Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационной деятельности РФ'

Государственная поддержка инновационной деятельности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION / INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киндюкова Светлана Сергеевна, Черкасов Михаил Николаевич

Статья посвящена изучению вопроса возможности стимулирования инновационной деятельности в РФ на основе использования государственных механизмов. Предложены основные направления формирования промышленной и инновационной политики России на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT INNOVATION RF1"MATI — Russian State Technological University Tsiolkovsky"

Article examines the question of how to promote innovation in the Russian Federation on the basis of the use of state mechanisms. The main directions of the formation of industrial and innovation policy for the future Russian.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационной деятельности РФ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

Киндюкова Светлана Сергеевна

ассистент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российского государственного технологического университета имени

К.Э. Циолковского», РФ, г. Москва E-mail: Littlekindy@mail.ru Черкасов Михаил Николаевич канд. экон. наук, зав. кафедрой «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российского государственного технологического университета

имени К.Э. Циолковского», РФ, г. Москва E-mail: mixantyt@mail.ru

STATE SUPPORT INNOVATION RF

Kindyukova Svetlana

assistant of the Department "Financial Management" "MA TI — Russian State

Technological University Tsiolkovsky", Russia Moscow

Mikhail Cherkasov

phD, Head. Department "FinancialManagement" "MATI — Russian State

Technological University Tsiolkovsky", Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению вопроса возможности стимулирования инновационной деятельности в РФ на основе использования государственных механизмов. Предложены основные направления формирования промышленной и инновационной политики России на перспективу.

ABSTRACT

Article examines the question of how to promote innovation in the Russian Federation on the basis of the use of state mechanisms. The main directions of the formation of industrial and innovation policy for the future Russian.

Ключевые слова: инновационная деятельность; инновации; инновационный путь развития; промышленная политика.

Keywords: innovation; innovation; innovative way of development; industrial policy.

В условиях членства России в ВТО для многих отечественных предприятий вопрос обеспечения конкурентоспособности продукции стал очень важным. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в мире достаточно прочно укоренилось мнение о том, что Россия — экспортёр сырья, и ничего высокотехнологичного произвести, не способна. Хотя это не так. Российские предприятия еще не утратили свой инновационный потенциал. И сохранили возможность выпускать конкурентоспособную продукцию. Однако, инновационные заделы, находящиеся на завершающих стадиях разработки, сегодня в большинстве своем не могут быть востребованы промышленными предприятиями, так как их трансформация в экономически эффективную инновационную продукцию требует значительных затрат и сопряжена с определенным риском. Для материализации в промышленности этой части инновационного потенциала необходимо непосредственное участие государства. Возможными механизмами такого участия может быть долевое финансирование инновационных проектов, в том числе в рамках программ технологического развития, или предоставление государственных гарантий частным инвесторам, вкладывающим средства в создание высокотехнологичных производств.

Таким образом, основной целью государственной поддержки создания и развития высокотехнологичных производств в отраслях промышленности является создание благоприятных экономических условий для ускорения освоения востребуемых промышленностью научно-технических и технологических разработок, насыщения внутреннего и внешнего рынка наукоёмкой продукцией и соответствующая институциональная перестройка структуры производственной, инновационной и научно-технической сферы.

Институциональные преобразования должны быть направлены, прежде всего, на создание интегрированных корпоративных структур, объединяющих промышленные предприятия, финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании), основанных на экономически

стабильных, технически оснащенных предприятиях, в целях восстановления кооперационных связей, использования эффекта масштаба производства и концентрации ресурсов на перспективных направлениях экономического роста. Так же необходима ликвидация или диверсификация неперспективных и убыточных производств с проведением, в случае необходимости, предусмотренных действующим законодательством мер по санации и процедурам банкротства, введению внешнего управления, продажи имущества эффективному собственнику. Необходимо создание инфраструктуры для перераспределения оборудования (информационные и лизинговые агентства, торговые предприятия по продаже подержанного оборудования и т. д.) с упрощением системы получения долгосрочных кредитов и снижения процентной ставки с учётом проведения структурных изменений активов предприятий, обеспечивающих эффективное их функционирование в условиях рынка и финансовую устойчивость. Не стоит забывать и о международном сотрудничестве, которое включает как помощь инвестициями, так и консультативную помощь.

Механизмы финансово-кредитной политики должны быть направлены, в первую очередь, на формирование конкурентоспособного финансового сектора, обеспечивающего реальную государственную поддержку научных и промышленных организаций при создании и реализации высоких технологий и наукоёмкой продукции, как путем общего финансового оздоровления организаций, так и пополнения финансовых ресурсов за счет всего спектра источников финансирования. К их числу относятся следующие:

расширение доходной части Бюджета развития за счет использования синдицированного кредитования и реинвестирования в производство возвращаемых средств;

введение гибкой системы государственных гарантий обеспечения обязательств по кредитам, предоставляемым на реализацию федеральных целевых программ;

создание условий для вхождения кредитных организаций в ФПГ путем предоставления льгот банкам, позволяющих обеспечить действенный контроль за эффективным использованием предоставленных ссуд и за их безусловным возвратом;

введение федеральной контрактной системы по реализации научно-технических проектов, выполняемых за счет средств бюджета и внебюджетных источников;

создание механизма государственной поддержки реализации конкретных инновационных проектов, включающего в первую очередь льготные кредиты, ускоренные амортизационные списания, снижение налогооблагаемой базы прибыли;

постепенное сокращение объемов связанных инвестиционных кредитов, получаемых от зарубежных стран под гарантию Правительства Российской Федерации для закупки высокотехнологичного оборудования и модернизации предприятий, с переносом центра тяжести инвестиционной активности на региональный уровень и привлечением ино странных кредитов под гарантию регионов.

Механизмы экспортной политики призваны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоёмких изделий, услуг, в т. ч. за счет:

восстановления кооперационных связей, прежде всего со странами СНГ в том числе в форме межгосударственных вертикально -интегрированных структур;

расширения внешнеэкономических связей - кредитования с участием государства ориентированных на экспорт НиоКР, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупок для развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов, комплектующих и запасных частей, не производимых в России;

создания государственной корпорации для ведения банка данных по перспективным проектам, обеспечения страхования инвестиций и их финансирования на возвратной основе, предоставления услуг потенциальным участникам международного сотрудничества;

использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия по производству новой продукции, как в России, так и за рубежом;

введения нелинейной амортизации для иностранных инвесторов (когда в первые годы после приобретения основных средств списывается большая часть их стоимости), производящих научно-техническую продукцию по международным коммерческим контрактам.

перевод некоторых производств, осваивающих новую высокотехнологичную наукоемкую продукцию, в режим функционирования свободного таможенного склада (терминала), что снижает таможенные платежи, повышает конкурентоспособность и рентабельность продукции , сокращает срок окупаемости проекта;

снятие ограничений по предоставлению льготных ставок ввозных таможенных пошлин для иностранных компаний, осуществляющих инвестиции в наукоемкие отрасли экономики, в том числе в отрасли, производящие продукцию двойного назначения

Механизмы налоговой политики должны быть направлены, прежде всего, на устранение существующего «перекоса» в льготном налогообложении в сторону научных организаций и распространение части налоговых льгот на других участников инновационно-инвестиционного процесса. При этом объектом льгот должны быть и инвесторы.

Необходимость активизации использования научно-технического потенциала страны выдвигает в число приоритетов экономической политики России создание механизмов включения ценных знаний и технологических достижений в хозяйственный оборот. Однако в практике регулирования сферы интеллектуальной собственности не учитываются очевидные тенденции

глобализации мировой экономики и транснационализации процессов создания современной наукоемкой продукции. Инерция самоизоляции отечественного научно-промышленного комплекса и невостребованность интеллектуального потенциала внутри страны влекут за собою консервацию результатов НИОКР с последующей утратой их ценности и сохранением причин «утечки умов» из Российской Федерации. Вместо требуемой организационной, юридической и финансовой помощи творческим коллективам и доведения результатов НИОКР до оборотоспособного рыночного продукта ряд государственных органов в последнее время только усиливали фискальный нажим на создателей наукоемкой продукции. Преодоление таких негативных тенденций требует активизации государственных усилий по коммерциализации результатов НИОКР, продвижению российских технологических достижений на зарубежные рынки и включению интеллектуально-кадрового потенциала страны в организацию транснационального производства наукоемкой продукции.

Список литературы:

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 208 с.

2. Будумян Е.В. Система основных факторов формирования социально-экономического эффекта при реализации портфеля инновационно-инвестиционных проектов // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2012. — Т. 166. — С. 30—34.

3. Ковалева Э.В. Институциональные факторы формирования инновационного спроса и развития инновационной системы России // Экономические науки. — 2012. — № 2 (87) — 367 с.

4. Ремезова И.С. Национальная инновационная система: теория и особенности экономического развития // Экономические науки. — 2011. — № 5 (78) — 439 с.

5. Черкасов М.Н. Возможности интенсификации инновационного процесса российских производственных предприятий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — № 32. — С. 114—123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.