Научная статья на тему 'Государственная политик а в области пропаганды агрокультурных знаний и подготовки сельскохозяйственных кадров в 1925 - 1935 годах (на материалах Нижнего пов олжья)'

Государственная политик а в области пропаганды агрокультурных знаний и подготовки сельскохозяйственных кадров в 1925 - 1935 годах (на материалах Нижнего пов олжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рокина А. Г.

В статье рассматриваются основные моменты государственной политики в области агропропаганды и подготовки кадров для сельского хозяйства в 1925-1935 гг. в Нижнем Поволжье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF PROPAGATION OF AGRICULTURAL KNOWLEDGE AND PREPARATIONS OF THE AGRICULTURAL STAFFIN 1925 - 1935 (on materials of the Bottom Volga region)

The subject of the article concerns the state policy in the sphere of mass agrarian propaganda and training specialists for agrbulture in the Bottom Volga region in the years of 1925 1935.

Текст научной работы на тему «Государственная политик а в области пропаганды агрокультурных знаний и подготовки сельскохозяйственных кадров в 1925 - 1935 годах (на материалах Нижнего пов олжья)»

Таким образом, кредитная кооперация в годы Первой мировой войны не только оказалась на высоте, но и сумела поднять свой авторитет у государственных органов активным участием в организации военных поставок, выполнив тем самым серьезную государственную задачу

1 См.: Кооперация и жизнь. 1916. № 1. С. 1100.

2 См.: Кооперация и жизнь. 191 7. № 4. С. 89 - 90.

3 См.: Там же. С. 991 - 992.

4 См.: Государственный архив Самарской области (далее ГАСО). Ф. 876. Оп. 1 . Д. 1283. Л. 253.

5 См.: Вестник мелкого кредита. 1 914. № 26. С. 1050 - 1051.

6 См.: ГАСО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 100. Л. 100 - 112.

7 См.: Там же. Л. 188.

8 См.: ГАСО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 38. Л. 90.

9 См.: ГАСО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 33. Л. 118.

10 См.: Там же. Л. 133.

11 См.: Вестник мелкого кредита. 1916. № 1. С. 677.

12 См.: Самарский земледелец. 191 4. № 14 - 15. С. 417.

13 См.: Государственный архив Ульяновской области (далее ГАУО). Ф. 84. Оп. 1. Д. 1290. Л . 210.

14 См.: Там же. Л. 210.

15 См.: ГАУО. Ф.46. Оп. 2. Д. 825. Л. 28, 40, 83, 110.

16 См.: Там же. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1290. Л . 210.

17 См.: Там же. Л . 211.

УДК 94(470.44)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ ПРОПАГАНДЫ АГРОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ И ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ в 1925 - 1935 годах (на материалах Нижнего Поволжья)

Взятый СССР еще в начале периода новой экономической политики государственный курс на «разворот лицом к деревне» продолжал реали-зовываться в Нижнем Поволжье и в середине 20-х гг прошлого столетия.

Сельское хозяйство в этот период времени представляло собой в основном мелкие индивидуальные крестьянские хозяйства, и переход к круп -ному коллективному хозяйству с применением механизации и электрификации требовал больших организационных сил и затрат со стороны государства1. Наряду с этим предстояло разрешить еще ряд немаловажных проблем, таких как проведение землеустроительных работ в помощь бедняцким и маломощным хозяйствам, внедрение агрокультурных мероприятий, направленных на борьбу с засухой, повышение продуктивности в зерновом и животноводческом хозяйствах и т.д.2.

Учитывая весь объем поставленных задач по укреплению сельского хозяйства, существующих специалистов земуправлений было недостаточно для того, чтобы охватить все отсталое сельское население. Поэтому перед местными властями встала проблема укомплектования и укрупнения существующей агрономической сети соответствующими квалифицированными специалистами3. В связи с этим в общественной и практической деятельности села возросла роль деревенской интеллигенции - специалистов сельского хозяйства: зоотехников, землемеров, мелиораторов, трактористов и в особенности участковых агрономов4.

Хотя деревня и находилась на очень низком культурном уровне развития, со стороны крестьянского населения все явственнее возникало стремление к обучению новым перспективным сельхоззнаниям. Для массового просвещения крестьянства в части сельскохозяйственных знаний агропер-соналом проводились агрокультурные мероприятия, которые знакомили население с основными методами ведения хозяйства, новыми перспективами и передовым опытом.

С учетом малограмотности крестьянства обучение строилось по принципу наглядности и практичности. Оно базировалась на таких массовых формах получения знаний, как чтения, беседы, конференции, курсы, сельскохозяйственные кружки, экскурсии, выставки и мероприятия на показательных участках. В беседах и лекциях, как наиболее активных формах обучения, проводимых агроперсоналом, предполагалось обсуждение (как по плану, так и по инициативе населения) самых насущных вопросов сельского хозяйства, ознакомление с популярной сельхозлитературой и распространение ее среди крестьянства5. Для закрепления тем часто использовался наглядный материал и учебные пособия, причем с расчетом на то, что «наиболее

А.Г. Рокина,

соискатель кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

совершенным пособием должна явиться окружающая действительность. Желательно, чтобы в качестве пособий при лекциях применялись предметы в натуре, а не изображения их в таблице или на экране»6.

В течение летнего времени для наиболее заинтересованного крестьянства проводились экскурсии на ближайшие опытные поля для демонстрации практических мероприятий, которые могли бы в дальнейшем быть использованы ими на практике (зяблевая вспашка, снегозадержание, посев многолетних и однолетних кормовых растений, удобрение обедневших почв, посев селекционными семенами и т.д.)7.

Агроперсоналом земорганов на местах организовывались краткосрочные двухнедельные общие сельскохозяйственные курсы продолжительностью до 60 часов. В каждом уезде предполагалось создание таких курсов не менее, чем в 2 населенных пунктах. Наряду с курсами по общей программе проводились и узкоспециальные - по отдельным отраслям сельского хозяйства, а при губернских и республиканских центрах создавались долгосрочные курсы до 8 месяцев по специализациям, таким как пчеловодство, садоводство и огородничество, животноводство и т.д.8.

Вопросам выдвижения рядовых крестьян на руководящие должности уделялось большое внимание. Из циркулярного письма № 1047/201 заместителя заведующего Саратовским Губземуправлением т. Безумнова всем заведующим уездными земуправлениями от 22 февраля 1926 г.: «Завед.Уземуправлениями должны систематически изучать выдвиженцев со стороны деловых их качеств и способностей и вместе с выдвиженцами работать в таком направлении, чтобы создать из выдвиженцев кадр постоянных ответственных земельных работников, причем уже теперь необходимо поставить вопрос о выдвижении наиболее дельных и способных из выдвиженцев на более ответственную работу»9.

С быстрыми темпами развития тракторизации сельского хозяйства Нижнего Поволжья, как одного из способов перехода к более современному ведению хозяйства, и сплочению «вокруг трактора» крестьянства, перед местными органами встает такая проблема, как экстренная необходимость подготовки большого числа квалифицированных кадров.

Вопрос подготовки трактористов и строительства тракторных школ был поставлен еще в конце 1924 г, после того как в Нижнем Поволжье появились первые тракторы. В административных центрах для бывших шоферов и рабочих были созданы двухнедельные курсы трактористов, но результаты оказались весьма слабыми, курсанты были признаны недостаточно квалифицированными и плохо ориентировались в сельском хозяйстве - данная форма обучения была признана непригодной10. С 1925 г. с учетом прошлых ошибок стали организовываться уже трехмесячные и позже четырехмесячные курсы исключительно из числа кооперированного крестьянства, но и это не принесло ожидаемого эффекта11. Выходом из этого положения стало создание тракторных школ в крупных сельскохозяйственных административных районах, готовящих различных специалистов по тракторному делу. Из докладной записки Саратовского губернского РЛКСМ в ЦК РЛКСМ о подготовке трактористов (по материалам Х губернского съезда РЛКСМ 10 - 13 февраля 1925 г): «Поскольку же сам

трактор является универсальной машиной и требует для своей полной нагрузки сноровки и умения - деревня предъявляет спрос не на узкого тракторного извозчика, а на более универсального слесаря-монтера сельхозмашин и орудий, одновременно и монтера-тракториста. ... Поскольку трактор сам по себе является кооператором, т.е. объединяет крестьянина (так как в одиночку даже кулаку приобретать его сложно), он требует такого тракториста, т.е. организатора сельского хозяйства и сельской общественности. ... Может, кой-кого такие чины организатора и кооператора и т.д. [могут] испугать, покажутся чрезвычайно трудными и даже невыполнимы -ми, но иначе быть не может»12.

В октябре 1929 г Нижневолжский крайком ВКП(б) издает постановление «О мероприятиях по ликвидации агрономической безграмотности », в котором были поставлены конкретные задачи по всеобщему вовлечению в работу по агропропаганде учреждений, общественных, профсоюзных организаций и населения: «... Переустройство и подъем сельского хозяйства на новых технических и общественных началах и особенно обеспечение быстрого темпа коллективизации и подъема урожайности требуют агрономической подготовки кадров, а также массовой ликвидации агрономической неграмотности в деревне».

В этих целях Нижневолжский краевой комитет поста -новляет организовать в Нижневолжском крае агролик-безпоход. Основными задачами агроликбез похода в 1929/30 г. являлись:

«а) агрономическая переподготовка кадров партийных, комсомольских, советских, профессиональных, кооперативных, колхозных агроисполнителей в целях повышения качества руководства делом коллективизации сельского хозяйства и подъема урожайности, в частности, организацией и проведением посевных кампаний;

б) ликвидация агрономической неграмотности широких масс, в первую очередь рабочих совхозов, колхозов, батрачества и деревенской бедноты. Особое внимание необходимо было обратить на районы сплошной коллективизации, машинно-тракторные станции и т.д. ...»13.

Основная работа по массовой агропропаганде развертывалась путем создания сети школ агроликбезной грамоты для колхозников и единоличников, бедняков и середняков (обучение 5 - 6 мес.); школ повышенного типа агроликбезпохода для прошедших школу агролик-безграмоты и заочников агроколхозных курсов (до 5 -6 мес.)14. Кроме того, организовывались специализированные курсы различных направлений (полеводство, животноводство, курсы пастухов, чабанов, тракторные курсы , курсы по молочному делу, курсы бригадиров, председателей колхозов, организаторов труда и т.д.) до 4 -5 мес., заочные агроколхозные курсы, годичные колхозные университеты. Во всех образовательных учреждениях, в том числе в пунктах общего ликбеза и сети партийно-комсомольского просвещения в обязательную программу обучения вводился агрочас.

Другим не менее важным методом агропросвещения явилось повсеместное чтение докладов, лекций, организация бесед на общих колхозных собраниях, в избах-читальнях, школах, сельхозкружках, трансляция радиопередач; проведение различных показательных практических мероприятий по растениеводству и животноводству (показательный засев семян, правильное возделы -

вание культур, кормление молодняка, дойка и т.д.). Уже в 1929 - 1930 гг. агроликбезом по Нижневолжскому краю было охвачено 986 160 человек, или 18,3% всего насе-ления15.

Вопросам выдвижения, как способу непосредствен -ного вовлечения крестьянства в дело развития сельско -го хозяйства, в этот период также уделялось достаточно большое внимание. В 1931 г. в результате проведения курсовой подготовки выдвиженцев только по 20 выбо -рочно обследованным колхозам края (всего колхозов в 1 931 г насчитывалось около 3 тыс.) было подготовлено 955 человек, из которых 407 рядовых колхозников было выдвинуто на руководящую работу и 250 лучших удар -ников в качестве помощи отстающим колхозам командированы в другие районы16.

На местах под руководством местных властей велась активная вербовка в окружные сельскохозяйственные учебные заведения. Так, по распоряжению ЦК ВКП(б) в сельскохозяйственные втузы в 1930 г. необходимо было завербовать 1000 курсантов, а в 1931 г. - уже 2000 и максимально расширить сеть подготовительных курсов для поступающих. Широкое применение получила также заочная форма обучения на различных курсах и в учебных заведениях. По сводкам о состоянии агрокол -хозных заочных курсов в крае на 5 апреля 1930 г, всего было принято на обучение 3539 человек17.

Таким образом, на 1 апреля 1931 г в Нижневолжском крае по массовым квалификациям было подготовлено 94 113 специалистов, из них: председателей кол -хозов - 2095 человек, ветеринаров - 1865 человек, жи -вотновсдов - 2644 человек, трактористов различной квалификации - 17 820 человек и т.д .18.

Вторая пятилетка поставила перед сельским хозяйством следующие задачи: окончательное завершение технической реконструкции, увеличение производительности и продуктивности, дальнейшее укрепление и расширение колхозов и совхозов, применение всех достижений агрономии и зоотехники, внедрение агротехнических мероприятий, таких как правильные севообороты, внесение минеральных удобрений, борьба с засухой и т.д.19.

В этот период отмечалась крайняя отсталость живот -новодства, недостаток и низкая квалификация животно -водческих, ветеринарных и зоотехнических кадров. Специализированные учебные заведения из-за слабой по -становки образовательной работы не смогли в достаточной степени обеспечить кадрами эту отрасль сельского хозяйства. Из докладной записки Народного Комис -сара земледелия АССРНП в Обком ВКП(б) и Совнарком АССРНП о состоянии вербовки курсантов в сельскохозяйственные учебные заведения Республики от 18 августа 1933 г: «Согласно Вашему отношению от 16 августа с .г. за № 1302 Наркомзем представляет нижеследующий материал о своей системе и ходе подготовки к началу учебного года по с/х учебным заведениям:

... Краснокутский техникум животноводства принимает 120 человек, имеет 47 заявлений, из них не допущено к испытаниям два человека, являющихся по своему социальному происхождению выходцами из семей со -циально чуждых. Техникумом высланы в кантоны вер -бовщики. Техникум еще не обеспечен преподавательскими кадрами, нет химика и математика ... Слабо ведется ремонт помещений по этому техникуму, и нет гарантий, что он будет своевременно закончен.»20.

Поэтому для преодоления сложившегося кризиса в животноводстве ЦК ВКП(б) на места были направлены соответствующие директивы об исправлении положения, качественном улучшении подготовки ветеринарных и зоотехнических кадров высшей, средней и массовой квалификации, снабжении соответствующей литературой всех животноводческих организаций21.

Во время второй пятилетки начало широко развиваться социалистическое соревнование и движение за освоение новой техники. Повсеместно к развертыванию техучебы и техпропаганды среди населения привлекались заинтересованные организации, проводились конкурсы по подготовке и переподготовке кадров для обслуживания сельхозмашин, создавались новые курсовые сети и стационарные школы по подготовке трактористов, комбайнеров и шоферов, технических и агротехнических кружков. Под контролем земельных органов при машинно-тракторных станциях, колхозах и совхозах про -водился технический экзамен22.

В итоге к середине 1930-х гг. основными особенностями государственной кадровой политики по подготовке массовых аграрных кадров стали такие моменты, как:

1) создание массовых кадров новой агротехнической интеллигенции из крестьянства;

2) организация системы выдвижения на руководящую сельскохозяйственную работу кадров из среды самих колхозников из числа самых активных и имеющих большой практический опыт;

3) создание массовых краткосрочных и долгосрочных курсов подготовки колхозных кадров массовой квалификации при совхозах, машинно-тракторных станциях, школах крестьянской молодежи, вузах, сельскохозяйственных техникумах, школах второй ступени и т.д.;

4) создание кадров высшей квалификации путем расширения сети образовательных учреждений; осуществление пропаганды и широкого вовлечения в сельскохозяйственные вузы и техникумы колхозной молодежи;

5) использование достижений в сельском хозяйстве как отечественных ученых, так и зарубежных специалистов и в связи с этим поддержка молодых научных кадров и широкое практическое привлечение их к решению текущих задач в сельском хозяйстве.

Безусловно, рассмотренный выше десятилетний опыт подготовки массовых кадров планомерно создаваемых для укрепления и подъема сельского хозяйства и перехода его от примитивного к сложному, механизированному в столь тяжелых социально-экономических условиях - уникальный пример для современников. Такие забытые формы подготовки кадров, как выдвижение с низовых на руководящие должности наиболее перспективных кадров, организация показательных участков, станций и лабораторий, трансляция заочного обучения в установленные часы по радио, альтернативные дистанционные формы обучения («Сельхозполитехни-кум на дому»), могли бы с успехом существовать и сегодня для подготовки самых необходимых и передовых кадров, способных поднять на новый уровень экономику страны.

1 См .: ГАСО. Ф. 522. Оп. 3. Д. 110. Л. 32.

2 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен-ций и пленумов ЦК. М., 1 970. Т. 3. С. 1 59 - 1 62.

3 См.: ГАСО. Ф. 521. Оп 1. Д. 1524. Л . 42.

4 См.: Там же. Ф. 313. Оп. 1. Д. 3632. Л. 8.

5 См.: ГАНИСО. Ф. 27. Оп. 3. Д. 1285. Л . 3.

6 Там же. Д. 1 008. Л. 28.

7 См.: ГАСО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 4137. Л . 9об., 10, 10об.

8 См.: Там же. Д. 41 50. Л . 1 65.

9 ГАНИСО . Ф. 27. Оп. 4. Д. 132. Л . 102, 102об.

10 См.: Там же. Ф. 27. Оп. 3. Д. 950. Л. 84.

11 См.: Там же. Ф. 521. Оп. 1. Д. 2021. Л. 43.

12 ГАНИСО. Ф. 27. Оп. 3. Д. 950. Л. 77, 77об.

13 ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 2. Л . 365, 366.

14 См.: Там же. Д. 230. Л. 49 - 50.

15 См.: Там же. Д. 320. Л. 29.

16 См.: Саратовская партийная организация в годы социалистической индустриализации страны и подготовки сплошной коллективизации сельского хозяйства: документы и материалы . Саратов, 1960. С. 327; ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 280. Л. 17.

17 См.: История Саратовского края 1917 - 1965 гг.: сб. документов. Саратов, 1967. С. 212; ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 230. Л. 43.

18 См.: ГАСО. Ф. 522. Оп. 3. Д. 60. Л. 48.

19 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971. Т. 5. С. 36, 67.

20 ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2006. Л . 49.

21 См.: ГАСО. Ф. 522. Оп. 3. Д. 262. Л. 1 - 2.

22 См.: ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 647. Л. 16 - 19.

УДК 94(470.44)

САРАТОВСКАЯ ЕПАРХИААЬНАЯ МИССИЯ И БААГОТВОРИТЕАЬНОСТЬ В НОВЫХ ОБШЕСТВЕННО-ПОАИТИЧЕСКИХ

УСАОВИЯХ (1905 - 1914 гг.)

О.Н. Савицкая,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Волгоградский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

Много конфессиональность всегда являлась одним из важнейших факторов общественно-политической и религиозной жизни Саратовской губернии. По официальным данным, относящимся к 1912 г, православные вместе с единоверцами составляли 88% населения губернии1. Однако рядом с ними издавна жили старообрядцы и сектанты всех толков и согласий, католики, лютеране, мусульмане, язычники. Саратовская губерния занимала третье место в Российской империи по количеству старообрядцев и сектантов после Пермской и Донской губерний.

Миссия была одним из важнейших направлений деятельности Саратовской епархии. Она заключалась в обращении нехристианских народов и возвращении «отпадших» в лоно православия. Во главе миссии стояли два миссионерских общества: братство Святого Креста (его деятельность была направлена в основном на ослабление старообрядчества и сектантства) и Саратовский епархиальный комитет Всероссийского миссионерского общества (боровшийся с влиянием ислама на местных православных чувашей и пережитками язычества в их среде).

Манифест 17 апреля 1905 г о веротерпимости вызвал своеобразный «обвал» старых, веками сложившихся отношений между православной церковью, государством и неправославными конфессиями. Он предоставлял свободу вероисповедания всем религиям на территории России, право регистрации конфессиональных объединений, перехода в другую веру. И хотя многое из этого носило декларативный характер, не было гарантировано на практике, требовалось внесение существенных корректив в сложившуюся систему межконфессиональных отношений и религиозную политику самого государства.

В первые годы после Манифеста возросло число «отпадших» от православия, хотя и не так значительно, как того опасались многие противники Манифеста. Так, в Саратовской губернии сектантов на 1 января 1912 г. числилось 11 395 человек, из них 820 стали таковыми после Манифеста 17 апреля 1905 г. (505 - от православия и 315 - от иноверия)2. После периода «обвала» 1905 - 1908 гг. религиозная жизнь стабилизировалась. Количество православных неуклонно возрастало, и не только благодаря естественному приросту, но и за счет увеличения количества присоединившихся. Случаи «отпада» от православия по большей части означали возвращение людей к уже давно исповедуемой религии.

Но, пожалуй, более опасным явлением нового времени стало широкое распространение в обществе религиозной индифферентности и атеизма. Старые формы и методы миссионерской работы были построены на попытке переубедить верующего человека, но что делать с тем, кто невосп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.