Научная статья на тему 'ГОСПИТАЛЬНЫЙ БЫТ В СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА "ЗВЕЗДОПАД"'

ГОСПИТАЛЬНЫЙ БЫТ В СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА "ЗВЕЗДОПАД" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. АСТАФЬЕВ / ПОВЕСТЬ / "ЗВЕЗДОПАД" / ГОСПИТАЛЬНЫЙ БЫТ / СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончаров Пётр Андреевич, Савченко Елизавета Сергеевна

В работе анализируются сюжетно-композиционная структура повести «Звездопад» В.П. Астафьева, элементы госпитального быта как неотъемлемой принадлежности этой структуры, создающие достоверное, реалистически правдивое повествование о войне и человеке в горниле военных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITAL LIFE IN THE PLOT-COMPOSITIONAL STRUCTURE OF V.P. ASTAFYEV'S NOVELLA "STARFALL"

The article analyzes the plot-compositional structure of the story "Starfall" by V.P. Astafiev, elements of hospital life as an integral part of this structure, creating a reliable, realistically truthful narrative about the war and a man in the crucible of military events.

Текст научной работы на тему «ГОСПИТАЛЬНЫЙ БЫТ В СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА "ЗВЕЗДОПАД"»

УДК 92

ГОСПИТАЛЬНЫЙ БЫТ В СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «ЗВЕЗДОПАД»

Пётр Андреевич Гончаров

доктор филологических наук, профессор goncharovpa2015@yandex.ru Елизавета Сергеевна Савченко

студент ilisk2210 @yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В работе анализируются сюжетно-композиционная структура повести «Звездопад» В.П. Астафьева, элементы госпитального быта как неотъемлемой принадлежности этой структуры, создающие достоверное, реалистически правдивое повествование о войне и человеке в горниле военных событий.

Ключевые слова: В. Астафьев, повесть, «Звездопад», госпитальный быт, сюжетно-композиционная структура.

Сегодня имеют место различные толкования быта. Одни - имеют в виду уклад какого-либо этноса, другие - повседневную человеческую жизнь в её заурядных проявлениях, третьи - уклад «серой», повседневной жизни, включающий в том числе удовлетворение прагматических потребностей людей.

В нашей работе под госпитальным бытом мы имеем в виду условия существования, повседневный жизненный уклад прифронтового госпиталя, в котором разворачиваются события повести В. Астафьева «Звездопад». На наш взгляд, госпитальный быт - это жизненные обстоятельства, элементы интерьера, детали сюжета, сопутствующие глобальным, главным событиям в истории героев. Эти элементы могут составлять особенности внешности и речи персонажей, детали их поведения. Они, вместе с главной фабулой повести, создают достоверное, реалистически правдивое повествование о госпитале, как части войны, и человеке в нем.

Целью нашей работы является анализ госпитального быта в повести «Звездопад» В. П. Астафьева как яркой составной части глобальной картины человеческого бедствия, именуемого войной. Госпитальный быт для нас - это важный элемент сюжетно-композиционной структуры произведения, во многом определяющий её пафос и идейное содержание.

Повесть В. П. Астафьева впервые была опубликована в журнале «Молодая гвардия» в 1960 году. Первое издание повести было осуществлено в издательстве «Советская Россия» в 1961 году, в сборнике «Солдат и мать».

Ко времени появления «Звездопада» изменилась тематика военной литературы в целом. Если ранее изображались прежде всего действия человека в опасной ситуации, то теперь военная проза всё более склонялась к исследованию состояния души человека. Герой В. Астафьева в «Звездопаде» в условиях угнетающего душу госпитального быта размышляет и о вечных ценностях жизни, о стремлении человека жить по-людски. Повесть показывает целую эпоху в жизни

девятнадцатилетнего юноши. В течение нескольких месяцев, Мишка Ерофеев, главный герой повести, лежит в краснодарском госпитале. Это время отпечаталось в его душе и памяти на всю жизнь.

Конечно же, основу нарратива повести составляют отношения Мишки и Лиды, госпитальный быт оказывается выразительным фоном этих отношений. Юноша приходит в себя после тяжёлой операции, и видит молодую медсестру, Лиду. Ерофеев ни разу не был близок с девушками. Он влюбляется в Лиду с первого взгляда: «был еще какой-то свет», озаривший ее всю. Чувства Мишки и Лиды взаимны. В своих страданиях Ерофеев одинок. Причина страданий Мишки - война как закономерное проявление несвободы. Его удел - госпиталь, пересылка, запасной полк. В этом и состоит главная интрига повести: в противостоянии свободы и долга. Обретение так называемой «свободы» возможно для Ерофеева, но нарушив долг, он потеряет свой человеческий облик. Мишку отрывает от девушки ответственность за ее судьбу в случае его гибели на фронте.

В повести отсутствует описание военных действий: нет рассказов о боях, героических подвигах, великих бедствиях народа. История представляется в повести совершенно будничной. Принято считать, что творчество Астафьева автобиографично, это относится и к данной повести. Главный герой «Звездопада» тоже сибиряк, воспитывался в детском доме, учился на составителя поездов, как и сам Астафьев.

Автор и его герой сливаются в этой повести в единый образ. Надо заметить, что одним из первых использовал этот приём лиризации прозы в повести «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасов, у которого В. Астафьев явно учился.

Госпитальный быт представляется нам тяжелым и угнетающим, убийственным и страшным. Освещение в госпитале скудное: кое-где светят «керосиновые лампёшки» [1, 98], где-то с разбитыми стёклами, а то и вовсе без них. Угнетающим нам представляется и «скопище» госпитальных запахов, которое называется «букетом». В него входят запахи солярки, йода, хлороформа, гниющей

человеческой плоти, крови.

У главного героя повести - Мишки Ерофеева - была повреждена рука. Он тревожится о своём будущем: чтобы работать составителем поездов, нужны обе руки. Общая картина в восприятии главного персонажа выглядит так: солдаты «просыпались, кряхтели и охали»[1, 188], ибо вместе с ними «просыпалась» боль от ран и недавно перенесенных операций.

Рядом с Мишкой Ерофеевым в палате бредит Рюрик Ветров - бывший командир минометного расчета. Он кричит бессвязно: «Огонь! Зараза!»[1, 180]. Даже во сне он продолжает воевать. Рюрик весь в осколках. Один осколок пробил ему щеку и оказался во рту. Этот человек кажется Мишке «неистребимым».

Не оставляют ужасы войны и танкиста, которого привезли с Сандомирского плацдарма. Он бредит: «Горим! Братцы, не бросайте!» [1, 201]. Из-за того, что нянь в госпитале «не хватало» Мишка и Рюрик решили дежурить возле тяжелораненых больных солдат.

Целая палата в госпитале отведена для «психов» - контуженых солдат. На их телах нет ранений, они не чувствуют боли, вкуса пищи, забыли важные части своей жизни. Они заново пытаются стать людьми. Звали всех контуженных Иванами, все они болезненно переносили музыку и пение.

В госпитале готовят концерт к новому году. Студентов мобилизует Агния Васильевна, главный врач. Ерофеева мобилизует в самодеятельность «культурница» Ирочка. Оптимистичный Рюрик играет на баяне, Мишка поёт. Пережив ужасы боев, несколько операций Мишка любит свою жизнь: «все-таки моей, дорогой мне жизни». Слова песни Мишка и Рюрик восстанавливают по памяти, и, видимо, меняют их в соответствии со своими мечтами и талантами. Концерт должен дать раненым надежду на другую жизнь, без войны.

Во время исполнения песни «Дочурка» начинается массовый психоз у всех контуженных. Ирочка знала о реакции «психов» на музыку и пение. У контуженых солдат начинается психоз, у остальных зрителей - паника. Такая реакция

контуженых солдат обусловлена последствиями контузии, в число которых входит нарушение психической деятельности. Ерофеев, оценив происходящее, загораживает Лиду собой: он чувствует себя обязанным помочь ей.

Произведения многих писателей XX века насыщены философией космической гармонии: человек слит с природой, каждое событие его жизни -рождение, смерть, любовь - так или иначе связаны с природой. В «Звездопаде», переполненном выразительными бытовыми деталями, тем не менее обнаруживается некая связь с космосом: заглавный образ звездопада, размышление в эпилоге о далеких звёздах, которые давно уже погасли, но их свет «все еще идёт» и сияет живущим.

Низменный быт преследует расставшихся влюбленных и после госпиталя. Уже на пересылке молодым людям уготована печальная встреча. Мишка старается быть равнодушным: «сказка кончилась». По двору «шлялись» два солдата, видно бывшие лагерники. Они, противные и пошлые, «глазели» на Лиду: «фигурёшник -конфета!». Эти омерзительные типы запасного полка весьма изворотливы, «химичат чего-то»: на фронт уходить не собираются, смерти боятся. Некоторые запасники «выламывались, форсили» перед девушкой. Знакомые по госпиталю здоровались и тут же уходили, пытались успокоить обнаглевших «лагерников». «Наглые и поганые» типы запасного полка выступают в повести как вынужденное негативное порождение и продолжение госпитального, да и всего военного быта.

Герой, покинувший госпиталь, воспринимает теперь войну совсем по-другому: как жестокую реальность, наряду с этим, жизнь в госпитале мыслится им как время ирреальное, сказочное.

Отвратительным порождениям войны, крови, разрушения, страданий смерти противостоят чуть романтизированные герои повести: медсестра Лида, Агния Васильевна, Рюрик и сам Мишка Ерофеев. Медсестра Лида учится в институте и дежурит в госпитале. Искренняя, девушка своей добротой и заботой поддерживает раненых солдат. Мишка боится очередной операции, амнезии, Лида

его поддерживает: «Родненький, спи...» [1, 209]. После тяжёлых дежурств она всё равно переживает за солдат: проверяет «тяжёлых» солдат, рекомендует не выключать свет.

Несмотря на внешние условия главврач госпиталя Агния Васильевна всеми силами старается поддержать боевой дух солдат, следит за дисциплиной, устраивает культурные вечера: с играми, песнями и потешными сценками. Она прописывает больным усиленное питание, шутит: Рюрик Ветров во многом помогает Мишке. Они вместе дежурят около тяжелобольных, участвуют в концерте. Их связывает чувство товарищества. Он даёт Ерофееву советы в отношении Лиды, выручает амуницией, когда его комиссуют. Рюрик рассказывает весёлые истории, любит дурачиться: «напускает на себя важность, неспешно скручивает цигарку» [1, 195].

Очень точно охарактеризовал «Звездопад», Н.Н. Яновский, назвав произведение «воплем души юного существа» [3, 60], которое впервые в жизни ощутило силу любви, свою ответственность перед ней, и «безответственность» мира, который обрек на войну человека. «Звездопад» побуждает нас - как отмечает П.А. Гончаров - размышлять об «обречённости человека на войне» [2, 74].

Таким образом, госпитальный быт представляется нам тяжелым и страшным в повести В.П. Астафьева «Звездопад»: убийственные запахи, угнетающее освещение, бредовые видения Рюрика и танкиста с Сандомирского плацдарма, психоз контуженых солдат, боль, воспоминания о боях, омерзительные типы запасного полка. Всем этим страшным вещам противостоят простые люди: юная, самоотверженная медсестра Лида, строгая Агния Васильевна с её юмором, молодой оптимистичный Рюрик и сам Мишка Ерофеев, чуткий и жизнелюбивый парень, их любовь, чувство товарищества, величественность природы.

Анализ госпитального быта в повести «Звездопад» В. П. Астафьева, позволяет судить о нем как яркой составной части глобальной картины человеческого бедствия, именуемого войной. Госпитальный быт в повести

«Звездопад - это важный элемент сюжетно-композиционной структуры произведения, во многом определяющий её антивоенный пафос и гуманистическое идейное содержание.

Список литературы:

1. Астафьев В. П. А91 Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2. Повести. Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. 496 с.

2. Гончаров, П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов: Монография. М.: Высшая школа, 2003. 386с.

3. Яновский Н.Н. Виктор Астафьев: очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1982. 272 с.

UDC 92

HOSPITAL LIFE IN THE PLOT-COMPOSITIONAL STRUCTURE OF V.P. ASTAFYEV'S NOVELLA «STARFALL»

Pyotr A. Goncharov

Doctor of Philology, Professor goncharovpa2015@yandex.ru Elizaveta S. Savchenko student

ilisk2210@yandex.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article analyzes the plot-compositional structure of the story "Starfall" by V.P. Astafiev, elements of hospital life as an integral part of this structure,

creating a reliable, realistically truthful narrative about the war and a man in the crucible of military events.

Keywords: V. Astafyev, novella, "Starfall", hospital life, plot and compositional structure.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.