Научная статья на тему 'Городские сетевые издания как агенты урбанизации'

Городские сетевые издания как агенты урбанизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2104
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / ГОРОДСКИЕ СЕТЕВЫЕ ИЗДАНИЯ / ГОРОДСКИЕ НАРРАТИВЫ / УРБАНИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абашев Владимир Васильевич, Печищев Иван Михайлович

Статья посвящена изучению развития урбанистически ориентированных городских интернет-медиа, их роли в городском развитии и влиянию на общественную жизнь в городах России. Издания этого рода минимизируют официальную повестку, выступают как исследователи города, путеводители по сферам городской жизни, как площадки проектирования развития города. В этом аспекте рассматриваются 15 порталов городов-миллионников России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Абашев Владимир Васильевич, Печищев Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городские сетевые издания как агенты урбанизации»

НОВЫЕ ГОРОДСКИЕ МЕДИА

УДК 070

В. В. Абашев, И. М. Печищев

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

ГОРОДСКИЕ СЕТЕВЫЕ ИЗДАНИЯ КАК АГЕНТЫ УРБАНИЗАЦИИ1

Статья посвящена изучению развития урбанистически ориентированных городских интернет-медиа, их роли в городском развитии и влиянию на общественную жизнь в городах России. Издания этого рода минимизируют официальную повестку, выступают как исследователи города, путеводители по сферам городской жизни, как площадки проектирования развития города. В этом аспекте рассматриваются 15 порталов городов-миллионников России.

Ключевые слова: урбанизация, городские сетевые издания, городские нарративы, урбанистика.

В 2010-е годы в российской медиасфере сложился особенный сегмент медиасферы. Это интернет-газеты и журналы, сосредоточенные на обсуждении процессов развития родного города. Ранее не вполне удачно мы назвали такие издания «новыми городскими медиа» [1. С. 6]1. Исследование этого типа медиа, на наш взгляд, целесообразно вести на стыке урбанистики и медиаисследований в тесной связи с тем масштабным поворотом в отношении к проблемам развития городской среды и городскому планированию, который разворачивается в России последнее десятилетие. И вряд преувеличивают авторы, называющие происходящее «урбанистической революцией» [3; 15; 26].

То, что «урбанистическая революция» 2010-х гг. не только публицистическая формула, но и определение сущности развертывающегося в российских городах процесса, подтверждают труды группы авторитетных исследователей истории советской модернизации. Органической ее частью была стремительная урбанизация России в 1930-1970-х гг. Но урбанистическая революция советского периода имела двойственный характер. В «отношении роста и концентрации городского населения» она была абсолютно «радикальной». В качественном измерении, в том, что касается «утверждения городского образа жизни как феномена культуры и современной цивилизации» и - добавим - развития соответствующей структуры городского пространства, советская урбанизация оказывалась консервативной [18. С. 104-105]. Той же точки зрения придерживается и А. Г. Вишневский. Да, констатирует он, в исторически сжатые сроки «десятки миллионов людей [переместились] из деревни в город» и «условия их повседневного социального общения» изменились», «подчинившись <...> технологии городской жизни». Но при этом «городская модернизация» советского периода «не создала [в России] носителей специфических городских отношений - средних городских слоев, способных самостоятельно поддерживать и развивать социальную организацию и культуру городского общества» [7. С. 418].

И тот и другой авторы солидаризируются с концепцией «слободизации», иными словами: псевдоморфизма, российских городов, сформулированной ранее покойным В. Л. Глазычевым. «Несмотря на привычность употребления слова «город», - полемически заострял он свою позицию, - города у нас существуют преимущественно как надписи на картах и строки в статистических сводках. В России не было и нет городов, если под городом понимать, прежде всего, социальную организованность граждан» [8. С. 138]. В этом, социальном, отношении, по мысли В. Л. Глазычева, урбанизация российских городов только начинается. Поэтому «завершение городской революции, предполагающее изживание «слободы», формирование полноценных средних городских слоев, становится безусловным требованием времени» [7. С. 111].

Отвечая «требованию времени» вторая волна урбанистической революции развертывается на наших глазах, беря начало в периоде президентства Д.А. Медведева. Необходимо хотя бы бегло,

'Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта РФФИ № 18-412-590008 р_а «Новые городские медиа в локальном коммуникативном пространстве».

перечнем знаковых явлений обрисовать контуры урбанистической революции - социальный, культурный, политический фон изменений в медиасфере. Не претендуя на анализ, перечислим разномасштабные, но очевидные события, этот фон проявляющие. В 2009 году в Москве открылся негосударственный институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», основанный, как гласит его миссия, «для изменения культурного ландшафта и физического облика российских городов» [11]. В 2011 году в «Новом издательстве» вышла в свет этапная для мировой урбанистики книга Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов», бросившая в свое время вызов принципам директивного модернистского градостроительства. В то же время при Институте «Стрелка» возникло издательство Strelka Press. Издательство развернуло масштабную и интенсивную по темпам работы программу по переводу и выпуску как классической, так и новейшей литературы по урбанистике. Тот же 2011 год положил начало ежегодному Московскому урбанистическому форуму, ставшему крупной международной площадкой для обсуждения проблем городского развития. Все эти культурно-идеологические события сопровождали начавшийся в 2011 году масштабный процесс трансформации московской городской среды, увенчавшийся созданием в центре города парка «Зарядье» (2014-2017).

«Урбанистическая революция» в Москве стала образцом для всех крупных городов России. На VIII Московском урбанистическом форуме столичный опыт урбанизации был признан модельным, а работа по «созданию комфортной среды не только в крупных центрах, но на всей территории Российской Федерации» [21] была определена как политическая задача для региональных и муниципальных властей. Нельзя также не упомянуть, что все эти годы по нарастающей шло развитие городского активизма, выражавшегося как в санкционированной, так и в спонтанной творческой деятельности молодежных сообществ по изменению городской среды. Стоит также отметить и стремительное развитие рынка консалтингового сопровождения урбанизационной волны: многочисленные воркшопы, лекции, митапы и хакатоны разработчиков городских сервисов.

В интеллектуально речевой сфере все эти процессы сопровождались своего рода «урбанистическим бумом» [4] - освоением современных концепций и языков урбанизма, интенсивным общественным и академическим обсуждением проблематики современного города. В этих дискуссиях утверждался своего рода урбанистический дискурс - концепты, словарь и модальности обсуждения городской проблематики. С изрядной долей публицистического заострения Виктор Вахштайн в одном из интервью определил его как «хипстерский урбанизм», имея в виду и «одержимость общественными пространствами» и «внимание к ценности городских локальных сообществ» [6]. Сошлемся попутно на почти пародийное проявление этого дискурса в его расхожем варианте. Телеграмм-канал екатеринбургской сетевой газеты «Its My City» в конце сентября 2018 года сообщал, что крупнейший в городе торгово-развлекательный комплекс «Мега» презентовал проект «Мега Парка». «Новое общественное пространство будет, - как его охарактеризовал автор поста, - экологично, многофункционально, урбанистично» [31]. «Общественное пространство» и «урбанистично» в этом сообщении - красноречивое проявление урбанистического дискурса, который объединил, в частности, медиа, сосредоточенные на городской тематике.

Отвлекаясь чуть в сторону, заметим, что увлечение урбанизмом в 2010-е гг. отчасти приобретает характер интеллектуальной моды. Говорить и писать об урбанистике стало настолько популярным, что специалисты порой иронично берут это слово в кавычки. «Не люблю популярное слово «урбанист», - не без кокетства, впрочем, признавался в интервью «The Village» польский исследователь Куба Снопек, - поэтому скажу, что по образованию я градостроитель. <...> Мне хочется чувствовать сопричастность к элитному знанию, а урбанистикой сейчас интересуется каждый второй» [12].

«Урбанистический бум» вызвал к жизни обширный массив разнотипных медиапроектов, объединенных проблематикой современного города и объединяющих активистов изучения и развития городского пространства. Стоит отметить, что развитие урбанистически ориентированных медиа происходило в условиях их глубокой технологической трансформации. Ее характеризуют два основных момента. Во-первых, общество в целом и отдельные сообщества активистов получили неограниченный доступ к информации и изучению мирового опыта благодаря сети интернет. Это позволило им погрузиться в урбанистическую проблематику

и всерьез обсуждать изменения города, а также выдвигать инициативы по изменению городской среды, а также самостоятельно запускать городские проекты. Во-вторых, технологии, используемые в производстве медиа стали общедоступными. Каждый получил возможность стать автором, по замечанию Андрея Мирошниченко, но и каждый смог стать создателем собственного интернет-ресурса.

Как результат, мы наблюдаем интенсивное развитие разнообразных интернет-ресурсов урбанистической тематики. Их количество не поддается точному подсчету, но для города-миллионника, на наш взгляд, может исчисляться десятками: крупные городские медиа; форумы и сообщества в социальных сетях, каналы в мессенджерах, созданные формальными и неформальными объединениями (экологи, гражданские активисты и другие); гиперлокальные сообщества, объединяющие микрорайоны, ТСЖ, ТОС и т. п.; ситуативные сообщества на разных платформах, созданные для коммуникации в рамках конкретного проекта; аккаунты лидеров мнений и экспертов. Опишем их основные типы:

Прежде всего, следует выделить группу стабильно действующих информационных интернет-ресурсов. К этой группе мы относим, например, все формальные и неформальные редакции, создающие медиа о городе, независимо от платформы. Многие из них функционируют в формате интернет-газет. Характерные примеры этого типа «The Village» (https://www.the-village. ru), пермская «Звезда» (http://zvzda.ru), «Томский Обзор» (https://obzor.westsib.ru), «Locator. Perm» (https://vk.com/locator.perm). Они содержат, как правило, оперативную информацию о городе: новости, анонсы, отчеты с мест событий, репортажи, интервью, обзоры, рецензии и т.п. Тематически и идеологически могут быть крайне разнообразным, но главный фокус этих изданий всегда на локальных новостях, жителях города.

Другой тип городских медиа можно обозначить как проектные интернет-ресурсы. Они продвигают информацию о городских проектах, презентуют отдельный проект, являются площадкой для коммуникации участников. К этой группе мы относим, например, все паблики городских сообществ, участвующих в изменениях города. В этому типу относится большая часть интернет-ресурсов урбанистической тематики.

Перечислим только некоторые сообщества «ВКонтакте» пермских проектов: Пермская зелёная коалиция (https://vk.com/permgreen), Центр городской культуры (https://vk.com/ permcitycenter), Сад Соловьев у речки Уинки (https://vk.com/uinka), Природа Перми (https://vk.com/ nature_perm), Огород в городе! общественное движение (https://vk.com/clubogo), Абсолютно Бесплатная Ярмарка (https://vk.com/freemarketperm), Фудшеринг - делимся едой | Пермь (https:// vk.com/sharingfoodperm). Сюда же входят группы, создающиеся для организации событий: Парк «Данилиха» (https://vk.com/parkdaniliha), Соловьиные вечера в Перми (https://vk.com/ event71090459), Цветочная Дармарка (https://vk.com/flowerpowerperm), Экология пространства. Конкурс стрит-арта Перми (https://vk.com/ecologyspace).

Аналитические интернет-ресурсы концентрируют аналитические материалы по проблемам урбанистики, такие как записи выступлений, дискуссий, круглых столов, интервью с экспертами, рецензии на новые книги. К этой группе мы относим медиа, посвященные урбанистике, или образовательные площадки, такие как институт «Стрелка». В качестве примера приведем сайт «Среда для людей» Центра прикладной урбанистики (https://sredaforpeople.ru/). Центр, созданный популярным экспертом Святославом Муруновым, занимается освоением большого нового рынка урбанистических идей и технологий, и на страницах своего сайта агрегирует информацию о десятках городских проектов разных городов России. Среди популярных ресурсов этой группы следует также выделить интернет-журнал «UrbanUrban» (http://urbanurban.ru), «Урбанистика | Городские исследования и практики» (https://vk.com/urban.city), «Волгоград 2.0 Портал городского развития» (http://www.vlg20.ru), «Центр прикладной урбанистики «TANDEM», Астрахань» (https://vk.com/cpuastra), газета «Urbanist» (https://vk.com/urbanistpaper).

Каждый из описанных выше типов интернет-ресурсов может быть создан как институционализированными структурами, так и силами городских сообществ или отдельных активистов. Кроме этого каждый из описанных типов может базироваться на разнообразных платформах: социальных сети (паблики), собственные сайты (standalone blog), мессенджеры (чаты, каналы Telegram и т. п.).

Разумеется, приведенный набросок типологии урбанистически ориентированных медиа носит предварительных характер. Не претендуя на описание всего бегло очерченного массива,

мы вычленим из него для анализа один тип изданий. Предметом обсуждения в настоящей статье будет группа из 15 городских интернет-газет, сосредоточенных на обсуждении проблем городского развития и повседневной жизни города в духе актуального урбанистического дискурса, утвердившегося в обсуждении городских проблем с начала 2010-х гг. Полный список приведем ниже, а пока отметим, что стартовым событием для формирования этой группы изданий стало открытие в 2010 году московской интернет-газеты «The Village». Она стала главным (и на первом этапе единственным) источником информации об интенсивно меняющейся Москве и ее жителях в начале 2010-х гг. Как рассказала в своем докладе на Пермском молодёжном форуме 9 сентября 2018 года главный редактор издания Татьяна Симакова, «The Village» появилась, как частная инициатива в ситуации дефицита информации о городских событиях. Сейчас издание имеет редакции в шести регионах (Москва, Екатеринбург, Владивосток, Нижний Новгород, Байкал, Черное море).

Кроме «The Village» по критериям наличия постоянной редакции, регулярности обновления и декларации интересов издания в пределах городской тематики мы выделим следующие интернет-газеты и журналы: ИА «Текст» в Перми (с 2010), «Сиб.фм» в Новосибирске (с 2011), «Ifs My Sity» в Екатеринбурге (с 2012), «Бумага» в Санкт-Петербурге (с 2012), «Downtown» в Воронеже (с 2012), «Bigvill» в Самаре (с 2013), «Provincia» в Иркутске (с 2013), «NN-Stories» в Нижнем Новгороде (с 2015), «Звезда» в Перми (с 2015), «Томский Обзор» (с 2015), «Проспект мира» в Красноярске (с 2015), «ИНДЕ» в Казани (с 2016), «ЕТВ» в Екатеринбурге (с 2016), «Луна-инфо» в Санкт-Петербурге (с 2016), «Краснодарская щука» (с 2017) и многие другие. Список, разумеется, не исчерпывающий.

При всех локальных вариациях тематического репертуара, стратегий контента и маркетинга выделенную группу городских сетевых изданий объединяют несколько принципиальных общих черт. Отметим, что, как правило, они дистанцируются от традиционной, топовой локальной и федеральной информационной повестки. Характерно в этом отношении заявление создателей екатеринбургской «It's My City»: «мы приняли для себя решение не касаться вопросов «большой политики» - и постараемся удержаться от этого как можно дольше» [13]. Думается, не случайно городские молодежные издания этого типа массово начинают появляться, начиная с 2012 года, то есть с того времени, когда возможности для свободной политической деятельности в России были резко сужены. Можно предположить, что в новой ситуации городские сетевые издания стали нишей для деятельности активной либерально настроенной городской молодежи не склонной к радикальному политическому поведению. Собственно, об этом еще в 2010 году, как бы прогнозируя тенденцию, заявили создатели московской «The Village»: «Мы хотим писать о вещах, которые помогут любить этот город. Сейчас это особенно важно <...> Оптимизм - это новая форма протеста, а надежда - единственный способ выжить» [35].

Объектом внимания новых городских медиа становится город как самодостаточное развивающееся целое во всем многообразии «пестрой мозаики» его повседневной жизни, как место приключений и событий, как место жизни интересных людей и сообществ. «О чем пишет «It's My City»?, - спрашивал Дмитрий Колезев в анонсе издания, - Да о чем угодно: от внедрения платной парковки до новой рецептуры омлета в «Mammas Big House». Платная парковка - это важное <.> изменение городской среды, <...> Жизнь состоит из миллионов мелочей, и нам кажется важным собирать эту пеструю мозаику городской жизни» [13]. И такая повестка оказалась востребована, она проявила «заинтересованность городской аудитории в получении не только оперативной, но и нестандартной, урбанистически ориентированной информации о своем городе» [17. С. 224].

«Урбанистическая ориентация» это содержательно точная характеристика новой городской журналистики. Выделяемую нами группу городских сетевых изданий объединяет, прежде всего, общая идеология - урбанизм как новый «ресурс воображения и действия» городской молодежи [6] и, добавим, как ресурс языка. Напомним не лишенную оттенка пародийности характеристику нового общественного пространства в «Ifs My City»: будет «урбанистично.» Быть урбанистичными, - так в общем формулируется желание жить в комфортно организованной городской среде и способствовать ее трансформации. Речь идет о желании строить в старом городе новый. Именно этот посыл в качестве типообразующего сформулировала корреспондент «The Village», подводя итоги трехлетней работы: «мы были городской интернет-газетой, гидом по новому городу, в котором хочется жить, который хочется менять к лучшему» [19]. И тот же посыл

послужил возникновению родственных «The Village» изданий в других городах России: «они хотят писать о новом городе» и «самостоятельно создавать события, чтобы заставить читателей поверить: это есть неподалёку, рядом и можно сделать так же или придумать что-то своё» [19].

Именно урбанистическая ориентация новых городских сетевых изданий определяет существенное изменение их отношения к самой категории местного, локального, изменение его аксиологии. Надо сказать, что всем этим изданиям свойственен своего рода конструктивный локальный патриотизм. «Люби Воронеж, Москва подождёт», - заявили, выражая общее настроение, создатели воронежского «Downtown». Ту же интенцию разделяет учредитель екатеринбургского «It's My City» журналист Д. Колезев, объясняя название проекта: «Название мы выбрали <...> почти случайно, но, как в любом случайном действии, в этом была подсознательная рациональность. <...> есть ощущение, что в Екатеринбурге достаточное количество человек, которым тоже нравится этот город и которые считают его своим, несмотря на его очевидные минусы вроде сурового климата, отвратительных дорог, ужасной весенней грязи и т.п. Осознанно или неосознанно, они ежедневно делают этот выбор, считают этот город своим, и если говорить просто - то «It's My City», «Это мой город» - сайт именно для таких людей» [13].

Но, заметим, содержание деклараций любви к родному городу весьма далеко от традиционного, назовем его условно краеведческим, локального патриотизма, для которого свойственно преувеличение особенностей собственного места жизни и, как правило, апелляция к прошлому как ресурсу ценности и эмблематики локальной идентичности.

Аксиология локального действительно существенно изменилась в 2010-е гг. Ценность места утверждается не через апелляции к «славному» прошлому, не через обращение к именам великих, освятивших место своим пребыванием, что было характерно для поисков ресурсов локальной идентичности в 1990-е, начале 2000-х. «Ценность [твоего города], - как точно отметил этот процесс Андрей Тесля, - определяется не тем, что здесь кто-то когда-то проезжал и с кем-то переспал - а производится прямо на месте, при этом вне жестких траекторий - завися от взгляда смотрящего, от направления его интереса и способности увлекаться» [27]. Историческая память как ресурс идентичности и ценности локального, разумеется, не отбрасывается. Но она используется лишь как один из инструментов освоения и обустройства места твоей сегодняшней жизни. Это то «прошлое, которое, - как заметил Мишель Серто, - избирается и используется заново в соответствии с обычаями настоящего» [24]. Соответственно акцент переносится на освоение сегодняшней повседневности места, где ты живешь, умение увлеченно видеть его фактуру и увлекать ей других. Местные сообщества «меняют оптику» взгляда на свой город, думая не о том, как предъявить его взгляду условного туриста, а о том как «увидеть свое, повседневное интересным для себя самого» [27].

Урбанистически ориентированные городские медиа позиционируют свою деятельность как поиск путей улучшения жизни здесь и теперь в своем городе. Они избавляются от комплекса провинциальной неполноценности, сопровождающего краеведческий взгляд на город как нечто уникальное, своего рода заповедник редкостей. Редакторы и журналисты новых городских медиа соотносят свой город с контекстом мировых тенденций городской жизни. «Екатеринбург, - формулирует свою позицию редакция екатеринбургского «Its My Sity», - такой же крупный глобальный город, как десятки и сотни других городов» [32]. А в глобальном мире, как сформулировал свою позицию, учредитель газеты «города на всей планете развиваются по схожим законам <...> Екатеринбург существует в международном контексте» [13].

Реализуя урбанистическую интенцию городские сетевые издания 2010-х гг. выступают как путеводители по городской жизни. Они и рассказывают о новых кафе, лекториях, местах встреч, популярных клубах, модных трендах. Собственно, они учат квалифицированному потреблению города как образу и стилю жизни, учат быть в тренде - в проведении досуга, в чтении, в одежде, в стиле общения. Иногда этот аспект становится главным и тогда издание приобретает гедонистическую направленность, сближаясь с типом изданий life style. В сущности, этот -гедонистический - оттенок на первых порах неизбежен для российских городских изданий, их создателей и читателей, впервые открывающих для себя прелести и возможности образа жизни в большом современном городе.

Но урбанистически ориентированные городские издания не ограничиваются ролью путеводителя по модным местам города. Одну из ведущих интенций и функций городских изданий

можно было бы определить как стремление к новому открытию или скорее пере-открытию города в его современной повседневной жизни. В том, чтобы «описать сочным, новым языком то место, где <.. .> [человек] живет, так, чтобы люди гордились им, а другие <.. .> захотели это место увидеть» видит важнейшую задачу городской журналистики Юрий Сапрыкин [29].

Так городские сетевые издания становятся площадками исследования городского пространства и городской антропологии. Дальнюю аналогию этим опытам можно найти в истории европейской и отечественной культуры. Современные очерки о местах и людях города в новой модификации воскрешают жанр городских физиологий - очерков о городских типажах и местах. Этот жанр, Беньямин называл его «панорамной литературой» [2. С. 37], пережил расцвет во Франции на рубеже 1830-40-х гг. и чуть позднее пришел в Россию. Как известно, выпуски альманаха «Физиология Петербурга» (1845) стали этапным явлением в развитии русской литературы и в исследовании жизни столицы.

Урбанистически ориентированные городские издания культивируют жанры городской прогулки и очерка, отводя им специальные рубрики. Сошлемся для примера на рубрики «Места» в «The Village», «На районе» в екатеринбургском «It's My City» или «Городское пространство» в пермской «Звезде». Все эти рубрики объединяет особенное внимание к окраинным и маргинальным городским локусам и районам. В «The Village» их называют «отрезанными», как микрорайон Курьяново, который хотя и находится недалеко от центра, но живет своей как бы замершей во ином времени жизнью: «это даже не окраина: от Кремля полчаса на машине, от метро <...> 20 минут на автобусе - но вы будто оказываетесь в советском поселке» [22]. Такое же окраинное пространство со своим ритмом жизни и укладом описывает М. Крылосова в прогулке по отдаленному району Екатеринбурга: «Эльмаш - район, куда просто так не ездят» [14]. Первопроходцем окраинных районов Перми стал И. Козлов в обширном цикле очерков в интернет газете «Звезда».

Что делают авторы городских изданий, описывая маргинальные пространства города? Они дают голос территориям, которые ранее его не имели в отличие от «героев» путеводителей -центральных высоко кодифицированных городских районов с концентрацией памятников истории и многочисленными культурными центрами.

Авторы новых городских физиологий «заставляют город говорить» - make the city speak -как, рассказывая о прошедшем в Амстердаме в марте 2017 года «Urban Stories Festival», удачно определили эту глубокую интенцию новых городских физиологий авторы «Strelka Magazin» [37]. И, заставляя город говорить, городские журналисты совершают важную работу по сплошной нарративизации городского пространства. А нарративы, как справедливо сформулировал Мишель де Серто, формируют значения и модальности городских мест, создавая их «иное измерение, то фантастическое, то преступное, то страшное, а то легитимирующее» [24].

Городские нарративы, продолжим цитировать Серто, «делают город «правдоподобным», воздействуют на него с непостижимым размахом, который еще требуется оценить, и открывают его для путешествий. Они - ключи к городу, они дают пропуск к тому, что он есть: мифу» [24]. При этом, давая голос окраины и странным местам города, авторы городских медиа вольно или невольно вступают в борьбу или конкуренцию с нарративами доминирующих медиа, телевидением и рекламой, которые, по замечанию Серто «затаптывают <...> маленькие нарративы улиц и кварталов» [24].

Участвуя в нарративизации городского пространства, заставляя территории говорить, городская журналистика готовит почву для диалога сообществ и инстанций власти, и в конечном счете для соучастного городского планирования. Собственно говоря, соучастие городских сообществ - один из основополагающих принципов современных представлений о развитии городской среды. Оно идет успешно, если люди, чьи интересы затрагивают градостроительные проекты не воспринимаются как пассивные наблюдатели административных решений, а деятельно вовлечены в создание и управление изменениями города. Эту идею как концепцию соучаствующего проектирования (participatory design) развивает такой авторитетный теоретик средового развития и проектный эксперт как Генри Санофф [23].

Какое место в этом процессе «соучаствующего проектирования» могут занимать и занимают урбанистически ориентированные городские медиа? Главный и перспективный способ влияния их влияния - это предлагать и утверждать в сообществах истории, которые отвечают на вопрос,

в каком направлении развиваться городу, что можно сделать для того, чтобы город был более комфортным. В современной теории планирования убеждающий (персуазивный) сторителлинг рассматривается как важный инструмент городского развития. Как писал Джеймс Фрогмортон, введший в оборот это понятие, «истории и рассказывание историй может быть чрезвычайно важной, хотя в значительной степени недооцененной частью планирования <...> хорошее планирование само по себе стать убедительной persuasive) историей о будущем» [36. С. 126; см. также: 30; 33; 34].

Урбанистически ориентированные городские сетевые издания не только углубляют нарративизацию городского пространства, они выступают как площадки проектирования развития родных городов. Общую позицию новых городских медиа сформулировала редактор иркутской газеты «The Province» Юлия Яковлева: «локальные интернет-медиа <...> [это] реальный инструмент модернизации городского пространства» [Цит. по: 20].

Немаловажной особенностью деятельности новых городских медиа является их взаимодействие с институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», активно продвигающим идеи современного урбанизма. И «Стрелка», в свою очередь, рассматривает новые городские медиа как площадки для обсуждения и распространения идей о развитии современного города в регионах. Красноречивое подтверждение важности этого взаимодействия - проект «Городской конструктор»: серия совместных с региональными городскими медиа публикаций и действий, обобщающих опыт того «как горожане по всей стране делают свой город лучше» [9]. Команды городских изданий, как правило, уделяют большое внимание проектной деятельности: организуют дискуссии, проводят семинары и фестивали, посвященные городской культуре [25].

Пример активной проектной деятельности off line - участие пермской «Звезды» в развитии деятельности по благоустройства долин городских малых рек. Эта тема остро актуальна для развития города, внутренняя речная сеть которого включает в себя около трехсот рек, ручьев и притоков. Они могли бы быть выразительной чертой ландшафтно-архитектурной среды города, однако большая часть малых рек находится в заброшенном состоянии: их живописные долины либо агрессивно застраиваются, либо превращаются в свалки мусора. Энергично история о малых реках как формообразующей силе городского ландшафта стала продвигаться в «Звезде» в 2016 году. При поддержке издания проводятся круглые столы и дискуссии, посвященные проблемам застройки долин малых рек, велотуры, субботники. Портал «Звезда» вовлекает читателей в проблемы малых рек в том числе и в игровой форме, например, через тесты.

В августе 2017 интернет-журнал «Звезда», общественное движение «Слушай соловья» и Центр городской культуры провели в долинах малых рек стрит-арт фестиваль «Экология пространства». В рамках фестиваля в долинах малых рек проводились мастер-классы, детские утренники, концерты, тренировки, квесты, перформансы, литературные вечера, водные и автобусные экскурсии. В конце концов история о реках нашла отклик в инстанциях власти, и на дискуссионных площадках в Центре городской культуры общественные активисты и журналисты вступили в диалог с представителями администрации города, застройщиками и архитекторами. Градообразующая ценность долин малых рек сегодня общепризнана.

Очерчивая далее контуры поля урбанистически ориентированных городских медиа, отметим, что они востребованы значительной читательской аудиторией, что косвенно характеризует уровень их влияния. На приведенной ниже диаграмме (Рис. 1) отражено среднее количество уникальных посетителей в месяц шести самых посещаемых городских медиа из 15 исследуемых -новосибирского «Сиб.фм», «Томского обзора», самарской «Большой деревне» («Bigwill»), санкт-петербургской «Бумаге», ЕТВ из Екатеринбурга и красноярского «Проспект Мира». Данные взяты, начиная с мая по октябрь 2018 года, - не самый лучший для СМИ период, включающий время летних отпусков. Тем не менее, диаграмма демонстрирует достаточно высокие показатели посещаемости сайтов: от 206,67 тысяч уникальных посетителей.

Среднее значение посещаемости в месяц для 15 изданий за указанный период составило 425,5 тысяч уникальных посетителей. Медианное значение - 217,5 тысяч. Можно констатировать, городские медиа пользуются вниманием не менее 20% горожан.

Важной характеристикой востребованности издания является лояльность аудитории, степень которой косвенно характеризуют доли прямых заходов на сайт издания (с закладки в браузере или с помощью ввода адреса сайта в адресную строку) и заходов на сайт с помощью ссылок

в социальных сетях. Как видно из следующей диаграммы (Рис. 2) аудитория новых городских медиа отличается высокой лояльностью. Медианное значение доли прямого и социального трафика составило 62 % - это подтверждает высокий уровень внимания читателей.

Большая деревня (Самара) J^JJ ЕТВ (Екатеринбург)

Томский обзор Wí'l-Wi

Рис. 1. Среднее количество уникальных посетителей в месяц шести самых посещаемых сайтов (по данным в период с мая по октябрь 2018 года), тыс. По данным Similarweb

NNStories Jly на-инфо Звезда Томский обзор ИНДЕ ИА «Текст» Краснодарская щука Downtown Provincia It's ту sity Большая деревня Бумага (СПб) Проспект Мира ЕТВ (Екатеринбург) Sib.fm (Новосибирск)

■ Прямой трафик, % Трафик из соцсетей, %

Рис. 2. Доля прямого и социального трафика 15 исследуемых сайтов в октябре 2018 года, %.

По данным Similarweb

Для сравнения: сайт «Комсомольской правды» kp.ru в октябре 2018 года получил только 33,1 % пользователей с помощью прямого трафика и 4,17 % с помощью социального (всего 37,27 % по двум показателям). Это хуже, чем у 14 из 15 исследуемых урбанистически ориентированных сетевых изданий.

Как видим, вторую по величине долю читательского трафика городские медиа получают через аккаунты в социальных сетях, и это не случайно. Социальные сети изначально были для них активно используемой площадкой медиадеятельности. При этом предпочтительный источник входа через социальные сети косвенно характеризует социокультурное качество аудитории урбанистически ориентированных городских медиа. Это, прежде всего, городская креативная молодежь, для которой и создавались издания описываемого типа.

Как говорила Татьяна Симакова, создатель и редактор самарской «Большой деревни»: «Мы решили сделать сайт для молодых и бодрых, таких, как мы сами» [Цит. по: 28]. Некоторые данные

для обобщенного портрета аудитории новых городских медиа, дает анализ, проведенный на материале «The Village». Ядро целевой аудитории составляют молодые люди от 25 до 34 лет с высшим образованием. Это «активные жители мегаполисов, добившиеся определённых успехов - строят карьеру или открыли своё дело. Неравнодушны к тому, что происходит в городе: следят за новыми инициативами, участвуют в общественной жизни и перенимают полезный зарубежный опыт. Интересуются отечественной культурой, ведут активный образ жизни, имеют широкий круг общения» [5]. Собственно и создатели урбанистически ориентированных городских медиа принадлежат к этой среде. Это, как правило, городские активисты, занимающиеся самостоятельной общественной деятельностью и молодые журналисты, которых не устраивает формат и новостная повестка существующих изданий. Так создателем «Its My City» стал молодой и вполне успешный сотрудник интернет-портала «Znak.com» Дмитрий Колезев. «Нам было нужно издание, - рассказывает он, - которое самим интересно читать. Про Екатеринбург, про людей, которые здесь живут, про городскую среду, про интересные места <...> Существующие журналы и электронные СМИ нас не устраивали» [13].

Подводя предварительный итог обзору городских урбанистически ориентированных сетевых изданий, повторим, что их массовое появление вызвано развертывающимся в 2010-е гг. процессом качественной урбанизации российских городов. Эту вторую волну урбанизации прогнозировал еще в 1990-е гг. В. Л. Глазычев, когда, на первый взгляд парадоксально, заявлял, что в России нет городов, что процесс урбанизации у нас только начинается. Он имел в виду, что город - это не только центр администрирования и индустриального производства, но, прежде всего, тип социальной организации, что необходимо осознавать различие «между "городом" как <.> предметно-пространственной формой и приличествующим ей набором внешних атрибутов и городом как сообществом людей, связанных именно фактом совместного бытия» [8. С. 139].

Адресованные креативной городской молодежи урбанистически ориентированные интернет-газеты и становятся площадками взаимодействия городских сообществ, фактором их формирования. Появление изданий этого типа является не только симптомом развивающегося процесса урбанизации. Городские интернет-газеты и журналы выступают как деятельные агенты, акторы этих процессов. Они видят свою миссию в развитии города как системы живых общественных коммуникаций, влияющих на формирование городской среды.

Новые городские медиа становятся одной из площадок общественного сторителлинга и тем самым, по Анри Лефевру, участвуют в производстве городского пространства [16]. Изучение новых городских медиа в контексте процессов урбанизации может стать, на наш взгляд, плодотворной исследовательской перспективой.

Примечания

1Массовое появление городских интернет газет нового типа не осталось без внимания. Первыми отметили их новизну сами создатели и журналисты. Содержательный обзор новых городских медиа, включающий интервью с их создателями, под красноречивым названием «Страна и мы: Городские интернет-газеты в России» был сделан в серии публикаций московского «The Village», интернет-журнала, ставшего образцом для подобных изданий в городах России [19; 20; 28]. Что касается академической рефлексии, то она появилась несколько позднее. На развитие и условия функционирования городских медиа обратил внимание М. В. Зеленцов [10]. К. Нигматуллина зафиксировала качественную новизну городских медиа, отметив, что 2010-е годы открыли «новую эру развития городских интернет-газет в России» [17. С. 224]. Появились и первые публикации, посвященные отдельным изданиям [5].

Список литературы

1. Абашев, В. В. Истории, строящие города: городские интернет-газеты в медиаландшафте России [Текст] / В. В. Абашев, И.М. Печищев // Журналистика и массовая коммуникация в XXI веке. Материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. - Пермь: Издательский центр «Титул», 2017. - С. 6-20.

2. Беньямин, В. Бодлер [Текст] / В. Беньямин - М.: Ad Marginem, 2015. - 224 с.

3. Бовт, Г. Обыкновенная городская революция: Москва 2010-2018 [Электронный ресурс] / Г. Бовт // Вечерняя Москва. 20.06.2018. - URL: https://vm.ru/news/506128.html (дата обращения: 29.10.2018).

4. Боровиков, А. Навык смотреть под ноги, а не в светлую даль - один из самых плачевных дефицитов постсоветской эпохи [Текст] / А. Боровиков // Colta. 05.12.2016. - URL: https://www. colta.ru/articles/literature/13287 (дата обращения: 09.11.2018).

5. Бушев, А. Новая среда социального дискурса: городская интернет-газета (на примере The Village) [Электронный ресурс] / А. Бушев, Я. Иванова // Современный дискурс-анализ. Научный журнал. - 2016. - Вып. 15. - С. 59-73. - URL: http://discourseanalysis.org/ada15.pdf (дата обращения: 05.10.2018).

6. Вахштайн, В. Москва становится городом-wow [Электронный ресурс] / В. Вахштайн // Полит.ру. - 09.11.2013; 07.12.2013. - URL: первая часть интервью: http://polit.ru/article/2013/11/09/ moscow_uran/; вторая часть интервью: http://m.polit.ru/article/2013/12/07/urban/ (дата обращения: 09.11.2018).

7. Вишневский, А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. [Текст] / А. Г. Вишневский - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 432 с.

8. Глазычев, В. Л. Город в России на пороге урбанизации [Текст] / В. Л. Глазычев // Город как социокультурное явление исторического процесса. - М.. 1995. - С. 137-144.

9. Городской конструктор: Как развиваются российские города и горожане [Электронный ресурс] // Журнал «Strelka». - 02.05.2018. - URL: https://strelka.com/ru/magazine/2017/05/02/city_ constructor_whatsup (дата обращения: 05.10.2017).

10. Зеленцов, М. В. Городские медиа: условия функционирования [Текст] / М. В. Зеленцов // Theoretical and Practical Issues of Journalism. - 2015. - Vol. 4. - № 3. - P. 262-272.

11. Институт «Стрелка». Идея [Электронный ресурс] // Институт «Стрелка». - URL: https:// strelka.com/ru/idea (дата обращения:: 29.10.2018).

12. Кленова, Т. Польский градостроитель Куба Снопек - о пяти годах жизни в Москве и отъезде из России [Электронный ресурс] / Т. Кленова // The Village. - 09.02.2016. - URL: https:// www.the-village.ru/village/people/experience/231165-kuba (дата обращения: 29.10.18).

13. Колезев, Д. «It's My City»: что это такое [Электронный ресурс] / Д. Колезев // It's My City. - 12.04.2012. - URL: http://itsmycity.ru/blog/post/id/1316 (дата обращения: 10.10.2018).

14. Крылосова, М. На районе: Не грози Эльмашу, попивая кофе у себя в квартале [Электронный ресурс] / М. Кролосова // It's My City. - 18.11.2015. - URL: https://itsmycity.ru/2015-11-18/mariya-krylosova-o-meste-v-kotorom-zhivet (дата обращения: 09.11.2018).

15. Куренной В. Деревня в городе. Урбанистическая революция в России не завершена [Электронный ресурс] / В. Куренной // Новая газета. - 09 апреля 2012. - URL: https://www. novayagazeta.ru/articles/2012/04/09/49176-derevnya-v-gorode (дата обращения: 22.10.2018).

16. Лефевр, А. Производство пространства [Текст] / А. Лефевр. - М.: Strelka Press, 2015. - 432 с.

17. Нигматуллина, К. Городская интернет-газета на смену городской ежедневной газете [Текст] / К. Нигматуллина // Журналютыка у сулад^ з жыццём: да 90-годдзя заслужанага дзеяча культуры Рэспублш Беларусь, доктара фшалапчных навук, прафесара Барыса Васiльевiча Стральцова. - Мшск, 2016. - С. 220-224.

18. Пивоваров, Ю. Л. Урбанизация России в XX веке: представления и реальность [Текст] / Ю. Л. Пивоваров // Общественные науки и современность. - 2011. - № 6. - С. 101-113.

19. Полищук, О. Ограна и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть I [Электронный ресурс] / О. Полищук // The Village. - 11.04.2013а. - URL: http://www.the-village.ru/village/city/ situation/124753-regionalpress (дата обращения: 05.10.2017).

20. Полищук, О. Cтрана и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть II [Электронный ресурс] / О. Полищук // The Village. - 16.04.2013. - URL: http://www.the-village.ru/village/city/ situation/124939-regionalpress2 (дата обращения: 05.10.2017).

21. Путин, В. В. Выступление на VIII Московском урбанистическом форуме «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни» [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Президент России. - 18 июля 2018 года. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58026 (дата обращения: 22.10.2018).

22. Руков, К. «Отрезанные районы»: Курьяново, где ничего не найдут [Электронный ресурс] / К. Руков // The Village. - 03.09.2018. - URL: https://www.the-village.ru/village/city/places/314827-kuryanovo (дата обращения: 04.11.2018).

23. Санофф, Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании больших и малых городов [Текст] / Г. Санофф - Вологда: Проектная группа 8, 2015. - 170 с.

24. Серто, М. Призраки в городе [Электронный ресурс] / М. Серто // «Неприкосновенный запас». - 2010. - № 2 (70). - URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/se12.html (дата обращения: 29.10.2018).

25. Сидорова, С. Ю. Моделирование стиля жизни в урбанистических медиапроектах [Электронный ресурс] / С. Ю. Сидорова // Медиаскоп. - 2016. - Вып. 4. - URL: http://www. mediascope.ru/2235 (дата обращения: 05.10.2017).

26. Снопек, К. Беляево навсегда: сохранение непримечательного. [Текст] / К. Спонек - М.: Strelka Press, 2013. - 150 с.

27. Тесля, А. Возвращение на Итаку [Электронный ресурс] / А. Тесля, В. Повилайтис // Сибирь. Реалии. - 13.10.2018. - URL: https://www.sibreal.org/a/29536115.html (дата обращения: 15.10.2018).

28. Фаберова, К. Страна и мы: Городские интернет-газеты в России. Часть III [Электронный ресурс] / К. Фаберова // The Village. - 09.01.2014. - URL: http://www.the-village.ru/village/city/ regions/136573-strana-i-my-gorodskie-internet-gazety-v-rossii-chast-iii (дата обращения: 05.10.2018).

29. Филиппова, Т. Городская журналистика как предмет для дискуссии [Электронный ресурс] / Т. Филлипова // Сайт «Ельцин центр». - 01.02.2016. URL: https://yeltsin.ru/news/ gorodskaya-zhurnalistika-kak-predmet-dlya-diskussii/ (дата обращения: 09.11.2018).

30. Hulst, M. Storytelling, a model of and a model for р^ш^ [Текст] / M. Hulst // Planning Theory. - 2012. - № 11 (3). - P. 299-318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. ItsMySity. В Меге презентуют новое общественное пространство. [Электронный ресурс] // Telegram: @itsmysity. - URL: https://t.me/itsmycity/3229 (дата обращения: 11.11.2018).

32. It's My City. О нас [Электронный ресурс] // It's My City. - URL: https://itsmycity.ru/about (дата обращения: 29.10.2018).

33. Mager, C. Tales of the City. Storytelling as a contemporary tool of urban р^ш^ and design [Электронный ресурс] / C. Mager, L. Matthey // Articulo: Journal of Urban Research. - 2015. - Special issue № 7: Tales of the City. - URL: https://articulo.revues.org/2779 (дата обращения: 05.10.2017).

34. Sandercock, L. Out of the Closet: The Importance of Stories and Storytelling in Planning Practice [Текст] / L. Sandercock // Planning Theory & Practice. - 2003. - Vol. 4. - No. 1. - P. 11-28.

35. The Village: Москва - небольшой город [Электронный ресурс] // Look at me. - 2 апреля 2010. - URL: http://www.lookatme.ru/mag/archive/look-at-me/89352-moskva-nebolshoy-gorod (дата обращения: 01.10.2018).

36. Throgmorton, J. A. Planning as persuasive storytelling in a global-scale web of relationships [Текст] / J. A. Throgmorton // Planning Theory. - 2003. - № 2 (2). - P. 125-151.

37. Tumarkina, A. Make the city speak: 5 cases of urban storytelling [Электронный ресурс] / A. Tumarkina, О. Baltsatu // StrelkaMag. - 12.04.2017. - URL: http://strelka.com/en/ magazine/2017/04/12/make-the-city-speak-5-cases-of-urban-storytelling (дата доступа 04.11.2018).

LOCAL ONLINE MEDIA AS AGENTS OF URBANIZATION

Abashev V. V., Perm State National Research University, Perm, [email protected] Pechischev I. M., Perm State National Research University, Perm, [email protected]

The article explores the development of the local Internet media oriented at the urban context, their role in the urban development and the impact on public life in the provincial cities of Russia. Such media have been actively developed since the 2010s. They reflect the interests of the young, educated, and liberal citizens. In the article the urban media of Yekaterinburg (It's My City), Voronezh (Downtown),

Samara (Bigvill), and Perm (Zvezda) are considered. These media are characterized by the fact that they minimize the official political agenda while focusing on the life of the city as a self-organizing whole. They consider the city as a kind of self-sufficient universe - the living space for the interacting civil communities. The urban media act as researchers of the city, as guides to the spheres of city life, and as platforms for designing the development of the city. The article is focused on the latter aspect: urban media as a platform for generating narratives that affect the development and design of urban space. In general, urban-oriented local online media are considered as agents of the process of high-quality urbanization that unfolded in the 2010s.

Keywords: urbanization, local online media, local narratives, urban studies.

References

1. Abashev, V. V. and Pechishchev, I. M. (2017) Istorii, stroyaschie goroda: goradskie internet-gazety v medialandshafte Rossii [=Stories building cities: urban online newspapers in the Russian landscape], in: Zhurnalistika i massovaya kommunikazia v XXI veke [=Journalism and mass communication in the 21st century], Perm, pp. 6-20. (In Russ.).

2. Benjamin, W. (2017) Bodler, Moscow. 224 p. (In Russ.).

3. Bovt, G. Obyknovennaya gorodskaya revolyuciya: Moskva 2010-2018 [=Unusual urban revolution], in: Vechernyaya Moskva [=Evening Moscow], available at: https://vm.ru/news/506128. html, accessed 29.10.2018. (In Russ.).

4. Borovikov, A. Navyk smotret' pod nogi, a ne v svetluyu dal' - odin iz samyh plachevnyh deficitov postsovetskoj epohi [=Skill to look at his feet, and not in the bright distance - one of the most deplorable deficiencies of the post-Soviet era], in: Colta, available at: https://www.colta.ru/articles/ literature/13287, accessed 09.11.2018. (In Russ.).

5. Bushev, A. and Ivanova, Ya. Novaya sreda socialnogo diskursa: gorodskaya internet-gazeta (na primere The Village) [=New environment of social discourse: city Internet newspaper (on the example of The Village)], in: Sovremennyj diskurs-analiz. Nauchnyj zhurnal [=Modern discourse analysis. Science Magazine], Vol. 6, pp. 59-73, available at: URL: http://discourseanalysis.org/ada15.pdf, accessed 05.10.2018. (In Russ.).

6. Vahshtajn, V. Moskva stanovitsya gorodom-wow [=Moscow becomes a town-wow], in: Polit. ru, available at: http://polit.ru/article/2013/11/09/moscow_uran; http://polit.ru/article/2013/12/07/ urban, accessed 09.11.2018. (In Russ.).

7. Vishnevskij, A. G. (2010) Serp i rubl. Konservativnaya modernizaciya v SSSR [=Sickle and ruble. Conservative modernization in the USSR], Moscow. 432 p. (In Russ.).

8. Glazychev, V. L. (1995) Gorod v Rossii na poroge urbanizacii [=City in Russia on the threshold of urbanization], in: Gorod kak sociokul'turnoe yavlenie istoricheskogoprocessa [=The city as a socio-cultural phenomenon of the historical process], Moscow, pp. 137-144. (In Russ.).

9. Gorodskoj konstruktor: Kak razvivayutsya rossijskie goroda i gorozhane [=City Designer: How are Russian cities and townspeople evolving], in: Zhurnal «Strelka» [=The magazine "Strelka"], available at: https://strelka.com/ru/magazine/2017/05/02/city_constructor_whatsup, accessed 05.10.2017. (In Russ.).

10. Zelencov, M. V. (2015) Gorodskie media: usloviya funkcionirovaniya [=City Media: Operating Conditions], in: Theoretical and Practical Issues of Journalism, Vol. 4, no. 3, pp. 262-272. (In Russ.).

11. "nstitut «Strelka». Ideya [=Institute "Strelka". Idea], in: Institut «Strelka», available at: https:// strelka.com/ru/idea, accessed 29.10.2018. (In Russ.).

12. Klenova, T. Pol'skij gradostroitel' Kuba Snopek - o pyati godah zhizni v Moskve i ot"ezde iz Rossii [=Polsky town planner Kuba Snopek - about five years of life in Moscow and departure from Russia], in: The Village [=The Village], available at: https://www.the-village.ru/village/people/ experience/231165-kuba, accessed 29.10.18. (In Russ.).

13. Kolezev, D. «It's My City»: chto eto takoe [=«It's My City»: what is it], in: It's My City, available at: http://itsmycity.ru/blog/post/id/1316, accessed 10.10.2018. (In Russ.).

14. Krylosova, M. Na rajone: Ne grozi El'mashu, popivaya kofe u sebya v kvartale [=In the area: Do not threaten Elmash while drinking coffee in your neighborhood], in: It's My City, available at: https:// itsmycity.ru/2015-11-18/mariya-krylosova-o-meste-v-kotorom-zhivet, accessed 09.11.2018. (In Russ.).

15. Kurennoj, V. Derevnya v gorode. Urbanisticheskaya revolyuciya v Rossii ne zavershena [=Village in the city. Urban revolution in Russia is not complete], in: Novayagazeta [=New newspaper], available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/04/09/49176-derevnya-v-gorode, accessed 22.10.2018. (In Russ.).

16. Lefevr, A. (2015) Proizvodstvoprostranstva [=Production Space], Moscow, 432 p. (In Russ.).

17. Nigmatullina, K. (2016) Gorodskaya internet-gazeta na smenu gorodskoj ezhednevnoj gazete [=City online newspaper replacing city daily newspaper], in: Zhurnalistika v soglasii s zhizn'yu [=Journalism in harmony with life], Minsk, pp. 220-224 (In Russ.).

18. Pivovarov, Yu. L. (2011) Urbanizaciya Rossii v XX veke: predstavleniya i real'nost' [=Urbanization of Russia in the 20th century: views and reality], in: Obshchestvennye nauki i sovremennost' [=Social Sciences and Modernity], Vol. 6, pp. 101-113 (In Russ.).

19. Polishchuk, O. Ctrana i my: Gorodskie internet-gazety v Rossii. Chast' I [=Country and we: Urban Internet newspapers in Russia. Part I], in: The Village [=The Village], available at: http://www. the-village.ru/village/city/situation/124753-regionalpress, accessed 05.10.2017. (In Russ.).

20. Polishchuk, O. Ctrana i my: Gorodskie internet-gazety v Rossii. Chast' II [=Country and we: Urban Internet newspapers in Russia. Part II], in: The Village [=The Village], available at: http://www. the-village.ru/village/city/situation/124939-regionalpress2, accessed 05.10.2017. (In Russ.).

21. Putin, V. V. Vystuplenie na VIII Moskovskom urbanisticheskom forume «Megapolis budushchego. Novoe prostranstvo dlya zhizni» [=Speech at the VIII Moscow Urban Forum "Megapolis of the Future. New space for life"], in: PrezidentRossii [=President of Russia], available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/58026, accessed 22.10.2018. (In Russ.).

22. Rukov, K. «Otrezannye rajony»: Kur'yanovo, gde nichego ne najdut [="Cut off areas": Kuryanovo, where they will not find anything], in: The Village [=The Village], available at: https://www. the-village.ru/village/city/places/314827-kuryanovo, accessed 04.11.2018. (In Russ.).

23. Sanoff, G. (2015) Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii bol'shih i malyh gorodov [=Participatory design. Practices of public participation in the formation of large and small cities], Vologda, 170 p. (In Russ.).

24. Serto, M. Prizraki v gorode [=Ghosts in the city], in: Neprikosnovennyj zapas [=Emergency ration], available at: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/se12.html, accessed 29.10.2018. (In Russ.).

25. Sidorova, S. Yu. Modelirovanie stilya zhizni v urbanisticheskih mediaproektah [=Modeling lifestyle in urban media projects], in:Mediaskop, available at: http://www.mediascope.ru/2235, accessed 05.10.2017 (In Russ.).

26. Snopek, K. (2013) Belyaevo navsegda: sohranenie neprimechatel'nogo [=Belyaevo forever: keeping unremarkable], Moscow, 150 p. (In Russ.).

27. Teslya, A. and Povilajtis, V. Vozvrashchenie na Itaku [=Return to Ithaca], in: Sibir'. Realii [=Siberia. Realities], available at: https://www.sibreal.org/a7295 36115.html, accessed 15.10.2018. (In Russ.).

28. Faberova, K. Ctrana i my: Gorodskie internet-gazety v Rossii. Chast' III [=Country and we: Urban Internet newspapers in Russia. Part III], in: The Village [=The Village], available at: http://www. the-village.ru/village/city/regions/136573-strana-i-my-gorodskie-internet-gazety-v-rossii-chast-iii, accessed 05.10.2018. (In Russ.).

29. Filippova, T. Gorodskaya zhurnalistika kak predmet dlya diskussii [=Urban journalism as a subject for discussion], in: sajt «El'cin centr» [=site "Yeltsin Center"], available at: https://yeltsin.ru/ news/gorodskaya-zhurnalistika-kak-predmet-dlya-diskussii, accessed 09.11.2018. (In Russ.).

30. Hulst, M. (2012) Storytelling, a model of and a model for planning, in: Planning Theory, Vol. 11 (3), pp. 299-318.

31. ItsMySity. V Mege prezentuyut novoe obshchestvennoe prostranstvo [=ItsMySity. In Mega, a new public space will be presented], in: Telegram: @itsmysity, available at: https://t.me/itsmycity/3229, accessed 11.11.2018. (In Russ.).

32. It's My City. About, in: It's My City, available at: https://itsmycity.ru/about, accessed 29.10.2018. (In Russ.).

33. Mager, C. and Matthey, L. Tales of the City. Storytelling as a contemporary tool of urban planning and design, in: Articulo: Journal of Urban Research, special issue no. 7, available at: https:// articulo.revues.org/2779, accessed 05.10.2017.

34. Sandercock, L. (2003) Out of the Closet: The Importance of Stories and Storytelling in Planning Practice, in: Planning Theory & Practice, Vol. 4, no. 1, рр. 11-28.

35. The Village: Moskva - nebol'shoj gorod [=The Village: Moscow is a small city], in: Look at me, available at: http://www.lookatme.ru/mag/archive/look-at-me/89352-moskva-nebolshoy-gorod, accessed 01.10.2018. (In Russ.).

36. Throgmorton, J. A. (2003) Planning as persuasive storytelling in a global-scale web of relationships, in: Planning Theory, no. 2 (2), рр. 125-151.

37. Tumarkina, A. and Baltsatu, O. Make the city speak: 5 cases of urban storytelling, in: StrelkaMag, available at: http://strelka.com/en/magazine/2017/04/12/make-t:he-city-speak-5-cases-of-urban-storytelling, accessed 04.11.2018.

Абашев Владимир Васильевич- профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь.

[email protected]

Печищев Иван Михайлович - доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.