Люй Цзюньнань ©
Аспирант, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
имени А.Л. Штиглица
СПЕЦИФИКА КИТАЙСКОГО ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация
В статье анализируются теоретические и практические аспекты современного китайского ландшафтного искусства, в частности скульптуры. Исследуется уровень влияния китайской культурной традиции на современное искусство, определяются критерии значимости произведений ландшафтной скульптуры, созданных в Китае в последние десятилетия.
Ключевые слова: современное искусство, китайское искусство, ландшафтная скульптура, парковая скульптура.
Keywords: modern art, Chinese art, landscape sculpture, park sculpture.
В современном садово-парковом искусстве посредством различных инструментов создается необычный привлекательный ландшафт, вписанный в ограниченное пространство парка. На протяжении мировой истории скульптура была отражением культуры ее создателя, при этом обогащая человеческую культуру и обладая воспитательной функцией. Народ Китая, с его глубокими культурными традициями, издавна развивал диапазон традиционных источников в искусстве, что явилось важной движущей силой в развитии современной парковой скульптуры этой страны.
В парке, если говорить в целом, воплощается гармоничное сочетание созданных человеком элементов и природного ландшафта, вписанного в ограниченное пространство и отвечающее эстетическим потребностям человека. Парковая скульптура является видом пространственного искусства, проявляющим себя на стыке живописи и архитектуры, где, при этом, важнейшим элементом является окружающий пейзаж. Если обратиться к лучшим образцам мировой скульптуры, станет очевидно, что она отражает идеологию, нравы и обычаи времени ее создания. Для китайского народа с его глубокими культурными традициями это особенно актуально [1]. Заметим, что в традиционном китайском садово-парковом искусстве скульптура понималась чаще всего как элемент декорации окружающего пространства. В дальнейшем, однако, скульптура перестает быть просто частью украшения парка, становясь равноправной частью пространства, органично вписываясь в него и при этом создавая принципиально новый пейзаж, смещая зрительный центр парка на его «внутренние формы» [2, 117].
Говоря о новейших тенденциях в современной скульптуре, в качестве одной из основных ее идей необходимо выделить акцентировку социальной направленности, или социальной функции. Каким образом это может происходить? Скульптура является стереоскопическим изображением, которое посредством зрительного восприятия воздействует на наше сознание, независимо от того является ли она только декоративным элементом или самостоятельным произведением искусства. В последние несколько десятилетий во многих странах, в том числе и в Китае, наблюдается тенденция, когда искусство скульптуры все более сближается с публикой, в чем есть несомненно позитивная черта, связанная с решением задач культурного развития общества.
Китайское традиционное искусство всегда стремилось к выражению единства материального и духовного. Через форму оно выражало сущность, воплощая единение
© Люй Цзюньнань, 2016 г.
внешней формы и внутреннего содержания. Особое внимание уделялось понятиям Инь-Ян и Великого предела, жизненности замысла и манеры исполнения, одухотворенности, ощущению времени и пространства, а также переплетению чувств и образов, отражению мыслей и переживаний в рамках заданной темы. Здесь необходимо вспомнить принципы «Цзиндао суйцзи», «Инь цзинь эр чэн» и «Дэши суйсин». Согласно первому из них, не должно существовать одного определенного образца идеального пейзажа. Второй говорит о том, что форма рождается согласно окружающей природной среде, а третий предписывает в создании формы следовать чувственному восприятию. Эти принципы имеют значение и для новейшего этапа эволюции китайской парковой скульптуры.
В отличие от западноевропейской и американской скульптуры последних десятилетий, китайское объемно-пластическое искусство во многом сохранило глубинные основы традиционного подхода в отношении к художественной культуре. В то же время, нельзя сказать, что Китай оставался в стороне от актуальных явлений, связанных с реформированием представлений об эстетике садов и парков и формированием новых, альтернативный версий парковой скульптуры. В особенности это очевидно, если рассматривать примеры, связанные с китайским искусством 1990-х — 2000-х гг., когда в культуре этой страны наметились определенные изменения в сторону большей открытости остальному миру. Но все же будет справедливо выявить в первую очередь те характеристики парковой скульптуры современного Китая, где в большей степени проявляют себя черты традиционности.
Китайская традиционная культура превозносит единение человека и природы, гармонию тела и духа, романтическую идею величия духа. Лаоцзы говорил: «Человек подчиняется Земле, Земля подчинятся Небу, Небо подчиняется Дао, а Дао подчиняется Природе». Это представление определяет китайское эстетическое восприятие, основанное на почитании природы. В садово-парковом искусстве скульптура по содержанию должна еще более соответствовать этой эстетической традиции, ведь образ и форма должны появиться из природы, но силами скульптора — превзойти ее. Таков, к примеру, характер резьбы по камню в захоронении Хо Цюйбина (генерал династии Хань, боровшийся с сюнну), здесь форма была продиктована материалом, породила идею, которая легла в основу строительства. Скульптор в полной мере использовал естественную форму каменной поверхности, применяя идею безыскусственности, достигнув, таким образом, выдающегося результата при небольшой затрате сил.
Характерной чертой китайского традиционного искусства является иносказательность: «Чувство внутри идеи, идея не высказана, скрытый смысл неистощим, что порождает совершенство сущности» [3, 223]. Эта концепция тесно связана с характером, бытом, философской идеологией, этическими установками народа Китая. Китайская древняя скульптура по восприятию отличается от хорошо понятной с первого взгляда западной классической скульптуры, в ней как будто что-то сокрыто, она содержит неисчерпаемый, трансцендентальный внутренний смысл. К примеру, терракотовая армия в гробнице императора Цинь Шихуана, погребальные статуэтки эпох Хань и Тан, изображающие поющих и танцующих женщин, — все они обладают этой специфической особенностью.
В китайском традиционном искусстве также постоянно использовались символ, аллегория, олицетворение, гипербола, и другие средства, с помощью которых художник мог выразить идею. Китайская цивилизация имеет долгую и богатую историю, благодаря чему ресурс духовной культуры в ней практически не исчерпаем, а поле применения традиций в искусстве — не ограничено. В искусстве вообще важна символичность, которая выражается не в погоне за образом, но в выражении смысла, тем более что в Китае давно сложилась общепринятая система символов, понятная каждому человеку — носителю культуры. К примеру, в обозначении счастливого предзнаменования зачастую используется следующие образы: феникс символизирует богатство, пожелание счастья и благополучия, с фениксом также ассоциируется чувство любви; белый журавль символизирует чистоту и благородство,
целомудрие и долгоденствие; цветок пиона обозначает богатство и процветание; гибискус символизирует изящность и т. д.
В некоторых городах и сельских поселениях Китая происходили важные исторические события или же возникали красивые легенды — в этих местах в последние несколько десятилетий часто устанавливались памятные стелы, либо воздвигались парки со скульптурными ансамблями. Созданные из дерева или из камня, эти произведения способны пробуждать интерес к жизни прошлых поколений, ностальгию и благоговение перед ней, тем самым наполняя скульптуру мощной жизненной силой. Таков скульптурный ансамбль «Герои революции в горах Лэшань» в Чунцине, памятник «Мать» на берегу Хуанхэ в Ланьчжоу и многие другие замечательные монументы. Среди них нет таких, где не переплетались бы чувства и образы, не отражались бы мысли и переживания. Здесь в полной мере использованы особенности окружающего ландшафта, дающие возможность всесторонне раскрыть внутреннее содержание скульптуры.
Произведения, размещенные в современных скульптурных садах или парках, не являются традиционными образцами садово-парковой скульптуры — фонтанами или жанровой пластикой — из-за своего самодостаточного характера. Природа для них — идеальное выставочное пространство, создающее наилучшие условия для восприятия пластического объема. В этом смысле традиция скульптурного парка сближается с тем методом размещения скульптуры, который стал характерен во второй половине столетия для пластики, устанавливаемой в архитектурной среде. Необходимо также заметить, что скульптурный сад или парк не был единственным местом контакта скульптуры и природы. Во-первых, продолжали создаваться фигуративные монументально-декоративные скульптуры для украшения, в основном, старых парков. Во-вторых, природная составляющая использовалась и в самих произведениях (речь идет, прежде всего, о воде и о новой форме скульптуры-фонтана) [4]. К тому же, непосредственной связью с природой характеризовались такие направления, как энвайронментал-арт и лэнд-арт, относящиеся уже к качественно иному типу скульптуры [5].
Садово-парковое искусство издавна является важной составляющей художественной и бытовой культуры Китая. В ходе своего многовекового развития этот уникальный вид искусства выполнял важную роль в культуре воспитания человека. Китайский сад — это комплексная модель мира, реализующая космологическую программу древней культуры. Памятники садово-паркового искусства являются особой знаковой системой, дающей, наряду с классическими текстами, богатый материал для сравнительного изучения базовых принципов китайской культуры. Эстетические принципы, лежащие в основе построения садово-парковых композиций, теснейшим образом связаны с мировоззренческой традицией древнего и средневекового Китая. Сложившаяся в тот период концепция видения мира получила дальнейшее развитие в последующие века, вплоть до настоящего времени. Отсутствие смены культурных парадигм в Китае обеспечило непрерывность традиции садово-паркового искусства.
Китайское садово-парковое искусство (и парковая скульптура в частности) оказало большое влияние на ландшафтное искусство и формирование общей бытовой культуры в Корее, Вьетнаме и Японии. Вместе с тем, различия онтологических структур определили иную направленность культурного и эстетического развития национальных традиций садово-паркового искусства в разных станах. Феномен садово-паркового искусства Китая воспроизводим лишь в тесной взаимосвязи со всей его культурной традицией. Вне ее параметров китайское ландшафтное искусство не функционирует во всей своей полноте.
Оценивая своеобразие современной китайской парковой скульптуры в объективном контексте, можно с уверенностью сказать, что она продолжает сохранять индивидуальность. Опираясь в замысле на концепцию «единства человека и природы», нельзя при этом слепо копировать символы традиционного искусства. В основе языка искусства скульптуры лежит стремление вызвать отклик на современное положение общества и современную культуру. Произведения искусства, пропитанные блестящей духовной культурой Китая, должны
привести к полному осознанию качественно нового, более значимого творчества, воплощая характер народов Востока. Язык современного искусства должен охватить содержание насчитывающей несколько тысяч лет китайской культуры, приведя парковую скульптуру к необходимости опираться как на классическое китайское искусство, так и на современное мировое садово-парковое искусство.
Литература
1. Люй Цзюньнань — Художественное своеобразие современной парковой скульптуры Китая // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(49). — Новосибирск: СибАК, 2015. — С. 49—53.
2. Люй Цзюньнань — Художественно-практические закономерности городской и ландшафтной скульптуры: опыт аналитического размышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2016. № 3-1 (65). — С. 116—119.
3. Clunas C. Art in China. — Oxford, 2009. — 276 p.
4. А. О. Котломанов — Паблик-арт: страницы истории. Британские парки скульптуры второй половины XX века // Вестник СПбГУ. Сер. 15, Искусствоведение. — 2014. — Вып. 1. — С. 97— 106.
5. А. О. Котломанов — Паблик-арт: страницы истории. Искусство в контексте природы и природа в контексте искусства // Вестник СПбГУ. Сер. 15, Искусствоведение. — 2015. — Вып. 2. — С. 75—86.