Научная статья на тему 'Государственная печать периода создания и укрепления российского централизованного государства'

Государственная печать периода создания и укрепления российского централизованного государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1015
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная печать периода создания и укрепления российского централизованного государства»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ ПЕРИОДА СОЗДАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ГОСУДАРСТВА Н.И. Чепагина

Процесс создания и укрепления Российского централизованного государства растянулся более чем на четверть столетия. Завершающий этап объединения русских земель пришелся на период правления Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505— 1533 гг.). Процесс формирования единой территории тесно переплетался как с концентрацией власти в руках московских князей, так и с созданием общерусской системы государственного управления. Авторитет великокняжеской власти укреплялся и благодаря появлению новой государственной символики, имевшей огромное значение для людей средневековья, воспринимавших действительность скорее эмоционально, чем рационально. Именно в правление Ивана III появились символы великокняжеской власти: корона — "шапка Мономаха", держава и скипетр, новый государственный титул — государь Всея Руси, а также герб и печать.

В данной статье автор попытается показать эволюцию эмблемы российской государственной печати, так как каждая печать является продуктом определенной исторической эпохи, отображением старых традиций и новых веяний.

Для скрепления различных документов местного, государственного и международного значения Иван III еще долго использовал печати своих предшественников: геммы, вставленные в ободок с надписью; печать с античным изображением (на ней изображались два ехавших навстречу друг другу всадника, один — в панцире, латах и с копьем, другой — полунагой); использовалась и печать времен Василия Темного (1425—1462), отца Ивана III, эмблемой которой был лев, пожирающий змия, а также печать Василия I (1389—1425), на которой изображался светский (без нимба) вооруженный всадник с копьем и мечом. При Иване III печать несколько видоизменилась: теперь всадник поражал змия копьем. Со временем это изображение становиться основным на печатях великих князей московских, русских царей и императоров, а также и на государственной печати. В силу ряда обстоятельств в правление великого князя Ивана III появилась новая государственная эмблема, украсившая русскую печать — изображение двуглавого орла, заимствованное из византийского герба, наследованного Византией от Римской империи.

В 1453 г. Константинополь (столица Византии) пал под ударами турок-османов. С этого времени русская православная церковь, поддерживавшая верховную власть, стремилась представить великого князя не просто наместником Бога на земле, а "властью своей подобным Богу". В начале XVI в. монах Филофей сформулировал теорию "Москва — третий Рим", в которой правитель земли Русской объявлялся единственным защитником православия и наследником Византии. Эта концепция способствовала распространению мессианских идей, т.е. веры в особое историческое призвание Руси и ее князя. В 1472 г. с благословления папы римского Иван III женился на племяннице последнего императора Византии Константина Палеолога Зое Фоминишне (в Москве ее стали называть Софья). Этот брак таил в себе притязания великого русского князя на византийское наследство, об этом же свидетельствовало заимствование императорского герба в виде двуглавого орла. Таким образом, появление этой эмблемы стало одним из внешних выражений политической теории преемственности власти московских князей из Рима и Византии, идеи "Москва — третий Рим".

Изображение на печати великих князей московских постепенно усложнилось: сначала всадник, вооруженный копьем или мечом; затем змий, поражаемый копьем князя, и, наконец, двуглавый орел. Из всех этих элементов сложился и русский

государственный герб, который с некоторыми частичными изменениями в деталях сохранился до Февральской революции 1917 г. В этой эмблеме воедино слились элементы византийской и русской символики. До ХУ1-ХУП вв. всадник, вписанный в центр двуглавого орла, трактовался как образ князя - защитника земель русских, именно он поражал своим копьем змия, символизировавшего врагов.

После венчания на царство Ивана Грозного (1547 г.) в изображении всадника видели самого русского царя. Но позднее появилась и еще одна версия, выдвинутая иностранцами, посетившими Россию в 17 в. Всадник - это олицетворение образа святого Георгия Победоносца. (В Западной Европе в это время он считался покровителем рыцарства). Русское правительство признало подобное объяснение лишь в XVIII в. В 1730 г., в указе об утверждении 88 гербов русских городов, впервые официально разъяснялось, что центральная часть московского герба и печати -всадник, поражающий змия - есть изображение Георгия Победоносца.

В ХУ1-ХУ11 вв. существовало две государственные печати - большая и малая. Они отличались размерами, дополнительными изображениями и надписью. На большой печати изображался всадник в центре двуглавого орла, вокруг которого помещались печати городов-столиц княжеств и царств, вошедших в состав России. По краям печати шла надпись, включавшая полный царский титул. Малую печать иногда называли кормленой, так как ею печатались жалованные грамоты "на кормление" (в XVI в.). Печать была двухсторонней. На одной стороне изображался всадник, поражавший змия, на другой - двуглавый орел. Надпись содержала имя князя (царя) и его краткий титул. Существовала еще и воротная печать, которой запечатывали грамоты, рассылаемые по территории государства. Ее носили на шее. Русские князья и цари использовали и личные печати князей-вотчинников. Со временем печати подвергались незначительным изменениям, но практически на всех (за исключением периода смуты) наблюдалось неразрывное сочетание двух символических изображений - фигуры всадника и орла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.