ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лямин А. С. Город Тольятти в конце 1960-х- начале 2010-х гг.: миграционные изменения как фактор развития территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S15. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470181.htm.
ART 470181 УДК 908:314.7
Лямин Аркадий Сергеевич,
научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея, аспирант ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]
Город Тольятти в конце 1960-х - начале 2010-х гг.: миграционные изменения как фактор развития территории
Аннотация. В статье рассматриваются миграционные процессы и изменения, происходившие в городе Тольятти Самарской области начиная с конца 1960-х гг., в эпоху массового притока специалистов со всего Советского Союза на строительство Волжского автомобильного завода и для работы на городских промышленных предприятиях, до середины 2010-х гг., когда постепенно начинается реализация проекта «Четвёртое рождение Тольятти».
Ключевые слова: Тольятти, Самарская область, Волжский автомобильный завод, миграция, мигранты, межнациональные отношения.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Традиционно городские поселения выполняли определенные функции: административно-политические, промышленные, транспортные, торговые, культурные, сферы услуг и другие. Поэтому более крупные городские поселения всегда являются многофункциональными. Как известно, городские поселения (города) имеют свою определенную территорию, так называемую городскую черту, и население в их пределах - городское население [1].
Анализ литературных источников показывает, что исторически первоначальной предпосылкой и базой образования городских поселений на территории Среднего Поволжья послужили следующие условия и факторы: укрепленные пункты-крепости; торгово-административные центры; центры добывающей промышленности; химической и нефтехимической, пищевой, топливной и энергетической промышленности. Многие городские поселения региона: Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Сызрань с давних пор являются транспортными узлами, так как по территории Среднего Поволжья протекает река Волга со своим крупным притоком - рекой Камой. А с запада на восток и с севера на юг территорию региона пересекают различные железнодорожные и автомобильные магистрали, соединяющие центральные регионы России с Уралом и Сибирью и со странами Средней Азии и Казахстаном [2, с. 1231].
Одним из наиболее промышленно развитых городов Среднего Поволжья долгое время продолжает оставаться второй по величине город Самарской (до 1991 года - Куйбышевской) области - Тольятти. Именно поэтому он является очень привлекательным для миграционного притока населения, как из соседних областей, так и из отдаленных регионов Российской Федерации и стран бывшего СССР.
В конце 1960-х - начале 1970-х гг. параллельно со строительством и запуском на полную мощность Волжского автомобильного завода начал меняться и облик Тольятти. Вырастали прямые, как стрела, широкие улицы, один за одним строились корпуса многоэтажных жилых домов, в том числе с улучшенной планировкой. Входили в строй кинотеатры, клубы и объекты бытового обслуживания. Сдавались в эксплуатацию детские сады, школы, пионерские лагеря и профилактории в пригородном лесу. Все эти факторы сыграли немаловажную роль для привлечения в наш
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лямин А. С. Город Тольятти в конце 1960-х- начале 2010-х гг.: миграционные изменения как фактор развития территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S15. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470181.htm.
город квалифицированной рабочей силы из различных уголков Советского Союза. Также Тольятти в годы строительства автомобильного завода являлся интернациональным городом, куда стекались представители иностранных коммерческих фирм, делегации, обучающиеся специалисты из социалистических и развивающихся стран. Итальянцы, немцы, англичане, французы, поляки, венгры - все они стали в городе частыми гостями [3, с. 149-151].
Строить Волжский автозавод и жить в Тольятти приезжали как жители крупных городов с сильными культурно-историческими традициями, так и жители окрестных сел. Это были люди различных национальностей, культурного и образовательного потенциала, но их объединяли молодость, целеустремленность, энергия [4, с. 206].
Вот как вспоминает время строительства ВАЗа один из ветеранов организации «Куйбышевгидрострой» А. Н. Косырев: «Люди приезжали со всей страны, их надо было где-то размещать, кормить, обеспечивать минимальный быт. Это был самый сложный вопрос - принять всех и создать условия» [5]. «На эту огромную стройку я прибыл по комсомольской путевке в 1968 году, как раз в разгар строительства Волжского автомобильного завода, - вспоминает председатель Совета ветеранов Куй-бышевгидростроя А. С. Волков. - Все мы были патриотами - работали, не жалея себя, не считаясь ни со своим личным временем, ни со здоровьем. Люди не уходили с работы» [6].
После распада Советского Союза обострилась проблема межнациональных отношений в России и различных регионах бывшего СССР. Вооруженные конфликты и столкновения на межнациональной почве привели к большому притоку вынужденных мигрантов. За 1992-2001 гг. в Российской Федерации получили статус вынужденных переселенцев и беженцев 1612,4 тыс. человек из более 2 миллионов подавших соответствующие ходатайства. В числе получивших статус 1369 тыс. человек (84,9%) -выходцы из государств СНГ и стран Балтии, 241,5 тыс. (15,0%) - из российских регионов, 1,9 тыс. (0,1%) - из других стран. Самая большая доля статусных вынужденных мигрантов была среди выходцев воюющих стран - Азербайджана - 35,3%, Грузии - 37,8% и Таджикистана - 71,0%. Среди прибывших из Таджикистана и Грузии эта доля в отдельные годы доходила практически до 100% [7, с. 17, 19]. В 1990-е гг. в Тольятти также стали приезжать люди разных национальностей из «горячих точек», спасаясь от войны, безработицы и нищеты.
Миграция является неизбежным процессом, и чем выше социально-экономический уровень жизни в каком-либо регионе или стране, тем больше вероятность миграции именно в этот регион.
Внешняя миграция создает специфические социально-экономические и культурные последствия для регионов. В последние годы миграция сглаживает процессы депопуляции в России, восполняет трудовые ресурсы. При этом она может изменять этническую структуру населения, способствовать углублению межнациональных конфликтов, оказывать значительное влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. И если в количественном выражении приток мигрантов в большей степени связан с экономическими факторами, то степень напряженности в межэтнических отношениях - с социокультурными. Исследователи подчеркивают, что нетерпимость к приезжим вызвана не столько социально-экономической конкуренцией с мигрантами, сколько является косвенным результатом роста общественного недовольства в целом [8].
Однако Самарская область и город Тольятти служат примером успешного регулирования межнациональных отношений, имея положительный опыт в этой сфере. Этому во многом способствуют равный статус основных этнических групп и сложив-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лямин А. С. Город Тольятти в конце 1960-х- начале 2010-х гг.: миграционные изменения как фактор развития территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S15. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470181.htm.
шиеся традиции межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Взаимоотношения основных национальностей региона не обременены какими-либо историческими конфликтогенными факторами.
Национально-культурные объединения играют заметную роль в общественной жизни населения области и города, оказывая влияние на духовно-нравственное воспитание людей, формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и терпимости. Данные объединения и центры тесно сотрудничают с творческими фольклорными, танцевальными, хоровыми коллективами, которые принимают участие в ежегодных праздниках [9, с. 152].
Работа национально-культурных объединений и центров в активном взаимодействии с муниципальными органами власти позволяет проводить профилактику мигрантофобии, формировать межэтническую толерантность среди молодежи.
Проследив динамику миграционных процессов в XXI веке можно сделать вывод о том, что Самарская область продолжает быть привлекательной для мигрантов. Статистика показывает, что на территорию области в поисках заработка ежегодно прибывает не менее 70 000 граждан из стран СНГ. В регионе созданы условия для их проживания и труда. Существует квота для оформления мигрантов в штат организаций, имеющих статус юридических лиц. За 2010-2013 гг. ее размер повысился на 13 000 человек, что говорит о востребованности труда приезжих рабочих.
В 2013 г. порядка 1000 предприятий Самарской области выразили желание принять участие в квотной программе с целью привлечения 100 000 рабочих из других стран, благодаря чему область вошла в число лидеров федерального округа по величине квоты на выдачу иностранным гражданам разрешения на работу на своей территории. После согласования со специалистами межведомственной комиссии по вопросам внешней трудовой миграции квота на 2014 г. составила около 30 000 человек.
Роль катализатора в процессе привлечения в область мигрантов, несомненно, сыграло вхождение региона в состав одного из кластеров Чемпионата мира по футболу 2018, в связи с чем появилась необходимость в изыскании новых ресурсов, как финансовых - для инвестирования крупных проектов, приуроченных к этому событию, - так и человеческих.
Наиболее востребован труд иностранных граждан в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство, на обрабатывающих производствах, а также в сфере торговли, транспорта и связи. Многие мигранты заняты на работах, не предусматривающих наличие образования или каких-либо специальных навыков. Среди них основными являются профессии подсобных рабочих, дворников, техников, трактористов, каменщиков и маляров.
Предоставление квот является не единственным способом привлечения в регион рабочих из других стран. Около 30 000 мигрантов, проживающих в Самарской области, работают по патентам на частных лиц. Около полутора тысяч иностранных граждан прибыли в область с намерением принять российское гражданство и остаться здесь навсегда. Первоначально такие люди получают разрешение на временное проживание, а в дальнейшем их судьба решается специальной комиссией [10].
Новое время ставит перед Российской Федерацией новые задачи. В эпоху мировой финансовой неустойчивости одной из важнейших проблем государства стала зависимость многих российских городов от экономической деятельности градообразующих предприятий. Не обошел стороной этот вопрос и Тольятти, который во многом ориентирован и опирается на деятельность Волжского автомобильного завода, тем самым являясь одним из крупнейших моногородов страны [11]. Для решения задач по выводу Тольятти из статуса «моногород», диверсификации городской эконо-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лямин А. С. Город Тольятти в конце 1960-х- начале 2010-х гг.: миграционные изменения как фактор развития территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S15. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470181.htm.
мики, смягчения социальной напряженности предпринимаются меры различного характера.
В октябре 2016 г. в технопарке «Жигулевская долина» городскому сообществу была презентована перспективная программа развития, разработанная тольяттин-ской управленческой командой во время обучения в бизнес-школе Сколково. Программа получила название «Четвёртое рождение Тольятти». Необходимо подчеркнуть, что 28 сентября 2016 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев подписал документ о присвоении Тольятти статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). В соответствии с решением Правительства РФ в Тольятти устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности, направленный на формирование благоприятных для этого условий, привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий жизнедеятельности населения [12]. Авторы программы очень надеются, что она сможет дать импульс для привлечения высококвалифицированных специалистов различных отраслей экономики из России и зарубежных государств, т. к. уже 1 июня 2017 года в г. Санкт-Петербурге в рамках работы Петербургского международного экономического форума на сессии «Моногорода — новые возможности для бизнеса» было озвучено, что Тольятти вошёл в число лучших десяти моногородов России по работе с инвесторами, выстраиванию бизнес-климата, взаимодействию и вовлечению жителей в процессы изменения городов [13].
В итоге необходимо отметить, что миграция населения может оказать положительное воздействие на экономическую и социальную жизнь города и региона в том случае, если въехавшие мигранты адаптируются ко всем условиям жизни принимающего общества. Положительное влияние миграция населения оказывает на демографическую ситуацию, в том числе и на трудовые ресурсы в том случае, если значительная часть мигрантов приживается в регионе. В результате притока мигрантов возрастает численность, а также улучшается возрастная структура населения (идет омоложение): увеличивается численность детского и трудоспособного контингента, несколько повышается доля мужчин, снижается демографическая нагрузка на трудоспособное население. Если же процесс адаптации затруднен, то наблюдается «текучесть» населения и трудовых ресурсов.
Ссылки на источники
1. Демографический энциклопедический словарь / ред. кол. Д. И. Валентей и др. - М.: Сов. энцикл., 1985. - 608 с.
2. Гайсин И. Т. Динамика численности городского населения Среднего Поволжья России // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-7. - С. 1231-1234.
3. АВТОВАЗ между прошлым и будущим. История Волжского автомобильного завода. 1966-2005 гг. / С. В. Журавлев, М. Р. Зезина, Р. Г. Пихоя, А. К. Соколов; под ред. Р. Г. Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 720 с.
4. Адаевская Т. И. Влияние социальных факторов на формирование городской среды // Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2007. - Т. 1. - № 9. - 127 с.
5. Город, который построил ВАЗ [Бывший секретарь Куйбышевского горкома, член обкома, начальник строительного управления Куйбышевгидростроя А.Н. Косырев вспоминает, как возводился ВАЗ] // Волжская коммуна. Тольятти. - 2015. - 21 авг. - С. 8-9.
6. «Возводя АВТОВАЗ, мы думали о будущем страны» [В канун 50-летнего юбилея АВТОВАЗа председатель Совета ветеранов Куйбышевгидростроя А. С. Волков поделился воспоминаниями о том, какими темпами строился автозавод и рос Автоград.] // Волжская коммуна. - 2016. - 1 июля. - С. 16.
7. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / под ред. Ж. А. Зайончковской и Г. С. Витковской; Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирова-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лямин А. С. Город Тольятти в конце 1960-х- начале 2010-х гг.: миграционные изменения как фактор развития территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S15. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470181.htm.
ния РАН. - М.: ИТ «АдамантЪ». - 2009. - 411 с.
8. Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе: эксперт. докл. / под ред. В. А. Тишкова, В. В. Степанова. - М.; Ижевск: Центр компьютерных исследований, 2013. - 118 с.
9. Лямин А. С. Опыт реализации этнокультурного диалога в XXI веке на примере Самарской области // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века» / под ред. Н. Я. Павлюка. - М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2013. - 376 с.
10. Из выступления министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Олега Фурсова. 06.05.2014. - URL: http://progressmedia.ru/news/nemnogo-o-politike/5867.php.
11. Ямашев В. М. Отраслевое развитие города Тольятти во второй половине ХХ века // Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2014. - Т. 16. - № 1-7. - С. 1870-1874.
12. Тольятти 4.0 [Подробности презентации программы развития «Четвёртое рождение Тольятти»]. -URL: http://vstrg.info/o-politike/tolyatti-4-0.html.
13. Тольятти вошел в десятку лучших моногородов страны по работе с инвесторами 01.06.2017 14:38. - URL: http://www.vkonline.ru/news/archive/183690.
Arkadiy Lyamin,
research scholar of Togliatti Museum of Local History, post-graduate, Togliatti State University, Togliatti
Togliatti in the late 1960s - early 2010s: migration changes as a factor of territory development
Abstract. The article reviews migratory processes and changes that took place in Togliatti, since the late
1960s, during the period of a mass influx of specialists from all over the Soviet Union for construction the
Volzhsky automobile plant and to work in urban industrial enterprises, until the mid - 2010s, when the project
"The Fourth Birth of Togliatti" is gradually beginning.
Key words: Togliatti, Samara region, the Volzhsky automobile plant, migration, migrants, inter-ethnic relations.
Рекомендовано к публикации:
Цветковой И. В., доктором философских наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЯ
Поступила в редакцию Received 07.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.06.17
Принята к публикации Accepted for publication 13.06.17 Опубликована Published 20.06.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Лямин А. С., 2017
977230412017365