экономические науки
Большакова Юлия Александровна, Ильичева Ольга Валерьевна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК МЕХАНИЗМ ...
УДК 330: 631.115
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ АПК
© 2018
Большакова Юлия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент»
Ильичева Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, 22, e-mail: [email protected])
Аннотация. Несмотря на многочисленные преобразования, происходящие с экономикой России последние десятилетия, агропромышленный комплекс по прежнему занимает достаточно большую роль обеспечении устойчивого развития страны. Благодаря значительным территориям, занятым сельскохозяйственным производством, наша страна считается в большей степени аграрной. Сельское хозяйство является основной обеспечения продовольственной безопасности страны, на сельских территориях, по прежнему, проживает значительная часть населения, кроме того, сельские территории являются носителем культурных и национальных особенностей России. Вместе с тем, в статье рассматриваются проблемы отраслей АПК, обострившиеся в последние годы, где среди внутренних факторов теперь еще добавились внешние факторы, обусловленные членством России в ВТО. Авторами обоснована необходимость государственного регулирования, в частности - государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Раскрыты основные виды и методы государственной поддержки в нашей стране, представлены направления по их совершенствованию, что позволит отечественным сельхозтоваропроизводителям с одной стороны обеспечить население России качественным доступными продовольствием и конкурировать на уровне международных отношений - с другой. В статье обоснована необходимость совершенствования государственной поддержки, прежде всего, для того чтобы осуществить приоритетные направления по обеспечению продовольственной безопасности страны.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, товаропроизводители, продовольственная безопасность, субсидии, дотации льготы
STATE SUPPORT AS A MECHANISM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGRO INDUSTRIAL COMPLEX
© 2018
Bolshakova Yuliya Alexandrovna, candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Organization and Management» Ilyicheva Olga Valeryevna, candidate of economic sciences, the associate professor of the chair
«Organization and Management» Nizhny Novgorod state engineering-economic university (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Street, building 22, e-mail: [email protected])
Abstract. Despite the numerous transformations taking place with the economy of Russia in recent decades, agriculture still occupies a large enough role to ensure sustainable development of the country. Due to the significant territories occupied by agricultural production, our country is largely agrarian. Agriculture is a major food security of the country, in rural areas, still home to a significant portion of the population; in addition, rural areas are a carrier of cultural and national peculiarities of Russia. However, in the article the problems of agricultural industries are defined, where, among the internal factors we can now add external factors, caused by Russia's membership in WTO. The authors justify the necessity of government regulation, in particular state support of agricultural producers. The main types and methods of state support in our country are covered, the directions for their improvement that will allow domestic agricultural producers on the one hand to ensure the population of Russia high-quality affordable food are offered, and to compete on the level of international relations on the other. In the article it is shown the necessity of improvement of the state support, first of all, is how to realize the priority directions on ensuring food security of the country.
Keywords: state regulation, state support, agriculture, agriculture, producers, food security, subsidies, grants, incentives
Последнее десятилетие агарная политика нашей страны действует в рамках вектора, ориентированного на устойчивое развитие агропромышленного комплекса в целом и сельских территорий в частности. Программно-целевой подход, активно используемый для достижения приоритетных целей и задач, по своей сути должен позволить направлять и перераспределять ресурсы среди основных участников аграрных взаимоотношений, концентрируя их в наиболее перспективных точках. Однако, как показывает многолетний опыт, реализация намеченных целей столкнулась с множеством проблем и изначально запланированные результаты до настоящего времени остались не достигнуты. Среди таких проблем стоит особо отметить отсутствие четкой реализации программ и их отдельных мероприятий на разных уровнях управления и между различными ведомствами, не согласованность принимаемых управленческих решений на разных уровнях и многое другое.
Вместе с тем, нельзя забывать о том, что тенденция международных отношений России, в свете последних событий, в частности, вступление России в ВТО и введение санкций создают множество новых аспектов, различным образом влияющих на развитие агропромышленного комплекса в целом. С одной стороны вступле-
ние России в ВТО, по мнению многих экономистов [1, 2, 3] ударило по состоянию отечественных товаропроизводителей, в силу их низкой конкурентоспособности и высокой степени зависимости аграрной сферы в целом от государственной поддержки. С другой стороны, санкции сократили импорт и расширили возможности деятельности отечественных товаропроизводителей [4, с. 30]. Тем не менее, сельское хозяйство России, по прежнему находится в сложных условиях, государственная поддержка, в нашей стране в 15-20 раз ниже, чем в ЕС и США [5, с. 13].
Вместе с тем, устойчивое развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса в целом во многом определяется целостностью и неразрывностью политики государства в области сельского хозяйства. И во многом на сегодняшний день успех реализации стратегических целей в этой сфере определяется степенью зрелости и эффективности государственного регулирования наиболее ключевых вопросов. Кроме того, в силу многолетнего кризиса в данной отрасли особенно актуальным аспектом государственного регулирования становится государственная поддержка отечественных товаропроизводителей в аграрной сфере. Причем, если учитывать мировой опыт, особенно опыт развитиях
Bolshakova Yuliya Alexandrovna, Ilyicheva Olga Valeryevna STATE SUPPORT AS A MECHANISM OF SUSTAINABLE .
economic sceinces
стран, где государственное регулирование сельскохозяйственного производства уже доказало свою надежность, свидетельствует о целесообразности такого подхода.
Отечественные ученые-экономисты так же подтверждают необходимость государственной поддержки, обуславливая это такими факторами как специфика аграрной сферы и наличие различного рода рисков, связанных с осуществлением сельскохозяйственного производства, несовершенная аграрная политика и общий организационно-экономический механизмАПК и др. [6, 7].
Весьма однозначно, высокую роль государства в реализации производственных потребностей современного отечественного АПК доказывает Эдуард Лепковыч. Среди наиболее существенных потребностей он выделяет потребность в инновационных технологиях производства продукции сельского хозяйства, потребность в новом производственном аппарате, в новых средствах механизации, и кроме того потребность в менеджерах и кадрах высокой квалификации. Причем стоит отметить, что в своем исследовании автор опирается не только исключительно на собственный субъективный опыт, но и подчеркивает аналогичность походов к этому вопросу ученых первой величины, таких как И. Г. Ушачев, А. И. Алтухов, В. В. Леонтьев и многие другие [8].
Система государственного регулирования должна включать в себя различные способы воздействия на развитие как всего агропромышленного производства в целом, так и уровня жизни сельского населения и устойчивого развития сельских территорий.
Государственное регулирование агропромышленного комплекса может рассматриваться как экономическое воздействие со стороны государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, агросырья и продовольствия, напроизвод-ственно-техническое обслуживание сельскохозяйственного производства и его материально-техническое обеспечение [9].
В самом общем смысле государственное регулирование кроме государственной поддержки включает так же административное и правовое воздействие, меры ограничительного характера и прочие инструменты, целями которых становится регулирование экономических и социальных вопросов, возникающих между участниками аграрных взаимоотношений [10].
Формы и виды государственной поддержки Российских товаропроизводителей в агропромышленном комплексе достаточно обширны и разнообразны.
На сегодняшний день, только на уровне Министерства сельского хозяйства функционируют 28 видов субсидий. Все они носят различный характер воздействия (рисунок 1) и направлены на разные сферы функционирования отрасли, но их разумное сочетание при регулировании сельскохозяйственного производства предает ему дополнительную эффективность и устойчивость [11, с. 7.]
В основе осуществления государственной поддержки сельских товаропроизводителей лежат, как правило, различного рода субсидии, дотации и льготы. Исходя их отечественной практики, в структуре субсидий большая часть средств, как правило направленна на поддержку цен.
Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и ориентируется на установление верхних и нижних пределов колебания цен, определение гарантированных, закупочных и интервенционных цен, а так же установление пороговых цен, на основании которых в дальнейшем и принимаются решения о компенсационных выплатах.
Наряду с субсидированием, государственная программа должна включать систему квотирования производства стратегически важных видов сельскохозяйственной продукции, для стабилизации цен в случае пе-
ренасыщения того или иного товарного рынка. Система государственного субсидирования стимулирует и ориентирует отечественных сельхозтоваропроизводителей на производство стратегически важных для государства видов продукции, а так же повышает их рентабельность [12, с. 261]
Форма поддержки, при которой субъекты вынуждены руководствоваться в своей экономической деятельности {например, «Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.»)
Форма поддержки, при которой со стороны государства для хозяйствующих субъектов создаются предпосылки для самостоятельного принятия ими решения в их хозяйственно-экономической деятельности (например, •■(Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации», утв. Распоряжением правительства РФ от03.07.2014г.№ 1215-р)
Форма поддержки, которая напрямую не связана сельскохозяйственным производством, но оказывает опосредованное влияние на его развитие (например, ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года»)
Рисунок 1 - Формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей России
Кроме того, хотелось бы отметить, что наряду с субсидированием производства основных видов сельскохозяйственной продукции должна решаться и проблема сельских территорий.На сегодняшний день достаточно остро стоят вопросы развития сельских территорий, их производственной и социальной инфраструктуры, доступности и надлежащего исполнения основных жизненно необходимых услуг для сельских жителей. Несмотря на то, что на сегодняшний день, в рамках приоритетных национальных программ на решение этих проблем так же выделяются бюджетные средства, практика показывает, что проблема по прежнему остается не решенной.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что политика, направленная на развитие сельских территорий, - относительно новое направление в России, в сравнении с опытом, например, Европейского союза. Поскольку первым документом, законодательно закрепившим данное направление, стала Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, принятая в 2010 году [13].
Вместе с тем, нельзя недооценивать особую важность этого вопроса, по той простой причине, что именно сельские территории во многом определяют производственный потенциал развития отрасли, в частности его кадровую составляющую. Уровень жизни сельских жителей, удовлетворенность условиями и доступность основных объектов социальной, дорожной, информационной инфраструктур определяют качество и количество высококвалифицированных кадров, заинтересованных в повышении эффективности сельскохозяйственного производства, желающих развивать отрасль.
Еще одним из относительно новых направлений в совершенствовании государственного регулирования сельского хозяйства можно считать развитие инвестиционной привлекательности отрасли. Основными формами государственного регулирования инвестиционных процессов в сельском хозяйстве России, по мнению ряда авторов, выступают лизинг, как выгодный инструмент инвестиционной политики и инвестиционный кредит с последующим субсидированием процентной ставки [14, с 10]. На сегодняшний день весьма остро стоит проблема доступности кредитных ресурсов для многих участников сельскохозяйственного рынка, решением которой может стать развитие сельской кредитной кооперации. Кроме того для привлечения инвестиций необходимо разрабатывать направления поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, в виде дотаций и субсидий.
Налоговое регулирование сельского хозяйства нашей страны так же основано на льготном характере налогообложения отрасли. Льготы распространяются на тех производителей, которые в силу специфики органи-
экономические науки
Большакова Юлия Александровна, Ильичева Ольга Валерьевна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК МЕХАНИЗМ ...
зации производства получают меньший, по сравнению с производителями других отраслей производства, доход. Вместе с тем, стоит отметить, что льготный характер налогообложения в нашей стране носит дифференцированный характер [15].
Беря во внимание тот факт, что сельское хозяйство нашей страны находится в зоне так называемого «рискованного земледелия» одним из приоритетных направлений государственного регулирования и поддержки становится совершенствование государственной системы страхования хозяйственных рисков. Поскольку частные страховые компании не могут обеспечить гарантированную защиту сельхоз товаропроизводителей от разнообразных природных катаклизмов [16].
На сегодняшний день, по результатам различных исследований можно сделать выводы о неэффективности экономического механизмаагрострахования с государственной поддержкой, что подтверждается снижением мотивации к страхованию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, отрицательной динамикой параметров рынка страхования, а так же несоблюдением приоритетности интересовсельскохозяйственных товаропроизводителей и бюджета [17, с 24].
Среди проблем механизма страхования с государственной поддержкой можно выделить: отсутствие единых подходов к урегулированию убытков, необходимость совершенствования методики расчета предельных ставок субсидирования, отсутствие стандартных критериев опасных природных явлений и их подтверждения, необходимость совершенствования методики определения урожайности для расчета страховой стоимости будущего урожая, а так же отсутствие единой методики расчета убытков [18, с. 60-61].
Отдельного внимания при рассмотрении политики государственного регулирования агропромышленного комплекса России заслуживают малые формы хозяйствования. Прежде всего, это обусловлено тем, что на сегодняшний день более 10 % произведенной сельскохозяйственной продукции приходится на долю мелких товаропроизводителей. Вместе с тем, в динамике за последние годы их численность сокращается в связи с множеством проблем, не позволяющих им успешно функционировать в условиях свободного рынка. Стоит отметить, что на сегодняшний день на ряду, с общими инструментами государственной поддержки, данная группа сельхоз товаропроизводителей пользуется еще и специфическими, учитывающими именно их объемы производства. В России предусмотрена система нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых форм хозяйствования на уровне государства и регионов, однако имеющиеся методы часто не срабатывают и упираются в несогласованность разных уровней управления [19].
Вместе с тем, участие России в ВТО одновременно усложняет совершенствование механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства необходимостью разрабатывать направления ориентированные одновременно и на эффективную помощь отечественным сельхозтоваропризводителям и на обеспечение требований и условий торговли, предписанными в рамках ВТО [20].
Таким образом, стоит отметить, что выход из сложившейся ситуации может быть только комплексным, охватывающим весь спектр проблем и ориентированным на интересы всех категорий участников аграрных взаимоотношений. На сегодняшний день, от государства требуется не только создание благоприятных внутренних факторов и условий для развития АПК, но и защита отечественного производства сельскохозяйственной продукции от внешней конкуренции. Без грамотного государственного регулирования и активной, всесторонней и достаточной государственной поддержки всего агропромышленного комплекса импортозамещение и продовольственную безопасность страны обеспечить
будет практически невозможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алтухов А. Возможные риски и угрозы национальной продовольственной безопасности и независимости // АПК: экономика, управление. 2016. № 5. С. 4-15.
2. Kapitonov I.A., Voloshin V.I. Stratégie directions for increasing the share of renewable energy sources in the structure of energy consumption // International Journal of Energy Economics and Policy. 2017. Т. 7. № 4. С. 90-98.
3. Аксенов Д. А. Ретроспективный анализ динамики расходования международных резервов Российской Федерации в условиях кризисных явлений в экономике // Вестник экономической безопасности. 2011. № 1. С. 5-7.
4. Эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 9. С. 30-36
5. Эпштейн Д. Экономические итоги 2014-2016 годов и необходимая стратегия для роста // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 12. С. 7-17
6. Седова Н. В. Модернизация механизмов управления интегрированными агропромышленными структурами. Москва, 2010. 65 с.
7. Поддубная З.В. Инновации как фактор повышения инвестиционной привлекательности молочной отрасли // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 107-113.
8. Липкович Э. Нужно ли государственное регилиро-вание отечественной аграрной экономики? // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 9. С. 2-11
9. Абакарова Р. Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства России с учетом международного опыта // Вестник сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 3 (3). С. 3-6
10. Анисимова Ю.А. Международные организации и координация многостороннего сотрудничества // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 164-170.
11. Нечаев В. И., Михайлушкин П. В., Слепнева Т. Н. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства России: вопросы теории и практики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 12. С. 6-10.
12. Мартынушкин А. Б. Государственное регулирование и поддержка как обязательные факторы развития экономики сельского хозяйства России // Инновационные тенденции развития Российской науки: Материалы IV Международной (заочной) научно-практической конференции молодых ученых. Красноярск. 2011. С 260-262.
13. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. 2015. № 1(53). С. 4-15.
14. Михалев А. Вопросы государственного регулирования инвестиционных процессов в сельском хозяйстве России // Биотика. 2015. № 5 (т.6). С. 5-11.
15. Пахомов А.А., Забайкин Ю.В. Эффективность и комплексная оценка интенсивности использовании ресурсов в производственной деятельности // Kant. 2017. № 2 (23). С. 191-197.
16. Соколова Е.С., Чернышева Е.Н. Организационные аспекты повышения качества финансовой информации // Экономические науки. 2009. № 61. С. 386-389.
17. Счастливцева Л., Осинин А. Оценка эффективности государственного регулирования системы агростра-хования с государственной поддержкой // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 11. С. 24-31.
18. Храбсков Е. Проблемы страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой. // АПК: экономика, управление. 2016. № 11. С. 59-63.
19. Вечирко О.Н, Тарасюк С.С. Особенности развития сельского хозяйства в Республике Крым // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2017. №6 (18). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/osobennosti-razvitiya-
Bolshakova Yuliya Alexandrovna, Ilyicheva Olga Valeryevna STATE SUPPORT AS A MECHANISM OF SUSTAINABLE ..
economic sceinces
selskogo-khoz/
20. Малявина А.В. Причины и результаты структурных изменений в отраслях экономики России // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №4 (29). URL: http://www.innov.ru/science/economy/prichiny-i-rezultaty-strUkturnykh-i/
Статья поступила в редакцию 18.12.2017 Статья принята к публикации 24.03.2018