Научная статья на тему 'ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
763
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПВО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕВОСХОДСТВА В ВОЗДУХЕ / МASTERY IN THE AIR / COMPREHENSIVE AD SYSTEM / ESTIMATION CRITERIA FOR MASTERY IN THE AIR

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Гиндранков Виктор Васильевич, Перепелица Михаил Ларионович, Перфильев Евгений Александрович

Раскрывается суть процесса завоевания господства в воздухе в современных условиях, уточняется само понятие «господство в воздухе», наиболее отвечающее реалиям дня, предложен подход к количественной оценке степени превосходства в воздухе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERY IN THE AIR: MYTHS AND REALITY

The paper discloses the essence of winning supremacy in the air in present-day conditions, specifying the very notion of mastery in the air that best matches the current realities, and suggests an approach to the quantitative assessment of the degree of supremacy in the air.

Текст научной работы на тему «ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Господство в воздухе: мифы и реальность

Полковник в отставке В.В. ГИНДРАНКОВ, доктор военных наук

Подполковник в отставке М.Л. ПЕРЕПЕЛИЦА

Полковник в отставке Е.А. ПЕРФИЛЬЕВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Раскрывается суть процесса завоевания господства в воздухе в современных условиях, уточняется само понятие «господство в воздухе», наиболее отвечающее реалиям дня, предложен подход к количественной оценке степени превосходства в воздухе.

The paper discloses the essence of winning supremacy in the air in present-day conditions, specifying the very notion of mastery in the air that best matches the current realities, and suggests an approach to the quantitative assessment of the degree of supremacy in the air.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Господство в воздухе, комплексная система ПВО, критерии оценки превосходства в воздухе.

Мastery in the air, comprehensive AD system, estimation criteria for mastery in the air.

ТЕРМИН «господство в воздухе» возник на заре развития авиации. Так, уже в вышедшем в 1919 году в советской России первом в мире «Наставлении по применению авиации на войне» отмечено, что в современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе.

Основной задачей авиации в то время было нанесение бомбовых ударов по наземным объектам и боевым порядкам сухопутных войск. Реальное противодействие авиационным средствам при выполнении ими своих боевых задач могли оказать только истребители противостоящей стороны. Существовавшая в то время зенитная артиллерия не могла нанести авиации существенного ущерба, так как в силу своей немногочисленности и низкой эффективности она концентрировалась в основном для обороны наиболее

важных объектов. Поэтому завоевание господства в воздухе заключалось в основном в создании численного и качественного преимущества истребительной и бомбардировочной авиации. Практически этот вопрос решался путем уничтожения истребителей и самолетов других видов на земле и в воздухе. Воздействие по аэродромам не приносило особого успеха, так как авиация базировалась в основном на грунтовых аэродромах, создание и ремонт которых не требовали больших временных и материальных затрат.

Вот какой смысл вкладывал в понятие «господство в воздухе» в 1921 году в работе «Господство в воздухе» итальянский генерал Джулио Дуэ: «Завоевать господство в воздухе — это значит достигнуть возможности предпринимать против неприятеля наступательные действия; это значит быть в состоянии отрезать неприятельскую сухопутную армию и морской флот от их баз, лишая их возможности не только сражаться, но и жить; это значит защитить верным и безусловным способом свою территорию и свои моря от подобных нападений; сохранять в боеспособном состоянии свою армию и свой флот, позволить своей стране жить и работать в полнейшем спокойствии...». И далее: «Для завоевания господства в воздухе, т. е. для достижения возможности воспрепятствовать неприятелю летать, необходимо лишить неприятеля всех воздушных средств, а это может быть достигнуто лишь уничтожением этих средств либо в воздухе, либо в их базах, либо на заводах, где они изготовляются — одним словом, повсюду, где возможно их пребывание или производство»1.

Разработанный в 2003—2005 годах военный энциклопедический словарь понятие «господство в воздухе» трактует следующим образом: «Господство в воздухе, решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон в воздушном пространстве на театре военных действий (ТВД) или на стратегическом (операционном) направлении (в районе), позволяющее Сухопутным войскам, силам Военно-Морского Флота (ВМФ), Военно-воздушных сил (ВВС) и тылу страны (коалиции стран) выполнять свои задачи без существенного противодействия со стороны авиации и противовоздушной обороны (ПВО) противника. Господство в воздухе может быть завоевано на одном или одновременно на нескольких ТВД на длительное время — стратегическое

господство, на отдельном стратегическом или операционном направлении на период ведения операции — оперативное господство. Кратковременное овладение инициативой в воздухе авиационными подразделениями, частями или отдельными соединениями в ограниченном районе принято называть тактическим господством в воздухе»2.

В соответствии с изменением количественного и качественного состава военной авиации стран изменялись структура построения и способы ее боевого применения. Сформировались полки и дивизии ВВС, включающие истребители, истребители-бомбардировщики, тактические истребители, штурмовики, вертолеты, транспортные и специальные самолеты, фронтовые и дальние (стратегические) бомбардировщики. Учитывая, какую опасность потенциалу страны и вооруженным силам может нанести авиация вероятного противника, наиболее развитые страны создали мощные оборонительные группировки противодействия — системы ПВО, включающие истребительные авиационные, зенитные ракетные, радиотехнические части и подразделения, а также их системы управления. Завоевать господство в воздухе над территорией противника стало сложной задачей. Однако для преодоления систем ПВО стали применяться крылатые ракеты (КР), средства высокоточного оружия (ВТО), мероприятия по снижению эффективной площади рассеивания (ЭПР), бортовые комплексы постановки помех. Существенно изменилось и отношение к формированию построения удара средств воздушного нападения (СВН). Теперь в оперативно-тактическое построение массированного ракетно-авиацион-ного удара (МРАУ) включаются группы самолетов различного тактического назначения, беспилотные средства, КР. Удар тщательно готовится, в полной мере задействуются средства раз-

Разработанный в 2003—2005 годах военный энциклопедический

словарь понятие «господство в воздухе» трактует следующим образом: «Господство в воздухе, решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон в воздушном пространстве на театре военных действий

или на стратегическом (операционном) направлении

(в районе), позволяющее Сухопутным войскам, силам Военно-Морского Флота, Военно-воздушных сил и тылу страны (коалиции стран) выполнять свои задачи без существенного противодействия со стороны авиации и противовоздушной обороны противника.

ведки, вплоть до космической, на всех этапах подготовки и нанесения удара осуществляется управление самолетами с наземных и воздушных пунктов. Поскольку постоянно идет процесс совершенствования наступательных и оборонительных средств и систем, опирающихся на мощные разведывательные и управленческие комплексы, то учет этих факторов в борьбе за господство в воздухе обязателен.

Таким образом, по мере развития авиации и систем ее обеспечения, увеличения объема и перечня возлагаемых на авиацию задач, а также появления других средств борьбы со средствами воздушного нападения фактическое содержание термина «господство в воздухе» стало претерпевать существенные изменения3.

Во-первых, произошло довольно четкое разделение предназначения авиационных средств. Они разделились на ударные, предназначенные для нанесения бомбовых и ракетных ударов по стационарным и подвижным наземным и морским целям, истребительные, предназначенные главным образом для уничтожения воздушных целей, и самолеты обеспечения (радио-

локационного дозора и наведения, разведки, постановщики помех, топливозаправщики и др.).

Во-вторых, для обеспечения боевых действий авиации появились и постоянно совершенствуются наземные и воздушные информационные и управляющие системы.

В-третьих, для базирования авиации в большинстве стран мира создана система аэродромов, имеющих взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием.

В-четвертых, наряду с совершенствованием наземных и корабельных зенитных средств, появился новый род войск ПВО — зенитные ракетные войска (ЗРВ), а также наземные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В-пятых, появился целый ряд новых ударных и обеспечивающих летательных аппаратов: КР, беспилотных (БПЛА), аэростатических и других.

Все эти элементы в той или иной степени являются участниками борьбы в воздушном пространстве, а соответственно, и звеньями цепи по завоеванию господства в воздухе.

Опыт создания системы ПВО в России показывает целесообразность построения комплексных систем ПВО, включающих следующие подсистемы: разведки, истребительного авиационного прикрытия, зенитной ракетной обороны (ЗРО), РЭБ и автоматизированной системы управления (АСУ) войсками и силами ПВО (рис.).

Достигнутый к началу XXI века научно-технический потенциал в создании качественно новых огневых подсистем ставит на повестку дня необходимость более тесной интеграции разведывательных и истребительных авиационных комплексов с зенитными ракетными системами. Проведем обоснование этого тезиса.

Истребительная авиация (ИА) в системе ПВО Российской Федерации (РФ) предназначена для уничтожения СВН

Система ПВО

Подсистема разведки воздушного противника

Группировка сил и средств разведки

Информационное поле разведки СВН в полете и в местах базирования

Подсистема зенитной ракетной обороны

Группировка зенитных ракетных войск

Система огня

Подсистема истребительного авиационного прикрытия

Подсистема управления

Группировка истребительной авиации

Районы боевых действий

Рис. Схема построения системы ПВО

противника главным образом на дальних подступах к обороняемым объектам. Боевые задачи ИА решает во взаимодействии с другими силами и средствами ПВО, а на приморских направлениях также с ИА ВМФ. В мирное время основным содержанием задач ИА является пресечение нарушений государственной границы РФ в воздушном пространстве. При решении задачи прикрытия районов сосредоточения гражданских и военных объектов от ударов с воздуха ИА применяется в передовом эшелоне, на маршрутах полета СВН к объектам и в районах, не прикрытых в системе ЗРО.

Выполняя задачи в передовом авиационном эшелоне, ИА должна быть способна вести борьбу с самолетами стратегической авиации противника — носителями КР с дальностями пуска до 3000 км, но главные усилия ИА сосредотачиваются на рубежах 1000—1100 км от прикрываемых объектов в районах пуска тактических крылатых ракет. Непосредственное прикрытие объектов до настоящего времени не являлось задачей ИА и осуществлялось ЗРВ. Однако в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля в требуемом диапазоне высот и прикрытия объектов группировками ЗРВ возможно повышение роли ИА в непосредственном прикрытии объектов на дальних рубежах.

Современные истребители имеют достаточно развитые системы вооружения, обладающие большими дальностями поражения; высокой помехозащищенностью и гибкостью боевого применения на основе комплексного использования радиолокационных и оптико-электронных средств; многоканальностью по информационному обеспечению и огневому воздействию; возможностью взаимного обмена боевой информацией и передачи ее на наземные и воздушные командные пункты (КП); возможностью ведения авто-

номных и полуавтономных действий; возможностью уничтожения различного класса целей в диапазоне высот от 30—50 до 27 000—30 000 м, летящих со скоростями до 3200 км/ч.

Зенитные ракетные войска представляют основную огневую силу ПВО в ВКС РФ. Они обеспечивают наиболее эффективное решение задач непосредственного прикрытия объектов государственного управления, объектов высших звеньев военного управления, а также важнейших объектов Вооруженных Сил (ВС) и экономики (в том числе, в границах ТВД) от ударов СВН и борьбы с нестратегическими баллистическими целями. В исключительных случаях ЗРВ могут привлекаться для уничтожения наземных (надводных) целей.

В условиях мирного времени подразделения и части ЗРВ обеспечивают решение (совместно с силами и средствами ПВО других родов войск и видов ВС) задач по охране Государственной границы в воздушном пространстве страны.

При организации ПВО в зоне (районе) ПВО создается система зенитной ракетной обороны на основе группировок ЗРВ, войсковой ПВО, сил и средств ПВО ВМФ.

Экскурс в историю военных конфликтов с участием США показывает, что успех в борьбе за завоевание господства в воздухе предопределял в основном и успех конфликта в целом. Отметим при этом два важных обстоятельства: первое — конфликты последних лет происходили между странами с неравными по силам и возможностям организовать эффективный отпор агрессору; второе — даже заведомо зная слабость будущего противника, США создавали мощную ударную авиационную группировку, многократно превосходящую группировку войск обороняемой стороны. Вполне очевидно, что с количественным и качественным ростом

СВН, систем разведки, связи и управления стран НАТО возрастают сложность, размах и масштабы борьбы за господство в воздухе, увеличивается количество привлекаемых для решения этих задач сил и средств, расширяется арсенал форм и способов ведения боевых действий, повышается решительность действий.

В войнах ХХ века (в период 1940—1991 годов, т. е. в течение более 50 лет) борьба за господство в воздухе начиналась с мощных ударов авиации противника по аэродромам противостоящей стороны. И в современных условиях задача борьбы за завоевание господства в воздухе, являясь частью содержания воздушной операции, будет включать две составляющие: первая — уничтожение наземных объектов гражданской и военной инфраструктур СВН и самих СВН в местах их базирования, и вторая — уничтожение СВН в воздухе. Первая задача решается ударными (многоцелевыми) самолетами, крылатыми и баллистическими ракетами; вторая — истребителями, зенитными ракетными комплексами и зенитной артиллерией с привлечением средств РЭБ. Для противодействия решению первой задачи развитые страны создают эффективную, глубокоэшелонирован-ную систему ПВО, организуют непосредственную оборону аэродромов, маскировку, строят бетонированные укрытия, предусматривают меры по рассредоточению самолетов, используют средства РЭБ. Для решения второй задачи постоянно совершенствуется парк истребителей и их бортовое вооружение, развиваются воздушные и наземные системы управления, связи, отрабатываются новые способы боевых действий, тактические приемы, различные схемы применения групп самолетов различного тактического назначения, БПЛА. Решение обеих задач обеспечивается глобальной систе-

мой разведки (включая космическую) и системой управления, а также другими силами и средствами, предназначенными для борьбы с СВН.

Как видно, решение проблемы завоевания господства (превосходства) в воздухе — задача весьма сложная, многогранная и для ее решения должны привлекаться группировки различных родов войск видов Вооруженных Сил. В связи с изложенными обстоятельствами предлагается следующая формулировка термина «господство в воздухе»: «Господство в воздухе» — это такое состояние, складывающееся в ходе ведения боевых действий между противоборствующими сторонами военного конфликта, когда средства воздушного нападения одной из них имеют решающее превосходство и могут эффективно решать свои задачи с допустимыми потерями, в то время как средства воздушного нападения другой стороны не могут эффективно решать возлагаемые на них задачи из-за предварительного подавления и уничтожения их на земле и недопустимо высоких потерь в воздухе от средств ПВО противника»4.

Достоинствами предложенного определения, на наш взгляд, являются то, что оно:

Первое. Отражает суть процесса борьбы за господство (превосходство) в воздухе и называет факторы (причины) неуспеха уступающей стороны.

Второе. Учитывает роль различных родов войск при решении задачи по завоеванию господства в воздухе.

Третье. Указывает, что сторонами применяются в полном объеме все виды ударных средств, а не только авиация, значит, и бороться надо с ними со всеми.

Четвертое. Расширяет границы применимости понятия, так как не указывает конкретно, кто и как может воспользоваться достигнутым господством в воздухе.

Пятое. Включает показатели, по которым можно оценить степень превосходства.

Отметим, что господство в воздухе в данном понятии является высшей и наиболее ярко выраженной формой превосходства в воздухе. Оно может быть завоевано, т. е. достигнуто в ходе ведения военных действий путем подавления и уничтожения СВН противника на земле и в воздухе, сил и средств его ПВО, или присутствовать потенциально до начала боевых действий при явном количественном и качественном преимуществе авиационной группировки и наземных (корабельных) средств ПВО. Как и сформулировано в определении ВЭС, в каждых конкретных условиях уровень господства в воздухе может градуироваться по масштабу и времени от глобального (стратегического) до локального (тактического).

Необходимо отметить, что в локальных и региональных войнах примерно равных противников, имеющих близкий набор оборонительных и наступательных средств вооружения, обеспечивающих досягаемость территорий противников на всю глубину и имеющих достаточную для принятия адекватных решений разведывательную информацию о действиях друг друга, достижение решающего стратегического господства в воздухе одной из воюющей сторон — проблематичная задача. Речь о господстве в воздухе на современном этапе может идти только при борьбе с более слабым противником или о достижении оперативного и тактического превосходства с равным противником в определенных районах в определенные периоды боевых действий. При каких же условиях этого можно достичь?

Авиация может успешно решать возлагаемые на нее задачи при выполнении следующих условий:

• создана достаточно мощная по количественно-качественному составу и сбалансированная по типажу авиационная группировка;

• обеспечено управление в воздухе, в деталях отработаны вопросы взаимодействия с другими родами войск, участвующими в операции;

• авиация обеспечена достаточным на период ведения боевых действий запасом материальных и технических средств (ГСМ, боеприпасов, запчастей);

• имеется и может успешно функционировать инфраструктура системы базирования, аэродромы базирования обеспечены огневым прикрытием и средствами повышения живучести;

• боевые действия авиации обеспечены качественной системой разведки о группировках войск противника и их действиях в воздушном пространстве;

• имеется достаточное количество хорошо подготовленного летного и инженерно-технического состава;

• уничтожены, выведены из строя или подавлены истребительная авиация и наземные (корабельные) средства ПВО противника.

Эти условия являются определяющими для авиационных группировок обеих противоборствующих сторон. Если какие-либо из них для той или иной группировки не выполняются, то эффективность ее боевого применения может быть значительно снижена. Содержание этих условий отражает и направления, по которым можно вести борьбу по завоеванию господства в воздухе.

Какими показателями и их уровнями можно характеризовать состояние завоевания превосходства и достижения господства в воздухе в каждый текущий момент времени?

В работе5 предложено использовать два показателя: соотношение числа самолето-вылетов, которые

могут быть выполнены обеими авиационными группировками за определенное время (например, за сутки), и соотношение относительных (к количеству самолето-вылетов) потерь самолетов за этот же период. Для более реальной оценки соотношения сил и возможностей противостоящих группировок автором аргументированно предложено условно установить три степени превосходства в воздухе: небольшое, значительное и подавляющее (решающее).

Поскольку до настоящего времени формализованных методов для количественного определения границ степеней превосходства не существует, для их задания следует руководствоваться лишь здравым смыслом и договоренностью между специалистами, а также результатами экспертных оценок.

С учетом изложенного в настоящей работе в качестве основных критериев оценки превосходства в воздухе предлагается использовать два показателя боевых возможностей группировок войск, отражающих конечную цель воздушного противоборства, а именно: соотношение реализуемых ударных возможностей авиационных группировок с учетом базирования, досягаемости и противодействия ПВО противника (математическое ожидание числа типовых

При достижении последней из них предлагается считать, что достигнуто господство в воздухе. В таблице 1 приведены предложенные автором количественные значения границ степеней превосходства. Данными показателями удобно пользоваться, но они обладают и некоторыми недостатками. Так, в первом не учитывается эффективность решения задач в ходе боевых вылетов, а во втором — теряется уровень абсолютных потерь каждой из группировок.

наземных целей, уничтожаемых за один массированный авиационный удар (МАУ)); относительные потери авиации за время одного МАУ (отношение количества потерянных самолетов к числу самолетов, участвующих в нанесении удара). В таблице 2 приведены предлагаемые для обсуждения экспертные количественные значения границ степеней превосходства для названных выше критериев.

Приведенные в таблице 2 значения соотношения реализуемых ударных возможностей группировок авиации могут применяться как в ходе ведения боевых действий по результатам авиационных ударов, так и для сравнительной оценки расчетных потенциальных возможностей авиационных группировок сторон перед началом боевых действий.

Таблица 1

Количественные значения границ степеней превосходства

Степени превосходства Соотношение самолето-вылетов Соотношение относительных потерь

Небольшое 0,8—1,3 0,7—0,5

Значительное 1,3—3,0 0,5—0,3

Подавляющее больше 3 меньше 0,3

Таблица 2

Экспертные значения границ критериев оценки превосходства

Степени превосходства Соотношение реализуемых ударных возможностей авиационных группировок Относительные потери авиации за время одного МАУ, %

прев осходящей стороны уступающей стороны

Небольшое 1,1—1,5 3—5 7—10

Значительное 1,5—2,5 1—3 10—15

Подавляющее (господство в воздухе) более 2,5 менее 1 более 15

Господство в воздухе как определенная мера превосходства — это динамическое понятие, которое постоянно меняется в ходе ведения боевых действий6. Уровень его будет зависеть от того, какая часть сил авиации будет решать задачи завоевания господства в воздухе в каждый текущий момент времени. Так, одна из противоборствующих сторон, имеющая решающее превосходство в воздушной сфере в какой-то определенный момент и использующая в дальнейшем основную часть своих сил для решения задач, не связанных с завоеванием го-

сподства в воздухе, может с течением времени потерять это преимущество, если другая сторона будет уделять этому вопросу большее внимание. Поэтому очевидно, что определенная часть сил должна постоянно привлекаться для решения задачи завоевания господства в воздухе. Какая? Это вопрос искусства ведения войн и таланта военачальников. Ответ на этот вопрос будет зависеть от места и уровня военного конфликта, стадии его развития, состояния ударных и оборонительных средств противоборствующих сторон и многих других условий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Джулио Дуэ. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. Предисловие к русскому изданию комкора В.В. Хрипина. М.: Воениздат НКО СССР, 1936.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2005.

3 Сумин А., Гиндранков В., Колпаков Г. Интегрированные информационно-огне-

вые системы // Воздушно-космическое обозрение. 2003. № 3.

4 Гиндранков В., Перепелица М., Перфильев Е., Ягольников С. Главная задача войны // Воздушно-космическая оборона. 2009. № 6 (49).

5 Власов В.И. К вопросу об оценке оперативного превосходства в воздухе // Военная Мысль. 1995. № 3.

6 Рог В.Г. Характерные черты современных войн // Независимое военное обозрение. 2007. № 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.