Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табалдиева Назгул

Актуальность: статья посвящена проблемам инновационного развития сельскохозяйственных предприятий, которые приобретают объективность в условиях ускорения глобализационных и интеграционных процессов. Цели исследования: обосновать необходимость формирования адекватного рыночным условиям механизма государственной поддержки на основе инновационной политики, направленной на обеспечение синергетического эффекта взаимодействия всех субъектов инновационного процесса. Материалы и методы исследования: обоснованы приоритеты в научно-техническом развитии и определены принципы инвестиционной поддержки инноваций при помощи методов государственной поддержки инноваций и источников инвестиционной поддержки инноваций. Результаты исследования: государственная политика основана как на прямом финансировании инновационной деятельности, осуществляемой различными исполнителями, так и на создании условий, благоприятных для увеличения затрат на инновации сельскохозяйственными предприятиями. Выводы: стабильное, конкурентоспособное и устойчивое развитие аграрного сектора возможно только в том случае, если это развитие осуществляется на основе государственной поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Табалдиева Назгул

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT SUPPORT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN AGRICULTURAL ENTERPRISES

Research relevance is devoted to the problems of innovative development of agricultural enterprises, which acquires objectivity in the context of accelerating globalization and integration processes. Research objectives: to substantiate the need to form a state support mechanism adequate to market conditions based on innovation policy aimed at ensuring a synergistic effect of interaction between all subjects of the innovation process. Research materials and methods: priorities in scientific and technological development are substantiated and the principles of investment support for innovation are determined using methods of state support for innovation and sources of investment support for innovation. Research results: policy condition is based both on direct financing of innovation activities carried out by various performers, and on creating conditions favorable for increasing the costs of innovation by agricultural enterprises. Conclusions: stable, competitive and sustainable development of the agricultural sector is possible only if this development is carried out on the basis of state support for the innovative activities of agricultural enterprises.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

УДК 338.43 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/40

JEL classification: AGRIS D10

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

©Табалдиева Н. А., ORCID: 0000-0001-8236-5385, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

GOVERNMENT SUPPORT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN AGRICULTURAL ENTERPRISES

©Tabaldieva N., ORCID: 0000-0001-8236-5385, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Актуальность: статья посвящена проблемам инновационного развития сельскохозяйственных предприятий, которые приобретают объективность в условиях ускорения глобализационных и интеграционных процессов. Цели исследования: обосновать необходимость формирования адекватного рыночным условиям механизма государственной поддержки на основе инновационной политики, направленной на обеспечение синергетического эффекта взаимодействия всех субъектов инновационного процесса. Материалы и методы исследования: обоснованы приоритеты в научно-техническом развитии и определены принципы инвестиционной поддержки инноваций при помощи методов государственной поддержки инноваций и источников инвестиционной поддержки инноваций. Результаты исследования: государственная политика основана как на прямом финансировании инновационной деятельности, осуществляемой различными исполнителями, так и на создании условий, благоприятных для увеличения затрат на инновации сельскохозяйственными предприятиями. Выводы: стабильное, конкурентоспособное и устойчивое развитие аграрного сектора возможно только в том случае, если это развитие осуществляется на основе государственной поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Abstract. Research relevance is devoted to the problems of innovative development of agricultural enterprises, which acquires objectivity in the context of accelerating globalization and integration processes. Research objectives: to substantiate the need to form a state support mechanism adequate to market conditions based on innovation policy aimed at ensuring a synergistic effect of interaction between all subjects of the innovation process. Research materials and methods: priorities in scientific and technological development are substantiated and the principles of investment support for innovation are determined using methods of state support for innovation and sources of investment support for innovation. Research results: policy condition is based both on direct financing of innovation activities carried out by various performers, and on creating conditions favorable for increasing the costs of innovation by agricultural enterprises. Conclusions: stable, competitive and sustainable development of the agricultural sector is possible only if this development is carried out on the basis of state support for the innovative activities of agricultural enterprises.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, инновации, потенциал, конкурентоспособность, эффективность.

Keywords: agriculture, agro-industrial complex, innovations, potential, competitiveness, efficiency.

Реалии сегодняшнего дня требуют от аграрного сектора экономики поиска инновационных путей развития, которые могут стать основным локомотивом повышения его эффективности. Текущее состояние аграрного сектора объективно является определяющим для развития экономики Киргизской Республики в целом, имеющей высокий потенциал модернизации и внедрения новых технологий. В условиях глобализации и постоянного обострения конкуренции только инновации позволят нашей стране занять достойное место на мировом рынке, поскольку являются основой эффективности и конкурентоспособности продукции.

Актуальной задачей является формирование механизма регулирования инновационного развития путем введения определенных мер экономической политики и совершенствования государственной системы стимулирования инновационного развития.

Стратегическими задачами инновационной политики в сельском хозяйстве является повышение национальной конкурентоспособности за счет инноваций, особенно тех, которые востребованы непосредственно сельскохозяйственными производителями, определения и поддержка высокотехнологичных сфер, обеспечивающих ускорение экономического роста [1].

Также спецификой отрасли сельского хозяйства является необходимость государственной поддержки отрасли. Государственная поддержка способствует преодолению убыточности сельского хозяйства, позволяет предприятиям функционировать в условиях потерь, связанных с природными факторами [2].

К основным направлениям инновационной политики относятся:

- обеспечение правового регулирования инновационного развития и защиты интересов его участников;

- осуществление прямой и косвенной поддержки создания и освоения инноваций;

- определение и реализация приоритетного развития;

- развитие эффективных форм партнерства и кооперации, формирование организационно-экономических структур;

- подготовка кадров в сфере инновационной деятельности для АПК;

- приоритетное развитие материально-технической базы АПК;

- развитие международного сотрудничества в области инноваций [3].

Необходимо определить приоритеты в научно-техническом развитии; определить принципы инвестиционной поддержки инноваций; выбрать методы государственной поддержки инноваций; источники инвестиционной поддержки инноваций; оценить соответствие инновационных проектов государственным приоритетам и отбор проектов для их финансирования; осуществлять контроль использования государственных средств.

Предлагается система инновационных механизмов предпринимательства в сельскохозяйственном производстве, которая охватывает инновационные механизмы с учетом процессов, происходящих на макроуровне, уровнях регионов и предприятий. Относительно государственного регулирования инновационного предпринимательства

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

конкретная конфигурация этих механизмов будет характеризоваться очень заметной спецификой.

В статье обоснованы приоритеты в научно-техническом развитии и определены принципы инвестиционной поддержки инноваций при помощи методов государственной поддержки инноваций и источников инвестиционной поддержки инноваций. Оценены соответствия инновационных проектов государственным приоритетам и отбор проектов для их финансирования; осуществлять контроль использования государственных средств.

Для аграрного предпринимательства важно иметь права руководителя сельскохозяйственного предприятия создавать новые структурные инновационные единицы или реорганизовать действующие. Предприниматель должен согласовать такие действия с вышестоящими организациями только в исключительных случаях (например, когда затраты на создание превышают возможности предприятия). Руководитель должен сам решать, в какие инновационные ассоциации и консорциумы ему целесообразно вступать. Хотя, при этом стоит необходимость учитывать и целесообразности сохранения возможностей управления процессами от создания до внедрения инноваций со стороны государства.

Сохранение научно-инновационного потенциала необходимо как на государственном уровне, так и на уровне аграрных предприятий. А поскольку для оборота капитала в инновационной сфере нужное время, то для предприятий очень важна поддержка их в этой деятельности. Результативность поддержки местной властью инновационных процессов на аграрных предприятиях в значительной мере определяется методами воздействия. Как показывает анализ, до сих пор местные администрации принимали сами финансовое участие в этих проектах, способствовали поиску потенциальных инвесторов.

Целенаправленную государственную финансовую поддержку инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры необходимо осуществлять в виде национальных, региональных и муниципальных программ на основе системного подхода и программно-целевого управления. Следствием этого станет рост конкурентных преимуществ АПК и новый уровень социально-экономического развития региональной экономики [4].

Государственная поддержка инновационного аграрного предпринимательства [5] может осуществляться двумя методами. К ним относятся прямое и косвенное финансирование инновационного развития аграрного предприятия. Прямое финансирование государством инновационной деятельности предприятий аграрной сферы [6] осуществляется административно-организационными и программно-целевыми методами, в частности в таких формах:

- субсидии, представляющие собой безвозвратную помощь, которые выделяются участникам инновационной деятельности в критические моменты становления и развития;

- дотации — ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников;

- прямое инвестирование — долгосрочные вложения государственных средств в научно-технические наработки, выполнение исследований и разработок конкурентоспособных производств и технологий;

- финансовый лизинг — сводится к покрытию части расходов, имеющих предприятия через приобретение новых и замены старых машин и оборудования;

- кредитования инновационной деятельности, основными факторами которого выступают прямые льготные займы, гарантированные займы и компенсационные соглашения.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Методы косвенного государственного финансирования инновационного аграрного предпринимательства заключаются в создании льготных условий для осуществления инновационной деятельности и ее стимулирование. Она заключается в предоставлении средств исполнителям исследований и разработок, сводится к предоставлению услуг льготного налогового амортизационного регулирования аграрных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, а также создание инфраструктуры инновационной деятельности и предоставления инноваторам государственных услуг. Государству необходимо принимать активное участие в развитие инфраструктуры инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, которым предстоит пройти долгий путь преобразования, обновления основных фондов, приумножения оборотных средств и начало производства новых сортов продукции [7].

Таким образом, развитие инновационного предпринимательства в аграрной сфере осуществляется через систему инновационных механизмов: поиска инновационных решений, организацию, разработку и внедрение, финансирование и стимулирование, технологические трансферты, интеллектуальную собственность, в которой одним из источников инвестиционной поддержки инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий является государство.

При этом государственная политика основана как на прямом финансировании инновационной деятельности, осуществляемой различными исполнителями, так и на создании условий, благоприятных для увеличения затрат на инновации сельскохозяйственными предприятиями. При этом у государства есть гарантия использования денежных средств в интересах своего инновационного развития, причем в тех сферах, которые диктуют потребности рынка и могут обеспечить значительный эффект от их инвестиционной поддержки.

Список литературы:

1. Бугара А. Н. Бугара АН Инновационная деятельность в сельском хозяйстве // Агропродовольственная. 2016. №9. С. 17.

2. Тяпкина М. Ф., Власова И. О. Факторы инновационного потенциала сельскохозяйственных предприятий // Вестник НГУЭУ 2016. №1. С. 61-70.

3. Козлова Е. А. Проблемы перехода АПК на инновационный путь развития // Вестник АПК Верхневолжья. 2015. №2. С. 10-13.

4. Черникова С. А., Ковалева Е. Б., Пыткина С. А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. 2020. Т. 10. №2. С. 543-558. https://doi.Org/10.18334/eo.10.2.110101

5. Кулов А. Р., Дзгоева Т. Б. Государственная поддержка инновационных процессов в агропромышленном производстве // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. №1 (37). С. 21.

6. Семенова Н. Н., Шведова М. В. Развитие механизма финансирования инновационной деятельности в аграрном секторе экономики // Финансы и кредит. 2013. №25 (553). С. 54-58.

7. Баранова О. А., Тусков А. А. Система государственного стимулирования инновационной деятельности в АПК //Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. С. 451-451.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

References:

1. Bugara, A. N. (2016). Innovatsionnaya deyatel'nost' v sel'skom khozyaistve. Agroprodovol'stvennaya ekonomika, (9), 17. (in Russian).

2. Tyapkina, M. F., & Vlasova, I. O. (2016). Faktory innovatsionnogo potentsiala sel'skokhozyaistvennykh predpriyatii. VestnikNGUEU, (1), 61-70. (in Russian).

3. Kozlova, E. A. (2015). Problemy perekhoda APK na innovatsionnyi put' razvitiya. Vestnik APK Verkhnevolzh'ya, (2), 10-13. (in Russian).

4. Chernikova, S. A., Kovaleva, E. B., & Pytkina, S. A. (2020). Mekhanizm finansovoi podderzhki innovatsionnoi deyatel'nosti agropromyshlennogo kompleksa prostranstvenno-otraslevoi struktury regiona. Ekonomicheskie otnosheniya, 10(2), 543-558. (in Russian). https://doi.org/10.18334/eo.10.2.110101

5. Kulov, A. R., & Dzgoeva, T. B. (2012). Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnykh protsessov v agropromyshlennom proizvodstve. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnnyi nauchnyi zhurnal, (1 (37)), 21. (in Russian).

6. Semenova, N. N., & Shvedova, M. V. (2013). Razvitie mekhanizma finansirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v agrarnom sektore ekonomiki. Finansy i kredit, (25 (553)), 54-58. (in Russian).

7. Baranova, O. A., & Tuskov, A. A. (2012). Sistema gosudarstvennogo stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v APK. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (6), 451-451. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.02.2022 г. 13.02.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Табалдиева Н. А. Государственная поддержка инновационного развития сельскохозяйственных предприятий // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 352356. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/40

Cite as (APA):

Tabaldieva, N. (2022). Government Support of Innovative Development in Agricultural

Enterprises. Bulletin of Science and Practice, 5(3), 352-356. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.