Научная статья на тему 'Государственная культурная политика: роль библиотек. Обзор докладов совещания директоров федеральных и центральных региональных библиотек — 2015'

Государственная культурная политика: роль библиотек. Обзор докладов совещания директоров федеральных и центральных региональных библиотек — 2015 Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
330
39
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ЕДИНАЯ СИСТЕМА УДАЛЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ / МОНИТОРИНГ / ЕДИНЫЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ БИЛЕТ / ОБЩЕДОСТУПНАЯ БИБЛИОТЕКА / СОВЕЩАНИЕ ДИРЕКТОРОВ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Каранец С.М.

В обзоре предлагаются практические рекомендации по решению актуальных проблем в организации современного библиотечного обслуживания: сокращение контингента читателей, изменение роли библиотек в информационную эпоху, уменьшение числа библиотек, в том числе детских

Текст научной работы на тему «Государственная культурная политика: роль библиотек. Обзор докладов совещания директоров федеральных и центральных региональных библиотек — 2015»

мики современной инфляционной волны, которая оказалась столь высокой, что существовавшие ранее циклы инфляции-дефляции трансформировались в чисто инфляционные циклы. Такие «метаморфозы» в динамике инфляции, оказалось, трудно объяснить в рамках современного мейнстрима (mainstream), традиционно рассматривающего инфляцию как функцию определенных макроэкономических переменных. Поэтому поиск ответов на эти вопросы был перенесен в рамки другой теоретико-методологической парадигмы, сформулированной в традициях мир-системного анализа итальянским социологом и экономистом Дж. Арриги.

Суть концепции Дж. Арриги сводится к реконструированным им в ходе исторического анализа развития капитализма системным циклам накопления капитала (СЦН), последовательная смена которых выражает содержание эволюции капитализма в Европе, как волнообразно достраивающейся системы контроля над рынками и политикой государств. Каждый СЦН длится больше века и представляет собой единство двух фаз, в первой из которых накопление капитала осуществляется за счет инвестирования в производство и торговлю, а во второй, — за счет расширения финансового посредничества и финансовых спекуляций. При этом переключение режимов накопления с одного вида на другой происходит в результате усиления конкурентной борьбы за долю в производимом общественном продукте, которая неизбежно сопровождается соответствующим усилением распределительных конфликтов.

Сопоставление выявленных длинных волн инфляции с СЦН Дж. Арриги, находит достаточно много совпадений в пространственно-временном континууме, что позволило смоделировать механизм этих волн. При этом рассмотрение длинных волн инфляции с позиции концепции СЦН не бесспорно и связано с тем, что системные циклы являются реконструкцией истории зарождения и эволюции капитализма, в то время как инфляционные волны наблюдались и в докапиталистические эпохи. Однако отличие инфляции в докапиталистические эпохи от инфляции эпохи капитализма заключается в том, что если раньше она играла роль стихийного способа ликвидации частных внутренних дисбалансов экономических систем, то в современных условиях, сохраняя это свойство, она превратилась в инструмент сознательного регулирования экономического развития за счет использования несправедливых перераспределительных эффектов.

По сути, циклически-волновая динамика инфляции является проявлением постоянно воспроизводящихся массовых перераспределительных конфликтов между ведущими силами и центрами накопления капитала, между институтами государства и обществом, а также в межгосударственной конкурентной борьбе. Этот тезис подтверждается недавней историей в экономике стран СНГ. В частности, системный кризис, в который попали страны бывшего СССР в начале 1990-х гг., сопровождался беспрецедентным перераспределением национального богатства и бурным ростом инфляции, а ускорение инфляции в России в августе-сентябре 1998 года и 2007-2008 гг. напрямую было обусловлено столкновением экономических интересов Правительства РФ, Банка России и представителей крупного банковского бизнеса. Наконец есть

все основания считать, что ускорение инфляции в 2014-2015 гг. также обусловлено распределительными конфликтами. Только на этот раз, в распределительный спор вступили иностранные государства и компании. Негативными социально-экономическими последствиями таких распределительных конфликтов выступает несправедливое перераспределение доходов в обществе и снижение эффективности хозяйственной деятельности в целом.

Протоиерей Сергий Мовсесян обратился к теме «Межконфессиональная полемика о правах человека в контексте дискуссии о постсекуляризации». Он отметил отсутствие четких граней у термина «постсекуляризация», что является, с одной стороны, следствием его относительной новизны, а с другой, — смыслового многообразия описываемой им реальности. Сюда же можно добавить и непрекращающуюся полемику вокруг термина «секуляризация». При этом очевидно, что есть некоторые авторы и основополагающие идеи, характеризующие это направление мысли. Речь идет о Ю. Хабермасе, П. Бергере, Дж. Ролзе и др. Термин «постсекуляризация» описывает, по меньшей мере, завершение господства секуляризации как стратегии по вытеснению религии из общественно значимых дискуссий, а соответственно пересмотр религии как «частного дела», признание за ней претензий на публичный статус, стремление эксплицировать специфическую религиозную рациональность. В этом контексте представляет собой интерес межконфессиональная полемика о правах человека и достоинствах личности, вызванная публикацией Русской Православной Церковью документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008). В полемике участвуют православные, сообщество протестантских церквей и католики. Выявляются антропологические предпосылки того или иного конфессионального понимания прав и достоинства человека. Эти предпосылки оказываются значимыми для понимания условности антропологических констант секулярного мировоззрения. Христианство в современном мире оказывается вовлеченным в борьбу за смысловые ресурсы. Традиция — это ресурс. Христианство — это бережный модерн. То есть не отрицание традиции, ради построения современного, модернового общества, а использование ее ради устойчивой современности. Устойчивость достигается консенсусом относительно фундаментальных смыслов. Благодаря консенсусу эти смыслы становятся фоном, на котором можно решать тактические задачи. При этом эти смыслы не табуируются: то есть не существует запрета публичного обнаружения монтажных опор трансцендентных идей. Однако бережность в том и заключается, что религиозные механизмы обсуждения смыслов призваны не деконструировать их за счет демонстрации конечности и условности того, что претендует на бесконечность и безусловность. Религия в своих ритуалах постоянно актуализирует фундаментальные смыслы, давая возможность переживать их. Специфика современности в том, что существует здоровая конкуренция между интерпретацией трансцендентных смыслов исходя из самой трансцендентной реальности (религия), либо исходя из реальности эмпирической.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: РОЛЬ БИБЛИОТЕК. ОБЗОР ДОКЛАДОВ СОВЕЩАНИЯ ДИРЕКТОРОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК - 2015

С.М. Каранец,

доцент Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

richne2@yandex.ru

В обзоре предлагаются практические рекомендации по решению актуальных проблем в организации современного библиотечного обслуживания: сокращение контингента читателей, изменение роли библиотек в информационную эпоху, уменьшение числа библиотек, в том числе детских.

Ключевые слова: государственная культурная политика, единая система удаленной аттестации, мониторинг, единый читательский билет, общедоступная библиотека, совещание директоров

УДК 021 ББК 780

20 и 21 октября 2015 г. в Санкт-Петербурге в здании Россий- состоялось Ежегодное совещание директоров федеральных и цен-

ской национальной библиотеки (РНБ) по инициативе Министерства тральных региональных библиотек. Его цель — создание диалога

культуры РФ, РНБ и Российской государственной библиотеки (РГБ) между руководителями отрасли (в лице заместителя директора

Департамента науки и образования, начальника отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ) и руководителями государственных, областных библиотек.

В работе совещания приняли участие более 250 человек из 72 регионов, запись трансляции конференции просмотрело около 300 пользователей Интернет. Впервые он-лайн трансляция была организована в 2011 г., когда 25-26 октября по поручению Министерства культуры РФ было проведено Ежегодное совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России — 2011 по теме «Библиотека и культурное многообразие».

Открыла Совещание — 2015 Гусева Евгения Николаевна, заместитель директора Департамента науки и образования, зачитав адресованное участникам и организаторам Ежегодного совещания приветствие Первого заместителя Министра культуры РФ Аристархова Владимира Владимировича. Отметив актуальность темы совещания, он подчеркнул важность удовлетворения информационно-образовательных запросов общества, сохранения информации об истории и культуре России, содействия формированию духовной и нравственной культуры граждан, воспитанию молодого поколения, обеспечения социальной стабильности и социального согласия.

В приветственном слове Председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Сухенко Константина Эдуардовича было отмечено, что г. Санкт-Петербург удерживает уровень библиотечной столицы. Сеть библиотек города представлена 197 современными модернизируемыми общедоступными библиотеками. С целью привлечения новых читателей проводится работа по созданию единого городского электронного читательского билета.

В первой части пленарного заседания «Государственная культурная политика: федеральный срез» выступила Гусева Евгения Николаевна, заместитель директора Департамента науки и образования, начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ с докладом на тему «Библиотеки в реализации Государственной культурной политики: направления, проблемы, проекты».

В своем выступлении она обратила внимание на то, что впервые в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.2014 №808, культура рассматривается как значимый ресурс социально-экономического развития, позволяющий обеспечить лидирующее положение страны. В числе угроз проявления гуманитарного кризиса она назвала возможное снижение интеллектуального и культурного уровня общества.

Подчеркивая, что 21 век продолжает оставаться веком просветительства, Е.Н.Гусева озвучила три приоритетные и сложные задачи, сформулированные в «Основах...»:

- Усиление роли организаций культуры в деле исторического и культурного просвещения и воспитания;

- Сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятие мер по модернизации их деятельности;

- Формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку (НЭБ) и национальные электронные архивы по различным отраслям знания.

Для реализации «Основ государственной культурной политики» в 2015 г. был разработан проект «Стратегии государственной культурной политики». Содержание, структура документа определены ФЗ № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В ходе реализации государственной культурной политики «Стратегия...» должна обеспечивать регулирование отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, муниципальными образованиями, субъектами экономики.

Особое внимание докладчик уделила пилотному проекту автоматизированной информационной системы «Единое пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК), расположенному по электронному адресу eipsk.ru, и порталу культурного наследия России «КУЛЬТУРА.РФ» на сайте «http://www.culture.ru/». Проект ЕИПСК предлагает разместить библиотекам и другим учреждениям культуры информацию о различных мероприятиях, которая автоматически попадет в афиши города, в статистическую отчетность о проведенных мероприятиях, что, в свою очередь, позволит автоматизировать процесс мониторинга.

Перспективу развития библиотек Е.Н. Гусева видит в изменении процедуры комплектования библиотек, уходу от организации конкурсов.

Вислый Александр Иванович, генеральный директор Российской государственной библиотеки (РГБ) выступил с докладом

«Национальная электронная библиотека. Современное состояние». В своем сообщении он сделал акцент на трех источниках пополнения фондов НЭБ и возникших в 2015 г. проблемах.

Первый путь связан с передачей ресурсов от библиотек оператору НЭБ. В настоящее время собраны ресурсы 36 библиотек, в том числе РГБ, РНБ. Однако возникла проблема, связанная с авторскими правами порядка 300 тыс. наименований электронных ресурсов, лежащих на сайте РГБ. Наличие произведений, как образно назвал их докладчик, не очищенных от авторских прав, позволяет назвать сайт НЭБ пиратским сайтом.

Второй путь пополнения ресурсов НЭБ связан с выполнением Указа Президента РФ о 10% книг, которые должны включаться в НЭБ. (В сообщении докладчика речь идет о выполнении абзаца №3 пункта №1 подпункта н Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг (прим. автора)) [2].

Конкурс, организованный Минкультуры РФ, на право заключения госконтракта на наполнение НЭБ, выиграла фирма «ЛитРес» (он-лайн интернет-магазин электронных книг, агрегатор, дистрибьютор лицензионного контента стран СНГ, созданный в 2006 г., примечание автора). Задача ООО «ЛитРес» пополнить фонды НЭБ современной художественной, научной, образовательной литературой.

Третий ресурс связан с тем, что общедоступные библиотеки получили право оцифровывать книги научного и образовательного характера, которые в течение последних 10 лет не переиздавались. В условиях отсутствия координации работы библиотек страны, возникла проблема, связанная с возможным дублированием при переводе печатных изданий в электронный формат, т.е. сканирование одних и тех же произведений.

В заключение докладчик осветил проблему доступа к ресурсам, которые защищены авторским правом. Сложность полной процедуры регистрации привела к несоответствию между имеющимся количеством документов (1,6 млн полных текстов) и небольшим числом запросов от зарегистрированных читателей. Выход из сложившейся ситуации видится в организации в библиотеках виртуальных читальных залов.

Степанов Вадим Константинович, профессор кафедры инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, представил доклад на тему «Приоритетные проекты Минкультуры России — 2015: мониторинг Модельного стандарта и удаленная аттестация персонала библиотек». Его выступление спровоцировало дальнейшую дискуссию и получило неоднозначную оценку со стороны профессионального сообщества.

«Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти» был утвержден в октябре 2014 г. министром культуры РФ1. Т.к. в стандарте отсутствуют конкретные показатели, В.К. Степанов предложил осуществлять мониторинг соответствия библиотек модельному стандарту путем заполнения единой вэб-формы через Интернет сайт. Программное обеспечение позволяет мгновенно проанализировать работу персонала учреждений культуры, качество оказываемых услуг и использование фондов, а также визуализировать на уровне страны результаты развития.

Отвечая на вопрос — зачем люди приходят в библиотеку в XXI веке, докладчик, проведя анкетирование, приходит к выводу, что основной целью посещения не является чтение электронных и печатных изданий. Главное это личностное развитие, интеллектуальный рост, получение вдохновения. Библиотекари должны выступать в роли интеллектуальных лидеров, способных выстроить траекторию личностного развития читателей. Для привлечения посетителей необходимо перенести акцент с формирования фондов на создание комфортных условий.

Система удаленной аттестации позволит заинтересовать библиотечных работников в повышении квалификации для ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках. Система может быть реализована с использованием локализованной версии программы Moodle, предназначенной для дистанционного обучения. К числу достоинств единой системы удаленной аттестации автор доклада назвал:

- Научную обоснованность, обеспеченную за счет создания профессионалами тестовых заданий, способных максимально полно выявить уровень компетенции каждого сотрудника;

- Объективность результатов путем вынесения оценок программными средствами;

- Быстроту процедуры за счет использования готового комплекса заданий, которые выполняются в течение нескольких часов;

- Низкую стоимость.

Шрайберг Яков Леонидович, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, выступил с сообщением на тему: «Проекты Федеральной целевой программы Минобрнауки России для российских библиотек».

Лидером в области автоматизации и использования ИКТ является, с позиции ее генерального директора, Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России, выбранная в качестве разработчика и оператора ряда проектов федеральных целевых программ (ФЦП) Минобрнауки. Например, таких как:

- Разработка информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса (ИС ЭКБСОН);

- Развитие и обеспечение работы Интегрированного Сводного Каталога научно-технической информации (ИСК НТИ) как поливидового распределенного банка данных корпоративного пользования научно-технических документов, поступающих в организации-фондодержатели научно-технической информации России и стран СНГ (официальный сайт проекта: http://www.gpntb. ru/federalnye-proekty.html);

- Информационно-аналитическое сопровождение и развитие информационной системы «Карта российской науки». (В настоящее время информационная система «Карта российской науки» находится в тестовом режиме на официальном сайте Министерства образования и науки: https://картанауки.рф/info).

Лихоманов Антон Владимирович, генеральный директор Российской национальной библиотеки, представил доклад на тему «Стратегия развития Федерального государственного бюджетного учреждения Российской национальной библиотеки до 2020 г.».

В «Стратегии развития...», которая была принята в сентябре 2015 г., определены приоритетные направления РНБ на новом этапе социально-культурного, политического развития РФ. Короткий (5-летний) срок стратегии докладчик связал с быстрыми изменениями внешней среды, информационных технологий.

К числу проблем РНБ он отнес, во-первых, проблему размещения фондов, заполненное на 90% книгохранилище.

Вторая проблема связана с тем, что, по мнению докладчика, основной читательский контингент библиотек (студенты, аспиранты, молодые ученые) не готов работать с серьезными научными полнотекстовыми ресурсами. Решение проблемы генеральный директор видит в разработке форм и методов автоматического реферирования и аннотирования.

Третья проблема состоит в создании новых сервисов, направленных на обеспечение бесперебойной работы 149 тыс. читателей с электронными каталогами, ресурсами РНБ, обеспечении комфортной среды для читателей и удаленных пользователей, расширении возможностей доступа через сайт. Одним из предполагаемых генеральным директором путей решения проблемы является дифференциация при работе с различными категориями читателей читальных залов. В числе запланированных задач (мероприятий) — создание единого электронного сводного каталога на все фонды РНБ.

Четвертая проблема связана с тем, что большой нагрузкой для бюджета библиотеки является не приобретение техники и программного обеспечения (ПО), а их дальнейшее обслуживание.

Еще одна проблема — привлечение новых читателей. Ее решение связано с использованием средств массовой информации, сайта РНБ, социальных сетей, участие РНБ в ежегодной всероссийской сетевой акции «Библионочь» (27.04.2015 г.), международной акции «Ночь музеев» (16.05.2015г.), совершенствованием экскурсионной работы для младших школьников (будущих читателей), размещения социальной рекламы. Главное, чтобы достижением работы библиотекарей могло пользоваться большое количество людей.

С особым вниманием на совещании был выслушан доклад Дуда Вадима Валерьевича, генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Он представил на суд коллег презентацию «Концепция Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГИБЛ) им. М.И.Руденко». Отвечая на вопрос — что отличает библиотеку будущего от хранилища документов и ссылок, В.В.Дуда отметил, что библиотека должна развивать социальную,

коммуникативную функции. Целью проведенного исследования является привлечение новой аудитории путем усиления коммуникативной функции библиотеки, ее превращения в модный культурный центр.

Проведенный анализ количества посетителей, их распределение по территории библиотеки, времени их нахождения показал, что более половины всех посещений создают международные культурные центры. Например, американский центр проводит порядка 700 мероприятий в год, японский — около 100 мероприятий, болгарский — 47, азербайджанский — 52, голландский — 10 и т.д. Таким образом, занимая всего 1,4 всей площади Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино, культурные центры способствуют увеличению числа читателей библиотеки. Рост экономической эффективности докладчик связал с привлечением иностранных инвестиций в виде зарубежных грантов, подключением библиотеки к электронным ресурсам, пополнением иностранного книжного и мультимедийного фондов.

Открытие виртуальных читальных залов национальной библиотеки, где были бы доступны все ресурсы, экономически оправдано по сравнению с комплектованием библиотеки для достаточно узкой аудитории, например, португалистов в Москве.

Решение актуальной проблемы низкого финансирования бюджетных организаций В.В.Дуда видит в государственно-частном партнерстве. Когда государство в лице учредителя предоставляет субсидию на ремонт здания библиотеки, а частный партнер обеспечивает работу книжного магазина, литературного кафе.

Линдеман Елена Владиславовна, заместитель генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России, координатор рабочей группы по созданию ассоциации, представила коллективный доклад на тему: «Национальная ассоциация«Библиотеки будущего» — новые горизонты для библиотек в информационном обществе».

Национальная ассоциация «Библиотеки будущего» является социально ориентированной некоммерческой организацией (НКО), объединяющей учреждения сферы культуры, науки, образования, иные юридические и физические лица для консолидации усилий в работе над крупными национальными и межведомственными проектами. Кооперация позволит содействовать внедрению в библиотечную практику единого электронного читательского билета; технической поддержке библиотечной виртуальной справочной службы; коллективной покупке ПО и других сервисов для членов Ассоциации; обеспечению участия библиотек-членов в национальных федеральных проектах.

Брагина Татьяна Васильевна, директор Владимирской областной научной библиотеки, представила «Проекты региональной библиотеки как возможность развития муниципальных библиотек». Она рассказала о созданной в 2007 г. библиотечной информационно-сервисной системы Владимирского региона (БИСС). Ее целью является автоматизация сети городских и сельских библиотек на базе одной АБИС, установленной на одном централизованном сервере Владимирской областной научной библиотеки.

Благодаря созданию единой информационной системы у библиотек, участвующих в БИСС, появились конкурентные преимущества. У муниципальных библиотек сократились трудозатраты при обработке новых поступлений, отпала необходимость покупки специализированного программного обеспечения, ежегодной оплаты сопровождения ПО, обучения администратора автоматических баз данных, возросла оперативность, качество выполнения информационных запросов. Автоматизирован сбор отчетности библиотек области через «Main Stream».

Появление дорожной карты, где были прописаны требования к количеству записей в электронном каталоге, спровоцировало вступление в БИСС всех библиотечных систем (ЦБС) области.

Главная проблема во Владимирской области состоит в комплектовании фондов муниципальных библиотек. Библиотеки Брян-кой области занимают 43 место в РФ по показателю «приобретение (поступление) новой литературы». В 2014 г. средства из федерального бюджета не были выделены на комплектование муниципальных библиотек. По итогам 2014 г. подписка сократилась в 13 из 20 территорий области. Без подписки на новые издания остались библиотеки Муромского района. До 2012 г. главы администраций местных районов могли помочь с подпиской. Стимулом для этого, с позиции Т.В. Брагиной, выступал показатель «эффективность деятельности органов исполнительной власти»2. Для изменения ситуации и выравнивания информационных возможностей для жителей села был организован совместный проект «Территория чтения». МБА комплектует подборки из 100 книг (отраслевая, детская,

литература по искусству) и передает их на месяц в муниципальные библиотеки. Параллельно организуется выезд специалистов из Владимирской областной научной библиотеки с последующим проведением обзоров, мастер-классов, учебы.

С большим вниманием был выслушан доклад, который совместно подготовили Дедюля Светлана Степановна, директор Брянской областной научной универсальной библиотеки имени Ф.И. Тютчева, и Кукатова Галина Ивановна, заместитель директора, на тему «Региональная культурная политика: новые проблемы и новые возможности».

Докладчик Г.И. Кукатова обратила внимание аудитории на стремительное сокращение библиотечного пространства, перевод большинства библиотек области на неполный рабочий день, снижение доли читающего населения, затронула проблему сдачи библиотечного ЕГЭ, т.к. в области не хватает молодых специалистов с высшим библиотечным образованием. Перевод 73% сельских библиотек на работу в сокращенном режиме привел к обострению социальной проблемы. Работая на 0,5 и 0,25 ставки, сотрудники не имеют права на соцвыплаты на селе.

Другой важнейшей проблемой на селе Брянской области, по мнению авторов доклада, является большой дефицит книги как материального носителя книжной культуры. Сотрудники мобильных комплексов области зафиксировали тот факт, что на селе выросло поколение детей, которые в руках не держали новой книги, кроме учебников.

В выступлении Анохиной Лидии Алексеевны, директора Самарской областной универсальной научной библиотеки, были рассмотрены вопросы корпоративного стратегического партнерства как фактора устойчивого развития муниципальных библиотек.

Директор библиотеки затронула вопросы, связанные с отсутствием у чиновников обоснованного, глубоко проработанного плана оптимизации библиотечной сети, с пассивностью населения области, проживающего на территориях, где закрывают библиотеки. При открытых системах взаимодействия с органами власти, действующих общественных приемных, доступности системы Интернет отсутствуют обращения граждан, когда происходит оптимизация сети библиотек путем их закрытия.

Она обратила внимание на богатейшую базу возможностей, которой обладают муниципальные библиотеки, в том числе по вопросу грамотного и профессионального взаимодействия с органами местного самоуправления. Например, в Самарской области в 2008 г. принята концепция областной библиотеки, разработана Концепция развития муниципальных библиотек на 2014-2020 гг.: «Многофункциональная библиотека — навигатор социально-экономического развития муниципального образования Самарской области».

Проведенный Л.А. Анохиной анализ деятельности библиотек по реализации новых моделей развития позволил докладчику сделать вывод, что библиотеки в области сталкиваются с очень похожими проблемами в рамках своих муниципалитетов. Выходом из сложившейся ситуации является формирование и развитие корпоративного стратегического партнерства библиотек области, объединение библиотечных лидеров.

Басов Сергей Александрович, заведующий Научно-методическим отделом библиотековедения Российской национальной библиотеки из Санкт-Петербурга, представил доклад на тему: «О полномочиях субъекта РФ по организации библиотечного

обслуживания населения в связи с принятием закона №136-Ф3 от 27.05.2014 г.».

Он акцентировал внимание аудитории на новой редакции федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которому может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Докладчик охарактеризовал два принципиально разных подхода к закреплению полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания.

Обобщив выступления предыдущих докладчиков на Совещании, он выделил основные проблемы, связанные с библиотечным обслуживанием населения. С.А.Басов пришел к выводу, что организационно-правовая разнородность библиотечной сферы, распыленность библиотек по разным учреждениям и учредителям, усложняют органам власти выполнение их полномочий, препятствуют обеспечению качества и доступности библиотечных услуг на всей территории субъекта федерации.

Таким образом, на ежегодном совещании директоров федеральных и центральных региональных библиотек — 2015 г. были показаны многообразные возможности информационного общества, которые не были упущены рядом библиотек России. Так, актуальная проблема привлечения большего количества читателей в муниципальные, областные библиотеки может решаться путем:

- ежемесячной организации в год литературы встреч жителей районов (читателей) с местными авторами, писателями (во Владимирской области);

- организацией открытых диалогов между известными людьми, имеющими разную жизненную позицию (как это сделано в Центральной городской публичной библиотеке имени В.В.Маяковского в Санкт-Петербурге),

- открытия национальных культурных центров в здании библиотеки.

Для повышения эффективности взаимодействия библиотечного сообщества с органами местного самоуправления необходимо изменить роль библиотек в жизни муниципального образования путем, например:

- организации деятельности консультационного совета по вопросам культуры и социальной политики (как это сделано при губернаторе Брянской области) в целях определения основополагающих направлений выработки региональной и муниципальной политики3:

- разработки Концепции развития муниципальных библиотек как навигатора социально-экономического развития муниципального образования (прототип концепции, принятой в Самарской области).

По результатам собрания 2015 г. были выявлены наиболее проблемные вопросы, характерные для многих библиотек РФ, предпринята попытка выработки совместных решений в условиях новых правовых условий путем объединения усилий всего профессионального сообщества.

На Ежегодном совещании директоров федеральных и центральных региональных библиотек-2015 были рассмотрены основные вопросы, которые представляют интерес и для отечественного профессионального сообщества, и для читателей.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Официальный сайт КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas e=LAW;n=178668.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2334.

3. Указ Губернатора Брянской области от 16.03.2015 № 89 «О консультационном совете по вопросам культуры и социальной политики при Губернаторе Брянской области» // Официальный сайт КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW201;n=38227.

4. Официальный сайт «Центральные библиотеки субъектов РФ. Корпоративная полнотекстовая база данных для профессионалов»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://clrf.nlr.ru/images/SiteDocum/News/mod_standart_31_10_2014.pdf

1 31 октября 2014 г. министр культуры РФ В.Р. Мединский утвердил «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» в качестве рекомендаций органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти. Полный текст доступен на официальном сайте «Центральные библиотеки субъектов РФ (прим. автора) [4].

2 В докладе Т.В.Брагиной речь идет о «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199» [1].

3 С 16.03.2015 вступил в силу Указ Губернатора Брянской области [3].