2. Votkakie my - rossijane. Ob itogahVserossijskojperepisinaselenija 2010 goda - Rezhimdostupa: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
3.V Rossiipredlagajutvvestinalognamalodetnost'. /Izvestija.ru .- 10.05.2017.- Rezhimdostupa: http://iz.ru/news/699494/, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
4. Elena Mizulinapodverglakritikeiniciativu o vvedenii «naloganabezdetnost'». - 25.04.2017. Rezhimdostupa: http://elenamizulina.ru/news/yelena-mizulina-criticized-the-initiative-on-the-introduction-of-a-tax-on-childlessness.html, svobodnyj - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus
5. Zheleznjak Oksana. Parasajtosinguru. Nezavisimajagazeta. -29.112004 godaRezhimdostupa: http://www.ng.ru/style/2004-11-29/16_japan.html, svobodnyj - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
6. Izvestija: «K chajldfrirossijaneotnosjatsjanegativno».- ValerijFedorovRezhimdostupa: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116054, svobodnyj - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
7. MinistrajekonomikiltaliizhdetnagonjajRezhimdostupa: http://www.eip.ru/pubs/7884, svobod-nyj.- Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
8. Nalognabezdetnost' v Rossii. Rezhimdostupa: http://vse-posobia.ru/prava-i-lgoty/nalog-na-malodetnost/, svobodnyj - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus
9. Ob itogahVserossijskojperepisinaselenija 2010 godaRezhimdostupa: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm, svobodnyj - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus
10. O nalogenaholostjakov, odinokih i bezdetnyhgrazhdan SSSR. Ukazot 21 nojabrja 1941 godaPre-zidiumaVerhovnogoSoveta SSSR. Rezhimdostupa: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4334.htm, svobodnyj - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
11. RPC predlagaetvernut' nalognabezdetnost' i malodetnost'/ Trud.ru - 11.01.2013g. Rezhimdostupa: http://www.trud.ru/index.php/article/11-01-2013/1287586_rpts_predlagaet_ vernut_ na-log_na_bezdetnost_i_malodetnost.html/ svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus.
12. Social'no-demograficheskijportretRossii: Po itogamVserossijskojperepisinaselenija 2010 go-da/Feder. sluzhbagos. statistiki. - M.: IIC «StatistikaRossii», 2012 g. - s.2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ НА ПРИМЕРЕ США16
Морозова Оксана Сергеевна, кандидат политических наук, доцент Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Российская Федерация, 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46 E-mail: osmorozova80@mail.ru
В статье речь идет о государственной электоральной политике в отношении отдельных категорий граждан: осужденных и отбывающих наказание по приговору суда и уже освободившихся из мест лишения свободы. Законодательство разных стран, отличается большим многообразием в положениях, регулирующих ограничение избирательных прав. Европейский суд по правам человека однозначно определяет право заключенных принимать участие в выборах.
Интересна практика, сложившаяся в США, как федеративном государстве, где каждый штат вправе решать, могут ли заключенные голосовать, или же они теряют это право даже после выхода на свободу. Избирательное право у заключенных после завершения срока наказания может восстанавливаться автоматически или для этого необходимо обращение к губернатору, в суд или иным должностным лицам.
Ключевые слова: государственная политика и управление в сфере избирательного процесса, выборы в США, заключенные
16 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00153 «Государственная политика и управление в сфере избирательного процесса: концептуализация научного направления». (The publication was prepared within the framework of the scientific project No. 15-03-00153 "State policy and management in the sphere of the electoral process: conceptualization of the scientific direction").
STATE ELECTION POLICY IN RELATION TO PRISONERS IN THE UNITED STATES
Morozova Oksana S., Associate Professor
Ryazan state University named for S.A. Еsenin
46 Svobody Str., Ryazan, 390000, Russian Federation
E-mail: osmorozova80@mail.ru
This article is about the state of electoral politics in relation to certain categories of citizens: those convicted and serving a sentence and was already released from places of imprisonment. The laws of different countries, characterized by a great diversity in the provisions governing the limitation of voting rights. The European court of human rights clearly specifies the right of prisoners to participate in elections. An interesting practice in the United States as a Federal state where every state has the right to decide whether prisoners could vote, or they will lose this right even after his release. Suffrage prisoners after the completion of the sentence can be restored automatically, or you must appeal to the Governor, the court or other officials.
Keywords: public policy and management in the sphere of the electoral process, elections in the United States, prisoners
Государственная политика в сфере избирательного процесса в разных странах отличается значительным многообразием [3]. Эта сфера государственного управления охватывает все общество, поскольку изменения или затяжная консервация избирательной системы могут привести, в конечном итоге, к смене вектора развития страны в целом [1, с. 160]. На протяжении десятилетий трансформировалось само понимание выборов и избирательных прав граждан, изменились избирательные правила и процедуры [2].
К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения особенностей различных видов избирательных систем, способов голосования, формирования избирательных округов, финансирования выборов, добровольности или обязательности голосования и пр. [4] Тем не менее, требуют не меньшего исследовательского внимания вопросы, связанные с голосованием отдельных категорий населения, в том числе заключенных и лиц, уже отбывших наказание.
Мировая практика в отношении этих граждан довольно разнообразна.
Так, в Дании, Швеции, Швейцарии и с 2006 г. в Ирландии заключенные могут голосовать. В Австрии, Польше, Франции, Греции, Испании и ряде других стран существуют ограничения избирательных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы в зависимости от тяжести совершенного ими преступления. В других странах, в том числе России, Великобритании, Чехии, Венгрии и др. заключенные лишены права голоса.
Как в научной литературе, так и в СМИ продолжается дискуссия на тему о том, возможность голосовать: это право или привилегия? И может ли государство, ограничивая свободу преступника, лишать его еще и этого права?
Однозначную позицию в этом вопросе занял Европейский суд по правам человека, определив в ряде громких прецедентных процессов, что заключенные не должны лишаться права голоса. Однако, например, в Великобритании, несмотря на решение ЕСПЧ по делу «Хёрст против Соединенного Королевства (Жалоба № 74025/01) от 2005 г.», так и не предоставили заключенным возможность голосовать.
Не менее обширный исследовательский материал, помимо европейских государств, дают США как федеративное государство, где каждый штат вправе устанавливать свои ограничения избирательных прав.
В 2010 г. 5,85 млн человек в Соединенных Штатах (2,5 % от общего числа избирателей) не могли голосовать из-за обвинительного приговора за совершенное преступление [6]. Это число увеличилось на 600 тыс. по сравнению с 2004 г. и стало наибольшим с 1960 г. (см. рис. 1).
В 1960 г. число избирателей, лишенных гражданских прав в связи с осуждением, составило 1 762 582 человека. К концу 1970-х гг. это число сократилось на 33 % до 1 176 234, но затем начало расти. 7,66 % афроамериканцев в Соединенных Штатах не могут голосовать из-за приговора суда за совершенное уголовное преступление. Во Флориде 23,32 % афроамериканцев лишены гражданских прав - это самый высокий процент в стране [8].
Рис. 1. Количество избирателей США, лишенных права голоса, вследствие совершенного преступления
В таблице 1 показано количество и процент лишенных избирательных прав граждан в 10 штатах США, имеющих самые высокие показатели по этому критерию.
Таблица 1
Количество и процент лишенных избирательных прав граждан в 10 штатах США_
Ранг Название штата Число избирателей, лишенных права голосовать Процент избирателей, лишенных права голосовать, к общему количеству избирателей штата, %
1 Флорида 1541602 10,42
2 Миссисипи 182814 8,27
3 Кентукки 243842 7,35
4 Виргиния 451471 7,34
5 Алабама 262354 7,19
6 Теннесси 341815 7,05
7 Вайоминг 25657 5,99
8 Невада 86321 4,24
9 Аризона 199734 4,19
10 Джорджия 275866 3,83
В то же время, в штатах Вермонт и Мэн вообще все заключенные не лишены права голоса, они могут голосовать из тюрьмы. Однако другие штаты могут навсегда запретить осужденным голосовать даже после освобождения из тюрьмы, условно-досрочного освобождения и условно-досрочного освобождения и выплаты всех своих штрафов [6].
Любой, кто был осужден в штатах Айдахо, Иллинойс, Индиана, Кентукки, Мичиган, Миссури, Южная Каролина и Южная Дакота, не может голосовать во время заключения. Кентукки и Миссури дополнительно требуют «исполнительного про-
щения», прежде чем разрешать заключенным голосовать. В Айове только осужденные за тяжкие преступления не могут голосовать во время заключения.
В Западной Вирджинии и округе Колумбия только люди, осужденные за правонарушения, связанные с выборами, не могут голосовать при лишении свободы - все остальные имеют возможность голосовать заочно.
В Алабаме лица, осужденные за уголовное преступление, могут ходатайствовать о том, чтобы их голос был восстановлен немедленно после завершения их полного срока. Однако те, кто был признан виновным в совершении тяжких преступлений, таких как убийство, изнасилование, измена и пр. не имеют такого права.
В штате Делавэр сложилась иная практика. 16 апреля 2013 г. Делавэрский сенат принял Закон, который внес поправки в Конституцию штата Делавэр, исключив пятилетний период ожидания для большинства уголовных преступников, чтобы вернуть себе право голоса. Лица, осужденные за уголовное преступление (за исключением осужденных за убийство или непредумышленное убийство, преступление, совершенное в отношении государственной администрации, взяточничество, злоупотребление служебным положением или преступления сексуального характера), теперь автоматически имеют право голоса после отбытия полного наказания, включая заключение под стражу, условно-досрочное освобождение и условное освобождение.
Законодательство Флориды в отношении избирательных прав бывших заключенных, наоборот, было ужесточено. С 9 марта 2011 года прекращено автоматическое восстановление гражданских прав, в том числе возможности голосовать. Все лица, осужденные за любое уголовное преступление, теперь должны обращаться за помилованием после пятилетнего периода ожидания. Лица, которые были осуждены или ранее признаны виновными в совершении таких уголовных преступлений, как убийство, жестокое обращение с детьми, незаконный оборот наркотиков, поджог и т. д., подлежат семилетнему периоду ожидания перед слушанием совета по помилованию, который определяет, будет ли восстановлено право голосовать у каждого конкретного бывшего заключенного.
В Айове 14 января 2011 г. республиканский губернатор штата Терри Бранстад отменил закон, позволяющий людям, осужденным за уголовное преступление, автоматически иметь возможность голосовать после завершения своих приговоров. Этот закон был принят бывшим губернатором от демократов Томом Вилсаком в 2005 г. Теперь бывший заключенный должен погасить все невыплаченные денежные обязательства перед судом в дополнение к исполнению приговора, срока условно-досрочного освобождения или условно-досрочного освобождения. Затем лица, осужденные за уголовное преступление, могут подать заявку на восстановление права голосовать.
В Кентукки изменения в этой сфере произошли даже с меньшим временным интервалом. 24 ноября 2015 г. губернатор Стивен Л. Бешир издал распоряжение об автоматическом восстановлении права голоса преступников, совершивших преступления ненасильственного характера, у которых закончился период условно-досрочного освобождения. Однако 22 декабря того же года новоизбранный губернатор Мэтью Г. Бевин отменил распоряжение предыдущего губернатора.
В результате люди, осужденные за любое уголовное преступление в Кентукки, должны лично обратиться к губернатору с просьбой восстановить право голоса.
В Мэриленде 9 февраля 2016 г. Генеральная ассамблея штата Мэриленд сняла вето губернатора и вернула голосование всем осужденным преступникам сразу же после их освобождения из тюрьмы.
В штате Миссисипи лицам, осужденным за уголовное преступление, запрещается голосовать только в том случае, если они были осуждены за одно или несколько конкретных преступлений из довольно длинного перечня (убийство, изнасилование, взяточничество, кража, поджог, хищение, подделка, растрата, двоеженство, вооруженное ограбление, вымогательство и пр.). Чтобы вернуть себе право голоса, заклю-
ченный может обратиться к представителю штата или лично губернатору. Лица, осужденные за преступления в Миссисипи, по-прежнему имеют право голосовать за Президента США на федеральных выборах.
В штате Миссури запрещается голосовать только лицам, осужденным за «уголовное преступление или правонарушение, связанное с избирательным правом».
В Небраске лицам, признанным виновным в совершении уголовного преступления, автоматически разрешается проголосовать через два года после завершения срока лишения свободы и условно-досрочного освобождения или условно-досрочного освобождения за все обвинительные приговоры, кроме государственной измены.
В штате Невада право голоса автоматически восстанавливается всем лицам, осужденным за ненасильственное уголовное преступление после завершения срока приговора. А лица, осужденные за насильственное преступление и все преступники - рецидивисты должны добиваться восстановления своих возможностей голосования в суде, в котором они были осуждены.
В штате Теннесси применяются также временные рамки для классификации бывших преступников. Так, все осужденные за тяжкое преступление с 1981 года, за исключением некоторых серьезных уголовных преступлений, таких как убийство, изнасилование, измена и мошенничество в сфере выборов, могут обратиться в Комиссию по условно-досрочному освобождению для получения права голосовать по завершении срока наказания.
Осужденные за уголовное преступление между 15 января 1973 г. и 17 мая 1981 г. имеют право зарегистрироваться в качестве избирателя независимо от совершенного преступления. Лицам, осужденным за некоторые уголовные преступления до 15 января 1973 г., может быть отказано вправе голосовать.
В апреле 2014 г. губернатор Терри Маколифф объявил об изменениях в процессе восстановления права голоса в Вирджинии. Согласно новым правилам, лица, осужденные за ненасильственные преступления (включая преступления, связанные с наркотиками), будут автоматически иметь возможность голосовать, при условии, что завершен их срок лишения свободы или закончился период условного или условно-досрочного освобождения; оплачены все судебные издержки, штрафы и пр., не предъявлены новые обвинения.
В июне 2015 г. губернатор Маколифф объявил, что «невыплаченные судебные издержки и сборы больше не будут запрещать физическому лицу восстанавливать свои права», а в апреле 2016 г. подписал приказ о возобновлении права голосования без ограничений для всех более чем 200 тыс. уголовных преступников в Вирджинии, у которых завершился срок тюремного заключения и условно-досрочного освобождения [5].
«Нью-Йорк Таймс» сообщал тогда, что данный «приказ губернатора не будет применяться к освобожденным в будущем уголовным преступникам, хотя помощники губернатора утверждали, что он планирует «издавать подобные приказы на ежемесячно, чтобы охватывать людей по мере их освобождения» [7].
Однако ровно через три месяца, в июле 2016 г. Верховный суд Вирджинии отменил этот приказ губернатора Терри Маколифа. В ответ в пресс-релизе губернатор заявил, что он «скорейшим образом подпишет почти 13000 индивидуальных прошений о восстановлении избирательных прав граждан».
В Вашингтоне все осужденные за уголовное преступление, должны перерегистрироваться для голосования после завершения их приговора и всего периода условно-досрочного освобождения. Тем не менее, если они «намеренно не выполнили три платежа в течение 12-месячного периода», возмещая штрафы, наложенные судом, то их право голоса может быть отозвано прокурором.
В штате Вайоминг лица, осужденные за однократное ненасильственное уголовное преступление, могут обратиться в Совет по условно-досрочному освобождению за восстановлением права голосовать через пять лет после истечения срока наказа-
ния. Все остальные лица, осужденные за тяжкое преступление, также через пять лет должны обратиться уже непосредственно к губернатору.
Приведенные примеры наглядно показывают, что даже в масштабах одного государства существуют различные подходы к пониманию избирательных прав заключенных или бывших осужденных. В каждом штате США сложилась своя практика решения этого вопроса, которая, кроме того, претерпевает изменения, связанные как с избранием губернаторов (демократы и республиканцы занимают противоположные позиции, что явно прослеживается на примерах Айовы и Кентукки), так и изменением ситуации в стране и мире.
Вне зависимости от того, автоматически восстанавливается избирательное право у заключенных после завершения срока наказания или для этого необходимо обращение к губернатору, в суд или иным должностным лицам, к различным вариантам этих процедур обращено внимание общественности, политиков и исследователей, поскольку заключенные и бывшие осужденные составляют определенную, иногда весьма значительную, часть электората, которая может существенно повлиять на результаты выборов.
Список литературы
1. Гришин Н. В. Государственная политика и управление в сфере избирательного процесса как отрасль государственного управления // Российская политическая наука: Идеи, концепции, методы. Под ред. Л. В. Сморгунова. - М. : Аспект Пресс, 2015. - С. 155-171.
2. Гришин Н. В. Институционализация государственной электоральной политики // Политэкс. Политическая экспертиза. - 2015. - №1. - С. 89-107.
3. Гришин Н. В. Правительственная модель электорального менеджмента: теоретический фантом и реальность // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. -2016. - № 3. - C. 7-22.
4. Морозова О. С. Избирательная система как институт управления партийной системой // Политэкс. Политическая экспертиза. - 2015. - №1. - С. 124-133.
5. Governor McAuliffe Statement on the Virginia Supreme Court Decision on the Restoration of Civil Rights, July 22, 2016. - Режим доступа: http://www.virginia.gov/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз.англ.
6. State Felon Voting Laws - Режим доступа: http://felonvoting.procon.org/view.resource. php?resourceID=000286/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз.англ.
7. The New York Times reports (Apr. 22, 2016, "Virginia Governor Restores Voting Rights to Felons"). - Режим доступа: https:// https://www.nytimes.com/virginia, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз.англ.
8. Uggen C., Shannon S. State-Level Estimates of Felon Disenfranchisement in the United States, 2010, University of Minnesota. - Режим доступа: http://felonvoting.procon.org/sourcefiles/2010_State_Level_Estimates_of_Felon_Disenfranchisement .pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз.англ.
References
1. Grishin N.V. Gosudarstvennaja politika i upravlenie v sfere izbiratel'nogo processa kak otrasl' gosudarstvennogo upravlenija [Public policy and management in the electoral process as the public policy domain] // Rossijskaja politicheskaja nauka: Idei, koncepcii, metody. Pod red. L. V. Smorgunova. - M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2015. S. 155-171.
2. Grishin N.V. Institucionalizacija gosudarstvennoj jelektoral'noj politiki [The institutionalization of the state of electoral politics] // Politjeks. Politicheskaja jekspertiza. - 2015. - №1. - S. 89-107.
3. Grishin N.V. Pravitel'stvennaya model' ehlektoral'nogo menedzhmenta: teoreticheskij fantom i real'nost [Governmental model of electoral management: a theoretical phantom and reality] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. - 2016. - №3. - C. 7-22.
4. Morozova O.S. Izbiratel'naya sistema kak institut upravleniya partijnoj sistemoj [Electoral system as an institution of control party system] // Politehks. Politicheskaya ehkspertiza. - 2015. - №1. - S. 124-133.
5. Governor McAuliffe Statement on the Virginia Supreme Court Decision on the Restoration of Civil Rights, July 22, 2016 - Rezhim dostupa: http://www.virginia.gov/, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz.angl.
6. State Felon Voting Laws - Rezhim dostupa: http://felonvoting.procon.org/ view.resource.php?resourceID=000286/, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz.angl.
7. The New York Times reports (Apr. 22, 2016, "Virginia Governor Restores Voting Rights to Felons") - Rezhim dostupa: https:// https://www.nytimes.com/virginia, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz.angl.
8. Uggen C. , Shannon S. State-Level Estimates of Felon Disenfranchisement in the United States, 2010, University of Minnesota. - Rezhim dostupa: http://felonvoting.procon.org/ sourcefiles/2010_State_Level_Estimates_of_Felon_Disenfranchisement.pdf, svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz.angl.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ «ТУРЕЦКОГО ПОТОКА» В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Шангараев Руслан Насимович, кандидат экономических наук Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации Российская Федерация, 119992, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1 E-mail: iamp.cwe@dipacademy.ru
Эйвазов Руслан Алшироглы, магистрант
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации Российская Федерация, 119992, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2 стр. 1 E-mail: r_eyvazov@mail.ru
Турция стремится наращивать свое политическое и дипломатическое присутствие в различных регионах, иногда играя роль «посредника» в отношениях с Европой и Россией, представляя себя как стратегический партнер для того, чтобы усилить свои позиции и обеспечить себе роль медиатора при решении политических проблем и разрешении спорных ситуаций, что способствует усилению ее роли во внешнеполитических процессах. Отношения между Россией и Турцией в сфере энергетического сотрудничества демонстрируют наличие определенного «прагматического иммунитета», даже в условиях нестабильности международных отношений, кризиса в отношения между двумя государствами, западных санкций. Турция использует свое уникальное географическое положение и потенциал транзитера энергетических ресурсов в качестве инструмента, позволяющего на равных общаться с партнерами и увеличивать свои политический вес. С возрождением «Турецкого потока» можно рассчитывать на прогресс в российско-турецких газовых отношениях, которые могут стать основой трансформации европейской системы энергетической безопасности. Роль Турции в качестве транзитной страны, и её положение в энергетической системе Европы связаны с характером газовых соглашений, подписанных со странами-партнёрами Фактически в контексте энергетического треугольника между ЕС, Турцией и Россией Брюссель пытается навязать свои правила энергетической игры, используя дестабилизацию в российско-турецких отношениях, санкции и меры политического воздействия.
Ключевые слова Россия, Турция, Газпром, Турецкий поток, энергетический фактор, энергетическая безопасность, стратегический потенциал
STRATEGIC POTENTIAL OF "TURKISH STEAM" IN SYSTEM OF INTERNATIONAL ENERGY SECURITY
Shangaraev Ruslan N., Ph.D. (Economics)
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation buil. 1, 53/2 Ostozhenka Str., Moscow, 119992, Russian Federation E-mail: iamp.cwe@dipacademy.ru
Eyvazov Ruslan A., Master's degree student
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation buil. 1, 53/2 Ostozhenka Str., Moscow, 119992, Russian Federation E-mail: r_eyvazov@mail.ru