Научная статья на тему 'Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития РФ'

Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудин М.Н.

Переход к рыночным процессам в России привел к разукрупнению многих хозяйствующих единиц и появлению большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В развитых странах мира субъекты малого бизнеса уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная, составляющая сильной национальной экономики. Они обеспечивают увеличение занятости, создают большую часть валового внутреннего продукта, развивают наукоемкие, инновационные и рисковые виды деятельности и, таким образом, способствуют, экономическому росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития РФ»

спасение утопающих

государственная политика

и регулирование инноваций

в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития РФ

Переход к рыночным процессам в России привел к разукрупнению многих хозяйствующих единиц и появлению большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В развитых странах мира субъекты малого бизнеса уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Они обеспечивают увеличение занятости, создают большую часть валового внутреннего продукта, развивают наукоемкие, инновационные и рисковые виды деятельности и, таким образом, способствуют

экономическому росту.

Как известно, правительство РФ объявило о переходе экономики на инновационный путь развития. В западных странах приоритет в вопросах инноваций принадлежит именно малому бизнесу, тогда так корпорации внедряют их научные разработки в производство такое разделение труда ведет к повышению общей эффективности экономики.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие учёные, является одним из главных условий перевода функционирования хозяйства на рыночные рельсы, играет серьёзную роль в стимулировании инновационной активности в сфере малого и среднего предпринимательства. Это регулирование процессов, пронизывающих всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность предпринимателей, в конечном счёте, ориентировано на удовлетворение конкретных общественных потребностей через рыночный успех коммерциализации новшеств.

Дудин М.Н.

ст. преподаватель кафедры «Менеджмент организаций» Российской академии предпринимательства

малый

оп I

главная функция _государства

в условиях

.рыночных

отношении

защита свободы _личности,

собственности и предпринима-_тельства

Действенным рычагом регулирования инноваций является экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок (в первую очередь, технологий двойного назначения) в страны, где их использование может нанести ущерб национальной безопасности и мирового общества.

Государству приходится регулировать инновации, так как научные знания являются не конкурентными и неотчуждаемым общественным товаром. Частный сектор не в состоянии взять на себя функции финансирования науки в полном объёме по одной простой причине -это привело бы к возрастанию издержек производства, а значит, к уменьшению прибыли. Масштабность средств для реализации крупных инновационных проектов часто связана с необходимостью приобретения дополнитель-.1х активов, которые находятся под особым тролем государства. Это дороги, электричество, газ, связь, и т. д.

Очевидно, что стоимость услуг и товаров на ,шке естественных монополий во многом ределяет эффективность инновационной ятельности, связанной с их использованием. естве меры стимулирования государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность монополиста в данной сфере.

Выход из этого замкнутого круга состоит в том, что часть непосредственных расходов принимает на себя государство. Оно, как правило, финансирует не только фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых по различным причинам не могут найти в ближайшее время широкого применения в коммерческом секторе. Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности и предпринимательства, которое по своей сути является просто инновацией.

Активно работая в инновационной и научной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собс-

твенные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются:

• увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;

• обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

• повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

• улучшение экологической обстановки и т.д. Необходимость обустройства экономической жизни страны - это главный стимул для развития национальной инновационной системы на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний Необходимость регулирования и стимулирования инновационной деятельности, с одной стороны, связана с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, обусловлена ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов.

Кроме того, необходимость стимулирования нововведений в переходной экономике РФ порождена кризисными тенденциями в науке, производстве и потребностью выхода из стагнации.

Рассматривая инновационную политику государства и малых инновационных предприятий, можно увидеть, что в основе здесь лежит управление изменениями с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, модификации различных сторон деятельности предприятий. В свете перехода экономики на инновационный путь развития напрашивается вывод о целесообразности активного укрепления позиций российского малого бизнеса. В связи с тем, что во всех развитых странах именно малый бизнес является основой среднего класса, степень развития которого предопределяет качество уровня жизни населения, то без стабильного, систематично и поступа-

кризис заставляет срочно делать то, что планировали на перспективу и постоянно откладывали

малый бизнес

мировая практика свидетельствует, что

_без определенных

государственных

_преференций,

_в том числе

финансовых, малое

_предпринима-

_тельство

_развиваться

_не может

тельно развивающего сектора малого бизнеса нет ни благополучного общества, ни цивилизованной государственной системы. На инновационную политику государства и малых предприятий оказал большое влияние кризис 1998 г., который положительно способствовал повышению эффективности инновационной деятельности.

Отторжение инновационной политики предприятиями, работающими по-старому, подрывает их стабильность в мире постоянных изменений. Кризис заставляет срочно делать то, что планировали на перспективу и постоянно откладывали.

Большинство из предыдущих программ развития инноваций в сфере малого предпринимательства, начиная с 1990-х годов, хоть и вели на каких-то этапах к количественному росту субъектов этого бизнеса, но не способствовали ерьез его легализации, становлению разум, с точки зрения реальных потребностей населения, структуры. Выделим основные проблемы, с которыми сталкивается в настоящее емя малый бизнес.

к, в России на малый бизнес ложится доста-очно высокое налоговое бремя. Сегодня бщая налоговая нагрузка на предпринимателей составляет не менее 50-60%, поэтому многие из них уходят в «тень». Другой проблемой является доступ к финансовым ресурсам. Однако этот вопрос постепенно решается, поскольку банки в 2006 г. начали активно кредитовать малый бизнес, диверсифицируя свои кредитные портфели. Очевидно и то, что малый бизнес сталкивается с большим количеством бюрократических барьеров, в том числе на местном уровне.

Поддержка инноваций в сфере малого предпринимательства должна стать пятым национальным проектом. Лишь в этом случае чиновники и депутаты Госдумы обратят внимание на нужды данного сектора.

Развитие инноваций в сфере малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах страны и во многом зависит от отношения территориальных орга-

нов власти. В Москве в этом плане ситуация существенно лучше, чем в России в целом. Так, в столице заработали Московский венчурный фонд и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, строятся технопарки и бизнес-инкубаторы, у предпринимателей есть возможность на правах соинвестирования построить себе помещения в бизнес-центрах. В России инновации в основном сосредоточены в малом и среднем бизнесе, в сферах обслуживания и торговли, что сильно отличается от экономически развитых стран, где они играют важную роль практически во всех отраслях экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.п. Способы решения все этих проблем достаточно очевидны: необходимо снижать налоги и устанавливать льготы для малого бизнеса, бороться со злоупотреблениями бюрократии. Важным моментом в развитии системы господдержки и регулирования малого предпринимательства должна стать более тесная интеграция малых предприятий с крупными путем внедрения различных схем их взаимодействия. Вместе с тем, именно сейчас сложилась благоприятная обстановка для развития инноваций в сфере малого бизнеса, так как он может быть подключен к национальным проектам. Представители тридцати организаций малого и среднего бизнеса, в числе которых «ОПОРА России», «Деловая Россия», «Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства», обратились с письмом к президенту Владимиру Путину, в котором просят главу государства сделать поддержку малого и среднего бизнеса новым национальным проектом. По мнению подписантов, это должен быть более значимый проект, чем «Здравоохранение» и «Образование». Предприниматели готовы выступить со своими предложениями. За их основу может быть взята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)», разработанная общественной организацией малого бизнеса. Этот документ предусматривает необходимость принятия закона о государствен-

в настоящее время Россия участвует в международной инновационной деятельности только как поставщик высококвалифицированных кадров

малый бизнес

^В 2ж

оп §

важность

государственного _регулирования

_инновационных

процессов вызвана, в первую очередь, _их возрастающим _значением

_для экономики

и общества в целом

ной политике в отношении субъектов малого бизнеса. Идея заключается в том, что каждое министерство будет нести ответственность за развитие малого бизнеса в сфере своего управления. Координатором этой работы предполагается сделать Минэкономразвития. Мировая практика свидетельствует: без определенных государственных преференций, в том числе финансовых, малый бизнес развиваться не может. Развитие инноваций в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители предпринимательских объединений.

Бизнесмены, в частности, требуют усовершенствовать законодательную и нормативную базу, создать некий федеральный орган, отвечающий за развитие малого и среднего пред-нимательства, поддержать его в вопросе спечения производственными и земельны-площадками, а также помочь материально, ом числе и за счет бюджетных средств. Также предлагается значительно упростить бухгалтерию малых предприятий, стимулиро-ть кредитование, облегчить доступ к прива-ации недвижимого имущества, развивать изнес-инкубаторы, в том числе и в студенчес-ой среде. Все эти меры помогут малому бизнесу к 2010 году удвоить объем своей продукции и, возможно, удвоить ВВП. Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из её целей состоит в привлечении средств, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений.

Государственная стратегия в области международной научно-технической кооперации должна быть дифференцирована по странам и регионам мира. Это позволяет увеличить суммарную эффективность международных связей и открыть целый пласт нетрадиционной научно-организационной деятельности: координацию и управление финишным этапом в научно-техническом прогрессе - созданием под ключ сложных производственных систем, производящих конкурентоспособные това-

ры или услуги, пользующиеся повышенным рыночным спросом.

В настоящее время Россия участвует в международной инновационной деятельности только как поставщик высококвалифицированных кадров, так как внутри страны нет достаточного спроса на научные разработки и отсутствует заинтересованность развивать услуги в сфере образования и воспроизводства внутренней базы. Всё это ведёт к утрате уникального интеллектуального инновационного ресурса, что является недопустимым в настоящее время. Таким образом, в настоящее время необходимо улучшить взаимодействие органов местного самоуправления с объединениями субъектов малого предпринимательства по конкретизации деятельности последних в реализации национальных проектов. Необходимо пересмотреть концепцию государственной политики в отношении малого бизнеса, переориентировать ее на достижение целей социально-экономических реформ путем эффективного использования возможностей сектора малого предпринимательства.

Способность к инновациям в настоящее время стала одним из важнейших условий безопасности государства. Это положение имеет внутреннюю и внешнюю составляющие. Что касается международной стороны, речь здесь идёт об обеспечении научно-технологической безопасности, отсутствии мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям.

Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики, увеличивается доля наукоёмкого производства и сферы деловых услуг и уменьшается доля сельского хозяйства и добывающей промышленности. Важность государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

Литература

1. Семенушин И. К классификации форм господдержки малого и среднего предпринимательства. // Российский экономический журнал. - 2003. №11-12.

2. Овчинникова Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики. // Управление персоналом. - 2001. - №7. - С. 34-39

3. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало. // Российская Федерация сегодня. - 2004. № 7.

4. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. - М.: Дело, 2006.

5. Бычин В.Б. Персонал в управлении радикальными нововведениями в организации - М.: Информ-Знание, 1999. -400 с.

6. Дергунов В. Развитие системы управления персоналом организации. // Бизнес. - 1999. - №10-12. - С. 24-25.

7. Управление персоналом организации./ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 1997. - 512 с.

малый бизнес

_Л Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.