Научная статья на тему 'Государственная поддержка дополнительного образования как составного элемента комплексного развития сельских территорий страны'

Государственная поддержка дополнительного образования как составного элемента комплексного развития сельских территорий страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК "КВАНТОРИУМ" / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ADDITIONAL EDUCATION / CHILDREN'S TECHNOLOGY PARK "QUANTORIUM" / GOVERNMENT SUPPORT / RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухина М. Г., Бобкова Ю. А., Конников Г. Е.

В статье рассматривается сегодняшнее положение дополнительного образования, государственная поддержка и новые направления дальнейшего развития, одним из которых является создание сети детских технопарков «Кванториум»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полухина М. Г., Бобкова Ю. А., Конников Г. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT SUPPORT OF FURTHER EDUCATION AS PART OF THE INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE COUNTRY

The article deals with the current situation of additional education, state support and new directions of further development, one of which is the creation of a network of children's technoparks "Quantorium»

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка дополнительного образования как составного элемента комплексного развития сельских территорий страны»

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА»

УДК 338.43.01

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВНОГО ЭЛЕМЕНТА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ

М.Г. Полухина, кандидат сельскохозяйственных наук педагог дополнительного образования детского

технопарка «Кванториум» БУ ОО ДО Дворец пионеров и школьников им. Ю. А. Гагарина.

E-mail: [email protected]

Ю.А. Бобкова, кандидат сельскохозяйственных наук педагог дополнительного образования детского

технопарка «Кванториум» БУ ОО ДО Дворец пионеров и школьников им. Ю. А. Гагарина.

E-mail: [email protected]

Г.Е. Конников, старший методист отдела технического творчества и социального воспитания БУ ОО ДО Дворец пионеров и школьников им. Ю. А. Гагарина.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается сегодняшнее положение дополнительного образования, государственная поддержка и новые направления дальнейшего развития, одним из которых является создание сети детских технопарков «Кванториум»

Ключевые слова: дополнительное образование, детский технопарк «Кванториум», государственная поддержка, сельские территории.

GOVERNMENT SUPPORT OF FURTHER EDUCATION AS PART OF THE INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE COUNTRY

M. G. Polukhina, candidate of agricultural sciences of additional education of children's тechnopark

"Quantorium"

Budgetary institution of the Oryol region of additional education "Palace of pioneers and schoolchildren named

after Yuri Gagarin»

Y. A. Bobkova, candidate of agricultural sciences of additional education of children's Technopark

"Quantorium"

Budgetary institution of the Oryol region of additional education "Palace of pioneers and schoolchildren named

after Yuri Gagarin»

G. E. Konnikov, senior methodologist of the Department of technical creativity and social education

Budgetary institution of the Oryol region of additional education "Palace of pioneers and schoolchildren named

after Yuri Gagarin»

Annotation. The article deals with the current situation of additional education, state support and new directions of further development, one of which is the creation of a network of children's technoparks "Quantorium»

Keywords: additional education, children's technology Park «Quantorium», government support, rural areas.

С каждым годом перед наукой и производством ставится все больше важнейших проблем, нерешенных на сегодняшний день, решать которые предстоит юному поколению, сегодняшним дошкольникам и школьникам. Именно поэтому нельзя недооценивать важность дополнительного образования с ранних лет прививающего детям любовь и интерес к науке и технике, умение работать в команде и вести самостоятельное проектирование и многое другое. Грамотно построенное дополнительное образование не только решает проблему досуга ребенка, его образования и воспитания, а так же может являться ранней профориентацией. Особенное значение учреждения дополнительного образования имею для сельских территорий, значительно уступающих по своему социальному развитию городу.

Со своей стороны государство, действующее в данном направлении посредством ряда программ развития и законодательных актов [1-3], в качестве приоритета социальной политики, в долгосрочной перспективе, зафиксировало целевой показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами к 2020 году в 70-75%, определив тем самым повышение вовлеченности детей в дополнительное образование.

Меры по обеспечению доступности дополнительного образования детей были включены в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы [2], Государственную программу

Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [3]. В Концепции развития дополнительного образования детей [4], зафиксирован ценностный статус дополнительного образования детей и его миссия, цели и задачи, принципы и направления развития. Кроме того, утвержден план мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей [5].

Программным механизмом реализации Концепции развития дополнительного образования детей стала Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы [7]. Постановлением от 18 апреля 2016 г. №317 утвержден механизм реализации «Национальной технологической инициативы» [8], которая является долгосрочной межведомственной программой частно-государственного партнёрства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15 -20 лет. В модели Национальной технологической инициативы решение задачи обеспечения компаний кадрами нового типа связывается с построением системы раннего выявления и развития талантов, создании среды, позволяющей этим талантам реализовать свой потенциал. Поэтому по направлению «Таланты НТИ» запущен ряд проектов (Олимпиада НТИ, детские технопарки «Кванториум», «кружковое движение»), направленные на реализацию новых образовательных форматов, позволяющих обнаружить талантливых детей и подростков в техническом творчестве, естественных науках, поддержать их развитие и продвижение в сферы НТИ.

В 2016 году дополнительное образование включено в сферу реализации приоритетных проектов. Утвержден Паспорт и сводный план приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Цель приоритетного проекта - обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Приоритетный проект ориентирован на достижение следующих результатов:

- создание во всех субъектах Российской Федерации региональных систем дополнительного образования детей, которые на основе лучших практик обеспечивают реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественнонаучной, соответствующих интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны;

- функционирование в каждом субъекте Российской Федерации модельного центра дополнительного образования детей, в том числе на базе детских технопарков «Кванториум», выполняющего функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной);

- функционирование в каждом субъекте Российской Федерации центра по выявлению и поддержке одарённых детей, базирующихся в том числе на площадках модельного центра, детских технопарков, ведущих образовательных организаций в регионе, и функционирующих с учётом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех»;

- функционирование общедоступного федерального навигатора (информационный портал, с региональными и муниципальными сегментами), позволяющего семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка;

- формирование системы многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленной на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию;

- обновление инфраструктуры, оборудования и средств обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательными программам детей, в том числе из сельской местности.

Дополнительное образование является частью системы образования и представлено рядом внешкольных учреждений:

- центр: дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско -юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно -образовательный (профильный) центр;

- дворец: детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

- дом: детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

- станция: юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детской экологической (эколого-биологическая) станцией;

- детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

- детско-юношеская спортивная, школа;

- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

- детско-юношеская спортивно-адаптивная школа.

На конец 2018 года в Российской Федерации насчитывалось 12353 дошкольных учреждения, таблица 1.

Таблица 1 - Показатели дополнительного образования детей Российской Федерации

Всего Города и поселки городского типа Сельская местность

2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018

Число организаций, ед 14174 13879 12 353 10419 10106 8 726 3755 3773 3627

Численность учащихся 10861391 10916811 10232036 8755560 8753964 8105642 2105831 216847 2126394

Источник: [9-11].

Не смотря на повышенное внимание со стороны государства данное количество сокращается с каждым годом. Так всего за три года число дополнительных организаций сократилось на 1821 единицу или 12,8 п.п., из которых 93% приходятся на города и поселки городского типа. Соответственно такое сокращение не могло, не отразится на численности учащихся. В общей сложности с 2016 по 2018 год сокращение числа учащихся составило 5,8%, а в городах и поселки городского на 7,4%. При этом в сельской местности наблюдается прирост в 1%.

Так ситуация выглядит с точки зрения федерального уровня, при рассмотрении цифр всего по стране. Рассмотрим ситуацию на региональном уровне, на примере Орловской области, таблица 2

Таблица 2 - Показатели дополнительного образования детей Орловской области

Всего Города и поселки городского типа Сельская местность

2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018

Число организаций, ед 115 114 96 94 94 79 21 20 17

Численность учащихся 59459 57850 49755 53315 51826 45133 6144 6024 4622

Источник: [9-11].

Ситуация несколько меняется, если смотреть с точки зрения конкретного региона и его территорий. За 3 года исследуемого периода число организаций дополнительного образования в городах и поселках городского типа уменьшилось на 16%, а сельских территорий на 19%. То есть, во первых темпы сокращения превзошли среднее значение по стране, во вторых сокращение в большей степени отразилось на сельских территориях. При условии, условии, что учреждения дополнительного образования в основном находятся в районных центрах и крупных сельских населенных пунктах. Это значит, что сельские дети не только не имеют выбора между учреждениями, а вообще могут их не иметь. Подобные сокращения дополнительного образования произошли в 56 регионах нашей страны.

По результатам социологического опроса сельских жителей пяти районов Орловской области, учреждения дополнительного образования составляют только 2,2% от общего количества учреждений соцкультбыта, функционирующих в населенном пункте (в основном в населенных пунктах с численность населения более 1000 человек). Однако, необходимость в них существует. На вопрос анкеты «Что необходимо построить или улучшить в Вашем населенном пункте?» 2,3% ответов приходится на открытие кружков развивающих детей, открытие школы искусств [12].

Выводы: Разобщенность действий ведомств в отношении сети дополнительного образования, приводящая к снижению эффективности использования ресурсов и сокращению сети.

Сокращение числа учреждений дополнительного образования резко снижают возможности детей выбрать дополнительное образование по месту жительства. Сельские дети могут вообще потерять такую

возможность поскольку данная организация может является единственной в данном населенном пункте по данному виду деятельности;

Потребность в организациях дополнительного образования велика, особенно в сельской местности, где по малочисленности детей никогда не будут открыты Кванториумы. Возможным решением данной проблемы может стать проект «Точки роста» на базе сельских школ.

Необходимо решать задачу доступности программ дополнительного образования с учетом возрастного состава и плотности населения, как за счет создания и размещения новых организаций в соответствии с «Методическими рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций» (утв. 4 мая 2016 г. №АК-15/02вн), так и за счет эффективного планирования сети, использования имеющихся ресурсов, особенно в малых и сельских населенных пунктах.

Литература

1. Указ Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы».

7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. №317 «Механизм реализации Национальной технологической инициативы».

8. Постановлением от 18 апреля 2016 г. №317 утвержден механизм реализации «Национальной технологической инициативы», которая является долгосрочной межведомственной программой частно-государственного партнёрства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет.

9. Дополнительное образование детей (форма № 1-ДОП) http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/dop-obraz.htm

10. Образование в России - 2016. Статистический бюллетень. - М.: МИРЭА, 2016. - 630 с.

11. Образование в России - 2017. Статистический бюллетень. - М.: Московский технологический университет, 2017. - 444 с.

12. Полухина М.Г., Логвинова Р.М. Результаты социологического опроса жителей Орловской области в сфере социальной инфраструктуры // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №1(5). С.2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.