Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
Экономика / государство / сфера услуг / инновации / механизм / реформы / конкуренция / развитие. / Economy / state / service sector / innovation / mechanism / reforms / competition / development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — N. Ruzieva

В статье рассмотренны вопросы, касающиеся инновационного развития в отраслях сферы услуг, а также формирования механизма государственной поддержки. В ней также приведены определения и мнения учёных, посредством которых определяются формирование механизма государственной поддержки инновационного развития в отраслях сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN SERVICE INDUSTRY

The article deals with issues related to innovative development in service industries, as well as the formation of a state support mechanism. It also provides definitions and opinions of scientists, through which the formation of a mechanism for state support of innovative development in service industries is determined.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОТРАСЛЯХ

СФЕРЫ УСЛУГ Рузиева Нигина Бахтиёровна

Самаркандский институт экономики и сервиса Ph-D- докторант https://doi.org/10.5281/zenodo.7446716

Аннотация. В статье рассмотренны вопросы, касающиеся инновационного развития в отраслях сферы услуг, а также формирования механизма государственной поддержки. В ней также приведены определения и мнения учёных, посредством которых определяются формирование механизма государственной поддержки инновационного развития в отраслях сферы услуг.

Ключевые слова: Экономика, государство, сфера услуг, инновации, механизм, реформы, конкуренция, развитие.

STATE SUPPORT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN SERVICE INDUSTRY

Abstract. The article deals with issues related to innovative development in service industries, as well as the formation of a state support mechanism. It also provides definitions and opinions of scientists, through which the formation of a mechanism for state support of innovative development in service industries is determined.

Keywords: Economy, state, service sector, innovation, mechanism, reforms, competition, development.

Вводная часть. Важным фактором роста конкурентоспособности любой страны является ее поэтапный переход на инновационный путь развития. По мнению авторитетных специалистов, «в решении всего спектра стратегически важных проблем различных стран в XXI веке ключевая роль отводится инновациям, инновационной деятельности и основанной на знаниях экономике или инновационной экономике». Действительно, мировой опыт показывает, что переход на путь устойчивого развития таких высокоразвитых стран, как США и Япония, ряда государств Европейского Союза и Юго-Восточной Азии, достигнут в основном за счет расширения инновационных процессов в реальном секторе экономики.

Главным фактором эффективности инноваций является наличие хозяйственного механизма, названного К. Фрименом «национальной инновационной системой». Именно на ее формирование нацелена в последние десятилетия деятельность правительств ряда государств, намеревающихся достичь значительных успехов на мировых рынках в условиях ужесточения конкурентной борьбы.

Основная часть. В Узбекистане инновационная деятельность поддерживается государством. Это осуществляется при помощи нормативно-правовой системы, государственных и ведомственных фондов, крупных проектов и инвестиционных программ, налогообложения, а также других инструментов. После достижения независимости, одними из первых нормативных документов в этой сфере являются Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности» от 8 июля 1992 г., и Постановление Кабинета Министров «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности» от 21 июля 1992 г., которые создали основу для стимулирования инновационного развития страны.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

В соответствии с Постановлением Президента Узбекистана «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» от 7 августа 2006 г. реформы в области управления и финансирования отечественной науки, сосредоточения ее усилий на приоритетных для страны направлениях были продолжены. Так, важное значение для развития науки и инноваций имело в свое время Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008 г., в соответствии с которым были проведены структурные реформы в системе управления научными исследованиями.

В период 1992-2017 гг. в соответствии с принятыми правовыми актами ответственность за реализацию инновационных проектов по приоритетным государственным программам была возложена на Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров (в последующем переименован в Агентство, с 2018 г. - Министерство инновационного развития), а продвижение наукоемких технологий в производство - на Министерство экономики.

Поэтапное развитие системы управления наукой позволило улучшить механизм продвижения исследований: от фундаментальных и прикладных разработок до инновационных работ, направленных на их практическое применение. Одним из важных инструментов внедрения, а также коммерциализации результатов исследований, обеспечения более тесной связи науки и производства, производителей инновационной продукции и ее потребителей стали ежегодные республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. Так, в ходе ярмарок было продемонстрировано более 4 тыс. инновационных идей, разработок и технологий. Было подписано свыше 3 тысяч договоров общей стоимостью более 110 млрд. сумов. В результате было произведено новой продукции более чем на 1,0 трлн. сумов.

Обсуждения и результаты. Принятые за годы независимости меры по формированию инновационной экономики в целом способствовали развитию производительных сил за счет более глубокого использования интеллектуальных ресурсов и результатов фундаментальных и прикладных работ. При этом значительная роль в формировании инновационной экономики принадлежит Академии наук и ее научно -исследовательским институтам, центрам и другим структурам, усилиями которых внедрены в производство многие крупные инновационные проекты.

На сегодняшний день, одной из приоритетных задач можно выделить сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности от перевода отечественной промышленности в сырьевую направленность. При помощи, которой можно быстро увеличить конкурентный потенциал экономики за счет роста ее сравнительных возможностей в науке, высоких технологий и образовании, а также повысить благосостояние и на основе задействовать новые источники экономического роста.

Государственное регулирование текущей инновационной деятельности и перспективного развития должно осуществляться как на локальном, так и на отраслевом уровне посредством соблюдения основных принципов, форм и реализации методов такого регулирования, которые регламентируются нормативно-правовыми актами.

Целью инновационной политики является создание благоприятных условий для инновационной деятельности, для преодоления низкого уровня инновационной

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

обеспеченности, на этой- основе устойчивого экономического роста, а также стабильного социального развития.

Необходимо отметить, что государственное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства, реализуется по конкретным направлениям с помощью использования методов и механизмов реализации. Немаловажно подчеркнуть, что эффективное функционирование отлаженного механизма государственного регулирования и поддержки формируется при полноценной инновационной предпринимательской деятельности. Ознакомившись с мнениями некоторых ученых, был сделать вывод, что степень государственного регулирования снижается после преодоления кризиса и становления инновационного предпринимательства, но при этом улучшается его качество. Исходя из этого, можно заметить, что для поддержки и развития инновационного предпринимательства в области районов и городов нужно обязательно разработать концепцию государственного регулирования инновационного предпринимательства в сфере услуг.

Основные направления инновационного развития, отраслевых составляющих, субъектов хозяйствования сферы услуг, заключаются и в том, что принимаемые управленческие решения, должны оказывать существенное воздействие на результативность инновационных проектов и программ, способствуя при этом постоянному увеличению объемов финансовых средств, направляемых на разработку и внедрение новшеств хозяйствующими субъектами отраслевых составляющих сферы услуг.

Заключение. Таким образом, мы предлагаем организационно- экономический механизм поддержки и развития инновационного предпринимательства в сфере услуг, который разработан на основе анализа практического опыта в Республике Узбекистан и других стран.

Особенность данного механизма, заключается в том, что главная роль предложена организациям и предприятиям сферы услуг, а механизм направлен на участие в реализации бизнеса, где учитывается, его интересы которые нацелены на развитие спроса и на инновации со стороны предприятии области, района и города. Этот механизм по его реализации определяет ориентиры для их инициативы и мероприятий, т.е. организовать условия для развития партнерских связей между бизнесом и наукой.

REFERENCES

1. Кадыров А.А. Основные направления формирования Национальной инновационной системы Узбекистана

2. Freeman C. Technology Policy and Economy Performance, London, Pinter Publishers, 1987.

3. Салихов Ш. В Узбекистане развивается эффективный механизм внедрения научных разработок в реальный сектор экономики.

4. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. - М.: ЮНИТИ, 2002.

5. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Изд-во «БАРО-Пресс», 2001.

6. Игошин Н.В. Инвестиции организация, управление и финансирование - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.- 234с.; Маршалл А. Принципы экономической науки - М.: Экономика,

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

1990.-456с.; Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: Научное издание - М.: РЭА, 2007.-212с.; Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Т.Д. Бурменко. -М: КНОРУС, 2013.-422с.

7. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. — М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.