Гостев А.А. ПСИХОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА. - М.: Генезис, 2008. - 484 с.
Рецензируемая монография относится к работам, в которых авторы ищут новые пути решения психологической наукой теоретических и методологических проблем, прежде всего расширения предметного поля, преодоления позитивистских тенденций. Книга родилась как результат углубления автором многолетних исследований проблемы образного опыта человека. Его не удовлетворяло, что в традиционных подходах к образным явлениям внутреннего мира личности психология недостаточно осмысливала образ как носитель духовно-нравственных смыслов, в частности, религиозно-мистического опыта человека. Сегодня перед психологической наукой все настоятельнее выдвигаются задачи исследования тайны высших устремлений людей, возможностей человека в духовном совершенствовании. Можно согласиться с автором, что только при учете духовно-метафизических аспектов осмысления проблемы образной сферы человека можно понять известную для традиционной психологии двойственность роли «внутренней образности» и силы воображения, которые могут быть как конструктивными, так и разрушительными - например, в случаях неправильного использования образного опыта. Предлагаемая вниманию читателя монография помогает изучению проблемы двойственности воображения на уровне духовно-нравственного содержания, в значительной мере неизвестного традиционной психологии. Книга призывает к максимально возможному избавлению от иллюзорности в отражении духовных смыслов бытия, продолжая предшествующие поиски и размышления автора (Дорога из Зазеркалья: Психология развития образной сферы человека. М., 1998).
В монографии указано на многие белые пятна в академическом знании о вторичных образах. Например, речь идет о закономерностях организации образного опыта на уровне глубинных механизмов психического отражения-регулирования, «размыкающихся» в сферу духовного бытия. Например, наука мало знает об образах, связанных с религиоз-
но-мистическими переживаниями. Но современная психология либо игнорирует изучение метафизики образной сферы, либо некритично превозносит «образную экзотику». Неосознаваемые сферы внутреннего мира личности, выходящие за рамки индивидуального опыта человека, выражают себя именно на языке образов.
В книге А.А. Гостева подчеркивается и другой важнейший аспект проблемы образа: образы влияют и на внешнюю реальность. Образы связаны и с планетарной и локально-региональной информационной и духовной экологией. Такой подход помогает понять механизм образа как программы для произвольного и с непроизвольного изменения существующих обстоятельств. Принцип единства отражательной и регулирующей функций образной сферы лежит в основе предостережений, содержащихся в книге относительно «магии воображения».
Подход А.А. Гостева осмысливает феноменологию образного опыта, расширяя рамки академической психологии. Через междисциплинарные и культурологические данные психология сближается с областями человекознания, также ориентированными на изучение нравственно-духовных измерений бытия. Автор предпринял попытку нахождения языка, который, с одной стороны, призван облегчить понимание материала на секулярном уровне, а с другой - не должен допускать упрощений в разговоре об онтологии сферы духовного.
Большое внимание в книге уделено субъективной репрезентации окружающей реальности и содержания внутреннего мира, закономерностям актуализации глубинного психического опыта, сокрытого для «повседневного осознания», а также роли и значению интуитивного угадывания смысла образного послания.
Изучение когнитивных и регулятивных эффектов в результате переживания человеком духовных измерений своего бытия, включая религиозно-мифологический символизм культурных традиций, является актуальной задачей психологии. Как отражает образная сфера духовные смыслы,
существующие на различных уровнях? Ответы на подобные вопросы нашли свое раскрытие в понятии трансляционной функции образной сферы, связанной с некими потенциальными возможностями души в познании духовного мира. Тем самым раскрываются дополнительные ракурсы полифункциональности психического образа, высшие уровни психической саморегуляции, связанной с развитием духовно-нравственного потенциала человека. Религиозный опыт может стать реально полноправным объектом научного познания, а современная психология должна стать открытой для обсуждения материала, накопленного в других системах познания (искусстве, философии, культурологии, теологии и пр.). В то же время отметим авторскую позицию по дистанцированию от оккультных прочтений «духовных созерцаний». Это имеет большое значение для осмысления современных форм сектантского сознания.
Анализ опыта использования «образности» в религиозных традициях углубляет и обогащает понимание роли образной сферы в познании духовных смыслов. В этом плане важна, в частности, национально-культурная специфика образного отражения мира. Применительно к отечественной культуре это предполагает обращение к православно-христианской традиции, раскрывающей закономерности душевно-духовной жизни человека, его нравственного совершенствования. Примером может служить феномен духовного прельщения, как утраты способности адекватно воспринимать мир и себя. Для распознания состояния «прелести» и учета святоотеческой традиции в отношении мистических откровений необходимы знания о полифункциональности психического образа. Это позволяет судить о неотрефлексированных опасностях душевно-духовных повреждений, раскрыть «экологию невидимого духовного мира».
Рассмотрение А.А. Гостевым образной сферы основывается на православно-христианском мировоззрении и вытекающей из него святоотеческой психологической традиции. Задаваемый в книге мировоззренческий контекст помогает увидеть проблему образа с духовной точки зрения. В то же время для православной традиции могут быть полезны знания, достигнутые секулярной психологией. Через описание основных классов вторичных образов и их характеристику создается целостное представление об образной сфере человека, рас-
сматривается также вопрос о роли индивидуальных особенностей в его поведении.
Следует отметить пятую главу, посвященную рассмотрению роли образной сферы человека в развитии личности. Образный опыт является психологическим инструментом личностного развития, помогающим находить и раскрывать потаенные измерения внутреннего мира. Важным фактором порождения, осознания и понимания образного опыта служат особенности взаимодействия сознания и неосознаваемых сфер души, двойственность в этих процессах ее психологической защиты: с одной стороны, «положительно-охранительная», с другой — «негативно-маскирующая». Это очень актуальная проблема.
В психокоррекционной практике, психотерапии, школах личностного роста все большее внимание уделяется развитию образности, изысканию дополнительных возможностей использования творческой силы образа для улучшения саморегуляции, углубления самопознания, изменения жизни к лучшему. Но все ли это так безопасно для человека?
Автор рассматривает роль образной сферы в личностном развитии, методологические, теоретические и прикладные вопросы практической работы с образами. Однако в научной традиции эта работа недостаточно осмыслена с нравственных и мировоззренческих позиций. Читателю предложено поразмышлять об этом с духовных позиций, в различных плоскостях рассмотрев роль образного опыта в личностном развитии. Особое внимание читателя обращается на то, что переход некоторой грани в имагопрактике приводит в действие разрушительные силы, связанные в том числе и с отрицательными метафизическими факторами.
В работе с образной сферой человека следует поэтому учитывать сложные психофизиологические состояния, ведущие к изменению сознания. Психологией все еще недостаточно осмыслены духовно-психологические последствия актуализации неосознаваемых сфер психики. Между тем необходимо четкое понимание того, что в этих состояниях человек вступает во взаимодействие с реальностью, еще не осмысленной наукой, однако известной из тысячелетнего опыта многих духовных традиций.
А.А. Гостева интересует вопрос о включении в образную сферу образов социальной реальности. В частности, он рассматривает процесс манипу-
Семёнов В.Е. Гостев АА. Психология и метафизика образной сферы человека
лирования социальными представлениями людей: человек живет в некой имагосимволосфере, в виртуальной реальности, создаваемой СМИ, рекламой, компьютерами, интернетом, которые буквально обволакивают человека образами, символами и т.п. В книге справедливо и своевременно подчеркивается, что закономерности, положительные моменты и опасности взаимодействия с новой реальностью информационного мира и ее содержанием пока науке мало известны. Поэтому изучение механизмов тотальной визуализации, трансформирующей психику, включая ее деструкцию, представляется автору чрезвычайно важным.
Возросла также актуальность изучения образного отражения личностью идеологических, социально-политических явлений. Психоманипулятивные воздействия на представления людей незаметно изменяют их внутренний мир, ведут к утрате истинной свободы духовно-нравственного самоопределения. Особое значение имеет изучение психологических эффектов, порождаемых образами виртуальных реальностей, максимальным выражением которых выступает «виртуальное мировоззрение». Эта иллюзорная картина мира становится заменителем объективной реальности и символом ухода человека от своей сущности. Автор подчеркивает, что современные иллюзии социального восприятия связаны с утратой критериев истинного прогресса человечества, которые не существуют вне нравственного измерения.
Книга выдвигает ряд актуальных вопросов, касающихся исследования социальных представлений: как проявляется «духовный мир» в имагосимволосфере? Как через интериоризацию различных ее проявлений он проникает в социальные представления людей? Как и в каких сферах общественной жизни деструктивное содержание имагосимволосферы проявляется в качестве метафизического канала негативной духовно-информационной экологии? Какова опасность воздействия на людей новых информационных технологий? В рассмотрении подобных вопросов автор исходит из представления, что во всех сферах жизнедеятельности идет «война образов» различной семантики: с одной стороны, семантики, способствующей духовно-нравственному развитию личности, а с другой - семантики личностно-деструктивной.
«Война образов», однако, недостаточно осознается как в психологии, так и на уровне обыденного сознания. Это не позволяет принимать
своевременные меры противодействия тотальному психоманипулированию представлениями людей. Поэтому сегодня на уровень национальной проблемы встает задача всемерного усиления образов духовно-нравственной семантики. Именно их противодействием выравнивается баланс тенденций глобальной интеграции и сохранения уникальности национально-культурной самоидентификации личности, ее нравственно-духовного и религиозного самосозидания.
Чрезвычайно актуальной, однако также достаточно игнорируемой проблемой выступает изучение представлений людей о «глобальной перестройке» мира и о перспективах развития человечества. Какие, например, представления упускаются или игнорируются в исследованиях общественного сознания? По мнению автора книги, сегодня, как никогда, возрос метафизический аспект актуализации и материализации образов. Никто не станет спорить с тем, что формирование образа будущего есть формирование будущего реального.
Особый интерес имеет изучение представлений людей о духовной сущности происходящих в мире процессов. При изучении образа «нового мира», считает А.А. Гостев, внимание следовало бы уделить представлению о структуре и функционировании субъективного фактора в создании «нового мироустройства», поскольку мировоззренческая основа элитарного мироустройства участвует в глобальном психоманипулировании. В изучении системы образов альтернативных форм объединения человечества в многополярном мире особое внимание следует уделять политико-идеологическим измерениям, связанным с отказом от справедливого общечеловеческого будущего для народов. Автор справедливо подчеркивает, что представления людей о глобализации недостаточно отражают нарушение баланса интеграции и сохранения уникальности культурного разнообразия человечества. Он отмечает также, что представления людей о новых формах свободы не содержат в себе осознания того, что эти формы постепенно сменяются «психомани-пулятивным тоталитаризмом».
В связи с этим естественным выглядит рассмотрение автором роли новых информационных технологий в формировании «виртуального мировоззрения» и сопровождающих его образов. Виртуальный мир уводит человека от понимания происходящего в реальном мире. Новые информационные технологи потенциально способны формировать образы
любого содержания, включая «субъективно реальный», а в действительности иллюзорный мир. Соответственно все психологические проблемы невозможно решать, не понимая этого скольжения через виртуализацию в глобальное прельщение, главной формой которого будет подмена духовно-нравственного отражения реальности. Особое значение имеет изучение психологических эффектов виртуального мировоззрения. Воздействие информационных технологий на образную сферу жизни, создающих «нужные» картинки и порождающих соответствующие переживания, означает не что иное, как психозомбирование. Тема виртуализации внутреннего мира личности по различным основаниям ее жизнедеятельности, «завязанная» на проблему искажения высших духовных смыслов бытия человека, не без основания служит прочным
теоретическим стержнем в изложении А.А. Гостевым материала.
Отметим, что подобное видение проблемы образной сферы человека есть результат 35 лет работы в области психологии образных явлений. Это позволило ему включить в книгу большой объем информации об образной сфере, накопленной психологией и смежными дисциплинами, в том числе и материал, связанный с духовно-религиозными традициями.
Можно заключить, что, несомненно, в книге вниманию читателя предлагается разноплановое видение проблемы образной сферы человека и ее роли в познании мира и самого себя, в высших аспектах психической саморегуляции, в обеспечении положительного влияния человека на действительность и других людей.
© Семёнов В.Е.,
заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета