Научная статья на тему 'ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ. ИСТОРИЯ ЖАНРА'

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ. ИСТОРИЯ ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2462
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ИСТОРИЯ ЖАНРА ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сеничкина Е. В.

В докладе представлен исторический обзор развития и обособления городского пейзажа в самостоятельный жанр, а также обозначены предположительные факторы влияния на этот процесс. Выявлена необходимость комплексного изучения истории архитектуры и развития городского пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ. ИСТОРИЯ ЖАНРА»

Список литературы:

1. Екатерининская А.А. Исторический контекст возникновения театра европейского типа в России // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 2656-2660.

2. Носкова О.И. Московский светский театр на рубеже XVII-XVIII веков // Старинный спектакль в России. - Л., 1928. - С. 283-284

3. Булгаков А.С. Комедия о Тамерлане и Баязете // Старинный спектакль в России. - Л., 1928.

4. Екатерининская А.А. Придворный театр Алексея Михайловича (организационные основы деятельности): диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / СПбГАТИ. - СПб., 2011.

5. Богоявленский С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Кн. 2. - М., 1914.

6. Там же.

7. Екатерининская А.А. Придворный театр Алексея Михайловича. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / СПбГАТИ. - СПб., 2012.

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ. ИСТОРИЯ ЖАНРА

© Сеничкина Е.В.1

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В докладе представлен исторический обзор развития и обособления городского пейзажа в самостоятельный жанр, а также обозначены предположительные факторы влияния на этот процесс. Выявлена необходимость комплексного изучения истории архитектуры и развития городского пейзажа.

Ключевые слова: городской пейзаж, история жанра городской пейзаж, пейзажный жанр, история архитектуры, история изобразительного искусства.

Городской пейзаж является мотивом пейзажного жанра, однако самым концептуально отдаленным от остальных мотивов, в основном изображающих дикую, нетронутую человеком природу естественных ландшафтов. В основе этого мотива лежит нечто противоположное традиционному пейзажу, более связанное с жизнью общества и человека, нежели природы. Городской пейзаж имеет историю развития, свой путь, он обрел мастеров, а значит - обособился. И это не может не ставить под вопрос мнение о второсте-пенности городского мотива по отношению к основному пейзажному жан-

1 Преподаватель кафедры Графики.

ру. Именно это основообразующее жанр тематическое отдаление от мотивов дикой природы диктует необходимость иного взгляда на него. То обстоятельство, что городской пейзаж обособился значительным образом от основного жанра и его мотивов, определяет особенное отношение к методике его выполнения художниками, изучению искусствоведами и восприятию зрителями.

Понять историю возникновения и обособления городского мотива поможет обзор основных и знаковых явлений истории изобразительного искусства Европы, Америки и России, культово повлиявших на его развитие.

Развитие жанра городского пейзажа проходило в тесной связи с развитием основного пейзажного жанра, философской и идеологической составляющей эпох, а также с историей архитектуры как основного фактора наполнения форм городского пространства.

Философия и эстетика исторических эпох определяли 2 фактора развития городского пейзажа:

- формировали собственные задачи и «заказы» на изображение природы и пейзаж, а это, в свою очередь, задавало новые тенденции всем подчиненным ему мотивам (сельскому, городскому, парковому, индустриальному и др.); пейзаж мог выступать в разных ролях -как исторический документ (это ныне является одной из функций фотографии), как «декоративно-смысловое сопровождение сюжетной композиции» [4, с. 7], как дополнительный инструмент в создании образов, портретов, как туристический проспект и даже как инструмент идеологической пропаганды;

- облачали мир в новые стили, что непосредственно влияло и на развитие архитектуры - одной из главных составляющих городского пейзажа; новые стили влияли не только на манеру исполнения графических и живописных изображений города, но и на сами объекты изображения в реальности - архитектуру, антураж и стаффаж.

Именно поэтому историю жанра городского пейзажа нельзя отделять от изучения философских и стилистических концепций, повлиявших на него, истории жанра пейзажа в целом и истории архитектуры.

Несмотря на то что изображения городской жизни мы можем видеть уже в средневековом изобразительном искусстве, городской пейзаж как тема и самостоятельный мотив сложился только в XVIII в.

Как декоративно-смысловое сопровождение сюжетной композиции европейский городской пейзаж обозначился в эпоху Раннего Возрождения. Эпоха Возрождения открыла науке и искусству перспективу, а значит привлекла более серьезное внимание к архитектуре. Однако городской мотив оставался лишь театральным фоном, «местом действия» для картины.

Важным фактом для истории пейзажа является то, что графика обратилась к нему прежде живописи как на Востоке, так и в Европе. к ХУТ-Х'УЛ вв.

становится заметным интерес художников Германии, Нидерландов и Франции к натурным зарисовкам городских ландшафтов. С голландцами связывают распространение в итальянском искусстве прото-ведут (Г. Беркхейде, Я. Хейден, П. Бриль). Крупными художниками, позднее подарившими истории изобразительного искусства самостоятельные городские виды, стали Я. Гойен, Я. Вермеер.

Эта тенденция приводит к развитию в XVIII в. в Италии жанра ведута, представляющего собой широкие, панорамные изображения жизни городов (Каналетто, Б. Беллотто, Ф. Гварди, М. Мариески). Также существовал жанр каприччио как разновидность ведуты. «Каприз» представлял собой изображения вымышленных пейзажей-руин античных городов (Дж. Пани-ни, Дж. Пиранези).

Первыми русскими пейзажистами были именно художники, изображавшие город и, как правило, графики. Это связано с влиянием итальянского искусства (ведута). Мотив городского, иначе его называют видовым, пейзажа начали развивать графики братья Зубовы, М.Г. Земцов, М.И. Махаев, живописец Ф.Я. Алексеев (его считают первым мастером городского пейзажа в Российской империи). К XVIII в. в искусстве России окончательно утвердились светские тенденции. Возникший ещё в XVII в. жанр парсуны, призванный портретировать светских героев эпохи, продолжился потребностью изображать новые облики столицы России. Внесли свою лепту в развитие городского пейзажа рисунки архитекторов М.Ф. Казакова, Д. Кваренги, Ж. Де-лабарта. Искусство начала Х1Х в. в России знает таких художников городского пейзажа, как А. Кадоль, А. Дюн, С. Дитц, Л. Бишбуа.

В XIX в., веке романтизма, сохранялся интерес к руинам великих городов как памятникам прекрасного Средневековья. То есть имела место традиция «сочиненного» пейзажа - написанного не строго с натуры, существующего сюжета, а скорее придуманного в мастерской художника, составленного и исполненного по представлению.

Середина и конец XIX в. меняет романтические настроения, возникает актуальный и социальный жанр критического реализма. Художники изображают жанровые сцены, реалии современного города - убежища для всех социальных слоев. Художник и город вступают в диалог (Г. Доре, О. Домье). В России - В.Е. Маковский, В.Г. Перов, А.П. Рябушкин, К.А. Савицкий.

Следующим этапом в развитии жанра городского пейзажа стал французский импрессионизм, который рассматривал город не как наполненный сюжетами объект, а как объект, в котором наиболее ярко и наглядно демонстрируются живописно-колористические явления природы, света, это написанный в пленэрных условиях пейзаж-впечатление. «Пластическая четкость осязательного вещного мира форм импрессионизму была чужда ... Импрессионизм растворял этот вещный мир в условиях света, воздуха и пространства.» [2, с. 21]. Постимпрессионисты, которые активно обра-

щались к городскому пейзажу: М. Утрилло, А. Марке, Ж. Сера, О. Фриез, В. Ван Гог.

Посвятил свое творчество истории Москвы XVII в. Аполлинарий Васнецов.

В 1890-1924 гг. огромное влияние на развитие русского городского пейзажа оказали художники объединения «Мир искусства»: А.П. Остроумова-Лебедева, А.П. Бенуа, Н. Лансере, М.В. Добужинский, Б. Кустодиев, Л.С. Бакст, К.А. Сомов и др. Пасмурное, декадентское, серое настроение является доминирующим для пейзажей того времени и отражается в освещении, колорите и сюжетах.

Творчество А.П. Остроумовой-Лебедевой, М.В. Добужинского констатирует, что город стал для человека вторым лицом. Однако для них характерно различное философское восприятие одного и того же города. В работах М.В. Добужинского мы видим «"город-спрут", противостоящий человеку, обрекающий его на гибель» [1, с. 13], творчество же А.П. Остроумовой-Лебедевой выявляет более спокойные, «исследовательские» настроения в изображени любимого города. Остроумову-Лебедеву А.П. считают главным мастером городского пейзажа.

Революции 1905 и 1917 гг., становление советской власти также добавили сюжетов для городского пейзажа на много лет вперед. Сцены исторических событий страны не могли иметь иных декораций, чем две столицы государства - Петербург и Москва.

Западный модернизм относился к индустриализации и городским мотивам двояко: с одной стороны, он наметил назревший кризис капиталистической, высокопроизводительной культуры, ориентированной на развитие техники в убыток природе, а с другой - восхищался современными достижениями науки, воспевал технократию. «Индустриальное понимается как естественная среда, сложившаяся или складывающаяся по своим, присущим именно ей законам прекрасного» [3, с. 110-111].

Стилистическим направлением западного изобразительного искусства ХХ в., которое подарило новое восприятие пространства, времени, формы, а значит и прекрасного, создало новую романтику технократического прогресса, оформило новые векторы развития искусства на многие годы вперед, был футуризм. Футуризм повлиял в большой степени на архитектуру и скульптуру - на облик городов, а значит и на способ их видения и изображения. В манифесте Сант-Элиа говорилось: «Мы должны изобрести и перестроить Футуристический город как огромную взволнованную верфь, подвижную, мобильную и динамичную в каждой детали, а Футуристический дом должен быть как гигантская машина... » [5, с. 170]. Явление футуризма характерно для искусства Италии и России 1910 - начала 1920-х гг.

Футуризм, в свою очередь, повлиял на советский конструктивизм, который характеризовался минималистичностью, лаконичностью и монолит-

ностью формы. Как правило, в 1920-1930-х гг. в этом стиле возводились дома быта, дворцы труда, клубы рабочих, дома-коммуны. Далее в истории архитектуры выделяется постконструктивизм как советский вариант ар-деко и переход к стилю сталинского ампира, который доминировал в советской архитектуре вплоть до 1950-х гг.

Советское искусство 1930-х гг. также интересовал индустриальный пейзаж, которого не знало дореволюционное русское искусство. Интерес к индустриальному пейзажу обусловлен идеологической составляющей советской эпохи. Советский индустриальный пейзаж рассказывает зрителю о социалистической реконструкции, развернувшейся на просторах необъятной страны. Пейзажи тех лет пропитаны жизнеутверждающей энергией, создающейся посредством контрастного, солнечного освещения.

Популярный в Европе и Америке в 1920-1940-х гг. стиль ар-деко, отличавшийся стремлением к роскоши, дорогим материалам, этническим и геометрическим орнаментам, также внес свой вклад в жанр городского пейзажа как средствами архитектурных преобразований городов, так и в форме рекламных туристических открыток, создававшихся лучшими графиками того времени и представлявших собой в основном цветные литографии. Ар-деко значительно изменил облик городов, подарив мировым столицам первые небоскребы и сделав их настоящими мегаполисами. Прецизионизм (англ. precision - точность, чёткость) как направление существовал в 19301940-е гг. в США. Язык формы прецизионистов строг, главными объектами изображения становились масштабные небоскребы, промышленные объекты, фабрики, мосты. Являясь американским культурным явлением, он сосредоточил внимание художников на крупных, развивающихся мегаполисах Америки - Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, которые до середины XX в. пережили бурное развитие стиля ар-деко. Главными художниками преци-зионизма были Ч. Шилер, Э. Хоппер, Ч. Демут, Дж. О'Киф, Н. Спенсер, Р. Кроуфорд.

Советские художники-графики, избравшие городской пейзаж одной из основных тем своего творчества: М.В. Маторин, А.И. Кравченко, В.Д. Фа-лилеев, И.А. Соколов, В.А. Фаворский, Э.Б. Бернштейн. Особым периодом для советского искусства стала пережитая Великая Отечественная война. Послевоенная реконструкция крупных городов страны была еще более интенсивной, чем в 1930-х гг.

В 1960-1970-е гг. в советском искусстве также присутствует жанр городского и индустриального пейзажа, однако меняются философские акценты. Художники 1930-х гг. восхищались развитием техники на просторах страны, а в 1960-1970-е гг. ставят под сомнение положительное влияние этих процессов на экологию и человека. Для искусства этих лет также характерно обращение к «жанру в пейзаже», в том числе городском. Пейзажи густонаселены деятельными людьми - изображены производство, город, сельское хозяйство.

Последние десятилетия существования СССР стали яркой страницей в истории его архитектуры. Эти годы принято воспринимать как время торжества типовых, однако относительно недавно историки искусства оформился термин «советский модернизм 1955-1985 гг.». Архитектурные проекты того времени отличались от предыдущей застройки СССР (сталинской и типовой, хрущевской) именно отсутствием типичности и плановости объектов - каждый проект был индивидуален. Проекты того времени ссылаются на футуризм, конструктивизм, романтизм и представляют собой монументальные, лаконичные и минималистичные по форме, тематически связанные с освоением космоса, будущего, объекты. В этом стиле выполнена большая доля архитектурной застройки российских городов, однако данному явлению уделяется недостаточно внимания со стороны как художников, так и зрителей.

Для русского и советского изобразительного искусства вообще и городского пейзажа в частности характерно, что в наиболее яркие, жизнеутверждающие периоды истории своей страны художники обращались чаще к образу Москвы, южных городов, а в годы кризиса и упадка - к Петербургу и заброшенным усадьбам. Это может говорить о том, что каждый город имеет отличный от остальных характер, эмоциональный, психологический вектор. Это проявляется в характерном колорите, освещенности, ритмах, масштабности планов и объектов, преобладании одних архитектурных стилей над другими. Все большие стили имели разное развитие не только в разных странах, но и разных городах одного государства, например, развитие стиля модерн в Москве и Петербурге.

Время дарит художникам новые темы в изображении города. Так, до конца XIX - начала XX в. город изображался в летописном, бытовом значении, как сюжетный и живописный объект, т.е. выступал в «пассивной» роли, затем город в действительности и на картинах художников «ожил», превратившись в самостоятельного героя. По мере развития города как культурного явления развивается и городской пейзаж. Созданные человеком, города воспитывают новые поколения людей - город превратился в самостоятельный механизм, а городской мотив - в самостоятельный жанр.

История городского пейзажа демонстрирует что, начинаясь как официозное, демонстративное изображение самых выгодных видов, в основном, центров городов - чистых и благополучных (ведута), вместе с развитием философской мысли к XX в. городской пейзаж начал показывать и обратную сторону города как явления, как декораций человеческой жизни - не столь благополучную, маргинальную, однако правдивую и не менее интересную.

Городской пейзаж - это «образ времени, связанный с прошлым и обращенный в будущее» [3, с. 116].

Список литературы:

1. Киселев М.Ф. Графика А.П. Остроумовой-Лебедевой: гравюра и акварель. - М., 1984.

2. Мастера советского искусства о пейзаже / Сост. Е.И. Боданова. - М., 1963.

3. Никулина О.Р. Природа глазами художника: Проблемы развития современного пейзажа. - М., 1982.

4. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. пособие для учителей. - М., 1978.

5. Sant Elia A. Manifesto of Futurist Architecture // Futurist Manifestos. -Milano, 1914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.