Научная статья на тему 'Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России'

Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1512
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОСТИ / КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДЕГРАДАЦИЯ / РАЗМЫВАНИЕ ДУХОВНЫХ ОСНОВ / КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПАНСИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / STATE CULTURAL POLICY / NATURAL SECURITY / CHALLENGES AND THREATS OF THE CONTEMPORARY LIFE / CULTURE AND POLITICAL REALITY / SUCCESSION / DEGRADATION / WASHING OUT OF SPIRITUAL BASIS / CULTURAL EXPANSION / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич

В статье рассматривается система действий, инкорпорируемая в государственную культурную политику как инструментарий поиска адекватных ответов на вызовы и угрозы современности. Автор доказывает необходимость разработки методологии исследования культурной политики на основе концептуализации механизмов сохранения и развития культурного потенциала и наследия страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CULTURAL POLICY IN THE SYSTEM OF PROVIDING NATIONAL SECURITY OF MODERN RUSSIA

The article deals with the system of actions, incorporated in the state cultural policy as an instrument of search of adequate answers to challenges and threats of contemporary life. The author proves the necessity of developing of the methodology of cultural policy research on the basis of conceptualization of mechanisms of preserving and development of cultural potential and legacy of the country.

Текст научной работы на тему «Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России»

УДК 304.42

Голобородько А.Ю., к.филол. н., доц.

Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России

В статье рассматривается система действий, инкорпорируемая в государственную культурную политику как инструментарий поиска адекватных ответов на вызовы и угрозы современности. Автор доказывает необходимость разработки методологии исследования культурной политики на основе концептуализации механизмов сохранения и развития культурного потенциала и наследия страны.

Ключевые слова: государственная культурная политика,

национальная безопасность, вызовы и угрозы современности; культура и политическая реальность, преемственность, деградация; размывание духовных основ, культурная экспансия, массовая культура.

Государственная культурная политика в качестве системы научно разработанных и практически реализуемых политико-идеологических и организационно-технологических мер выступает одним из важнейших компонентов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При этом не требует дополнительной аргументации тезис о том, что ситуация рубежа ХХ - XXI веков «высветила» проблему динамики культуры, очевидной предпосылкой для чего является тот факт, что именно в этот период “наложение” внешних и внутренних факторов привело к усилению нестабильности и системной неустойчивости в российском обществе.

Такие состояния характерны для периодов интенсивных изменений, реформирования социально-экономической и политической системы. Как правило, они сопровождаются процессами обновления социокультурной парадигмы, активизируя процесс становления гражданского общества, закрепления принципов культурного плюрализма и «мультикультурализма», формирования информационной культуры. Таким образом, противоречивость и конфликтность “переходных” периодов связаны в первую очередь с радикальностью изменений во всех подсистемах культуры [1,2].

Культура современного общества переживает противоречивый переход в постиндустриальное состояние. При этом меняются формы опасности и обеспечения безопасности современного общества, связанные с новыми проблемами и аспектами современной культуры. Проблема обеспечения безопасности начинает перемещаться в сферу практической культурной политики, что связано как, с одной стороны, с

процессами глобализации и информатизации, так и, с другой, - с усложнением социальной жизнедеятельности человека.

В этих условиях проблематика осмысления государственной культурной политики в контексте национальной безопасности все более явно вписывается в политическую теорию, поскольку культура, аккумулированная в политической реальности, способна достигать важных целей - регуляции социального развития и стабилизации общественной жизни, используя при этом средства воздействия на сознание и поведение людей.

Состояние всех сфер, сопровождающееся разрывом социальных связей, отсутствием четких культурных ценностей, стандартов, норм и правил поведения, позволяет говорить о переходном («промежуточном») состоянии постсоветского политического пространства. В итоге существенные когнитивные фрагменты традиционной социальной мысли оказываются в состоянии неопределенности и растерянности, поскольку привыкли оперировать устоявшимися представлениями о жизни общества. Сегодня же социальная мысль видит нечто странное, не очень поддающееся привычным оценкам, а традиционный анализ уже не способен эвристически уловить новую реальность, ускользающую от привычных категориально-концептуальных координат.

В пространстве социальной мысли становится всё более распространённым и постоянно укрепляющимся «наполняющимся» фактами и убедительными подтверждениями очевидное утверждение о том, что национальная безопасность уже не может сводиться лишь к укреплению обороноспособности страны и обеспечению эффективности учреждений и организаций, охраняющих ее государственные и общественные интересы. Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности, что нацеливает государство на активизацию его ресурсов, институтов и инструментов на принятие мер по созданию безопасных условий жизненного существования.

Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды радикального обновления основ социальноэкономического и государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчиво равновесном состоянии, сталкиваясь с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей в условиях активных трансформационных процессов. Одним из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности, особенно в переходном обществе, каким в настоящее время является Россия, выступает государственная культурная политика в качестве системы научно

разработанных и практически реализуемых политико-идеологических и организационно-технологических мер внутреннего и внешнего характера. Культура, аккумулированная в политике, способна достигать важных целей - регуляции социального развития, стабилизации общественной и политической жизни, используя при этом средства и приемы воздействия на сознание и поведение людей во избежание кризисов и потрясений.

Культура, способствуя ценностному пониманию, осмыслению и осознанию бытия в его единстве и взаимозависимости, существенным образом влияет на состояние национальной безопасности. Именно культурные универсалии являются устойчивыми детерминантами общественного сознания. Система ценностно-смысловых оснований и нравственных норм определяет поведение отдельных индивидов и групп населения в современном обществе [4].

При этом достаточно очевидным представляется то, что проблемы культурной политики - это проблемы государственного и общественного статуса культуры. Связь культуры как составной части и условия всей системы деятельности с национальной безопасностью очевидна. В новых геополитических условиях, связанных с реальными процессами изменения мироустройства, для современной политологии и политической практики актуальным становится изучение проблем национальной безопасности в их неразрывной связи с вопросами культурной политики, поскольку защитно-охранительные возможности культуры от внешних и внутренних угроз национальной безопасности пока что далеко недостаточно используются в современной государственной политике.

Трудности современного российского общества - это, прежде всего, трудности его самоопределения в глобальном, обладающем нарастающей сложностью и противоречивостью, мире. В процессе изменений, происходящих в окружающем мире, в ходе болезненной, сопряжённой со сложностями институционального, технологического, ментального и др. порядка, модернизации и нарастающей открытости России усиливается воздействие на нее разнородных явлений современности, что неизбежно сказывается на защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, в целом на национальной безопасности.

Открытие границ пространства России после распада советской системы, а также воздействие вызовов глобализации стимулировали рост возможностей выбора. В общество хлынули западные модели потребления и инокультурные образцы, в ходе «культурной экспансии» распространяется массовая культура низкого уровня. Одним из «эффектов» активного проникновения массовой (глобальной) культуры является стирание в сознании людей представлений о прошлом, примитивизация настоящего и неспособность сформировать представление о будущем [5, с. 772].

Но опасности в сфере культуры заключаются также в культурной и нравственной деградации, утрате культурного наследия, конфликте старых и новых культурных форм на фоне кризиса институтов демократии и социальном отчуждении личности, социокультурной пассивности прорастающего гражданского общества. Развернувшийся социокультурный кризис свидетельствует об исчерпании возможностей саморазвития общества в данном его качестве. Всеобщность кризиса проявляется как в различных сферах и способах жизнедеятельности общества, так и в ходе взаимопревращения социального и культурного в рамках единой системы кризисных феноменов, существующих в качестве социокультурной тотальности благодаря «миру миров» - человеку, так как последний есть центральный элемент социокультурного кризиса и разрушения социума и культуры есть, прежде всего, разрушение духовного мира индивида [6, с. 83].

Приходится говорить о целом комплексе серьезных внутренних угроз российскому обществу, всем сферам его жизнедеятельности, что ставит на повестку дня противодействие и локализацию этих угроз, нейтрализацию их деструктивного влияния.

В итоге государственная культурная политика призвана выступать важным фактором в обеспечении национальной безопасности. При этом существующей теории и современным политическим практикам обеспечения национальной безопасности пока что не достает адекватных научно-методических подходов к определению и защите жизненно важных интересов личности и общества.

Современной системе обеспечения национальной безопасности присущи, на наш взгляд, следующие недостатки: волюнтаризм в принятии решений в области обеспечения безопасности; отсутствие единой федеральной системы мониторинга угроз жизненно важным интересам объектов безопасности; разобщенность действий органов и сил обеспечения национальной безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; игнорирование науки, современных ее достижений в области формирования и реализации политики безопасности в различных сферах жизни общества [3].

В предметном поле политологии проблема поддержания национальной безопасности средствами культуры и государственной культурной политики конкретизируется как реализация, прежде всего, на уровне политических институтов общества и политической воли. Президент РФ Указом от 12 мая 2009 г. за № 537 утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года», которая представляет собою официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Под национальной

безопасностью в Стратегии понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, безопасность государства.

Представляется, что исследование проблем государственной культурной политики в системе обеспечения национальной безопасности имеет особую актуальность для российского общества, характерными чертами которого становится снижение интеллектуального и культурного уровня широких социальных слоев, «размывание» духовных основ, социально-политическая инфантильность, индивидуализм, эгоцентризм и замена подлинных культурных, духовных ценностей мнимыми.

Эти проблемы и явления, неразрывно связанные с проблемой обеспечения безопасности, требуют к себе внимания теоретической рефлексии, исследования, в том числе, культурной безопасности как социального и политического феномена, отражающего защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере культуры. Необходима фундаментальная разработка методологии исследования культурной политики на основе концептуализации механизмов сохранения и развития культурного потенциала и наследия страны, обеспечения преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций в целях поиска эффективной модели культурной политики, отвечающей современным реалиям.

Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, возросшим значением обеспечения национальной безопасности в период радикального обновления основ социальноэкономического и государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчиво равновесном состоянии, сталкиваясь с целым комплексом новых вызовов и угроз, обусловленных нарушением привычных социальных связей в условиях трансформационных процессов.

Во-вторых, необходимостью уточнения, уяснения и осмысления опасностей и вызовов в сфере культуры, связанных с культурной и нравственной деградацией, утратой значимости культурного наследия, конфликтом старых и новых культурных форм, нарастанием массовой культуры низкого уровня, сопровождающимися «культурной экспансией» извне на фоне кризиса институтов демократии и социальном отчуждении личности.

В-третьих, тем, что одним из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности выступает государственная культурная политика в качестве системы научно разработанных и практически реализуемых политико-идеологических и организационнотехнологических мер внутреннего и внешнего характера.

Концептуальное обновление современной культурной политики России базируется на стремлении общества к расширению смысла понятия «культура», на желании раскрыть истинные возможности культуры как фактора обеспечения «жизнеспособности страны» и социального развития. Принципиально важный момент - самоценность и саморазвитие культуры для человека и то, каким образом ресурс «человечности» выступает фактором культурной политики. Ведь культура формирует ценности и нормы поведения в обществе. Ср: «в центре любой национальной культуры лежит ответ на вопрос «что есть человек?», на который настраиваются все частные культурные нормы и запреты» [5, с. 772].

Литература

1. Астафьева О. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике. иКЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/

2. Богатырева Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. М.: ТЕИН, 2002.

3. Возжеников А.В. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2002.

4. Колин К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности. иЯЬ: http://www.astanaforum.kz/2010/

5. Национальная идея России. В 6 т. Т. II. М.: Научный эксперт, 2012, С. 772.

6. Штомпель О.М. Социокультурный кризис. Теория и методология исследования проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.