ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РОЗНИЧНОГО ИНВЕСТОРА
НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
Аннотация. В статье представлен перечень нормативно-правовых актов, действующих в сфере регулирования деятельности розничных инвесторов на фондовом рынке, проанализирована степень поддержки последних государством. Даны рекомендации по усилению защиты прав и интересов граждан на рынке ценных бумаг.
Ключевые слова. Розничный инвестор, фондовый рынок, защита прав, государственная поддержка, инвестирование.
Matveeva I.Yu.
STATE SUPPORT OF A RETAIL INVESTOR IN THE STOCK MARKET
Abstract. The article presents a list of legal acts in _ force in the _ field of regulation in the activities of retail investors in the stock market, analyzes the degree of support _ for the latter by the state. Recommendations are given to strengthen the protection of the rights and interests of citizens in the securities market.
Keywords. Retail investor, stock market, protection of rights, state support, investment.
Введение
Фондовый рынок представляет собой систему отношений между поставщиками и покупателями финансовых услуг, которая не может полноценно существовать без свободных денежных средств граждан. Гражданин же без доверия к услугам и инструментам фондового рынка будет вести себя довольно консервативно и, как следствие, не произойдет того ускоренного экономического развития, которое закономерно в случае обильного притока средств населения на этот рынок.
В последнее время в России наблюдается повышенный интерес граждан к инвестированию, в связи с чем встает вопрос о защите розничного инвестора, увеличении уровня его доверия к профессиональным участникам фондового рынка и государству в целом. В связи с этим, первостепенной задачей государства совместно с саморегулируемыми организациями (СРО) является поддержка граждан на фондовом рынке, обеспечение их безопасности, чтобы розничные инвесторы не беспокоились о том, что будут обмануты.
Меры по поддержке и защите розничных инвесторов, во-первых, дадут людям возможность получать дополнительный доход и, увеличивая свое благосостояние, граждане тем самым будут улучшать экономику страны. Во-вторых, самому государству нелегко обслуживать государственные пенсии, и накопление на пенсии становится задачей будущих пенсионеров. Без рынка ценных бумаг эту задачу невозможно решить, т.к. обычные банковские депозиты не позволяют накопить гражданам на пенсию по причине того, что проценты по ним, как правило, ниже, чем инфляция [2].
Материалы и методы
При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы статистические и аналитические материалы Банка России, опубликованные на его официальном сайте, Федеральные законы
ГРНТИ 06.73.75 © Матвеева И.Ю., 2022
Ирина Юрьевна Матвеева - аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 (Russia, St. Petersburg, Sado-vaya str., 21). Тел.: +7 911 930-87-12. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 06.05.2022.
РФ по заданной теме, а также статьи и новости, опубликованные в электронных периодических газетах и журналах таких как «Известия», «Закон» и др.
Основные результаты
На сегодняшний момент деятельность граждан на рынке ценных бумаг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
• глава 7 ГК РФ (часть 1), которая содержит в себе основные моменты правового регулирования взаимодействий между участниками финансового рынка, связанные с оборотом ценных бумаг;
• Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (последняя редакция - от
16.04.2022 г.), изменения и дополнения к которому вносились множество раз.
Одним из последних изменений является введение в 2015 году индивидуального инвестиционного счета (ИИС), который позволил гражданам инвестировать на фондовом рынке с возможностью получения налогового вычета. Также 31 июля 2020 года был подписан Закон № З06-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты РФ», где предусмотрено тестирование как условие доступа неквалифицированного инвестора к высокорисковым финансовым инструментам, таким как маржинальное кредитование, фьючерсы и опционы, акции, которых нет в котировальных списках, акции некоторых иностранных компаний, структурные облигации, инвестиционные облигации, рискованные облигации российских компаний и иностранных компаний, иностранные БТБ, ЗПИФы и сделки РЕПО.
Хотелось бы подчеркнуть, что данное тестирование не дает статус квалифицированного инвестора, а лишь позволяет совершить сделку с запрашиваемым инструментом и напоминает о рисках, с которыми связана торговля на бирже. От тестирования освобождаются квалифицированные инвесторы, а также неквалифицированные инвесторы, если торговля происходит в рамках простых финансовых инструментов (ОФЗ, акции российских компаний первого и второго уровней листинга, облигации российских эмитентов с высоким кредитным рейтингом, паи ОПИФов и БПИФов). Здесь целесообразно подчеркнуть, что банки и брокеры заинтересованы в совершении инвесторами как можно большего количества сделок, так как с каждой сделки они получают комиссию. Поэтому прослеживается некоторый диссонанс в том, что законодатель фактически передал функцию по квалификации и тестированию инвесторов брокерам и управляющим, то есть тем, кто заинтересован в том, чтобы как можно больше людей проходили тестирование и получали статус квалифицированного инвестора [2].
Существуют определенные плюсы и минусы тестирования розничных инвесторов. К плюсам можно отнести побуждение граждан к развитию финансовой грамотности в сфере инвестирования на фондовом рынке, а также попытку защитить массового инвестора от ошибочных действий. К минусам автор бы отнес небольшой набор инструментов, доступных для неквалифицированных инвесторов, что может замедлить развитие рынка; обход действующих запретов и норм заинтересованными в получении доступа к высокорисковым финансовым инструментам гражданами, что также плохо может влиять на инвестиционную привлекательность российского фондового рынка; уход инвесторов к иностранным брокерам или в финансовые пирамиды, где убытки граждан могут быть гораздо больше. Для развития фондового рынка защиту инвесторов нужно начинать все-таки не путем ужесточения нормативов для участников, которые находятся в рамках правового поля, а сосредоточиться на сокращении неправового поля;
• Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
№ 46-ФЗ от 05.03.1999 г.
Исходя из этого закона инвесторы имеют право получить достоверную информацию об инвестиционном активе, участниках рынка, а также право на апелляцию (претензию) и на получение компенсации в связи с причинением ущерба профессиональными участниками рынка. Указанная компенсация выплачивается за счет федерального компенсационного фонда инвесторам-физическим лицам, за исключением граждан, имеющих статус квалифицированных инвесторов (ст. 19). Здесь стоит отметить, что розничный инвестор в случае судебных разбирательств является слабой стороной, т.к. практически все грамотные юристы работают на стороне брокеров и банков. Последние дают подписывать гражданам огромное количество документов, исключающих их ответственность. В результате суды занимают сторону брокеров, а не розничных инвесторов.
Более того, все коммуникации с брокером проходят через телефон, мобильные приложения, которые периодически выходят из строя. Практически никто из пользователей этих приложений не фотографирует приказы, которые они посылают брокерам. А суд на сегодняшний момент принимает в основном только письменные доказательства. Из-за этого появляется много неразрешенных вопросов. На сегодняшний день споров мало, но в связи с приходом массового инвестора их количество может увеличиться. Пока этот закон на практике не дает розничным инвесторам практически никаких прав и требует доработки. Так, можно установить правила, аналогичные «Закону о защите прав потребителей», а также большее внимание уделить организации несудебных рассмотрений споров;
• Федеральный Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 октября 2001 г. №156-ФЗ.
Данный закон регулирует экономические отношения по привлечению денежных средств и других активов граждан путем выпуска акций и заключения договоров управления ими с целью их вложения в какие-либо экономические объекты. Управление имуществом фонда ведется в интересах инвестора от лица управляющего;
• Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ, в котором определяются особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств;
• Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02 августа 2019 г. № 259-ФЗ или «Закон о краудфандинге».
Краудфандинг - это современная методика привлечения денежных средств, коллективное инвестирование через интернет. Через специализированные платформы осуществляется финансирование проектов. Годовая сумма вкладов физических лиц ограничена 600 тыс. рублей, а лица, привлекающего инвестиции - 1 млрд рублей. У оператора инвестиционной платформы, занесенного в реестр Центробанка России, капитал должен быть от 5 млн рублей. «Закон о крауфандинге» выводит многие компании в легальное поле, но риски сохраняются;
• в 2017 году в Госдуму был внесен законопроект о необходимости создания системы страхования инвестиций. Законопроект был принят в первом чтении, но своего дальнейшего развития и принятия до настоящего времени не получил.
Сегодня участники фондового рынка и власти вновь заговорили о необходимости создания системы страхования инвестиций граждан на фоне того, как клиенты российского брокера «Универ капитал» в марте 2022 года пострадали из-за принудительной продажи бумаг «Московской биржей» (см.: https://www.asn-news.ru/news/79278). В рамках вышеуказанной продажи бумаг брокера с целью исполнения им ранее взятых обязательств, Национальный клиринговый центр (НКЦ) распродал облигации, принадлежавшие клиентам «Универ Капитал». Объем безвозвратных убытков клиентов компании по итогам этой распродажи составил 173,8 млн рублей (см.: https://iz.ru/1309058/ aleksandr-lesnykh/pervyi-poshel-u-klientov-rossiiskogo-brokera-otniali-ofz). Здесь риск для инвестора был в том, что брокер не отделял активы клиента от собственных бумаг, все они учитывались на едином счете брокера в НКЦ.
Законопроект предусматривает страхование денежных средств и ценных бумаг граждан, размещенных на брокерском ИИС и счете с доверительным управлением, а также в системе депозитарного учета этих счетов. Страховым случаем закон признает аннулирование лицензии профучастника (брокера, управляющего или депозитария), отзыв (аннулирование) у страхователя-банка лицензии и введение моратория на удовлетворение требований кредиторов ЦБ РФ. Страховыми случаями не признаются инвестиционные риски и снижение стоимости инвестиций.
На взгляд автора, для защиты массового инвестора необходимо обеспечить страхование не только средств на ИИС, но и всех средств клиентов на брокерских счетах, а также паев ПИФов независимо от того, является инвестор квалифицированным или нет. Для этого необходимо проработать схему и расширить источники фонда страхования инвестиций. Но это уже отдельная тема, которая выходит за рамки данной статьи и требует отдельного изучения. Что касается вышеописанного случая потери клиентами брокера своих средств, то необходимо законодательно обеспечить отделение клиентских активов от собственных активов брокера. Сегодня только по договорам ИИС брокер не имеет права объединять собственные средства со средствами инвестора и должен учитывать их отдельно.
В рамках раскрытия темы настоящей статьи целесообразно было бы отметить, что на данный момент Минфином России совместно с Банком России, а также в сотрудничестве с научным сообществом и федеральными органами власти были разработаны «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов». В подразделе 3.1 данного документа рассматриваются вопросы повышения защищенности потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также повышения финансовой грамотности. Основные задачи - создание условий для принятия потребителями и инвесторами осознанных решений при использовании финансовых продуктов, инструментов и услуг (повышение уровня финансовой грамотности); создание стимулов для поставщиков финансовых услуг к выстраиванию долгосрочных стратегий повышения удовлетворенности и лояльности клиентов (вопросы корпоративной культуры); повышение эффективности мер противодействия недобросовестным практикам и нелегальной деятельности [1].
Чтобы повысить доверие граждан к профессиональным участникам фондового рынка, в марте 2018 года был принят закон о фидуциарной ответственности для НПФ. Фидуциарная ответственность - это обязанность НПФ обеспечить покупку и продажу каждого актива на наилучших доступных для фонда условиях на момент заключения сделки. На сегодняшний момент Банк России рассматривает введение фидуциарной ответственности на рынке коллективных инвестиций и инвестиционных советников.
Немаловажным аспектом являются льготы по налогам на доходы физических лиц от инвестиций в ценные бумаги. В настоящее время действует ставка 13% для налоговых резидентов, а для нерезидентов -30%. Но государство в соответствии со ст. 219.1 НК РФ предоставляет следующие послабления: если инвестор владел ценными бумагами более трех лет, то он имеет право не уплачивать налог (предусмотрен лимит в размере 3 млн рублей за каждый год владения); по операциям с ценными бумагами высокотехнологичного сектора срок владения снижен с 3 лет до 1 года (пока только до конца 2022 года); предоставление налогового вычета по ИИС при условии, что денежные средства с него не будут выведены в течении трех лет; перенос убытка за отчетный год на следующие налоговые периоды по операциям с ценными бумагами.
В части налогообложения автору видится необходимым увеличить перечень налоговых льгот для граждан-начинающих инвесторов, а также для инвесторов с небольшими суммами вложений. Заключение
Подводя итоги данного исследования, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день государство делает активные шаги в сторону защиты прав и интересов граждан на фондовом рынке. Но еще недостаточно отрегулирован этот механизм отчасти в силу того, что сама индустрия инвестиций на рынке ценных бумаг в России находится на ранней стадии развития. Поэтому на сегодняшний день необходимо изучать опыт стран с развитыми фондовыми рынками, использовать их практику успешного привлечения, взаимодействия и защиты прав и интересов розничных инвесторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023-2024 годов / Центральный банк Российской Федерации. 2021. 31 с.
2. Розничный инвестор мало чем отличается от потребителей банковских продуктов, но защищен гораздо хуже них // Закон. 2021. № 4.