ми промышленности, строительства и транспорта, резкое уменьшение рождаемости, огромная по размерам миграция, особенно эвакуация и реэвакуация населения. В связи с войной в сельском населении соотношение полов резко усилилось. Накануне войны, по данным переписи населения 1939г. в сельской местности Чкаловс-кой области проживало 611 473 мужчин и 685 268 женщин, то есть на каждые 100 женщин всех возрастов приходилось 88 мужчин [1]. В начале 1943г. из-за мобилизации на фронт мужчин в возрасте от 18 до 50 лет в селах насчитывалось в 2-3 раза меньше, чем женщин этого же возраста [2].
Изменения в численности и составе населения в военные годы представлены в таблице 1. В годы войны переписи не проводились, сведения о населении рассчитывались статистиками. Они основывались на текущем учете. Из данных таблицы 1 видно, что в первый период войны население области увеличилось с 1,72 млн. человек в начале 1941г. до 1,97 млн. к началу 1943г. При этом рост был характерен для всей области. Начиная с 1943г. численность населения сокращается. Уменьшение шло в первую очередь за счет сокращения жителей села. В первый период войны рост населения связан с эвакуацией, с набором на предприятия. В 1943г. - 1945г. процесс сокращения населения вызван продолжающейся мобилизацией на фронт и реэвакуацией населения. Динамика численности сельского населения Чкалов-ской области подвергалась влиянию многих социально-демографических процессов. Сельское население постоянно снижалось.
Таблица 1. Население Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны (тыс. чел.) [3]
Область 1.01.1941 1.12.1941 1.01.1943 1.04.1944 1.01.1945 1.06.1945
Чкаловская обл. город село всего 495,7 1226,4 1722,11 611,0 1373.0 1984.0 650.0 1329.0 1979.0 637.0 1119.0 1756.0 559.0 1050.0 1609.0 569.0 1054.0 1623.0
Список использованной литературы:
1. Всесоюзная перепись населения СССР 1939 года: Уральский регион. - Екатеринбург, 2002. - С. 223.
2. Население России в XX веке: Исторические очерки. 1940 -1959/Под ред. Жиромской В. Б. - М., 2001. - Т. 2. - С. 243.
3. Корнилов Г.Е. Уральская деревня в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945гг.). - Сверд-ловск,1990. - С. 30.
Рубин В.А.
Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Федорова А.В.
ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 1941 - 1945 гг.
Городской общественный транспорт (трамваи, троллейбусы) в годы Великой Отечественной войны имели крупные промышленные центры Южного Урала - Челябинск, Магнитогорск, Златоуст. В других городах он только начинал зарождаться. Челябинский трамвайный парк состоял из 85 пассажирских вагонов, Златоустовский - 21 вагона. Магнитогорский трамвай принадлежал металлургическому заводу, протяженность одинарного пути в 1941 г. равнялась 22 км. Подвижной парк трамвая насчитывал 15 моторных вагонов и 21 прицепной [1]. Несмотря на большой рост населения в городах в связи с эвакуацией, перевозки пассажиров уменьшились. В Челябинске и Златоусте в 1942 г. при росте населения на 53 и 37%, перевозки пассажиров понизились на 12 и 16,7% соответственно [2].
Несмотря на «остаточный» принцип финансирования общественного транспорта, совнарком СССР в начале ноября 1943 г. выделил Челябинскому горисполкому 500 тыс. рублей на ремонт 44 трамвайных вагонов (50% парка), а также 50 тыс. руб. на премирование отличившихся рабочих и инженеров при ремонте трамваев [3]. Данная сумма стала значительным вкладом, хотя не решала всех проблем челябинского трамвая. План Златоустовского трамвая на 1943 г., составивший по пробегу вагонов 1079 тыс. ваг/км и по перевозке пассажиров 14500 тыс. человек, фактически был реализован по первому показателю только на 30%, а по перевозке пассажиров на 31%. Невыполнение плана было вызвано невозможностью производить ремонт из-за отсутствия квалифицированных рабочих и материалов [4].
На капитальный ремонт трамвая в Челябинске в 1944 г. было выделено дополни-
тельно 850 тыс. руб. за счет уменьшения капиталовложений на строительство трамвайной линии Челябинск - Копейск [5]. За годы войны планы капитальных ремонтов систематически не исполнялись, что привело к проведению в 1944 году капитального ремонта в объемах, значительно превышающих плановые показатели [6].
Таблица 1. Пробег трамвайных вагонов за I полугодие 1944 г. (тыс. ваг/км) [7]
План Выполнение % % в срав. с I п. 1943 г.
Челябинск 1730,0 466,1 26, 9 56,7
Златоуст 320,0 86,3 27, 0 45,0
Данная таблица наглядно показывает, что в 1944 г. произошло сокращение выхода трамваев на маршруты. Управление городского трамвая в Златоусте понесло убыток в 160 тыс. руб. в связи с низким уровнем трудовой дисциплины, отсутствием контроля над кондукторами [8].
В 1944 г. городские власти провели ряд мероприятий, направленных на улучшение всей работы трамвая: введен жесткий график планово-предупредительного ремонта, восстановлена ремонтная технология и персональная ответственность за каждый вагон. С 1 по 15 июля в таксопарках аттестовали водителей, перестроив заработную плату в зависимости от квалификации, опыта, результатов работы [9].
Таким образом, в военные годы произошло ухудшение работы городского общественного транспорта. Отсутствие капитальных ремонтов стало своеобразной тенденцией, вызванной общегородскими проблемами - нехваткой финансирования, квалифицированных специалистов и материалов. Ряд мер 1944 г. по реформированию городского трамвая дал позитивные результаты только после окончания войны.
Список использованной литературы:
1. Российский государственный архив социально-политической истории (РгАСПИ). Ф. 17. Оп. 88. Д. 157. Л. 23.
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А - 262. Оп. 1. Д. 72. Л. 102; Эшелоны идут на Восток: из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941 - 1942 гг. Сб. ст. М., 1966. С. 16 - 17; Патоличев Н.С. Испытание на зрелость. М., 1977. С. 217.
3. ГАРФ. Ф. А - 259. Оп. 4. Д. 1509. Л. 2, 4.
4. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р - 804. Оп. 9. Д. 97. Л. 1 об, 2.
5. ГАРФ. Ф. А - 262. Оп. 1. Д. 3725. Л. 11, 12.
6. ГАРФ. Ф. А - 262. Оп. 1. Д. 3725. Л. 14.
7. ГАРФ. Ф. А - 262. Оп. 1. Д. 3726. Л. 21, 22.
8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 45. Д. 2531. Л. 37 об.
9. Челябинску - образцовый городской транспорт // Челябинский рабочий. 1944. 2 июля; ОГАЧО. Ф. Р - 804. Оп. 7. Д. 125. Л. 1.
Устинова О.Ю.
Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Федорова А.В.
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОМИССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Активное участие в решении хозяйственных, культурно-бытовых и других вопросов в годы Великой Отечественной войны, как и в мирное время, принимали постоянно действующие комиссии при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся Чкалов-ской области. Многогранная деятельность сводилась, в частности, к помощи колхозам, совхозам, заботе о школах, избах-читальнях, библиотеках, руководство которыми осуществляли, прежде всего, районные и сельские Советы [1]. Особое значение в 1941-1945 гг. приобрели культурно-бытовые комиссии, занимавшиеся вопросами обеспечения топливом, квартирами, трудоустройством как местного, так эвакуированного в Чкаловскую область населения.
В соответствии с данными статистического отчета в первом полугодии 1941 г. в Чкаловской области работало 2570 постоянно действующих комиссий, причем бюджетная и сельскохозяйственная существовали в каждом районе. В них трудилось 7016 депутатов, 14460 активистов, из них 5037 женщин [2]. В Медногорске в конце декабря 1941 г. функционировали 6 комиссий, в которые входили 36 человек [3].
Начало военных действий повлекло за собой изменение организации комиссий. К примеру, 20 декабря 1941 г. на IX сессии Александровского райсовета из состава по-