Головко Ю.М.
кандидат исторических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений РАНХиГС при Президенте РФ
Государственная молодежная политика России
Современное развитие молодежной политики зависит от нормативного обеспечения ее государством, как бы НКО, которые являются основными проводниками воли молодежи, не отождествлялись с независимыми институтами гражданского общества, так как полноценное развитие детских и молодежных общественных объединений зависит от грантовой поддержки со стороны государства. Поэтому в 2009 году в рамках заседания Государственного совета Российской Федерации1 было отмечено, что программный принцип обеспечения молодежной сферы будет принят в качестве базисного структурного элемента ресурсного обеспечения политико-управленческой молодежной среды. В рамках основных задач на ближайшие годы было озвучено развитие грантовой поддержки молодежной инициативы: социально ориентированной, предпринимательской, научно-исследовательской, производственной, спортивной, культурной, военно-патриотической и др. Справедливо сказано, что грант представляет собой целевой характер и ориентирован на решение определенной проблемы (задачи), а конкурсный порядок их распределения позволяет отбирать наиболее эффективные и работоспособные организации, молодежные сообщества с инновационными продуктами2.
В связи с развитием грантоориентированной деятельности велика вероятность возникновения ситуации постоянного насыщения и подпитки определенных общественных структур, которые если не являются сомнительными, то носят неоднозначный характер. Это относится, прежде всего, к движению «СтопХам», которые достаточно провокационными методами борются с пробками на дорогах и неправильно припаркованными автомобилями3. Уже в течение нескольких лет эта общественная молодежная структура утверждает, что эффективно борется
1 Заседание Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/4832 (Дата обращения: 30.07.2015 г.)
2 Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/4834 (Дата обращения: 30.07.2015 г.)
3 http://stopham.tv/ '
| rrTV
с правонарушителями на дорогах, но методы, применяемыми ими едва ли являются бесконфликтными. Поэтому достаточно странно видеть в списках на получение «президентских» грантов на поддержку институтов гражданского общества данное общественное движение4. Среди подобных проектов существует также «Хрюши против»5, представляющие собой активистов, которые выявляют факты нарушений реализации продовольственных продуктов, несоответствующих срокам годности6. Понятно, что конечный социальный эффект подобный проектов направлен только на укрепление гражданской активности и социальной солидарности и правозащитную деятельность.
Применение грантовой поддержки молодых специалистов должно полностью оправдывать целевые установки государственной молодежной политики и приводить к внедрению действительно инновационных форм и методов реализации новейших принципов жизнедеятельности российских граждан. Следствием этого не должно быть слепое подчинение воли политических кадровых работников и идеологического необоснованного ничем, кроме аффективных позывов, политических позиций молодого гражданина. Поэтому важно государственное финансирование молодежных инициатив либо частно-государственное партнерство, которые может обеспечить действительно качественное материально-техническое пространство работы молодых людей / сообществ / общественных организаций без идеологической деформации сознания. Примером наиболее распространенных государственных и частных грантовых программ, которые оказывает реальную поддержку молодым людям в качестве выполнения гражданских социальных обязательств являются Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российский научный фонд (РНФ), Фонд поддержки малых научно-технических предприятий, Фонд Сколково, Фонд М. Прохорова, Фонд В. Потанина, Фонд М. Горбачева, Фонд Е. Гайдара и др.
К примеру, Фонд Владимира Потанина ежегодно финансирует наиболее талантливых молодых ученых (студентов, ма-
ж
4 Президентские гранты получили «Наши», правозащитники, социологи и байкеры [Электронный ресурс] URL: http://top.rbc.ru/politics/19/06/2014/931142. shtml (Дата обращения: 30.07.2015 г.)
5 http://хрюши.рф
6 Президентские гранты получат евразийцы и «хрюши» [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/news/2013/08/26/grant/ (Дата обращения: 30.07.2015 г.)
гистрантов, аспирантов, молодых ученых), которые активно . принимают участие в научно-исследовательской деятельности и выражают свою гражданскую активность по средствам реализации собственных научных и учебных проектов. Так, одна из главных целей данного Фонда - содействие изменению образовательной среды, ориентация ее на «поддержку ценностей знаний, профессионализма, творчества и добровольчества, повышения качества высшего образования»7.
Если обратиться к целевым установкам Благотворительного фонда М. Прохорова, то мы увидим следующее: «системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ»8. Одним из важных направлений деятельности, в рамках культурного развития сообщества, является ориентация на образование, науку и просвещение. Деятельность данного фонда обращена, прежде всего, к представителям научного, культурного сообществ Сибирского Федерального округа. И для каждого отдельного проекта академической мобильности, стажировок, стипендий, грантов определяется еще некоторое количество регионов-партнеров, входящих, как правило, в Центральный Федеральный округ. К примеру, стажировка в Институте гуманитарных наук (Вена), доступна кроме «сибиряков» еще и представителям Дальнего Востока, Уральского Федерального округа, а также Воронежской, Липецкой, Белгородской, Рязанской и Калужской областей9.
Отдельным пунктом здесь выделим проект Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежи) - Конкурс молодежных проектов, который реализовывается на протяжении 2012 - 2015 годов. Данная система поддержки молодежных проектов являлась уникальной за счет обеспечения реальной материальной поддержкой не только юридических, но и физических лиц. К тому же он необходим для выстраивания системы работы с талантливой молодежью и дальнейшего
7 Годовой отчет за 2014 год Благотворительного фонда В. Потанина [Электронный ресурс]
http://www.fondpotanin.ru/media/2015/06/15/1240116984/AnnualReport2014.pdf (Дата обращения: 01.08.2015 г.)
8 Миссия Фонда М. Прохорова [Электронный ресурс] URL: http://www. prokhorovfund.ru/fund/mission/ (Дата обращения: 01.08.2015 г.)
9 Стажировка в Институте гуманитарных наук (Вена) [Электронный ресурс] URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/contest/157/ (Дата обращения: 01.08.2015 г.) '
. формирования жизненных планов, карьерный устремлений для эффективного построения будущего не только отдельно взятого человека, но и целого государства. Старт последнему дан распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 2262-р «О проведении Всероссийского конкурса молодёжных проектов»10. Подобная поддержка молодых лидеров, ученых, управленцев, организаторов стала очередным этапом по поддержке инициатив, проводимой в субъектах Федерации. Конкурсная поддержка, оказываемая государством, представляется важной, особенно для тех проектов, которые только начинают свой путь, так как в большей части грантовых проектах тяжело получить финансирование из-за отсутствия опыта реализации данного проекта на более ранних стадиях, либо уже привлеченных собственных средств.
Федеральное агентство по делам молодежи определяют Конкурс как маркер «повышения конкурентоспособности-российской молодёжи посредством увеличения числа молодых людей, обладающих набором важнейших компетенций»11. К таким относят: инновационное мышление, предпринимательские навыки, социально ориентированное поведение, активная гражданская позиция, менеджмент проектов.
В 2014 году, по итогам проведения Конкурса, было определено 1263 победителя с общей суммой грантовой поддержки в размере 120 миллионов рублей12. Согласимся, что это достаточно важный показатель финансовой поддержки молодых людей, который строится по принцу наличия инновационного проекта, способного привнести в жизнь российских граждан что-то новое и полезное. В 2015 году система поддержки молодежных инициатив Росмолодежи претерпевает изменения: для того, чтобы стать обладателем гранта на реализацию своего проекта, необходимо обязательно принять участие в одном из окружных / федеральных молодежных форумов, где необходимо пройти очную защиту перед экспертами.
Можно ответственно определить, что для участников таких конкурсов, проектов, является важным представить собствен-
10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 2262-р г. Москва [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/11/18/konkurs-site-dok.html (Дата обращения: 01.08.2015 г.)
11 Грантовая поддержка [Электронный ресурс] URL: http://www.fadm.gov. ru/directions/grantovaya-podderzhka/ (Дата обращения: 01.08.2015 г.)
12 Утверждены результаты всероссийского конкурса молодёжных проектов [Электронный ресурс] URL: http://fadm.gov.ru/news/20804/ (Дата обращения:
ный опыт ведения управленческой деятельности. Тем более . что некоторые из молодых людей выступают с собственными политическими проектами на специализированных форумах, направленных на развитие компетенций в сфере политической деятельности молодежи и лоббирования их интересов. Поэтому социализирующая основа такой деятельности со стороны органов государственной власти является оправданной. В дальнейшем политико-организационная системность при определении приоритетов гражданского устройства сможет опираться на существующие в данный период времени социокультурные основы. Поэтому каждая следующая эпоха и форма управленческой деятельности предлагает собственные решения определенных вызовов, которые побуждают человека к активной деятельности, являющейся значимой для данного момента времени и общественно-политического развития13.
Далее рассмотрим региональный разрез реализации подготовки молодежной политической элиты через призму направлений работы отраслевых министерств и ведомств с их ежегодными мероприятиями для молодежи.
Для начала разберем одной из направлений работы Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) в сфере политической социализации молодежных элит и подготовки кадров для реализации сферы государственной молодежной политики в Российской Федерации. В этом отношении отраслевой федеральный орган исполнительный орган в лице Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации вместе с подчиненным ему Федеральным агентством по делам молодежи определили цель в развитии политико-управленческих кадров для сферы государственной молодежной политики следующим образом: «содействие в развитии и обеспечении кадрового потенциала государственной молодёжной политики, координация деятельности по развитию кадрового потенциала государственной молодёжной политики»14.
В связи с этим важно понимать, что обеспечение кадровым потенциалом сферы государственной молодежной политики должно исходить из общих посылов политической реально-
13 Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. М.: Инфра-М, 2011; Козычева Н.Б. Проблемы и задачи стимулирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 25 - 29.
14 Содействие подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодёжной политики [Электронный ресурс] URL: http://www.fadm.gov. ru/directions/kadryGMP/ (Дата обращения: 01.08.2015 г.) '
. сти сегодняшнего дня, а не из утопических задач, которые необходимы для решения каких-либо условных определений.
Здесь необходимо сказать, что молодой человек по отношению к существующей системе молодежных проектов и всей сферы может быть включен либо не включен в общий процесс деятельности, поэтому определим активного молодого человека, как «активно включенного в процесс государственной молодежной политики» и менее активного / пассивного как «опосредованно включенного в процесс государственной молодежной политики». Почему мы не можем говорить о полной «невключенности»? Прежде всего, молодой человек, находясь в рамках законодательных основ и социально-политической реальности, не может быть полностью отрезанным от тех предложений, которые поступают со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, молодежных лидеров, т.к. «активно включенных в процесс государственной молодежной политики».
Безусловно, система молодежной политики в условиях федеративного государства претерпевает ряд изменений, которые идут не только из Центра, но и позитивно мультиплицируются субъектами Федерации по принципу «снизу - вверх». Поэтому проблематика включенности молодых людей в те или иные запускаемые процессы молодежной политики должна с течением времени сходить с повестки дня. Хотя, мы прекрасно понимаем, что молодежные политические ориентации сегодня могут быть расхожими с ценностными концепциями основной части граждан Российской Федерации, поэтому сущностные и организационные моменты включения молодежи в активную фазу действия в системе государственной молодежной политики должен носить планомерный характер, без уклона в жесткую и доминантную позицию «сверху - вниз». Наиболее предпочтительный вариант все же - «снижу - вверх».
В свою очередь, схема «сверху-вниз», т.е. органы государственной власти и местного самоуправления в сфере реализации направлений молодежной политики должны предоставлять молодым людям следующие приоритеты и перспективы:
• развитие добровольческой деятельности среди детей и молодежи;
• ориентация молодых людей в творческую активность, направленную на созидание национально-ориентированных продуктов изобразительного, декоративно
■ прикладного искусства, музыки, прозы и поэзии и др. для соот-
ветствующих субъектов Федерации или позиционирования Российской Федерации в целом;
• организация молодежного медиа-пространства с предоставлением соответствующих условий для журналистики и блого-сферы;
• защита прав и свобод молодежных лидеров в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации;
• сохранение и преумножение духовного и физического здоровья;
• воспитание гражданской активности и патриотических основ в детях и молодежи;
• содействие развитию молодежного предпринимательства и молодежного политического сектора;
• организация поддержки интересов молодых семей, их инфраструктурных основ и др.
В целом, рассматривая основополагающие принципы реализации государственной молодежной политики РФ, обратим внимание на то, что молодежная аудитория, в рамках свои компетентностных основ стремится внедрять новые системные взаимоотношения в общественно-политическую систему (касаемо молодежных политических элит). Поэтому для нас важно сосредоточить внимание на том, что должна эффективно происходить не просто смена поколений социально-политической действительности, но и достояния и победы прошлого сохранялись и преумножались в течение долгих лет. Молодежные элиты имеют все возможности для того, чтобы не только поддерживать существующие социально-политические структуры, но и вносить собственные предложения и развивать их, создавая инновационный продукт15. К тому же Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова определяют молодежь как преобразующее звено, которое, включаясь в социально-политический процесс, качественно может интегрировать существующие системы и формировать инновационное пространство16. Здесь же стоит дополнительно обратить вниманиена позицию, которую предлагают М.К. Горшков и Н.Е. Тихонова, рассматривающие воспроизведение молодежных общественных проектов как систему выстраивания как горизонтальных, так и вертикальных
15 Гущина Н.А. Ресурсный потенциал российской молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - 2006. - № 4 - С. 115.
16 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000. С. 5.
. социальных связях, нацеленных на развитие принципов собственной социальной мобильности. Применение технологий социальной мобильности молодежи может способствовать благоприятному инновационному развитию общества в целом17.
Социальная мобильность молодых лидеров, опирающаяся на принципы государственной молодежной политики, должна быть сконцентрирована на поведенческих установках, ориентированных старшим поколением как базисные. Новшества молодежи, сконцентрированные на социальных преобразованиях, носящих инновационный характер, переживают различные воздействия со стороны «взрослого» поколения, которое интегрирует свои усилия с целью оптимизации ресурсного обеспечения молодежи. Но при этом молодежное сообщество в целом не готово испытывать на себе запрет на выступление в определенные социальные группы и субкультуры, так как находится в когнитивном поиске самоопределения и нахождения инновационных способов мышления. Соответственно запреты с внешней, порой кажущейся для них агрессивной среды, не определяются ими как абсолютное «табу», как правило, происходит иначе - запретное должно быть покорено, ибо данный социальный вызов не будет решен18. В дополнение к вышесказанному, стоит добавить понимание К. Манхеймом особой роли и социального статуса молодежи в период проведения различных общественно-политических изменений и возможности максимально комфортного приспособления ее к новым ролям и своему местоположению в обществе19.
Уже сегодня в эпоху глобального финансового кризиса, необходимо развитие новых сопутствующих систем в государственной молодежной политике, которые бы были ориентированы на инновационное проявление своей деятельности, организационное обеспечение молодежных лидеров, всеобщий экономический рост, индивидуальную и групповую социальную мобильность молодых людей. Поэтому конкуренция за молодежь как трудовой ресурс растет в перманентной стадии, соответственно нет причин говорить о том, что такая тенденция на ближайшие годы будет претерпевать изменения. Но здесь могут возникнуть
17 Горшков М.К., Тихонова М.Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. - М.: Институт социологии РАН, 2013. - С.63-64.
18 Гущина Н.А., Щербакова Л.И. Молодежь в воспроизводстве региональных элит: институциональные возможности//Элиты и будущее России: взгляд из регионов. Выпуск первый. Сб. матер. междунар. науч.-прак. конф. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007. - С. 164.
19 Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 445.
■ ^ 2__
| СО/
некоторые сложности, в связи с чем молодых людей, ориенти- . рованных в региональном и субрегиональном пространстве на реализацию основных направлений государственной молодежной политики, могут подстерегать определенные ловушки.
В погоне за инновационным потенциалом сферы молодежной политики, привлечением новых кадров из числа молодых лидеров, уже работающие над эффективными экономико-политическими проектами функционеры и бюрократы, как правило, не желают покидать своих мест и уступать инициативу молодым. Подчиненная им сфера интересов может поглотить наиболее лучшие «молодые» кадры. Огромные отрасли экономики, науки и образования, военной промышленности могут поставить на карту жизнеобеспечения собственный ресурс развития, который идет по экстенсивному пути, таким образом, преградив, путь инновационному развитию. Результатом коллапса станет замедленное кадровое обновление.
Как уже говорилось ранее, малая финансовая обеспеченность кадровых работников сферы государственной молодежной политики не позволяет говорить о качественной заинтересованности молодых людей в работе на «бюрократических» постах в отраслевых министерствах и ведомствах. Необходимо качественное кадровое обновление института государственных и муниципальных служащих, прежде всего, молодыми людьми, обладающих профессиональными компетентностным основами в сфере управления, инновационной экономики, политологии, социологии, юриспруденции, брендирования.
В целом, при исследовании направлений государственной молодежной политики является определение общих и особенных положений основных программ работы Федерального агентства по делам молодежи, так как именно оно является «единственным профильным общенациональным органом государственной власти, деятельность которого сосредоточена на развитии молодых граждан России»20. Росмолодежь должна в сумме своих компетенций использовать потенциал молодых граждан для решения проблем кадрового обеспечения важнейших отраслей экономики государства, в том числе, сферы властно-управленческих отношений. Если государство сегодня озаботится продвижением молодых лидеров рамках собственных направлений молодежной политики, то в скором
20 Миссия Федерального агентства по делам молодежи [Электронный ресурс] URL: http://fadm.gov.ru/about/mission/ (Дата обращения: 03.04.2015 г.). '
Ч>? 1
. времени на смену сегодняшнего властному аппарату придут квалифицированные специалисты, подготовка которых не будет вызывать сомнений со стороны общественности. Однако, система государственной поддержки молодежных лидеров находится в стадии своего развития, что должно позитивно сказаться в будущем на системной работе по обеспечению ресурсами проектных решений от молодых людей.
Список литературы:
1. Гайдук, В.В. Российское Общество Политологов в научно-экспертном формате измерения - 3Б / В.В. Гайдук // Вопросы политологии. - 2013. - № 4 (12).
2. Головко Ю.М. Евразийское пространство как регион социальной мобильности молодежных лидеров // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2014. № 3-4 (8-9). С. 5-12.
3. Головко Ю.М. Развитие государственной политики в разрезе участия региональных молодежных политических элит // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2014. № 4 (27). С. 44-52.
4. Головко Ю.М. Социальные сети в системе функционирования молодежных политических структур // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2014. № 4 (25). С. 42-45.
5. Головко Ю.М. Технологии 2.0: проблемы лоббирования интересов молодежи // Вопросы политологии. 2015. № 1 (17). С. 71-77.
6. Головко Ю.М. Тренды, влияющие на рекрутирование политических молодежных элит в российской политической действительности // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 12 (78). С. 40-45
7. Головко Ю.М. Участие молодежных лидеров в государственной политике в постсоветской России // Вопросы политологии. 2014. № 4 (16). С. 112-119.
8. Горшков М.К., Тихонова М.Е. Социокультурные факторы консолидации российского общества. - М.: Институт социологии РАН, 2013. - С.63-64.
9. Гущина Н.А. Ресурсный потенциал российской молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - 2006. - № 4 - С. 115.
10. Гущина Н.А., Щербакова Л.И. Молодежь в воспроизводстве региональных элит: институциональные возможности//Элиты и будущее России: взгляд из регионов. Выпуск первый. Сб. матер. междунар. науч.-прак. конф. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007.
11. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. М.: Инфра-М, 2011; Козычева Н.Б. Проблемы и задачи стимулирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
12. Лукъянцев А.С. Электронные СМИ и Интернет в реализации политических имиджевых технологий // Наука и современность. - 2014. - №33.
13. Лукъянцев А.С.Влияние социальных сетей на имидж политических лидеров// Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2014. - № 2.
14. Лукъянцев А.С.Трендовые основы формирования имиджа политического лидера в федеративной России // Вестник Башкирского института социальных технологий. - 2014. - №3(24).
15. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 445.
16. Терновая Л.О., Гайдук В.В., Правовые новации и политическое поведение в свете глобального индекса надежды и отчаяния // Евразийский юридический журнал. — 2013. -- № 10 (65). -- С. 176-179.
17. Чупров В.И.,Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.