Научная статья на тему 'Государственная поддержка как неотъемлемый механизм развития рынка животноводческой продукции на современном этапе развития экономики ЮФО'

Государственная поддержка как неотъемлемый механизм развития рынка животноводческой продукции на современном этапе развития экономики ЮФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадаева С.И., Куралаева А.А.

В статье говорится о необходимости изменения всей стратегии аграного развития и обеспечения страны и ее регионов качественными и доступными продуктами животноводства, которая должна стать не только базовым элементом антикризисной программы Правительства, но и составной частью обновленного курса реформ и политики продовольственной безопасности. Рассмотрены важнейшие условия достижения продовольственной безопасности, которые могут быть реализованы толко при экстренной государственной поддержке сельского хозяйства. Предлагается разработать и принять ряд мер по созданию сбалансированного социально-ориентированного рынка животноводческой продукции. Также приведен анализ мспользования средств, выделенных из федерального бюджета, на формирование и развитие сельскохозтоваропроизводителей ЮФО. Представлены основные показатели развития сельского хозяйства, распределения финансовых средств по годам. Выделены основные направления для решения задач наращивания отечественного производства при условии коренной модернизации отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка как неотъемлемый механизм развития рынка животноводческой продукции на современном этапе развития экономики ЮФО»

32 (89) - 2008

Развитие АПК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЮФО

С. И. БАЛАЕВА, кандидат экономических наук, доцент А. А. КурАЛАЕВА Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова

Масштабное снижение объемов сельскохозяйственного производства, разрушение системы распределения продуктов питания привели южнороссийские рынки продовольствия не только к разбалансированию, но и к потере продовольственной безопасности. Уровень продовольственной безопасности измеряется показателем импорта продуктов питания, который не должен превышать 20 %. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашей страной продовольственной безопасности, так как импорт превышает 32 %. Это только данные легального импорта, подкрепленные международными соглашениями, а сколько «серого» импорта поступает на продовольственный рынок страны и практически корежит и ломает его!

Понимание необходимости принятия экстренных мер побудило государственные органы разработать и принять ряд решений по созданию сбалансированного социально-ориентированного рынка продовольствия, в частности рынка животноводческой продукции. В этой жизненно важной сфере после глубокого и системного кризиса начался постепенный процесс восстановления производственно-экономического потенциала (в 2007 г. объем производства в животноводстве восстановлен на 54 %). Развитию позитивных процессов в этой сфере

способствовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в котором были предусмотрены основные показатели развития сельского хозяйства, показатели результативности и расходные обязательства бюджета, распределение финансовых средств на мероприятия по годам (табл. 1).

Реализация стратегических направлений, обозначенных в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» направлена на создание управляемой системы в экономике агропромышленного производства, повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, и позволит выйти на уровень полного самообеспечения по многим продуктам питания.

При этом мы исходим из возрастающей государственной поддержки сельского хозяйства не только страны, но и регионов ЮФО. Так в 2005 г. она была выше, чем в предыдущем году на 42,5 %, а в 2006 г. темп роста составил 27,9 % (в физическом выражении это 7,3 млрд руб.). Между тем приведенные данные не должны создавать впечатление, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России выше, чем в западных странах. Анализ статистики показал, что совокупная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей стран ОЭСР почти в два раза выше, чем в России, и составляет 30 % против 17 %.

Таблица 1

Объемы финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей ЮФО из федерального бюджета, млн руб.

Год Российская Федерация Южный федеральный округ

2004 15130, 29 4009,73

2005 18771,60 5712,79

2006 27708,13 7309,47

Тем не менее прозрачные механизмы распределения средств в данном проекте позволяют повысить эффективность производства таких важных продуктов питания, как мясомолочная продукция. Подтверждением тому служат итоги 2006 г. по стране, в том числе и ЮФО. Так реализация скота и птицы на убой в живой массе увеличилась на 7,94 млн т, молока — на 31,2 млн т, а в отдельно взятом регионе, например в Кабардино-Балкарской республике, производство мяса увеличилось в 2007 г. по сравнению с 2005 г. на 8 %, молока — на 10 %.

Позитивная реализация проекта способствует регулированию и решению актуальных проблем южнороссийских рынков продовольствия. В частности, в рамках направления «Ускоренное развитие животноводства» по системе лизинга на покупку племенного скота в хозяйства ЮФО в первой половине 2007 г. ОАО «Россельхозбанк» выдал 118 кредитов на сумму 828,3 млн руб. Наибольшее количество племенного скота было закуплено для хозяйств Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ставропольского и Краснодарского краев, Волгоградской и Ростовской областей. На строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений было выделено 172 кредита на сумму 4 625,2 млн руб. Анализ регионального аспекта по данному вопросу показал, что наибольшее число кредитных договоров заключено в Краснодарском (12), Ставропольском (6) краях, а также Ростовской области (5), а кооперативов — в республиках Дагестан (13) и Калмыкия (10), Волгоградской (11) и Ростовской (6) областях. Это говорит о том, что все регионы округа вовлечены в процесс реализации проекта и заинтересованы подняться на более высокие позиции по производству мясомолочной продукции.

Это хорошо прослеживается в обязательствах регионов округа, взятых в целом выше целевых показателей национального проекта (табл. 2).

Следует отметить, что в 2007 г. в регионах ЮФО предусматривалось увеличить производство мяса на 9,5 % (план — 7 %), молока на 7,8 % (план — 4,5 %) при стабилизации поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Главный упор обусловлен тем значением животноводческой продукции, которое имеет для формирования продовольственных ресурсов и продовольственного обеспечения регионов округа и страны в целом. Исходя из этого, наиболее высокие обязательства взяли на себя Республика Дагестан, Волгоградская и Ростовская области. Достижению взятых обязательств будут способствовать хозяйства населения, которым «Россельхозбанком» выдано кредитов на сумму более 500 млн руб., крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) — 712 млн руб., а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, которым выдано более 40 млн руб.

Важно отметить, что деятельность большинства хозяйств и населения округа в большей степени ориентирована на животноводство. Его доля во всей производимой ими продукции составляет 53,9 %, тогда как в России — 45,4, а в целом в ЮФО население производит 64,2 % животноводческой продукции, в России — 54,2 %. Полагаем, что округ располагает достаточно солидным потенциалом для того, чтобы сделать заметный шаг в сторону развития рынка животноводческой продукции. Как положительный факт здесь нужно отметить, что поголовье крупного рогатого скота в целом по округу более 16 % от российского. При этом 80 % поголовья крупного рогатого скота сосредоточено в Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях.

Таблица 2

Плановые показатели ЮФО по реализации Национального проекта «Развитие АПК», %

Плановый показатель Предусмотрено проектом Обязательства регионов

Российская Федерация В том числе ЮФО

Увеличение объемов производства молока 4,5 6,5 7,8

Увеличение объемов производства мяса 7,0 16,4 9,5

Вместе с тем положительных результатов добилось большинство хозяйств, перешедших на разведение свиней мясного типа с низкими затратами корма на единицу прироста живой массы. Так, в 2007 г. в хозяйствах Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской и Ростовской областях поголовье свиней выросло на 10 %. Кроме того, реализация направления проекта «Ускоренное развитие животноводства» позволила хозяйствам округа добиться высокой продуктивности дойного стада. Надои молока на одну корову превысили среднероссийский показатель.

В то же время достижению намеченных целей препятствует то, что большинство граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, не могут воспользоваться возможностью получения кредита с субсидируемой процентной ставкой в рамках Национального проекта «Развитие АПК» в связи с отсутствием у них поручителей; на практике не реализуется работа залогового фонда; в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах на низком уровне находится технология организации полноценного, сбалансированного кормления животных, направленного выращивания ремонтного молодняка и селекционно-племенной работы. Остро стоит проблема предоставления земли в аренду сроком на один год, тогда как кредит предоставляется на срок 5—8 лет. От решения этих проблем целиком зависит продовольственная обеспеченность населения мясомолочной продукцией, и без чего о преодолении продовольственной зависимости на основе интенсификации животноводства, особенно воспроизводства стада, серьезно говорить не приходится.

В этой связи развитию рынка животноводческой продукции необходимо уделять особое внимание, с учетом значимости продуктов животноводства. Государству в силу своих конституционных обязанностей необходимо создать равные

условия конкуренции на рынке животноводческой продукции. Приоритетом ускоренного развития сельского хозяйства должна стать Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». В частности, она предусматривает финансирование сельского хозяйства в сумме 76, 9 млрд руб. в 2008 г. и 130 млрд руб. в 2012 г., что выше уровня 2007 г. в 2 раза. Темпы роста бюджетных расходов на регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия за данный период возрастут с 1,3 до 1,5 млрд руб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов Р. Г. Направления развития взаимоотношений субъектов регионального рынка мяса и мясной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 9. С. 67—69.

2. Васильева Н. К., Ушвицкий М. Л. Устойчивость продовольственной обеспеченности в регионах юга России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 8. С. 22—25.

3. Гордеев А. В. О государственной программе развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 9. С. 6—9.

4. Ушачев И. Г. Устойчивое развитие агропро-довольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление. 2006. № 4. С. 5—10.

5. Эркенов Т. Х. Информация о мерах по реализации направления «Ускоренное развитие животноводства» в Кабардино-Балкарской Республике. Материалы отчета Совета при Президенте КБР по реализации приоритетных национальных проектов. — Нальчик. С. 1—9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.