ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
© Бадмаева С.Ю.*
Восточно-Сибирский государственный технологический университет,
г. Улан-Удэ
В статье рассмотрены источники финансирования сельского хозяйства Республики Бурятия. Проанализированы основные направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Показано влияние господдержки на эффективность аграрного производства.
Регулирование аграрного сектора является сложной и многогранной проблемой. В современных условиях развития экономики страны учеными-экономистами признается необходимость существенного усиления роли государства в стимулировании экономического роста и повышении социальной стабильности в стране. Многолетний опыт развитых стран и практика России за последние десятилетия подтверждают, что в условиях рынка только при участии государства сельское хозяйство сможет эффективно развиваться [2].
В Российской Федерации, в отличие от зарубежных стран с развитым аграрным сектором, до сих пор не выработана четкая методология государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Практически в каждом субъекте разрабатываются свои подходы, порой приводящие к распылу бюджетных ассигнований и неэффективному их использованию [3].
Формирование эффективно действующего механизма государственной поддержки сельского хозяйства особенно актуально для Республики Бурятия, занимая около 6,9 % территории, имея около 4,9 % населения Сибири. Сельское хозяйство играет особую роль в Республике Бурятия, определяя не только специфику экономики, но и жизненный уклад значительной части населения. Оно весомо влияет на рост национального дохода и подъем уровня жизни населения.
Источником всех видов финансирования сельского хозяйства является федеральный и республиканский бюджет. Во многих регионах средства федерального бюджета составляют 10-12 % от общего размера региональной поддержки, т.е. механизм государственной поддержки сельского хозяйства направлен на использование в большей степени бюджетных средств регионов, чем федеральных, что было характерно и для Республики Бурятия в 2003-2006 гг. (табл. 1).
* Ассистент кафедры «Экономика, организация и управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг».
Таблица 1
Господдержка сельхозтоваропроизводителей Республики Бурятия, за счет средств федерального и республиканского бюджета, млн. руб.
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Федеральный бюджет 173,4 26,1 38,8 34,7 275,2 432,0 1198,8 587,5 568,8
Республиканский бюджет 119,2 95,5 145,8 182,2 273,9 282,1 414,3 486,8 273,7
Всего 292,6 121,6 184,6 216,9 549,1 714,0 1613,2 1074,2 842,5
Однако с 2007 г. ситуация обстоит иначе. Сумма финансирования сельского хозяйства из федерального бюджета стала превышать сумму республиканских ассигнований. Если в 2007 г. доля центра в финансировании отрасли составляла ровно половину, то в 2009 г. - 74,3 %, т.е. бюджетные ассигнования республики составляли лишь четвертую часть средств. В 2011 г. запланировано получение господдержки сельхозтоваропрозводителями из федерального бюджета в 2,1 раза больше, чем из республиканского.
Таким образом, в структуре финансирования АПК Республики Бурятия в исследуемый период не наблюдается четкой тенденции в преобладании ни одного из бюджетов.
В 2010 г. государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в республике Бурятия осуществлялась в основном в рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы (РЦП) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2010год», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 декабря 2009 года № 461 и трех региональных экономически значимых программ:
- «Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия на 2009-2012 годы»;
- «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.03.2009 г. № 64;
- «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 20092012 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.04.2009 г. № 129.
Кроме того, в республике проводится работа по реализации мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года».
С 2011г. начала действовать РЦП «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 гг. и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.10.2010 г.
168
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
№ 444, целью которой являются: устойчивое развитие сельских территорий за счет обеспечения достойного качества жизни сельскому населению; повышение конкурентоспособности республиканского агропромышленного комплекса за счёт внедрения инновационных технологий и новых продуктов в сельскохозяйственное производство; обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.
На реализацию мероприятий вышеупомянутой целевой программы планируется израсходовать из республиканского бюджета 7939,374 млн. руб., в том числе в 2011 год - 278,742 млн. руб., что позволит достичь в 2020 г. к уровню 2009 года роста производства продукции сельского хозяйства в 3,5 раза, в сопоставимых ценах - в 1,5 раза; производительности труда в сельском хозяйстве - в 3,5 раза, в перерабатывающих отраслях - в 1,8 раза; среднемесячной заработной платы в сельскохозяйственных организациях в 5,5 раза; объема реализации продукции сельскохозяйственными организациями в 5,8 раза; налоговых платежей в бюджет по организациям агропромышленного комплекса в 4 раза.
В Республике Бурятия бюджетная поддержка в среднем за последние пять лет осуществляется по 19-22 направлениям, но имеет четко обозначенные приоритеты - ускоренное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства: животноводства и растениеводства, субсидирование процентной ставки Центрального Банка РФ по кредитам и развитие сельских территорий (табл. 2).
Из представленных данных можно заключить, что наибольший объем финансирования сельского хозяйства в был произведен в 2009г. в размере 1631,2 млн. руб. Отчасти, это связано с тем, что впервые в республику через ОАО «Росагролизинг» были завезены энергонасыщенные тракторы мощностью до 500 л.с. марки «Buller», New-Holland, посевные комплексы с шириной захвата от 8,5 до 12,2 м «Salford», культиватор-глубокорыхлитель «Salford» и опрыскиватель «Amazone», а также кормозаготовительная техника.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в 2007-2008 гг. среди наиболее приоритетных направлений государственной поддержки сельскохозяйственного производства республики явились мероприятия, направленные на повышение доступности кредитов (34,7 и 33,8 % соответственно). В последние же годы отмечено основное снижение финансирования по субсидированию процентных ставок по кредитам, полученным в коммерческих банках. Это связано с отсутствием или недостаточностью залогового обеспечения или поручительства для получения кредита, и увеличением процентной ставки за пользование кредитными ресурсами и одновременно снижением учетной ставки рефинансирования Центробанка РФ.
В настоящее время наибольшая доля средств государственной поддержки направляется на ускоренное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства: животноводства и растениеводства (47,4 % и 17,5 % соответственно).
Таблица 2
Состав и структура государственной поддержки АПК Республики Бурятия
Наименование мероприятия 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Повышение доступности кредитов 190,8 34,7 241,1 33,8 273,3 16,9 180,3 16,9
Развитие растениеводства 97,3 17,7 149 20,9 157,4 9,8 185,9 17,4
Развитие животноводства 117,7 21,4 127,6 17,9 144,9 9,0 176,7 16,5
Кадровое обеспечение АПК РБ 10 1,8 19,5 2,7 - - 4,3 0,4
Создание системы информационного обеспечения АПК и службы с/х консультирования сельских территорий РБ 6,5 1,2 5,1 0,7 19,9 1,2 1,2 0,1
Развитие сельских территорий РБ 125 22,8 170,5 23,9 165,4 10,3 176,3 16,5
Прочие мероприятия 1,8 0,3 1,3 0,2 3,1 0,2 35 3,3
РЦП Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 гг. (оборудование и техника) - - - - 531,1 32,9 8 0,7
РЦП «Развитие мясного скотоводства в Республике Бурятия на 20092012 годы» (оборудование и техника) - - - - 152,5 9,5 73,3 6,8
РПЦ «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы» - - - - 151,5 9,4 215,8 20,2
Средства резервного фонда, на приобретение кормов, дизельного топлива и стеблеподъемников - - - - 14,1 0,9 13,1 1,2
ВСЕГО 549,1 100 714,1 100 1613,2 100 1069,8 100
Проведенный анализ эффективности бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку сельского хозяйства Республики Бурятия, путем соотношения прироста валовой продукции и объема господдержки показал, что за последние пять лет наиболее эффективно бюджетные средства использовались в 2009 г. (табл. 3).
Объем государственной поддержки в расчете на 1000 руб. валовой продукции сельского хозяйства за анализируемый период увеличился более чем в 1,5 раза: с 52 руб. в 2007 г. до 81 руб. в 2010 г. Однако по сравнению с 2009 г. произошло снижение на 39,4 %.
В 2010 г. на долю государственной поддержки приходится 8,1 % стоимости валовой сельскохозяйственной продукции. Этот показатель значительно ниже, чем в зарубежных странах (в ЕС-36 %, в США-18 %) [3].
Увеличение объема выделяемых средств в расчете на 100га сельскохозяйственных угодий (почти в 2 раза за исследуемый период) объясняется
170
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
лишь значительным ростом самой поддержки, так как площадь используемых сельскохозяйственными предприятиями республики практически не изменилась (-0,01 %).
Таблица 3
Эффективность использования средств государственной поддержки сельхозтоваропроизводителями Республики Бурятия
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Отклонение 2010г., в % от
2007г. 2009г.
Стоимость валовой продукции, млн. руб. 10546,2 11745,6 12086,3 13231,6 125,5 109,5
Объем государственной поддержки, млн. руб. 549,1 714,0 1613,2 1069,8 194,8 66,3
Доля государственной поддержки в стоимости продукции, % 5,2 6,1 13,3 8,1 - -
Объем государственной поддержки в расчете на 1000 руб. валовой продукции сельского хозяйства, руб. 52 61 133 81 155,3 60,6
Площадь сельхозугодий, тыс. га 2141,9 2142,3 2142,2 2141,6 99,99 99,97
Объем государственной поддержки на 100 га сельхозугодий, руб. 25637 33331 75304 49954 194,9 66,3
По нашему мнению, повышению эффективности государственной поддержки может способствовать дифференцирование ставок субсидий в зависимости от достигнутого уровня эффективности производства.
Список литературы:
1. Сельское хозяйство Республики Бурятия. Статистический сборник № 10-07-19 / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010. - 122 с.
2. Соколова Е.С. Обоснование необходимости поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства // Аграрный вестник Урала. - 2008. - № 4 (46).
3. Соловьева Л. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. - 2010. - № 2. - С. 28-30.
ФРАКТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
© Бодункова А.Г.*, Чёрная И.П.*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
Современные тенденции в развитии экономики потребовали создания новых форм и моделей организаций, способных адекватно реаги-
* Старший преподаватель кафедры Менеджмента, соискатель.
* Профессор кафедры Менеджмента, доктор экономических наук, профессор.