Научная статья на тему 'Государства в конкурентной борьбе за налогоплательщиков: реализация экономических интересов'

Государства в конкурентной борьбе за налогоплательщиков: реализация экономических интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИКА / НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВ / ОФФШОРЫ / ГРАЖДАНСТВО ЗА ИНВЕСТИЦИИ / РЕЗИДЕНТСТВО ЗА ИНВЕСТИЦИИ / MACROECONOMICS / TAXES AND TAXATION / INTERNATIONAL TAXATION / COMPETITION OF STATES / OFFSHORE / СITIZENSHIP BY INVESTMENT / RESIDENCY BY INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотов Егор Юрьевич

Актуальность тематики исследования подтверждена текущими макроэкономическими процессами, суть которых коренное изменение подходов к налоговому администрированию и увеличению налоговых доходов. Цель научной работы заключается в выявлении новых векторов развития налогового администрирования, их систематизация и анализ. Так, в статье рассмотрена практика конкурентной борьбы государств за налогоплательщиков. Проанализированы такие методы привлечения налогоплательщиков, как снижение налоговых ставок, предоставление гражданства и резидентства в обмен на осуществление инвестиций в экономику. Раскрыты перспективы развития способов увеличения числа налоговых резидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотов Егор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

States in the competitive fight for taxpayers: implementation of economic interests

The relevance of the research is confirmed by the current macroeconomic processes, the essence of which is a radical change in approaches to tax administration and increase in tax revenues. The purpose of the scientific work is to identify new vectors for the development of tax administration, their systematization and analysis. Thus, the article examines the practice of competition between states for taxpayers. Different methods of attracting taxpayers, such as decrease tax rates, provision citizenship and presidency in exchange for investing in the economy, were analyzed. The prospects for the development of ways to increase the number of tax residents are disclosed.

Текст научной работы на тему «Государства в конкурентной борьбе за налогоплательщиков: реализация экономических интересов»

97

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

ГОСУДАРСТВА В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ ЗА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ: РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Золотов Егор Юрьевич1

студент,

ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, факультет «Налоги и налогообложение», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: xanosha@gmail.com

Аннотация: Актуальность тематики исследования подтверждена текущими макроэкономическими процессами, суть которых - коренное изменение подходов к налоговому администрированию и увеличению налоговых доходов. Цель научной работы заключается в выявлении новых векторов развития налогового администрирования, их систематизация и анализ. Так, в статье рассмотрена практика конкурентной борьбы государств за налогоплательщиков. Проанализированы такие методы привлечения налогоплательщиков, как снижение налоговых ставок, предоставление гражданства и резидентства в обмен на осуществление инвестиций в экономику. Раскрыты перспективы развития способов увеличения числа налоговых резидентов.

Ключевые слова: макроэкономика; налоги и налогообложение; международное налогообложение; конкуренция государств; оффшоры; гражданство за инвестиции; резидентство за инвестиции.

JEL: F29; H21; H26; H31

STATES IN THE COMPETITIVE FIGHT FOR TAXPAYERS: IMPLEMENTATION OF ECONOMIC INTERESTS Zolotov Egor Yurevich,

Student of the faculty «Taxes and taxation», Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russian Federation

Abstract: The relevance of the research is confirmed by the current macroeconomic processes, the essence of which is a radical change in approaches to tax administration and increase in tax revenues. The purpose of the scientific work is to identify new vectors for the development of tax administration, their systematization and analysis. Thus, the article examines the practice of competition between states for taxpayers. Different methods of attracting taxpayers, such as decrease tax rates, provision citizenship and presidency in exchange for investing in the economy, were analyzed. The prospects for the development of ways to increase the number of tax residents are disclosed.

Keywords: macroeconomics; taxes and taxation; international taxation; competition of States; offshore; Citizenship by Investment; Residency by Investment.

Основными источниками пополнения бюджета любого государства являются налоги. Налоги платят субъекты хозяйствования: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица и др. (в некоторых странах существует налогообложение домохозяйств).

Государство заинтересовано в максимизации налоговых поступлений, однако вынуждено при этом одновременно не выходить за определённые границы, избегая чрезмерно повышенной налоговой нагрузки и, таким образом, не дестимулируя развитие экономики.

Среди существующих основных методов увеличения налоговых поступлений можно выделить такие, как

1 Научный руководитель Альпидовская Марина Леонидовна профессор, Департамента экономической теории ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

- повышение налоговой ставки,

- установление новых объектов налогообложения,

- снижение затрат на налоговое администрирование,

- особый интерес вызывает увеличение числа налогоплательщиков.

Необходимо заметить, что идея привлекать налогоплательщиков не нова. Известна она была ещё со времён Древней Греции, когда Афинский государственный деятель Фемистокл убедил создать финансируемые за счёт государства стимулы привлечения высококвалифицированных мастеров в Афины. Его политика, в конечном итоге, позволила преумножить богатство полиса. Современный греки привлекают налогоплательщиков путём предоставления гражданства за покупаемую на территории Греции недвижимость. Похожую политику проводила и Римская империя, предоставлявшая представителям завоёванных народов право на римское гражданство [1].

В свою очередь, современные homoeconomiсs стремятся минимизировать свои налоговые платежи, предпочитая выбирать местом своего налогового резидентства страны с меньшей налоговой нагрузкой. В итоге, данные прецеденты создают дополнительные условия для возникновения конкурентных отношений между государствами за крупнейших налогоплательщиков.

Для выигрыша в конкурентной борьбе необходимо принимать определённые меры для привлечения налогоплательщиков. Создание подобных условий может быть достигнуто за счёт:

1. Снижения налоговой ставки,

2. Создания более привлекательных инвестиционных условий,

3. Обеспечения экономической и политической стабильности,

4. Развития экономической инфраструктуры,

5. Увеличения потенциала рынка и др.

Тем не менее снижение процентной ставки не может быть эффективно применено к налогоплательщикам физическим лицам, получающим сверхдоход. Из-за прогрессивной шкалы налогообложения доходов снижение верхней ставки не принесёт ожидаемого результата. Налогоплательщик, получая доход, относящийся к верхней шедуле, даже по сниженной ставке будет платить больше, чем налогоплательщик с сопоставимым доходом, уплачивающий налоги в стране с пропорциональной шкалой налогообложения доходов.

Отчасти эффективной мерой может оказаться пересмотр границ «ступеней» шкалы налогообложения доходов и снижение всех ставок, однако данная мера может нанести значительный урон структуре поступлений в бюджет.

В современных условиях глобальной экономической системы запутанная налоговая система может привести к уменьшению числа налогоплательщиков.

Можно отождествить государства и их налоговые системы с действующими на рынке фирмами и их товарами. Как и любой хозяйствующий субъект, государство стремится получить большее число экономических агентов (налогоплательщиков), за счёт чего планирует увеличить свои доходы (налоговые поступления в бюджет).

В рамках такой концепции, налоговую систему следует представлять, как комплекс продаваемых на рынке благ. Расценивая данный комплекс как некоторый товар, отметим, что в капиталистической экономике для получения данного товара покупатель обязан заплатить определенную цену продавцу товара [2].

Постулаты классической теории спроса и предложения состоят в том, что за одинаковые товары покупатель всегда заплатит тому продавцу, который запросит меньшую цену.

Исходя из вышесказанного, появление государств-оффшоров следует рассматривать как проявление конкуренткой борьбы государств за налогоплательщиков на мировом рынке. Налоговую реформу в США, предусматривающую снижение ставки корпоративного налога с 35% до 21%, в первую очередь следует отнести к методам ведения ценовой войны между государствами, ведь целью

данной реформы является привлечение в США старых и новых компаний [3].

Между странами существует конкуренция, и указанная налоговая реформа в США, может подстегнуть другие страны также снизить корпоративные налоги [4]. В частности, примеру США собирается последовать и Швейцария.

Возможный план реализации налоговой реформы в Швейцарии предполагает реализацию следующих этапов:

1. Небольшие налоговые потери (на 2,5 млрд. франков меньше получит федеральный бюджет);

2. Незначительное повышение налоговой нагрузки на дивиденды (это позволит кантонам привлекать порядка 335 млн франков в год, что частично компенсировало бы налоговые потери);

3. Помощь кантонам из федерального центра (Он будет перечислять кантонам и муниципалитетам по 1,1 млрд франков ежегодно).

Промежуточный итог до 2025 года будет состоять в ежегодной потере порядка 1,8 млрд франков. Однако по прошествии данного срока предполагается, что сработает долгосрочный положительный эффект от проведённой реформы. Снижение ставки до 14%, о которой объявили 17 из 26 кантонов Швейцарии, сделает Швейцарию в ценовом отношении более привлекательной, чем один из крупнейших финансовых центров - Лондон.

Министр финансов Швейцарии Ули Маурер уверен, что данная реформа приведёт к росту инвестиций национальных компаний и станет поводом задуматься о переводе своего юридического адреса или части доходов иностранными корпорациями на территорию Швейцарии [3].

Ведение государствами ценовой борьбы за налогоплательщиков косвенно подтверждается снижением эффективной налоговой ставки 10 крупнейших корпораций на 2% с 26% до 24% за период с 2008 по 2018 по данным Finantial Times. А за период с 2000 года средняя налоговая ставка для ТНК сократилась с 34% до 24% [5].

Действительно, данные цифры лишь косвенно подтверждают снижение средней налоговой ставки, так как организации имеют возможность переносить свои налоговые платежи на будущие периоды. Однако необходимо выделить, что тренд на снижение налогового бремени организаций в странах ОЭСР сопровождается трендом увеличения нагрузки на физических лиц и семьи. Когда средняя базовая ставка налога для организаций за 10 лет снизилась на 5%, для физических лиц она выросла на 6% [6].

В рамках рассматриваемой концепции, это обусловлено меньшей значимостью налогов одного физического лица против налогов одной компании, а также значительно меньшим риском смены эквивалентным количеством физических лиц своего налогового резидентства против риска смены организацией своего юридического адреса.

Однако государства стремятся не только удержать имеющихся налогоплательщиков, но и привлечь новых. Так, одним из наиболее эффективных способов может стать создание внутренних оффшорных зон.

Достаточно характерным примером является свободная экономическая зона (СЭЗ) в Крыму. Крымский офшор используется иностранными организациями для снижения налоговой нагрузки. Так, представители крупного украинского холдинга с неизвестными владельцами регистрируют на территории СЭЗ Крыма организации, которые освобождаются от уплаты налогов. Распространяя продукцию по всему миру, прибыль получает материнская компания, зарегистрированная на Кипре. Формально, бенефициарным собственником признаётся кипрская компания, однако имена конечных получателей доходов остаются неизвестны.

В частности, подобной схемой уклонения от уплаты налогов пользуются производители алкогольной продукции «Краймиан Венчэ Кампани», «Крымская водочная компания» и «Русский водочный холдинг». Их головная компания - EBC Eastern Beverage Company Ltd. - зарегистрирована на Кипре, владелец её, в свою очередь, - некий подданный Великобритании [7].

Однако государства готовы бороться не только за организации, но и за физических лиц с достаточно высоким уровнем дохода. Так, характерным проявлением данной борьбы является практика предоставления налоговой натурализации.

Следует понимать, что само по себе наличие второго гражданства не является основанием для уплаты налогов в другой стране. Но второе гражданство - значительное подспорье для более простой смены налогового резидентства. Согласно Российскому налоговому законодательству, налоговыми резидентами России признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев [8]. Очевидно, что наличие второго гражданства даёт возможность избежать отнесения к налоговому резидентству России. Похожие критерии применяются и в других странах, однако они, как правило, дополнены более чёткими критериями - «тестами резидентства».

Концепция предоставления гражданства за инвестиции (Citizenship by Investment; CBI) или резидентства за инвестиции (Residence by Investment; RBI) в экономику принимающей страны появилась около тридцати лет назад в Федерации Сент-Китс и Невис. Денежный средства можно направить в сферу недвижимости или предоставить в форме безвозмездного дотационного взноса в бюджет.

Привлекаемые подобным образом средства государство тратит на финансирование социально-значимых проектов, модернизацию инфраструктуры, создание новых рабочих мест и привлечение большего количества туристов [9].

Важной особенностью привлечения налогоплательщиков путём предоставления гражданства за инвестиции являются последующие налоговые льготы. Так, рассмотрев несколько государств, предоставляющих гражданство на схожих условиях, можно обратить внимание на отсутствие в большинстве из них налогов на капитал, его приобретение или прирост (Таблица 1.)

Таблица 1 - обязанность по уплате налогов в странах, предоставляющих гражданство за инвестиции [10]

Страна Виды объектов налогообложения Сумма инвестиций, в долларах США

Получение капитала Капитал Прирост капитала Им-во, по наследству Недвиж. им-во

Антигуа и Барбуда - - - - + 200.000

Доминиканская республика - - - +/- + 100

Гренада - - - +/- + 200.000

Сент-Китс и Невис - - Только при продаже актива в течение одного года со дня покупки - 20% - + 250.000

Сент-Люсия - - - - + 100

Княжество Андорра Прирост капитала приравнен к обычным доходам. Ставки от 1% до 15% 400.000

Однако необходимо отметить, что связанные с капиталом налоги во многих из рассмотренных Журнал «Теоретическая экономика» №2, 2019 www.theoreticaleconomy.ru

странах заменяются гербовым сбором и прочими налогами, к которым относятся налог в фонд социального обеспечения в Гренаде, Доминикане, Антигуа и Барбуде или налогом на предпринимателей без образования юридического лица в Сент-Китс и Невисе.

Налоги на недвижимое имущество невелики и экономически обоснованы необходимостью регулировать рынок недвижимости. Налоги на наследуемое имущество как таковое не взымаются, объектами налогообложения могут выступать подарки [7], [10].

Подобные схемы предоставления гражданства или резидентства существуют и в более развитых странах: Португалии, Молдове, Италии, Черногории, Австралии, Великобритании Швейцарии и др.

Несмотря на масштабное распространение практики применения RBI и CBI, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выступает с критикой подобных программ. Однако связано это главным образом с косвенной возможностью избежания отчетности в рамках единого стандарта автоматического обмена налоговой информацией CRS при использовании указанных программ смены гражданства и резидентства.

Следует отметить, что рассматриваемая модель конкурентной борьбы государств основывается сугубо на ценовых факторах и существует лишь в теории, в то время как на практике на выбор покупателя влияет множество различных неценовых факторов. Необходимо рассматривать и комплекс мер налогового администрирования как один из определяющих неценовых факторов выбора страны в качестве места уплаты налогов.

Подвергая налоговое администрирование анализу, можно выделить следующие критерии, по которым налогоплательщики могут проводить отбор наиболее привлекательных стран для уплаты налогов:

1. Достаточно высокий уровень коррупции;

2. Низкие требования к налоговой отчётности;

3. Запутанность и неполнота налогового законодательства;

4. Низкий уровень интеграции в международные отношения в сфере налогообложения.

С другой стороны, можно выделить и иные критерии, сообразно с которыми компаниям-налогоплательщикам будет выгоднее законно уплачивать налоги:

1. Высокая степень информатизации налоговых органов;

2. Высокая квалификация налоговых органов.

Таким образом, можно обобщить, что выбор налогоплательщика существенным образом зависит не столько от ставок конкретных налогов, сколько от его цели и конъюнктуры налоговой отрасли в целом.

Для привлечения налогоплательщиков или избежания оттока действующих налоговых резидентов государства применяют различные методы, а именно: снижение налоговых ставок или торговля гражданством и резидентством. Однако в связи с критикой данных методов ОЭСР и для избежания возможных негативных последствий, перекрывающих позитивный эффект от привлечения налогоплательщиков, необходимо разрабатывать новые методы увеличения налоговых доходов.

Это может быть, как модернизация действующей торговли гражданством (в Молдове), торговли резидентством (в Италии), так и создание принципиально иного подхода, который может заключаться в создании внутригосударственных оффшорных зон [11].

Завершая анализ существующих макроэкономических аспектов взаимодействия государств и налогоплательщиков, можно заключить, что между государствами ведётся конкурентная борьба за налоговые доходы.

Государства разделены на два лагеря. Развитые страны привлекают налогоплательщиков современной и удобной системой налогового администрирования, а также используют некоторые способы ведения ценовых войн - снижение ставок корпоративных налогов. Для стран второго лагеря подход к конкурентной борьбе как к ценовой войне между государствами является доминирующим,

однако данный подход подкрепляется предоставлением реальной защиты налоговой тайны -конфиденциальности бенефициаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ВНЖ и гражданство за инвестиции - Критика Запада неуместна: иммиграция и натурализация являются частью традиций западных стран [Электронный ресурс], - Режим доступа: https:// offshorewealth.info/fast-legal-second-citizenship-and-passport/residence-permit-and-citizenship-for-investment-2018-immigration-and-naturalization-in-the-western-tradition/ (дата обращения: 1.09.18)

2. Козловцев И. Ю. Конкурентная борьба оффшорных зон и отдельных государств за налогоплательщика / И.Ю. Козловцев// Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - С. 170-173.

3. Швейцария может снизить налоги для фирм и семей [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://ww.swissinfo.ch/ms/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE0/oD10/o80%D0%BC%D 0%B0_%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D10/o800/oD0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82-%D10/o810/oD00/oBD0/oD0%B8%D0%B7 %D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D00/oBB0/oD00/oBE0/oD0%B3%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BC-%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D 0%BC%D0%B5%D0%B9/43992820 (дата обращения: 11.09.18)

4. Транснациональные корпорации стали платить меньше налогов [Электронный ресурс], -Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/13/753285-korporatsii-menshe-nalogov?utm_source=telegram&utm_campaign=share&utm_medium=social&utm_content=753285-korporatsii-menshe-nalogov (дата обращения: 24.08.18)

5. Finantial times [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://sub.ft.com/spa2_8/?utm_ source=ppc&utm_medium=sem&utm_term=digital_25&utm_campaign=search&segmentId=d02a7cb5-e195-4952-21a7-acb880ba2271&gclid=Cj0KCQjwt0LVBRCZARIsADPLtJ0ZCKc0iIVVq8s9g-v0x2Gm omI4FIIqwY6r9xEeAeSUMYgBxnNUMv0aAv7vEALw_wcB (дата обращения: 18.08.18)

6. Деофшоризация бесполезна? Международные корпорации стали платить меньше налогов, чем 10 лет назад [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://offshorewealth.info/deofshorization/ deofshorization-is-useless-international-corporations-pay-less-taxes/ (дата обращения: 3.09.18)

7. Лучшее налоговое резидентство - Выбираем оптимальный вариант в 2017 году [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://offshorewealth.info/fast-legal-second-citizenship-and-passport/the-best-tax-residency-in-2017/ (дата обращения: 30.08.18)

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ

9. Сент-Китс и Невис гражданство - Выгодные инвестиции в новый паспорт, вкусную еду и не только [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://offshorewealth.info/fast-legal-second-citizenship-and-passport/investing-in-a-new-passport-and-citizenship-in-saint-kitts-and-nevis/ (дата обращения: 29.07.18)

10. Какие налоги платят владельцы карибских паспортов после переезда на новую родину? [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://offshorewealth.info/fast-legal-second-citizenship-and-passport/which-taxes-pay-the-owners-of-caribbean-passports-after-moving-to-new-homeland/ (дата обращения: 11.08.18)

11. Гражданство за инвестиции 2018 - Успейте получить, пока эта возможность не исчезла из-за ОЭСР [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://offshorewealth.info/fast-legal-second-citizenship-and-passport/oecd-warns-citizenship-by-investment-and-residence-by-investment-programs/ (дата обращения: 14.08.18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.