Научная статья на тему 'Государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце ХVIII начале ХIХ веков'

Государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце ХVIII начале ХIХ веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНИН / ЯЗЫЧЕСТВО / ИУДАИЗМ / ХЛЫСТЫ / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ВЕРА / ORTHODOXY / ISLAM / MUSLIM / THE MOSLEM / PAGANISM / JUDAISM / CHURCH / STATE / CHURCH COURT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левин Валерий Федорович

Исследовано государственное правовое регулирование деятельности неправославных вероучений. Предметом публикации является государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце XVIII начале XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND CHURCH POLICY OF RUSSIA IN RELATION TO MOSLEM DOCTRINE IN THE END OF

The article deals with the state legal regulation of activity not orthodox dogmas. A studying subject is the state and church policy of Russia under the relation at Moslem doctrine in the end of XVIII the beginning of XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце ХVIII начале ХIХ веков»

Правительством Чувашской Республики и Правительством Венгерской Республики было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве [7].

Информация, представленная в фонде Чувашского республиканского отделения общества советско-венгерской дружбы, полностью совпадает с публикациями в периодической печати Чувашии указанного периода и подтверждается венгерскими источниками [8]. Анализируя материалы фонда, можно заключить, что они представляют собой уникальную источниковедческую базу для изучения чувашско-венгерских связей в 1970-1980-е гг., охватывающую весь спектр многостороннего сотрудничества.

Богатый опыт, накопленный в результате 20-летнего планомерного сотрудничества, до сих пор представляет собой научный интерес. В начале третьего тысячелетия Чувашия снова ищет добросовестных зарубежных партнеров, способных привлечь значительные инвестиции в экономику, и вновь, как и 40 лет назад, сотрудничество с Венгерской Республикой становиться для Чувашии одним из приоритетных направлений [1].

Литература

1 .Баранчаев Д. Города-побратимы после долгой разлуки [Чувашия - Венгрия: сотрудничество продолжается] // Чебоксарские новости. 2004. 28 мая. № 104. С. 1.

2.ГАСИЧРФ. 1. Оп. 39. Д. 336. Л. 218.

3. ГАСИ ЧРФ. 2752/2471. Оп. 1.

4. ГИА ЧР. Ф. 1898. Оп. 1. Д. 1168. Л. 24-27.

5.Димитриев ВД. Дружба крепнет [о дружбе венгерского и чувашского народа] // Советская Чувашия. 1981. 4 апреля. С. 2.

6. Марков А. Проверено временем [О чувашско-венгерских связях] // Культура и жизнь. 1980. № 6. С. 21-22.

7. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Чувашской Республики и Правительством Венгерской Республики [от 1 сентября 1993 года] // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2003. № 9. С. 722.

8. Chuvash Studies. Edited by Andras Kiado, Budapest. Akademial Kiado. 1982. 312 c.

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант историко-географического факультета, Чувашский государственный университет, Чебоксары (saint-laurent@inbox.ru).

KUZNETSOV ALEXANDER VLADIMIROVICH - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Che-boksary._________________________________________________________________________________________________________

УДК 348.72

В.Ф. ЛЕВИН

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МУСУЛЬМАНСКОЙ РЕЛИГИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКОВ

Ключевые слова: православная вера, ислам, мусульманин, язычество, иудаизм, хлысты, церковь, государство, вера.

Исследовано государственное правовое регулирование деятельности неправославных вероучений. Предметом публикации является государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце XVIII - начале XIX вв.

V.F. LEVIN

THE STATE AND CHURCH POLICY OF RUSSIA IN RELATION TO MOSLEM DOCTRINE IN THE END OF XVIII - BEGINNING XIX CENTURIES

Keywords: Orthodoxy, Islam, Muslim, The Moslem, Paganism, Judaism, Church, State, Church court.

The article deals with the state legal regulation of activity not orthodox dogmas. A studying subject Is the state and church policy of Russia under the relation at Moslem doctrine In the end of XVIII - the beginning of XIX centuries.

Правовые основы государственной политики в отношении ислама и мусульман формировались на протяжении XVIII-XIX вв. При Екатерине II понятие «веротерпимость» уже не было абстрактным. Принцип «мы вами владе-

ем, вы нам подчиняетесь, платите налоги, за это живите и веруйте, как хотите» [4] воплощался в указы, определявшие конкретные условия жизни неправославных подданных. Ряд общероссийских реформ, проведенных в этот период, затрагивал мусульман Поволжья. Основы правительственной религиозной политики России в отношении мусульманского населения были заложены еще при Екатерине II, которая стремилась сделать Российскую империю покровительницей мусульманских подданных и видела в религии один из рычагов власти. Национально-религиозная политика имперской власти строилась на основе концепции «цивилизаторской миссии» России в «дикой», «нецивилизованной» Азии. При правлении Екатерины II политика религиозных преследований и насильственного обращения мусульман в православие, особенно характерная для XVI и даже XVII вв., сменилась в XVIII в. политикой веротерпимости, ставшей одним из принципов государственного строительства.

Был принят ряд документов в рамках реализации данного курса. Первым законодательным актом, регламентировавшим «духовные дела» мусульман на территории империи и положившим начало организации служителей мусульманского культа в подконтрольное правительству духовное сословие, был указ Екатерины II об учреждении органа управления делами мусульман -Уфимского магометанского закона духовного собрания (впоследствие - Оренбургского магометанского духовного собрания, или сокращенно - ОМДС). Главными функциями этого государственного органа был надзор за назначением мулл и проведение испытаний кандидатов на право занимать мусульманские духовные должности, т.е. отбор среди них людей «в верности надежных и доброго поведения». В свою очередь, ОМДС строго контролировалось властями, о чем сказано в указе: «Дабы отправляемые в Духовном Магометанского закона Собрании дела производились законами определенным порядком, прокурору верхней расправы иметь наблюдение над производством и течением оных» [1].

В правоприменительной практике ОМДС руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Под давлением властей оно принимало постановления, запрещавшие религиозным служителям применение тех положений шариата, которые явно противоречили законам Российского государства. Эти запреты в основном касались системы наказаний за нарушение норм морали, предусмотренных мусульманским правом.

После сдачи муллами экзамена на право быть официальными служителями культа (в него входила проверка знания теории и практики ислама) их документы направлялись на высочайшее утверждение. Если следовало утверждение, то муфтиат выдавал кандидату именной императорский указ и свидетельство о присуждении духовного звания ахуна, в котором также указывалось и педагогическое звание (мударрис, мугаллим). «Так появились понятия «указной» и «неуказной» мулла, - пишет Я. Забелло. - Было издано распоряжение: мулл неуказных вывести «за штат». Это было первое в истории России разделение ислама на мечетный и внемечетный, официальный и неофициальный, что имело важные последствия. Всем, кто по тем или иным причинам не попадал в число указных мулл, - не имел средств доехать до Уфы или по политическим соображениям не хотел связываться с русской властью, - пришлось перейти к полуподпольной деятельности. Впервые в российском исламе была создана не свойственная ему жесткая иерархия - власть нуждалась в муфтии - «смотрящем», функционере наподобие обер-прокурора Синода, который отвечал бы за действия мусульман и правильное содержание проповедей» [5. С. 88].

Необходимость строить религиозную политику правительства на принципах «полной терпимости» требовала, по мнению Александра I, создания специализированного государственного органа, который мог бы осуществлять постоянный контроль и управление духовными делами многочисленных конфессий, поддерживая при этом принцип веротерпимости, «насколько такая веротерпимость может согласовываться с интересами государственного порядка» православного государства [3]. Манифестом от 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления с означением предметов, каждому управлению принадлежащих» в рамках масштабной реформы системы государственного управления, предложенной М.М. Сперанским, было учреждено Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, впоследствии - Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) [6]. Его возглавил обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын, стремившийся в своей деятельности «объединить последователей всевозможных религиозных учений на почве общечеловеческих нравственных задач» [2]. С созданием этого органа начался новый этап в государственно-правовом регулировании отношений в сфере религии в России.

Основную задачу религиозной политики правительство Александра I видело в предотвращении конфликтов на религиозной почве между представителями различных конфессий (т.е. сохранении «спокойствия» и «тишины»), поэтому оно намечало передачу функций исполнения мероприятий религиозной политики в МВД. Это наделяло Главное управление духовных дел иностранных исповеданий широким кругом полномочий и должно было обеспечить дальнейшее подчинение конфессий интересам государственной политики. Главное Управление духовных дел иностранных исповеданий вошло в состав МВД как Департамент духовных дел иностранных исповеданий только 2 февраля 1832 г.

Служители мусульманского культа по ряду параметров были более ущемленными в правовом плане, нежели священнослужители христианских конфессий. К примеру, за физическое насилие над ними или оскорбление закон предусматривал меньшее наказание, чем за аналогичные действия в отношении духовных лиц христианских вероисповеданий. Согласно указу от 25 января 1822 г. [5. С. 82] они подлежали телесным наказаниям за совершенные уголовные преступления, тогда как священнослужители христианских исповеданий были от них освобождены. Лишь в феврале 1850 г. последовало распоряжение, освободившее мусульманское духовенство от этих наказаний [5. С. 82].

Литература

1 .Абашин С.Н. Ислам и культ святых// Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 129.

2. Адрианов С.А. Министерство внутренних дел. Исторический очерк (1802-1901) СПб., 1902. С. 88.

3. Вапиханов 4M. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды // Валиханов Ч.Ч. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. А - А. Алма-Ата,1984. С. 273-274.

4. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. Д.Ю. Арапов. М.: ИКЦ «Академия», 2001. С. 19.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 3. М.: Вост. литература, 2001.

6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. (ПСЗРИ - 1). 1767-1769 гг. Т. 18. № 12949. СПб., 1830.

ЛЕВИН ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ - кандидат юридических наук, профессор кафедры государственного и административного права, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (levinvf@mail.ru).

LEVIN VALERY FEDOROVICH - candidate of juridical sciences, professor of chair state and administrative law, Mordovian State University, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.