со
мещения, характеризовавшимся сосредоточением производства скоропортящихся продуктов вблизи потребителей её, т.е. вблизи крупных городов и промышленных центров. Урбанизация территории и возникающие крупные городские агломерации уже не обеспечиваются достаточным количеством продукции пригородного хозяйства. Кроме того, высокие цены на землю вблизи крупных городов также не способствуют развитию сельского хозяйства на этих территориях.
С развитием научно-технического прогресса влияние многих факторов изменяется, одних усиливается, других ослабевает. В связи с энергетическим кризисом этот фактор начинает играть немаловажную роль в размещении. Так, птицеводство и, прежде всего, энергоемкое бройлерное производство США в настоящее время сосредоточено главным образом в южных штатах с мягким теплым климатом, где затраты энергоресурсов значительно ниже, чем в других районах. Прежде это производство тяготело к дешевой кормовой базе или к районам потребления продукции.
Во всех странах наблюдается усиление интеграционных процессов на базе углубления специализации и концентрации сельскохозяйственного производства. Но не везде они проходят одинаково. Для США наиболее характерно слияние, либо поглощение смежных производств в интересах ведущей компании. Эта компания выступает в качестве юридического лица, а подразделения - поставщики сырья полностью от нее зависят. В Японии вокруг компании интегратора объединяются юридически самостоятельные предприятия. Эти подразделения экономически взаимосвязаны, так как они работают по единому плану, согласованному с материнской компанией. Планирование идет от потребностей компании через планирование производственных мощностей и оперативное планирование. Основная доля производства сельскохозяйственной продукции поставляется на предприятия компании. Интересы производителей увязываются путем распределения совокупного дохода компании со всеми участниками корпорации.
Таким образом, краткий анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что тенденция уси-
□ ления регулирующей роли государства в аграрном секторе характерна для большинства стран. Про-О цессы углубления специализации и концентрации сельскохозяйственного производства приводят к созданию крупных интеграционных объединений и более полному и эффективному использованию природно-экономического потенциала территорий. Все больше в развитых странах уделяется внима-а ния решению экологических проблем в сельском хозяйстве.
I— ^
о
а
ф
Литература.
| 1. Усенко Л.Н. Теория и практика продовольственного рынка. Ростов н/Д: РГЭА. 1998. ^ 2. Экономическое прогнозирование производства основных видов сельскохозяйственной продукции £ на Юге России (монография). Ростов н/Д: Изд-во ВНИИЭиН РАСХН, 2005.
о а
о
<
>
о о
о о сь
о
х О
О
БИРЮК Т.А.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЦИОНАЛЬНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ: ЭКОЛОГО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Эколого-экономические проблемы сельского хозяйства России и ее регионов связаны, в первую очередь, с катастрофически быстрым сокращением пашни и кормовых угодий за счет эрозионных процессов, а также с истощением почвенного плодородия из-за нерационального их использования. Даже в Краснодарском крае - регионе, наиболее значимом для страны, с точки зрения производства сельхозпродукции, за последние 15 лет произошло существенное сокращение посевных площадей. Это подтверждается данными следующей таблицы:
Таблица
Динамика изменения посевных площадей сельскохозяйственных культур в Краснодарском крае (тысяч гектаров)(По данным: [1, с. 40]).
Годы Посевные В том числе
площади, всего
Зерновые Технические Картофель и Кор мовые
культуры культуры овоще бахчевые культуры культуры
Хозяйства веек категорий
1 99 0 3902,6 1976,2 630,3 172,2 1 123,9
1995 3747,8 1882,6 700,4 193,2 971,6
200 1 3765,0 2103,3 540,4 172,7 948,6
2002 3749,8 2 04 5,0 641,7 175,5 887,6
2003 3694,5 1764,8 8 54,8 171,0 903,9
2004 3639,2 1989,4 735,1 164,2 750,5
Приведенная динамика свидетельствует о сокращении посевных площадей кормовых культур, картофеля и овощей, а также уменьшении площади и паров. В то же время, в последние годы, возросли посевы технических культур, в частности, подсолнечника. Однако такой рост не представляется благоприятным, ибо возделывание этой культуры (как наиболее рентабельной) в течение 7-8 лет подряд на одних и тех же участках неблагоприятно влияет на состояние земель, ведет к их истощению. Негативно и то, что сокращаются пары, при этом происходит нарушение севооборотов и дегу- ^ мификация почв. Все это свидетельствует об усилении действия факторов экологического неблаго- ^ получия на Кубани, в главной житнице России. В других российских регионах ситуация характеризу- □ ется еще худшим положением. ^
Однако пока подобные негативные явления не носят необратимого характера. Но впоследствии, при условии их полного игнорирования со стороны государства и самих землепользователей, £ могут привести к потере большей части пахотных угодий для сельскохозяйственного производства. -Е
Необходимо особо подчеркнуть, что подобная ситуация крайне невыгодна для российского аграрно- ®
со
го сектора в условиях устойчивого роста общемирового спроса на продовольствие. Меры государствен- | ной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции из России, как представляется, должны ^ включать в себя экономические инструменты стимулирования землевладельцев и арендаторов к ра- £
циональному использованию сельскохозяйственных угодий. Ее
ф
ей
Эколого-экономический механизм рационального землепользования есть система организа- о ции хозяйства на территории, с присущими ей способами управления и взаимоотношений между зем- о лепользователями, направленная на улучшение экологических и экономических свойств земельных ^ участков. Государство заинтересовано в том, чтобы его земельные ресурсы использовались эффективно 2
не только с точки зрения отдельного землепользователя, но и в интересах всего общества. Органы 2
о
управления землепользованием должны контролировать этот процесс. ^
ей О
Основная цель эколого-экономического механизма землепользования состоит в согласовании £ интересов различных групп землепользователей в области сохранения и улучшения окружающей £ среды, рационального использования ее ресурсов. В соответствии с данной целью можно определить ;= структуру эколого-экономического механизма землепользования как совокупность функциональных ^ подсистем, способствующих достижению согласования экономических, экологических и социальных £ интересов различных субъектов хозяйствования. Эколого-экономический механизм землепользования
является частью экономического механизма природопользования, и он должен быть согласован с о
®
другими экономическими механизмами и природными процессами, происходящими в единой систе- ^ ме. Данный механизм землепользования функционирует на рыночной основе с включением в себя ^ определенных запретительных процедур. Государство на основе сложившейся ситуации и прогноз- о
О
ной информации устанавливает цели землепользования, определяет приоритеты развития земельных отношений, разрабатывает нормы взаимоотношений между землепользователями.
В области землепользования при разработке стратегии экономического развития могут быть выдвинуты различные критерии экологической политики. Можно ориентироваться на экономический оптимум загрязнения, когда выгоды от производства будут значительно выше затрат на природоохранные мероприятия, а можно ориентироваться на минимизацию загрязнения, которую позволяют достигать современные технологии, или развивать безотходное производство.
В хорошо отлаженном эколого-экономическом механизме сочетаются рыночные отношения и установленные нормы, заставляющие землепользователей рационально использовать земельные ресурсы. Рациональное использование земельных ресурсов невозможно без функционирования регулируемого земельного рынка. Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются: право собственности (владение, пользование и распоряжение); возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и т. д.); конкуренция (свободный выбор участника сделки); денежная оценка и налоги на землю. Эколого-экономический механизм землепользования включает в себя указанные регуляторы, которые обычно закреплены законодательными нормами.
Государство в лице органов власти различного уровня не может оставаться безучастным по отношению к эколого-экономическому механизму землепользования. Оно заинтересовано в контроле и управлении ситуацией. Если понимать управление как действие по руководству определенными процессами в соответствии с заранее разработанной программой и направленное на достижение определенной цели, то целью землепользования можно считать эффективное использование земель в ^ широком понимании значения слова "эффективность" (экономическая эффективность, социальная эффективность, экологическая эффективность и т. д.). Важны также методы, которые используются при
Ш управлении землепользованием. □
В законодательстве Российской Федерации нет определения рационального использования земли, указываются лишь некоторые критерии нерациональности (ст.285 ГК РФ, ст.45 ЗК РФ): нецелевое использование земли, определяемое ее принадлежностью к одной из категорий; использование о земли способами, приводящими к существенному ухудшению экологической обстановки; невыполне-| ние обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв.
ф
| Рациональное использование земель - это научно, экономически, экологически, социально обо-
снованное ведение сельскохозяйственного производства, обеспечивающее сохранение и повышение о плодородие почв и экологическую безопасность окружающей природной среды. Таким образом, важ-
Ёе нейшей составляющей рационального использования является сохранение и повышение почвенного
ф
ЕЕ плодородия.
о
о Как показывает мировая, да и российская практика, действенными экономическими инстру-^ ментами регулирования природоохранной деятельности землепользователей являются традиционные 2 агрегированные меры государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции: до-2 тации на продукцию растениеводства и животноводства, льготное налогообложение и кредитование, * компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств. Этим мерам отдают о предпочтение около 70% глав крестьянских (фермерских) хозяйств Краснодарского края. Однако ^ Россия в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству должна принять на себя обязательства по фиксированию уровня государственной поддержки аграриев с его последующим поэтапным | сокращением в размере 20% в течение шестилетнего переходного периода с момента присоединения о к ВТО (меры так называемой желтой или янтарной корзины). Такой подход неблагоприятен для Рост сии по ряду причин. Во-первых, размер государственной поддержки агропромышленного производ-^ ства за последние годы был весьма незначительным и не превышал 3 млрд. долларов США; во-вто-ф рых, подобные меры были направлены на предотвращение массового разорения сельскохозяйствен-| ных предприятий, вызванного растущим диспаритетом цен на промышленную продукцию, энергоно-о сители и сельскохозяйственную продукцию; в-третьих, подобным образом сохранялись наиболее убы-
9 точные отрасли сельского хозяйства (например, животноводство, рыбоводство). Теперь же к вышепе-
о
речисленным аргументам против сокращения государственной поддержки сельского хозяйства прибавляется новый - необходимость полноценной природоохранной деятельности в аграрной сфере, направленной на сохранение и восстановление качества сельскохозяйственных угодий, которая возможна только в результате оживления сельскохозяйственного производства и только при постоянной помощи земельным собственникам со стороны государства.
Так, как показало исследование, для фермеров Краснодарского края, обрабатывающих значительные земельные площади (от 400 га и выше), большую значимость в стимулировании постоянной и разнообразной природоохранной деятельности приобретает предоставление налоговых льгот и отсрочек налоговых платежей.
Таким образом, закономерен вывод о целесообразности сохранения традиционной системы экономических мер льготной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в переходный период как необходимого условия сдерживания дальнейшей деградации земельных ресурсов. В переговорном процессе по вступлению в ВТО единственной уступкой со стороны России могут стать гарантии адресности предоставления подобной помощи. Для этого должна быть доработана существующая нормативно-правовая база, выработаны критерии, позволяющие оценить объемы, виды и продолжительность государственной финансовой помощи землепользователям, осуществляющим природоохранные мероприятия на личных и арендованных землях.
Подобные меры обязательно должны быть дополнены мерами "зеленой корзины", с точки зрения ВТО не оказывающими искажающего воздействия на торговлю и производство сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, не связываемыми обязательствами по сокращению. К таковым можно отнести информационно-консультационное обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств Г по вопросам включения в целевые программы экологического характера, разработку научно обосно- ^ ванных экологических приемов и технологий, основанных на принципах энергоресурсосбережения, ^ специализированные образовательные программы и курсы, а также рекламу экологически чистой про- □ дукции. 2
Немаловажным, с учетом позиции ВТО, является прогрессивное налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей. Весьма эффективным представляется установление единого сель- £ скохозяйственного налога, ставка которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости сельс- -Е кохозяйственных угодий, в качестве экономического инструмента стимулирования природоохранной а деятельности сельхозтоваропроизводителей. §
При снижении качества сельскохозяйственных угодий в результате нерациональной эксплу- 0
атации хозяйство теряет возможность производить установленные выплаты. С другой стороны, при о улучшении экологических характеристик земельного участка оно получает дополнительную прибыль ^
вследствие роста урожайности основных сельскохозяйственных культур, снижения потерь урожая бла- ^ годаря улучшению фитосанитарного состояния посевов, которая может быть вложена в дальнейшее
развитие хозяйства. ^
о о
Поэтому введение единого сельскохозяйственного налога повышает мотивацию сельхозпред- ^ приятий к проведению природоохранных мероприятий в необходимых объемах и с высоким качеством. £ Из этого следует вывод о том, что, не нарушая, в принципе, требований ВТО, Россия имеет возмож- о ность реально улучшить экологическую ситуацию в аграрной сфере, изменяя подходы к налогообло- £ жению сельскохозяйственных товаропроизводителей. о
Кроме того, весьма перспективными являются следующие меры экономического стимулиро- | вания рационального использования земли: о
1. Предоставление льгот при уплате земельного налога субъектам, осуществляющим экологоохран- т
ные мероприятия. 5
о
2. Предоставление льготных кредитов для приобретения удобрений и химических средств, а также ®
специальной техники, либо погашение части процентов по банковским кредитам на эти цели. |
о
3. Компенсация землепользователям части произведенных ими затрат на мероприятия по восполне- ^
О
нию и повышению почвенного плодородия и другие меры, способствующие проведению природоохранных мероприятий на паритетных началах (часть затрат производится собственником, часть - государством).
4. Развитие системы ипотечного кредитования с предоставлением льготного кредита землепользователям, сохраняющим и повышающим плодородие земли.
Этот вариант тоже требует затрат из бюджетов, но они несоизмеримо меньше, чем при непосредственном государственном финансировании природоохранных мероприятий.
Таким образом, для российских, в т.ч. и кубанских, сельхозтоваропроизводителей открывается немало возможностей повышения экологического благополучия сельхозугодий при поддержке государства, и необходимо использовать эти экономические инструменты рационализации землепользования.
Литература.
1. Агропромышленный комплекс Кубани. Статистический сборник. - Краснодар: Росстат, 2002.
ВИНТИЗЕНКО A.M., КОЙБАЕВА М.Х.
МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ПОРТФЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ КЛАСТЕРНЫМИ МЕТОДАМИ
2 Операции в финансовом и банковском менеджменте должны основываться на математичес-
ких методах с количественными оценками последствий принимаемых решений. Статистический риск □ портфеля ценных бумаг многократно исследовался, сошлёмся на основополагающие работы Нобелев-О ских лауреатов Г. Марковица и Дж. Тобина. Для портфеля ценных бумаг необходима модель, позволяющая при минимизации риска оптимизировать управление им в текущем времени. Всё это определяет комплекс исходных данных с учётом сложного взаимодействия большого числа инвесторов (кре-а диторов, заемщиков) и эмитентов (заимодавцев), а также трейдеров (арбитражеров) на рынке ценных ф бумаг. Было предложено представлять каждый финансовый инструмент в виде (В,Б)-диады. Этот подо ход неявно просматривается во всех работах по актуарной математике, имеются разные пути к эф-ф фективному использованию диадичности финансового инструмента, однако сама по себе теория (В,Б)-
СО
| диадичности, где В - финансовая форма, текущая его доходность, рыночная форма дохода инструмен-
^ та, Б - собственная (биржевая) номинальная форма и суть актива, еще далека от логического совер-
о шенства.
ф Найдено, что преимущества диверсификации проявляются при увеличении в портфеле объё-£ мов активов, имеющих попарно отрицательные коэффициенты корреляции друг с другом или с дру-
з гими активами, это принципиально может снизить общий риск портфеля. Раз содержание портфеля разбито на большое число пар активов, которые в соответствии с формулой Г. Марковица снижают о стохастический риск, то можно привлечь кластерный анализ для выбора только таких пар, которые о снижают риск наиболее сильно, это будет первый кластер оптимизации портфеля. Затем подобным ° же образом конструируются кластеры, всё менее и менее оптимизирующие риск.
со
£ В основе кластерных методов лежит идея классификации объектов по сочетанию ряда при-
знаков, которые с помощью "метрики" объединяются в один количественный показатель сходства или различия группируемых объектов. Выбор в работе кластерного анализа обусловлен его двумя подкура пающими принципами, это единая мера ("метрика"), охватывающая ряд признаков; это количественен ная характеристика группировки объектов наблюдения, когда в качестве элемента кластера выбрана >| пара банковских активов.
ф В классической кластеризации ищутся группировки объектов, имеющих наибольшую степень
| сходства. Принципиальная новизна предлагаемого подхода состоит в том, что кластерными методами § собираются группировки объектов, имеющих диаметрально противоположные статистические свой° ства, которые в первую очередь различаются как можно большим отрицательным коэффициентом кор-