Научная статья на тему 'Государственная поддержка инвестиционной деятельности: региональный аспект (на материалах Республики Коми)'

Государственная поддержка инвестиционной деятельности: региональный аспект (на материалах Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / INVESTMENT ACTIVITY / TAX PRIVILEGES / THE PROFIT TAX OF THE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новокшонова Елена Николаевна

В статье проведен анализ инвестиционной деятельности в Республике Коми, рассматриваются инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности. Особое внимание уделено налоговым льготам как основному инструменту государственного регулирования инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новокшонова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE SUPPORT OF INVESTMENT ACTIVITY: REGIONAL ASPECT (ON REPUBLIC OF KOMI MATERIALS)

In article the analysis of investment activity in Republic Komi is carried out, tools of state regulation of investment activity are considered. The special attention is given tax privileges as to the basic tool on the investment activity state regulation.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инвестиционной деятельности: региональный аспект (на материалах Республики Коми)»

11. Балагаев, Ю. О прямом перераспределении ренты [Электронный ресурс] / Ю. Балагаев. - Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/newsitem398DD

12. Сцепинский, Ю. Сколько стоит Россия? [ Электронный ресурс] / Ю. Сцепинский. - Режим доступа: http://subscribe.ru/archive/state.politics.ruscrisis

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Новокшонова Елена Николаевна, аспирант кафедры Банковского дела Сыктывкарский государственный университет г. Сыктывкар, Россия [email protected]

В статье проведен анализ инвестиционной деятельности в Республике Коми, рассматриваются инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности. Особое внимание уделено налоговым льготам как основному инструменту государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность; налоговые льготы; налог на прибыль организаций.

THE STATE SUPPORT OF INVESTMENT ACTIVITY: REGIONAL ASPECT (ON REPUBLIC OF KOMI MATERIALS)

Elena Novokshonova, the post-graduate student of Bank chair Syktyvkar state university, Syktyvkar, Russia [email protected]

In article the analysis of investment activity in Republic Komi is carried out, tools of state regulation of investment activity are considered. The special attention is given tax privileges as to the basic tool on the investment activity state regulation.

Keywords: investment activity; tax privileges; the profit tax of the organizations.

Важнейшим условием поступательного развития экономики является наличие инвестиций. Для регионов инвестиции имеют важное значение, поскольку от них зависит не только рост экономического потенциала, но и состояние социальной сферы, определяющей, в том числе и политическую ситуацию. Для привлечения инвестиционных ресурсов представляется необходимым поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования инвестициями, что обуславливает разработку нового концептуального похода к управлению инвестиционной деятельностью в регионе, основанного на усилении роли региональных органов власти и управления в регулировании инвестиционного процес-

са, задействование в процессе инвестиционной деятельности широкого спектра инструментов государственного регулирования инвестиций.

В реализации комплексных мер стимулирования инвестиций важное место занимает создание и совершенствование законодательной базы инвестиционной деятельности в Республике Коми. Закон Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми от 28.06.2005 г. № 71 - РЗ структурирует формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в республике, в том числе формы государственной поддержки и участия органов власти Республики Коми в инвестиционной деятельности.

Постановление Правительства республики Коми «Об утверждении плана мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности в Республике Коми и активизации инвестиционной деятельности в Республике Коми на 20072010 годы от 28.05. 2007 № 107 определяет основные меры по дальнейшему улучшению инвестиционной сферы республики.

Для активизации инвестиционных процессов в республике принят ряд Постановлений правительства: Постановление Правительства Республики Коми «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 17.07.2009 № 212; Постановление Правительства Республики Коми « О Межведомственной комиссии по экономическому развитию, конкурентоспособности, инвестициям и целевым программам при Экономическом Совете Республики Коми» от 05.09.2006 № 236; Постановление Правительства Республики Коми «О создании открытого акционерного общества «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми от 19.02.2007 №23; Распоряжение Правительства Республики Коми «О мероприятиях по привлечению в экономику Республики Коми средств федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ на территории Республики Коми от 28.04.2006 № 1113-р.

Наличие необходимой законодательной базы делает Республику Коми инвестиционно - привлекательным регионом.

Однако по темпам роста инвестиций в основной капитал республика уступает регионам Северо-западного федерального округа и России в целом, что наглядно подтверждается данными, приведенными в таблице 1.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по Республике Коми и России [1]

Показатели 2000 2004 2005 2006 2007 2008

Инвестиции в ос-

новной капитал

Республика Коми, 17098 34481 50409 74170 63025 82172

млн. руб.

Россия, млрд.руб. 1165,2 2865,0 3611,1 4730,0 6716,2 8764,9

Северо-западный 116,7 359,6 483,3 651,3 832,5 998,6

федеральный округ, млрд. руб.

В расчете на душу

населения, тыс. руб.

Республика Коми 16,3 34,4 50,9 75,7 64,9 85,3

Россия 7,9 19,9 25,2 31,5 47,3 61,7

Северо-западный 8,2 26,1 35,3 47,9 61,5 74,1

федеральный округ, млрд. руб.

[1] Социально-экономическое положение Республики Коми. Доклад. Сыктывкар. Комистат. 2009. С.108

Объем инвестиций в основной капитал по Республике Коми в 2008 г. по сравнению с 2000 г. вырос в 4,8 раза, в то время как по России за тот же период в 7,5 раза, в Северо-западном федеральном округе в 8,5 раза.

По объему инвестиций в расчете на душу населения в 2008 г. Республика Коми находилась на 3 месте в Северо-западном федеральном округе и превосходила среднероссийский показатель в 1,4 раза.

Рост инвестиций в основной капитал происходил в основном за счет привлечения собственных средств организаций.

Таблица 2

Структура инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (%) [2]

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Инвестиции в 100 100 100 100 100 100 100 100 100

основной

капитал - всего

В том числе

Собственные 57,2 63,3 56,5 41,6 44,9 33,7 43,7 56,1 51,7

средства

Привлеченные 42,8 36,7 43,5 58,4 55,1 66,3 56,3 43,9 48.3

средства

В том числе

Кредиты бан- 9,8 2,7 9,9 16,7 5,5 2,1 1,7 9,3 10,4

ков

Заемные сред- 6,7 14,4 19,6 8,4 9,4 5,8 3,9 3,1 1,9

ства других

организаций

Бюджетные 7,7 6,9 5,0 4,0 5,5 5,9 5,5 7,3 6,7

средства

Прочие 27,1 24,9 34,7 54 48,9 59,7 50,3 36,4 29,2

[2]Аналитическая записка. Инвестиционная деятельность в Республике

Коми. Сыктывкар. Комистат. 2009. С.20

В 2008 г. организациями было предложено средств для осуществления инвестиций на общую сумму 82172 млн. руб., что в пять раз больше аналогичного показателя в 2000 г. Преобладание собственных средств носит скорее негативный, чем позитивный характер. В условиях высокой потребности в модернизации действующих и создании новых конкурентоспособных производств ориентация на собственные инвестиционные ресурсы ограничивает возможности предприятий. В развивающихся странах дефицит инвестиционных ресурсов, как правило, покрывается за счет привлеченных источников финансирования (прежде всего иностранных), а доля собственных средств в структуре финансовых инвестиций в основной капитал не превышает 30%.

Отрицательно на развитии экономики региона сказывается незначительный удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Таблица 3

Динамика иностранных инвестиций в Республике Коми [3]_

Показатели 2000 2004 2005 2006 2007 2008

Иностранные инвести- 54,0 72,9 159,8 321,1 389,4 931,6

ции, млн.долларов

Инвестиции в основной 17098 34481 50409 74170 63025 82172

капитал, млн.руб.

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в 0,01 0,007 0,01 0,02 0,02 0,04

основной капитал, в %

[3]Социально-экономическое положение Республики Коми. Доклад. Сык-

тывкар. Комистат.2009. С.244

В сфере иностранных инвестиций в 2000-2008 гг. в целом сложилась благоприятная ситуация. После некоторого спада в 2004 г. наблюдался устойчивый рост иностранных инвестиций. В результате в 2008 г. был достигнут максимальный показатель за последние годы - 931,6 млн. долл. США. Несмотря на существенный и быстрый приток иностранного капитала в регион, доля иностранных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал незначительна. Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение правил игры.

Дальнейшее развитие ситуации в инвестиционной сфере в Республике Коми в значительной мере будет зависеть от результативности использования инструментов государственного регулирования инвестиций в регионе, среди которых следует выделить:

1) предоставление субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот в соответствии с законодательством;

2) предоставление субъектам инвестиционной деятельности инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством;

3) разработка, утверждение, осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Республики коми, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

4) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности Республик Коми;

5) бюджетные инвестиции в инвестиционные проекты юридических лиц -субъектов инвестиционной деятельности, не являющихся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, на условиях оформления участия Республики коми в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

7) размещение на конкурсной основе средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

8) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Республики Коми по инвестиционным проектам;

9) выпуск облигационных займов Республики Коми, гарантированных целевых займов;

10) поддержка субъектов инвестиционной деятельности при обращении к федеральным органам государственной власти, включая формирование перечня инвестиционных проектов Республики Коми, претендующих на получение средств федерального бюджета;

11) субсидирование из республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов;

12) субсидирование из республиканского бюджета части затрат по обслуживанию облигационных займов, привлеченных субъектами инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов;

13) предоставление права владения и пользования имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Коми на условиях концессионных соглашений в соответствии с законодательством РФ.

Главными инструментами, оказывающим существенное влияние на приток инвестиций в регион на сегодняшний день в Республике Коми, выступают государственно-частное партнерство (инвестиционные, форвардные договора), привлечение инвесторов под конкретные инвестиционные бизнес проекты, составленные с участием государства, предоставление гарантий правительства республики.

Закон Республики Коми от 04.10.2010 N 112-РЗ "Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве" (принят ГС РК 23.09.2010) направлен на привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных, частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Республики Коми, повышение качества жизни населения.

На наш взгляд, главным инструментом, оказывающим существенное влияние на приток инвестиций в регион, должны быть налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.

На территории республики в соответствии с Законом Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» от 10 ноября 2005 года N 113-РЗ с целью развития инвестиционной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Республики Коми, а также поддержки инвестиционных проектов для субъектов инвестиционной деятельности предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций. В Республике Коми ставка налога на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в республиканский бюджет, снижена с 18% до 13,5% для субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих инвестиции в капитальные вложения по созданию, приобретению, модернизации, реконструкции, техническому перевооружению производственных мощностей на территории республики в рамках реализации инвестиционных проектов. Льготное налогообложение устанавливается при условии ведения раздельного учета затрат, осуществляемых для реализации инвестиционного проекта, на период расчетного срока окупаемости проекта, предусмотренного бизнес-планом, но не более пяти лет.

Однако для получения льготы инвесторам необходимо выполнить ряд условий:

1) осуществление инвестиций в приоритетных видах экономической деятельности, определяемых Правительством Республики Коми в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми;

2) включение инвестиционных проектов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми, утверждаемый в порядке, определяемом Правительством Республики Коми;

3) осуществление финансирования объектов социальной сферы, дорожной инфраструктуры Республики Коми, участия в реализации республиканских и (или) муниципальных целевых программ, в объемах финансирования, составляющих не менее 50 % от суммы предоставленных налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет Республики Коми, в порядке, определяемом Правительством Республики Коми.

Наличие жестких требований обусловило предоставление налоговых льгот узкому кругу субъектов инвестиционной деятельности в ведущих отраслях эконо-

мики республики. В 2009 г. в Республике Коми льготу по налогу на прибыль получили только 3 субъекта инвестиционной деятельности в сфере лесопромышленного и нефтеперерабатывающего комплексов - крупнейшие организации Республики Коми. Стимулирующая функция установленных льгот в Республике Коми является слабо реализуемой и неэффективной. Необходимо расширить категории субъектов инвестиционной деятельности, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль организаций путем совершенствования законодательства Республики Коми в части смягчения условий получения налоговых льгот.

Анализ инвестиционной деятельности в Республике Коми позволяет выделить три группы субъектов инвестиционной деятельности:

1 группа: значимые для республики виды деятельности с высокими темпами развития и объемом инвестирования свыше 10 млрд. руб. - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (82,0 % - добыча сырой нефти и природного газа) и транспортирование по трубопроводам;

2 группа: значимые для Республики Коми виды деятельности с нестабильными темпами развития и объемом инвестирования от 700 млн. руб. до 10 млрд. руб. - производство нефтепродуктов, целлюлозно-бумажное производство, обработка древесины, строительство, электроэнергетика.

3 группа: слаборазвитые виды деятельности с нестабильными темпами развития и объемом инвестирования менее 700 млн. руб. - металлургическое производство, сельское хозяйство, лесозаготовки, пищевая и текстильная промышленность, добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, производство машин и оборудования и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим автор предлагает дифференцировать льготы по налогу на прибыль организаций в зависимости от суммы вложений и вида экономической деятельности, а также с учетом условий предоставления.

1 группа: применяется ставка по налогу на прибыль организаций в размере 13,5% при обязательном выполнении всех условий.

2 группа: применяется ставка налога на прибыль организаций для субъектов инвестиционной деятельности: в размере13,5% для вложений на сумму свыше 1 млрд.руб., в размере 15,5 % для вложений на сумму от 700 млн.руб. до 1 млрд.руб. Предусматривается обязательное выполнение первого условия.

3 группа: применяется ставка по налогу на прибыль организаций в размере 15,5 %. Предусматривается обязательное выполнение первого условия.

Предельные суммы вложений установлены исходя из анализа объемов реализуемых и планируемых инвестиционных проектов на территории Республики Коми.

Реализация данного предложения позволит придать налоговым льготам целенаправленный характер, они будут выполнять стимулирующую функцию, а не предназначаться лишь для снижения налогового бремени. В итоге это приведет к расширению числа субъектов инвестиционной деятельности в Республике Коми. Целесообразно принять закон Республики Коми «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Коми».

Предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, в частности льгот по налогу на прибыль организаций, является мощным инструментом государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах. Дифференциация ставок налога на прибыль организаций для субъектов

инвестиционной деятельности в части сумм, зачисляемых в республиканский бюджет, в зависимости от вида экономической деятельности и суммы вложений позволит оказать целенаправленное воздействие на приоритетные виды экономической деятельности, а также активизировать инвестиционную деятельность в Республике Коми и обеспечить устойчивый экономический рост.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Коми: Доклад. 2009 / Комистат. - Сыктывкар, 2009. - С.108

2. Аналитическая записка. Инвестиционная деятельность в Республике Коми. 2009 / Комистат. - Сыктывкар, 2009. - С.20

3. Социально - экономическое положение Республики Коми: Доклад. 2009 / Комистат. - Сыктывкар, 2009. - С.244

4. Бобрецов С.Б. Государственное регулирование инвестиций в Республике Коми / С.Б.Бобрецов // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. -2009. - №7(12). - С. 50-53

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦНЕНКИ ОБЪЕМА

РАБОТ И ДОХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Плетнёв Дмитрий Петрович, кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте» Сибирский государственный университет путей сообщения г. Новосибирск, Россия Pletnjov0808@rambler. ru

Статья посвящена методическим основам экономической оценки объема работ и доходов предприятий промышленного железнодорожного транспорта. Приведены результативные и определяющие показатели хозяйственной деятельности, представлены структурные схемы и алгоритмы расчетов оценки анализируемых показателей.

Ключевые слова: объем работ; доходы; промышленный железнодорожный транспорт; структурная схема; результативные и определяющие показатели.

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE ECONOMIC ASSESSMENT OF THE AMOUNT OF WORK AND INCOME OF INDUSTRIAL RAILWAY

Dmitry Pletnyov, Candidate of Economics, the senior lecturer «Accounting and auditing in the rail transport» The Siberian transport university, Novosibirsk, Russia Pletnjov0808@rambler. ru

The article devoted methodological basis for the economic assessment of the amount of work and income of Industrial Railway. The effective and defining indicators

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.