Научная статья на тему 'Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений'

Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2236
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ / УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕСТВОМ / ТЕЗАУРУСНАЯ ТЕОРИЯ МОЛОДЕЖИ / ТЕЗАУРУСНАЯ ТЕОРИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YOUTH / INNOVATIVE POTENTIAL / STATE YOUTH POLICY / YOUTH PARTICIPATION IN THE GOVERNMENT OF STATE / YOUTH PARTICIPATION IN THE GOVERNMENT OF SOCIETY / THE THESAURUS THEORY OF YOUTH / THE THESAURUS THEORY OF YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич, Погорский Эдуард Константинович, Тихомиров Дмитрий Андреевич

Представляемый в статье исследовательский проект продолжает традицию комплексного анализа принятых и готовящихся концепций и управленческих решений в области государственной молодежной политики с учетом изменений в общественной жизни России и утверждения руководством страны инновационного курса развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Youth Policy: The Russian and World's Practice of the Realization of New Generations' Innovative Potential

The research project presented in the article maintains the tradition of complex analysis of enacted and under development conceptions and managerial decisions in the sphere of state youth policy taking into account the changes in the social life of Russia and the statement of innovative development direction by the leaders of the country.

Текст научной работы на тему «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений»

2011 - №4________________________________231

АНАЛИТИКА И НАУЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений*

Вал. А. Луков, Э. К. Погорский, Д. А. Тихомиров (Московский гуманитарный университет)**

Представляемый в статье исследовательский проект продолжает традицию комплексного анализа принятых и готовящихся концепций и управленческих решений в области государственной молодежной политики с учетом изменений в общественной жизни России и утверждения руководством страны инновационного курса развития.

Ключевые слова: молодежь, инновационный потенциал, государственная молодежная политика, участие молодежи в управлении государством, участие молодежи в управлении обществом, тезаурусная теория молодежи, тезаурусная теория молодежной политики.

В Московском гуманитарном университете начата работа над научным проектом «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений». В проекте, осуществляемом под руководством Вал. А. Лукова, участвуют молодые ученые, исследования которых в тех или иных аспектах связаны с изучением

молодежной проблематики. В состав участников — основных исполнителей проекта вошли В. А. Гневашева, С. В. Луков, С. С. Шу-гальский, О. О. Намлинская, Э. К. Погорский, Д. А. Тихомиров, К. И. Фальковская, В. В. Цогоев и др.

Важнейшим основанием для того, чтобы избрать такую тему для разработки, явилось то, что Московский гуманитарный универси-

* Статья подготовлена в рамках научного проекта, осуществляемого при поддержке РГНФ (№ 11-33-00229а1).

** Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, проректор по научной и издательской работе — директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Русского отделения Международной академии наук (IAS, Инсбрук). Тел.: +7 (499) 374-70-20. Эл. адрес: v-lukov@list.ru

Погорский Эдуард Константинович — аспирант Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: pogorsky@yandex.ru

Тихомиров Дмитрий Андреевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: dat1983@yandex.ru

тет имеет признанную в мире научную школу молодежных исследований, сформировавшуюся на протяжении 40 лет и оформившуюся на базе оригинальной научной концепции в конце 1980-2000-х годов. Лидером этой научной школы является И. М. Ильинский, возглавлявший в 1984-1994 гг. Научно-исследовательский центр при ВКШ, а затем при Институте молодежи и выдвинувший гуманистическую концепцию молодежи и молодежной политики, которая легла в основу законопроекта «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (принят в 1991 г.). Концепция Ильинского нашла отражение в ряде его публикаций (Ильинский, 2005, 2011). Опираясь на эту концепцию, многочисленные авторы, включая и работающих в МосГУ исследователей, развивали как теоретические основания изучения молодежи, так и направленные на практическое применение положения молодежной политики (Ковалева, 2004; Аг-ранат, 2010; Рожнов, 2006; Глазунов, 2007 и др.). Для осмысления процесса становления молодежной политики в России большое значение имеет собрание документальных материалов и данных исследований, опубликованное в двух томах в 2008 г. (Закон о молодежи, 2008).

С учетом сказанного возникает вопрос о том, почему при наличии столь крупных исследовательских проектов прошлых лет нужны новые усилия по научному осмыслению государственной молодежной политики, выполняемые молодыми учеными МосГУ. Кроме естественной смены поколений исследователей и передачи новому поколению эстафеты научной школы, имеются и важные обстоятельства, диктуемые реальностями российского общества и реальностями общемировых социальных процессов, меняющими в известной мере подходы к тому, какой должна быть по своим фундаментальным основаниям молодежная политика в наше время и какими средствами могут достигаться ее приоритетные задачи, особенно связанные с вовлечением молодежи в управление делами государства и общества.

В этой связи следует обратить внимание на то, что сама идея государственной молодежной политики со временем менялась, отражая тот или иной этап общественного развития в стране и мире. Концептуализация государственной молодежной политики, имея ярко выраженное практическое назначение, тем не менее с самого начала велась как составная часть собственно научного дискурса. В 1966, 1977, 1987-1991 гг. работали несколько групп ученых над формированием концепций молодежной политики в связи с подготовкой «закона о молодежи», анализируя и используя, среди прочего, опыт ряда зарубежных стран с различными моделями молодежной политики (либеральная модель США, социал-демократическая модель ФРГ и Скандинавских стран и т. д.). Если в странах Запада такая работа велась преимущественно в рамках прикладных разработок, то в странах социализма, напротив, она рассматривалась как ведущее направление молодежных исследований, ее осуществляли общенациональные институты молодежи, созданные при государственных органах (ГДР, Польша) или при ЦК единых союзов молодежи (Болгария, Румыния, СССР, Чехословакия), и возглавляли ведущие ученые — М. Бальцерек, И. М. Ильинский, М. Карват, В. Миляновский, П.-Э. Ми-тев, А. Райчев, В. Фридрих и др. Некоторые их этих концепций существенно продвинули вперед социологию молодежи (концепция самореализации молодежи, теория социальной субъектности молодежи и др.). Пересмотр основ молодежной политики также сопровождался серьезной теоретической разработкой. Так, в конце 1980-х — начале 1990-х годов в России работали две альтернативные группы исследователей, формировавшие теоретические концепции государственной молодежной политики (одна — во главе с И. М. Ильинским, другая — во главе с В. Т. Лисовским). В новейших условиях подходы к реформированию государственной молодежной политики также сопровождаются теоретическими и эмпирическими исследованиями, в которые вовлечены уче-

ные РАН, РАО, ведущих университетов страны, ведомственных научных организаций (М. К. Горшков, Ю. А. Зубок, А. А. Козлов, Е. Л. Омельченко, Ф. Э. Шереги, В. И. Чуп-ров и др.). Представители научной школы социологии молодежи и молодежной политики, сложившейся в Московском гуманитарном университете (И. М. Ильинский, Вал. А. Луков и др.), участвуют в подготовке важнейших документов в области молодежной политики, включая и их концептуальное обоснование (обоснование проектов федеральных законов в этой области, принятых в 1995, 1998 гг., ряда региональных законов 1990-2000-х годов, подготовка материалов к заседанию Госсовета РФ по проблемам молодежи и молодежной политики в 2009 г. и др.).

В теоретико-методологическом ключе разработки по общим основаниям государственной молодежной политики реализуют важные идеи и положения системного, исторического, сравнительного подходов, а в последние годы и тезаурусного подхода. В мировой практике аналоги постановки проблем государственной молодежной политики в ключе научных исследований строятся на пересечении социологии молодежи, теории государственного и муниципального управления, урбанистики (П. Балкански, Л. Розенмайр, Ш. Эйзенштадт и др.). Авторы работ по проблемам государственной молодежной политики хотя и обращаются к такому ее аспекту, как реализация в обществе инновационного потенциала новых поколений, но или растворяют его в более общей проблематике участия молодежи («участие» здесь выступает как специфический термин), что характерно для позиции экспертов ООН и ее организаций (Молодежь в России, 2010), или слишком полагаются на это свойство молодежи, не считаясь с условиями его проявления (Першуткин, 2009 и др.). Следует обратить также внимание на то, что современное состояние исследований по проблемам успешной социализации и эффективной самореализации молодежи недостаточно развито, что требу-

ет научного сопровождения данной проблемы в режиме мониторинга, в том числе и с участием молодых исследователей, оценки которых в данном случае выступают как факт гуманитарной экспертизы принимаемых управленческих решений и осуществляемых социальных проектов.

Представляемый исследовательский проект продолжает традицию комплексного анализа принятых и готовящихся концепций и управленческих решений в рассматриваемой области в сопоставлении с обширными данными о положении молодежи, ее ценностных ориентациях, общественных ожиданиях. Изучается мировая и отечественная практика разработки и осуществления государственной молодежной политики, в итоге чего ведется обобщение тенденций ее развития, смены концепций, эффективности реализации. Особое внимание в проекте уделяется возможностям реализации молодежью своего инновационного потенциала.

Коллектив молодых исследователей в рамках проекта определил круг проблем, с которыми сталкивается общество на индустриальном и постиндустриальном этапах своего развития, когда молодежь приобретает черты специфической социальной группы с автономными системами коммуникации, взаимодействия и самореализации. Наличие таких проблем стало заметно в начале XX в. в немалой степени в связи с бурными процессами становления политических молодежных движений, но лишь после «студенческих бунтов» 1960-х годов привело к формированию особого направления государственной деятельности, каковым стала государственная молодежная политика. Это явление общемировое, осмысленное как особо значимое как на национальном (системы молодежной политики, законодательства о молодежи в Германии, Швеции, Италии, США и десятках других стран), так и на межправительственном уровнях (Год молодежи, объявленный ООН в 1985 г., и др.). Тем не менее подходы к концепции государственной молодежной политики, лежащие

в основе деятельности органов государственной власти и применяемых правовых норм, существенно различаются даже между странами с близкой культурой и сходным уровнем социально-экономического развития. В социологическом аспекте это обстоятельство отражает неоднозначность решения фундаментальной проблемы управляемости общества на основе перераспределения ресурсов развития его отдельных сегментов. Сегодня существует дилемма сохранения общества как целого на основе поддержания культурных образцов и инновационного развития общества, разрушающего эти образцы. Проблематизации подвергается диалектический процесс преемственности и смены поколений. Это не может не менять акценты в концепции государственной молодежной политики, а возможно, не только акценты. Общественная практика здесь опережает принимаемые на государственном уровне меры и этим ведет к быстрому устареванию разрабатываемых доктрин.

В России формирование целостной концепции государственной молодежной политики приходится на период 1987-1991 гг., когда шла разработка закона о молодежи. В 1993 г. с принятием Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации эта концепция стала работать в новых исторических условиях. В начале 2000-х годов возникла потребность в пересмотре концепции, и в 2009 г. эти вопросы были специально обсуждены на заседании Государственного совета РФ. Этот последний период наглядно показал, что новые группы разработчиков концептуальных решений в данной сфере (политиков, ученых, практиков сферы работы с молодежью) нуждаются в научно-информационном обеспечении, поскольку систематического сбора и обработки научной информации по вопросам молодежной политики не ведется с конца 1990-х годов. Таким образом, сформировалась основная задача данного научного проекта — осмысление концептуальных оснований и практики осуществления государственной молодежной политики,

тенденций ее развития в России и мире в аспекте реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений. Эта работа предусматривает анализ обширной базы российских и зарубежных источников и литературы, документов международных организаций, исследовательских данных; она отвечает потребностям непосредственных участников продолжающейся активной работы над концептуальным обоснованием государственной молодежной политики (а эта работа в настоящее время ведется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях).

Концепция проекта в научном плане обосновывает систематизацию многообразной документации и материалов по теме проекта на базе тезаурусного подхода, что позволяет от разрозненного сбора данных, в той или иной мере относящихся к молодежной проблематике, перейти к работе с выделенными группами источников. В этой связи следует заметить, что применение методологического тезаурусного подхода создает дополнительные возможности по осмыслению проблем государственной молодежной политики и инновационных свойств молодежи. Назначение понятия «тезаурус» в понятийной системе науки выявляется тогда, когда необходимо отразить полноту некоторого знания (информации), существенного для некого субъекта по какому-либо основанию. Здесь сочетаются две важнейшие характеристики понятия: первая оставляет в тени, на периферии мыслительного акта измеряемые признаки информации (объем, мера) и обозначает лишь то, что информация полна, т. е. по каким-то соображениям признана достаточной для каких-то целей. Полнота, таким образом, является здесь не количественной, а качественной характеристикой. Вторая характеристика находится в зоне ценностей и ценностных ориентаций. Существенность того знания, которое составляет тезаурус, предопределена субъектом — его целями, потребностями, интересами, установками. Систематизация данных в тезаурусе строится не от общего к частно-

му, а от своего к чужому. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (Луков Вал., Луков Вл., 2008). Этот методологический ключ особенно продуктивен при изучении иновационности в ее общественном значении. Соответственно, и анализ процессов в государственной молодежной политике учитывает данное обстоятельство.

В целом надо признать: Россия находится на пути к информационному обществу, системные характеристики которого, равно как и особенности положения в нем молодежи, существенно отличаются от общества индустриального типа. Развитие сетевых отношений в молодежной среде блокирует иерархические импульсы в эту среду, идущие от системы власти. Проблема преемственности и смены поколений в этих условиях также меняет свои очертания, и реализация в обществе инновационного потенциала новых поколений выдвигается на передний план. Мировые тенденции, особенно в странах, оказавшихся в авангарде движения к информационному обществу, показывают обоснованность учета этого фактора в государственной деятельности, в действиях структур гражданского общества. Собственно, этим предмет государственной молодежной политики расширяется: это все в большей мере общая политика, от которой зависит благосостояние, спокойствие, исторический оптимизм всего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агранат, Д. Л. (2010) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Глазунов, И. В. (2007) Региональные особенности институционализации государственной молодежной политики в современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.

Закон о молодежи (2008) : Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России : в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский, Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5-17.

Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139-143.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса.

Молодежь в России (2010) : Обзор литературы / подгот. Яэль Охана. М. URL: http:// www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/youth_i n_Russia_Executive_Summary_rus.pdf (дата обращения: 13.09.2011).

Першуткин, С. Н. (2009) Государство и молодежь. М. : Изд-во РАГС.

Рожнов, О. А. (2006) Управление молодежной политикой в современной России : авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. М.

STATE YOUTH POLICY: THE RUSSIAN AND WORLD’S PRACTICE OF THE REALIZATION OF NEW GENERATIONS’ INNOVATIVE POTENTIAL Val. A. Lukov, E. K. Pogorsky, D. A. Tikhomirov (Moscow University for the Humanities)

The research project presented in the article maintains the tradition of complex analysis of enacted and under development conceptions and managerial decisions in the sphere of state youth policy taking into account the changes in the social life of Russia and the statement of innovative development direction by the leaders of the country.

Keywords: youth, innovative potential, state youth policy, youth participation in the government of state, youth participation in the government of society, the thesaurus theory ofyouth, the thesaurus theory of youth policy.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Agranat, D. L. (2010) Sotsializatsiia lichnosti v voenizirovannykh organizatsiiakh: problemy normy i otkloneniia : monografiia. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Glazunov, I. V. (2007) Regional’nye osoben-nosti institutsionalizatsii gosudarstvennoi molo-

dezhnoi politiki v sovremennoi Rossii : avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. M.

Zakon o molodezhi (2008) : Dokumenty i ma-terialy po istorii stanovleniia gosudarstvennoi mo-lodezhnoi politiki v Rossii : v 2 t. / sost. i avt. vstup. st. I. M. Il’inskii, Val. A. Lukov. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Il’inskii, I. M. (2005) Molodezh’ kak budush-chee Rossii v kategoriiakh voiny // Znanie. Poni-manie. Umenie. № 3. S. 5-17.

Il’inskii, I. M. (2011) Proshloe v Nastoiash-chem. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 139-143.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezau-rusy: Sub»ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional’nogo instituta biz-nesa.

Molodezh’ v Rossii (2010) : Obzor literatury / podgot. Iael’ Okhana. M. URL: http://

www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/youth_i n_Russia_Executive_Summary_rus.pdf (data obrashcheniia: 13.09.2011).

Pershutkin, S. N. (2009) Gosudarstvo i molodezh’. M. : Izd-vo RAGS.

Rozhnov, O. A. (2006) Upravlenie molodezh-noi politikoi v sovremennoi Rossii : avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.