Научная статья на тему 'ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ЮГА РОССИИ'

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
567
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / КОНУРБАЦИЯ / РАССЕЛЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / URBAN AGGLOMERATIONS / CONURBATION / SETTLEMENT / INFRASTRUCTURE / ECOLOGY / DEVELOPMENT / SUSTAINABILITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бояринов Александр Меркурьевич, Шапошникова Юлия Алексеевна

Разработка региональной схемы территориально-пространственной организации Юга России позволит более объективно определять приоритетные федеральные долгосрочные программы и проекты социально-экономического развития региона и его субъектов. В основу территориального планирования Ростовской области (и Ростовской агломерации) положено формирование и развитие опорного каркаса расселения (ОКР), его территориально-пространственной решетки, включающей магистральные направления транспортных связей международного, федерального и регионального значения, а также магистральные направления инженерной инфраструктуры. Предусматривается в структуроформирующих узлах (СФУ) на пересечении основных осей опорного каркаса расселения (в Ростовском территориально-экономическом округе это - Большой Ростов, ядро агломерации) выделение городов-центров для приоритетного инвестиционно-инновационного развития, с целью повышения качества жизни населения и обеспечения занятости трудовых ресурсов населения в зоне оптимальной транспортно-временной доступности на прилегающих территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN AGGLOMERATIONS OF THE ROSTOV REGION IN THE REGIONAL SETTLEMENT SYSTEM OF THE SOUTH OF RUSSIA

The development of a regional scheme for the territorial-spatial organization of the South of Russia will make it possible to more objectively determine priority federal long-term programs and projects for the socio-economic development of the region and its subjects. The basis for territorial planning of the Rostov region(and the Rostov agglomeration), the formation and development of the settlement support frame (ROC), its territorial-spatial grid, including the main directions of transport links of international, federal and regional significance, as well as the main directions of the engineering infrastructure.It is envisaged in the structure-forming nodes (SFU) at the intersection of the main axes of the settlement support frame (in the Rostov territorial-economic district, this is Bolshoy Rostov, the core of the agglomeration), the allocation of city-centers for priority investment and innovative development, in order to improve the quality of life of the population and ensure employment of labor resources of the population in the zone of optimal transport and temporary accessibility in the adjacent territories.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ЮГА РОССИИ»

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В

РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ЮГА РОССИИ

1 2 Бояринов А.М. , Шапошникова Ю.А.

Email: Boyarinov6103@scientifictext.ru

1Бояринов Александр Меркурьевич - кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой; 2Шапошникова Юлия Алексеевна - доцент, кафедра градостроительства, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета,

г. Ростов-на-Дону

Аннотация: разработка региональной схемы территориально-пространственной организации Юга России позволит более объективно определять приоритетные федеральные долгосрочные программы и проекты социально-экономического развития региона и его субъектов. В основу территориального планирования Ростовской области (и Ростовской агломерации) положено формирование и развитие опорного каркаса расселения (ОКР), его территориально-пространственной решетки, включающей магистральные направления транспортных связей международного, федерального и регионального значения, а также магистральные направления инженерной инфраструктуры. Предусматривается в структуроформирующих узлах (СФУ) на пересечении основных осей опорного каркаса расселения (в Ростовском территориально-экономическом округе это - Большой Ростов, ядро агломерации) выделение городов-центров для приоритетного инвестиционно-инновационного развития, с целью повышения качества жизни населения и обеспечения занятости трудовых ресурсов населения в зоне оптимальной транспортно-временной доступности на прилегающих территориях.

Ключевые слова: городские агломерации, конурбация, расселение, инфраструктура, экология, развитие, устойчивость.

URBAN AGGLOMERATIONS OF THE ROSTOV REGION IN THE REGIONAL SETTLEMENT SYSTEM OF THE SOUTH OF RUSSIA Boyarinov A.M.1, Shaposhnikova Yu.A.2

1Boyarinov Alexander Merkuryevich - Candidate of Architecture, Professor, Head of the Department; 2Shaposhnikova Yulia Alekseevna - Associate Professor, DEPARTMENT OF URBAN PLANNING, ACADEMY OF ARCHITECTURE AND ARTS OF THE SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY,

ROSTOV-ON-DON

Abstract: the development of a regional scheme for the territorial-spatial organization of the South of Russia will make it possible to more objectively determine priority federal long-term programs and projects for the socio-economic development of the region and its subjects. The basis for territorial planning of the Rostov region

(and the Rostov agglomeration), the formation and development of the settlement support frame (ROC), its territorial-spatial grid, including the main directions of transport links of international, federal and regional significance, as well as the main directions of the engineering infrastructure.

It is envisaged in the structure-forming nodes (SFU) at the intersection of the main axes of the settlement support frame (in the Rostov territorial-economic district, this is Bolshoy Rostov, the core of the agglomeration), the allocation of city-centers for priority investment and innovative development, in order to improve the quality of life of the population and

ensure employment of labor resources of the population in the zone of optimal transport and temporary accessibility in the adjacent territories.

Keywords: urban agglomerations, conurbation, settlement, infrastructure, ecology, development, sustainability.

В структуре опорного каркаса расселения Юга России (в его структуроформирующих узлах) объективно складываются или находятся в различной стадии развития городские агломерации, требующие разработки новых современных механизмов по управлению их территориально-пространственным развитием (в ЮФО это - Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Волгодонская и Восточно-Донбасская агломерации). С этим процессом связана современная градостроительная политика перехода от автономного к взаимосвязанному расселению.

На перспективу целесообразно рассмотреть возможность разработки консолидированной Схемы стратегического социально-экономического и территориально-пространственного планирования развития региона, как единой стратегии территориально-экономического развития федеральных округов, безусловно, с учетом социальных и экологических аспектов, а также местных особенностей.

Анализ региональных различий в параметрах и структуре расселения на территории Юга России в сочетании с учетом особенностей экономического развития территории и ее экологического состояния позволит выделить проблемные районы в системе расселения и даст понимание перспектив развития региона.

В составе современной территория Юга России входят:

Южный федеральный округ (Республика Крым в его составе), Северо-Кавказский округ, они занимают площадь в 614 439 кв. км, что составляет 3,6% от всей территории РФ.

Общая численность населения составляет 26 397 017 чел. (на 01.01.2020) [6] — около 18% всего населения РФ. Основная доля населения сосредоточена на территории ЮФО - 63% (в Крыму - 9%), в СКФО - 37%,

Современная Ростовская агломерация входит в состав Юго-Западного областного района Ростовской области и занимает площадь около 40% его территории.

Ростовская агломерация обладает уникальным географическим и стратегическим положением:

■ связь с Азово-Черноморским бассейном;

■ Пересечение ведущих международных транспортных коридоров «север-юг» и «восток-запад»;

Благоприятные природно-климатические условия,

■ интенсивное развитие различных сфер экономики, производства и сельского хозяйства,

■ богатый историко-культурный потенциал

Ростовская агломерация обладает высокой степенью урбанизации.

В состав агломерации входят: г. Ростов-на-Дону, г. Батайск, г. Новочеркасск, г. Таганрог и семь муниципальных районов: Неклиновский, Родионово-Несветаевский, Мясниковский, Азовский, Кагальницкий, Аксайский и Октябрьский. На их территориях расположены 43 сельских поселения, 540 сельских населенных пунктов и одно городское поселение (г. Аксай).

Трудовые маятниковые миграции между Ростовом и поселениями пригородной зоны сегодня являются ключевым индикатором, указывающим на проявление активных агломерационных процессов. Изучение маятниковых трудовых миграций в составе Ростовской агломерации свидетельствует о достаточно мощных трудовых потоках направленных к центру расселения - г. Ростову-на-Дону.

По последним данным порядка 30- 40% населения поселений и городов спутников совершают ежедневные трудовые передвижения в г. Ростов-на-Дону.

Численность постоянного населения территории Большого Ростова на 01.01.20 г. составила 1360,0 тыс. чел.

(30% от численности населения Ростовской области). Из них около 82,4% сконцентрировано на территории г. Ростов-на-Дону. В общей численности Большого Ростова на долю городского населения приходится 93,3%, сельского населения 6,7%.

Первый пояс расселения в структуре Ростовской агломерации формирует «ядро» -центр агломерации. Большой Ростов образуют: г. Ростов-на-Дону, г.Батайск и сельские муниципальные образования: Азовского района — Елизаветинская, Обильненская, Кулешовка; Мясниковского района - Чалтырь, Крым, Красный Крым, Большие Салы; Аксайского района — г. Аксай, Щепкин, Рассвет, Большие Салы, Ольгинка, Истомино.

Рост городских поселений в агломерациях и зонах умеренной концентрации будет происходить за счет дальнейшего развития транспорта и обслуживающей его инфраструктуры, формирования крупных центров общественно-деловой активности, рост сельских поселений на территориях межагломерационного пространства будет связан с дальнейшим развитием пригородного хозяйства, развитием агрорекреации и туризма, а также обслуживающих его отраслей.

Развитый транспортный и инженерный комплекс обеспечивают планировочную и функциональную взаимосвязь всех городов и поселений в структуре Ростовской агломерации.

Ростовская агломерация станет центром инновационного развития территории области.

Практически вся область помимо собственного мощного потенциала, будет использовать так называемый «эффект соседства», который будет в полной мере проявляться в территориях, вначале прилегающих к ядру Ростовской агломерации, постепенно захватывая все большую часть территории вдоль крупных транспортных магистралей - федеральных и международных транспортных коридоров.

Ростов-на-Дону все большее влияние будет оказывать на развитие Восточно-Донбасской полицентрической агломерации (центры: г. Шахты и г. Каменск-Шахтинский; города Новошахтинск, Гуково, Красный Сулин, Белая Калитва) Постепенно будет происходить слияние двух агломераций в единую конурбацию -более высокий иерархический уровень пространственной организации территории. Одной из основных проблем дальнейшего развития конурбации - вопрос экологической реабилитации территории, восстановление экологического равновесия, как одно из основных условий устойчивого развития ядра области. Экологическая стратегия территорального развития Ростовской области направлена на обеспечение устойчивого и экологически безопасного развития производительных сил на данной территории, создание условий, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, формирование комфортных условий проживания населения.

Для этого необходимо выполнить ряд мероприятий:

• по охране атмосферного воздуха.

• по охране поверхностных вод.

• по охране подземных вод.

• по охране и восстановлению почв.

• по обеспечению эпидемиологической безопасности.

• по обеспечению радиационной безопасности.

• санитарной очистке территории.

• по защите особо охраняемых природных территорий.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Для обеспечения сохранности (защиты и

восстановления) объектов культурного наследия и памятников археологии от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках предусматривается, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.02 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выделение охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности при разработке проектов размещаемых объектов капитального строительства.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы. Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения естественного биоразнообразия. К ООПТ относятся государственные природные заповедники, заказники, природные парки и т.д.

Проводимая работа позволяет создать целостную систему ООПТ федерального, регионального и местного значения, формирующую основу каркаса экологической сети по сохранению биоразнообразия на территории области. Принят и действует Областной закон «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области». Осуществляются мероприятия по управлению ООПТ.

В настоящее время развитие ООПТ - самый реальный способ, позволяющий остановить процесс деградации естественных природных комплексов вследствие антропогенного воздействия, а также сохранить природный мир Ростовской области во всем многообразии.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 12.05.2017 №354 было принято решение об изменении категории особо охраняемых природных территорий областного значения. Появились 2 категории: охраняемый ландшафт и охраняемый природный объект.

Планируемое развитие территории при соблюдении данных мероприятий, приведет к улучшению состояния окружающей природной среды и даст возможность более рационально использовать ресурс данной территории.

В Восточно-Донбасской агломерации большинство городов, образованных в советское время, имели угледобычу как доминанту, которой были обязаны своим возникновением практически все города. Города восточного Донбасса в комплексной оценке получили более низкие оценки инвестиционного потенциала в сравнении с городами - лидерами Ростовской агломерации, но это связано с существующей реструктуризацией угольной промышленности, что не исключает их значительного развития в будущем. Но только при условии целенаправленного формирования комплекса высокотехнологичных производств, что должно стать одной из приоритетных целей региональной политики

Развитие полицентрической Восточно-Донбасской агломерации будет в значительной степени определяться темпами строительства транспортных коридоров. В мировой практике территории шириной в 50км по обе стороны от транспортной магистрали, являются зоной деловой активности. Именно здесь особенно быстро формируются города нового типа - города предприниматели.

Города восточного Донбасса со свободными трудовыми ресурсами, низкой интенсивностью использования территории - наличием незанятых свободных производственных территорий, уже сейчас становятся привлекательными для инвестирования.

Третьей по значимости в области является Волгодонская групповая система расселения - единственный противовес Ростовской агломерации на востоке области. Волгодонск занимает одно из первых мест в инвестиционном рейтинге городов области.

В областном разрезе очевидно, что область поделена на 2 части - Западную с развитой транспортной, экономической и социальной инфраструктурами и Восточную - практически неосвоенную и депрессивную. С ростом

производительности сельского хозяйства роль восточных и северных сельскохозяйственных районов в общем объёме производства сельхозсырья и его переработки будет повышаться. Основным направлением развития экономики в этих территориях должна стать переработка сельхозсырья, и сокращение, таким образом, экспорта и вывоза сельскохозяйственной продукции в необработанном виде. Организующим центром восточной части области объективно является Волгодонск, призванный сбалансировать территориальное развитие и снизить дифференциацию социально-экономического развития Ростовской области. Волгодонск может частично перераспределить между Ростовом-на-Дону управленческие, экономические, социальные и иные функции. Кроме того, в субрегионе сосредоточены значительные водные ресурсы и развита энергетика, что может стать базисом для локализации и развития энергоёмких и водоёмких производств.

В перспективе развитие данной системы будет играть большую районообразующую роль, давая мощный импульс развитию окружающей его территории. Строительство скоростных магистралей даст эффект «сжатия» пространства, обеспечит мобильность финансам, рабочей силе. Так же должно произойти усиление его рекреационной функции. Здесь в перспективе возможно развитие малой Волгодонской агломерации. Дальнейшее территориальное развитие агломерации будет идти в западном направлении, формируя урбанизированную зону в Волгодонском и Дубовском районе (в котором в настоящее время нет ни одного городского поселения).

Сальская локальная система расселения состоит из г. Сальска, г.Пролетарска и п.Гигант. В дальнейшем развитие Сальска пойдет за счет усиления его как организующего центра южной части области-центра Сальского округа. Развитие сельских населенных пунктов будет связано с развитием сельскохозяйственного кластера и инновационных центров по выращиванию и переработке сельхозпродукции.

Миллеровская локальная система расселения находится в начальной стадии формирования. Она включает Миллерово - единственный город на Севере области, п. Тарасовский и п. Чертково. Только целевое развитие г. Миллерово как центра Миллеровского территориального округа, организующего хозяйственого, административного, информационного, центра подготовки кадров сможет частично приостановить процесс депопуляции населения, улучшить качество жизни.. В перспективе усилится значение станицы Вешенской как культурного центра не только региона, но и России, как центра сохранения объектов историко-культурного наследия. Дальнейшее развитие населенных пунктов будет связано не только с сельским хозяйством. В режиме оптимального природопользования возникнут новые отрасли: заповедное дело, туризм и отрасли обсуживающие их. Зона частично тяготеет к Воронежской и Волгоградской областям. За счет усиления территориально-пространственной оси Миллерово - Вешенская будет происходить дальнейшее развитие системы расселения северной части области.

Ростовская моноцентрическая агломерация развивается в зоне влияния (радиус 5060 км) исторически сложившегося, на основе транспортно - промышленного, торгового, учебного, инновационно-научного, административного и культурного центра - г. Ростова-на-Дону, который является организующим ядром региональной системы расселения Нижнего Дона (радиус 300-400 км) и всего Северо-Кавказского экономического района (радиус 800-1000км). В ее составе 6 городов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Батайск, Аксай и Азов), на территории 170 тыс. га с населением 1 809 000 человек (на 01.01.2020).

Крупнейший город (1 137 904чел на 01.01.2020) г. Ростов-на-Дону - центр агломерации и является опорным центров общего каркаса расселения округа, области и концентрирует 24,5% всего населения Ростовской области.

Крупный город (268 643чел.) - г. Таганрог.

Два больших города- г. Батайск (127 919чел.) и г. Новочеркасск(168 035чел.).

Средний город (80 428чел.) - г. Азов.

Малый город (46 000чел.) - г. Аксай.

Данные по населению на 01.01.2020 [6].

Характерной особенностью городского расселения Ростовского территориально-экономического округа является исключительно высокий уровень урбанизации территории.

Именно на базе этих городов в 80-х годах прошлого века на территории Ростовской области сформировалась одна из крупнейших российских моноцентрических городских агломераций, в которой сконцентрировано порядка 60% всего городского населения области. Общая численность населения агломерации более 2 млн. чел.

Основными направлениями развития центра Ростовской агломерации - Большого Ростова, являются:

• Формирование многоядерной открытой планировочной структуры города-центра путем создания линейно-полосовой застройки в пригородной зоне на внешних транспортных магистралях.

• Выделены следующие новые направления (жилые районы) - планировочные «лучи» Большого Ростова:

• Чалтырьское (Калининское) - 1348,9 га,

• Темерницкое - 1240 га,

• Щепкинское - 1032 га,

• Рассветовское - 1242 га,

• Батайское- 1152,7 га

• Укрепление сложившегося транспортного каркаса агломерации предусматривается за счет строительства полукольца объездной автомагистрали вокруг Ростова-на-Дону, Чалтыря и Батайска и в перспективе строительства глубоких обходов Ростова: на востоке - по территории Октябрьского и Багаевского районов, на западе - прямая связь Таганрога с Новошахтинском и Шахтами в обход Ростова-на-Дону.

• Предложена реконструкция железнодорожной транспортной сети. Строительство новой станции и вокзала «Ростов-Восточный» в районе станции Кизитеринка.

• Развитие производственных зон в ближней зоне урбанизации. Выделены наиболее динамично развивающиеся три производственно-терминальные зоны: «Западная», «Восточная» и «Южная». В Батайске предлагается строительство новых жилых районов в восточной и западной частях города на резервных территориях, восточное направление-создание аэротрополиса на основе развития международного аэропорта «Платов», что создаст предпосылки для развития всей системы расселения Большого Ростова и его инженерно-транспортной инфраструктуры, включая скоростные виды транспорта.

• Реконструкция центрального планировочного района Ростова-на-Дону, с целью размещения основных региональных центров управления, торговли, научно-образовательных, инновационных и культурных центров. Развитие существующего городского центра с сохранением исторического своеобразия и сложивщейся архитектурно-планировочной и объемно-пространственной структуры города.

Для Ростовской агломерации достаточно острыми являются вопросы управления развитием города, так как последующий рост Ростова-на-Дону осуществляется на территориях соседних муниципальных районов: Аксайского, Азовского, Мясниковского - и затрагивает их интересы. В настоящее время остаются не рещенными вопросы управления развитием агломерации. Это требует создания законодательной базы для комплексного территориально-градостроительного регулирования городских агломераций. Государственные структуры должны обеспечить твердое основание для деятельности муниципальных властей: определить

цели и направления территориального развития страны, отдельных регионов; создать полноценную правовую базу градостроительства на федеральном уровне-в Градостроительном Кодексе РФ необходимо ввести статью о проектировании и развитии агломераций и дать правовое определение «агломерации»; активно участвовать в финансировании развития инфраструктуры городов и регионов, обеспечивающей удовлетворение базовых потребностей населения [3, 38].

Большая часть объектов промышленности, энергетики, развитие объектов инженерно-транспортной инфраструктуры осуществлены в западной и юго-западной части области, например строительство электрометаллургического завода в Азовском районе, строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к аэропорту «Платов», строительство соединительной автомобильной дороги общего пользования регионального значения от а/д "Северный обход г. Ростова-на-Дону" до а/д "г. Ростов-на-Дону - сл. Родионово-Несветайская - г. Новошахтинск" в Аксайском и Мясниковском районах. Осуществлено строительство объекта федерального значения: аэропорт «Платов». Объекты инженерно-транспортной инфраструктуры осуществлены и реконструируются не только в Ростовском, Шахтинском, Каменск-Шахтинском и Миллеровском округах (т.е. в западной части РО), но и в Сальском (южном), Ремонтненском (юго-восточном), Волгодонском (восточном), Вешенском (северо-восточном) округах.

Благодаря осуществлению объектов регионального значения наметилась тенденция к выравниванию уровня территориально-пространственного и социально-экономического развития области. В целом приоритеты развития территорий должны обеспечивать, с одной стороны, создание и развитие точек «локомотивного» роста, с другой - решать проблемы отсталости и преодоления диспропорций в уровне социально-экономического развития муниципальных образований Ростовской области.

Список литературы /References

1. Митягин С.Д. Территориальное планирование и районная планировка. [Текст] / С.Д. Митягин // Промышленное и гражданское строительство, 2007. № 1. С. 14.

2. Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования. [Текст ] / В.А. Щитинский // Управление развитием территорий, 2007. № 1. С. 14-20.

3. Тарасова Л.Г. Взаимосвязь процессов управления и самоорганизации в развитии крупных городов [Текст] / Л.Г. Тарасова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. 138 с.

4. Алексеевский В.С. Синергетика менеджмента устойчивого развития [Текст] / В.С. Алексеевский. Калуга: Манускрипт, 2006. 328 с.

5. Владимиров В.В. Проблемы развития теории расселения в России [Текст] / В.В. Владимиров, Н.И. Наймарк. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 376 с.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: w.statdata.ru-Сайт о странах, городах, статистике населения и пр.(дата обращения: 01.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.