Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ УЗБЕКИСТАНА'

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
Узбекистан / стратегия / цифровизация / кибербезопасность / интернет / технология / ADSL / GPON / трансформация / ИТ / коммуникация / Mobile-ID. / Uzbekistan / strategy / digitalization / cybersecurity / internet / technology / ADSL / GPON / transformation / IT / communication / Mobile-ID.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — B. Shakirov

Ключом к развитию экономики является развитие цифровизации. Узбекистан делает большие шаги в направлении развития цифровизации посредством новых реформ. В данной статье показаны реформы, преимущества и недостатки Узбекистана в сфере цифровизации. Также автор сравнивает технологии ADSL и GPON и завершает статью рекомендациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITALIZATION IN THE DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN

The key to the development of the economy is the development of digitalization. Uzbekistan is taking big steps towards the development of digitalization through new reforms. This article shows the reforms, advantages and disadvantages of Uzbekistan in the field of digitalization. The author also compares ADSL and GPON technologies and concludes the article with recommendations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ УЗБЕКИСТАНА»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ УЗБЕКИСТАНА Бунёд Шакиров Жамшид Угли

Магистр Университета Туриба, Узбекистан, Чирчик https://doi.org/ 10.5281/zenodo.7342588

Аннотация. Ключом к развитию экономики является развитие цифровизации. Узбекистан делает большие шаги в направлении развития цифровизации посредством новых реформ. В данной статье показаны реформы, преимущества и недостатки Узбекистана в сфере цифровизации. Также автор сравнивает технологии ADSL и GPON и завершает статью рекомендациями.

Ключевые слова: Узбекистан, стратегия, цифровизация, кибербезопасность, интернет, технология, ADSL, GPON, трансформация, ИТ, коммуникация, Mobile-ID. THE ROLE OF DIGITALIZATION IN THE DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN

Abstract. The key to the development of the economy is the development of digitalization. Uzbekistan is taking big steps towards the development of digitalization through new reforms. This article shows the reforms, advantages and disadvantages of Uzbekistan in the field of digitalization. The author also compares ADSL and GPON technologies and concludes the article with recommendations.

Keywords: Uzbekistan, strategy, digitalization, cybersecurity, internet, technology, ADSL, GPON, transformation, IT, communication, Mobile-ID.

Введение

В технологическое время развития цифровизации является критический важным для стабильности и безопасности. Она развивает в первую очередь безопасность во всех сферах и повышает конкурентоспособность в экономике. Общее понятия о цифровизации является преобразования физического в цифровой формат, то есть в электронный формат. Но это не только преобразования чего-то в цифровой формат, но и способность собирать данные, определение тенденции и применять более эффективные решения в бизнесе. Однако цифровая революция не сможет самостоятельно развиваться, государство должно поэтапно внедрять в первую очередь в государственное учреждение и помочь малому бизнесы в переходе к цифровизации. Так, указом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, от 05.10.2020 г. № УП-6079, об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» Узбекистан начал развивать цифровую революцию в ускоренном режиме.

Так с 2021 года, каждый год через государственные программы внедряется цифровизация различным министерствам и ведомствам. Например, в республике проводится системная работа, направленная на устранение бюрократизма и иных административных барьеров при оказании государственных услуг, максимальное сокращение устаревших и не соответствующих современным требованиям процедур. Указ президента Узбекистана по номером № УП-113 о дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государственных услуг гласит что Стратегия определяет цели, задачи и приоритетные направления модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг с учетом текущего состояния оказания государственных услуг и передового опыта зарубежных стран в этой сфере на основе

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

принципа «Гражданин в центре внимания при оказании государственных услуг» (Citizen — centric service).

Основными целями стратегии является:

1) предоставление удобных способов подачи заявки на получение государственных

услуг;

2) оценка регулирующего воздействия Центров и ЕПИГУ за счет упрощения их процедур перед внедрением новых услуг, в основном путем организации пилотных услуг в конкретном регионе;

3) определение эффективных механизмов надежной досудебной защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;

4) совершенствование мобильного приложения ЕПИГУ и расширение возможностей использования популярных сервисов через данное приложение;

5) улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах в области электронного правительства, развития государственных услуг;

6) повышение эффективности деятельности Центров;

7) поэтапная передача некоторых государственных услуг частному сектору.

Для достижения поставленный задачи уже делается большие шаги, так с 1 августа 2022 года внедрена система MOBILE-ID, это электронная цифровая подпись на базе специальной SIM-карты. Данная технология упрощает использование государственных услуг и подписание электронных документов в любое время и в любом месте, что приводит к экономии времени и денежных средств, а также к повышению качества жизни. При использовании гражданином мобильного приложения единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) для идентификации с помощью системы Mobile-ID применяется метод удаленной биометрической идентификации (Face-ID) или электронная цифровая подпись в ID-карте, а его номер мобильного телефона привязывается к персональному кабинету на ЕПИГУ на бесплатной основе. Такие технологии заимствованы у западных стран. К примеру, в Латвии такие технологии давно используется в быту. Электронная подпись "eParaksts" является одним из лучших услуг как минимум в Европе. Это значит, что Узбекистан очень тесно сотрудничает с западными странами такие как Германия, Латвия, Финляндия для обмена знаниями. Все эти работы показывает, что Узбекистан идет по правильной дорожке. Все эти реформы уже дали свои плоды. Так, 2021 году Государственное унитарное предприятие "Центр кибербезопасности" составил рейтинг по обеспечению информационной и кибербезопасности (в баллах).

1) Центральный Банк РУз - 96,9

2) Министерство юстиции - 96,3

3) Навоийский горно-металлургический комбинат - 93,5

4) АК "Узпромстройбанк" - 93,4

5) Государственный таможенный комитет - - 92,4

6) Государственный комитет по статистике - 92,1

7) Хокимият Наманганской области - 91,7

8) Хокимият Ферганской области - 91,6

9) Ассоциация "Узпромстройматериалы" - 90

10) Агентство по управлению госактивами - 89,7

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

Как показывает статистика, ЦБ Узбекистана практический не уязвима. Это очень большой показатель по сравнению 2020 года. По данным Агентство информации и массовых коммуникации в 2020 году зафиксировано 1 120 масштабных кибератак, и 20 миллиардов записей были взломаны. Но в 2022 году попытки взлома все еще продолжается. В Ташкенте несколько граждан взломали систему «Давр банка» и перечислили на свои карты 15 млрд сумов это около 1 362 155 миллионов долларов США на момент октября 2022 года. Преступники получили несанкционированный доступ к системе банка «Давр банк» и перечислил 15 млрд сумов на пластиковые карты соучастника. Конечно, преступники были задержаны, но это не отменяет тот факт, что кому-то удалось так легко получить доступ к банку.

На данный момент уязвимости в цифровизации в Узбекистане хватает. Об этом свидетельствует и указ президента № УП-113. Там сказано, что один из проблем — «это низкая скорость интернета в масштабах республики и то, что оптико-волоконная сеть не доходит до отдаленных районов, приводят к низким показателям в оказании электронных государственных услуг»

В 2021 году доля цифровой экономике в ВВП составляет 2.2 процента, планируются увеличить в два раза к 2023 году. Узбекистан начинает привлекать инвесторов из разных стран, так как стана как белый лист можно построит чего угодно с нуля. В течении 2020-2022 года запланировано привлечь инвестиции на сумму около 500 миллионов долларов, для реализации около 1700 проектов по цифровой трансформации регионов и отраслей. В данный момент инвестиции очень важны для страны так как, имеется проблемы в сфере телекоммуникации. Только, крупных городах развиты интернет и связь.

По данным Uztelecom город Ташкент и Ташкентская область покрыта технологиями GPON полностью. GPON — это технология подключения интернета, цифрового телевидения и IP-телефонии через один кабель. Её главное отличие от других технологий подключения услуг связи — высокая скорость передачи данных. Пропускная способность Gigabit PON составляет до 1 Гбит/с, а значит, загрузка фильма в HD-качестве займет не более пяти минут. Но, к сожалению, не все регионы покрыты полностью. Например, в городе Чирчик с населением около 250 тысяч человек покрыта только в центральные районы, а остальные пользуются морально устаревшим технологиям ADSL.

Рисунок 1 Зона покрытие GPON технологии

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

Люди просто переплачивают за медленный интернет.

Снизу автор сравнил цены и скорости интернета Узбекистана и Латвии в 2021 году.

Рисунок 2 Тарифы Uztelecom 2022 года

Рисунок 3 Тарифы tele2 2022 года Рисунок 2 и Рисунок 3 показывает колоссальное отличия качество интернета и цены. Возьмём самый дешевый тариф так скажем народный тариф, у Uztelecom самый дешевый тариф стоит 110 тысяч сум это 9.95 долларов на конец 2022 года для скорости до 20 Мбит в секунду и 98 долларов США для 1000 Мбит/с. А в tele2 самый стандартный тариф не учитывая скидок стоит 20,99 евро — это 20 долларов для скорости 1000 Мбит в секунду. Что бы вы понимали какая устаревшая технология ADSL Рисунок 4 снизу покажет разницу.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

UNLIM 1000

1000 Мбит/ сек

ЮОО Мбит/ 1000 Мбит/ Неограничен их сек

UNLIM 10

10 Мбит/сек

10 мбит/сен 200 Мбит/сек

UNLIM 7

7 Мбит/сек

UNUM 4

4 Мбит/сек 100 Мбит/сем

Рисунок 4 Тарифы Uztelecom (ADSL)

Если присмотреться внимательно, то можно увидеть цифру 3 200 000 миллионов сум за 1000 Мбит в секунду, это 300 долларов на 2021 год. Это показывает, как устарела технология ADSL и как можно скорее от него нужно избавится. Для сравнения, в Латвии с технологиями GPON, средняя скорость интернета 500-1000 Мбит в секунду и цена около 20-25 долларов. Посмотрев цены в Латвии и в Узбекистане, то можно понять, что Узбекистану приходится догонять страны Балтии. Хотя ВВП Латвии на 2021 составил 39 миллиардов долларов США, а у Узбекистана 69 миллиардов долларов США. Можно списать это на населения что в Узбекистане 35 миллионов, а у Латвии 1,9 миллионов, но если глянуть в правде глаза, то это правильная инвестиция государство, который Узбекистан только начал.

В заключении, можно сказать, что Узбекистан имеет огромный потенциал в сфере ИТ в целом. Особенно, учитывая геополитическую нестабильность в мире. Узбекистан является и будет являться нейтральной страной для обеспечения стабильности в Центральной Азии. Это и привлекает огромных инвесторов и ИТ специалистов из всего мира. Но нужно признать, что Узбекистан только на начальном этапе развития в сфере ИТ, но текущие реформы позволит стране догнать развитых стран в ближайшем будущем.

REFERENCES

1. Eparaksts. (2022). Получено из: https://www.eparaksts.lv/ru/%D0%9E%D0%B1_%D1%8D%D0%9F%D0%BE%D0%B4% D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/Chto_takoe_elektronnaya_podpisy

2. Tele2. (2022). Получено из: https://www.tele2.lv/ru/internet/

3. Mobile-ID. (2022). Получено из: https://mobileid.uz/

4. Uznews. (2022). Получено из: https://uznews.uz/posts/57585

5. Uztelecom. (2022). Получено из: https://uztelecom.uz/ru/chastnym-litsam/internet-1/poleznaya-informatsiya-2/zona-pokrytiya-5

6. Uztelecom. (2022). Получено из: https://uztelecom.uz/uz/jismoniy-shaxslarga/internet-2/tariflar-2

7. World bank. Получено из: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=LV

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 8 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337

8. World bank. Получено из: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=LV-UZ

9. УП-6079. (2020). Lex.uz. Указ Президента Республики Узбекистан об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации. Получено из: https://lex.uz/docs/5031048

10. УП-113. (2022). Lex.uz. Указ Президента Республики Узбекистан о дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государственных услуг. Получено из: https://lex.uz/uz/docs/5971609

11. УП-113. (2022). Lex.uz. Указ Президента Республики Узбекистан о дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государственных услуг. Получено из: https://lex.uz/uz/docs/5971609#5973742

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.