Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
141
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Головачева Т.А., Цветкова Ю.С.

В статье рассматривается арктический туризм, как приоритетное направление социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, а также как объект поддержки государственной и региональной политики.The article discusses Arctic tourism as a priority area of socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation, as well as an object of support for state and regional policies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА»

РАЗДЕЛ IV. МЕНЕДЖМЕНТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Для цитирования: Головачева Т.А., Цветкова Ю.С. Государственная и региональная политика поддержки арктического туризма // Океанский менеджмент. 2021. № 2(11). С. 40-45.

Головачева Т.А.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, бакалавр Научный руководитель: Цветкова Ю.С.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, старший преподаватель

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ

АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается арктический туризм, как приоритетное направление социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, а также как объект поддержки государственной и региональной политики.

Ключевые слова. Арктический туризм, арктические территории, государственная и региональная политика.

STATE AND REGIONAL SUPPORT POLICY FOR ARCTIC TOURISM

Abstract. The article discusses Arctic tourism as a priority area of socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation, as well as an object of support for state and regional policies. Keywords. Arctic tourism, Arctic territories, state and regional policy.

Арктический туризм в системе политических, экономических задач и стратегических приоритетов занимает важное место в связи с тем, что в последние десятилетия происходят стремительные изменения в практике освоения высокоширотных регионов: экспедиции, туризм, культурные и экологические проекты являются видами социально-экономической деятельности, подтверждающими права и возможности государств управлять устойчивым развитием территорий.

Геополитическое противостояние в Арктике проявилось в конце XIX начале XX века, многие политические заявления и экспедиции предпринимались для закрепления первенства права на суверенное владение акваториями и территориями. Особенно заметными среди попыток достичь превосходства были трагические экспедиции к Северному полюсу: первые из них остались с недоказанными результатами, другие привели к гибели экспедиций. Хотя, по сути, полюс является лишь символом, но в экспедициях он видится не столько точкой на карте, сколько местом, достижение которого доказывало несокрушимую волю и победу человека над силами природы, чаще всего побеждала Арктика но стремление к полюсу и сейчас является одним из сильных мотивов высокоширотного туризма.

Признанное юридическое регулирование границ в Арктике было начато в XX веке, когда с 1904 года Канада стала на картах обозначать свой арктический Сектор, и в дальнейшем последовательно принимались законы, закрепляющие исключительное право страны в Арктике и запрет другим государствам заниматься там какой-либо деятельностью. В Российской империи первым документом явилась нота Министерства иностранных дел от 20 сентября 1916 года, в которой заявлялось о включении в состав территории России всех земель: «расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи». Советская Россия закрепила и расширила правовые решения по охране своих интересов в Арктике.

XX век отразил дальнейшие усилия арктических государств обеспечить свои интересы в высоких широтах. Важным этапом развития геополитических отношений стало заключение Киркенесской Декларации о сотрудничестве в Баренцевом Евроарктическом регионе (1993 г.), это соглашение отчасти реализовало предложения Горбачева М. С., которые стали известны как «Мурманские инициативы» (1987 г.). Инициативы были высоко оценены мировым сообществом, так как предлагали: - создание безъядерной зоны в Северной Европе;

- ограничение военно-морской активности в прилегающих к Северной Европе морях; мирное сотрудничество по рациональному освоению ресурсов Севера и Арктики; научное изучение Арктики; охрана окружающей среды Севера; открытие Северного морского пути [2, с. 36].

Развитие арктических территорий - сложный процесс реализации политики и стратегических инициатив в демографических, индустриальных и других государственных программах. Но поскольку результаты чаще всего отсрочены, а практическое воздействие ведет к пересечению позитивных и негативных последствий, то в научной аналитике и широкой публицистике часто возникает полемика о «бремени пространства», «цены холода», «сибирском (ресурсном) проклятье» как факторах неудач в реализации стратегических решений [1, с. 144].

В связи со спецификой жизнедеятельности человека в Арктике следует подчеркнуть, что развитие туризма здесь во многом зависит от политики государства.

Арктический туризм является актуальной практикой, подтверждающей последовательную хозяйственно-экономическую деятельность государства, которая ориентирована на устойчивое развитие территорий, где социально-культурные приоритеты определяют принципы и содержание основной и обеспечивающей деятельности. Нередко в прессе и медиапространстве возникают споры о роли туризма для достижения устойчивости территории, в дискуссиях высказываются предложения о предоставлении права местному сообществу регламентировать эту деятельность или наоборот, призывают центральную власть создать систему контроля за состоянием туристской деятельности в хрупких экосистемах Арктики. Как показывают исследования, местные жители не против индустрии аквакультуры и туризма, но считают, что у них должна быть возможность защитить свои права на чистый, неизмененный ландшафт, что должно быть отражено в нормативных документах государства. С другой стороны, туристы проявляют эгоистическое поведение, когда даже небольшие ограничения в поездке воспринимаются как ограничения персональной свободы, поэтому в туризме очень важен диалог местного сообщества и туроператоров, для которых профессионализм и социальная ответственность бизнеса проявляется тем, что создаются туристские продукты, не наносящие ущерб природе и местной культуре.

Социальное развитие территорий в настоящее время включает несколько аспектов, необходимых и важных для развития туризма.

1. Любая территория представляет собой культурный ландшафт, где природные свойства (гео- и экосистема единого происхождения) были преобразованы антропогенным влиянием. При этом такое влияние может быть и рукотворным (деятельностным) и идейно-символическим, когда формируется образ со сложным ментальным конструктом: например, в прошлом существовал образ северных земель как Беловодья - легендарного края, где царит справедливость и духовное благополучие. В настоящее время идейные символы становятся триггерами арктических брендов:

- «Якутии - Прародина человека» - есть теория о заселении территории еще во времена палеолита;

- «Якутия - алмазный край»;

- «Архангельск - столица русской Арктики» - история города связана с морскими промыслами поморов, а позже знаменитыми арктическими экспедициями;

- «Мурманск - ворота Арктики» - город является базой ледокольного флота, несет функции форпоста арктических морских границ [4, с. 48].

Позиционирование регионов строится, в том числе, на узнаваемых фразах. Их можно разделить на несколько групп (рис. 1).

Рисунок 1 - Символический пантеон арктических территорий (рисунок составлен

автором самостоятельно)

Символический дискурс Арктики во многом сложился с расцветом журналистики, а позже медиакоммуникаций. Образы активно используют не только в туризме, но и официальных документах для стратегического позиционирования региона, в рамках которых позже реализуются градостроительные проекты, постепенно складывается направление арктического дизайна как нового осмысления визуальной культуры и образов крайнего севера. И все же проблемы брендинга как медийной технологии и как способа формирования региональной идентичности не схожи между собой, но одновременно негативно влияют на культурное развитие территорий. Исследователи указывают на то, что в этом процессе большую роль играют политические приоритеты и административные задачи, что не позволяет жителям регионов принять искусственные арктические бренды как основу своей северной идентичности [5, с. 122].

Культурные ландшафты являются объектом туристского интереса, но в условиях коммерческого давления и в связи с требованиями стандартного туристского сервиса, развитием технических видов туризма они могут быть значительно изменены, и эти изменения могут вывести траекторию развития к точке невозврата, когда будет утрачена аутентичность культурного ландшафта циркумполярного мира

2. Расселение на арктических территориях представляет собой уникальную демографическую систему, так как на островах Северного Ледовитого океана нет и не было коренных жителей, все населенные пункты представляли собой промысловые базы, а в настоящее время это поселки городского или вахтового типа, обеспечивающие транспортные коммуникации, военные: и научные базы, в том числе национальные природные парки. Малые народы материковой части арктической зоны являются носителями культуры, развитие которой требует дополнительных условий и усилий, так как она значима презентацией консервативных традиций, что вступает в противоречие с индустриальными и постмодернистскими течениями глобальных социокультурных процессов, влияющими на туристские мотивации.

3. Арктические государства сформировали видение устойчивого развития Арктики как природной территории, процессы которой влияют на климат планеты, качество биоресурсов. Поэтому принимаются соглашения декларативного характера о единых принципах хозяйствования в Арктике, прозрачности в принятии целевых

программ и локальных решений. Вместе с тем, ситуация показывает, что страны ведут политику сдерживания интернационализации освоения Арктики, снижения уровня влияния на экономическую и культурную деятельность неарктических государств. Такая политика, с одной стороны, ведет к конкуренции по показателям качества жизни населения арктических земель, но, с другой стороны, нередко усилия носят демонстративный характер, а мероприятия предполагают достижения быстрых и «красивых» эффектов. Туризм находится под влиянием таких подходов в системе его поддержки.

4. Развитие территорий во многом определено социальной мобильностью, насыщенностью культурными событиями, развитием креативной индустрии. Для арктических территорий события, инициирующие стабильный туристский поток, довольно редки. Это связано с тем, что события носят локальный, местечковый характер, а добраться до северных городов и поселков затруднительно (далеко и дорого).

5. Арктический туризм - достаточно молодое направление, и, при первом приближении, складывается впечатление, что его субъекты (туристы, организации и предприятия, государство) смогут учесть и применить опыт туристской деятельности на других территориях, чтобы снизить риски его развития. Однако, именно в арктическом туризме применение стереотипных коммерческих моделей, нерешенность правовых вопросов, пробелы знаний о своеобразии циркумполярного мира приводят к значительному Культурному искажению туристской деятельности.

Чтобы достичь понимания своеобразия арктического туризма как объекта управления, необходимо учитывать, что на него оказывают влияния несколько регулирующих сил (рис. 2).

Рисунок 2 - Комплексная модель управления арктическим туризмом (рисунок составлен

автором самостоятельно)

Каждое из указанных в модели направлений имеет собственные задачи и механизмы действия, при этом эти практики не равны по силе воздействия и скорости достижения результатов. Например, управление отдельным арктическим регионом построено на долгосрочных задачах, что закреплено в программах стратегического развития, где выделены количественные хозяйственно-экономические показатели, сроки финансирования, в отличие от указанной выше конкретики, реализация культурной

политики предполагает её вовлеченность в сферу благ, нелинейность и отсроченность ожидаемых изменений, но именно эти изменения являются необходимым условием развития арктических территорий.

Обобщенно можно говорить, что арктический туризм все чаще рассматривается как «мягкая сила» в региональной, национальной политике и геополитике, это в свою очередь меняет его правовое положение, бюджетную и инвестиционную поддержку, а в дальнейшем обеспечивает создание новых программ развития арктического туризма, вовлечению в его сферу всё новых участников с коммерческими и некоммерческими интересами [3].

Поскольку концепция развития АЗРФ входит в состав приоритетных направлений геополитического, экономического и социального управления, то закономерно, что туризм является составной частью федеральных и региональных программ развития территорий, и, соответственно, качество его развития должно отвечать уровню стратегических притязаний России в Арктике. Система государственного управления туризмом в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) предполагает политику регулирования интересов, поддержку инициативы участников туристской индустрий, а не монопольное конструирование туризма как сегмента экономической и социокультурной деятельности.

Как объект управления арктический туризм:

- регулируется актуальным законодательством Российской Федерации, где принципами являются согласованность и обязательность правовых норм для обеспечения устойчивого долгосрочного развития территорий, а также для повышения качеству жизни населения;

- рассматривается через призму сохранения и воспроизводства культуры АЗРФ, обеспечения устойчивого природопользования;

- обладает потенциалом роста за счет научных исследований, инновационных культурно-просветительских, в том числе образовательных проектов;

- требует партнерской практики финансирования: взаимообеспечивающих государственных и частных инвестиций;

- может развиваться только в условиях кластера, когда не-туристские и туристские организации своей работой обеспечивают взаимные экономические выгоды;

- испытывает проблемы из-за несоответствия позитивного бренда арктического туризма и действительного состояния инфраструктуры и качества туристского продукта.

Государственное управление туризмом в Арктике включает следующие направления:

- хозяйственно-экономическое управление территориями, включенными в туристско-рекреационную деятельность;

- формирование правовых и организационных основ пребывания российских и иностранных туристов в местах с хрупкой экологической системой, охраняемого культурного наследия, а также там, где действуют специальные режимы обеспечения безопасности;

- позиционирование бренда российского арктического туризма как культурного феномена;

- реализация: многоцелевых национальных и международных проектов, влияющих на успешное развитие арктического туризма;

- стимулирование и поддержка деловой и общественной инициативы в развитии туризма;

- продвижение интересов местных сообществ, поддержка инвестиций в малые культурные проекты;

- создание условий для развития качества человеческого ресурса, вовлеченного в туристскую деятельность.

Государственная поддержка туризма в Российской Федерации на современном этапе постепенно переходит от стратегических заявлений к повседневной практике, В этой сфере государственного управления есть понимание необходимости специализированной политики, стимулирующими факторами развития арктических территорий является заметный рост интереса к высокоширотной политике, реализация крупных инвестиционных проектов на основе государственного финансирования,

развитие транспортной инфраструктуры, в том числе за счет технического переоснащения Северного морского пути и оборонных объектов. Международные и национальные форумы, научные конференции, медийные проекты об истории й будущем Арктики привлекают общественное внимание и придают импульс инициативным проектам в культуре, искусстве, экологии, образовании и др.

Сдерживающими факторами следует признать то, что принятые стратегические документы по вопросам развития российской Арктики носят в большей мере декларативный характер, многие экономические и социально-культурные задачи перенесены на уровень регионов, которые принимают решения, основываясь на приоритетах локального уровня или с учетом интересов сырьевых предприятий-гигантов, которые определяют не только наполняемость регионального бюджета, но, по сути, формируют техническую и социальную инфраструктуру, обеспечивают качество жизни населения в индустриальных центрах.

Самостоятельные туристы, в том числе объединенные в сообщества, клубы, также ориентированы на сложившиеся, часто экстремальные условия, определяющие интерес к выбранному виду туризма. Понимание сложности организации путешествия в Арктике, её отдаленных и суровых землях и акваториях ведет к росту авторитета и предпринимательского успеха у специализированных экспедиционных компаний, которые предлагают не только транспортные услуги, но и необходимый объем услуг сопровождения, обеспечения туристских групп. Такие компании сотрудничают с научно-исследовательскими организациями, изучающими Арктику.

Пример экспедиций открытого типа, указывает путь объединения возможностей для развития путешествий в Арктике и создания условий для реализации проектов образовательного, событийного и инфраструктурного характера. Долгосрочное сотрудничество, формирование календаря повторяемых событий привлекает не только непосредственных участников таких туров, но И коммерческие структуры, которые могут обеспечить свою долгосрочную работу за счет прогнозируемых потоков туристов. Рациональный подход к инвестиционным проектам повышает их привлекательность как практико-ориентированной деятельности. Так, в настоящее время национальные парки Арктики испытывают проблемы с размещением туристов, строительство отелей или даже гостевых домов является затратным и сложным как с точки зрения самого строительства, так и с точки зрения правового обеспечения стройки на территории национального парка. Выходом может быть размещение туристов на корабле, на котором они прибыли. Но к настоящему времени судно ледового класса, добравшись до Национального парка, например, «Русская Арктика» (Новая Земля, Архангельская область), не может встать на стоянку из-за отсутствия береговой инфраструктуры и соответствующего технического сервиса. Строительство пирса и берегового визит-центра существенно ниже по затратам, чем стационарные сооружения, инвестиционный проект получает отличный прогноз по реализации и долгосрочной востребованности.

Пристатейный библиографический список:

1. Белевских Т.В., Иванова М.В. Освоение арктических территорий: геополитика или геоэкономика? // Север и рынок. Т.3. - 2017. - № 54. - С. 144-153.

2. Кольская энциклопедия (в 5 т.): Мурманские инициативы / отв. ред. В. П. Петров. -Мурманск: РУСМА, 2013.-477 с.

3. Лукин Ю. Ф. Виртуальная реальность мягкой сипы в Арктике // Арктика и Север. - 2014. - № 14. [электронный ресурс]. - Режим доступа [http://narfu.ru/upload/iblock/dla/13.pdi] (дата обращения 20.05.2021)

4. Российская Арктика в поисках интегральной идентичности / отв. ред. О. Б. Подвинцев - М.: Новый хронограф, 2016. - С. 140.

5. Фельдт И. Н. Образ русского севера и образ Арктики в современной культурной политике Архангельской области//Человек Культура. Образование.-2015.-№3.- С. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.