во
70 60 50 40
30 20 10
<25 25-39 40-54 55-69
70 и
более
Рис. 3. Частота превышения медианы общего содержания ДДТ в жировой ткани в зависимости от возраста.
По оси абсцисс — возраст, годы.
Выводы. 1. Уровни ДДТ (общего) на Кубе в трех изученных биологических средах выше, чем в некоторых промышленно развитых странах, и ниже, чем в развивающихся странах.
2. Значения общего ДДТ в трех биологических средах в сельской местности выше таковых в городских зонах.
3. Чем старше человек, тем выше уровни общего ДДТ в жировой ткани.
4. Концентрации общего ДДТ в пробах жировой ткани выше у лиц мужского пола, чем женского.
Литература
1.
2.
Dale W. Е., Curley W. JHayes Jr. // Med. Surg.— 1967.— Vol. 364, N 4.— P. 275—280.
Faubert M. et al. Extraction of Human Fat with Hexane.
Pesticide Residues.
-2.— P.
3.
4.
5.
6.
Guide to the Analysis of Soc. Chem.— 1964.— Vol. 1 Holden A. V., Marsden K. // J. Chromatogr. Vol. 44.— P. 481—492. Ofner E., Calvery H. O. Vol. 85.— P. 363—370.
// J. Pharmacol.
Amer.
1969.—
1945.
Olszyna-Marzys A. E. et al. // Bol. Of. Sanit Panamer.— 1973.— Vol. 2.
Organización Mundial de la Salud. DDT y sus derivados. Criterios de salud ambiental 9. (3) (59) (7) 1982. (Publ. Cientif. N 425).
§
Поступила 10.03.89
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990
УДК 613.164:614.78
К. Барсело, О. Иглесыас, Т. Гонсалес, Э. Молина, М. Эрнандес, А. Лагуна, Ф. Перес
ГОРОДСКОЙ ШУМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАСЕЛЕНИЕ
Национальный институт Гигиены, эпидемиологии и микробиологии, Куба
Введение. Шум в городах является одним из главных факторов отрицательно влияющих на население [6], причиной возникновения стрессовых состояний [7], но как и в какой мере еще не совсем ясно. Вопрос о городском шуме был изучен с использованием разных подходов в масштабе района и даже города [3], включая психологические эксперименты на людях и животных.
Понятие о шуме вытекает не из физиологических, а из психологических эффектов [5]. Однако механизмы влияния шума, приводящего людей к раздражению, расстройству сна, умственной нагрузке и повреждению психосоциального благосостояния [2], еще недостаточно изучены.
В связи с этим проведено изучение звукового уровня и его влияния на домохозяек, проживающих в разных микрорайонах столицы страны.
Методика. В Гаване в 1984—1985 гг. в 4 типичных микрорайонах были изучены звуковой уровень и реакции на него домохозяек, проживающих в данных зонах, а также психические и нейро-вегетативные нарушения, развивающиеся у них. Эти микрорайоны были выбраны с учетом различных источников шума, характерных для каждого из них. В качестве селитебной зоны была избрана площадь в 0,4 км2 в муниципалитете Пласа, торговой зоны — площадь в 0,3 км2
в муниципалитете Сентро Гавана. Национальный аэропорт «Хосе Марти» муниципалитета Ранчо Бойерос площадью в 1,6 км2, находящийся в северо-восточной части в начале взлетной полосы, был выбран как зона с преобладающим авиационным шумом. Промышленная зона площадью 0,35 км2 радиусом 150 м включала 5 предприятий.
Уровень звука измеряли на высоте 1,5 м с 7 до 19 ч. Были получены распределения частот в каждой точке за каждые 2 ч с разовыми значениями за 5 с в режиме RMS. С 2-часовой периодичностью были измерены температура воздуха, относительная влажность, скорость ветра перпендикулярно и параллельно оси микрофона по методике корреляции звука, вызванного ветром [4]. С учетом вышесказанного были рассчитаны предельные значения уровней звука, эквивалентный уровень колеблющегося шума (L ) и индекс шумового загрязнения по Робинзону (NP): NP=L0()+L9o—Lio. На угловых улицах с большой плотностью жилых домов были обнаружены изменения звукового поля, которые не были включены в круг исследования. Статистические значения 12-часового измерения интерполируются между узлами расстоянием 400 м. Порядок 2-часовых измерений был произвольным; всего выполнено 532 536 измерений в 79 точках. Был
Таблица 1
Характеристика шумового режима в исследуемых районах
Гаваны в 1984—1985 гг.
Зона Р| Р50 Р99 ЫР 1 N
Торговая 50 68 86 74 91 4,0 229 960
Промышленная 48 62 79 69 90 6,2 36710
Аэропорт 40 55 78 68 88 5,2 115 926
Селитебная 48 60 77 67 82 3,7 149 940
Примечание. Р| — минимальный уровень звука, дБ АР; Рд9 — максимальный уровень звука, дБ АР; Р50 — средний уровень звука, дБ АР; Ьеч — эквивалентный уровень звука, дБ АР; ЫР — уровень шумового загрязнения, дБ АР.
проведен спектральный и мониторинговым анализ с 19 до 7 ч в показательной точке для каждого
о
микрорайона.
Изучение возможных реакций на городской шум было осуществлено посредством обследования выбранных наугад 100 домохозяек из каждого микрорайона (всего 400), что составило 2,3 % данной группы населения. Изучение было проведено на женщинах, проживающих в зонах исследования в квартирах ниже 2-го этажа с окнами или дверьми, выходящими на улицу. Обследованные женщины в возрасте не старше 60 лет занимались домашними делами и не участвовали в трудовой деятельности за пределами своих домов.
У каждой обследуемой проведена проба, характеризующая личность, велось наблюдение за психическими и нейровегетативными симптомами, проводился опрос о восприятии окружающей среды.
Результаты. При использовании индекса ЫР было отмечено, что критерий невосприимчивости (НиО) был выше на более узких улицах с большим движением транспорта в селитебной зоне, составляющей 9,5 %. Минимальное значение шума не было менее 45 дБ АР, максимальное превышало 80 дБ АР на 23 % поверхности данной зоны за анализируемый дневной период. В течение 12-часовых ночных измерений спад Ьея достигал минимума (48 дБ АР) в 2 ч утра.
В торговой зоне показатель ЫР превышал стандартный уровень шумового загрязнения (88 дБ АР) на 41,3 % поверхности данной зоны. Шумовое загрязнение включало также гул непрерывного потока пешеходов и шум от интенсивного транспортного движения. Минимальный уровень звука не был меньше 45 дБ АР, а максимальный превышал 80 дБ АР на 94 % площади изучаемой зоны. В ночных измерениях минимум Ье(] соответствовал 52 дБ АР в 4 ч утра.
В промышленном микрорайоне критерий невосприимчивости шума (Ниб) превышал стандартный лимит на 96 % поверхности данной зоны. Минимальный уровень был ниже 45 дБ АР на 12% площади зоны, максимальный превышал
80 дБ АР на 54 % площади микрорайона. Ночные уровни не могли быть унифицированы на разных промышленных предприятиях из-за разного режима работы.
В зоне, прилегающей к аэропорту, критерий невосприимчивости (НиЭ) шума был распространен на 17% данной территории, в зоне конической кривой с равным уровнем звука вокруг взлетной полосы и двух подзон. Конфигурация среднего изоплета (Р50) параллельна шоссейным дорогам, что выявляет влияние транспортного движения в пределах данного параметра. Минимальный уровень звука был ниже 45 дБ АР на территории, составляющей 56 %, максимальный — выше 80 дБ АР — на 19% площади с двух сторон в начале взлетной полосы и на траектории взлета. Ье(] относительно стабилен на
4 ч утра достигал
ес1 но
протяжении ночи, но в минимума (50 дБ АР).
В табл. 1 отражены показатели нарушения здоровья у населения изученных зон. Согласно прогностической' модели по уровню шумового загрязнения, предложенной для аэропорта, если удвоить в настоящее время число летных операций, то показатель ЫР будет эквивалентен показателю, найденному в торговом микрорайоне.
Вариационный двухфакторный анализ был применен для ЫР, Р50, Р1 и Р99. Статистически значимой разницы звукового уровня в изученных микрорайонах со значением а, равным 0,01, не отмечено в разных биочасовых периодах измерения от 7 до 19 ч во всех микрорайонах в совокупности.
Анализ спектров шума показал, что в промышленном микрорайоне преобладают высокочастотные компоненты звука, в зоне аэропорта (включая подготовку к взлету и взлет турбовинтовых самолетов) и селитебной зоне — низкочастотные звуки, а в торговой — частоты голосов людей (см. рисунок).
В 20 % из 1081 возможного эффективного соотношения вопросов анкеты (понятия о себе и восприятии внутренней и внешней домашней
ю
9
8 7 6 5
4 4
1
\ Ьтах'
31 >5 63 125 250 5001000 20004000800016000 Спектры шума в микрорайонах Гаваны.
По оси абсцисс — частота звука (в Гц). 1 — селитебная зона;
говая зона; 3 — промышленная зона; 4 — аэропорт.
2 — тор-
Таблица 2
Средние данные по восприятию окружающей среды домохозяйками по шкале
Отношение Психическое Мнение о *' • Р . . ь
Зона к источникам состояние Акти вность состоянии Информативность Адаптация
шума индивидуума здоровья
«
v Торговая
Промышленная
Аэропорт
Селитебная
0,2749 0,1918 0,2613 0,2316
0,3841 0,3072 0,3371 0,3523
0,1400 0,1780 0,1600 0,1859
0,1785 0,1120 0,1478 0,1798
0,8244 0,6920 0,8040 0,8202
0,6673 0,7586 0,6770 0,7385
окружающей среды) указывается на существенную связь между раздражительностью и внешним и внутренним шумом. Раздражительность возрастает ночью во сне и связана с нарушением пищеварения. Пониженная работоспособность, несосредоточенность, раздраженность, ухудшение памяти и домашние неурядицы — все это домохозяйки склонны объяснять воз-$ растом, количеством детей, уровнем образования, домашней нагрузкой, настроением, состоянием здоровья, усталостью и нейровегетативным нарушением, но не связывают с отрицательным воздействием шума.
Раздраженность из-за шума была квалифицирована как одна из наиболее важных проблем окружающей среды у 21—24 % домохозяек, но в частоте раздраженности проживающих в изученных микрорайонах при оценке х2 значительной разницы не было. Частота неспокойного сна была эквивалентной во всех микрорайонах — у 15— 24 % обследуемых, но причины раздраженности в разных микрорайонах были различными. Беспокойство у 21 % обследуемых в зоне аэропорта, 13 % в промышленной зоне, 10 % в торговой и 9 % в селитебной было вызвано шумом. В тор-0 говой зоне с высоким уровнем шума у домохозяек были обнаружены более выраженные отклонения. При применении тригонометрических ~ преобразующих частных с целью определения многомерной нормальности у 6 сложных переменных, полученных посредством шкального метода (логической связи элементов), установлена равно-подобная структура восприятия шума людьми, проживающими в данных микрорайонах, судя по восприятию сходства ковариационной однородности по ВагИеи — ШПкэ; однако была замечена разница в содержании сознания (средние величины) с учетом мультивариационного анализа (алгоритм МАЫОУА) в соответствии х2 ВагМей.
В табл. 2 отражены низкий уровень адаптации домохозяек к условиям торговой зоны, ухудшение их здоровья и высокая степень информированности об окружающей действительности и отрицательном влиянии шума. Несмотря на то что число домохозяек, чувствительных к шуму, одинаково во всех зонах, мнение о раздражающем-влиянии шума на них было более явственно' подчеркнуто домохозяйками, проживающими в торговой зоне. Вышесказанное было подтверждено анализом однопеременной вариации (алгоритм МАЫОУА, укомплектованный сопоставимой средней Дункана). Психометрический анализ нейро-вегетативных нарушений в торговой зоне отражен в табл. 3, где совокупность анализируемых психологических и нейровегетативных отклонений значительно отличается от показателей в остальных микрорайонах (по МА1МОУА).
Однако в промышленной зоне с высоким уровнем шума обследуемые домохозяйки были менее раздражительными. Кроме того, психометрические пробы в этой зоне выявили менее низкие показатели нейровегетативных нарушений в отличие от остальных зон, хотя здесь была обнаружена более высокая нервозность и, согласно мульти-вариационной контрастности, по шкале степени восприятия были обнаружены незначительные отклонения в психике домохозяек с недостаточной информацией об окружающей действительности; высокой степенью адаптации к среде и низкой заболеваемостью.
Во всех микрорайонах личные характеристики домохозяек не влияли на их реакции на шум, поэтому факторы личности нельзя считать модулирующими переменными.
В селитебной зоне с наиболее низким уровнем шумового загрязнения у домохозяек был обнаружен ряд характерных отклонений: домашние неурядицы, грусть, частые кошмары, раздражен-
Таблица 3
Средние данные и проверка равенства психологических нарушений у домохозяек
Зона Симптомы нейроциркуляции (0/10) Психосоматические симптомы (0-10) Ипохондрия и астения (0/10) Гастрокишеч-ные синдромы (0-10) Грусть (Б1еп) Нейропатия ^еп) Психопатия ^еп) Напряженность ^еп)
Торговая 1,69 2,48 1,65 1,31 5,36 6,52 6,37 5,77
Промышленная 0,99 0,95 0,77 0,67 5,01 7,06 5,52 5,49
Аэропорт 1,31 2,03 1,22 0,89 5,10 6,31 5,88 5,49
Селитебная 1,71 2,22 1,54 1,14 5,50 6,96 6,60 5,80
-77—
ность, сердцебиение, возбужденность, пищеварительные нарушения и в общей сложности раздраженность из-за различных факторов окружающей среды. Анализ результатов с использованием ^критерия подтвердил более высокую чувствительность домохозяек из селитебной зоны к любым раздражителям окружающей среды. Данные, полученные в зоне аэропорта, занимают среднее положение между данными селитебной и промышленной зон.
Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют об отсутствии линейной связи между раздраженностью, нейровегетативны-ми и психологическими нарушениями и уровнем звука независимо от происхождения шума. Природа или тип звуков, преобладающих в городских микрорайонах, вероятно, влияют в незначительной степени на социально-психические и биологические реакции изучаемой группы населения. Данное предположение подтверждается нашими исследованиями [1 ].
Выводы. 1. Самый высокий уровень звука был обнаружен в торговой зоне, затем в промышленной, в аэропорту, менее высокий — в селитебной зоне.
2. В период дневных измерений (7—19 ч) не было зарегистрировано значительной разницы в уровнях шума, измеренных с 2-часовыми промежутками.
3. Прогностическая модель индекса шумового загрязнения по Робинзону для 2-часовых периодов позволяет предвидеть, что удвоение числа воздушных операций в настоящее время повысит уровень шума до значительных величин, зарегистрированных в торговой зоне.
4. Высокочастотные компоненты звука свойст-
венны промышленной зоне; в аэропорту и селитебной зоне преобладают низкочастотные звуки, а в торговой зоне — преимущественно звуки на частоте людских голосов.
5. Шум окружающей среды явился наиболее важной причиной раздраженности у 21—24 % домохозяек и не вызывал значительных изменений у остальных обследованных женщин.
6. В торговой зоне с наиболее высоким уровнем звука была обнаружена высокая степень отрицательного влияния шума на проживающих в данной зоне; низкая адаптация к шуму, ухудшение состояния здоровья и более высокая раздражительность у наиболее чувствительных к нему.
7. В промышленной зоне получены наиболее низкие показатели нейровегетативных нарушений у населения, а также зарегистрированы более низкая информативность и более высокая адаптация к шуму.
Литература
1986.
1. Bar celo С. et al. // Rev. Cuba Pediat. Vol. 58, N 2.— Р. 180.
2. Brückner С. et al. // AICB—Kongress Internationale Vereinigung gene den Lärm, 12.— Wien, 1982.
3. Instituto Ecuatoriano de Obras Sanitaries: Diagnostico preliminar de la contaminación por ruido en Quito. // Jornadas de Saneamiento Ambiental.— Quito, 1984.— Vol. 8.— Р. 37.
4. Ministerium für Gesundheitwesen: Arbeitsmappe: Teil Kommunaler Lärmschutz: Staatliche Hygieneinspe verlag der Deutschen Demokratischen Republik. 1979.— S. 65.
5. Schick А. // Klett—Gotta, Psychologie Grundlagen.— Stuttgart, 1979.— S. 270.
6. Schuschke G. // Z. ges. Hyg.— 1980.— Bd 26.— S. 677.
7. Westmar J. C. et al. // Environ. Hlth Perspect.— 1981.— Vol. 41.— P. 291.
Поступила 24.03.89
<tion: Staats-
Berlin,
Методы исследований
М. Т. ДМИТРИЕВ, В. д. СЕМЯНИСТЫЙ. 1990
УД К 614.72:547.581.21 -074:543.544
М. Т. Дмитриев, В. Д. Семянистый
ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
АЛКИЛБЕНЗОАТОВ В ВОЗДУХЕ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Алкилбензоаты относятся к сложным эфирам бензойной кислоты. Метилбензоат (МБ), этилбензоат (ЭБ), пропилбен-зоат (ПБ), изопропилбензоат (ИПБ), бутилбензоат (ББ), изобутилбензоат (ИББ), амилбензоат (АБ), изоамилбензоат (ИАБ) находят широкое применение в народном хозяйстве в качестве растворителей эфиров целлюлозы, душистых веществ в парфюмерии и фиксаторов запаха! Кроме того, алкилбензоаты используют в качестве ароматизирующей добавки в пищевой промышленности, ИББ и ИАБ — в качестве компонентов фруктовых эссенций. МБ является побочным
продуктом производства диметилтерефталата и исходным реагентом для производства ИАБ.
В связи с широким применением алкилбензоатов в народном хозяйстве необходимо располагать эффективными методами их определения в воздухе и других средах [10, 11]. Групповой метод с фотометрическим определением сложных эфиров в воздухе недостаточно чувствителен, неизбирателен, определению мешают сопутствующие вещества, ангидриды кислот [1, 6—9]. Разработка методов определения алкилбензоатов проведена на газовых хроматографах «Хром-4»
щ