Научная статья на тему 'Региональные награды в наградном институте Российской Федерации'

Региональные награды в наградном институте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

2024
175
Поделиться
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАГРАД / НАГРАДНАЯ СИСТЕМА РФ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ / СТАТУС НАГРАД / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кокурина Ольга Юрьевна

В статье анализируются понятия «наградная система» и «государственная награда». Государственные награды РФ и субъектов РФ рассматриваются как конституционно-правовые предметы ведения, соответственно, федерального и регионального уровня. Дана классификация наград, входящих в наградной институт Российской Федерации. Определены виды и статус наград субъектов РФ. В качестве примера, рассмотрены наградные системы регионов Центрального Федерального округа.

Текст научной работы на тему «Региональные награды в наградном институте Российской Федерации»

Кокурина Ольга Юрьевна, кандидат юридических наук.

Региональные награды в наградном институте Российской Федерации

Важную роль в реализации государственных интересов Российской Федерации играет государственно-поощрительная политика. Являясь эффективным правовым средством повышения социальной активности граждан и организаций, наградные инструменты нашли свое место не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов РФ. Однако, наградное дело современной России требует дальнейшего совершенствования и развития. В двухуровневой наградной структуре РФ, включающей федеральный и региональный элементы, остается ряд проблем правового регулирования на федеральном уровне, а наградное законодательство субъектов РФ в настоящее время еще не в полной мере упорядочено и согласуется с общероссийской компонентой. В нормативных правовых акты по учреждению и регулированию наград субъектов РФ проявляется определенная бессистемность при выборе форм и видов региональных наград, часто игнорируются отечественные наградные традиции, недостаточно разработаны процессуальные вопросы наградного производства. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации"1 характеризует начало нового этапа в развитии федеральной наградной системы, и может послужить отправной точкой для совершенствования наградного дела в регионах, устранения недостатков в действующем наградном законодательстве субъектов РФ.

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

1. Понятия «наградной системы» и «государственной награды» Российской Федерации в юридической науке

Понятие - «наградная система» часто используется в отечественной юридической науке, однако содержание этого понятие, и его определение к настоящему времени не устоялись2. Во многих работах, под наградной

~ 3

системой понимается сам перечень или система действующих наград . Зачастую, исследователи включают в наградную систему также и процедуры наградного производства4. Содержательное наполнение понятия «наградной системы» у некоторых авторов, помимо самих наград, включает наградные принципы, субъектов наградного дела и наградное производство5. Другие исследователи наградной науки идут еще дальше. Так А.В. Деднев рассматривает наградную систему РФ в качестве социального феномена, и дает ей следующее определение: «Наградная система России - знаковосимволическая форма социальных отношений между государством, обществом, социальными группами и личностью, отражающаяся е исторически обусловленной и развивающейся социально значимой совокупности поощрении (действующей и форме традиции или законодательно закрепленной), выражающая характер развития общества, его мировоззрение, идеалы, духовно-нравственные качества, отношения, мотивации, предпочтения, ценностные и целевые ориентации»6. При этом, под наградной системой автор понимает сложно-структурированный объект, включающий взаимосвязанные компоненты, в том числе:

- субъекты наградной системы (учредители той или иной награды, т.е. те, кто имеет право награждать и поощрять: могут

2 Трофимов Е.В. Соотношение наградной системы и наградного дела / Фундаментальные исследования, 2009, №1. С.104.

3 Награды новой России / Сост. В.С. Григорьев. СПб. 1997. С.15.

4Трофимов Е.В. Соотношение наградной системы и наградного дела / Фундаментальные исследования, 2009, №1. С.104.

Белоцеркович Д.В., Полянский И.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно-правовое регулирование). Хабаровск, 2007. С.32.

5 Белоцеркович Д.В., Полянский И.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно-правовое регулирование). Хабаровск, 2007. С.32.

6 Деднев А.В. Наградная система России как социальный феномен // автореф. дис. канд. философ. наук. М., 2008.

быть коллективными и индивидуальными);

- объекты наградной системы (т .е, те, кто награждается, и также могут быть коллективными и индивидуальными);

- средства поощрения, собственно, государственные награды (то, чем награждают: ордена, медали, почечные знания, знаки, благодарности и др.);

- способы поощрения (ритуально организованная, торжественная форма вручения наград);

- наградной ресурс (совокупность материальных и финансовых средств, обеспечивающая производство наград, реализацию наградного ритуала и определенный социальный статус награжденных). Этот элемент можно назвать материально-финансовой и технологической базой наградной

7

системы .

Рассматривая государственные награды современной России с позиции конституционно-правового регулирования, В.М. Дуэль понимает под ними целостную систему, основными видами которой являются федеральные и региональные награды8. Ей отмечается, что указанные виды наград не дублируют, а дополняют друг друга, обладая различной степенью значимости. В свою очередь, один из первых отечественных исследователей института государственных наград, подразделяет федеральные государственные награды на награды общефедеральные и ведомственные, а региональные награды - на награды, учреждаемые представительными (законодательными) органами субъектов РФ, и учреждаемые должностными лицами этих субъектов Федерации. Предложенная В.М. Дуэль классификация государственных наград РФ представлена в Таблице 1.

О.Н. Розанов отмечает, что в современных государственных наградных системах награды подразделяются на две группы - основную и вспомогательную, т.е. собственно государственные награды, а также примыкающие к ним вспомогательные подсистемы, к которым он относит

7 Там же.

8 Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве (проблемы теории и практики) // автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

ведомственные, профессиональные, отраслевые, региональные, общественные, конфессиональные и другие награды. Он пишет, что основу современных наградных систем составляют официальные государственные награды, обладающие соответствующим юридическим статусом, которые являются главным политико-идеологическим инструментарием власти. При этом, им отмечается, что необходимость наличия в определенных масштабах упомянутых вспомогательных систем не вызывает сомнений, ибо при их удачном формировании позволяет сделать общую систему поощрений населения более гибкой и многообразной9.

Е.В. Трофимов, с позиций государственно-правового регулирования, понимает под институтом государственных наград совокупность правовых норм различных отраслей права, регулирующих общественные отношения по установлению и применению государственных наград. Им дается определение «государственной награды, как высшей формы поощрения, нормативно установленной или признанной в соответствующем статусе Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и применяемой от их имени в качестве официального признания значительных публичных заслуг лица перед государством и обществом»10. В своей диссертации «Правовое регулирование государственных наград в Российской Федерации» Е.В. Трофимов отмечает «хаотичность правового регулирования в указанной сфере, что приводит к серьезной путанице в системе государственных наград в РФ»11. Автор предлагает рассматривать наградную систему как широкое государственно-правовое явление с собственными подсистемами. По его мнению, в соответствии с федеративной природой Российского государства, государственные награды Российской Федерации устанавливаются федеральными органами государственной власти и являются предметом ведения Российской Федерации, а государственные награды субъектов

9 Розанов О.Н. Наградные системы в политике и идеологии стран Северо-Восточной Азии // автореф. дис. ... докт.. истор. наук. М., 2010.

10 Трофимов Е.В. Понятие и правовое значение государственных наград // Современное право. -2006, №7. С.52-58.

11 Трофимов Е.В. Правовое регулирование государственных наград в Российской Федерации // автореф. дис. ... кнад. юрид. наук. М., 2006.

Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и являются предметом ведения субъектов Российской Федерации.

Д.В. Белоцеркович считает, что правовое регулирование системы

государственных наград субъектов РФ и порядка их применения относится к

12

полномочиям органов государственной власти субъектов РФ . Выполненный автором анализ показал, что наградные системы субъектов РФ сформировались по нескольким основным типам: по составу награждающих субъектов, по степени разграничения правотворческих и правоприменительных функций в области наградного дела, по степени разнообразия форм и видов государственных наград, типам организации системы наградного

законодательства, как отражено в Таблице 2.

В.А. Винокуров относит региональные награды к системе наград государства, под которыми понимается «установленная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации форма государственного поощрения физических лиц и коллективов за заслуги перед государством (Российской

13

Федерацией и субъектами Российской Федерации)» . Исходя из такого определения, автор разделяет награды государства на две группы:

1) государственные награды Российской Федерации и государственные награды субъектов Российской Федерации;

2) иные награды государства, то есть награды, учрежденные федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации.

2. Государственные награды как предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ

Проведенный выше краткий анализ показывает, что хотя

12 Белоцеркович Д.В. Административно-правовое регулирование государственных наград субъектов Российской Федерации // автореф. дис. ... кнад. юрид. наук. М., 2007.

13 Винокуров В.А. Право на награду от государства // Юридическая мысль. -СПб, 2007.

конституционно-правовое понятие «государственная награда» установлено Конституцией Российской Федерации (пункт «с» статьи 71, пункт «б» статьи 89)14, однако его содержание полностью не раскрыто и наполнение указанного понятия осуществляется путем привязки к нему определенных форм и видов поощрений. Согласно Конституции РФ, государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении РФ (пункт «с» статьи 71 главы 3 «Федеративное устройство»). Исходя из Конституции, Президент Российской Федерации награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ (пункт «б» статьи 89 главы 4 «Президент Российской Федерации»). Федерального закона о государственных наградах в законодательстве РФ нет, эта сфера регламентируются, главным образом, Положением о государственных наградах Российской Федерации15. В соответствии с этим Положением, Президент РФ издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении государственных наград Российской Федерации. Государственные награды РФ - это высшая форма поощрения за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги. Общая система наград складывается с учетом федеративного устройства Российского государства и является двухуровневой, причем старшинство в иерархии принадлежит государственным наградам Российской Федерации. В ведении Российской Федерации находятся государственные награды и почетные звания РФ. О государственных наградах субъектов РФ, как предмете ведения, Конституция РФ не упоминает, из чего можно сделать заключение о принадлежности государственных наград субъектов РФ к предметам их собственного ведения. Данное положение находит закрепление в конституциях (уставах) и текущем законодательстве субъектов РФ. Например, Устав Калужской области прямо относит к предметам ведения субъекта РФ награды и почетные звания

14 Конституция Российской Федерации.

15 Положение о государственных наградах Российской Федерации.

Калужской области (пункт «л» статьи 6.6. главы II «Предметы ведения Калужской области»)16. Устав Белгородской области также относит к ведению области государственные награды и почетные звания Белгородской области (пункт «м» статьи 6.3. Главы 1 «Статус Белгородской области»)17. Компетенциями по учреждению государственных и иных наград области, принятию решений о награждении и выполнению других процедур наградного производства, могут быть наделены различные органы власти региона. Так Устав (Основной закон) Орловской области наделяет губернатора полномочиями по учреждению наград области и наград губернатора области,

определяет условия и порядок награждения ими (пункт «17» статьи 67 главы 7

18

«Губернатор Орловской области») . Губернатор-руководитель администрации Тульской области награждает наградами области, присваивает почетные звания области, представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий РФ (пункт «15» статьи «30» главы IV «Исполнительная власть области» Устава (Основного закона) Тульской области. Можно утверждать, что как предмет ведения субъекта РФ, регулирование региональных государственных наград носит конституционноправовой характер. Правовой институт региональных государственных наград представляет собой совокупность конституционно-правовых норм субъектов РФ, регулирующих общественные отношения по учреждению, установлению и применению наградных инструментов в субъекте РФ.

3. Классификация наград Российской Федерации и правовой статус региональных наград Результаты исследований наградной системы Российской Федерации, представленные в предыдущем разделе, показывают существующую неоднозначность используемых понятий и терминов, и необходимость их дальнейшего уточнения и классификации. Прежде всего, это касается понятия

16 Устав Калужской области. Утвержден Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 27 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями).

17 Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. N 108 "Устав Белгородской области". Принят областной Думой 24 декабря 2003 г. (с изменениями и дополнениями).

18 Устав (Основной Закон) Орловской области. Принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 г. (с изменениями и дополнениями).

«государственная награда» в федеральном наградном законодательстве и законодательствах субъектов Российской Федерации. Заметим, что Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (пункт 2) однозначно определил объем понятия «государственная награда Российской Федерации», посредством остенсивного перечисления входящих в него правовых поощрений «государственной наградной системы Российской Федерации. Следует отметить, что к государственным наградам не отнесены (пункт 3 Указа №1099) - «... награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями». Тем самым, государственные награды разграничены с наградами государственных органов и ведомств. Действительно, существенными факторами для такого разделения служит уровень оценки заслуг награждаемого лица, ранг награждающего субъекта, субъекта - учредителя награды, и субъекта, осуществляющего правовое регулирование отношений по поводу наград. Так, учреждение и правовое регулирование государственных наград РФ требует участия высшего органа государственной власти - Президента страны, в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, реализующего верховную власть многонационального народа России, и от его имени. Г осударственная награда субъекта РФ учреждается и регулируется высшими органами государственной власти субъекта РФ, выражая волю части народа РФ, проживающего на территории данного субъекта. К таким наградам относится, например, звание «Почетный гражданин Белгородской области», учрежденное областным законом19. Государственные награды учреждаются в целях поощрения заслуг, которые обоснованно предполагают более высокую оценку со стороны общества и государства, в сравнении с другими наградами. В то же время, не

19 Закон Белгородской области «О почетных званиях и наградах Белгородской области» от 16 октября 1995 г., №29 (с изменениями и дополнениями).

являющаяся государственной, президентская награда, например, премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, и соответствующее почетное звание лауреата, присуждаются Президентом РФ от своего имени, в рамках реализации собственных полномочий и компетенций20. Эта премия, соответственно, имеет более узкую сферу применения и является оценкой заслуг молодых специалистов по созданию образцов новой техники и прогрессивных технологий. Аналогично, звание «Почетный архитектор Ивановской области», утвержденное постановлением Правительства области, является не государственной наградой этого субъекта РФ, а ведомственным поощрением работающих в Ивановской области специалистов архитектурного дела, за профессиональные заслуги и достижения в этой сфере деятельности.

С учетом такого подхода к разграничению государственных и иных наград Российской Федерации и субъектов РФ, нами предложена авторская классификация наград, входящих в наградную систему Российской Федерации, представленная в Таблице 4.

По нашему мнению, на основе разработанной классификации может быть проанализировано действующее законодательство субъектов РФ, как с точки зрения выявления характеристик его элементов (объект, субъект, содержание), структуры конституционно-правовых отношений в сфере государственных и иных наград, так и устранения недостатков и совершенствования правового регулирования региональных наград и наградного производства субъектов РФ.

В качестве примера, в Таблице 5 представлены результаты предварительного анализа региональных наград областей Центрального Федерального округа, классифицированные на основе предложенных нами факторов разграничения.

Литература

Белоцеркович Д.В. Административно-правовое регулирование государственных наград субъектов Российской Федерации // автореф. дис. ... кнад. юрид. наук. М., 2007.

20 Положение о премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых.

Белоцеркович Д.В., Полянский И.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно-правовое регулирование). Хабаровск, 2007.

Винокуров В.А. Право на награду от государства // Юридическая мысль. -СПб, 2007.

Деднев А.В. Наградная система России как социальный феномен // автореф. дис. канд. философ. наук. М., 2008.

Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве (проблемы теории и практики) // автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. N 108 "Устав Белгородской области". Принят областной Думой 24 декабря 2003 г. (с изменениями и дополнениями).

Закон Белгородской области «О почетных званиях и наградах Белгородской области» от 16 октября 1995 г., №29 (с изменениями и дополнениями). Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Российская газета, №4831, 21 января 2009 г.

Награды новой России / Сост. В.С. Григорьев. СПб. 1997.

Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., №1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

Положение о премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2008г. №1144 «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных».

Розанов О.Н. Наградные системы в политике и идеологии стран СевероВосточной Азии // автореф. дис. ... докт. истор. наук. М., 2010.

Трофимов Е.В. Понятие и правовое значение государственных наград // Современное право. -2006, №7. С.52-58.

Трофимов Е.В. Правовое регулирование государственных наград в Российской Федерации // автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.

Трофимов Е.В. Соотношение наградной системы и наградного дела / Фундаментальные исследования, 2009, №1.

Устав Калужской области. Утвержден Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 27 марта 1996 г. (с изменениями и

дополнениями).

Устав (Основной Закон) Орловской области. Принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 г. (с изменениями и дополнениями).

Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., №1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации". М. Российская газета. №207, 2010.