Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Арктическая зона Российской Федерации / Дальний Восток / природные ресурсы / инвестиции / демогра-фия. / Arctic zone of the Russian Federation / Far East / natural resources / investments / demography.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Александр Сафронович, Матвеев Олег Александрович

Статья посвящена процессам решения задач государственной инфраструктурной поддержке инве-стиционных проектов как важнейшего условия для использования ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, Дальнего Востока и формирования трудовых ресурсов. Для значительной части реализуемых или обсуждаемых в настоящее время проектов в регионах Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), Дальневосточного федерального округа (ДФО) необходимо совершенствовать меха-низм государственной инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов, направленных на опе-режающее социально-экономическое развитие региона. Одной из основных задач пространственного развития установлено обеспечение социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, в том числе за счёт опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории АЗРФ и ДФО, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрореги-оне. Изложенные в статье подходы к определению ключевых направлений государственной политики Российской Федерации в этом макрорегионе могут быть использованы для определения реальных воз-можностей по реализации крупных инфраструктурных проектов, их обеспечение инвестиционными ре-сурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеев Александр Сафронович, Матвеев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR INVESTMENT PROJECTS IS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR USING THE RESOURCE BASE OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION, THE FAR EAST AND THE FORMATION OF LABOR RESOURCES.

The article is devoted to the processes of solving problems of state infrastructure support for investment projects as the most important condition for using the resource base of the Arctic zone of the Russian Federa-tion, the Far East and the formation of labor resources. For a significant part of the projects currently being implemented or discussed in the regions of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF), the Far Eastern Federal District (FEFD), it is necessary to improve the mechanism of state infrastructure support for investment projects aimed at rapid socio-economic development of the region. One of the main objectives of spatial devel-opment is to ensure the socio-economic development of the geostrategic territories of the Russian Federation, including through the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation locat-ed on the territory of the Russian Arctic and the Far Eastern Federal District, which is faster than the average Russian pace, and to ensure a sustainable increase in the permanent population in the specified macro-region. The approaches outlined in the article to determining the key directions of state policy of the Russian Federa-tion in this macro-region can be used to determine the real opportunities for the implementation of large infra-structure projects and their provision with investment resources.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ»

«шиитеимм-лэишаи» 2024 / ECONOMICS

53

Матвеев Александр Сафронович, д.э.н., директор Центра социальногоразвитияроссийского Севера ИГСУ РАНХиГС

Матвеев Олег Александрович д.э.н., Фонд поддержки социальных инициатив народов Севера DOI: 10.24412/2520-6990-2024-4197-53-57 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ- ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Matveev Aleksandr Safronovich,

Ph.d. director of Center of social development of Russian North IGSU RANEPA

Matveev Oleg Aleksandrovich Ph.d., North peoples social initiative fond

STATE INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR INVESTMENT PROJECTS IS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR USING THE RESOURCE BASE OF THE ARCTIC ZONE OF THE

RUSSIAN FEDERATION, THE FAR EAST AND THE FORMATION OF LABOR RESOURCES.

Аннотация.

Статья посвящена процессам решения задач государственной инфраструктурной поддержке инвестиционных проектов как важнейшего условия для использования ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, Дальнего Востока и формирования трудовых ресурсов. Для значительной части реализуемых или обсуждаемых в настоящее время проектов в регионах Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), Дальневосточного федерального округа (ДФО) необходимо совершенствовать механизм государственной инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов, направленных на опережающее социально-экономическое развитие региона. Одной из основных задач пространственного развития установлено обеспечение социально -экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, в том числе за счёт опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории АЗРФ и ДФО, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе. Изложенные в статье подходы к определению ключевых направлений государственной политики Российской Федерации в этом макрорегионе могут быть использованы для определения реальных возможностей по реализации крупных инфраструктурных проектов, их обеспечение инвестиционными ресурсами.

Abstract.

The article is devoted to the processes of solving problems of state infrastructure support for investment projects as the most important condition for using the resource base of the Arctic zone of the Russian Federati on, the Far East and the formation of labor resources. For a significant part of the projects currently being implemented or discussed in the regions of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF), the Far Eastern Federal District (FEFD), it is necessary to improve the mechanism of state infrastructure support for investment projects aimed at rapid socio-economic development of the region. One of the main objectives of spatial development is to ensure the socio-economic development of the geostrategic territories of the Russian Federation, including through the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation located on the territory of the Russian Arctic and the Far Eastern Federal District, which is faster than the average Russian pace, and to ensure a sustainable increase in the permanent population in the specified macro-region. The approaches outlined in the article to determining the key directions of state policy of the Russian Federation in this macro -region can be used to determine the real opportunities for the implementation of large infrastructure projects and their provision with investment resources.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, Дальний Восток, природные ресурсы, инвестиции, демография.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, Far East, natural resources, investments, demography.

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года,1 утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р все регионы ДФО отнесены к приоритетным геостратегическим территориям. В Стратегии одной из основных задач пространственного развития установлено обеспечение социально-экономического

развития геостратегических территорий Российской Федерации, в том числе за счёт опережающего среднероссийские темпы социально -экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе.

1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.

54

ECONOMICS / «ШИШМЛЦМ-ЛШШаИ» #4(197)), 2(024

Одним из основных приоритетов Стратегии является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально -экономического развития геостратегических территорий, к которым относится и Арктическая зона, о чём неоднократно подчёркивал Президент Российской Федерации В. В. Путин. Он в очередной раз обратил на это внимание на совещании по развитию ЗАТО и городов в Арктической зоне России 20 июля 2023 года: "Арктическая зона важна для страны стратегически. Здесь и вопросы оборонного характера, и ресурсная база", поставив задачу определить перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации (далее АЗРФ), в том числе выполняющих функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике2.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, одним из основных направлений опережающего со-циальноэкономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации является совершенствование механизма государственной инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов, направленных на опережающее социально-экономическое развитие региона.

Приняты стратегические документы определяют этапы и направления развития арктических регионов. В целях их реализации разработаны и внедрены новые подходы и механизмы социально -экономического развития северных территорий.3

Для реализации этих задач исключительно важно обеспечить государственную инфраструктурную поддержку инвестиционных проектов переход к форсированным инвестициям, подкреплённых стимулированием экономического роста по главным направлениям использования этих инвестиций поскольку, как отмечает академик РАН Аганбегян А. Г., что инвестиции - это вложения в будущее.4

Следует отметить, что многолетние дискуссии о необходимости в решении задач по развитию этих важнейших Арктического и Дальне Восточного макрорегионов учитывать особенности природно-климатических, медико-биологических, а, главное, социально-экономических условий,5

наконец, признано и об этом В. В. Путин на встрече с предпринимателями ДФО в Хабаровске отметил, что общий такой суперлиберальный под-

ход: все должны быть поставлены в равные условия, и Дальний Восток тоже, так же как европейская часть. Но тогда здесь и депопуляция продолжалась бы, и ничего бы не было. Условия-то разные6.

И на Стратегической сессии 31 октября 2023 года председатель Правительства Российской Федерации Мишустин М. В. отметил, как значимые направления, которые требуют максимальной координации на всех уровнях: это демография, и что социальные условия в ДФО не должны отставать от европейской части России; необходимость обновления инфраструктуры; сохранение природных богатств Дальнего Востока7.

Нужно подчеркнуть, что за прошедшие после утверждённой постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №308. госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и государственной программы Российской Федерации «Социально -экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшу ю перспективу», которая была утверждена Правительством Российской Федерации 21 апреля 2014 г. № 366., а Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1064 утверждена её новая редакция и срок реализации продлён до 2025 года, определены механизмы, которые позволят в некоторой мере реализовать задачи по диверсификации и совершенствованию экономики этих макрорегионов. Этими государственными программами Российской Федерации предусмотрено повышение эффективности всех видов экономической деятельности в макрорегионах АЗРФ и ДФО с целью перехода к устойчивому их социально-экономическому росту. В целях опережающего развития экономики Севера приняты беспрецедентные решения, создана самая крупная в мире "Арктическая зона Российской Федерации" зона с льготными условиями ведения бизнеса, в которой реализуется 747 инвестиционных проектов, общим объемом 1,7 трлн рублей. Фактически резиденты АЗРФ уже проинвестировали 413 млрд рублей и создали 12,5 тысяч рабочих мест8.

В результате реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в АЗРФ увеличилась с 70,65 года в 2014 году до 72,39 года в 2018 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении, сократился на 53 процента миграционный отток населения, снизился с 5,6 процента в 2017 году до 4,6 процента в

2 http://www.kremlin.ru/events/president/news/71711 (дата обращения: 14.01.2024))

3 Стенограмма заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Российской Федерации на тему "Социальная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации: состояние и перспективы развития" стр.2) 23.11. 2023г.

4 Аганбегян А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой

России/- М., Издательский дом ДЕЛО. 2018.-400с

5 Матвеев А. С. Социально-экономическое положение российского Севера: проблемы, пути решения. - М.; Современная экономика и право. 2012.-392с.

6 kremlin.ru 11.01.2024 .

7 http://duma.gov.ru// (дата обращения: 12.01. 2024)

8 Информационно-аналитический материал к «правительственному часу» по вопросу «О приоритетных направлениях работы Правительства Российской Федерации по экономическому развитию Дальнего Востока» Совет Федерации11.10. 2023г.

«шиитеимм-лэишаи» 2©24 / ECONOMICS

55

2019 году уровень безработицы, доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации увеличилась с 5 процентов в 2014 году до 6,2 процента в 2018 году9.

Показатели развития Дальнего Востока так же свидетельствуют о заметных итогах реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа». Прирост валового регионального продукта на душу населения Дальнего Востока за 2014-2022 гг. почти в 2 раза опережает общероссийский, а прирост промышленного производства - выше общероссийского в 1,5 раза.

Общий объем промышленного производства составил 5,4 трлн рублей в 2022 году.

Прирост инвестиций в основной капитал за 2014-2022 гг. на Дальнем Востоке в 3 раза выше, чем в целом по стране, в 2022 году объем инвестиций в основной капитал на территории ДФО составил 2,5 трлн рублей, около 9 % от общероссийского уровня.

Темпы роста сельскохозяйственного производства на Дальнем Востоке с 2020 года выше, чем в целом по стране.

В 2,5 раза увеличилась добыча угля, в 2,4 раза возросло производство продукции агропромышленного комплекса, в 1,6 раза увеличилась добыча золота, на 30 процентов - объем ввода жилья. Рост промышленного производства опережает среднероссийский на 30 процентов, создано 125 тысяч новых рабочих мест.

Реализация проектов дорожного строительства на Дальнем Востоке обеспечивает сопоставимый с общероссийскими темпами рост протяженности автомобильных дорог.

Эти достижения стали возможны при обеспечении государственной инфраструктурной поддержке инвестиционных проектов, применении механизмов привлечения инвестиций в проекты с государственной поддержкой в АЗРФ и на Дальнем Востоке. На сегодняшний день с государственной поддержкой на Дальнем Востоке построено 685 предприятий. Инвесторами вложено в экономику 3,4 трлн рублей.

Необходимость решения задач по развитию АЗРФ в Указе Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» подчёркивается, что Арктическая зона обеспечивает добычу более 80 процентов горючего природного газа и 17 процентов нефти (включая газовый конденсат) в Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации в

9 Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645

10 Информационно-аналитический материал к «правительственному часу» по вопросу «О приоритетных направлениях работы Правительства Российской Федерации по экономическому развитию Дальнего Востока»

стр.23 Совет Федерации11.10. 2023г.

Арктике по оценкам экспертов, содержит более 85,1 трлн. куб. метра горючего природного газа, 17,3 млрд. тонн нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Исключительно важно обеспечить устойчивый социально-экономический рост ДФО, в котором 7,9 миллиона жителей, 41 процент территории Российской Федерации. Округ является важнейшим минерально-сырьевым центром России. В его недрах залегает 100 процентов от разведанных запасов борных руд и брусита, 98- олова и цеолитов, 97-мышьяка, 90- сурьмы, скандия, плавикового шпата, 77-алмазов,74- урана, 66- вольфрама и молиб-дена,63- висмута, 60- германия, 58- цинка, 57- серебра, 56- свинца и 50 процентов - золото. Минерально-сырьевой комплекс Дальнего Востока составляет более 31% в валовом региональном продукте региона. В округе добывается 100 процентов от добычи в Российской Федерации олова, вольфрама, гелия, мышьяка, брусита и борных руд, более 98- плавикового шпата, 93- висмута, 91-сурьмы, 78- урана и алмазов , 68- серебра, 64-про-цента золота. Природно-ресурсный потенциал составляет 71 процент рыбы, 64 - запасов пресной воды, 47 процентов леса10.

При этом необходимо обратить особое внимание на то, что, вовлекая минерально-сырьевые ресурсы России, которые играют важнейшую роль в её социально-экономическом развитии, на выбор методов их освоения особенно в этих макрорегионах. Это налагает огромную ответственность на органы власти и управления. Поскольку какими бы ни были уникальными запасы любого месторождения полезных ископаемых, наступает время их исчерпа-емости. Созданные для их извлечения жильё, объекты социальной сферы, промышленной инфраструктуры оказываются не нужными, если к этому сроку не будут приняты меры по созданию производств, использование которых будет эффективным в новых реалиях11.

То, что произошло после распада СССР, когда практически брошенными оказались многие населённые пункты не только на Крайний Севере, в которых проживали работники горнодобывающих предприятий, не должно повториться. Поэтому одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации в АЗРФ и ДФО должна стать реализация крупных инфраструктурных проектов их обеспечение инвестиционными ресурсами. Решать накопившиеся проблемы, на которые обратил внимание Глава государства, приведя пример достигшей 70 процентов изношенности коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, в частности, в крупных городах Заполярья.

11 ECONOMICS / «Colloquium-journal» №15(39), 2019 с.19-24

(Развитие транспортной инфраструктуры Арктики-важ-нейшее условие привлечения инвестиций для использования ресурсной базы макрорегиона.)

56

ECONOMICS / «ШИШМЛЦМ-ЛШШаИ» 2024

Для реализации проектов в АЗРФ и ДФО необходимо учитывать и минимизировать вызовы и угрозы, которые складываются с демографической ситуацией в стране и особенно при развитии этих макрорегионов. Председатель Правительства Российской Федерации Мишустин Михаил Владимирович при отчёте в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в марте 2023 г. отметил, что это- главный внутриполитический вызов. В стране отрицательная демографическая динамика, снижается естественный прирост населения, продолжается миграционный отток и, как следствие, сокращается численность населения. А такую огромную территорию как АЗРФ и Дальний Восток невозможно качественно развивать, обустраивать, благоустраивать без достаточной численности населения, что является одним из главных сдерживающих факторов их ускоренного развития.

Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Матвиенко Валентина Ивановна обратила внимание на то, что Дальневосточный федеральный округ - лидер по оттоку населения среди федеральных округов России. Численность населения в субъектах Дальневосточного федерального округа за 30 лет сократилась на четверть при чём уезжает трудоспособное населения. Например, в Хабаровском крае в 2022 году 62 процента уехавших - это люди в возрасте от 16 до 44 лет и когда происходит отток трудоспособного населения - это вдвойне требует более тщательного анализа12.

В этих макрорегионах и особенно в АЗРФ надо преодолеть отставание значений показателей, характеризующих качество жизни, от общероссийских или средних по субъектам Российской Федерации значений. И хотя, реализация проектов дорожного строительства на Дальнем Востоке обеспечивает сопоставимый с общероссийскими темпами рост протяженности автомобильных дорог, но доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, остается низкой.

Ещё значительна доля аварийного жилищного фонда, недостаточно обеспечение жилищного фонда всеми видами благоустройства. Особенно низкий уровень доступности качественных социальных услуг и благоустроенного жилья в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Настоятельной необходимостью является повышение уровня развития системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых

товаров, обеспечивающей возможность их реализации населению и хозяйствующим субъектам по доступным ценам. Исполнение принятого в августе 2023 г. закона "О северном завозе"13 позволит существенно повысить этот уровень.

В то же время важно обратить внимание на факторы, которые сложились в период, когда шло покорение Арктики. Индустриальное освоение этого макрорегиона и формирование пространственной экономической структуры началось тогда, когда, с одной стороны, в основе размещения производства нередко лежали внеэкономические соображения, а с другой, экономика Севера формировалась как часть единого народнохозяйственного комплекса. А в период так называемых рыночных реформ рыночная трансформация привела к разрыву хозяйственных связей и финансовому неблагополучию большинства предприятий этого макрорегиона. Некоторые предприятия свернули свою деятельность, а часть - стали устойчиво убыточными и не обладают необходимыми средствами для развития. В результате таких «рыночных реформ» более всего пострадала социальная сфера северных территорий. Важнейшей особенностью экономики Крайнего Севера является ее "островной" характер, обусловленный тем, что в советский период строительство экономических и социальных зон осуществлялось вокруг градообразующих предприятий, как правило, далеко расположенных друг от друга. Упадок таких предприятий означал упадок и всех систем жизнеобеспечения, прежде всего, малых северных городов и поселений. Теперь необходимо это исправлять. Перейти к новому, более современному, подходу обеспечения для жителей Севера, достойных комфортабельных условий со всеми благами цивилизации. И соответствующее целеполагание содержится в основополагающих документах - Основах государственной политики в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации14.

Сложившуюся систему государственного регулирования экономических отношений федерального центра и северных территорий необходимо направлять на структурную перестройку и адаптацию северных территорий к рыночным условиям. При узких возможностях прямой бюджетно-финансовой поддержки также необходимо повышать эффективность механизмов государственного содействия экономическому развитию и активизации инвестиционной деятельности, с учётом в процессе распределения финансово-инвестиционной помощи природно-климатических и социально-экономических особенностей российского Севера и Арктики. Это позволит наращивать ресурсный потенциал, способствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

12 Стенограмма 552 заседания Совета Федерации 11 октября 2023 годастр .71.

13 ФЗ О северном завозе №411 ФЗ от04.08.2024г.

14 Стенограмма заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете

Федерации Российской Федерации на тему "Социальная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации: состояние и перспективы развития" 23 ноября 2023 года.стр.8

«шиитешим-лшшаи» жт / economics

57

Нужно отметить, что развитие Дальнего Востока определено главой государства национальным приоритетом на XXI век. И Правительством России созданы условия развития макрорегиона. Обеспечивается государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов. За период с 2014 по 2023 год принято 75 федеральных законов и 439 актов Правительства. Созданы преференциальные режимы территорий опережающего развития. На территории ДФО реализуется комплекс мер государственной поддержки для инвесторов: налоговые льготы и таможенные преференции, обеспечение землей и необходимой инфраструктурой, в том числе возмещение затрат на ее создание, возможность льготного финансирования. 15

Следует отметить, что утвержденные Правительством России в последние годы Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и государственной программы Российской Федерации «Социально -экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» ряд других программных документов основаны на новых социально-экономических реалиях.

В то же время их практическая реализация в условиях нестабильного мирового хозяйства, требуют кардинального изменения в решении вопросов управления экономикой. Кроме того, объективные природно-климатические и социально-экономические различия территорий на этих огромных пространствах настолько велики, что в реализации указанных документов необходимо учитывать все особенности северных и арктических районов. Шире использовать проверенную практикой наиболее эффективную и устойчивую форму организации жизнедеятельности в условиях Арктики как крупные территориально -производственные комплексы, как Норильский горно-металлургический комбинат на севере Красноярского края, Апатиты в Мурманской области, алмазодобывающий комплекс в Якутии и ряд других Эти комплексы, как и сопряженная с ними социальная сфера, с меньшими потерями «пережили» рыночные трансформации и последующие экономический и финансовый кризисы. Это еще раз подтверждает необходимость комплексного подхода при освоении и обживании арктических территорий.

Вывод. Органам государственной власти и управления следует обеспечить государственную инфраструктурную поддержку инвестиционных проектов и переход к форсированным инвестициям, подкреплённых стимулированием экономи-

ческого роста по главным направлениям использования этих инвестиций для проектов, реализуемых в АЗРФ и ДФО -важнейшем макрорегионе Российской Федерации, наращивать ресурсный потенциал, способствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

Список использованной литературы:

1. Федеральный Закон "О северном завозе" №411 ФЗ от04.08.2024г.

2. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от З1 августа 2017 года №1064

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р. "Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года"

5. Стенограмма 552 заседания Совета Федерации 11 октября 2023 года.

6. Информационно -аналитический материал к «правительственному часу» по вопросу «О приоритетных направлениях работы Правительства Российской Федерации по экономическому развитию Дальнего Востока» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11.10. 2023г.

7. Стенограмма заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Российской Федерации на тему "Социальная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации: состояние и перспективы развития" 23 ноября 2023 года. Официальный сайт Совета Федерации.

8. Стенограмма парламентские слушания 16 мая 2014 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О проблемах и перспективах совершенствования федерального законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Официальный сайт Совета Федерации.

9. Аганбегян А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой России/- М.: Издательский дом "Дело" РАН-ХиГС, 2018. -400 с.

10.Матвеев А. С. Социально-экономическое положение российского Севера: проблемы, пути решения. - М.; Современная экономика и право. 2012.-392с.

11.ECONOMICS / «Colloquium-journal»

12.[Электронный ресурс] http://duma.gov.ru

13.[Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru

14.[Электронный ресурс] http://government.ru/news/49371/ (дата обращения: 30.08.2023)

15 http://government.ru/news/49371/ (дата обраще-ния:12.01.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.