УДК 304.42
Голобородько А.Ю., к.филол. н., доц.
Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России
В статье рассматривается система действий, инкорпорируемая в государственную культурную политику как инструментарий поиска адекватных ответов на вызовы и угрозы современности. Автор доказывает необходимость разработки методологии исследования культурной политики на основе концептуализации механизмов сохранения и развития культурного потенциала и наследия страны.
Ключевые слова: государственная культурная политика,
национальная безопасность, вызовы и угрозы современности; культура и политическая реальность, преемственность, деградация; размывание духовных основ, культурная экспансия, массовая культура.
Государственная культурная политика в качестве системы научно разработанных и практически реализуемых политико-идеологических и организационно-технологических мер выступает одним из важнейших компонентов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При этом не требует дополнительной аргументации тезис о том, что ситуация рубежа ХХ - XXI веков «высветила» проблему динамики культуры, очевидной предпосылкой для чего является тот факт, что именно в этот период “наложение” внешних и внутренних факторов привело к усилению нестабильности и системной неустойчивости в российском обществе.
Такие состояния характерны для периодов интенсивных изменений, реформирования социально-экономической и политической системы. Как правило, они сопровождаются процессами обновления социокультурной парадигмы, активизируя процесс становления гражданского общества, закрепления принципов культурного плюрализма и «мультикультурализма», формирования информационной культуры. Таким образом, противоречивость и конфликтность “переходных” периодов связаны в первую очередь с радикальностью изменений во всех подсистемах культуры [1,2].
Культура современного общества переживает противоречивый переход в постиндустриальное состояние. При этом меняются формы опасности и обеспечения безопасности современного общества, связанные с новыми проблемами и аспектами современной культуры. Проблема обеспечения безопасности начинает перемещаться в сферу практической культурной политики, что связано как, с одной стороны, с
процессами глобализации и информатизации, так и, с другой, - с усложнением социальной жизнедеятельности человека.
В этих условиях проблематика осмысления государственной культурной политики в контексте национальной безопасности все более явно вписывается в политическую теорию, поскольку культура, аккумулированная в политической реальности, способна достигать важных целей - регуляции социального развития и стабилизации общественной жизни, используя при этом средства воздействия на сознание и поведение людей.
Состояние всех сфер, сопровождающееся разрывом социальных связей, отсутствием четких культурных ценностей, стандартов, норм и правил поведения, позволяет говорить о переходном («промежуточном») состоянии постсоветского политического пространства. В итоге существенные когнитивные фрагменты традиционной социальной мысли оказываются в состоянии неопределенности и растерянности, поскольку привыкли оперировать устоявшимися представлениями о жизни общества. Сегодня же социальная мысль видит нечто странное, не очень поддающееся привычным оценкам, а традиционный анализ уже не способен эвристически уловить новую реальность, ускользающую от привычных категориально-концептуальных координат.
В пространстве социальной мысли становится всё более распространённым и постоянно укрепляющимся «наполняющимся» фактами и убедительными подтверждениями очевидное утверждение о том, что национальная безопасность уже не может сводиться лишь к укреплению обороноспособности страны и обеспечению эффективности учреждений и организаций, охраняющих ее государственные и общественные интересы. Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности, что нацеливает государство на активизацию его ресурсов, институтов и инструментов на принятие мер по созданию безопасных условий жизненного существования.
Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды радикального обновления основ социальноэкономического и государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчиво равновесном состоянии, сталкиваясь с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей в условиях активных трансформационных процессов. Одним из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности, особенно в переходном обществе, каким в настоящее время является Россия, выступает государственная культурная политика в качестве системы научно
разработанных и практически реализуемых политико-идеологических и организационно-технологических мер внутреннего и внешнего характера. Культура, аккумулированная в политике, способна достигать важных целей - регуляции социального развития, стабилизации общественной и политической жизни, используя при этом средства и приемы воздействия на сознание и поведение людей во избежание кризисов и потрясений.
Культура, способствуя ценностному пониманию, осмыслению и осознанию бытия в его единстве и взаимозависимости, существенным образом влияет на состояние национальной безопасности. Именно культурные универсалии являются устойчивыми детерминантами общественного сознания. Система ценностно-смысловых оснований и нравственных норм определяет поведение отдельных индивидов и групп населения в современном обществе [4].
При этом достаточно очевидным представляется то, что проблемы культурной политики - это проблемы государственного и общественного статуса культуры. Связь культуры как составной части и условия всей системы деятельности с национальной безопасностью очевидна. В новых геополитических условиях, связанных с реальными процессами изменения мироустройства, для современной политологии и политической практики актуальным становится изучение проблем национальной безопасности в их неразрывной связи с вопросами культурной политики, поскольку защитно-охранительные возможности культуры от внешних и внутренних угроз национальной безопасности пока что далеко недостаточно используются в современной государственной политике.
Трудности современного российского общества - это, прежде всего, трудности его самоопределения в глобальном, обладающем нарастающей сложностью и противоречивостью, мире. В процессе изменений, происходящих в окружающем мире, в ходе болезненной, сопряжённой со сложностями институционального, технологического, ментального и др. порядка, модернизации и нарастающей открытости России усиливается воздействие на нее разнородных явлений современности, что неизбежно сказывается на защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, в целом на национальной безопасности.
Открытие границ пространства России после распада советской системы, а также воздействие вызовов глобализации стимулировали рост возможностей выбора. В общество хлынули западные модели потребления и инокультурные образцы, в ходе «культурной экспансии» распространяется массовая культура низкого уровня. Одним из «эффектов» активного проникновения массовой (глобальной) культуры является стирание в сознании людей представлений о прошлом, примитивизация настоящего и неспособность сформировать представление о будущем [5, с. 772].
Но опасности в сфере культуры заключаются также в культурной и нравственной деградации, утрате культурного наследия, конфликте старых и новых культурных форм на фоне кризиса институтов демократии и социальном отчуждении личности, социокультурной пассивности прорастающего гражданского общества. Развернувшийся социокультурный кризис свидетельствует об исчерпании возможностей саморазвития общества в данном его качестве. Всеобщность кризиса проявляется как в различных сферах и способах жизнедеятельности общества, так и в ходе взаимопревращения социального и культурного в рамках единой системы кризисных феноменов, существующих в качестве социокультурной тотальности благодаря «миру миров» - человеку, так как последний есть центральный элемент социокультурного кризиса и разрушения социума и культуры есть, прежде всего, разрушение духовного мира индивида [6, с. 83].
Приходится говорить о целом комплексе серьезных внутренних угроз российскому обществу, всем сферам его жизнедеятельности, что ставит на повестку дня противодействие и локализацию этих угроз, нейтрализацию их деструктивного влияния.
В итоге государственная культурная политика призвана выступать важным фактором в обеспечении национальной безопасности. При этом существующей теории и современным политическим практикам обеспечения национальной безопасности пока что не достает адекватных научно-методических подходов к определению и защите жизненно важных интересов личности и общества.
Современной системе обеспечения национальной безопасности присущи, на наш взгляд, следующие недостатки: волюнтаризм в принятии решений в области обеспечения безопасности; отсутствие единой федеральной системы мониторинга угроз жизненно важным интересам объектов безопасности; разобщенность действий органов и сил обеспечения национальной безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; игнорирование науки, современных ее достижений в области формирования и реализации политики безопасности в различных сферах жизни общества [3].
В предметном поле политологии проблема поддержания национальной безопасности средствами культуры и государственной культурной политики конкретизируется как реализация, прежде всего, на уровне политических институтов общества и политической воли. Президент РФ Указом от 12 мая 2009 г. за № 537 утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года», которая представляет собою официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Под национальной
безопасностью в Стратегии понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, безопасность государства.
Представляется, что исследование проблем государственной культурной политики в системе обеспечения национальной безопасности имеет особую актуальность для российского общества, характерными чертами которого становится снижение интеллектуального и культурного уровня широких социальных слоев, «размывание» духовных основ, социально-политическая инфантильность, индивидуализм, эгоцентризм и замена подлинных культурных, духовных ценностей мнимыми.
Эти проблемы и явления, неразрывно связанные с проблемой обеспечения безопасности, требуют к себе внимания теоретической рефлексии, исследования, в том числе, культурной безопасности как социального и политического феномена, отражающего защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере культуры. Необходима фундаментальная разработка методологии исследования культурной политики на основе концептуализации механизмов сохранения и развития культурного потенциала и наследия страны, обеспечения преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций в целях поиска эффективной модели культурной политики, отвечающей современным реалиям.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, возросшим значением обеспечения национальной безопасности в период радикального обновления основ социальноэкономического и государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчиво равновесном состоянии, сталкиваясь с целым комплексом новых вызовов и угроз, обусловленных нарушением привычных социальных связей в условиях трансформационных процессов.
Во-вторых, необходимостью уточнения, уяснения и осмысления опасностей и вызовов в сфере культуры, связанных с культурной и нравственной деградацией, утратой значимости культурного наследия, конфликтом старых и новых культурных форм, нарастанием массовой культуры низкого уровня, сопровождающимися «культурной экспансией» извне на фоне кризиса институтов демократии и социальном отчуждении личности.
В-третьих, тем, что одним из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности выступает государственная культурная политика в качестве системы научно разработанных и практически реализуемых политико-идеологических и организационнотехнологических мер внутреннего и внешнего характера.
Концептуальное обновление современной культурной политики России базируется на стремлении общества к расширению смысла понятия «культура», на желании раскрыть истинные возможности культуры как фактора обеспечения «жизнеспособности страны» и социального развития. Принципиально важный момент - самоценность и саморазвитие культуры для человека и то, каким образом ресурс «человечности» выступает фактором культурной политики. Ведь культура формирует ценности и нормы поведения в обществе. Ср: «в центре любой национальной культуры лежит ответ на вопрос «что есть человек?», на который настраиваются все частные культурные нормы и запреты» [5, с. 772].
Литература
1. Астафьева О. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике. иКЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/
2. Богатырева Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. М.: ТЕИН, 2002.
3. Возжеников А.В. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2002.
4. Колин К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности. иЯЬ: http://www.astanaforum.kz/2010/
5. Национальная идея России. В 6 т. Т. II. М.: Научный эксперт, 2012, С. 772.
6. Штомпель О.М. Социокультурный кризис. Теория и методология исследования проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. С. 83.