УДК 94:331.556(477.75)" 19"
Государственная переселенческая программа в Крыму (1944-1976) как демографический фактор
Эльвина Сеитова
(Крымский инженерно-педагогический университет)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению истории реализации государственной переселенческой программы, которая началась в 1944 г. и продолжилась до 1976 г. - процессу, который является ключевым в послевоенной истории Крыма. Даны причины заселения полуострова, выделены периоды, охарактеризована система льгот и привилегий для вновь прибывших, уделено внимание факту массового обратничества на первом этапе заселения. Отдельно показан ход реформирования дела переселения с целью увеличения его эффективности.
Ключевые слова: Крым, историческая демография, переселение, переселенцы, миграция.
Исторический процесс - это совокупность множества крупных и не столь значительных событий, он состоит из политической истории, истории войн, экономической, социальной составляющей и пр. Особое место в этом спектре принадлежит исторической демографии, так как она интегрирует и изучает все имеющиеся знания о народонаселении в разные периоды, раскрывает исторические закономерности воспроизводства населения. Раскрывая ту или иную эпоху, непременно нужно оговаривать и демографические характеристики, так как порой их роль в различных исторических обстоятельствах бывает решающей. Помимо этого, для того, чтобы осознать каким будет общество завтра, спрогнозировать ключевые демографические тенденции, необходимо знать, какие процессы, связанные с изменением народонаселения, проистекали в прошлом и работают сейчас.
Прежде чем перейти к основному содержанию статьи, необходимо остановиться на стержневых категориях и их наполнении. Итак, под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих жизнедеятельность в рамках определенного общества и находящихся в постоянном развитии. При этом развитие выражается не только в динамике количественных показателей, но и в изменении качественных характеристик на каждом историческом этапе развития общества.
Население имеет свои признаки, которые делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные признаки - это те, которыми обладает человек независимо от существования других людей (пол, возраст, этническая принадлежность и др.). Относительные признаки - это свойства индивидов, вытекающие из их определенного положения по отношению к другим людям (уровень образования, служебное положение, гражданство и др.). Данные признаки можно условно разделить на следующие: демографические, географические, биологические, экономические, культурные, социальные.
В структуре знаний о народонаселении демография имеет решающее значение. Ведь именно она исследует закономерности воспроизводства народонаселения. Сама категория «воспроизводство» имеет две трактовки. В узком понимании - это процессы рождаемости и смертности. В широком - воспроизводство населения осуществляется в единстве трех видов движения населения - естественного (рождения и смерти), механического (движение населения по территории) и социального (изменение общественного положения).
В структуре демографических наук важнейшей составляющей является историческая демография как наука, которая изучает исторические предпосылки, закономерности и характер развития народонаселения, взаимосвязи способа производства и демографических процессов. Важно оговорить, что историческая демография отнюдь не перестает быть частью исторической науки. Даже, напротив, историческая демография есть ключевая составляющая изучения общественно-исторических процессов в ретроспективе.
В связи с тем, что сферой нашего научного интереса являются примеры принудительной миграции в СССР, рассмотрим теоретическую составляющую этого процесса.
Термин «демографическая политика», как социальная политика, в общем, не имеет однозначной трактовки. Традиционно она воспринимается как «определенная деятельность государства, целью которой является изменение демографических параметров развития населения и режима его воспроизведения» [7, с. 3]. Советской номенклатурой демографическая политика трактовалась как составной элемент социально-экономической политики в целом. Именно социально-экономические процессы через ряд механизмов формировали ту или иную интенсивность развития населения, темпы и пропорции его изменений [3, с. 211]. В течение послевоенных десятилетий типы движения населения, их динамика, направления, структура миграционных потоков в СССР определялись и поддерживались экстенсивной экономической политикой [11, с. 42].
Советские демографы-теоретики определяли демографическую политику, как совокупность мероприятий, регулирующих демографические процессы в интересах общества в целом и каждого его члена в отдельности. Она представлялась как элемент политики народонаселения, содержание которой слагалось из трех основных направлений:
- воздействие на социальную мобильность для достижения наиболее желательной структуры общества путем поощрения перехода населения из одной социальной группы в другую;
- воздействие на процессы, определяющие характер естественного возобновления поколений - рождаемость и смертность;
- влияние на перемещение людей из одних регионов в другие [4, с. 9-10].
Планирование движения населения (рабочей силы) в СССР представлялось как объективная необходимость. При этом реализация этого процесса могла достигаться лишь при соответствующих изменениях жизненных условий людей. Целенаправленное вмешательство государства было возможно лишь по отношению к какой-то части мигрирующего контингента. Этот процесс эффективнее всего мог мотивироваться, прежде всего, экономическими привилегиями [9, с. 47].
В свою очередь основными социально-экономическими функциями миграции являлись: во-первых, обеспечение количественного и качественного соответствия между требуемым и наличным составом рабочей силы, как в городе, так и деревне. Во-вторых, содействие более полной реализации способностей и социально-профессиональному развитию сельских жителей [9, с. 48-49].
Для соответствующего межрайонного перераспределения трудовых ресурсов использовались разнообразные экономические рычаги, а также обращение к «патриотической сознательности». Помимо этого по своим мотивам и по своему характеру движение населения в СССР отличалось от дореволюционных переселений. Если ранее перемещения имели стихийный характер, то с введением жесткого планирования они стали более плановыми [8, с. 77].
Способы управления демографической политикой в СССР условно делятся на три группы:
- экономические: выплаты разного рода поощрительных вознаграждений при переезде в должном направлении, установление повышенных ставок заработной платы в районах «въезда» мигрантов, ускоренное развитие жилищного и бытового строительства, создание рабочих мест для «вторых» членов семьи, главным образом женщин.
- административно-юридические: законодательное запрещение или разрешение перемещения в те или иные части страны. Относительно социальной мобильности эти меры могли состоять из разного рода льгот для определенных социальных групп или приеме на учебу, в распределении общественных фонтов и некоторых других акций такого же плана.
- способы социально-психологического воздействия слагаются из использования средств массовой информации - печати, радио, телевидения, а также всех видов искусства в целях регулирования движением населения [8, с. 93-94].
Классификация принудительных миграций в СССР выглядит следующим образом.
I. По социальному признаку: раскулачивание (1919-1920, 1930-1933 гг.), выселение «дворян» (1935 г.).
II. По этническому признаку: в порядке «политической подготовки театра военных действий» и «зачистки границ» (тотальные, частичные). Тотальные депортации «наказанных народов» (превентивные, депортации «возмездия»). Компенсирующие миграции. Принудительная оседлость.
III. По конфессиональному признаку: конфессии в целом, духовенство разных конфессий.
IV. По политическому признаку: члены запрещенных партий и организаций, члены семей врагов народа, «социально опасные» элементы, договорные репатрианты, иностранные подданные.
V. Военнопленные: военнопленные, гражданские интернированные.
VI. Осужденные: политические (узники совести), уголовные.
VII. Плановые переселения и переселения «по призыву»: в отдаленные и неосвоенные районы; с гор на «плоскость»; вследствие военного, промышленного, энергетического и других видов строительства; переселения «демобилизованных».
VIII. Эвакуированные (реэвакуированные), беженцы, добровольные репатрианты: в результате военных действий, геноцида, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, вследствие стихийных бедствий и экологических катастроф [10, с. 47].
В целом переселения разделяют на: планируемые, нецентрализованно планируемые и самостоятельные [2, с. 24].
Крым, ввиду целого ряда причин и обстоятельств, является крайне активным с демографической точки зрения регионом. Наш край, особенно в последние несколько веков, подвергался значительным демографическим «встряскам». В рамках данной статьи, остановимся на ключевом в послевоенной истории Крыма процессе - государственной переселенческой программе.
Согласно последней предвоенной переписи 1939 г. общее население региона составляло 1126429 человек [13, с. 9]. Мобилизации в армию, эвакуация населения, проведенная в 1941 г. и 1942 г., насильственное выселение граждан немецкой национальности в августе 1941 г., а затем крымских татар, армян, болгар и греков в мае-июне 1944 г., уничтожение оккупантами десятков тысяч жителей полуострова привело к тому, что население Крыма к лету 1944 г. сократилось до 379 тыс. человек [5, с. 203]. В бывших крымскотатарских селах вообще не осталось жителей,
особенно в Алуштинском, Бахчисарайском, Карасубазарском, Куйбышевском, Судакском районах [6, с. 142].
11 декабря 1944 г. Совнарком Крымской АССР обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой переименовать районы, населявшиеся преимущественно крымскими татарами и немцами. По указанию ЦК ВКП(б) Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать: Ак-Мечетский район в Черноморский; Ак-Шеихский - в Раздольненский; Биюк-Онларский - в Октябрьский; Ичкинский - в Советский; Карасубазарский - в Белогор-ский; Коллайский - в Азовский; Лариндорфский - в Первомайский; Маяк-Салынский - в Приморский; Сейтлерский - в Нижнегорский; Тельманский - в Красногвардейский; Фрайдорфский - в Новоселовский.
Резкое уменьшение численности населения в Крымской АССР, депортация привели соответственно и к изменению социально-политического статуса автономии. Так, 30 июня 1945 г. последовал указ Президиума Верховного Совета СССР о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР [1, с. 183].
В опустевшие сельские районы по решению Президиума Верховного Совета и Совнаркома Крымской АССР сразу же было направлено 15 тыс. человек из городов Крыма. А уже 12 августа 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление «О переселении колхозников в районы Крыма». В свою очередь Совет Народных Комиссаров Крымской АССР и областного комитета ВКП(б) приняли 18 августа постановление «О заселении Ялтинского, Алуштинского, Судакского, СтароКрымского, Карасубазарского, Бахчисарайского, Балаклавского и Куйбышевского районов Крымской АССР» [12]. Помимо этого шла подготовка к приему населения, насильно угнанного оккупантами в Германию. 20 марта 1945 г. Совнарком АССР принял специальное постановление «О приеме и размещении репатриируемого населения». На эти цели было выделено 5764 тыс. руб. Во второй половине 1944-1945 гг. часть крымчан возвратилась из эвакуации. Начали прибывать кадры по государственным и комсомольским мобилизациям. Так, к 1 сентября 1945 г. в Крыму проживало 589 тыс. человек, в том числе в городах - 281 тыс., в селах - 308 тыс. человек [1, с. 183].
Однако, по мнению советского правительства, решить демографический коллапс в Крыму можно было реализовав масштабную государственную переселенческую программу, которая в итоге растянулась на долгих три десятилетия.
В истории послевоенной трудовой миграции в Крым нами выделено три основных периода:
1) 1944-1953 - начало заселения полуострова. Для этого периода характерна крайне низкая эффективность организации переселения. Трудовая миграция в Крым началась в ходе Второй мировой войны. Это объясняет отсутствие тщательной подготовки переселенческих мероприятий. И привело к кому, что организация заселения на начальном этапе была практически провалена. Первые новоселы заселялись в домах только депортированных людей. Вновь прибывших организованно не встречали, не проводились собрания, не велась индивидуальная работа. Людей на полуостров отправляли главным образом из сельскохозяйственных районов, а местные власти в этот период заселяли преимущественно полностью обезлюженные южнобережные районы, работа в которых требовала определенной трудовой специализации. Для того, чтобы обучиться новым видам деятельности не давали времени. В итоге 56% из первой волны переселенцев, прибывших из Брянской, Воронежской, Орловской областей, Краснодарского края, Курской, Ростовской областей, отчасти и УССР (Винницкая, Житомирская, Киевская области), к 1948 г. выбыли из Крыма.
2) 1954-1964 гг. - Крым передается в состав УССР. Организация трудовой миграции переводится в ведение правительства УССР и, соответственно, основной поток переселенцев прибывал на полуостров из густонаселенных областей Украины (Винницкая, Волынская, Дрогобычская, Киевская, Житомирская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Тернопольская, Черниговская, Черновицкая, Хмельницкая). В данный период новоселов заселяли в 24 района Крымской области. Особенностью этого этапа стало изменение отношения к переселенцам: местные руководители уделяли основное внимание делу закрепления вновь прибывших людей. Они получали финансовую, хозяйственную помощь; развернулась переселенческая строительная программа; новоселы проходили курсы переобучения новым специальностям. Благода-
ря предпринятым мерам процент самовольного выбытия населения значительно сократился. В разные годы он колебался, так, в 1958 г. он составлял около 16%, но в целом не смогли закрепиться в регионе приблизительно 8% прибывших.
3) 1965-1976 гг. - этап отличается отработанной схемой движения населения. Более тщательно подходили к выбору переселенческого контингента (требуемые показатели были прописаны в специальной Инструкции); значительное внимание уделялось строительству типовых жилых помещений для новоселов. Так, за 60-70 гг. ХХ века рост населения в Крыму составил 40,3%, трудовые ресурсы возросли на 60,1%. При этом в формировании численности населения механический прирост превышал естественный, в течение третьего периода он составлял 72,3% от общего прироста населения.
В 1976 г. Областной отдел по использованию трудовых ресурсов Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся решил, что одним из действенных способов оптимизации использования трудовых ресурсов должно быть внутриобластное переселение семей из городов, рабочих поселков и райцентров Крымской области, а также семей, прибывших из других регионов страны по приглашению хозяйств, у которых был установлен соответствующий план. Тем самым, плановая организация трудовой миграции в Крым из других областей в 1976 г. была завершена.
Система льгот, которая предоставлялась новоселам, стала определяющим для закрепления их на новых землях. Государство взяло на себя все расходы, связанные с перевозкой людей и их имущества; выдавалось единоразовое пособие в размере 2500 рублей на каждую семью; предоставлялась ссуда на хозяйственное обзаведение и иные нужды в размере 5000 рублей, погасить которую можно было в течение 5 лет; новоселы освобождались на год от всех государственных денежных налогов, страховых платежей и от поставок государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства; предоставлялись кредиты на строительство домов; переселенцам выдавались сельскохозяйственные продукты и скот взамен сданных ими в местах прежнего жительства. Особую роль в деле закрепления людей на новых местах жительства сыграла строительная программа. Если в пер-
вые годы заселения Крыма трудовых мигрантов расселяли в домах депортированных граждан, то со временем стали возводить типовые жилые постройки, которые строились вначале бессистемно, а затем в соответствии с перспективными планами. В крымских переселенческих колхозах и совхозах возводились дома по типовому проекту М-2-К, а с конца 60-х годов - М-3-К -улучшенных размеров и более комфортабельные.
Благодаря государственной переселенческой программе, в Крым люди переезжали, в том числе, и добровольно, то есть, не включаясь в переселенческие списки в местах выхода, а просто переезжая, и уже в местах вселения оформляясь как переселенцы.
Государственные структуры, руководившие переселением -(Главное) Переселенческое управление при Совете Народных Комиссаров (Совете Министров) РСФСР, Главное управление по организованному набору работников и переселению семей при Совете Министров УССР - часто реорганизовывались. Основными звеньями по реализации программы трудовой миграции были переселенческие отделы, которые вели прием, регистрацию новоселов, обеспечивали их хозяйственное устройство, оказывали им материальную помощь. С 1944 г. этим процессом в Крыму руководил Республиканский переселенческий отдел при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР. Структура часто реформировалась. На исходе изучаемого периода действовал Крымский (областной) отдел по использованию трудовых ресурсов Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся.
Таким образом, СССР в своей демографической политике отдавало предпочтение «ручному управлению». Огромные массы населения по решению правительства и специальных органов снимались со своих мест и вынуждены были перемещаться в другие регионы. Этот процесс можно разделить на две большие составляющие. Во-первых, перемещения больших масс населения в качестве репрессивной меры. И, во-вторых, перемещения групп людей ввиду социально-экономической необходимости. Во втором случае (по крайней мере формально) говорилось о добровольном переселении. Но это не всегда соответствовало действительности. Районы и области выхода получали планы по набору населения на переселение. Они, в свою очередь, эти планы обяза-
ны были выполнить. Очень часто в переселенческих списках оказывались люди, которые вообще не желали себе и своей семье такой судьбы. Хуже того, в случае нехватки переселенческого контингента, руководители районов (не желая лишаться качественного трудового ресурса) оформляли самых неблагонадежных. Ситуация менялась с улучшением качества приема переселенцев. Тогда миграционный поток формировался без лишнего давления.
Реализация переселенческой программы на территории Крыма в 1944-1976 гг. в значительной мере изменила этносоциальную палитру полуострова. Практика плановой регуляции демографического процесса со стороны советского государства кардинально поменяла и ход истории Крыма, и судьбы сотен тысяч отдельных людей. Переселенцы с различных областей Советского Союза, прибывшие на Крымский полуостров с середины ХХ века, обусловили этнический облик края. Регион оформился как переселенческий с абсолютным преобладанием славянского населения. Согласно переписи 1979 г. численность населения Крымской области составляла 2135916 человек [13, с. 11]. Из которых 68,4% были русские, 25,6% - украинцы, 2% - белорусы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулов М.Р. Восстановительные работы в Крыму в 1944-1945 годы // Отечественная история. 1993. № 1. С. 182-190.
2. БорисовВ.А. Демография. М.: Nota bene, 1999. 269 с.
3. ВалентейД.И. Основы демографии. М.: Мысль, 1978. 260 с.
4. Валентей Д.И. Политика народонаселения и ее составляющие // Демографическая политика: Сборник статей / Под ред. В.С. Стешенко, В.П. Пискунова. М.: Статистика, 1974. С. 4-18.
5. Верменич Я.В. Адмiнiстративно-територiальний устрш Украни: еволющя, сучасний стан, проблеми реформування: у 2 ч. К., 2009. Ч. 2. 367 с.
6. Корниенко А.Ж. Динамика этнического состава населения Автономной Республики Крым // XI Таврические научные чтения, 28 мая 2010 г.: сб. матер.: в 2 ч. Симферополь, 2011. Ч. 1. С. 140-147.
7. Макарова О.В. Демографiчна полггика: сучасш реалл та пер-спективи // Демографiя та сощальна економжа. 2007. №1. С. 3-12.
8. Марксистско-ленинская теория народонаселения / Под ред. Д.И Валентея. М.: Мысль, 1974. 198 с.
9. Миграция сельского населения / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Мысль, 1970. 348 с.
10. Полян П.М. Не по своей воле: история и география принудительных миграций в СССР. М.: Мемориал, 2001. 302 с.
11. Прибыткова И. Хроники миграционных событий в Украине до и после распада СССР // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. С. 41-77.
12. Сеитова Э.И. Миграционные процессы в Крыму в 1944-1953 годах: к постановке проблемы // Актуальш питания юторп науки i техшки: матерiали 8-1 Всеукрашсько! науково! конференций К., 2009. С. 49-51.
13. Этническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах (по данным переписей населения): информационно-справочное пособие. Симферополь: Антиква, 2007. 20 с.
Сведения об авторе: Эльвина Изетовна Сеитова - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории, Крымский инженерно-педагогический университет (295015, переулок Учебный, 8, г. Симферополь, Крым); [email protected]
Government resettlement program
in the Crimea (1944-1976) as the demographic factor
Elvina Seitova
(Crimean Engineering and Pedagogical University)
Abstract. In this article the history of the post-war settling of Crimea with a new, mainly collective-farm population, is considered. The reconstruction of the course and methods of an artificial government by demographic processes on the peninsula are made. A characteristic of key problems of organization of a mass movement of people from various areas, the regions of RSFSR and the USSR to regions in Crimea is given. Special attention is paid to the implementation of construction plans and specifics of granting privileges for new settlers. The main results of the implementation of the resettlement programs are defined - the ethno-social outline of the region was strikingly reshaped.
Keywords: Crimea, historical demography, resettlement, migrants, migration
REFERENCES
1. Akulov M. R. Vosstanovitel'nye raboty v Krymu v 1944-1945 gody [Restoration works in Crimea]. Otechestvennaya istoriya - The history of native land. 1993, no. 1, pp. 182-190.
2. Borisov V.A. Demografiya [Demography]. Moscow, Nota bene Publ., 1999. 269 p.
3. Valentey D.I. Osnovy demografii [The basis of demography]. Moscow, Mysl' Publ., 1978. 260 p.
4. Valentey D.I. Politika narodonaseleniya i ee sostavlyayushchie [The policy of democracy and its components]. Demograficheskaya politika: Sbornik statey [Demographic politics. A collection of works]. Ed. V.S. Steshenko, V.P. Piskunov. Moscow, Statistika Publ., 1974, pp. 4-18.
5. Vermenich Ya.V. Administrativno-teritorial'niy ustriy Ukraïni: evo-lyutsiya, suchasniy stan, problemi reformuvannya [Administrative-territorial structure of Ukraine: evolution, present day condition, problems of reformation]: u 2 chastinach. Kiev, 2009, part 2. 367 p.
6. Kornienko A.Zh. Dinamika etnicheskogo sostava naseleniya Avtonomnoy Respubliki Krym [Dynamics of ethnic structure of Autonomous Republic of Crimea]. XI Tavricheskie nauchnye chteniya, 28 maya 2010 goda: sbornik materialov [Tavrida scientific readings. May 28, 2010. Collection of materials]: v 2 chastyach. Simferopol, 2011. Part 1, pp. 140-147.
7. Makarova O.V. Demografichna politika: suchasni realiï ta pers-pektivi [Demographic politics; modern realities and perspectives]. Demografiya ta sotsial'na ekonomika [Demography and social economy], 2007, no. 1, pp. 3-12.
8. Marksistsko-leninskaya teoriya narodonaseleniya [Marxism-Leninism theory of democracy]. Ed. D.I Valentey. Moscow, Mysl' Publ., 1974. 198 p.
9. Migratsiya sel'skogo naseleniya. Ed. T.I. Zaslavskaya. Moscow, Mysl' Publ., 1970. 348 p.
10. Polyan P.M. Ne po svoey vole: istoriya i geografiya prinuditel'nykh migratsiy v SSSR [Not on their own will: history and geography of forced migration]. Moscow, Memorial Publ., 2001. 302 p.
11. Pribytkova I. Khroniki migratsionnykh sobytiy v Ukraine do i posle raspada SSSR [Chronology of migration events in Ukraine before and after disintegration of the Soviet Union]. Sotsiologiya: teoriya, metody, marketing [Sociology, theory, methods, marketing], 2009, no. 1, pp. 41-77.
12. Seitova E.I. Migratsionnye protsessy v Krymu v 1944-1953 godakh: k postanovke problemy [Migration processes in the Crimea in 19441953; to put the problem]. Aktual'ni pitannya istorii nauki i tekhniki: materiali 8-i Vseukrains'koi naukovoi konferentsii [Actual problems of science and technique: materials of all Ukrainian scientific conference]. Kiev, 2009, pp. 49-51.
13. Etnicheskaya istoriya Kryma v tablitsakh, kartoskhemakh i diag-rammakh (po dannym perepisey naseleniya): informatsionno-spravochnoe posobie [Ethnic history of the Crimea in tables, map schemes and diagrams]. Simferopol, Antikva Publ., 2007. 20 p.
About the author: Elvina Izetovna Seitova - Cand. Sci. (History), lecturer of the Department of History, Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Uchebnyy lane, 8, Simferopol, Crimea); [email protected]