Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские территории / комплексное развитие / село / ре-гион / государственная поддержка / бюджет / благоустройство / объект / Да-гестан / rural territories / integrated development / village / region / state sup-port / budget / landscaping / object / Dagestan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов Шарип Исмаилович, Яхъяев Гусейн Усманович, Ибрагимова Баху Шариповна

Исследовано состояние и выявлена роль государственной поддержки в комплексном развитии сельских территорий, выработаны пути устойчи-вого развития сельской местности. Выявлено, что благодаря предпринимаемым мерам государ-ственной поддержки отмечается повышение уровня обеспеченности сельской местности объектами социально-инженерной инфраструктуры. Вместе с тем, установлено наличие заметного отставания сельских тер-риторий региона по благоустроенности сельских территорий, что обу-славливает актуальность активного участия региона в реализации государственной программы по комплексному развитию сельских террито-рий. Обоснована необходимость расширения объемов государствен-ной поддержки комплексного развития сельских территорий. Прорабо-таны обоснованные предложения по внесению изменений в государ-ственную программу по комплексному развитию села. Выдвинуты пред-ложения по государственному стимулированию решения приоритетных задач улучшения условий жизнеобеспечения в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарипов Шарип Исмаилович, Яхъяев Гусейн Усманович, Ибрагимова Баху Шариповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND ECONOMIC TRENDS OF DEVELOPMENT PROTECTED GROUND VEGETABLE GROWING IN THE REGION

The identify and the role of state support in the integrated development of ru-ral areas is studied ways of sustainable development of rural areas are devel-oped in the article. It is revealed that due to the measures taken by the state support, there is an increase in the level of provision of rural areas with social and engineer-ing infrastructure. At the same time, there is a noticeable lag in rural areas of the region in terms of rural amenities, which determines the relevance of the region's active participation in the implementation of the state program for integrated rural development. The necessity of expanding the volume of state support for integrated rural development is justified. Reasonable proposals for making changes to the state program for integrated rural development have been worked out. Proposals for state incentives to address priority issues of improving living conditions in rural areas have been put forward.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

Наук: 25.00.24 / Мудуев Шахмардан Ситтикович; Институт географии Российской академии наук. - М., 2004. - 47 с.

2. Мудуев, Ш.С. Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2018. - № 2. - С. 50-60.

3. Материалы Министерства промышленности и энергетики Республики Дагестан. 2018-2019 гг.

4. Материалы Министерства энергетики Республики Дагестан. URL: http://www.minpromdag.ru/ (дата обращения 15.09.2020).

5. Материалы Министерства экономики и территориального развития РД. URL: http://minec-rd.ru/ (дата обращения 17.09.2020).

УДК 338.43 ББК 65.32

DOI 10.24411/2412-2025-2020-10032

Шарипов Шарип Исмаилович - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Яхъяев Гусейн Усманович - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Ибрагимова Баху Шариповна - соискатель, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Sharipov Sharip Ismailovich - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Dagestan State University of National Economy Yakhyaev Gusein Usmanovich - Ph.D in Economics, Senior Lecturer of the Department of Economics, Dagestan State University of National Economy Ibragimova Bahu Sharipovna - Applicant, All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A.A. Nikonov

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

FEATURES AND ECONOMIC TRENDS OF DEVELOPMENT PROTECTED GROUND VEGETABLE GROWING IN THE REGION

Исследовано состояние и выявлена роль государственной поддержки в комплексном развитии сельских территорий, выработаны пути устойчивого развития сельской местности.

Выявлено, что благодаря предпринимаемым мерам государственной поддержки отмечается повышение уровня обеспеченности сельской местности объектами социально-инженерной инфраструктуры. Вместе с тем, установлено наличие заметного отставания сельских территорий региона по благоустроенности сельских территорий, что обуславливает актуальность активного участия региона в реализации госу-

дарственной программы по комплексному развитию сельских территорий.

Обоснована необходимость расширения объемов государственной поддержки комплексного развития сельских территорий. Проработаны обоснованные предложения по внесению изменений в государственную программу по комплексному развитию села. Выдвинуты предложения по государственному стимулированию решения приоритетных задач улучшения условий жизнеобеспечения в сельской местности. Ключевые слова: сельские территории, комплексное развитие, село, регион, государственная поддержка, бюджет, благоустройство, объект, Дагестан.

The identify and the role of state support in the integrated development of rural areas is studied ways of sustainable development of rural areas are developed in the article.

It is revealed that due to the measures taken by the state support, there is an increase in the level of provision of rural areas with social and engineering infrastructure. At the same time, there is a noticeable lag in rural areas of the region in terms of rural amenities, which determines the relevance of the region's active participation in the implementation of the state program for integrated rural development.

The necessity of expanding the volume of state support for integrated rural development is justified. Reasonable proposals for making changes to the state program for integrated rural development have been worked out. Proposals for state incentives to address priority issues of improving living conditions in rural areas have been put forward.

Keywords: rural territories, integrated development, village, region, state support, budget, landscaping, object, Dagestan

Сельские территории Республики Дагестан обладают существенным земельно-ресурсным, демографическим, социально-экономическим и культурным потенциалом, который при соответствующем использовании способен обеспечить поступательное развитие, высокие качество жизни и уровень развития всего региона.

Сельское расселение Дагестана имеет мелкодисперсную структуру, поскольку население республики рассредоточено по более чем 1580 сельским населенным пунктам, объединенным в 700 сельских муниципальных образования, составляющих почти 50% от всех сельских поселений в Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Сельские территории региона отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства и характеризуются высоким уровнем безработицы.

Географическая рассредоточенность наряду с расчлененным горным рельефом создают дополнительные сложности в решении вопросов по формированию социальной и инженерной инфраструктуры на селе.

Именно в силу ряда объективных обстоятельств Республика Дагестан все еще отстает по уровню обеспеченности объектами социально-инженерной инфраструктуры в сельской местности не только от регио-

нов-лидеров, но и от общероссийского уровня. Это касается и водоснабжения и газоснабжения и уровня развития объектов образования, здравоохранения и т.д.

В сельской местности проживает более 1,7 млн человек или 55% от общего населения Дагестана. Республика занимает 13-ое место среди субъектов России по общей численности населения, а по численности сельских жителей - второе место, уступая только Краснодарскому краю.

Проведенное исследование показало, что Дагестан занимает первое место среди регионов страны по темпам увеличения численности сельского населения в 2019 году к 1990 году с индексом 162,1% (см. рис. 1).

170 150 130 110 90 70 50

162,1

156,2

151,1

137,6

125

124

120,6

96,3

/ У

¿г

<9'

Л* ¿Р л*

г У

£

£

ои

&

#

Рисунок 1. Регионы России с максимальным ростом численности сельского населения, 2019 год к 1990 году, % Источник: расчет авторов по данным Росстата

Сохраняющаяся динамика увеличения численности сельского населения региона диктует потребность наращивания усилий по социальному обустройству сельских территорий. Этим объясняется тот факт, что Дагестан входит в число самых активных участников программы по социальному развитию села и получателей наибольших объемов господдержки.

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села на 2003-2013 гг.», затем в Госпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2019 гг.» сыграли важнейшую роль как в улучшении жилищных условий сельского населения, так и в создании современной социальной, инженерной и иной инфраструктуры в сельской местности (см. таблицу 1). Полагаем, что ее жизненной востребованностью объясняется то, что данная программа является самой долгосрочной из всех существующих федеральных программ.

Тем не менее, в сельской местности республики все еще сохраняется множество нерешенных задач, по уровню обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой Дагестан заметно отстает от среднероссийского показателя.

Таблица 1

Сравнительный анализ итогов реализации программ развития сельских территорий в Дагестане

20032013гг. 20142019 гг. 2020-2025гг. (за первые 3 года)

Проложено водопроводов, км 749,3 194,4 75,6

Построено фельдшерско-акушерских пунктов, ед. 68 38 0

Проложено газопроводов, км 1728,6 226,9 10,7

Введено в эксплуатацию ученических мест, ед. 13954 2684 630

Количество сельских семей, улучшивших свои жилищные условия, ед. 3623 1529 510

в том числе молодых семей и молодых специалистов 922

Введено жилья, м 381,2 197,8 50,5

Финансирование всего, млн руб. 1393,8 875,5 381,6

в т.ч. за счет

федерального бюджета 1055,5 823,2 362,5

республиканского бюджета 338,3 52,3 19,1

Источник: составлено авторами по данными Минсельхозпрода РД

К примеру, в 2018 году удельный вес площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованной всеми видами благоустройства (водопроводом, водоотведением, отоплением (за исключением печного отопления), ваннами (душем), горячим водоснабжением в республике составил 12,1% при 34,2% по стране в целом и 44,7% в среднем по СКФО (см. рис. 2).

50 40 30 20 10 0

44,7

34,2

12,1

Республика Дагестан

Россия

СКФО

Рисунок 2. Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства в сельской местности в 2018 году, % от общей площади Источник: расчет авторов по данным Росстата

Этим и объясняется то, что одной из основных целей государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», реализуемой с 2020 года, является повышение доли благоустроенного жилья на селе.

На наш взгляд, с учетом вышеотмеченного отставания существует острая необходимость расширения участия республики в данной госпрограмме.

Мероприятия Госпрограммы направлены на создание в сельских территориях Республики Дагестан необходимой современной коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктуры для оказания населению качественных образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг.

Программа состоит из трех подпрограмм:

1.Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения;

2.Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях в форме содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами;

3.Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, которая включает мероприятия по созданию современного облика сельских территорий, развитию транспортной инфраструктуры, благоустройству сельских территорий и развитию инженерной инфраструктуры на сельских территориях.

В первый год полноценно программа реализуется в двух сельских районах республики, в шестнадцати районах проводятся мероприятия по благоустройству сельских территорий и почти во всех районах осуществлены социальные выплаты на улучшение жилищных условий селянам.

Объем финансирования мероприятий Госпрограммы по комплексному развитию сельских территорий на 2020 год по республике составляет 1 061 млн руб., из которых 951 млн руб. - это средства федерального бюджета, 86 млн руб. регионального и 24 млн руб. внебюджетные средства. Проведенный нами анализ показал, что Дагестан по размеру финансирования программы из федерального бюджета в стране занимает четвертое место, тогда как в 2019 году находились на седьмом месте.

О приоритетности развития сельских территорий в социально-экономической политике говорит также то, что от общего объема финансирования АПК республики в 2020 году более 30% приходится на финансирование госпрограммы комплексного развития села при 13% по стране в целом.

Более того, с учетом острой необходимости решения проблем развития сельских территорий, из регионального бюджета в 2020 году дополнительно выделено 480 млн рублей, которые направлены на строительство объектов инженерной инфраструктуры, на разработку про-ектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы и на погашение кредиторской задолженности прошлых лет. Финансирование из регионального бюджета затрат на разработку проектно-сметной документации с последующим прохождением государственной экспертизы позволит расширить число участников данной программы, поскольку большинство муниципальных образований республики не имеют средств на эти цели и не в состоянии найти меценатов, готовых взять эти расходы на себя.

Основная доля финансирования по госпрограмме в текущем году приходится на направление по формированию социальной и инженерной

инфраструктуры - около 70%, что включает строительство школ, садиков и объектов водо- газоснабжения.

Исследования показывают, что некачественное составление муниципальными районами проектно-сметной документации приводит к переделкам и повторному прохождению госэкспертизы и конкурсных процедур с соответствующими срывами установленных сроков выполнения работ.

Учитывая, что обеспеченность автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием в сельских территориях республики заметно ниже по сравнению с общероссийскими показателями, значимой по объему финансирования позицией госпрограммы является направление по созданию сети автомобильных дорог к объектам, расположенным на сельских территориях.

Традиционно актуальным среди сельских жителей республики направлением остается улучшение жилищных условий граждан. Однако анализ показывает, что сложилась устойчивая тенденция снижения объемов финансирования данного направления. К примеру, если в 2019 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 135 млн рублей, то в 2020 году - 80 млн руб., а в 2021 году - всего 15 млн рублей.

Учитывая сохраняющуюся положительную динамику роста сельского населения в Дагестане, на наш взгляд, требуется пересмотреть возможность расширения объемов финансирования.

Новым направлением госпрограммы выступает кадровое обеспечение, реализация которого осуществляется посредством возмещения части затрат сельхозтоваропроизводителей на оплату обучения, прохождения практики и проживания студентов. В рамках этого мероприятия предусматривается возмещение до 30% затрат по заключенным с работниками ученическим договорам, проходящих обучение в федеральных ВУЗах, подведомственных Минсельхозу России и до 30% затрат сельхозтоваропроизводителей на оплату труда и проживание студентов, привлеченных для прохождения производственной практики.

На наш взгляд, программа по комплексному развитию сельских территорий предусматривает реализацию мер по достижению целей стратегии пространственного развития, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий за счет повышения устойчивости системы расселения путем социально-экономического развития сельской местности, повышение жизнеобеспечения.

Применение комплексного подхода к улучшению комфортности проживания в сельской местности будет способствовать улучшению инвестиционной активности, повышению занятости с учетом использования современных технологий в организации труда, а также формированию дополнительной налогооблагаемой базы бюджетов сельских поселений и укреплению экономики села в общем.

В целях совершенствования государственного регулирования комплексного развития сельских территорий считаем целесообразным реализовать следующие шаги:

1. Учитывая, что по госпрограмме финансируется строительство только внутрисельских сетей водоснабжения, распространить финансирование и на строительство подводящих водопроводных сетей, посколь-

ку источники питьевой воды обычно располагаются на значительном удалении от сельских населенных пунктов республики.

2. Включить в подпрограмму по формированию современного облика сельских территорий мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог внутри населенных пунктов.

3. Из-за несоответствия подаваемой сельским населенным пунктам питьевой воды действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, включить в программу меры по поставке модульных очистных комплексов.

4.Внести изменения в порядок отбора проектов комплексного развития сельских территорий, утвержденного Минсельхозом России, предусмотрев совместный учет вкладываемых местными органами власти и инвесторами средств, в связи с реальными проблемами поиска инвесторов, желающих вкладывать собственные средства в создание социальной инфраструктуры на селе, а также передачу с федерального на региональный уровень необходимость согласования планируемых к строительству в рамках госпрограммы социально-инженерных объектов в сельских территориях, что позволит расширить число участников конкурсных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1.Петриков, А.В. Политика сельского развития в России: направления и механизмы // Никоновские чтения. - 2019. - №24.- С.1-10.

2.Шарипов, Ш.И., Абусаламова, Н.А., Ибрагимова, Б.Ш. Ресурсный потенциал сельских территорий и роль органов местного самоуправления в его реализации // Экономический анализ: теория и практика. - 2020. -Т.19 - №5 (500). - С.822-834.

3.Курбатова, С.М. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»: общая характеристика // В сборнике: Проблемы современной аграрной науки. Материалы международной научной конференции. - Красноярск, 2020. - С.437-440.

4.Шарипов, Ш.И. Проблемы и перспективы внедрения проектного управления в АПК РД // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2017. - №4. - С.3-7.

5.Петриков, А.В. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2019. - №5. - С.18.

6.Яхьяев, Г.У. Современное состояние виноградарства в Республике Дагестан // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. -2019. - №1. - С.333-338.

7.Шарипов, Ш.И. Маркетинговые исследования в сельском хозяйстве // Маркетинг. - 2005. - №2(81). - С.22-28.

8.Кувшинов, В.А. Государственная поддержка и перспективы развития сельских территорий // В сборнике: Приоритетные направления регионального развития. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С.140-144.

9.Ускова, Т.В., Ворошилов, Н.В. Комплексное развитие сельских территорий - задача государственной важности // Проблемы развития территории. - 2019. - №6 (104). - С.7-20.

10.Велибекова, Л.А. Перспективы размещения промышленного садоводства Дагестана // Садоводство и виноградарство. - 2019. - №2. - С.33-39.

11.Бахматова, Г.А. Оценка социально-экономического развития сельских территорий Ростовской области // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - №12. - С.106-110.

12.Шарипов, Ш.И., Ахмедова, Ж.А. Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - №17. - С.88-92.

13.Ирхина, Л.Х., Хрестина, С.Ф. Устойчивое развитие сельских территорий как реализация государственной программы // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - №2 (26). - С.58-64.

14.Яхьяев, Г.У. Развитие виноградарства в Республике Дагестан // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2016. -№1. - С.151-156.

15.Гумеров, Р.Р., Гусева, Н.В. Комплексное развитие сельских территорий: отвечает ли новая государственная программа современным вызовам? // Менеджмент и бизнес-планирование. - 2019. - №4. - С.97-107.

16.Велибекова, Л.А. Проблемы реализации плодовой продукции: региональный аспект // Труды Кубанского государственного университета. -2019. - №81. - С.13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.