Научная статья на тему 'Государственная информационная политика в деле формирования национального самосознания белорусов'

Государственная информационная политика в деле формирования национального самосознания белорусов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1355
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная информационная политика Республики Беларусь / медиапространство / глобализация / средства массовой информации / нация / национальное самосознание / национальная социализация / национальные ценности / state information policy of the Republic of Belarus / media space / globalization / mass media / the nation / national identity / national socialization / national values

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А. В. Павлова

Рассмотрена государственная информационная политика Республики Беларусь в области деятельности СМИ. Определены ее основные задачи, цели и направления. Проанализированы особенности развития СМИ страны с учетом глобализации. На основе статистических и эмпирических данных проведен анализ информационного пространства Беларуси. Эффективность государственной информационной политики Беларуси анализируется по таким параметрам, как уровень доверия к СМИ, язык контента, рейтинг СМИ и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe state information policy in the formation of the national identity of the Belarusians

The state information policy of the Republic of Belarus is characterized. Its main goals, objectives and directions are defined. Issues of development of mass media of the Republic of Belarus in the context of globalization are considered. The analysis of the information space of the country was conducted on the basis of statistical and empirical data. The effectiveness of the state information policy of Belarus is analyzed on the basis of parameters such as the level of trust in the media, broadcasting language, rating and, etc.

Текст научной работы на тему «Государственная информационная политика в деле формирования национального самосознания белорусов»

УДК 316.422:316.77

А. В. ПАВЛОВА,

ведущий специалист-аналитик СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»,

Санкт-Петербург

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ДЕЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

БЕЛОРУСОВ

Рассмотрена государственная информационная политика Республики Беларусь в области деятельности СМИ. Определены ее основные задачи, цели и направления. Проанализированы особенности развития СМИ страны с учетом глобализации. На основе статистических и эмпирических данных проведен анализ информационного пространства Беларуси. Эффективность государственной информационной политики Беларуси анализируется по таким параметрам, как уровень доверия к СМИ, язык контента, рейтинг СМИ и др.

Ключевые слова: государственная информационная политика Республики Беларусь, медиа-пространство, глобализация, средства массовой информации, нация, национальное самосознание, национальная социализация, национальные ценности.

Во многом экономический и политический успех государства связан с эффективностью управления информацией внутри страны и за ее пределами. Немаловажная роль в этом процессе отводится информационной политике государства, которая влияет как на социально-политические отношения между гражданами страны, так и на духовную сферу жизни общества. В Республике Беларусь государственная информационная политика реализуется через деятельность республиканских органов государственного управления, направлена на развитие информационной сферы общества и охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, накоплением, хранением, обработкой и распространением всех видов информации [1]. В данной статье речь пойдет о средствах массовой информации Республики Беларусь как объектах государственной информационной политики.

В эпоху глобализации и отсутствия информационных границ вопросы эффективности государственной информационной политики приобрели еще большую значимость. Обеспечение национальной безопасности и сохранение целостности государства непосредственно связаны с защитой информационного пространства страны от информации, способной дестабилизировать социально-политическую, экономическую, религиозную ситуацию в государстве. Негативному влиянию подвержена национальная культурная среда вследствие распространения универсальных культурных ценностей, влия-

ющих на трансформацию национальной идентичности личности. Благодаря огромному потенциалу воздействия на общественное сознание и поведение людей СМИ выполняют важнейшие функции социализации, социальной стабилизации и интеграции общества. Национальное самосознание является продуктом социализации в результате освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа. Национальное самосознание основано на чувстве принадлежности к национальной общности, единстве территории проживания, исторического прошлого, языка, национальной культуры, осознанном чувстве национальной гордости и общности интересов со своей нацией. Национальное самосознание можно определить как «совокупность идей, представлений, убеждений, верований, с помощью которых народ осмысливает себя как национальное целое и осознает настоящие истоки своего исторического происхождения» [2, с. 378].

Развитие национального самосознания современных граждан Беларуси тесно связано с социально-политическими и социально-культурными процессами, происходящими в стране и за ее пределами. Образование независимого государства в 1991 г. повлияло на становление новых и изменение прежних национальных, политических и социокультурных ценностей нескольких поколений граждан страны. Новый политический курс и развитие сферы информационно-коммуникационных технологий в современном мире существенно изменили информационное пространство и информационное поле Республики Беларусь по сравнению с советским периодом развития. Под информационным пространством будем понимать все СМИ и информационные ресурсы, доступные на территории государства, информационное поле - это все СМИ, зарегистрированные на территории страны [3, с. 114].

Важными организационно-юридическими мероприятиями молодого государства стали создание республиканского государственного органа управления в сфере СМИ и разработка нормативно-правовой базы. В настоящее время функцию государственного регулирования в области передачи и распространения информации выполняет Министерство информации Республики Беларусь. Разработан ряд нормативно-правовых документов: законы «О средствах массовой информации» [4], «Об информации, информатизации и защите информации» [5], «О рекламе» [6] и указы Президента Республики Беларусь «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» [7], «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» [8], «Об утверждении концепции национальной безопасности Республики Беларусь» [9] и др. Эти законы и указы регламентируют сферу производства и распространения информации с учетом современных тенденций и технологических особенностей развития средств информации и коммуникации в рамках интересов национальной безопасности страны.

СМИ как один из важнейших агентов социализации, в том числе национальной социализации, играют важную роль в распространении национально-

культурных и гражданских ценностей в обществе. Они формируют систему ценностей, передают социально-культурный опыт, транслируют культурные нормы, моделируют поведение личности и т. д. Среди приоритетных направлений государственной информационной политики в системе массовых коммуникаций, которые могут способствовать формированию национального самосознания белорусов, можно выделить: 1) формирование и развитие системы национального электронного контента, включающей: образовательные интернет-ресурсы, объединяемые национальным образовательным порталом; интернет-ресурсы СМИ и портал-дайджест белорусских СМИ, музейные интернет-ресурсы, аккумулирующие историческое и культурное наследие Беларуси; энциклопедические интернет-ресурсы, в том числе представленные в открытом доступе электронные версии книжной продукции издательства «Беларуская Энцыклапедыя» и др.; 2) принятие специальной программы сохранения культурно-исторического наследия в цифровых форматах; 3) совершенствование нормативного правового обеспечения развития системы массовых коммуникаций и национального электронного контента [1].

СМИ в рамках государственной информационной политики должны: повышать уровень просвещения граждан в вопросах национальной культуры и истории, расширять область использования национального языка в информационном пространстве страны, формировать у подрастающего поколения национально-культурные ценности, повышать авторитет государства через информацию о достижениях, успехах в экономической, социальной, спортивной, экологической и других сферах жизни общества. Условно можно выделить два основных направления в этой работе.

Первое направление - повышение рейтинга и уровня доверия к белорусским СМИ, расширение максимального охвата аудитории для информационного воздействия на нее, распространение тематической информации, воздействующей на патриотическое воспитание, повышение чувства гордости за страну, нацию и ее представителей.

Несомненным успехом является то, что наиболее популярные телеканалы страны с самым широким ежедневным охватом аудитории полностью или частично принадлежат государству: «ОНТ» - 67,7 %, «Беларусь-1» - 62,3 %, «НТВ-Беларусь» - 59,4 %, «Россия-Беларусь» - 53,6 %, «Беларусь-2» - 46,8 %, «СТВ» - 32,3 % [10, с. 27]. Именно они пользуются самым высоким уровнем доверия со стороны населения по сравнению с другими телеканалами - от 79,7 % до 83,5 % [10, с. 29]. В качестве учредителей основных общественно-политических республиканских, областных и почти всех региональных печатных изданий выступают исполнительные органы государственной власти различных уровней.

На законодательном уровне определен перечень телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет, и их очередность («Беларусь-1», «ОНТ», «СТВ», «Мир», «Россия-Беларусь», «НТВ-Беларусь», «Беларусь-2», «Беларусь-3», «Беларусь-5»). Данный общедоступный пакет должны распро-

странять все операторы и поставщики услуг электросвязи для населения [11]. Размещение этих телепрограмм в строгой последовательности в начале перечня перед любыми другими, безусловно, положительно влияет на их рейтинг и популярность среди аудитории Беларуси, несмотря на широкую представленность других телепрограмм в пакетах кабельного ТВ. Все большую популярность набирает интерактивное телевидение «ZALA», оператором которого выступает РУП «Белтелеком». Определенной формой завоевания читательской аудитории является кампания по проведению подписки на периодические печатные издания.

Расширению информационного влияния и воздействия на аудиторию способствует развитие онлайн-версий традиционных СМИ. В Республике Беларусь практически каждое государственное СМИ должно быть представлено в Сети. Востребованность этого канала информации объясняется постоянным ростом ежедневной аудитории Интернета, преимущественно за счет молодежи (табл. 1) [12, с. 96-99].

Таблица 1. Количество абонентов Интернета (на конец года; тыс.)

Абоненты 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Физические лица 4808,8 6062,2 7469,3 8407,0 8624,9 9108,0

Правильным шагом было создание тематических телеканалов «Бела-русь-5» и «Беларусь-4». Первый белорусский национальный спортивный государственный телеканал «Беларусь-5» освещает государственную информационную политику в области спортивной жизни страны. Его миссия -«формирование национального самосознания посредством пропаганды здорового образа жизни, достижений отечественного спорта и его представителей» [13]. Региональный телеканал «Беларусь-4» - канал с единой сеткой вещания, выступает общей платформой для всех областных телестудий. Потенциал областных и региональных СМИ в формировании национального самосознания весьма важен. Они освещают социально-экономическую и культурную жизнь области и района, реализуя коммуникативную функцию. Важным условием ее реализации является доступ аудитории к информации, которая формирует чувство единства с общностью за счет территории проживания и чувства сопричастности к происходящим рядом событиям.

Второе направление - это все то, что связано непосредственно с популяризацией и пропагандой идеи белорусской государственности, национальной культуры и ее ценностей путем создания соответствующего информационного продукта. Статья 4 Закона «О средствах массовой информации» в качестве одного из основных принципов деятельности СМИ указывает на развитие национальной культуры; СМИ должны содействовать распространению и популяризации национальных культурных ценностей [4].

Положительным моментом в процессе популяризации национальной культуры и языка стало создание телеканала «Беларусь-3» и канала белорус-

ского радио «Культура» [13]. Основная цель телеканала «Беларусь-3» - «обеспечение освещения государственной информационной политики в области культурной жизни страны» и «позиционирование культуры как совокупности материальных и интеллектуальных ценностей Республики Беларусь в современной медиасреде». Однако рейтинги телеканала пока не так высоки: ежедневная аудитория составляет 10,1 %, еженедельная и ежемесячная - 15,3 % и 20,1 % соответственно [10, с. 27]. Канал радио «Культура» знакомит радиослушателей с национальными и мировыми культурными достижениями, современными событиями в мире искусства. Однако, по данным ИАЦ, он не входил в топ-20 радиостанций страны. Ежедневная общественно-просветительская газета на белорусском языке тематической направленности «Культура» также пока не пользуется широкой популярностью [10, с. 48].

Среди наиболее популярных программ различных телеканалов по интересующей нас направленности в топ-5 рейтинга «Беларусь-2» вошли только «Телебарометр» - 29,5 % и «Белорусская кухня» - 11,5 %. Лидерами рейтинга остальных каналов по большей части являются информационные продукты российских СМИ [10, с. 37-39].

Результатом заинтересованности государства в производстве и распространении информации о культуре, истории, традициях белорусского народа через систему СМИ является организация различных профессиональных конкурсов [14]. Национальный конкурс печатных СМИ «Золотая Литера» имеет номинацию «Лучшие материалы культурной и историко-краеведческой тематики» для республиканских и областных СМИ, а также для региональных и многотиражных СМИ. Среди победителей других номинаций представлены проекты по культурной и исторической тематике, в частности в 2016 г. это были номинации: «Лучший творческий проект года республиканских, областных печатных СМИ, информационных агентств», «Лучшие интернет-проекты» для республиканских и областных СМИ, «Лучший творческий проект года региональных многотиражных печатных СМИ» и др. В рамках Национального телевизионного конкурса «Телевершина» определяются победители, в том числе среди программ культурно-исторической, социально-культурной направленности. Победители конкурса 2016 г. в номинациях «Лучшая культурно-просветительская программа», «Лучшая социальная реклама», «Лучшая развлекательная программа», «Лучший проект регионального телевидения», «Телевизионный проект года» затрагивали темы национально-культурных и патриотических ценностей, а также героического прошлого белорусского народа. Можно отметить и ежегодный творческий конкурс на лучшее освещение в СМИ вопросов строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь, патриотического воспитания населения Республики Беларусь.

Широкое освещение в СМИ получают различные культурные мероприятия и праздники, популяризирующие национальную материальную и духовную культуры. Среди таких мероприятий - «День белорусской письменно-

сти», Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», «Музыкальные вечера в Мирском замке», «Александрия собирает друзей», Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дожинки».

Немаловажную роль в государственной информационной политике играет и язык распространения информации. Статья 9 Закона «О средствах массовой информации» предусматривает распространение информации на любом из двух государственных и других языках [4]. Однако количество русскоязычных газет, радио- и телепрограмм значительно превышает издания на белорусском языке, о чем свидетельствует статистика. Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о росте выпуска русскоязычных изданий после 1990 г. С 1989 по 2015 г. число газет на белорусском языке возросло в 1,4 раза (с 131 до 185), в то время как на русском - в 4,5 раза (с 89 до 397). Несмотря на более интенсивное сокращение в последнее время русскоязычных изданий, они все равно значительно превышают аналогичные издания на белорусском языке (в 2015 г. - 67,9 % против 31,6 % соответственно) [3].

уз^ фФ гоО'1 гфЬ ^ %^ ^ г^Ф ГОД

• белорусский язык Я русский язык

Динамика выхода газет с учетом языка издания [15]

По данным статистики, на белорусском языке значительно чаще можно прочитать статьи в районных газетах, имеющих намного меньший охват аудитории по сравнению с городскими, областными и республиканскими изданиями. Республиканская пресса, с самым широким охватом читателей, меньше использует в статьях белорусский язык. В 2015 г. число республиканских газет, выходящих на русском языке (153), оказалось в 7,3 раза больше, чем на белорусском языке (21) [3]. Редакции городских и областных газет также преимущественно издают свои номера на русском языке. Тенденция преобладания русскоязычных изданий характерна для журналов, издаваемых книг и брошюр.

Значительное преобладание русского языка характерно и для телеэфира наиболее популярных телеканалов Белтелерадиокомпании («Беларусь-1», «Беларусь-2», «НТВ-Беларусь»), а также «ОНТ», «СТВ», «Россия-Беларусь», которые вошли в обязательный общедоступный пакет телепрограмм.

Опубликованных актуальных данных о количестве программ на белорусском языке в электронных СМИ, к сожалению, найти не удалось. Однако данные статистики за 2011 г. указывали на преобладание в телеэфире русского языка. В 2011 г. программы на белорусском языке были в телеэфире «Беларусь-1» и «Беларусь-2» (Лад), но их доля невелика (табл. 2) [16, с. 100]. При этом ни один из телеканалов в указанный период времени не был лидером рейтинга ежедневного просмотра у населения страны [17, с. 14].

Таблица 2. Телепрограммы по языкам вещания в 2011 г.

Телеканалы Белорусский язык Русский язык

Беларусь-1 (Первый канал) 317 6745

Беларусь-2 (Лад) 309 6420

Тенденция преобладания русского языка характерна и для сегмента радио. Актуальных данных по количеству программ в радиоэфире также нет, но по данным за 2011 г. белорусский язык звучал только в эфире «Первого национального канала Белорусского радио», радиостанций «Столица» и «Культура» (табл. 3) [16, с. 103].

Таблица 3. Радиопрограммы по языкам вещания в 2011 г.

Радиоканалы и радиостанции Белорусский язык Русский язык

Первый национальный канал Белорусского радио 8752 8

Радиостанция «Столица» 7300 -

Канал «Культура» 6802 498

Радиостанция «Радиусам» - 8760

Радио ОНТ - 8640

В 2011 г., по данным опросов, ежедневная республиканская аудитория «Первого национального канала Белорусского радио» составляла всего 16 %, а у «Столицы» и «Культуры» она была еще меньше (2,5 % и 1,1 % соответственно) [17, с. 70]. При этом основу аудитории этих радиостанций составляют представители более старшего поколения [17, с. 71]. Важно понимать и то, что радио значительно уступает по популярности телевидению, газетам и Интернету, соответственно, обладает незначительным влиянием на аудиторию. Популярные среди молодежи музыкально-развлекательные радиостанции чаще являются русскоязычными. Для завоевания аудитории и повышения рейтинга - это хорошо, но для популяризации национально-культурных ценностей потенциал радио используется не в полной мере.

Особенностью информационного пространства Беларуси является его внешняя открытость, что проявляется в значительной представленности российских СМИ (благодаря спутниковому, кабельному телевидению и Интернету). Широко представлены и отдельные российские медиа-продукты в сетке вещания национальных телеканалов, положительно влияющие на их рейтин-

ги благодаря популярности аудитории. В последние годы непрерывно растет аудитория различных интернет-ресурсов, преобладание русского языка в которых не вызывает сомнения. Российские газеты и журналы достаточно легко доходят до читателей, в том числе и благодаря подписке через систему РУП «Белпочта».

Отдельно стоит отметить роль социологических исследований и рейтинговых замеров в деятельности СМИ, которые обеспечивают «обратную связь» с аудиторией и позволяют оперативно реагировать на происходящие в аудиторном поведении изменения. Каким образом социологические исследования интересов и потребностей аудитории и рейтинговые замеры (отдельных программ, телеканалов) связаны с государственной информационной политикой? Результаты исследований могут быть ориентиром в разработке информационной политики конкретного телеканала, радиостанции или печатного издания. Они также определяют наиболее популярные СМИ или программы (материалы), помогают ответить на вопросы о доступности информации для аудитории и ее заинтересованности, определить уровень доверия к конкретному СМИ, оценить удовлетворенность аудитории деятельностью СМИ в целом и др. Эффективность взаимодействия социологов и представителей масс-медиа в процессе создания информационного продукта доказана мировой практикой. Опыт взаимодействия СМИ с социологическими и маркетинговыми организациями есть и в нашей стране. Среди заказчиков ведущих исследовательских организаций (Институт социологии НАН Беларуси, Центр социально-политических исследований БГУ, ИАЦ при Администрации Президента Республики Беларусь, МАСМИ и др.) - Белтелерадиокомпания, «ОНТ», «СТВ», Министерство информации Республики Беларусь, Минские телевизионные информационные сети, Космос ТВ, «Радио Unistar» и другие электронные и печатные СМИ республики.

СМИ и Интернет-ресурсы как основные каналы информации о жизни общества влияют на формирование общественного мнения и сознания. Государственная информационная политика в области СМИ должна содействовать распространению национально-культурных и патриотических ценностей, отвечающих задачам национального строительства и национальной безопасности страны. Для эффективной реализации этой задачи необходимо задействовать всю структуру системы СМИ (телевидение, радио, печатная пресса и интернет-ресурсы). Такая работа должна быть системной и целенаправленной. Несомненной заслугой в области деятельности ведущих республиканских СМИ является широкий охват аудитории и высокая оценка доверия. Это, безусловно, оказывает положительное влияние на возможности информационного воздействия на общество через систему СМИ. Результатом такого воздействия является стабильность социально-политического процесса и высокий уровень толерантности в белорусском обществе, что соответствует задачам национальной безопасности страны. Что касается вопросов пропаганды и популяризации национально-культурных ценностей, исторической па-

мяти и других важных аспектов, повышающих уровень национального самосознания белорусского народа, без которых невозможна идея единой нации, то здесь есть что совершенствовать. Можно отметить незначительную представленность тематических теле- и радиопрограмм в сетке вещания наиболее рейтинговых телеканалов и радиостанций. Важно учитывать и особенности аудитории каждого СМИ: пол, возраст, социально-политические предпочтения, социально-культурные интересы, территория проживания. Практически отсутствуют специализированные телепрограммы для детей и юношества. Недостаточно активно ведется такая работа в Интернете, а это одно из наиболее популярных средств массовой информации и коммуникации среди молодежи и подрастающего поколения. Очевидно, что только информационной деятельности в области СМИ недостаточно для поддержания высокого уровня национального самосознания граждан страны. Однако именно они могут выступить флагманом этого направления. Особенность СМИ как социального института в том, что картина жизни общества, которую он создает в рамках информационного пространства, строится через освещение деятельности других социальных институтов. СМИ могут не только поддерживать социально политическую систему государства, но и влиять на формирование социокультурных ценностей белорусского общества и способствовать росту национального самосознания.

Список использованных источников

1. О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 авг. 2010 г., № 1174 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2010-197/2010-197(010-023). pdf. - Дата доступа: 15.10.2016.

2. Шынкароу, В. В. Беларуси палпычны слоушк / В. В. Шынкароу, С. П. Раманава. -Мшск : Адукацыя i выхаванне, 2011. - 576 с.

3. Ротман, Д. Г. Информационное поле Республики Беларусь: анализ результатов социологического мониторинга / Д. Г. Ротман, А. В. Посталовский // Социология. - 2014. - № 2. -С. 113-121.

4. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 20 дек. 2014 г., № 213-3. - Режим доступа: http://www.mininform.gov.by/ru/zakony-ru/. - Дата доступа: 15.10.2016.

5. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-3. - Режим доступа. http://www.pravo.by/main. aspx?guid=3871&p2=2/1552. - Дата доступа: 15.10.2016.

6. О рекламе [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 23 апр. 2014 г., № 132-3. - Режим доступа: http://www.mininform.gov.by/ru/zakony-ru/. - Дата доступа: 15.10.2016.

7. О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации : Указ Президента Респ. Беларусь, 6 февр. 2009 г., № 65 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 40. - 1/10451.

8. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет : Указ Президента Респ. Беларусь, 1 февр. 2010 г., № 60 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 29. - 1/11368.

9. Об утверждении концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 276. - 1/12080.

10. Медиасфера Беларуси. Социологический аспект / под общ. ред. В. О. Дашкевич. -Минск, 2014. - 98 с.

11. Об утверждении перечня телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм, и определении последовательности (очередности) их распространения [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 13 мая 2015 г., № 407. - Режим доступа http://mininform.gov.by/uploads/folderForLinks/postanovlenie-407.pdf. -Дата доступа: 15.10.2016.

12. Транспорт и связь в Республике Беларусь, 2016 : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - 115 с.

13. Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tvr.by/. - Дата доступа: 15.10.2016.

14. Министерство информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mininform.gov.by/ru/zolotaya-litera-ru/. - Дата доступа: 15.10.2016.

15. Национальная книжная палата Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://natbook.org.by/. - Дата доступа: 15.10.2016.

16. Культура в Республике Беларусь, 2012 : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. -Минск, 2012. - 181 с.

17. Белорусская национальная медиасреда. Социологический аспект / под ред. В. О. Про-лесковского [и др.]. - Минск, 2011. - 108 с.

18. Друк Беларуи у лiчбах 2015 : стат. зб. - Мшск, 2016. - 17 с.

19. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 24 сент. 2001 г., № 516 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 92. - 1/3078.

A. V. PAVLOVA

XHE STATE INFORMATION POLICY IN THE FORMATION OF THE NATIONAL IDENTITY OF THE BELARUSIANS

Summary

The state information policy of the Republic of Belarus is characterized. Its main goals, objectives and directions are defined. Issues of development of mass media of the Republic of Belarus in the context of globalization are considered. The analysis of the information space of the country was conducted on the basis of statistical and empirical data. The effectiveness of the state information policy of Belarus is analyzed on the basis of parameters such as the level of trust in the media, broadcasting language, rating and, etc.

Keywords: state information policy of the Republic of Belarus, media space, globalization, mass media, the nation, national identity, national socialization, national values.

Поступила 31.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.