Научная статья на тему 'Государственная поддержка медицинских организаций в ресурсном обеспечении'

Государственная поддержка медицинских организаций в ресурсном обеспечении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / МАРКЕТИНГ / ЛОГИСТИКА / MEDICAL ORGANIZATION / MEDICAL EQUIPMENT / MARKETING / LOGISTICS / MEDICAL DEVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаворонков Е. П., Столяров С. А.

В статье рассматриваются вопросы применения логистики и маркетинга в управлении медицинской организацией Показано, что отсутствие взаимодействия этих составляющих может привести к сбоям в поставках медицинской техники и медикаментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Support of Medical institutions in resource provision

There are considered questions of using logistics and marketing in managing medical organizations in this article. It is shown that absence of co-operation of these components may flow to failures in supplies of medical equipment and medicines.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка медицинских организаций в ресурсном обеспечении»



Е.П. Жаворонков,

д.м.н., профессор кафедры экономики и управления в здравоохранении Новосибирского государственного медицинского университета, г. Новосибирск С.А. Столяров,

к.м.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Алтайского государственного медицинского университета

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСУРСНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

УДК 614.2

Жаворонков Е.П., Столяров С.А. Государственная поддержка медицинских организаций в ресурсном обеспечении (Новосибирский государственный медицинский университет)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения логистики и маркетинга в управлении медицинской организацией Показано, что отсутствие взаимодействия этих составляющих может привести к сбоям в поставках медицинской техники и медикаментов.

Ключевые слова: медицинская организация, медицинская техника, лекарственные препараты, маркетинг, логистика

Экономический кризис дал толчок развитию новых процессов в здравоохранении и формированию условий для перехода к инновационной модели развития. Для этого требуется в том числе и новая стратегия управления госзаказом медицинских учреждений. Данная ситуация обусловила необходимость использования логистического менеджмента в управлении заказами материально-технических ресурсов муниципальных и государственных медицинских учреждений. Но эффективность государственного управления без активного использования логистики достаточно проблематична.

Следует отметить и перспективы логистики в здравоохранении, связанные с развитием информационного обеспечения, когда решающим компонентом экономической деятельности предприятий и учреждения становятся информационные потоки — основные объекты управления.

Современная логистика является развивающейся научной дисциплиной, охватывающей все большие сферы хозяйственной дея-

© Е.П. Жаворонков, С.А. Столяров, 2011 г.

тельности предприятий. Меняется и понятийный аппарат логистики. В последнее время логистику трактуют как экономическую дисциплину и область практической деятельности по организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения товаров и услуг, а также управления товарными запасами и создания инфраструктуры товародвижения [1].

Решающая роль в повышении эффективности государственных закупок для здравоохранения принадлежит логистике, так как стандартная совокупность логистических действий лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), которое является покупателем ресурсов, состоит в определении собственных нужд в товарах и услугах, конкурентном выборе продавца (поставщика) и в организации и выполнении информационных и контролирующих действий. Перед бюджетным ЛПУ как государственным покупателем в процессе его рыночных действий стоит задача экономии бюджетных средств и эффективного их использования. К ним можно отнести:

Менеджер N"4

\ здравоохранения 3011

• соблюдение сроков закупок товаров и услуг;

• стоимостную характеристику в рамках бюджетного финансирования;

• качество продукции (товаров и услуг).

Таким образом, требуется оптимальное

сочетание сроков, качества ресурсов, стоимости доставки.

Логистика впервые не разделяет единый хозяйственный цикл предприятия на сферы производства и обращения. Такой подход показывает, что материально-техническое снабжение и сбыт — это не сопутствующие производству, а равные ему сферы деятельности, определяющие его эффективность. Логистическая концепция управления рассматривает затраты производства как результат движения, а не использования ресурсов. Однако процессы производства и распределения материальных благ необходимо изучать в единстве движения и использования ограниченных ресурсов. Их можно объединить как «потребление». Отсюда основная проблема экономики может быть сформулирована как повышение эффективности потребления (движения и использования) применяемых ограниченных ресурсов. При этом требуется максимальная горизонтальная интеграция структуры предприятия посредством построения ее в виде логистической цепи «закупка—производство—сбыт», через которую проходят материальные и другие потоки предприятия.

По сути, такая область применения логистики, как здравоохранение, настолько специфична и нова, что менеджеры муниципальных учреждений (особенно бюджетных) испытывают большие трудности во взаимодействии с рынком. Поэтому государство пытается оказать помощь ЛПУ, создавая государственные автономные учреждения (ГАУ) как активных участников логистической цепи.

Использование логистической концепции в здравоохранении по государственному заказу необходимых ресурсов позволяет с помощью ГАУ повысить эффективность материально-технического обеспечения ЛПУ.

Кроме того, через ГАУ государство оказывает регулирующие воздействия на рыночные процессы производства и потребления ресурсов медицинскими учреждениями. Наделенное правами пользования госимуществом ГАУ защищено от рыночного произвола участников логистической цепи (поставщиков, транспортников и др.). В то же время эта защита через ГАУ распространяется и на ЛПУ.

Для выполнения работ и оказания услуг лечебным учреждениям системы здравоохранения созданы и создаются государственные автономные учреждения (закон № 174-Ф3 «Об автономных учреждениях», 2006 г.). Государственные автономные учреждения призваны обеспечивать поставки медикаментов, продуктов питания, оборудования и других ресурсов для бюджетных ЛПУ в условиях рынка.

Создание ГАУ — это попытка государства содействовать лечебным учреждениям минимизировать затраты, связанные с движением ресурсов от поставщиков. Таким образом, ГАУ является своеобразным подрядчиком ЛПУ в реализации ресурсных потоков. Основной проблемой ГАУ является проблема минимизации затрат в рамках бюджетного финансирования ЛПУ. Эффективное использование финансовых ресурсов, их экономия по сравнению с бюджетной величиной финансирования являются ответом на вызовы рынка и сопровождаются разработкой логистических проектов координации всех участников логистических систем.

Все услуги, работы по транспортировке, хранению, страхование и сопровождение потоков ресурсов выполняются логистическими операторами в виде ГАУ. При этом совершенствование информационных технологий в логистических системах приобретает в настоящее время особую актуальность, так как позволяет снизить риски и повысить надежность цепей поставок. Это принципиальная особенность рынка логистических услуг последних лет проявляется в стремлении региональных органов власти к переходу

№4

3011

Менеджер

от стихииного рынка к цивилизованному с использованием ГАУ, обслуживающих ЛПУ.

Кроме того, развивающаяся логистика в системе здравоохранения усилила интерес к вопросам размещения объектов логистической инфраструктуры и расширения поставок. Особенный интерес вызывают склады и логистические центры. Распределительная логистика обращает внимание на использование методов по определению места расположения складов или логистического центра. Функциональная, инфраструктурная и системная составляющие логистики определяют собои специализацию продвижения ресурсных потоков и обеспечивают взаимо-деиствие участников логистических систем.

В региональном логистическом центре созданные ГАУ для системы здравоохранения могут и должны взять на себя часть логистических функции, становясь при этом системным интегратором ресурсных потоков ЛПУ.

Регионы приступают к активному поиску возможностей создания специальных организации и строительства логистических центров на своеи территории, формируя таким образом кластерную систему для обслуживания предприятии и учреждении системы здравоохранения.

Для создания и формирования логистичес-кои системы и ее составляющих в виде ГАУ необходим «проект организации обслуживания ЛПУ», в котором отражены принятые решения организаторов транспортно-логи-стических процессов, логистических проваи-деров и экспедиторских компании. На базе проектов организации обслуживания разрабатываются технологические решения в виде технологических карт и карт трудовых процессов. Эта и другая проектная документация является основнои для организации взаимоотношениИ ЛПУ с таким важным посредником, как ГАУ, задеиствованным в логистическои системе. При этом ГАУ обеспечивает открытость и доступность основных документов: устава, свидетельства о государственной регистрации, решения учредителей

о создании ГАУ и назначения его руководителя, плана хозяйственно-финансовой деятельности и др.

Создание ГАУ в здравоохранении объясняется еще и тем, что попытки сохранить старые подходы к планированию государственных заказов, базирующиеся на бездефицитном финансировании, не увенчались успехом. Это заставляет государственных заказчиков, таких как ЛПУ, с помощью ГАУ искать новые подходы совершенствования закупочной практики. В первую очередь приходится учитывать экономическую свободу поставщиков, которые раньше были закреплены за определенными заказчиками. Однако современные поставщики, являясь поставщиками предприятий и организаций здравоохранения и учитывая исключительную социальную их значимость, пытаются избежать реальной конкуренции, в том числе за счет «особых» отношений с государственным заказчиком. Это позволяет им иметь возможность навязывать государственному заказчику удобные для себя договоры и выгодные условия, используя иногда множество несостоятельных посредников [2].

Сложившаяся ситуация в здравоохранении характеризуется игнорированием государственными заказчиками научно обоснованных методов управления в условиях рыночной экономики. В то же время опыт зарубежных стран в использовании логистических методов дает огромный выигрыш, позволяет находить наиболее удачные варианты распределения ресурсов. Известно, что затраты на выполнение логистических функций, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых с себестоимостью производства продукции, а во многих случаях и значительно превышающих ее. Поэтому для выбора наиболее экономичного варианта распределения товаров (ресурсов) между потребителями (ЛПУ) необходимого пользоваться методами оптимального линейного программирования, сетевого планирования, поточной организации процессов и

енеджер №4

здравоохранения 3011

других экономико-математических методов, активная разработка которых происходила в середине прошлого века. Выбранные варианты распределения ресурсов и размещения государственного заказа предлагается рассматривать на конкурсной основе для включения в действие основной движущей силы рыночного механизма конкуренции. Однако сам по себе конкурс будет результативным, если его рассматривать лишь как звено во взаимосвязанной цепи логистических мероприятий заказчика (потребителя). Наиболее важным мероприятием является проведение предварительного маркетингового и логистического исследования рынка.

По результатам исследования можно организовать конкурс, чтобы он приносил не убытки, а давал положительный эффект. Таким образом, характер отношений ГАУ и ЛПУ с поставщиками в системе здравоохранения является социально ориентированным, поскольку товары и услуги относятся к общественным благам коллективного пользования. Целью деятельности ЛПУ и ГАУ является удовлетворение не спроса, а нужд и потребностей широких социальных групп населения. В связи с этим на логистику накладываются бюджетные ограничения, то есть она лимитирована в средствах и ресурсных возможностях, работает на невысоком уровне цен с учетом чаще всего не рыночных, а социальных эффектов.

Для практической реализации функций логистики в организационной структуре управления ЛПУ должны быть созданы группы или отделы логистики. Специалисты этих функциональных подразделений должны обратить внимание на заключаемые контракты с поставщиками о поставках материально-технических ресурсов, выделив особо принципы определения величины транзакционных издержек. В задачи логистического структурного подразделения ЛПУ включается и задача взаимодействия с ГАУ при принятии управленческих решений, связанных со сбором и систематизацией данных о поставщиках и о

потребностях ЛПУ в ресурсах. До ГАУ доводится информация о планируемых заказах и предложения по их рациональному размещению. ЛПУ и ГАУ согласуют целесообразность проведения конкурса, участвуют в выборе его оптимальной формы, дают оценку транзак-ционных издержек конкурса и ожидаемого эффекта его проведения. Также выявляются источники экономии бюджетных средств. Таким образом, подразделение логистики ЛПУ становится тем звеном, которое придает государственному заказчику рыночную гибкость при принятии решений эффективного использования ресурсов.

Возникает необходимость управления поставщиками и поставками в государственном логистическом процессе, как утверждает автор работы [4, Д. Гурцкой], достаточно очевидно. В этом плане работа ГАУ призвана обеспечивать выполнение информационных и контролирующих действий движения материально-технических ресурсов от поставщиков ЛПУ. Однако в плане обслуживания ЛПУ действие ГАУ скорее можно характеризовать как аутсорсинг по доставке ресурсов от поставщика потребителю. Комплекс мероприятий по доставке ресурсов в адрес ЛПУ, то есть формирование ресурсного потока, должен содержать следующие элементы:

• составление программы снабжения ЛПУ на основе его потребности в пределах выделенных ассигнований из бюджетных и внебюджетных источников;

• поиск потенциальных поставщиков и приглашение их к участию в торгах;

• подготовка договорных условий доставки будущих контрактов.

Расходы ЛПУ на доставку товаров и услуг складываются из двух частей:

• отпускная цена поставщика;

• логистические расходы на доставку ресурсов от поставщика потребителю.

Основная задача ГАУ, обслуживающего ЛПУ, заключается в управлении логистическими расходами с соблюдением законов о государственных закупках.

№4 Менеджер

3011 здравоохранения /

Процесс доставки ресурсов для нормальной работы ЛПУ должен быть согласован с процессом стандартизации медицинского обслуживания пациентов. В медицине стандарт складывается из клинико-технологичес-кой и экономической частей. Клинико-техно-логическая часть относится непосредственно к медицине, а экономическая часть связана с эффективностью используемых ресурсов и качеством оказываемых услуг. Стандартами определяется ресурсная база ЛПУ, материально-техническое снабжение и кадры, технология лечения и диагностики, стандарт качества [4]. Взаимодействие стандартизации и ресурсного обеспечения в бюджетном ЛПУ характеризуется постоянным воздействием друг на друга и их непрерывным взаимным изменением. Сущность этого взаимодействия заключается в интеграции и в инновационном характере отношений власти и бизнеса. ЛПУ — бюджетное учреждение, как представитель государства с помощью ГАУ вступает во взаимоотношения с представителем бизнеса поставщиком ресурсов. Для бюджетного ЛПУ и ГАУ как представителей государства целями являются здоровье населения и эффективное использование ресурсов. У поставщика цели связаны с повышением конкурентоспособности, развитием инновационной составляющей в управлении производством товаров и распределении их в системе здравоохранения, а также с привлечением инвестиций для реализации инновационных проектов.

Участники этой системы задействованы в логистической цепи, принципы и методы функционирования которой с соблюдением компромиссов имеют возможность увеличить доходы, обеспечивать рациональное использование ресурсов и их экономию.

Обращаясь к методам логистики, необходимо учитывать маркетинговую составляющую любой операции по разработке, производству, продаже и продвижению экономического продукта.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, то есть отвечает на вопросы:

какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. При этом методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т.д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание тех-нико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля над их прохождением [3].

Наиболее характерные объекты и методы совместного маркетингового и логистического исследования представлены в таблице 1.

Маркетинг в здравоохранении определяет возникший спрос, а логистика обеспечивает продвижение ресурсных потоков медицинских организаций. Таким образом, взаимодействие маркетинга и логистики обеспечивает единый процесс для достижения успеха. При этом определяются особенности хранения и транспортировки товара, которыми будут уже не стандарты, принятые производителем, а свойства самого товара, для которого могут потребоваться специальные транспортные средства, тара и технология хранения.

Часто подобные детали для организаций здравоохранения «проявляются», когда уже принято решение о закупке продукта. Необходимо организовать согласованные действия

енеджер №4

здравоохранения 3011

Таблица 1

Сравнение объекта и предмета исследований в областях маркетинга

и логистики

Сравниваемые характеристики маркетинга и логистики

Объект исследования Предмет исследования

Методы исследования

Итоговые результаты

Маркетинг

Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг

Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам

Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды

Логистика

Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках Оптимизация процессов управления материальными потоками

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении

производственными и экономическими системами

Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами

участников в цепочке «поставщик — транспортная организация — посредник — медицинская организация», чтобы исключить «неприятные сюрпризы» в обеспечении.

Непредвиденные и неучтенные расходы становятся неприятным сюрпризом для медицинских организаций, поэтому нужно обращать особое внимание на ряд следующих «мелочей».

1. Температура хранения и транспортировки. Предположим, что некий медицинский товар должен храниться при определенной температуре, например, от +5 до +15°С, а для остальной продукции достаточно диапазона от 0 до +30°С. В данном случае хранение этого продукта на «обычных» складах ответственного хранения невозможно из-за верхнего ограничения температурного диапазона, а перевозка и хранение его при низких температурах (например, 0°С), даже в течение короткого периода времени, может привести к потере товарного вида и даже к порче товара.

Таким образом, снижение максимально допустимой температуры хранения даже на

5-7°С повлечет за собой изменение способа дистрибуции данного вида товара. На собственных складах медицинских организаций для него нужно будет выделять особые зоны с определенным температурным режимом. В случае использования складов общего пользования, скорее всего, придется обращаться к специализированным терминалам.

Все это относится в полной мере к «холо-довой цепи», применяемой при доставке вак-цинопрепаратов, крови и ее препаратов, для доставки которых требуется составление отдельных маршрутов, а также специальный транспорт, который может иметь неполную загрузку из-за сравнительно небольшого объема поставок либо из-за нескольких мест загрузки. Вследствие этого, транспортная составляющая при доставке товаров в адрес организаций системы здравоохранения значительно увеличивается.

2. Потребительская упаковка изделий медицинского назначения — это тоже важная точка соприкосновения логистики и маркетин-

№4 Менеджер

3011 здравоохранения /

Объем продаж

Прогноз продаж без учета периода насыщения канала товародвижения

Время

Рис. 1. Разрыв прогнозируемого и реального спроса

га. Помимо клиенто ориентированной упаковки, которая удобна клиенту, красива, служит дополнительной рекламой продукту и пр., существует и логистическая упаковка, обеспечивающая сохранность продукта, удобство хранения на поддонах, удобство в отборе, укладке. Кроме того, упаковка должна быть кратной коробам, которые в свою очередь должны быть кратными стандартным поддонам. При создании упаковки для нового продукта желательно учесть все эти параметры, что возможно только при совместном участии в ее разработке и маркетологов, и логистов. Нужно не забывать и о характеристиках упаковки, отличающихся от стандартов, принятых в компании. Например, если упаковка имеет ограничение на высоту штабеля, транспортное средство (вагон или автомобиль) будет иметь неполную загрузку по высоте, а значит, доставка такого товара обойдется дороже, чем в среднем.

Характерный пример: упаковка, в которой объединены несколько баночек или пакетиков с продуктом и какая-нибудь игрушка-подарок в рамках специальной акции, например, при продаже витаминов, парафарма-цевтических препаратов и изделий медицинской техники. Это красиво, удобно, товар расположен в ряд, хорошо выглядит на полке. Но когда дело доходит до формирования поддона, то выясняется, что упаковка не помещается в стандартный короб и нужно делать специальный лоток или даже спе-

циальную машину, которая будет упаковывать такого рода товар. Такие моменты становятся неприятной неожиданностью, которую нужно и можно было предотвратить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Управление жизненным циклом товара. При планировании производителем вывода нового продукта на рынок ожидается рост продаж, так как товар новый, потребитель ждет его, значит, продажи будут постоянно расти. Реально же первоначальный рост — это всего лишь стадия наполнения каналов сбыта. То есть производство выпускает большие объемы продукта, движущегося по цепи поставок и наполняющего промежуточные склады. Есть продажи товара дистрибьюторам, есть его поступление в магазины, но при этом конечный потребитель еще не успел среагировать на новое предложение, поэтому фактическое потребление на данном этапе очень замедляется.

В связи с этим товар простаивает на полках, и в какой-то период следом за подъемом продаж наблюдается заметный спад (рис. 1). Если это не будет учтено, склады неминуемо будут переполнены. Поэтому правильное определение стадий и объемов продаж и является основной задачей сотрудничества отделов логистики и маркетинга всех участников цепи поставок.

4. Обновление ассортиментного ряда, то есть замена одного товара другим с улучшенными потребительскими качествами, вызывающее со стороны медицинских орга-

енеджер №4

здравоохранения 3011

низаций и пациентов повышенный интерес и влекущее за собой дополнительные заказы и продажи нового товара.

Основная опасность здесь заключается в резком переходе потребителей на новый продукт, и, как следствие, невостребованность, «зависаниие» старого на складах и полках магазинов. Поэтому необходима проработка: последовательности замены товара, определения регионов замены, времени ввода нового продукта, приоритетных каналов замены, создания необходимых запасов. При осуществлении подобных действий комплексное взаимодействие маркетинга и логистики всеми участниками цепи поставок поможет избежать грубых ошибок, ведущих к финансовым потерям.

5. Прогнозирование спроса также должно учитывать логистические проблемы не только в оперативном планировании, но и при рыночном прогнозировании, так как поиск правильных решений является основой для развития всей системы дистрибуции и определения каналов сбыта.

6. Определение регионов сбыта. При определении целевых рынков для некоторых видов медицинских товаров необходимо установить регионы сбыта и способы продвижения товара к конечному потребителю. Без учета логистических возможностей это сделать нельзя. Например, такой продукт, как минеральная вода, не имеет смысла везти слишком далеко. Во-первых, чем дальше конечный пункт назначения, тем больше целебных свойств она теряет, а во-вторых, почти во всех регионах есть свои источники минеральных вод, поэтому стоимость доставки, хранения и дистрибьюции может снизить конкурентоспособность товара.

7. Маркетинговые акции, не подкрепленные соответствующими логистическими и производственными ресурсами, — это выброшенные на ветер средства участников логистической системы. Любая акция предполагает увеличение заказов, всплеск продаж, и в процессе подготовки проекта отдел маркетинга их прогнозирует, оправдывая тем самым

затраты на саму акцию. Но если дополнительного количества продукта не произведено, необходимого запаса на складе нет, то вся цепочка ломается. Интерес к продукту возрастает, потребитель хочет получить продукт, делает заказ, но его нет в достаточном количестве, возникает дефицит, что приводит к провалу маркетинговой активности на рынке.

8. Прогнозирование продаж для производителя (поставщика) должно определять возможность накопления запаса продукта, корректировку поступления определенного вида сырья, материалов и установление времени начала акций по продвижению готового продукта, вывод данного продукта на новый рынок или канал продаж. Необходимо учитывать, что накопление продукта и его доставка требуют определенного времени. Так, от момента возникновения желания закупить сырье до момента его прихода на склад проходит от двух до трех месяцев. Иметь большие склады с сырьем невыгодно: это замороженные деньги, да и сырье имеет свой срок хранения. Поэтому желательно иметь так называемый скользящий план — план на следующий месяц плюс точный прогноз еще на два, что позволяет логистике управлять ситуацией. Понимая, что должно произойти через три месяца, можно успеть подвезти сырье и материалы, накопить запасы готовой продукции, подготовить производство, внести коррективы.

Проведение ежеквартального анализа продаж в рамках методик ABC- и XYZ-анализов, позволяет отслеживать уровень спроса. B методике ABC учитывается уровень продаж, оборачиваемость данного продукта, по XYZ определяется, насколько спонтанен спрос. Если анализ показывает, что товары группы A попадают в категорию Y или тем более Z, это означает, что с этим товаром существуют какие-то проблемы. Спрос на них неустойчивый, хотя товар очень продаваемый. Такая ситуация приводит к существенному росту запасов. Зная об этом, можно сфокусировать внимание коммерческой службы и маркетингового отдела поставщика на проблемном ассортименте для

№4

зон

Менеджер

изменения ситуации с его продвижением и, как следствие, снизить издержки.

По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг, в сущности, представляют собой части единого процесса — процесса удовлетворения потребностей потребителей. С принципиальных позиций для поставщика сбыт становится свершившимся фактом только тогда, когда потребитель (заказчик) получил необходимый ему товар. До этого момента реализация представляет собой незаконченный процесс. Маркетинг и логистика неотделимы друг от друга, так как в совокупности они обусловливают политику и характер производственной, снабженческой и сбытовой деятельности субъектов рыночных отношений [8].

Естественно, действия поставщиков в этом процессе обеспечения ресурсами медицинских организаций являются определяющими. Поставщики формируют поток товаров для предприятий здравоохранения, руководствуясь законом РФ «Об основах регулирования

торговой деятельности». Закон определяет развитие сетевого ритейла и направлен на формирование прозрачных условий взаимодействия поставщиков, торговых сетей и посредников для исключения «откатов» [7]. Это заставляет задуматься о совокупных затратах и маржинальной составляющей бизнеса, задействованного в системе, которая составляет 80% и более.

Теперь Правительство имеет право устанавливать предельно допустимые рыночные цены на отдельные виды социально значимых товаров первой необходимости, к которым относится большинство медицинских товаров, лекарств, оборудования.

В заключение следует заметить, что медицинским организациям необходимо в целях повышения эффективности своей деятельности сформировать службы маркетинга и логистики, занимающиеся осуществлением маркетинговых коммуникаций и практической разработкой каналов товародвижения.

1. Аникин Б.А. Практикум по логистике/Уч. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Бойко И. Организационно-экономические условия использования методологии логистического менеджмента как стратегия управления государственным заказом//РИСК. — 2010. — № 3. — С. 23-27.

3. ГаджинскийА.М. Взаимосвязь логистики и маркетинга//http://www.elitаrium.ru/2007/12/ 18/vza¡mosv¡az_log¡st¡k¡_market¡nga.html.

4. Гурцкой Д. Особенности организации логистического процесса государственных закупок для целей народного образования//РИСК. — 2010. — №3. — С. 35-37.

5. Ермакова С. Разработка системы управления медицинской организацией на основе биз-нес-процессов//РИСК. — 2010. — №3. — С. 41-44.

6. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. — М., 1997. — 128 с.

7. Макеева О. Логистический подход к развитию сетевого ритейла в России//РИСК. — 2010. — № 3. — С. 64-67.

8. ПерникД. Логистика и маркетинг: проблемы взаимодействия//http://www.¡team.ru/publ¡ca-t¡ons/log¡st¡cs/sect¡on_72/art¡cle_2774.

UDC 614.2

Zhavoronkov E.P., Stolyarov S.A. State Support of Medical institutions in resource provision (Novosibirsk State Medical University)

Annotation: There are considered questions of using logistics and marketing in managing medical organizations in this article. It is shown that absence of co-operation of these components may flow to failures in supplies of medical equipment and medicines.

Keywords: medical organization, medical equipment, medical devices, marketing, logistics.

енеджер №4

здравоохранения 2CD11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.