиями, могут зачастую во много раз превысить сумму любого штрафа. В 2004 году было закрыто 6462 предприятия, серьёзно загрязнявшие экологическую среду. В 2008 году жители провинции Шаньдун обратились в суд и правовыми методами добились закрытия нескольких опасных химических предприятий.
Оценивая подходы и методы воздействия на частных предпринимателей, следует отметить, что на практике они зачастую оказывались неэффективными, во-первых, из-за того, что система контроля над загрязнением окружающей среды была развита плохо, во-вторых, из-за низких налоговых ставок [1].
Основной упор делался на штрафные санкции, а меры поощрения (льготное целевое кредитование компаний, налоговые льготы для тех компаний, которые используют передовые природосберегающие технологии) до принятия концепции устойчивого развития китайской природоохранной политикой практически не предусматривались.
В «Белой книге» методы поощрения были подробно разработаны, что стало эффективным дополнением к штрафам, санкциям и предписаниям уже существующего законодательства. В числе мер поощрения стоит отметить следующие:
а) систему налоговых льгот для предпринимателей и предприятий, осуществляющих различные мероприятия, отвечающие современным интересам сохранения окружающей среды;
б) предоставление привлекательных процентных ставок в отношении кредитов, идущих на проекты, связанные с защитой и улучшением окружающей среды, а также на проекты, в основе которых — использование и пропаганда современных высоких технологий. Подобные проекты представляют ценность одновременно для общества, экономики и окружающей среды;
с) поощрение государством местных властей и предприятий к расширению использования иностранного капитала в решении проблем, связанных с защитой окружающей среды.
В 1980-х гг. (время создания основ природоохранного законодательства) подавляющее большинство предприятий КНР представляли собой предприятия старого типа, ориентированные на экстенсивную модель экономического развития. В такой ситуации предпринимались меры к тому, чтобы, по крайней мере, все новые предприятия строились с учетом современных требований. В КНР по существовавшим ранее и действующим ныне законам ни одно предприятие не может быть построено без предварительной экологической экспертизы проекта.
Несмотря на то, что Закон об охране окружающей среды запрещает ввоз экологически несовершенного оборудования из-за рубежа, потребовались дополнительные правовые механизмы для установления экологического контроля над специальными экономическими зонами и открытыми портами. В 1986 г. были приняты «Правила управления и контроля над охраной окружающей среды в районах, открытых для иностранных капиталовложений».
Сейчас специальные экономические зоны и открытые порты входят в число сорока семи городов особого экологического контроля, на их территории удалось достичь определённых успехов в деле сохранения окружающей среды.
После Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, в Китае был пересмотрен ряд законов, имеющих целью предотвращение разрушения и загрязнения окружающей среды. К их числу относятся: «Закон КНР по сохранению водных и почвенных ресурсов», «Закон земельной администрации КНР», «Закон КНР о предотвращении и контроле над загрязнением атмосферы». Были также изданы: « Закон КНР по сельскому хозяйству», «Закон КНР о популяризации агротехнологий», «Закон КНР по контролю и предотвращению загрязнения окружающей среды твердыми отходами».
«Закон КНР по предотвращению и контролю над загрязнением атмосферы» был пересмотрен и опубликован в новой редакции, в которой предусматривается экспериментальный
подход к поэтапному усилению контроля над выбросами в атмосферу загрязняющих веществ в городах с помощью системы лицензирования. В 2000 г. он был повторно пересмотрен с целью ужесточения штрафных санкций. Конкретные действия были предприняты для реализации положений Венской конвенции по защите озонового слоя и Монреальского протокола по сокращению производства и использования озоноразрушаю-щих веществ. Правительство КНР придает огромное значение «Рамочной конвенции ООН по изменению климата». Китай принял активное участие в деятельности, связанной с конвенцией и предпринимает меры по предотвращению увеличения эмиссии в атмосферу газов «парникового эффекта».
В связи с принятием концепции устойчивого развития совершенствовалось законодательство, имеющее отношение к контролю над загрязнением морей и прибрежной зоны, защите морских экосистем. Согласно принятым предписаниям, морские рыбные ресурсы были также поставлены под защиту. С целью защиты морских видов, находящихся под угрозой исчезновения, были определены границы морских природных заповедников (резерватов) [6]. Усилился экологический мониторинг, в связи с чем улучшилась охрана прибрежной зоны. В дополнение к этому в Китае велась работа по «устойчивому использованию» морских ресурсов, применялась стратегия искусственного их восстановления (искусственное разведения рыб, креветок, устриц, морской капусты и т. д.).
Созданное в 1984 г. в КНР Государственное управление по охране окружающей среды (НЕРА) было призвано координировать усилия по охране окружающей среды в масштабах всего Китая. Оно создавало мониторинговую сеть, определяло порядок наблюдения, привлекало к этому процессу, по мере необходимости, различные ведомства и организации.
В 22-х провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения были созданы местные управления по охране окружающей среды, непосредственно подчиняющиеся центральному Государственному управлению.
По сообщениям ГГУ ТЦТЦС КНР, им была разработана методика оценки так называемой «экологической составляющей» ВВП. Это означает введение в недалёком будущем обязательного порядка расчёта степени влияния экономического фактора на состояние окружающей среды, а также отрицательного воздействия ухудшения экологической обстановки на экономику. Данная методика уже применяется в 6 городах и провинциях, в частности в Пекине, Шанхае и Цзилине [3].
В последние годы в Китае наблюдается рост числа экологически неблагополучных районов. Так, во второй половине 2006 г. Госсовет КНР принял «Программу предотвращения и ликвидации загрязнения в бассейне р. Сунхуацзян (Сунгари)», рассчитанную на 2006-2010 гг. Примечательно, что в эту программу включены не только провинции Цзилинь и Хэйлунизян, расположенные в бассейне реки, но и Автономный район Внутренняя Монголия [5].
В рамках проводимого китайским правительством курса на изменение экологической ситуации в КНР китайские власти опубликовали список самых экологически грязных районов страны.
По показателю «самый загрязненный воздух» отличилась северо-восточная провинция Шаньси, которая является крупнейшим в стране эмитентом парниковых газов. Поскольку в провинции действует множество угольных ТЭС, за минувший год там выброшено рекордное в КНР количество двуокиси серы — 1,8 млн тонн [4].
Наиболее грязные в Китае реки и пруды расположены на юге страны — в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Там в водоемы сливается огромное количество промышленных отходов. В нечистоплотности уличен и популярный среди российских туристов остров Хайнань. Расположенный на нем город Санья страдает от проблем с утилизацией канализационных отходов.
Самым чистым районом Китая по-прежнему остался Тибет. Там практически не существует промышленных предприятий, поэтому эмиссия загрязняющих веществ в окружающую среду крайне низка. Власти также упомянули об успехах столицы 0лимпиады-2008 Пекина в борьбе за улучшение экологической обстановки.
Саммит «большой восьмерки», состоявшийся на Хоккайдо в конце августа 2008 г., показал, что темой дискуссий мировых лидеров стали не только политические или экономические проблемы, но и вопросы экологии.
Безусловно, экологическая катастрофа в КНР стала тяжким бременем для населения, теряющего здоровье, и источником волнений и протестов людей, живущих в стране, которая представляет реальную экологическую угрозу для всего мира. Озабоченность и протесты жителей страны, участившиеся с 2011 года, угрожают внутриполитической стабильности.
Массовые беспорядки в связи с экологическими проблемами вспыхивают во многих регионах Китая. Наиболее яркие из них — протесты против строительства завода по переработке медной руды на юге в г. Шифан провинции Сычуань, против работы химического завода «Фуцзя» в г. Далянь провинции Ляонин, против расширения нефтеперерабатывающего завода в крупном портовом городе Нинбо. Настоящий экологический бунт вызвали планы властей по сооружению трубопровода для сброса отходов с бумажной фабрики в г. Цидун недалеко от Шанхая. Канализационный трубопровод по проекту должен был сливать отходы прямо в рыболовецкую гавань.
Причем проходят массовые акции в довольно жесткой форме и сопровождаются столкновениями протестующих с полици-
ей, нападениями на административные здания и полицейские машины. Тысячи людей все чаще выходят на митинги, выражая общее социальное недовольство политикой правительства. При этом все чаще участие в акциях принимает молодежь, что, конечно, вызывает особую обеспокоенность властей. По данным министерства защиты окружающей среды КНР за последние 15 лет количество экологических протестов ежегодно увеличивается примерно на треть при неизменном росте численности их участников. Отстаивая свое право на жизнь в экологически безопасных условиях, протестующие добиваются отказа руководства страны от вредных производств.
Небывалые темпы экономического развития страны и стремление к неконтролируемому потреблению уже сейчас привели Китай к экологической катастрофе. Ситуация в Китае настолько тяжела, что затрагивает практически все сферы жизни общества, начиная с загрязнения окружающей среды и угрозы здоровью и жизни населения до проблем с внутриполитической стабильностью и имиджем страны. И нельзя забывать, что нашу страну экологические бедствия китайцев касаются напрямую.
При относительной дешевизне китайских товаров и обеспеченности населения рабочими местами реальная цена, которую жители КНР платят за политику властей, стремящихся к мировому первенству, неизмеримо выше.
Литература
1. Ван Е, Чжан Хэфан. Научные исследования взаимно гармоничного развития населения, окружающей среды и экономики // Щэнчаньли яньцзю, 2005. — С 6З. переведено с китайского языка
2. Дин Юаньчжу. Десять крупных факторов, влияющих на развитие страны в ближайший и среднесрочный период // Ляован синьвэнь чжоукань. — 2003. — №28. — С. 68. Переведено с китайского языка
3. Чжунго КНР: Стратегия обеспечения устойчивого развития: Доклад за 2008. — Пекин: Наука, 2008. — С. 128.
4. Чжунго. Китай: согласованное развитее человека и природы // Чжунго цзинцзи шибао. — 2004. — 26 марта.-переведено с китайского языка
5. Чжунго. КНР: Стратегия обеспечения устойчивого развития: Доклад за 2008. — Пекин: Наука, 2008. — С. 133.
6. China's Clean Air Price Tag: U.S 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.usembassy-china.org.cn/ переведено с английского языка
тенденции и проблемы развития лесопромышленного комплекса вьетнама в контексте развития лпк стран азиатско-тихоокеанского региона
Нгуен Ван Лок,
аспирант кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова
В статье анализируются текущие тенденции развития лесопромышленного комплекса Вьетнама, рассмотренные в контексте развития лесного сектора развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Выявлены ключевые последствия изменения структуры лесопромышленного комплекса страны в 2000-е гг., рассмотрены основные проблемы отраслей деревообработки и мебельной промышленности Вьетнама, предложены пути их решения.
Ключевые слова: страны Азиатско-Тихоокеанского региона, лесной сектор, лесопромышленный комплекс, деревообработка, мебельная промышленность
УДК 330.131 ББК 65.261
Распространение современной модели потребления на обширных территориях стран Юго-Восточной Азии привели во второй половине 1990-2000-х гг. к кардинальному изменению образа жизни сотен миллионов людей в этом регионе, а также в странах Южной Америки и других регионах мира. Обслуживание нового формата потребностей «новых индустриальных стран», перенос производства в развивающиеся страны создали в регионе ЮВА крупнейший мировой центр лесопереработ-ки, который по производительности труда, однако, ещё отстаёт от мировых лидеров, хотя и вплотную приближается к показателю развитых стран и среднемировому значению.
Китай в 2000-х гг. становится основным игроком восточно-азиатского и мирового рынков круглого леса, а с 2010 г. являет-
ся мировым лидером в лесном секторе производства, обогнав США. Мебельная промышленность во Вьетнаме в 1990-2011 гг. росла самыми быстрыми в АТР и в мире темпами, что является отражением сложившегося в стране благоприятного инвестиционного климата и представляет возможности для дальнейшего совершенствования производства в данной отрасли.
Предпосылка исследования данной проблемы заключается в возможности выделения особенностей, характеризующих сегодняшнее состояние лесопромышленного комплекса стран АТР и перспективы его развития, которые определяют и приоритеты развития ЛПК в отдельных странах региона, включая Вьетнам. Исследовательский аппарат данной статьи базируется на системном анализе тенденций развития отрас-