Научная статья на тему 'Белорусские медиа-онлайн: аудитория, структура, законодательство и регулирование'

Белорусские медиа-онлайн: аудитория, структура, законодательство и регулирование Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
802
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марина Соколова

К 2010 г. число интернет-пользователей достигло 30% населения Беларуси. Причём, как показывают исследования, ресурсы общественно-политического содержания составляют примерно 50% онлайновых СМИ, что в два раза превышает то же соотношение в печатных СМИ. В Беларуси единственным «регулятором» в сфере интернета и онлайновых медиа являются государственные институты. Это обусловлено не только нелиберальным характером режима, но и реактивной позицией общественных организаций, которые оставляют без внимания «окна возможностей» воздействия на национальную политику в данной сфере. К концу 2009 г. регулирование онлайновых СМИ оставалось незначительным, хотя «спящие» нормы принятых в 2008 – начале 2010 гг. законов и нормативных актов могут использоваться в качестве юридической основы для введения жёсткого контроля и цензуры в интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белорусские медиа-онлайн: аудитория, структура, законодательство и регулирование»

БЕЛОРУССКИЕ МЕДИА-ОНЛАЙН: АУДИТОРИЯ, СТРУКТУРА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Марина Соколова Резюме

К 2010 г. число интернет-пользователей достигло 30% населения Беларуси. Причём, как показывают исследования, ресурсы общественно-политического содержания составляют примерно 50% онлайновых СМИ, что в два раза превышает то же соотношение в печатных СМИ. В Беларуси единственным «регулятором» в сфере интернета и онлайновых медиа являются государственные институты. Это обусловлено не только нелиберальным характером режима, но и реактивной позицией общественных организаций, которые оставляют без внимания «окна возможностей» воздействия на национальную политику в данной сфере. К концу 2009 г. регулирование онлайновых СМИ оставалось незначительным, хотя «спящие» нормы принятых в 2008 - начале 2010 гг. законов и нормативных актов могут использоваться в качестве юридической основы для введения жёсткого контроля и цензуры в интернете.

Тенденции:

• рост числа интеренет-пользователей за счёт развития инфраструктуры, снижения стоимости широкополосного доступа в сеть и развития мобильного интернета;

• доминирование новостных сайтов профессиональных журналистов и многоцелевых порталов - при том, что метажурналистика так и не стала заметным элементом белорусского онлайнового ландшафта;

• национальная политика в области информации и информатизации сфокусирована на определении приоритетов и разработке «жёсткого» законодательства в области регулирования интернет-СМИ;

• белорусские законодательные инициативы по-прежнему разрабатываются вне глобальных инициатив и дискуссий в области управления интернета в целом и онлайнового контента в частности.

Аудитория интернета

В настоящее время в Беларуси насчитывается немногим более 3 млн пользователей интернета, что составляет треть всего населения страны.1 По данным статистики, портрет «сред-

1 См.: Байнет в разрезе: http://neg.by/publication/2009_06_26_11604. html; Исследование gemiusAudience 01/2010.

него» интернет-пользователя выглядит следующим образом: мужчина в возрасте до 25 лет, с высшим образованием, проживающий в Минской области и использующий широкополосный доступ в интернет, главным образом, у себя дома. Основные направления его активности в интернете — отправка и получение электронной почты, социальные сети и поиск информации о погоде (1-е место в списке Топ-10 поисковых запросов ТиТ.Ьу), работе, покупке и продаже товаров и услуг, курсах валют, лото, а также эротика (10 место) и порнография (2 место).2

Диаграмма 1. Распределение интерент-пользователей по возрасту и полу, %

39.49

19.05

20.43

28.49

14.74

13.

8.8

18.86

10

8.84^— ,1-1

Г"Г 6.68Г

11.59 10.2

■ Мужчины

□ Женщины

□ Всего

1.38

0.2

1.4

Возраст 15-24 25-34 35-44 45-54

Источник: gemiusAudience 01/2010

55 +

Треть посетителей общественно-политических информационных сайтов — молодёжь в возрасте 15 — 24 лет (примерно 16% просмотров). Однако более активно новостными ресурсами пользуются люди в возрасте 35 — 44 лет (около 21% аудитории), на долю которых приходится большая часть просмотров (табл. 1).

Жители Минска составляют до 45% посетителей новостных сайтов. Анализ специфики «информационных предпочтений»

См.: Белорусский портал ТиТ.Ьу подводит поисковые итоги уходящего года: http://mc.by/internet/article/2009-12-24/Belorusskij_portal_ TUT.BY_podvodit_poiskovye_itogi_uhodjaschego_goda/

по регионам показывает, что в Минской области набольший интерес вызывают digital life style (onliner.by) и новостная аналитика (naviny.by), в то время как в регионах «цифровой образ жизни» и связанные с ним новости привлекают значительно меньшее внимание. Лишь незначительная часть интернет-пользователей посещает несколько новостных ресурсов.

Диаграмма 2. Распределение интернет-аудитории по роду занятий, %

Другое i 20.13

Домохозяйка 1 3.43

Пенсионер □ 1.33

Студент-школьник 1 20.9' i

Фрилансер И 1.11

Инженер/рабочий 1 10.37 1 I1

Специались Владелец малого бизнеса Менеджер среднего звена Руководитель, владелец бизнеса

4.06 4.88 3.38

] 27.(5

Источник: gemiusAudience 01/2010

Таблица 1. Состав посетителей общественно-политических информационных сайтов

Возраст % от общей аудитории % от числа просмотров

15-24 33.77 15.71

25-34 28.53 23.50

35-44 20.98 29.37

45-54 14.81 26.55

55 + 1.91 4.88

Источник: gemiusAudience 01/2010

Онлайновые медиа

Эволюция различных сервисов, разработанных на базе www и его новейших модификаций Web 2.0 и Web 3.0, обусловила формирование новых моделей массовой коммуникации, которые требуют пересмотра традиционного понимания СМИ.

В этой ситуации наиболее продуктивным критерием определения онлайновых СМИ (если они не являются интернет-версией печатного издания) может стать их позиционирование в качестве таковых. Формальными внешними индикаторами такого позиционирования можно считать ключевые слова в названии ресурса; указание на то, что его создатели идентифицируют себя и свои продукты с деятельностью, совпадающей с деятельностью СМИ («интервью», «источник информации», «сообщение», «новость», «редактор»); технологии продвижения сайта как СМИ, а также описание организационно-правового статуса ресурса, которое обычно предлагается в разделе «о нас»/«о проекте».3

Характеристика белорусского медиа-ландшафта в предложенном выше понимании ещё ждёт своего исследователя. Достаточно отметить, что даже количество ресурсов в рубрике «Новости и СМИ» по-разному определяется каталогами и медиа-директориями. Так, рейтинг akavita.com включает 467 таких ресурсов4, медиа-директория eBelarus.org — около 4805, а каталог all.by — 5616.

По данным основных белорусских каталогов и рейтинговых систем, онлайновые версии оффлайновых ресурсов (включая электронные) составляют меньше половины: от 32 (all.by) до 49% (akavita.com). «Онлайновое представительство» имеют все девять белорусских информационных агентств: Агентство Владимира Гревцова (http://www.grevtsov.by); Минск—Новости (http://www.mk.by); БелаПАН (http:// www.belapan.com); БелТА (http://www.belta.by); Интерфакс-Запад (http://www.interfax.by); Ньюс-Релиз (http:// www.afn.by); Прайм-ТАСС (http://www.prime-tass.by/). Более половины белорусских телерадиокомпаний имеют вебсайты, а полнее всего представлены онлайн FM радиостанции (10 из 12)7. На белорусском медиа-ландшафте заметны интернет-ра-

Лукина М., Фомичева И. (2005) СМИ в пространстве Интернета: http://evartist.narod.ru/text19/034.htm.

См.: Акавита: http://top.akavita.com/Mass_Media_and_News/ См.: eBelarus.org: http://www.e-belarus.org/links/media.html. См.: Open.by: http://all.by/0701.html.

Приблизительная оценка. Источники: http://baj.by/m-bajPB-viewAll.html; http://catalog.akavita.by/Mass_Media_and_News/Television/; http:// www.e-belarus.org/links/media.html;http://www.mininform.gov.by/rus/smi/

3

4

5

b

дио и интернет-телевидение, которые составляют 7% от общего числа электронных СМИ8.

Интересно отметить, что ресурсы общественно-политического содержания составляют, по приблизительным оценкам, примерно 50% всех онлайн-СМИ, что в два раза превышает то же соотношение в печатных СМИ.

В силу отсутствия чётких дефиниций онлайновых СМИ, принципы их классификации также остаются дискуссионным вопросом. В качестве рабочей исследователи чаще всего используют следующую классификацию онлайновых медиа: онлайновые ресурсы, создаваемые профессиональными журналистами (в том числе и медиапорталы); каталоги и агрегато-ры новостей; ресурсы анализа и мониторинга качества онлайновых ресурсов (метажурналистика); гражданская журналистика.

Анализ онлайновых СМИ, проиндексированных белорусскими системами рейтингов, показывает, что наиболее успешными моделями являются новостные сайты профессиональных журналистов и многоцелевые порталы (примеры: tut.by, bymedia.net, np.by, mass.by). Именно они составляют как основной массив белорусских онлайновых СМИ общественно-политического характера, так и десятку наиболее посещаемых сайтов в данной категории (табл. 2). По данным gemius Audience, в первую десятку также входит ресурс onliner.by, который не индексируется двумя предыдущими ресурсами, хотя его аудитория превышает аудиторию онлайновой версии «Комсомольской правды» в 1.5 раза.

С расширением возможностей широкополосного доступа в интернет всё большее распространение получают многоцелевые порталы. Именно они, наряду с коллективными дискуссионными сайтами, преобладают среди региональных онлайновых новостных ресурсов, хотя по количеству пользователей и занимают очень низкие позиции в рейтингах. Медиа-ландшафт районного центра Беларуси представлен местной государственной газетой (примерно 47% таких газет имеют интернет-версии,), 1—2 негосударственными (развлечения, объявления) и, в большинстве случаев (от 58 в Могилёвской до 89%

См.: eBelarus.org: http://www.e-belarus.org/links/media.html e-belarus.

в Минской областях), городским порталом и/или коллективным дискуссионным сайтом.9

Таблица 2. Топ-10 информационных общественно-политических сайтов

http://top.akaYita.com/ http://all.by/ rating/rate_d_sb_l .html

1 ТиТ.Ьу Onliner.by

2 «Комсомольская правда в Белоруссии» (кр.Ьу) «Комсомольская правда в Белоруссии» (kp.by)

3 Белорусское телеграфное агентство (www.belta.by) Хартия-97. Новости из Беларуси (www.charter97.org)

4 Белорусские новости (палгту.Ьу) Белорусский партизан (www.belaruspartisan.org)

5 Хартия-97. Новости из Беларуси (www.charter97.org) Белорусские новости (naviny.by)

6 Агентство финансовых новостей (http://www.afn.by/) Белорусское телеграфное агентство (www.belta.by)

7 Белорусский партизан (www.belaruspartisan.org) Агентство финансовых новостей (http://www.afn.by/)

8 Беларусь сегодня (www.sb.by) Самдарнасць (www.gazetaby.com)

9 Народная газета (www.ng.by) Беларусь сегодня (www.sb.by)

10 Самдарнасць (www.gazetaby.com) Беларусь сегодня (www.sb.by)

По данным медиа-директории eBelarus.org, каталоги (примеры: all.by; akavita.com; 21.by; каталог блогов http:// blog.inf.by/ и др.) и агрегаторы новостей (примеры: akavita.news; informer.by; get.news; press.net.by и др.) составляют в общей сложности 8% от общего числа новостных онлайновых ресурсов. Примерно такой же процент набирает гражданская журналистика (101blog.net; «Народные новости Витебска»: news.vitebsk.cc; Indymedia Belarus: http:// belarus.indymedia.org/; iBelarus|net: http://www.ibelarus.net/; «Будзьма!»: http://www.budzma.org; Release.by).10

Метажурналистика, понимаемая как профессиональные журналистские рейтинговые и репутационные онлайновые ресурсы, основанные на анализе и мониторинге качества и объективности онлайновых медиа, оценке потенциала эффективного использования контента, создаваемого пользователями, до сих пор не стала заметным элементом белорусского

9

Источники: сайты районных и областных исполнительных советов, http://belpost.by/servlces/subscription/; baj.by ; http://info.21.by. См.: eBbelarus.org: http://www.e-belarus.org/links/media.html.

онлайнового ландшафта. Подобная тематика если и присутствует, то только спорадически, на периферии дискуссий сообществ белорусских журналистов (http://community. livejournal.com/paparazzi_by/; http://community.livejournal. com/reporter_by) и профессиональных журналистских организаций (Белорусская ассоциация журналистов: baj.by и Белорусский союз журналистов: www.buj.by).

Обнадеживает, правда, то, что стандарты веб-журналистики активно обсуждаются, например, в студенческом и преподавательском сообществе Института журналистики БГУ (премия Yousmi Web-Journalism11, интернет-газета http:// www.websmi.by, где «учатся веб-журналистике студенты жур-фака БГУ»12); в рамках таких проектов, как «Mlodziezowa Akcja Multimedialna» («Молодёжная акция мультимедий»13; белорусская часть проекта: http://elekcyi.org/by/; http://newmedia-era.livejournal.com); семинары по онлайновой журналистике, проводимые Академией Deutsche Welle и Минским международным образовательным центром при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и ряд других.

Описанная выше специфика онлайнового медиа-ландшафта, в котором доминируют практики офлайновой журналистики, позволяет выделить три особенности белорусских онлайновых медиа: концентрация на актуальности (обновляемо-сти) и мультимедийности в ущерб гипертекстовости; узкое понимание интерактивности; недооценка важности метажур-налистики. Гипертекстуальность практически не рассматривается как стратегическая характеристика онлайновых СМИ. Характерно, что директор частной информационной компании БелаПАН Алесь Липай в числе критериев, которые будут определять развитие белорусских интернет-ресурсов, назвал

Директор Института журналистики БГУ Сергей Дубовик: Веб-направление — это будущее нашей журналистики, и мы будем его развивать (23.02.2010): http://belapan.by/archive/2010/02/23/media_jourfac_v/ Показательно, что в числе учредителей Yousmi Web-Journalism Awards 2009 не оказалось профессиональных журналистских организаций.

Международный проект (Польша, Беларусь, Украина), предлагающий школьникам и молодёжи поддержку в создании газет при помощи новых технологий и на базе готовых макетов. Базируется на двух порталах: www.mammedia.org и www.elecyi.org.

12

«оперативность, креативность, интерактивность и мультиме-дийность.14

Регулирование и законодательство

Государственная политика информатизации предполагает совместную управленческую деятельность институтов государства с консультативным участием институтов гражданского общества по установлению общегосударственных приоритетов информатизации. Причём последняя рассматривается как «многоаспектный процесс, включающий организационно-технологические, нормативно-правовые, технико-экономические, социально-культурные компоненты»15. А Форум по вопросам управления интернетом, функционирующий под эгидой ООН16, определяет управление интернетом как «разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм и правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение интернета»17. Необходимость разработки таких процедур объясняется глобальным характером интернета, что во многих случаях приводит к неэффективности «жёстких законов» (hard law) и обусловливает необходимость разработки как «мягкого законодательства» (soft law), так и различных форм саморегулирования и совместного регулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная политика в области информации и информатизации сфокусирована на определении приоритетов и разработке «жёсткого» законодательства, в то время как на глобальном уровне акцент делается на принципах и процедурах принятия решений, регулирующих использование интернета в различных сферах. Следует отметить, что как прави-

Быковский П. Неотъемлемая характеристика online-СМИ (2010.03.14): http://www.tor.cn/dw/article/0,,3402631,00.html.

Малиевский Н., Ильина М. Государственная информационная политика и средства массовой информации. Мн.: Акад. упр. при Президенте РБ, 2009. С. 27.

Internet Governance Forum: www.intgovforum.org/ Курбалийя Й., Гелбстайн Э. Управление интернетом: проблемы, субъекты, преграды. М.: Центр интернет-политики МГИМО, 2005. С. 13.

14

15

16

тельство, так и институты гражданского общества Беларуси практически не участвуют в процессе обсуждения таких процедур на глобальном уровне. В частности, Беларусь оказалась не представленной ни на одной из встреч Форума по вопросам управления интернетом, а структуры белорусского правительства не входят в Консультационный правительственный комитет ICANN. Деятельность Форума не освещается белорусскими средствами массовой информации.

В итоге, повестка дня в области регулирования онлайновых СМИ определяется, с одной стороны, правительством, которое продолжает последовательно реализовывать принципы политики информатизации, начало которой положено ещё в 1991 г. принятием закона «Об информатизации», а с другой — либерально и оппозиционно настроенными представителями и организациями гражданского общества, которые концентрируют внимание на традиционных представлениях о свободе слова эпохи печатной прессы и телевидения. Как следствие, современный глобальный контекст специфики регулирования онлайновых СМИ ускользает от внимания белорусской общественности.

Как пример: проблема авторского права в интернете. Вполне понятна озабоченность белорусских журналистов соблюдением этого права онлайн, продемонстрированная кампанией «За чистый bynet», инициированной в 2008 и продолженной в 2009 г. В рамках этой кампании предполагалось выработать «некий взаимоприемлемый механизм обращения с чужим контентом»18. Показательно, однако, что в рамках кампании не обсуждались ни возможности локализации лицензии «creative commons», ни концепция добросовестного использования информации (fair use).

Любые частные и государственные инициативы в области защиты потребителя информации от ненадлежащего контента (harmful content) оцениваются либеральной общественностью крайне негативно, что сводит к нулю возможность сотрудничества власти и профессиональных журналистских организаций как в области контроля контента, так и в реализации проектов развития медиаграмотности пользователей. Показа-

«Чистый BYNET»: О проблемах журналистской этики в сети (4.06.2008): http://baj.by/m-p-viewpub-tid-1-pid-5010.html.

телен в этом отношении тот факт, что белорусская пресса, в том числе и онлайновые медиа, практически обошли вниманием День безопасного интернета — часть глобальной программы, направленной на обеспечение безопасности пользо-вателей.19

Таким образом, то, что в Беларуси единственным «регулятором» в сфере интернета и онлайновых медиа являются государственные институты, обусловлено не только наличием нелиберального режима, но и реактивной и недальновидной позицией большинства структур гражданского общества, которые оставляют без внимания «окна возможностей» воздействия на национальную политику в данной сфере. Наличие таких возможностей подтверждается, в частности, тем фактом, что активные протесты общественности до сих пор предотвращают введение системы регистрации онлайновых СМИ.

Немаловажно в данном контексте и то, что белорусские государственные институты, которые вовлечены в процессы регулирования онлайновых СМИ, часто сталкиваются с серьёзными затруднениями в законотворческой деятельности. Это касается, прежде всего, определения понятия медиа и масс-медиа, разграничения понятия «массовые средства информации» и «персональная информация» онлайн. Однако в попытках разрешения этих противоречий белорусские юристы склонны скорее к заимствованию норм соответствующих законов Российской Федерации, Украины и Казахстана20, чем к полноценному участию в международном диало-ге21 относительно разрешения этих сложнейших юридических коллизий.

Быковский П. День безопасного интернета в Bynet (12.02.2010): http:// www.tor.cn/dw/article/0„5235555,00.htmL

Карней I. 3iuoycKi: Чым мацнейшая дзяржава, тым меней яе хвалюе iнтэрнэт (3.02.2010): http://www.svaboda.org/content/article/ 1947100.html; ОАЦ: Указ о регулировании интернета разработан «с заботой о людях» (2.02.2010): http://naviny.by/rubrics/computer/2010/ 02/02/ic_news_128_325353.

A new notion of media? Political declaration and resolutions. 1st Council of Europe Conference of Ministers responsible for Media and New Communication (28 and 29 May 2009, Reykjavik, Iceland): www.coe.int/ t/dghl/.../media/MCM(2009)011_en_final_web.pdf.

19

20

В настоящее время белорусские онлайновые медиа находятся в сфере регулирования следующих законодательных актов:

• Закон об информации, информатизации и защите информации (2008)22;

• Закон о средствах массовой информации (2008)23;

• Указ Президента Республики Беларусь № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (2010)24;

• Положение о порядке взаимодействия операторов электросвязи с КГБ и ОАЦ (2010)25;

• Стратегии развития информационного общества на период до 2015 г. (проект опубликован в 2009 г.).

В 2009 г. в рамках программы «Электронная Беларусь» разработан Проект стратегии развития информационного общества на период до 2015 г.26 Приоритетными сферами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) признаны правительство, здравоохранение, обучение, занятость, социальная поддержка населения, экономика, торговля, системы массовых коммуникаций и электронного кон-тента.27

Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10.11.2008 № 455-3: http://www.tamby.info/ zakon/zakon-455_2008.htm; International Expertise Of The Belarusian Draft Law On Information, Informatization And Information Protection: http://www.e-belarus.org/article/infolaw.html.

Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» от 17.07.2008 № 427: http://www.mininform.gov.by/documentation; Экспер-тыза новага закона «Аб СМ1»: http://baj.by/m-p-viewpub-tid-12-pid-5.html.

Указ Президента Республики Беларусь от 1.02.2010. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»: http://www.mininform.gov.by/documentation. Положение о порядке взаимодействия операторов электросвязи с КГБ и ОАЦ утверждено указом № 129 от 3 марта 2010 г.: http://telegraf.by/ 2010/03/polnij-tekst-polozhenija-o-dostupe-k-abonentskim-bazam-operatorov-svjazi.html.

Чумакова Т. Проект стратегии развития информационного общества до 2015г. разработан в Беларуси (16.11.2009): http://www.belta.by/ ru/main_news_other?id = 449571.

Литвинова Д. Пути развития Байнета определил «Деловой Интернет» (23.10.2009): http://neg.by/publication/2009_10_23_12181.html.

22

23

24

25

Указ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», как и закон «Об информации, информатизации и защите информации», является «рамочным» и предусматривает принятие большого числа нормативных актов. В условиях нелиберального режима существует серьёзная опасность того, что положения указа будут трактоваться как репрессивные по отношению к онлайновым медиа, пользователям сети интернет или повлекут дополнительные расходы со стороны поставщиков интернет-услуг.28

«Положение о порядке взаимодействия операторов электросвязи с КГБ и ОАЦ, — по мнению С. Альфера, — является в большей мере техническим актом, который устанавливает в соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности" обеспечение оперативно-розыскных мероприятий, касающихся инфраструктуры и контента Интернет, и не вносит дополнительных ограничений прав и свобод граждан»29. С другой стороны, серьёзные опасения внушает тот факт, что ряд статей Положения противоречит общепринятой международной практике, нашедшей отражение в двух документах: Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, открытой для подписания с 1981 г.,30 и Декларации Совета Европы о свободе общения в интернете (2003 г.).

Последняя, в частности, призывает все страны обеспечить доступ граждан к интернету и предлагает семь основных принципов, гарантирующих право на свободу информации: не устанавливать ограничения на содержание информации в интернете; поощрять саморегулирование и совместное регулирование контента; воздержаться от использования блокировок, фильтров, а также регистрационных схем; не обязывать провайдеров проводить мониторинг всей информации, проходящей через их сервер; гарантировать право на аноним-

Литвинова Д. Пути развития Байнета определил «Деловой Интернет» (23.10.2009): http://neg.by/publication/2009_10_23_12181.html. Альфер С. Право на вмешательство (9.03.2010): http://nmnby.eu/pub/ 1003/09j.html.

Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data: conventions.coe.int/.../Treaties/Html/ 108.htm.

28

29

ность.31 Следует также обратить внимание на то, что хотя Беларусь не подписала ни Конвенцию по защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, ни Конвенцию по борьбе с киберпреступностью32, которые носят комплементарный характер, в «Положении о порядке взаимодействия операторов электросвязи с КГБ и ОАЦ» говорится только о необходимости подписания второго из указанных документов.

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время онлайновые СМИ регулируются в незначительной степени, хотя «спящие нормы» принятых в последнее время законов и нормативных актов могут использоваться в качестве юридической основы жёсткого контроля и цензуры в интернете.

Declaration on freedom of communication on the Internet and explanatory note. Adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on

28 May 2003: www.coe.int/.../Freedom%20of%20communication% 20on%20the%20Internet_en.pdf.

Convention on Cybercrime CETS № 185: http://conventions.coe.int/ Treaty/Commun/QueVoulezVous.asp?NT=185&CL = ENG.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.