Научная статья на тему 'ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА КИТАЯ И РОССИИ: ПРОЦЕССЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ'

ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА КИТАЯ И РОССИИ: ПРОЦЕССЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА / РОССИЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА / КИТАЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Янь

Для выявления закономерностей интеграции и дифференциации между Россией и Китаем в области городской скульптуры был проведен анализ современных примеров скульптуры в городской среде в обеих странах, рассмотрен исторический контекст развития скульптурных традиций. Для анализа культурного взаимодействия использовались различные методы. Во-первых, был применен системный подход, который позволил рассмотреть городскую скульптуру как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, включая художественные, социокультурные и средовые аспекты. Этот подход позволил выявить влияние культурных факторов на тенденции развития городской скульптуры. Во-вторых, в исследовании применялся аксиологический подход, который позволил выявить общие ценностные основы искусства скульптуры в России и Китае, а также их отличия, учитывая восприятие и интерпретацию скульптурных произведений. Были выявлены общие черты и уникальные особенности скульптурных традиций каждой страны, а также влияние внешних культурных факторов на эволюцию городской скульптуры. Новизна результатов исследования определяется слабой разработанностью данной темы в русскоязычных научных публикациях. Результаты исследования указывают на то, что интеграция и дифференциация в сфере городской скульптуры между Россией и Китаем происходят под влиянием множества факторов, включая историческое наследие, социокультурные особенности, технологический прогресс и взаимодействие с другими культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN SCULPTURE OF CHINA AND RUSSIA: PROCESSES OF INTERCULTURAL INTEGRATION AND DIFFERENTIATION

To identify the patterns of integration and differentiation between Russia and China in the field of urban sculpture, an analysis of modern examples of urban sculpture in both countries was carried out, the historical context of the development of sculptural traditions was considered. Various methods were used to analyze cultural interaction. Firstly, a systematic approach was applied, which made it possible to consider urban sculpture as a complex system consisting of interrelated elements, including artistic, socio-cultural and environmental aspects. This approach made it possible to identify the influence of cultural factors on the development trends of urban sculpture. Secondly, the study used an axiological approach, which made it possible to identify the common value foundations of the art of sculpture in Russia and China, as well as their differences, taking into account the perception and interpretation of sculptural works. The common features and unique features of the sculptural traditions of each country were identified, as well as the influence of external cultural factors on the evolution of urban sculpture. The relevance of the research results is determined by the weak development of this topic in Russian-language scientific publications. The results of the study indicate that integration and differentiation in the field of urban sculpture between Russia and China are influenced by many factors, including historical heritage, socio-cultural characteristics, technological progress and interaction with other cultures.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА КИТАЯ И РОССИИ: ПРОЦЕССЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ»

Городская скульптура Китая и России:

процессы межкультурной интеграции и дифференциации

Ван Янь

доцент, Даляньская академия искусств, 1114133607@qq.com

Для выявления закономерностей интеграции и дифференциации между Россией и Китаем в области городской скульптуры был проведен анализ современных примеров скульптуры в городской среде в обеих странах, рассмотрен исторический контекст развития скульптурных традиций. Для анализа культурного взаимодействия использовались различные методы. Во-первых, был применен системный подход, который позволил рассмотреть городскую скульптуру как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, включая художественные, социокультурные и средовые аспекты. Этот подход позволил выявить влияние культурных факторов на тенденции развития городской скульптуры. Во-вторых, в исследовании применялся аксиологический подход, который позволил выявить общие ценностные основы искусства скульптуры в России и Китае, а также их отличия, учитывая восприятие и интерпретацию скульптурных произведений. Были выявлены общие черты и уникальные особенности скульптурных традиций каждой страны, а также влияние внешних культурных факторов на эволюцию городской скульптуры. Новизна результатов исследования определяется слабой разработанностью данной темы в русскоязычных научных публикациях. Результаты исследования указывают на то, что интеграция и дифференциация в сфере городской скульптуры между Россией и Китаем происходят под влиянием множества факторов, включая историческое наследие, социокультурные особенности, технологический прогресс и взаимодействие с другими культурами. Ключевые слова: искусство скульптуры, монументальная скульптура, российская скульптура, китайская скульптура, культурная интеграция, культурная дифференциация, городская скульптура.

сч о сч

ю

Исследование взаимодействия и взаимовлияния, интеграции и дифференциации китайского и российского искусства скульптуры имеет высокую актуальность в ракурсе определения общих тенденций развития данного вида искусства, выявления уникальных традиций каждой из стран в этой области. Это призвано повысить понимание особенностей каждой культуры, формированию научной базы для исследований в области городской скульптуры России и Китая, которая является важным элементом культурной идентичности. Исследование и развитие городской скульптуры значимо для создания уникальной атмосферы города, как современной среды обитания человека. Данный вид скульптуры представляет собой квинтэссенцию всего искусства скульптуры каждой из стран, завершающий этап поисков скульпторами идей и форм их воплощения, являя этап выхода искусства из музеев в открытое пространство архитектуры города. Новизна результатов исследования определяется слабой разработанностью данной темы в русскоязычных научных публикациях. Для анализа интеграции и дифференциации искусства городской скульптуры России и Китая использовались различные методы и подходы. Был применен системный подход, который позволил рассмотреть городскую скульптуру как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, включая художественные, социокультурные и аксиологические, что позволило выявить влияние разнообразных факторов на формирование и развитие скульптуры в городской среде. В исследовании применялся аксиологический подход, который позволил выявить общие ценностные основы искусства скульптуры в России и Китае с учетом восприятия и интерпретации скульптурных произведений различными культурными группами и обществами, что влияет на формирование и принятие эстетических ценностей.

Город является социокультурным пространством, важным для организации общественной жизни и самореализации индивида, а также сохранения исторической памяти [1]. Городская скульптура играет аксиологическую роль в организации городской жизни и самоактуализации индивидов в городской среде. Она способствует сохранению исторической памяти и традиции поколений. В городском пространстве скульптура может принимать форму памятников, бюстов, фонтанов, декоративных композиций и ансамблей. Стили и материалы, используемые в городской скульптуре, могут варьироваться от классических до современных и экспериментальных, включая камень, металл, бронзу, стекло, пластмассу. Городская скульптура как вид

художественно-изобразительной деятельности объединяет в себе художественные, социокультурные и средовые аспекты. Художественные аспекты отражаются в форме, материале и эстетической выразительности скульптур. Социокультурные аспекты связаны с формированием идентичности города, созданием символических пространств и мест памяти. Средовые аспекты касаются взаимодействия с окружающей средой и влияния на использование городской среды, стимулируя взаимодействие людей с окружением и создавая коммуникативные пространства [2, 18, 20].

Для эффективного взаимодействия двух культур необходимо наличие у каждой культуры сформированных уникальных культурно-цивилизационных особенностей [5]. Культурно-цивилизационные особенности китайской городской скульптуры складывались в течении длительного периода, заключаются в глубоком влиянии традиционной китайской философии, истории и культуры на формирование ее образов и стилей. Китайская городская скульптура имеет следующие традиционные отличительные особенности, влияющие на ее внешние характеристики:

1. Философская глубина: Китайская скульптура отражает философские принципы, такие как гармония, баланс и взаимосвязь с природой, эстетические и духовные идеалы, проникнутые концепцией единства всего сущего.

2. Символический контекст: Китайская городская скульптура часто имеет символическое значение, отражая мифологические, религиозные или исторические сюжеты. Художниками часто используются символы, такие как драконы, фениксы, львы и другие, чтобы передать глубокий символический смысл.

3. Мастерство отделки поверхностей и детализация: Китайские скульпторы проявляют высокий уровень мастерства при создании своих произведений, создают сложные текстуры, изящные линии и выразительные детали, демонстрируя виртуозность и умение работать с различными материалами.

4. Сохранение традиций: Китайская городская скульптура уделяет внимание сохранению и передаче традиционных художественных стилей и техник. Она сочетает в себе элементы древних традиций и современных подходов, создавая их гармоничное сочетание [12].

Молодые художники-скульпторы из Китая получают основное образование и воспитание в области традиционного пластического искусства на основе древнекитайской философии, нравственно-эстетических устоях и художественных принципах, разработанных великими мыслителями, живописцами и скульпторами Китая. Это образовательное влияние на молодых художников-скульпторов является исключительно значимым, поскольку оно позволяет им осмыслить и усвоить ценности и культурные особенности, присущие традиционному китайскому искусству. Они учатся применять художественные приемы и методы, унаследованные от предшествующих поколений китайских художников в своем собственном творчестве. Благодаря этому глубокому

укоренению в традиционной культуре, молодые китайские художники-скульпторы придают особую значимость этике, эстетике и символике в своих произведениях. Они стремятся передать духовные и философские идеи через формы искусства, сосредотачиваясь на гармонии, балансе и естественности [15].

Развитие городской скульптуры в России является результатом интеграции национальных традиций народной и религиозной скульптуры с европейским искусством ваяния [4]. Культурно-цивилизаци-онные особенности российской городской скульптуры отражают историческое наследие, культурное разнообразие и национальную идентичность России и имеют свои особые черты:

1. Религиозные и исторические мотивы: Российская городская скульптура часто вдохновляется религиозными и историческими сюжетами. Она может включать в себя изображения святых, героев национальной истории и символические представления событий.

2. Классицизм и реализм: Российская скульптура выражает традиции классицизма и реализма, особенно в монументальной скульптуре. Она стремится к точной передаче физической формы и достижению соответствия формы и выражаемых идей и эмоций.

3. Монументальность и величественность: Российская городская скульптура часто характеризуется монументальными размерами и величественными формами. Она стремится создать впечатляющие и возвышенные образы, отражающие мощь и значимость изображаемых персонажей или событий.

В научной литературе подчеркивается, что искусства скульптуры России и Китая имеют уникальные черты, создающие национальные школы скульптуры. Например, китайские скульпторы используют иероглифы в качестве формообразующего элемента скульптуры и декоративной отделки поверхностей, что придает скульптурным изображениям символическое значение и художественную ценность. Кроме этого, китайская скульптура известна своими многофигурными композициями, выражающими широкое движение и экспрессивность, присущие древним фрескам Дуньхуана. Российская монументальная скульптура отличается от китайской своей сдержанностью, высоким мастерством обобщения скульптурного объема. Эти особенности связаны с российскими традициями народного и религиозного искусства, а также с климатическими условиями севера. Россия также сохраняет школу академической скульптуры и придерживается реалистических традиций.

Культурно-цивилизационные особенности культур двух стран сформировались в процессе культурной дифференциации - процесса формирования различий в ценностях, нормах, обычаях и традициях между культурными группами или обществами, обусловленных историческими, социальными, географическими условиями. Культурная дифференциация способствует формированию культурных иден-

О *

О X

о

3 *

8)

с т ■и о

5

т о а г

о т

09 8)

сч о сч

in

тичностей, расширению многообразия и сохранению уникальных культурных традиций. Однако она также может вызывать дистанцирование и непонимание между различными культурными группами, поэтому важно ее чередование с интеграционными процессами. Культурная интеграция, как процесс объединения, обмена между различными группами включает обмен ценностями, нормами, обычаями и знаниями между культурами. Культурная интеграция происходит на индивидуальном, групповом и общественном уровнях и может быть стимулирована миграцией, торговлей, образованием и межкультурным диалогом,способствует укреплению социальной солидарности и снижению предрассудков и стереотипов. Процесс культурной интеграции может вызывать конфликты ценностей, сопротивление изменениям и потерю культурной идентичности [3]. Интеграция и дифференциация тесно связаны и способствуют формированию и развитию культурных целостностей. Процесс интеграции культур неизбежно выявляет различия между ними, связанные с культурными ценностями и религиозными убеждениями.

Творческие обмены позволяют культурам обогащаться, становиться более сложными и создавать новые формы искусства. Этот процесс способствует расширению культурного разнообразия и углублению взаимопонимания между различными культурами.

Развитие городской скульптуры в Китае во второй половине XX века происходило благодаря интеграции китайских традиций скульптуры и искусства Советской России. Российская скульптура, ориентированная на реалистическое изображение, внесла свой вклад в формирование целой плеяды китайских скульпторов, которые обучались в Институте им. И.Е. Репина (бывшей Императорской Академии художеств), среди них такие скульпторы как Цао Чуньшен (Cao Chunsheng), Дон Цзуи (Dong Zuyi). Влияние советской скульптуры привело к развитию монументальной китайской скульптуры в стиле социалистического реализма с национальной окраской и символикой [14]. Например, мемориальный комплекс Ли Дачжао в парке Ли Дачжао (Таншань, провинция Хэбэй) или памятник Матери Дэн Юфен (Пекин).

Произошла успешная, плодотворная интеграция, целенаправленное восприятие опыта другой культуры. Кроме целенаправленности успешная культурная интеграция требует добровольности в перенимании опыта, для этого должны быть определенные предпосылки. Важным аспектом в этом является то, что российское и китайское искусство скульптуры в 50-е годы XX века представляли исторически сложившиеся школы в рамках древних и сложных культур. Это позволило произойти интеграции, а не поглощению более слабой культурной традиции [21].

Кроме этого, как условие успешной культурной интеграции современные исследователи используют понятие «культурная совместимость», которая означает созвучие ментальных структур и основных

духовных ценностей, присутствующих в обеих культурах. Она выражает совпадение архетипических элементов и основных принципов, на которых базируется каждая культура [9]. Культурная совместимость играет важную роль в создании гармоничного культурного взаимодействия между Россией и Китаем. В контексте скульптуры, культурная совместимость может проявляться в использовании общих символов, тематик и техник, которые являются значимыми и понятными для обеих культур. По результатам исследования П.В. Якупова у китайского и русского этносов обнаруживаются такие схожие качества, как терпение и превозмогание себя, готовность выносить страдания, которые преподносит судьба; коллективизм [17]. Наличие данных сходств сделало возможным процесс плодотворной интеграции в области скульптуры между Россией и Китаем. В Китае, начиная с середины XIX века, происходили культурные и политические изменения, китайский народ стремился к достижению целей через борьбу и преодоление трудностей, искусство советской России соответствовало духовным потребностям китайского народа на том историческом этапе. И российскому и китайскому искусству городской скульптуры присущи такие образы, соответствующие схожим качествам:

1. Образы героев, символизирующие преодоление и героическую борьбу с препятствиями.

2. Благопожелательные символы.

3. Принципы формообразования.

В городской скульптуре Китая образы героев представлены как в образе самого известного подвижника Конфуция, так и в образах революционеров, борцов за равноправие, политических и военных лидеров, легендарных фигур, литературных персонажей отражающих представления общества о носителях различных героических черт. Например, изображения народных героев на восьми барельефах Памятника народным героям на площади Тяньаньмынь в Пекине. В китайской культуре важными являются образ благородного мужа цзюньцзы и менее изученный образ идеальной матери Муи [13, 11]. Образ цзюньцзы отражается в различных изображениях героев, таких как Лэй Фэн, а также участников восстаний и боевых событий, которые пали за процветание китайского народа [7]. В российской городской скульптуре схожими качествами обладают образы православных мучеников и героев второй мировой войны. Образы символа благородства и героев воплощают исконные ценности российской культуры, такие скульптуры также можно увидеть в российских городах. Например, монумент героическим защитникам Ленинграда на Московском проспекте в Санкт-Петербурге. Доблесть, мудрость, сила, величие выражаются через художественные приемы и символику. Образы героев в городской скульптуре Китая и России служат не только источником вдохновения и гордости для китайского и российского народов, но и являются важной частью национального наследия и процесса формирования культурного самосознания.

В китайском искусстве скульптуры широко используются традиционные символы, направленные

на обеспечение удачи и благополучия, что соответствует целям российского традиционного искусства, связанным с защитой и благополучием. В китайской и российской культуре присутствуют такие исконные ценности, как материнство, благоденствие, храбрость и преодоление трудностей [8,13]. Городская среда Китая отражает эти ценности через религиозные, социалистические и садово-парковые скульптуры, посвященные материнству. Этот факт позволяет процессу творческой интеграции между искусством ваяния России и Китая быть плодотворным.

Б.Ш. Шмониевский исследует образ льва в изобразительном искусстве Китая как связующее звено между Востоком и Западом [16]. Львы имеют связующее значение между Востоком и Западом в изобразительном искусстве Китая, играют важную роль в российской культуре. Создание скульптур охраняющих львов является значимой частью китайской культуры, с более чем двухтысячелетней историей, а в России они стали символом государственной мощи и власти, устанавливаясь у входов важных зданий. В 1907 году из Маньчжурии в Петербург были доставлены статуи львов «Ши-цза» из гранита. Изначально предназначенные для кумирни в Гирине, они были подарены генерал-губернатору Н.И. Гродекову, который передал их в Петербург. Установку скульптур осуществил архитектор Л.Н. Бенуа. Это стало знаковым событием культурной интеграции между Россией и Китаем. Сегодня две статуи львов, стоящие на набережной, представляют собой важный элемент китайской культуры в современном Петербурге [10]. Скульптуры львов, выполненные в различных стилях и из разных материалов, до сих пор олицетворяют силу, могущество и защиту.

Кроме общих тем, можно определить общие принципы формообразования в современной скульптуре Китая и России, которые включают принцип нематериальной вещественности (метод, при котором свет, звук, видео являются объектом искусства), принцип использования готовой формы, принцип абстрактно-концептуального формообразования, принцип адаптации традиционной формы [6]. Эти общие принципы объединяют разные школы и традиции, сохраняя уникальность национальных школ скульптуры.

В 2003 году в честь трехсотлетия Петербурга правительство Шанхая подарило Санкт-Петербургу уменьшенную копию сада Юй Юань, известного как «Сад дружбы», который был установлен в средней части Литейного проспекта и стал знаковым местом китайской культуры в центре Петербурге. В саду высажены сосны, ивы, яблони и дерево сакуры, расположены различные элементы, включая пагоду дружбы, две скульптурные фигуры львов, фонтан, искусственный пруд, каменный мост и декоративные камни из озера Тайху в Китае [10].

В современном контексте невозможно выделить превалирующую культуру, и это явление можно объяснить влиянием глобализации. Однако стоит отметить, что как Китай, так и Россия, несмотря на события XX века, которые существенно повлияли на

оба государства, они сохранили свою культурную самостоятельность относительно Запада [10].

Современная китайская скульптура сталкивается с важным вопросом о своих культурных корнях и о способе собственного развития в контексте мирового искусства. Внешнее заимствование элементов не обеспечивает полного понимания и освоения сущности философии искусства. На XIX съезде КПК было заявлено о начале новой эры в строительстве социализма с китайской спецификой. В эту новую эпоху современное искусство скульптуры должно отвечать новым высоким требованиям, возникающим в результате глобализации, информатизации и культурно-художественного разнообразия. Современная скульптура должна быть новым видом искусства, соответствующим духовному содержанию и практическим мерам новой эпохи. Китайская скульптура должна активно участвовать в глобальных процессах скульптурного развития, сочетая сохранение самобытной китайской культурной традиции с восприятием вдохновения и стимулов от Запада. Исследование процесса создания себя современной китайской скульптурой в новую эпоху имеет особое значение. В искусстве скульптуры национально-культурный аспект играет важную роль, поскольку национальная самобытность в культуре и искусстве является неотъемлемым условием их существования. Это позволяет представить национальное искусство на мировой арене в качестве уникального и самобытного, а также осуществлять взаимовыгодный обмен с другими народами. Национально-культурный аспект придает искусству скульптуры особую ценность и значимость, позволяя сохранить и раскрыть уникальные черты культурного наследия и традиций народа [18, 19, 20].

Современная ситуация активного развития информационных технологий влияет на процессы интеграции и дифференциации в области искусства между Россией и Китаем в области городской скульптуры. Художники и скульпторы из России и Китая могут легче обмениваться идеями и техниками, изучать работы других художников, принимать участие в международных выставках и фестивалях (которых проводится очень много, как в России, так и в Китае), где они могут взаимодействовать и вдохновляться произведениями других скульпторов.

Выводы

Были выявлены общие черты и уникальные особенности скульптурных традиций каждой страны, а также влияние внешних культурных факторов на эволюцию городской скульптуры. Результаты исследования указывают на то, что интеграция и дифференциация в сфере городской скульптуры между Россией и Китаем происходят под влиянием множества факторов, включая историческое наследие, социокультурные особенности, технологический прогресс и взаимодействие с другими культурами. Были выявлены общие черты и уникальные особенности скульптурных традиций каждой страны, а также влияние внешних культурных факторов на эволюцию городской скульптуры.

О *

О X

о

3 *

8)

с т

■и о

5

т

о а г

о т

09 8)

На основании представленных данных можно сделать следующие научно обоснованные выводы:

В контексте исторического развития и взаимодействия культурной традиции искусства ваяния в России и Китае наблюдается периодическая смена процессов интеграции и дифференциации. Эти процессы неизбежно чередуются, влияя на развитие городской скульптуры обеих стран.

В ходе интеграционных процессов возникают противоречия между культурными традициями России и Китая. Изучение и анализ этих различий и характеристик искусства скульптуры каждой страны позволяет более глубоко понять их особенности.

При углублении дифференциации наблюдается усиление стремления к интеграции и взаимообогащению. Это связано с привлекательностью взаимодействия и возможностью обмена между различными культурными традициями.

Длительный дефицит интеграционных процессов может привести к замедлению развития искусства скульптуры, ограничению новых идей и перспектив, что может негативно отразиться на развитии искусства ваяния.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие научно обоснованные утверждения о условиях успешной интеграции между искусством ваяния России и Китая:

Добровольность культурной интеграции. Успешная интеграция в области искусства ваяния между Россией и Китаем требует добровольного согласия и желания обеих сторон участвовать в процессе интеграции. Отсутствие принуждения способствует более гармоничному и продуктивному взаимодействию.

Целенаправленное заимствование опыта другой культуры. Важным условием успешной интеграции является активное изучение и заимствование опыта искусства ваяния другой культуры. Взаимное обмен и проникновение идей, техник и традиций способствуют обогащению и развитию обоих искусств.

Наличие сложившихся культурно-цивилизацион-ных особенностей искусства. Успешная интеграция требует наличия у обеих культур уникальных и сложившихся особенностей в области искусства ваяния. Эти особенности вносят вклад в формирование национальных школ скульптуры и создают основу для дальнейшей интеграции.

Наличие единых глубинных ценностных оснований искусства ваяния России и Китая. Успешная интеграция возможна при наличии общих ценностей, философии и мировоззрения в области искусства скульптуры.

Результаты процесса интеграции между искусством ваяния России и Китая можно охарактеризовать следующим образом:

Активизация процессов развития искусства скульптуры в целом. В результате сравнения и взаимного влияния возникает поиск новых форм выражения идей, появляются новые свойства и качества (<) скульптур.

^ Выявление общих аксиологических оснований

сч культур двух стран, общих ценностей и мировоззре-ю ния. Это укрепляет взаимопонимание и обогащение 2 между искусствами обеих стран.

Популяризация искусства скульптуры, повышение значимости городской скульптуры в обществе и усиливает ее влияние на сохранение и формирование культурных ценностей.

Повышение заинтересованности государства, поддержка на государственном уровне, что способствует улучшению условий для развития этого искусства, улучшение материальных условий, использование качественных материалов и инструментов, а также повышение уровня скульптур, установленных в городах, что в конечном итоге приводит к улучшению городской среды.

Литература

1. Анисимов Н.О., Туркина В.Г., Калинина Г.Н. Аксиология и границы идентичности городской среды: культурно-антропологическая перспектива. Наука. Искусство. Культура. № 3 (35), 2022. - С. 513.

2. Асоян Ю.А. Теория художественных пространств В.А. Фаворского и П.А. Флоренского (1920-е годы). Вестник культурологии. № 1 (68), 2014. - С. 42-66.

3. Бетильмерзаева М.М. Дифференциация и интеграция в контексте культуры. Дискуссия. № 2-3, 2011. - С. 38-43.

4. Власова О.М. Пермская деревянная скульптура древнерусской традиции. Вестник Челябинского государственного университета №. 13, 2011. -С. 159-165.

5. Горобец Л.А. Взаимодействие культур России и Китая: проблема культурной совместимости. Вестник Челябинского государственного университета. № 18 (272), 2012. - С. 12-17.

6. Ибрагимова А.Ф. Принципы формообразования современной городской скульптуры. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. № 1, 2018. - С. 93-97.

7. Лю Юйцзю. Становление монументальной скульптуры России и Китая. Общество: философия, история, культура. № 3 (95), 2022. - С. 202-206.

8. Мартынова Н.В. К вопросу изучения феномена благопожелательных изображений в традиционном искусстве Китая. The Scientific Heritage. № 422 (42), 2019. - С. 3-7.

9. Медведев, А.В. Взаимодействие культур : проблема культурной совместимости // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие : от прошлого к будущему» : (Программа) : тез. докл. и сообщ. СПб. : ЭЙДОС : Астерион, 2008. - С. 299.

10. Никифорова Лариса Викторовна. "Китайская тема в современном художественном пространстве Санкт-Петербурга" Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 4 (49), 2018. - С. 83-87.

11.Олихова Е.О. Образ матери в традиционной китайской культуре : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Олихова Екатерина Олеговна; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т]. - Москва, 2012. - 24 с.

12.Сунь Лунбэнь. Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Сунь

Лунбэнь; [Место защиты: С.-Петерб. гос. худо-жеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица]. - Санкт-Петербург, 2009. - 24 с.

13.Сюй М.В. "Синтагматическая классификация китайской символики" Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 3, 2011. - С. 120-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.У Вэй. Влияние советских деятелей искусств на развитие скульптуры соцреализма в КНР. Университетский научный журнал. № 59, 2020. - С. 122131.

15. Чжо Госэнь. Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетиче-ских традиций: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2009. - 175 с.

16.Шмониевский Б.Ш. Образ льва в изобразительном искусстве Китая: связующее звено между Востоком и Западом (от Хань до Цин). Вестник культурологии, № 3 (70), 2014. - С. 146-153.

17.Якупов П.В. Психологические характеристики, особенности общей культуры, а также сходства и различия деловой культуры русского и китайского этносов // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-osobennosti-obschey-kultury-a-takzhe-shodstva-i-razlichiya-delovoy-kultury-russkogo-i-kitayskogo (дата обращения: 05.05.2023).

18.Sun, Zhenhua. 2005. Chinese Methods of Sculptural Art. Literary and Artistic Research. № 6. -С.115.

19. Mao H. The Influence of Soviet Realism School on Chinese Art //Journal of Global Humanities and Social Sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 66-68.

20.Xiao W. Chinese sculpture in the new era //texts. Foundation privee Maison Burganov. - 2021. - Т. 17. -№. 4. - С. 71-76.

21.Zhang Jinghua. Focus on the future development of the "Belt and Road" and strengthen cultural and artistic exchanges between China and Russia. China Culture News. 2017-12-06 (004). (In Chinese)

Urban Sculpture of China and Russia: processes of intercultural

integration and differentiation Wang Yan

Dalian Academy of Arts

To identify the patterns of integration and differentiation between Russia and China in the field of urban sculpture, an analysis of modern examples of urban sculpture in both countries was carried out, the historical context of the development of sculptural traditions was considered. Various methods were used to analyze cultural interaction. Firstly, a systematic approach was applied, which made it possible to consider urban sculpture as a complex system consisting of interrelated elements, including artistic, socio-cultural and environmental aspects. This approach made it possible to identify the influence of cultural factors on the development trends of urban sculpture. Secondly, the study used an axiological approach, which made it possible to identify the common value foundations of the art of

sculpture in Russia and China, as well as their differences, taking into account the perception and interpretation of sculptural works. The common features and unique features of the sculptural traditions of each country were identified, as well as the influence of external cultural factors on the evolution of urban sculpture. The relevance of the research results is determined by the weak development of this topic in Russian-language scientific publications. The results of the study indicate that integration and differentiation in the field of urban sculpture between Russia and China are influenced by many factors, including historical heritage, socio-cultural characteristics, technological progress and interaction with other cultures. Keywords: sculpture art, Russian sculpture, Chinese sculpture, cultural integration, cultural differentiation, urban sculpture, monumental sculpture. References

1. Anisimov N.O., Turkina V.G., Kalinina G.N. Axiology and boundaries of the

identity of the urban environment: a cultural and anthropological perspective. The science. Art. Culture. No. 3 (35), 2022. - P. 5-13.

2. Asoyan Yu.A. Theory of artistic spaces V.A. Favorsky and P.A. Florensky

(1920s). Bulletin of cultural studies. No. 1 (68), 2014. - P. 42-66.

3. Betilmerzaeva M.M. Differentiation and integration in the context of culture.

Discussion. No. 2-3, 2011. - S. 38-43.

4. Vlasova O.M. Perm wooden sculpture of the Old Russian tradition. Bulletin of

the Chelyabinsk State University no. 13, 2011. - P. 159-165.

5. Gorobets L.A. Interaction of cultures of Russia and China: the problem of

cultural compatibility. Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 18 (272), 2012. - P. 12-17.

6. Ibragimova A.F. Principles of shaping modern urban sculpture. Bulletin of the

Kazan State University of Culture and Arts. No. 1, 2018. - P. 93-97.

7. Liu Yujiu. Formation of monumental sculpture in Russia and China. Society:

philosophy, history, culture. No. 3 (95), 2022. - S. 202-206.

8. Martynova N.V. On the issue of studying the phenomenon of auspicious

images in the traditional art of China. The Scientific Heritage. No. 42-2 (42), 2019. - P. 3-7.

9. Medvedev, A.V. Interaction of cultures: the problem of cultural compatibility //

Second Russian Cultural Congress with international participation "Cultural diversity: from the past to the future": (Program): abstract. report and message SPb. : EIDOS : Asterion, 2008. - S. 299.

10. Nikiforova Larisa Viktorovna. "The Chinese Theme in the Contemporary Art Space of St. Petersburg" Society. Wednesday. Development (Terra Humana). No. 4 (49), 2018. - P. 83-87.

11. Olikhova E.O. The image of the mother in traditional Chinese culture: Abstract of the thesis. ... candidate of philosophical sciences: 24.00.01 / Olikhova Ekaterina Olegovna; [Place of protection: Mosk. state linguist. university]. - Moscow, 2012. - 24 p.

12. Sun Longben. Modern trends in the development of environmental sculpture

in China: Abstract of the thesis. ... Candidate of Art History: 17.00.04 / Sun Longben; [Place of protection: St. Petersburg. state art.-prom. acad. them. A.L. Stieglitz]. - St. Petersburg, 2009. - 24 p.

13. Xu M.V. "Syntagmatic Classification of Chinese Symbols" Society. Wednesday. Development (Terra Humana). No. 3, 2011. - P. 120-123.

14. Wu Wei. The influence of Soviet artists on the development of socialist realism sculpture in China. University Scientific Journal. No. 59, 2020. - P. 122-131.

15. Zhuo Guosen. Modern Chinese Sculpture in the Light of National Philosophical and Aesthetic Traditions: dis. Candidate of Art History: 17.00.09 - Theory and History of Art. Saint Petersburg. 2009. - 175 p.

16. Shmonievskiy B.Sh. The image of a lion in the fine arts of China: a link between East and West (from Han to Qing). Bulletin of Cultural Studies, No. 3 (70), 2014. - P. 146-153.

17. Yakupov P.V. Psychological characteristics, features of the general culture,

as well as similarities and differences in the business culture of the Russian and Chinese ethnic groups // World of Science. Pedagogy and psychology. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-osobennosti-obschey-kultury-a-takzhe-shodstva-i-razlichiya-delovoy-kultury-russkogo-i-kitayskogo (Date of access: 05/05/2023 ).

18. Sun, Zhenhua. 2005. Chinese Methods of Sculptural Art. Literary and Artistic

Research. No. 6. - P.115.

19. Mao H. The Influence of Soviet Realism School on Chinese Art // Journal of

Global Humanities and Social Sciences. - 2022. - Vol. 3. - No. 3. - S. 6668.

20. Xiao W. Chinese sculpture in the new era //texts. Foundation privee Maison

Burganov. - 2021. - T. 17. - No. 4. - S. 71-76.

21. Zhang Jinghua. Focus on the future development of the "Belt and Road" and strengthen cultural and artistic exchanges between China and Russia. China Culture News. 2017-12-06 (004). (In Chinese)

О *

о

X

о

3

s *

8)

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.