Научная статья на тему 'ГОРОДИЩЕ «НИЖНИЙ ДЖУЛАТ» В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ'

ГОРОДИЩЕ «НИЖНИЙ ДЖУЛАТ» В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / «НИЖНИЙ ДЖУЛАТ» ИЛИ МАГАС / «ВЕЛИКАЯ ЗАМЯТНЯ» НА СЕРНОМ КАВКАЗЕ / ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ НУМИЗМАТИКА / ГОРОД И «ОБЛАСТЬ ДЖУЛАД» / СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ И СКЛЕП ПОД ЕЕ ПОЛОМ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ / ЭМИР ТИМУР И ЕГО ПОХОД 1395 Г

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нарожный Евгений Иванович

Недавняя публикация монографии о Маджаре и «Нижнем Джулате» все же не реализовала всех имевшихся возможностей. Неучтенный археологический материал и возможности иной атрибуции некоторых стратиграфических данных демонстрируют искусственное и порой ошибочное происхождение названия городища как «Нижнего Джулата». Речь может идти об остатках раннесредневековой столицы Алании - городе Магасе. Восстановленный к ХIV веку, город становится крупным административно-религиозным центром не только с Соборной мечетью со склепом под ее полом и мусульманским кладбищем вокруг нее. Несколько предметов христианского культа, вероятно, указывают и на существование здесь когда-то церкви и христианской общины. В годы «Великой замятни» на месте срытых в конце 1230-1240 годов фортификационных сооружений в городе строится стена из сырцового кирпича. Существующие данные о материальной культуре города дополняются сведениями о ранее неизвестных монетных находках, фрагментах селадонового и штампованного сосудов, светильнике и аптекарской ступке из латуни и пр. После похода Тимура в 1395 году городище просуществовало до более позднего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нарожный Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIZHNY JULAT SETTLEMENT IN KABARDINO-BALKARIA

The recent publication of a monograph about Majar and Nizhny Julat did not reflect all available possibilities. The overlooked archaeological material and the possibility of other attribution of particular stratigraphic data demonstrate the artificial and at times erroneous origin of the name of the settlement as Nizhny Julat. One can consider the remains of the early medieval capital of Alanya - the city of Magas. Restored by the 14th century, the city became a major administrative and religious center not only with the Cathedral Mosque with a crypt under its floor and a Muslim cemetery around it. Several objects of Christian worship probably also indicate the existence of a church and a Christian community. During the years of the ‘Great Turmoil’, a wall of mud brick was built in the city at the site of fortifications demolished at the end of 1230-1240. The existing data on the material culture of the city are supplemented with information about previously unknown coin finds, fragments of celadon and stamped vessels, a lamp, an apothecary mortar made of brass, etc. The settlement existed until a later period after Timur's campaign of 1395.

Текст научной работы на тему «ГОРОДИЩЕ «НИЖНИЙ ДЖУЛАТ» В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ»

УДК 902/904 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2022.4.136.146

ГОРОДИЩЕ «НИЖНИЙ ДЖУЛАТ» В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

© 2022 г. Е.И. Нарожный

Недавняя публикация монографии о Маджаре и «Нижнем Джулате» все же не реализовала всех имевшихся возможностей. Неучтенный археологический материал и возможности иной атрибуции некоторых стратиграфических данных демонстрируют искусственное и порой ошибочное происхождение названия городища как «Нижнего Джулата». Речь может идти об остатках раннесредневековой столицы Алании - городе Магасе. Восстановленный к Х1У веку, город становится крупным административно-религиозным центром не только с Соборной мечетью со склепом под ее полом и мусульманским кладбищем вокруг нее. Несколько предметов христианского культа, вероятно, указывают и на существование здесь когда-то церкви и христианской общины. В годы «Великой замятни» на месте срытых в конце 1230-1240 годов фортификационных сооружений в городе строится стена из сырцового кирпича. Существующие данные о материальной культуре города дополняются сведениями о ранее неизвестных монетных находках, фрагментах селадонового и штампованного сосудов, светильнике и аптекарской ступке из латуни и пр. После похода Тимура в 1395 году городище просуществовало до более позднего времени.

Ключевые слова: Золотая Орда, Северный Кавказ, «Нижний Джулат» или Магас, «Великая замятня» на Серном Кавказе, золотоордынская нумизматика, город и «область Джулад», Соборная мечеть и склеп под ее полом, металлические кресты, эмир Тимур и его поход 1395 г.

NIZHNY JULAT SETTLEMENT IN KABARDINO-BALKARIA

E.I. Narozhny

The recent publication of a monograph about Majar and Nizhny Julat did not reflect all available possibilities. The overlooked archaeological material and the possibility of other attribution of particular stratigraphie data demonstrate the artificial and at times erroneous origin of the name of the settlement as Nizhny Julat. One can consider the remains of the early medieval capital of Alanya - the city of Magas. Restored by the 14th century, the city became a major administrative and religious center not only with the Cathedral Mosque with a crypt under its floor and a Muslim cemetery around it. Several objects of Christian worship probably also indicate the existence of a church and a Christian community. During the years of the 'Great Turmoil', a wall of mud brick was built in the city at the site of fortifications demolished at the end of 1230-1240. The existing data on the material culture of the city are supplemented with information about previously unknown coin finds, fragments of celadon and stamped vessels, a lamp, an apothecary mortar made of brass, etc. The settlement existed until a later period after Timur's campaign of 1395.

Keywords: the Golden Horde, North Caucasus, Nizhny Julat or Magas, 'Great Turmoil' in the North Caucasus, Golden Horde numismatics, city and 'region of Julad', Cathedral mosque and crypt under its floor, metal crosses, Emir Timur and his campaign of 1395.

Новые монографии о золотоордынских городах Северного Кавказа - Маджаре, «Нижнем Джулате» (Маджар, 2015) и «Верхнем Джулате»-«Дедякове»-«Татартупе» (Кузнецов, 2003; 2014) - дали повод для нового обращения к истории «Нижнего Джулата» в КБР. Е.И. Крупновым (1947 г.), Г.И.Ионе (1962-1963 гг.) и И.М.Чеченовым (19661967гг.) (Чеченов, 1967, с. 192-227; 1968. с. 128-150) была открыта соборная мечеть (Чеченов, Зиливинская, 1999, с. 201-211) с подземным склепом под ее полом1 (Зиливин-ская, Чеченов, 2004, с. 138-160) и 5 захоронениями в нем (Нарожный, 1988, с. 159-172); рядом с мечетью обнаружен мусульманский некрополь Х1У в. (Чеченов, Зиливинская,

1999, с. 201-211). Книга 2015 г. незначительно обновила археологические материалы с городища (Маджар, 2015, с. 109-180), но совсем не исчерпала всех имевшихся возможностей, не учла новых публикаций, наблюдений других коллег, иных артефактов. Говоря о происхождении названия городища, авторы книги считают, что «Ю.Клапрот первым связал область Джулат письменных источников (Шами и Йезди - Е.Н.) с городищем Нижний Джулат» (Маджар, 2015, с. 110), но следует учитывать, что во многих сведениях Клапрота видят очевидные «заимствования» из текстов его предшественника И.А. Гиль-денштедта (Чикобава, 1982, с. 229) и, видимо, не только у него. Клапрот был знаком и

Рис. 1. Подъемный материал с городища «Нижний Джулат» - Магас» 1-2 - поливные сосудики»; 3 - латунная аптекарская ступка; 4-5 - железные пластинчатые кресты «кавказско-

византийского» или «византийского типа»; 6 - латунный светильник. (1-2,4,6 - из фондов Национального краеведческого музея КБР; 3-5 - из «коллекции И.М. Мизиева»). 4 - «сборы Г.И.Ионе», по: Ложкин, Малахов,

1996; 6- сборы М.И. Ермоленко. Fig. 1. Excavated material from "Nizhny Dzhulat - Magas" settlement 1-2 - small glazed vessels; 3 - brass pharmaceutical mortar; 4-5 - iron plated crosses of the "Caucasian-Byzantine" or "Byzantine" type; 6 - brass lamp. (1-2,4,6 - from the funds of the National Museum of Kabardino-Balkarian Republic; 3-5 - materials from the "I.M. Miziev's collection"). 4 - "material collected by G.I. Ione", after: Lozhkin, Malakhov,

1996; 6 - material collected by M.I. Ermolenko.

с Х.М. Френом, называя его «другом моим»; Х.М.Френ определял ему коллекцию монет из Маджара (Нарожный, Нарожная, 2012, с. 94-103). Несмотря на более раннюю датировку идентификации Клапротом исторического «Джулата» с интересующим нас городищем на Тереке, именно Х.М. Френ опубликовал свой список монетных дворов Золотой Орды, основываясь на собственном прочтении монетных легенд. Среди них был и монетный двор «Джюллад»2, локализованный

нумизматом «в Малой Кабарде, на правом берегу р. Терека, от коего остались еще незначительные развалины»3 (Френ, 1832, с. 43). В 1834 г. «версию Клапрота» о Джулате разделил и офицер Генштаба Отдельного Кавказского корпуса И. Бларамберг (Бларам-берг, 1992, с. 130-132), предложив разделять известные на то время сведения между двумя близко расположенными на Тереке безымянными городищами ХШ-ХГУвв.: первое городище (Северная Осетия4) стало «Верх-

ним Джулатом»; второе, находившееся чуть ниже него по течению Терека стало «Нижним Джулатом» (Бларамберг, 1992, с. 130-132). Эта, по оценке Х.М. Мамаева, «наукообразная путаница» с обоими Джулатами не преодолена до сих пор5. С округой «Нижнего Джула-та» сопоставляют и более позднее упоминание И. Шильтбергером«Джулата» (Бабенко, 2020, с. 301-303), хотя у Шильтбергера речь идет не просто о «Джулате», а о «гористой стране Джулад» с епископством кармелитов в ней. Упоминание «гористой страны» никак не соответствует ландшафтным особенностям округи т.н. «Нижнего Джулата», а эту «страну» иные исследователи (В.А.Кузнецов, В.Б.Виноградов, С.А.Голованова и др.), напомним, давно локализуют на «Верхнем Джулате»6.

Не использованы авторами 2015 г. и стратиграфическая специфика разреза вала вокруг цитадели «Нижнего Джулата». Вал «домоно-гольского» времени был вначале полностью срыт. На его же месте появляется плотно утрамбованная «подушка» из 4 слоев с построенной на ней стеной из сырцового кирпича. Наличие в верхнем ГУ-м слое «подушки» золотоордын-ской керамики, в.ч. и осколка стенки с зеленой поливой (Маджар, 2015, с. 115), вряд ли «второй пол. XIII в.» (Маджар, 2015, с. 116), скорее всего, слой ХГУ в., а вся реконструируемая последовательность появления выявленных стратиграфических особенностей может быть иной. Преднамеренное уничтожение фортификации городища, вероятно, связано с завершением завоевательной кампании монголов конца 1230 - нач. 1240-х гг., что также прослеживается на других завоеванных Чингисидами территориях; отсутствие следов фортификации стало характерным и для «новых», отстроенных после завоеваний, городов (Фёдоров-Давыдов, 1981, с. 232). Следы преднамеренного уничтожения фортификации на «Нижнем Джулате» привлекают внимание к хорошо известным описаниям средневековыми авторами 1,5-месячной осады монголами столицы северокавказской Алании - г. Магаса, взятого лишь после использования стенобитных и осадных орудий. В комплексе с другими аргументами, несмотря на существование множества разных мнений о возможной локализации Магаса в регионе (их обзор см.: Нарожный, 2016 , с. 1-24; 2021 б, с. 144-147; 2021в, с. 39-50 и др.), появляются веские основания для отождествления остатков т.н. «Нижнего Джулата» именно с «потерянным» историческим Мага-

сом (Нарожный, 2021а, с. 141-152; 2021 в, с. 39-50).

Постепенно восстановленный «Магас» (т.н. «Нижний Ддулат») в ХГУ в. превращается в крупнейший город Золотой Орды на Северном Кавказе со всеми раскопанными на нем памятникам домостроительства и культовой архитектуры. Динамику торгово-экономической повседневности в нем и ее этапы иллюстрируют монетные находки (Лебедев, Ситник, 2012, с. 192-202; Ситник, Лебедев, 2013, с. 381-388), напрасно проигнорированные в книге 2015 г. Среди них есть экземпляры периода «Великой замятни», позволяющие видеть здесь, как и в Маджаре, некую обособленную территорию кого-то из местных золотоордынских владельцев. Учитывая известную аналогию с Большой Тоябы в Чувашии (Фёдоров-Давыдов, 1960, с. 82-95), в прямую связь с центробежными процессами в северокавказских владениях Золотой Орды следует ставить и появление вокруг бывшей цитадели, на месте ранее уничтоженных укреплений, устроенной здесь 4-слойной «подушки» упоминавшейся выше стены из сырцового кирпича (Мамаев, Нарожный, 1990, с. 9-11).

В книге 2015 г. введены в научный оборот несколько ранее не публиковавшихся находок из раскопок И.М. Чеченова (Маджар, 2015), но не были учтены другие артефакты с этого же городища, в т.ч. хранящиеся в Национальном краеведческом музее КБР (г.Нальчик). Это коллекция фрагментов поливной посуды (Нарожный, 2004, с 274, рис. 2; 2017, с. 524, рис. 7), в т. ч. и 2 миниатюрных сосудика (рис. 1: 1-2). Там же хранятся 2 светильника из латуни; первый (рис. 1: 6) - из сборов на т.н. «Нижнем Джулате» («Магасе») (Нарожный, 2004, с. 271, рис. 4: 1), также не учтенный в монографии 2015 г. Второй светильник-п/м с другого золотоордынского городища «Лыгыт» в КБР. Подобный и пышно декорированный «светильник бронзовый ХГУ

в.» (ГЭ) - из Сарая Берке» (Греков, Якубовский, 1950, рис. 28). Этот тип светильников на Северном Кавказе доживает до нач. ХХ в. (Нарожный, 2004, с. 271, рис. 4: 2-5). В том же в музее хранится железный пластинчатый крест (рис. 1: 4), был опубликован еще в 1996

г. (Ложкин, Малахов, 1996, с. 207, рис. 7, 2), не учтен в 2015 г. Второй, почти идентичный крест (рис. 1: 5) - п/м с этого же городища, учтен И.М.Мизиевым7. Сводка таких крестов8 (Ложкин, Малахов, 1996, с. 202-209) ныне значительно расширилась (Нарожный, 2010б ,с. 85-87; Василиненко, Пьянков, 2013,

с. 265-274; Савенко, 2017, с. 104-117), в т.ч. и за пределами региона (Сльников, 2010, с. 427-434). Обычно они использовались в литургических действиях, такие находки демонстрируют вероятность существования на городище одной или нескольких пока не раскопанных церквей, обслуживавших духовные запросы горожан-христиан, Не противоречит предположению и учтенная И.М. Мизиевым створка бронзового энкол-пиона9, «аналогичного находке из ст. Махо-шевской»10, которая вместе с энколпионом из г. Карачаевска М.Д. Полубояринова относит к предметам мелкой христианской пластики русского происхождения.

В «коллекции И.М. Мизиева» было несколько фрагментов от сосуда из селадона11 и обломок стенки штампованного светло-глинянно-го сосуда со слабо рельефным изображением сидящего на задних лапах зверька с длинными ушами (заяц-?)12. Среди других артефактов этой же «коллекции» было фото латунной ступки (рис. 1: 3), аналогичной как ступке из Маджара13 (Минаева, 1968, с. 285, рис. 1: 1),

так и ступкам из музея в Армавире)14 и беспаспортной находке с черноморского побережья (Голубев, Нарожный, 2018, с. 61-63). Все ступки аптекарские, не сильно отличающиеся друг от друга, вероятно, занесены сюда итальянцами. Со временем они распространяются не только в факториях на берегах Черного и Азовского морей, но и среди горожан Золотой Орды. Поздние их дериваты из дагестанских Кубачей «доживают» вплоть до ХХ в. (Нарожный, 2004, с. 209, рис. 2: 3-4).

Оставляя на перспективу публикацию других находок с интересующего нас городища, отметим: данный бытовой памятник Золотой Орды на Северном Кавказе, неправомерно получивший название «Нижнего Джулата», вероятнее всего - исторический Магас. Ныне он сильно разрушается не только под воздействием естественных процессов, но и вследствие активной деятельности черных копателей, поэтому на повестку дня выносится задача его сохранения и потребность в организации безотлагательных охранно-спаса-тельных его археологических исследований.

Примечания:

1 Это сооружение не совсем верно называют «склепом-мавзолеем» (Васильев, 2003, с. 110-111; Зиливинская, Чеченов, 2004, с. 138-160; Маджар, 2015, с. 111, и др.). Однако «склепы» - это подземные сооружения, а «мавзолеи»-сооружения наземные (Яблонский, 1975, с.75-84). При указанном совмещении двух совершенно разнотипных погребальных сооружений («склеп-мавзолей»), в качестве «мавзолея» должна восприниматься мечеть? На неправомерность подобного совмещения - «мавзолей-мечеть» (Левашева, 1960, с. 181), также обращалось внимание (Зиливинская, 2014, с. 257).

2 Дата на монете - «292 г.х.» - неверна, вместо «692 или 696» г.х., «т.е. 1293 или 1296/7 гг.» (Френ, 1832, с. 5, №25). Г.А.Фёдоров-Давыдов в свой список монетных дворов Золотой Орды «Джулат» не включил (Фёдоров-Давыдов, 1960, с. 188). Э.В. Ртвеладзе, Ц.М. Гваберидзе и В.А. Кузнецов ошибочно уточнение Х.М.Френа о двоякой дате «монеты Джюллада» восприняли как сведения о двух монетах.

3 Ныне есть утверждение о том, что Х.М. Френ якобы лично на Северном Кавказе собирал затем опубликованные им монеты «северокавказских выпусков». Однако нумизмат на Северном Кавказе никогда не был, на что уже обращалось внимание (Нарожная, 2001, с. 188-189), Это же он подтверждал и сам в полном названии своей монографии пояснив: все используемые им монеты «из прежнего собрания г-на профессора, статского советника и кавалера К.Фухса в Казани, принадлежащего ныне тамошнему университет». Хорошая осведомленность Френа о месте предложенной локализации «Джюллада» в Малой Кабарде и пр., Х.М.Френ сведения эти, скорее всего, и мог получить именно от Ю. Клапрота.

4 Позднее городище было соотнесено с фольклорным Татартупом (Семенов, 1947) и летописным « Дедяковым» (Пчелина,1963, с. 152-161 ; Оньибене, 2017, с. 63-76).

5 Ю. Клапрот, И. Бларамберг, а за ним и современные авторы (А.В. Пачкалов, Э. Д. Зиливинская и И.М. Чеченов и др.) исходят из того, что т.н. «Нижний Джулат» - место сражения Тохтамыша и Тимур в 1395 г., описанного Шами и Йезди. Но у них речь идет не о «Верхнем ...», не «Нижнем Джулате», а об «областиДжулат», причем не на Верхнем, а где-то на Нижнем Тереке. Название этой «области» Л.И. Лавров производит от арабского слова «зуллат» -«навес», «беседка», «сарай» (Лавров, 1980, с. 212). Войска Тимура, вероятно, действительно участвовали в разорении т.н. «Нижнего Джулата» на Верхнем Тереке. Но в «область Джулат» они попали только после того, как «во второй раз спустились вниз» по Тереку (Нарожный, 2010а, с. 42-43) и не в 1396 г. (Бабенко, 2020, с. 301-303), и тем более не в 1397 г. (Бларамберг, 1992, с. 130-132; Юринов, 2020, с. 191), а в 1395 г., на что уже указывалось (Нарожный. 2020, с. 105-110).

6 Постепенно стали появляться и мнения исследователей-нумизматов, ныне считающих, что атрибуция Х.М. Френом «дирхема Джюллада» стало «редчайшей ошибкой знаменитого нумизмата. Определение этого дирхема давно исправлено (Янина, 1954, с. 431, №9). На самом деле это дирхем г. Биляр 692 г.х. (с зеркально вырезанной цифрой сотен в дате) в Булгарском улусе Золотой Орды. В Эрмитажной коллекции имеется 7 таких дирхемов,

в Национальном музее Татарстана-4 экз. (Сингатуллина, 2003, с. 121, №119)» (Лебедев, Ситник, 2012, с. 192). Сомнения по поводу реальности северокавказской чеканки указанной монеты высказывали и другие авторы (Нарожный, Нарожная, 2002, с. 39-45; 2004, с. 322-329; Хатуев, 2011, с. 94). Нередко взаимоисключающие оценки на этот счет демонстрирует А.В. Пачкалов (Пачкалов, 2004, с. 142-144; 2005; 2020). Все это демонстрирует искусственный характер «присвоения» двум городищам Северного Кавказа названий «Верхнего ...» и «Нижнего Джулатов».

7 В 1988 г. вместе с к.и.н. И.М. Мизиевым (г.Нальчик) мы получили приглашение в качестве авторов раздела планировавшейся тогда «Истории сельского населения и крестьянства Северного Кавказа с древнейших времен по XV в.» (Мизиев, Нарожный, 1988, с. 17-19). К соответствующей части была подготовлена иллюстрация с индивидуальными находками с территории т.н. «Нижнего Джулата» и его округи. Однако указанное издание так и не состоялось. Позднее И.М. Мизиев планировал эту иллюстрацию включить в одну из своих книг, но так при его жизни план этот не был осуществлен. Полагаю, что в данной ситуации публикация части из тех предметов будет небесполезной и станет поводом почтить память И.М. Мизиева.

8 В кавказоведческой литературе их называют культовыми предметами т.н. «византийско-кавказского типа», или византийского типа (Тесленко, Мустн, 2016, с. 204-219). С.Н. Савенко справедливо подчеркивает: «ранее они увязывались только с культовыми объектами (церквями, святилищами, «поминальниками»), являлись случайными или отдельными находками в культурных слоях средневековых городищ» и атрибутировались различно, хотя сегодня известны и случаи обнаружения таких крестов в захоронениях, возможно, священнослужителей (Савенко, 2017, с. 107).

9 К сожалению, любительское фото предмета уже в 1988 г. не позволяло воспроизвести его копию.

10 Недавно опубликована еще одна створка энколпиона, рассматриваемая, возможно, как оборотная створка от упомянутого энколпиона из Махошевской (Иванов, Носкова, 2005, с. 182-185).

11 На Северном Кавказе находки изделий из селадона, возможно, не только «китайского, но и корейского производства» известны в Дербенте (Гаджиев, Лим Джихён. 2012, с. 55-59). Селадон из Китая есть в Маджаре, в Азаке и в других городах Золотой Орды (Бочаров,2021, с. 212-217).

12 Еще один фрагмент такого же сосуда нам известен среди неопубликованного п/м А.П. Рунича с территории Маджара.

13 Т.М. Минаева приводила аналогии сосудику из «Киевской губернии», А.М.Тальгреномо ошибочно отнесшего их к «бронзовому веку», затем утверждавшему «об еще семи таких же сосудиках из Киевской и Екатеринославской губерний», но уже «эгейской культуры». По мнению К.Такенберга, указавшего на такие же предметы из Болгарии и Сицилии, которые он, со ссылкой на «мнение проф. Орси из Сиракуз», атрибутировал как «аптекарские ступки ХГУ-ХУГ вв.». Разделяя эту версию Т.М. Минаева, всю коллекцию ступок, включая и находку из Маджара, отнесла к «западноевропейским по происхождению» (Минаева, 1968, с. 284-285).

14 Ступка беспаспортная (АКМ, инв. №86010). По всей вероятности, попала в Армавирский музей после окончания Великой Отечественной войны, когда в этот, восстанавливаемый после войны музей были переданы различные предметы из причерноморских (?) музеев (Нарожный, 2004, с. 264).

ЛИТЕРАТУРА

Бабенко В.А. Походы армии Тамерлана в Центральное Предкавказье в 1395-1396 гг. // Археологическое наследие Кавказа: актуальные проблемы изучения и сохранения. XXXI «Крупновские чтения». Материалы международной научной конференции, посвященной 50-летию «Крупновских чтений» и 50-летию Дербентской археологической экспедиции (г. Махачкала, 20-25 апреля 2020 г / Отв. ред. М.С. Гаджиев. Махачкала: Изд-во: Мавраевъ, 2020. С. 301-303.

БларамбергИ. Кавказская рукопись. Введ. и коммент. И.М. Нахаровой; пер. с франц. яз. И.М. Наха-ровой и А.И. Петрова. Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1992. 240 с.

Бочаров С.Г. Китайская керамика XГУ в. в материальном комплексе второй столицы Золотой Орды (Царевское городище) // Древние культуры Монголии, Южной Сибири и Северного Китая. Материалы XI международной научной конференции / Отв. ред. А.В. Поляков, М.Т. Кашуба, А.Д. Цыбиктаров. Абакан: Изд-во: ИИМК РАН (С-Петербург), 2021. С. 212-217.

Василиненко Д.Э., Пьянков А.В. Середньов1чни затзни плстинчасп хрести з фонд1в иузе!в Ившчно-Захщного Кавказу \ Ившчно-Схщного Причорномор'я // Софшсью читання: матерiали У! мiжнар. наук.- практ. конф. «Християнськи святиш - скрижат Вiчностi, Мудрост й Краси: новi граш шзнання». (26-27 травня 2011 р.) / Отв. ред. Л.Г. Ганзенко. Кив: АДЕФ-Украша, 2013. С. 265-274.

Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой орды: географический обзор и опыт типологизации // Ученые записки Астраханского госуниверситета. Астрахань. Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003. С. 110-119.

Гаджиев М.С., Лим Джихён. Находки селадона в Дербенте и проблема его производства и путей поступления на Кавказ и в Восточную Европу // Вестник Дагестанского научного центра. 2012. № 45. С.55-59.

Голубев Л.Э., Нарожный Е.И. Новая находка бронзовой ступки // Древности Кубани. Вып. 23 / Ред. В В. Верещагин. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018. С. 61-63.

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 505 с.

Сльников М.В. Речi християнського культу з пам'яток степового Подшпров'я чашв Золото! Орди // Софшсью читання: матерiали У мiжнар. наук.-практ. конф. «Духовний потенцiал та юторичний контекст християнського мистецтва»: присвячено 75^ччю Нац. заповiдника «Софiя Кшвська» / Отв. ред. М. Г. Жулинський. Кшв: Нац. заповедник «Софiя Кшвська». Горобець, 2010. С. 427-434.

Зиливинская Э.Д. Мавзолеи западных районов Золотой Орды // Крымское историческое обозрение КИО. 2014. № 1. С. 256-281.

Зиливинская Э.Д., Чеченов И.М. Подземный склеп на городище Нижний Джулат // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа / Ред. Р.М. Мунчаев, С.Н. Кореневский. М.: ИА РАН, 2004. С. 138-160.

Иванов Д. А., Носкова Л.М. Древнерусский энколпион из Среднего Закубанья // Материальная культура Востока. Вып. 4 / Отв. ред. Л.М. Носкова. М.: Государственный музей Востока (ГМИНВ), 2005. С.182-185.

Кузнецов В.А. Эльхотовские ворота в Х-ХУ веках. Владикавказ: Кавказская здравница, 2003. 191 с.

Кузнецов В.А. Верхний Джулат. К истории золотоордынских городов Северного Кавказа. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ РАН. 2014. 160 с.

Лавров Л.И. Топонимические заметки // Кавказский этнографический сборник. Т. VII / Отв. ред.

B.К. Гарданов. М.: Наука, 1980. С. 209 -216.

Лебедев В.П., Ситник В.Г. Комплекс серебряных джучидских монет из Нижнего Джулата (Кабардино-Балкария) // МИА Северного Кавказа. Вып. 13 / Отв. ред. Е.И. Нарожный. Армавир-Краснодар. 2012. С.192-210.

Левашева В.П. Золотоордынские памятники в Воронежской области // Археологический сборник / Тр. ГИМ. Вып. 37. М.: Советская Россия, 1960. С. 175-185.

Ложкин М.Н., Малахов С.Н. Железные кресты византийско-кавказского типа из Отрадненского музея // Историко-археологический альманах. Вып. 2 / Отв. ред. Р.М. Мунчаев. Армавир: ИА РАН-АУМ, 1996. С. 202-209.

Маджар и Нижний Джулат. Из истории золотоордынских городов Северного Кавказа / Отв. ред. Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. С. 184.

МамаевХ.М., Нарожный Е.И. Из истории русско-северокавказских военных контактов в Х111-Х1У вв. // Итоги и традиции русско-северокавказского боевого содружества в дореволюционном прошлом: Тезисы докладов / Под ред. В.Б. Виноградова. Грозный: ЧИГУ. 1990. С. 9-11.

Мизиев И.М., Нарожный Е.И. Сельское население Северного Кавказа в ХШ-ХУ вв. // История сельского населения и крестьянства Северного Кавказа с древнейших времен по ХУ в.: Проспект / Под ред. В.Б. Виноградова. Грозный: ЧИГУ. 1988. С. 17-19.

Минаева Т.М. Новые находки на городище Маджар // СА. 1968. № 1. С. 284-285.

Нарожная Ф.Б. К вопросу о происхождении золотоордынских монет с северокавказскими штемпелями из публикации Х.М. Френа // Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Материалы Всероссийской научной конференции. Ч. 1 / Отв. ред. В.А. Шаповалов. М.-Ставрополь: СГУ, 2001.

C. 188-189.

Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции городского населения Терско-Кумского междуречья (По материалам мусульманских захоронений Золотой Орды) // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа / Под ред. Т.Б. Тургиева. Орджоникидзе: СОГУ. 1988. С. 159-172.

Нарожный Е.И. Новые случайные находки эпохи Золотой Орды с территории Северного Кавказа // МИА Северного. Вып. 4 / Отв. ред. Е.И. Нарожный. Армавир: РИЦ АГПИ, 2004а. С. 263-272.

Нарожный Е.И. О находках поливной керамики на Верхнем и Нижнем Джулатах (Северная Осетия и Кабардино-Балкария) // МИА Северного Кавказа. Вып. 3 / Отв. ред. Е.И. Нарожный. Армавир: РИЦ АГПИ, 2004. С. 264-274.

Нарожный Е.И. Северный Кавказ в Х111-Х1У веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс.... докт. ист. наук. Владикавказ: СОГУ, 2010а. 58 с.

Нарожный Е.И. Новые находки металлических крестов из высокогорной Ингушетии // Археологический журнал. № 111-1У. 2010б. С. 85-87.

Нарожный Е.И. Локализация города Магаса «продолжает оставаться дискуссионной, а возможно и никогда окончательно не решенной» // Электронный научный журнал «Аргюй». Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 1-24. /WWW.APRIORI-JOURNAL.RU.

Нарожный Е.И. О находках поливной керамики XIII-XIV вв. на территории Северного Кавказа // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. Т. 2 / Отв ред. С.Г. Бочаров, В. Франсуа, А.Г. Ситдиков. Казань, Кишинёв: Stratum plus, 2017. С. 513-538.

Нарожный Е.И. Тамерлан и Северный Кавказ (Несколтко аспектов проблемы и ее решений) // СГВ. Всероссийский сборник научных трудов. Вып. 27 / Отв. ред. Н.П. Курусканова. Краснодар: ЦНТИ, 2020. С. 105-110.

Нарожный Е.И. О «новом предложении» локализации столицы средневековой Алании - «потерянного» города Магаса (Версия Latham-Sprinkle, University of Ghent в Бельгии // Cоциально-гуманитарный вестник СГВ. Вып. 28 / Отв. ред. Н.П. Курусканова. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2021б. С. 144-147.

Нарожный Е.И. Где же находился город Магас? // Магас: древний и современный. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во: Южный издательский дом, 2021в. С. 39-50.

Нарожный Е.И. События 1230-1240-х годов на Северном Кавказе и о «потерянном» Магасе // Золо-тоордынское наследие. Вып. 4. / Отв. ред. И.М. Миргалеев. Казань: Фэн, Казань: ИИ им. Ш. Марджани АН РТ, 2021а. С.141-153.

Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. Из истории начального этапа нумизматических исследований Маджара (некоторые дискуссионные аспекты) // Нумизматика Золотой Орды. Вып. 2 / Ред. И.М. Миргалеев. Казань: Яз; Ин-т истории АН РТ, 2012. С. 94-103.

Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. О локализации некоторых «городов» ХШ-ХГУ вв. на Северном Кавказе // История и естествознание. Вып. 1. Армавир: АГПИ, 2002. С. 39-45.

Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. О монетных дворах Северного Кавказа ХШ-Х^ вв. // МИА Северного Кавказа. Вып. 4 / Отв. ред. Е.И. Нарожный. Армавир: рИц АГПА, 2004. С. 322-329.

Оньибене П. Древние города аланов // Известия СОИГСИ. 2017. № 25 (64). С. 63-76.

Пачкалов А.В. Нумизматика Джулата // Древний Кавказ: ретроспекция культур. Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Евгения Игнатьевича Крупнова (ХХШ «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа). Тез. докл. / Отв. ред. Л.Т. Яблонский. М.: ИА РАН, 2004. С. 142-144.

Пачкалов А.В. «Мифические» и недостоверные монетные дворы Джучидов // Нумизматический сборник. Т. ХХVII / Тр. ГИМ. Вып. 151 / Отв. ред. В В. Зайцев. М.: ГИМ, 2005. С. 134-143.

Пачкалов А.В. Материалы по истории денежного обращения Золотой Орды. М.: КНОРУС, 2020. 226 с.

Пчелина Е.Г. О местонахождении ясского города Дедякова по русским летописям и исторической литературе // Средневековые памятники Северной Осетии / МИА. № 114 / Отв. ред. Е.И. Крупнов. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 152-161.

Савенко С.Н. Погребение XIII-XIV вв. с железным крестом в горной Ингушетии: вопросы интерпретации // Из истории культуры народов Северного Кавказа. Вып. 10 / Отв. ред. Т.А. Невская. Ставрополь: Печатный двор. 2017. С. 104- 117.

Семенов Л.П. Татартупский минарет. Дзауджикау, 1947. 4 с.

Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII в. Казань: Заман, 2003. 192 с.

Ситник В., Лебедев В. Неизданные и редкие пулы Золотой Орды с городища Нижний Джулат (Северный Кавказ) // Tyragetia, Arheologie. Istorie. Anticà. Serià noua. Vol. VII [XXII]. Nr. 2. Chiçinàu: Muzeul National de Istorie a MoldoveiI, 2013. С. 381- 388.

Тесленко И.Б., Мустин А.Е. Железные кресты средневековых памятников: «византийско-кавказ-ские» или византийские? // Археологическая наука: практика, теория, история. Сборник статей памяти И.С. Каменецкого / Отв. ред.: А Н. Гей, И.А. Сорокина. М.: ИА РАН; 2016. С. 204-219.

Федоров-Давыдов Г.А. Клады джучидских монет // Нумизматика и эпиграфика. T. I / Под ред. Д.Б. Шелова. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 94-192.

Федоров-Давыдов Г.А. Раскопки городища у села Большая Тояба Чувашской АССР в 1957 г. // Вопросы археологии и истории Чувашии. Вып. 19 / Ред. М.Я. Сироткин, В.Д. Димитриев. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960a. С. 82-95.

Федоров-Давыдов Г.А. Монгольское завоевание и Золотая Орда // Степи Евразии в эпоху средневековья / Археология / Отв. ред. С.А. Плетнева. М.: Наука, 1981. С. 229-236.

Френ Х.М. Монеты ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды с монетами разных иных мухамме-данских династий в прибавлении. Из прежнего собрания г-на профессора, статского советника и кавалера К. Фукса в Казани, принадлежащего ныне тамошнему Императорскому Университету, с краткими объяснениями и указаниями Х.М. Френа. СПб., 1832. 80 с.

Хатуев Р.Т. Алания мусульманская. Очерк конфессиональной истории Центрального Кавказа VII-XV вв. Черкесск: Аланский Эрмитаж, 2011. 206 с.

Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1969. 152 с. Чеченов И.М. Раскопки городища Нижний Джулат в 1966 г. // Ученые записки КБНИИ. Т. XXV. Нальчик, 1967. C.192-227.

Чеченов И.М. Некоторые итоги раскопок посада Нижнего Джулата в 1967 г. // Вестник КБНИИ. Вып. I. Нальчик, 1968. С. 128-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чеченов И.М., Зиливинская Э.Д. Мечеть городища Нижний Джулат // Древности Северного Кавказа / Отв. ред. В.И. Марковин. М.: ИА РАН, 1999. С. 201-211.

Чикобава Арн. О текстовых записях И. Гюльденштедта от 1771-73 годов по ряду бесписьменных языков Кавказа // Ежегодник иберийско-кавказского языкознания. Т. IX. Тбилиси: Мецниереба, 1982.

С. 224-284.

Юринов Б.Н. Этнографическое изучение объектов историко-культурного наследия на примере памятников археологии Кабардино-Балкарской Республики // Russian Colonial Studies. 2020. Т. 5. № 1. С. 81-205. DOI: 10.24411/2686-9217-2020-10009.

Яблонский Л. Т. Типы погребального обряда на мусульманских городских некрополях Золотой Орды // Вестник Московского университета. Серия 9: История. М.: МГУ, 1975. № 2. С. 75-84.

Янина С.А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской археологической экспедиции в Болгарах в 1946-1952 гг. // МИА. № 42 / Отв. ред. А.П. Смирнов. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 424-484.

Информация об авторе:

Нарожный Евгений Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Заслуженный работник культуры Кубани, член Краснодарского отделения Российского общества интеллектуальной истории (г. Карачаевск, Россия); zai_ein@mail.ru

REFERENCES

Babenko, V. A. 2020. In Gadzhiev, M. S. (ed.). Arkheologicheskoe nasledie Kavkaza: aktual'nyeproblemy izucheniia i sokhraneniia. XXXI "Krupnovskie chteniia" (Archaeological Heritage of the Caucasus: Topical Issues of Study and Preservation. (XXXI Krupnov Readings on the Archaeology of the North Caucasus). Mahachkala, 301-303 (in Russian).

Blaramberg, I. 1992. Kavkazskaya rukopis' (Caucasian manuscript). Stavropol: "Stavropol. kn. izd-vo" Publ. (in Russian).

Bocharov, S. G. 2021. In Polyakov, A. V., Kashuba, M. T., Tsibiktarov, A. D. (eds.). Drevnie kul'tury Mongolii, Yuzhnoy Sibiri i Severnogo Kitaya. Materialy XI mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Ancient cultures of Mongolia, Southern Siberia and Northern China: Transactions of the 11th International Conference). Abakan: Institute for the History of Material Culture RAS, 212-217 (in Russian).

Vasilinenko, D. E., P'yankov, A. V. 2013. In Ganzenko, L. G. (ed.). Sofiys'ki chitannya: materiali VI mizhnar. nauk.- prakt. konf. «Khristiyans'ki svyatini - skrizhali Vchnosti, Mudrosti y Krasi: novi grani piznannya». (26-27 travnya 2011 r.) (Sofia readings: materials of the VI International. scientific-practical conf. "Christian shrines - tablets of Eternity, Wisdom and Beauty: new facets of knowledge." (May 26-27, 2011)). Kiiv: "ADEF-Ukraina", 265-274 (in Ukranian).

Vasil'ev, D. V. 2003. In Uchenye zapiski Astrakhanskogo gosuniversiteta (Scientific Bulletin of the Astrakhan State University). Astrakhan: Astrakhan State University, 110-119 (in Russian).

Gadzhiev, M. S., Lim, Dzhikhen. 2012. In Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra (Herald of the Daghestan Scientific Center) 45, 55-59 (in Russian).

Golubev, L. E., Narozhnyi, E. I. 2018. In Vereshchagin, V. V. (ed.). Drevnosti Kubani (Antiquities of the Kuban) 23. Rostov-na-Donu: "Southern Federal University" Publ., 61-63 (in Russian).

Grekov, B. D., Yakubovskiy, A. Yu. Zolotaya Orda i eepadenie (The Golden Horde and its Fall). Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

Cl'nikov, M. V. 2010. In Zhulins'kiy, M. G. (ed.). Sofiys'ki chitannya: materiali Vmizhnar. nauk.-prakt. konf. «Du-khovniy potentsial ta istorichniy kontekst khristiyans'kogo mi-stetstva»: prisvyacheno 75-richchyu Nats. zapovidnika «Sofya Kiivs'ka» (Sofia Readings: Proceedings of the 5th International. Scientific and Practical Conference "Spiritual Potential and Historical Context of Christian art": Dedicated to the 75th Anniversary of the National Sophia of Kyiv Reserve). Kiiv: "Nats. zapovidnik "Sofiya Kiivs'ka" Publ., 427-434 (in Ukranian).

Zilivinskaya, E. D. 2014. In Krymskoe istoricheskoe obozrenie (Crimean Historical Review) 1. 256-281 (in Russian).

Zilivinskaya, E. D., Chechenov, I. M. 2004. In Munchaev, R. M., Korenevckiy, S. N. (eds.). Problemy drevney istorii i kul'tury Severnogo Kavkaza (Issues of the Ancient History and Culture of the North Caucasus). Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences; "Nauka" Publ., 138-160 (in Russian).

Ivanov, D. A., Noskova, L. M. Noskova, L. M. 2005. In Noskova, L. M. (ed.). Material'naia kul'tura Vostoka (Material culture of East) 4. Moscow: The State Museum of Oriental Art, 182-185 (in Russian).

Kuznetsov, V. A. 2003. El'khotovskie vorota v X-XV vekakh (Elkhoto gates in 10th - 15th centuries). Vladikavkaz: "Kavkazskaya zdravnitsa" Publ. (in Russian).

Kuznetsov, V. A. 2014. Verkhniy Dzhulat. K istorii zolotoordynskikh gorodov Severnogo Kavkaza (Upper Dzhulat. From the history of the cities of the Golden Horde in the North Caucasus). Nal'chik: Kabardino-Balkarian Institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences (in Russian).

Lavrov, L. I. 1980. In Gardanov, V. K. (ed.). Kavkazskiy etnograficheskiy sbornik (Caucasian Ethnographic Collection) VII. Moscow: "Nauka" Publ., 209-216 (in Russian).

Lebedev, V. P., Sitnik, V. G. 2012. In Narozhnyi, E. I. (ed.). Materialy i issledovaniia po arkheologii Severnogo Kavkaza (Materials and Research on the Archaeology of the North Caucasus) 13. Armavir-Krasnodar. 192-210 (in Russian).

Levashova, V. P. 1960. In Levashova, V. P. (ed.). Arkheologicheskii sbornik (Archaeological Collection). Series: Trudy Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeia (Proceedings of the State Historical Museum) 37. Moscow: "Sovetskaia Rossiia" Publ., 175-185 (in Russian).

Lozhkin, M. N., Malakhov, S. N. 1996. In Munchaev, R. M. (ed.). Istoriko-rkheologicheskii al'manakh (Historical and Archaeological Almanac) 2. Armavir; Armavir; Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 202-209 (in Russian).

In Bgazhnokov, B. Kh. (ed.). 2015. Madzhar i Nizhniy Dzhulat. Iz istorii zolotoordynskikh gorodov Severnogo Kavkaza (Madzar and Lower Dzhulat from the History of the Golden Horde Towns of the North Caucasus). Nal'chik: Publications department of KBIHR (in Russian).

Mamaev, Kh. M., Narozhnyi, E. I. 1990. In Vinogradov, V. B. (ed.). Itogi i traditsii russko-severokavkazskogo boevogo sodruzhestva v dorevolyutsionnom proshlom: Tezisy dokladov (Results and Traditions of the Russian North Caucasian Military Commonwealth in the Pre-Revolutionary Past: Report Abstracts). Groznyy: Chechen-Ingush State University Publ., 9-11 (in Russian).

Miziev, I. M., Narozhnyi, E. I. 1988. In Vinogradov, V. B. (ed.). Istoriya sel'skogo naseleniya i krest'yanstva Severnogo Kavkaza s drevneyshikh vremen po XVv.: Prospekt (History of the Rural Population and Peasantry of the North Caucasus from Ancient Times to the 15th Century: Prospect). Groznyy: Chechen-Ingush State University Publ., 17-19 (in Russian).

Minaeva, T. M. 1982. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (1), 284-285 (in Russian).

Narozhnaya, F. B. 2001. In Shapovalov, V. A. (ed.). Severnyy Kavkaz: geopolitika, istoriya, kul'tura. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (North Caucasus: Geopolitics, History, Culture. Proceedings of the All-Russian Scientific Conference) 1. Moscow: -Stavropol': Stavropol State University Publ., 188-189 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 1988. In Turgiev, T. B. (ed.) Pogrebal'nyy obryad drevnego i srednevekovogo naseleniya Severnogo Kavkaza (Funeral Rite of the Ancient and Medieval Population of the North Caucasus). Ordzhonikidze: North Ossetian State University Publ., 159-172 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2004. In Narozhnyi, E. I. (ed.). Materialy i issledovaniia po arkheologii Severnogo Kavkaza (Materials and Research on the Archaeology of the North Caucasus) 4. Armavir: 263-272 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2004. In Narozhnyi, E. I. (ed.). Materialy i issledovaniia po arkheologii Severnogo Kavkaza (Materials and Research on the Archaeology of the North Caucasus) 3. Armavir. 264-274 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2010. Severnyy Kavkaz vXIII-XIV vekakh: problemypoliticheskoy istorii i etnokul'turnogo vzaimovozdeystviya (North Caucasus in the 13th-14th centuries: Issues of Political History and Ethnocultural Interaction). Doct. Diss. Thesis. Vladikavkaz: North Ossetian State University Publ. (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2010. In Arkheologicheskii zurnal (Archaeological Journal) III-IV, 85-87 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2016. In Elektronnyy nauchnyyzhurnal "Apriori". Ceriya: Gumanitarnye nauki (Electronic scientific journal "Apriori". Series: Humanities) 4. 1-24 (in Russian). /WWW.APRIORI-JOURNAL.RU.

Narozhnyi, E. I. 2017. In Bocharov, S. G., Francois, V., Sitdikov, A. G. (eds.). Polivnaia keramika Sredizemnomor'ia i Prichernomor'ia v X-XVIII vv. (Glazed Ceramics of the Mediterranean and Circum Pontic area in 10th-18th Centuries). Kazan; Kishinev: "Stratum plus" Publ., 531-538 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2020. In Kuruskanova, N. P. (ed.). Sotsial'no-gumanitarnyi vestnik (Social and Humanitarian Bulletin) 28. Krasnodar: "CNTI" Publ., 105-110 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2021. In Kuruskanova, N. P. (ed.). Sotsial'no-gumanitarnyi vestnik (Social and Humanitarian Bulletin) 28. Barnaul: "Kolmogorov I.A." Publ. 144-147 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2021. In Magas: drevniy i sovremennyy (Magas: Ancient and Modern). Rostov-na-Donu: "Yuzhnyy izdatel'skiy dom" Publ., 39-50 (in Russian).

Narozhnyi, E. I. 2021. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Zolotoordynskoe nasledie (Heritage of the Golden Horde) 4. Kazan: "Fan" Publ., 141-153 (in Russian).

Narozhnyi, E. I., Narozhnaya, F. B. 2012. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Numizmatika Zolotoi Ordy (Golden Horde Numismatics) 2. Kazan: "Yaz" Publ.; Shigabuddin Mardzhani History Institute, Tatarstan Academy of Sciences, 94-103 (in Russian).

Narozhnyi, E. I., Narozhnaya, F. B. 2002. In Istoriya i estestvoznanie (History and Natural Science) 1. Armavir: Armavir State Pedagogical Institute Publ. 39-45 (in Russian).

Narozhnyi, E. I., Narozhnaya, F. B. 2004. In Narozhnyi, E. I. (ed.).Materialy i issledovaniiapo arkheologii Severnogo Kavkaza (Materials and Research on the Archaeology of the North Caucasus) 4. Armavir. 322-329 (in Russian).

On'ibene, P. 2017. In Izvestiya SOIGSI (Izvestia SOIGSI) 25 (64), 63-76 (in Russian).

Pachkalov, A. V. 2004. In Yablonskiy, L. T. (ed.). XXIII «Krupnovskie chteniya»po arkheologii Severnogo Kavkaza» (23th Krupnov Readings on the Archaeology of the North Caucasus). Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 142-144 (in Russian).

Pachkalov, A. V. 2005. In Zaitsev, V. V. (ed.). Numizmaticheskii sbornik (Numismatic Proceedings) 27. Series: Trudy Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeia (Proceedings of the State Historical Museum) 151. Moscow: State Historical Museum Publ., 134-143 (in Russian).

Pachkalov, A. V. 2020. Materialy po istorii denezhnogo obrashcheniya Zolotoy Ordy (Materials on the History of the Monetary Circulation of the Golden Horde). Moscow: "KNORUS" Publ.

Pchelina, E. G. 1963. In Krupnov, E. I. (ed.). Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR (Materials and Research in the USSR Archaeology) 114. Moscow: Academy of Sciences of the USSR Publ., 152-161 (in Russian).

Savenko, S. N. 2017. In Nevskaya, T. A. (ed.). Iz istorii kul'tury narodov Severnogo Kavkaza (From the History of the North Caucasian Peoples Culture) 10. Stavropol': "Pechatnyy dvor" Publ., 104-117 (in Russian).

Semenov, L. P. 1947. Tatartupskiy minaret (Tatartu minaret). Dzaudzhikau (in Russian).

Singatullina, A. Z. 2003. Dzhuchidskie monetypovolzhskikh gorodovXIIIv. (Jochid Coins in Volga Towns in 13th c.). Kazan: "Zaman" Publ. (in Russian).

Sitnik, V., Lebedev, V. 2013. In Tyragetia, Arheologie. Istorie. Antica. Seria noua. Vol. VII [XXII]. Nr. 2. Chi§inau: Muzeul National de Istorie a MoldoveiI, 381- 388 (in Russian).

Teslenko, I. B., Mustin, A. E. 2016. In Gey, A. N., Sorokina, I. A. (eds.). Arkheologicheskaya nauka: praktika, teoriya, istoriya (Archeological Science: Practice, Theory, History). Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 204-219 (in Russian).

Fedorov-Davydov, G. A. 1960. In Shelov, D. B. (ed.). Numizmatika i Epigrafika (Numismatics and Epigraphy) I. Moscow: Academy of Sciences of the USSR Publ., 94-192 (in Russian).

Fedorov-Davydov, G. A. 1960. In Sirotkin, M. Ya, Dimitriev, V. D. (eds.). Voprosy arkheologii i istorii Chuvashii (Issues of Archeology and History of Chuvashia) 19. Cheboksary: "Chuvashgosizdat" Publ., 82-95 (in Russian).

Fedorov-Davydov, G. A. 1981. In Pletneva, S. A. (ed.). Stepi Evrazii v epokhu srednevekov'ia (Eurasian Steppes in the Middle Ages). Archaeology of the USSR 18. Moscow: "Nauka" Publ., 229-236 (in Russian).

Fraehn, Ch. M. J. 1832. Monety khanov Ulusa Dzhuchieva ili Zolotoi Ordy, s monetami inykh mukhammedanskikh dinastii (The Coins of the Khans of Ulus Jochi or Golden Horde, and the Coins of other Muslim Dynasties). Saint Petersburg (in Russian).

Khatuev, R. T. 2011. Alaniya musul'manskaya. Ocherk konfessional'noy istorii Tsentral'nogo Kavkaza VII-XV vv. (Albania is Muslim. An essay on the confessional history of the Central Caucasus of the VII-XV centuries.) Cherkessk: "Alanskiy Ermitazh" Publ. (in Russian).

Chechenov, I. M. 1962. Drevnosti Kabardino-Balkarii (Antiquities of Kabardino-Balkaria). Nal'chik: "El'brus" Publ. (in Russian).

Chechenov, I. M. 1967. In Uchenye zapiski KBNII (Scientific Bulletin of the Institute for Humanitarian Studies) XXV. Nal'chik, 192-227 (in Russian).

Chechenov, I. M. 1968 In Vestnik KBNII (Bulletin of Kabardino-Balkarian Scientific and Research Institute) 1. Nal'chik, 128-150 (in Russian).

Chechenov, I. M., Zilivinskaya, E. D. 1999. In Markovin, V. I. (ed.). Drevnosti Severnogo Kavkaza (Antiquities of the North Caucasus). Moscow: Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, 201-211 (in Russian).

Chikobava, Arn. 1982. In Ezhegodnik iberiysko-kavkazskogo yazykoznaniya (Yearbook of Iberian-Caucasian Linguistics) 9. Tbilisi: "Metsniereba" Publ., 224-284 (in Russian). Yurinov, B. N. 2020. In Russian Colonial Studies 5 (1), 81-205 (in Russian).

Yablonskiy, L. T. 1975. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 9: Istoriya (Bulletin of Moscow University Series 8. History). Moscow: Moscow State University Publ., 75-84 (in Russian).

Yanina, S. A. 1954. In Smirnov, A.P. (ed.). Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR (Materials and Studies on the USSR Archaeology) 42. Moscow: Academy of Sciences of the USSR Publ., 424-484 (in Russian).

About the Author:

Narozhny Evgenii I. Doctor of Historical Sciences, Professor. Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev. Lenin Str., 29, Karachaevsk, 369202, Russian Federation; zai_ein@mail.ru

Статья поступила в журнал 14.03.2022 г. Статья принята к публикации 14.05.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.