Правовые проблемы
О. Ю. Кокурина
Государственная наградная система современной России
Кокурина Ольга Юрьевна — кандидат юридических наук (е-таН: kuLuk2011@gmaiL.com).
Аннотация. В статье рассматриваются принципы формирования государственной наградной системы РФ исходя из имманентных категорий демократического правового государства: «личностного достоинства» и «общественной справедливости». Показана взаимосвязь заслуженного поведения и поощрительно-правовой награды. Дано авторское определение института государственных наград. Ключевые слова: государственные награды, государственная наградная система, достоинство личности, заслуга, общественная справедливость, правовые поощрения.
В процессе развития любой социальной общности непременно встаёт вопрос о вознаграждении индивида за социально активный труд и подвиг на благо общества и государства. Постепенно формируется социальная система поощрений, которая взаимно обусловлена мировоззренческой направленностью общества, его морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами и убеждениями. Так, из совокупности поощрений формируется наградная система государства, побуждающая граждан к деяниям на благо общества.
Наградная система современной России, унаследовавшая многие черты наградных институтов Российской империи и советского государства, также продолжает своё формирование и развитие. Сегодня в Российской Федерации награды присуждают не только органы высшей государственной власти, но и отдельные ведомства, общественные организации, частные бизнес-структуры.
Обратимся ко второй статье действующей Конституции РФ, в которой непосредственно выражен всеобщий общеобязательный принцип современного правового государства, своего рода, кантовский категорический импера-
тив1 прав и свобод человека и гражданина: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»2. Принципиальной особенностью Конституции РФ 1993 г. является признание приоритета человека - при взаимной ответственности государства и гражданина. Если основные законы советского времени утверждали приоритет общественных и государственных интересов, подчиняя им права и свободы человека, то новый Основной Закон переносит центр внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, как высшей ценности.
По существу, указанная выше вторая статья конституции утверждает приоритет человеческого достоинства - достоинства личности. По мнению известного русского правоведа П. И. Новгородцева, высказанному более века назад, целью государственной политики является обеспечение достойного человеческого существования3. В свою очередь, сущность человеческого достоинства составляет ценность личности4. Идея достоинства и ценности личности заключает в себе требование уважения человека. При этом должны уважаться его права и свободы не только в государстве, но и в тех социальных коллективах, где он живёт и работает. Причём такое требование должно базироваться на признании коллективами ценности и значимости личности своих членов.
По-видимому, можно говорить и о достоинстве человеческого коллектива; среди таких ассоциаций находятся главные объединения граждан: государство, его регионы, ведомства, общественные и иные организации. Справедливо будет сказать, что чем больше в государстве, его организациях и социальных группах достойных граждан, тем выше достоинство самого государства. Признавая человеческое достоинство в собственных гражданах, государство различает степени этого достоинства у отдельных граждан в зависимости от их заслуг и вклада, который они вносят в обеспечение достоинства своей страны. При этом оно использует такие юридические средства как поощрения - государственные награды, почести, льготы. А. В. Малько даёт своё определение «заслугам» граждан исходя из современного понимания этого понятия: «Заслуга - это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей, либо с достижением им общепризнанного полезного результата, и выступающий основанием для применения поощрения»5. Заслугу можно оценить следующими наиболее характерными свойствами её субъекта6:
1 Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. - М. : Эксмо, 2007.
2 Конституция Российской Федерации. - М. : Известия, 1993.
3 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - М. : Пресса, 1991.
4 Протопопова Т. В. Проблемы правового достоинствоведения. - Красноярск, 2006.
5 Малько А. В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. - 1997. - № 4. -С. 153- 155.
6 Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998. № 3. С.134-147.
а) социально-активное поведение личности, связанное с осуществлением позитивных обязанностей (речь идёт о поступках, не противоречащих юридическим нормам);
б) добросовестное отношение лица к своему долгу (заслуга включает не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта);
в) «сверхисполнение» лицом своих обязанностей, либо достижение им общепризнанного положительного результата;
г) заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как вина является основанием для применения мер наказания за правонарушения. Более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения.
Категория достоинства и признание заслуг личности особенно важны для современного личностно ориентированного гражданского общества, которое, в условиях взрывного развития экономики услуг и постиндустриальной цивилизации, испытывает большую потребность в профессионалах творческого плана.
Вместе с тем — и это впервые в отечественном правоведении отметил член-корреспондент РАН Г. В. Мальцев — не менее важной в современных условиях является и категория справедливости: «существуют социально совместимые индивидуальные, коллективные и групповые интересы, которые дают возможность осуществлять в одном и том же регулятивном акте, решении или действии обширный комплекс интересов»1. Будучи осознанной на правовом уровне и оформленной законодателем в нормативных правовых актах максимальная совместимость этих интересов (индивидуальных и коллективных) и является воплощением принципа общественной справедливости. Более точно, речь идёт, прежде всего, о вертикальной «ретрибутивной справедливости». По мнению Г. В. Мальцева, «если за исходное взять действующее лицо, то имеется в виду соразмерность подвига и награды, трудовых усилий и вознаграждений за труд <...> Ретрибутивные связи могут быть горизонтальными (между равными субъектами) и вертикальными — за подвиг человека награждает государство <...> При этом немаловажно, что ретрибутивные элементы, например, вознаграждения, имеют дистрибутивный эффект, увеличивая сумму получений индивида в системе распределения, улучшая его статус в этой системе»2. Реализация в обществе принципов ретрибути-визма означает, наряду со справедливыми наказаниями за причинённое зло, также и торжество «справедливости вознаграждения», формул обращения
1 Мальцев Г. В. Социальные основания права. — М. : Норма, 2007. — С. 287.
2 Мальцев Г. В. Справедливость возмездия и воздаяния: ретрибутивный подход // Человек и право в контексте российской действительности. М: Изд-во РАГС, 2010. — С. 726.
с людьми типа «воздай каждому за доброе дело добром по мере его добра»1. Известный учёный-правовед подчёркивает, что «идея справедливости, выраженная в праве, связана с необходимостью, возможно более точно определить получения и вклады действующего субъекта в общественную систему, индивидуализировать его статус, чётко связать вознаграждения с его заслугами в добром деле...»2.
Теория ретрибутивной справедливости опирается также на идеи знаменитого русского мыслителя Питирима Сорокина, который утверждал, что «принцип возмездности есть общий закон социальной жизни», действие которого направлено на удержание общественного равновесия3. Мы, в свою очередь, полагаем, что принцип возмездности деяния отвечает необходимым условиям самоорганизации в природе и обществе4 и сообразуется всеобщему общесистемному принципу Ле Шателье-Брауна: «Любое изменение состояния системы, вызванное как внешними, так и внутренними причинами, порождает в системе процессы, направленные на компенсацию этого изменения»5. На современном этапе эволюции общественных отношений прямое обращение к основополагающим фундаментальным категориям «личностного достоинства» и «общественной справедливости», взаимодействующим и дополняющим друг друга в процессе реализации поощрительной политики, представляется особенно актуальным.
Для правового поощрения необходимы лишь определённые формы одобрения - юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависящими от степени заслуг. Поощрение взаимовыгодно как для общества, так и для субъекта, его осуществляющего, оно сочетает различные интересы, тем самым способствуя благоприятным последствиям. Поощрение является, как правило, наиболее действенным юридическим стимулом. Вместе с тем оно играет и определённую ограничивающую роль, что создаёт полезный дополнительный эффект. Например, премия, почётное звание, награда - не только побуждают человека к высококачественному и производительному труду посредством заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживают (позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения. В настоящее время в РФ существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. В их числе нормы конституционного, административного, трудового, уголовного, исполнительно-трудового и других отраслей права.
1 Там же.
2 Там же.
3 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М. , 1992. - С. 104.
4 См.: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М. , 1994.
5 Принцип Ле-Шателье-Брауна // URL: http://www.wikiznanie.ru.
Заметим, что поощрение — более широкое понятие, чем награда. Под наградами, в первую очередь, понимаются поощрения, которые применяются от имени государства, — государственные награды. Кроме них к поощрениям относят награды министерств и ведомств, региональных органов власти, общественных и международных организаций. Отсюда большое значение для стимулирования социально-экономической активности граждан на современном этапе развития России приобретают юридические нормы наградного института российской государственности.
Эффективно функционирующая наградная система является неотъемлемым компонентом успешно развивающегося современного государства. А.Л.Демин считает, что «одним из рычагов, способных ... формировать новые социальные ориентиры, имеющие государственную и общественную значимость, является создание сбалансированной наградной системы государства»1.
Заслуживает внимания предложенная в монографии А. И. Гончарова трактовка понятия государственной наградной системы2, в развитие и уточнение которой нами предлагается следующее авторское определение: «Государственная наградная система является относительно устойчивым комплексом связанных иерархическими уровнями и отношениями государственных и иных наград, образующих целостную конституционно-правовую структуру, представляющую собой один из эффективных механизмов управления, предназначенный для признания заслуг перед государством и для содействия мотивации и стимулирования правомерной социально значимой активности, мобилизации и объединения усилий граждан, социальных групп и всего общества на выполнение приоритетных задач государства».
В современных условиях награды РФ, входящие в наградную систему государства, подразделяются на две группы — основную и достаточно развившуюся в последние десятилетия вспомогательную:
а) собственно государственные награды (федеральные, региональные);
б) иные награды, примыкающие к государственным наградам в качестве вспомогательных подсистем (ведомственные, профессиональные, отраслевые, общественные, конфессиональные и др.).
Существующую наградную систему составляют:
а) государственные награды РФ (ордена, знаки отличия, медали, почётные звания), учреждённые или установленные федеральными законами и указами главы государства3;
1 Демин А. Л. Наградная система государства как компонент политической культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М. , 2003. — С. 3.
2 Гончаров А. И. Наградная система Российской Федерации. — М. : Посев, 2010. — С. 67.
3 Перечень государственных наград и правовое регулирование наградных отношений в РФ определяется Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2010 г. за № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (в ред.
б) государственные награды субъектов РФ (медали, знаки, почётные звания), учреждённые законами субъектов РФ, правовыми актами органов высшей исполнительной и законодательной власти регионов;
в) федеральные ведомственные награды, учреждённые правовыми актами Председателя Правительства РФ, министерств и ведомств, руководителями структурных подразделений министерств и ведомств;
г) региональные ведомственные награды, учреждённые правовыми актами органов государственной власти регионов РФ;
д) муниципальные награды, учреждённые правовыми актами глав администрации местного самоуправления, представительного органа муниципального образования;
е) наградные юбилейные и памятные медали, знаки, значки, почётные звания, почётные грамоты, учреждённые решениями общественных, ветеранских, религиозных и иных организаций, трудовых коллективов.
Список литературы
1. Гончаров А. И. Наградная система Российской Федерации. М. : Посев, 2010.
2. Мальцев Г. В. Справедливость возмездия и воздаяния: ретрибутивный подход // Человек
и право в контексте российской действительности. М: Изд-во РАГС, 2010.
3. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М. : Пресса, 1991.
4. Протопопова Т. В. Проблемы правового достоинствоведения. Красноярск, 2006.
5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. , 1992.
© Кокурина О. Ю., 2012
Указов Президента РФ от 16.12.2011, №1631, от 16.03.2012, №308, от 03.05.2012, №573). - См.: Российская газета. - 2010. - № 5286.