Научная статья на тему 'ГОРОД НЕ-МЕСТ В ТЕКУЧЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ ЗИГМУНТА БАУМАНА'

ГОРОД НЕ-МЕСТ В ТЕКУЧЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ ЗИГМУНТА БАУМАНА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
234
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
З. БАУМАН / ТЕКУЧАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ / ГОРОД / МОБИЛЬНОСМТЬ / НЕ-МЕСТО / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кравченко Альберт Иванович

Самая устойчивая вещь на земле - в плане культуры и цивилизации - это города. Урбанизация началась 10 тыс. лет назад и по нарастающей продолжается сегодня. Она расширяется, пожалуй, быстрее, чем расширяется, по заявлениям ученых, наша вселенная. Рождались и умирали восточные и западные империи, рушились храмы, замки и мавзолеи. Не уцелело в первоначальном виде ни одно из семи чудес света. А города как фронтиры и форпосты социального прогресса здравствуют и процветают. Тем более непонятно, почему и как к ним можно применить метафору текучей современности З. Баумана. На этот вопрос собирается ответить автор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY OF NO-PLACES IN THE FLUID MODERNITY OF ZYGMUNT BAUMANN

The most stable thing on earth - i n terms of culture and civilization - are cities. Urbanization started 10 thousand years ago and continues to grow today. It is expanding, perhaps faster than, according to scientists, our universe is expanding. Eastern and Western empires were born and died, temples, castles and mausoleums collapsed. None of the seven wonders of the world survived in their original form. And cities are frontiers and outposts of social progress. Hello and prosper. It is all the more incomprehensible why and how the metaphor of the fluid modernity of Z. Bauman can be applied to them. The author is going to answer this question.

Текст научной работы на тему «ГОРОД НЕ-МЕСТ В ТЕКУЧЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ ЗИГМУНТА БАУМАНА»

Город не-мест в текучей современности Зигмунта Баумана

Кравченко Альберт Иванович,

доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ E-mail: kravchenkoai@mail.ru

Самая устойчивая вещь на земле - в плане культуры и цивилизации - это города. Урбанизация началась 10 тыс. лет назад и по нарастающей продолжается сегодня. Она расширяется, пожалуй, быстрее, чем расширяется, по заявлениям ученых, наша вселенная. Рождались и умирали восточные и западные империи, рушились храмы, замки и мавзолеи. Не уцелело в первоначальном виде ни одно из семи чудес света. А города как фронтиры и форпосты социального прогресса здравствуют и процветают. Тем более непонятно, почему и как к ним можно применить метафору текучей современности З. Баумана. На этот вопрос собирается ответить автор.

Ключевые слова: З. Бауман, текучая современность, город, мобильносмть, не-место, инновации.

Город - территория или пространство быстрых перемен, мобильности, миграции, туризма, переселений, быстрой смены ролей, статусов и позиций, мест жительства и мест работы. Эти и другие черты текучей современности порождены не деревней и происходят не в сельской местности. Их драйвер -современный город, город, который никогда не останавливается, город, в котором никто не стоит на месте. В нем вообще нет места. В нем много не-мест -переходящие вымпелы, эстафетная палочка, движущийся эскалатор. Город никогда не спит и никогда не умирает.

Так примерно можно передать суть теории текучей современности З. Баумана. Он не выставляет на первый план город как основные подмостки, на которых разыгрывается «текучая» драма постмодернизма. Город скрывается скорее за занавесом. Но именно он, город, написал сценарий пьесы, он является ее режиссером и вдохновителем. И он же - главное действующее лицо. В итоге мы получаем такую теорию города, где город скрыт на втором плане, как тот человек, который сверху управляет за ниточки танцующими на сцене марионетками. Бауман прекрасно понимал, что каменные стены домов и разрисованные бельэтажи -всего лишь декорации на заднем плане. А суть творится впереди, она складывается из перемещающихся людей и машин, культурных смыслов произносимых слов и жестов. Даже в том, что не видно, что скрыто за ними на третьем плане, а именно подразумевается, намекается, неожиданно выскакивает, что вероятно и предполагаемо, больше современности и правильного понимания современного общества, чем в планах, чертежах, постановлениях и монументах. Город - броуновское движение в мире слабых связей1.

1 В книге «Сила слабых связей» ("The Strength of Weak Ties") Марк Грановеттер утверждал, что

33

Используя метафору «текучая современность» [1], британский социолог еврейской национальности и польского происхождения, сначала майор госбезопасности, а потом профессор Лид-ского университета, один из оригинальнейших умов современности, объясняет революционный переход от плотного мира, структурированного нормами, условиями и обязательствами, к миру пластичному, текучему, свободному от заборов, барьеров, границ. Глобальное общество - и прежде всего глобальный город, каковым сегодня становится по существу всякое поселение, -в эпоху интернета и социальных сетей строится поверх барьеров и границ. Нажатием кнопки тамбовский юзер связывается с незнакомцем в Брюсселе или на Майами, пересекает континенты, не выходя из дома. Его дом, точнее кабинет, стал континентом, а город - земным шаром.

Современность, опираясь на свои предыдущие работы [2-4], З. Бауман мыслит в терминах «информационное общество», «сетевое общество», «глобализация», «постмодерн», «потребительский храм», пространство потока. В эпоху «текучей современности», по мнению Баумана, города окончательно утрачивают функцию мест публичного обсуждения общих интересов. Отныне «горожане» не являются «гражданами» [5] - теперь это лишь «незнакомцы», не знающие и не желающие знать друг друга. «Города принято называть местом, где встречаются незнакомцы, где они остаются вблизи друг друга и где они взаимодействуют друг с другом на протяжении долгого времени, не переставая при этом оставаться незнакомцами. Чужаки - вещь не новая, но незнакомцы, которые остаются незнакомцами в течение долгого времени и даже всегда, появились в эпоху Нового времени. В типичных досовременных городах или деревнях чужакам не позволялось оставаться чужими на протяжении долгого времени. Одних изгоняли и не впускали обратно

слабые связи парадоксально сильны, потому что они связывают разрозненных людей и сообщества.

через городские ворота. С теми, кто желал и кому разрешали прийти и остаться на более длительное время, обычно «знакомились» лично - подробно расспрашивали и быстро «одомашнивали», - так что они могли влиться в сеть отношений, уже созданную жителями города» [6, с. 26].

В череде уличных столкновений мы надеваем маску вежливости и извинений - иначе нельзя, нас слишком много спешащих по своим неотложным делам, а на конфликты некогды терять время. Мы спешим делать карьеру, покупать путевку на заграничный отдых, поговорить по «мобиле», послать мес-седж, пропоститься, посмотреть лайки. Текучесть - не просто форма, а вещество, из которой состоит городская жизнь. Мы все неузнаваемы друг другу, меняемы и изменяемы, вменяемы и невменяемы. Разговаривая друг с другом, умом мы где-то в другом месте, возможно, опять в Фейсбуке или Одноклассниках. Нас нет везде и мы хотим быть повсюду.

В текучей современности само собой обостряется проблема самоидентичности. Создание идентичности включает в себя две составляющие: принадлежность и дифференциацию. Бауман утверждает, что существует культурное обязательство создавать себя, свою идентичность посредством потребления. На самом общем уровне наличие идентичности и принадлежность к группе связаны с социальным императивом выглядеть достойным гражданином и горожанином. Для порядочного гражданина трудно отклониться от уровня жизни, потому что это означало бы отклонение от социальных норм и вызывало бы чувство стыда [7].

В городе - пространстве мульти-культурностей и многоязычия - мы встречаемся с представителями самых экзотических стран и сразу же находим с ними общий язык, ибо и они знают современный интернет, его нормы, манеры и обычаи. И они также постятся, создают блоги, лайкаются. И они в своей стране тоже незнакомцы, так какая разница, где ему ходить по улицам

гч

л и пег, Л

34

и в каком городе работать. Сегодня он здесь, а завтра там. Самолет мгновенно перенесет тебя на другой континент, а на быстром авто ты за день можешь побывать в нескольких городах и городках. В этом мире случайных встреч и необязательных отношений ты всегда турист, мигрант и кочевник. З. Бауман считает город одним из «плавильных тиглей» текучей современности, где варится всё и перевариваются все. Город как плавильный котел - американская метафора глабальной мультикультур-ности и всеобщей свободы.

Считается, что потребительская культура основана на переживании удовлетворения как преходящего. Это порождает ощущение, что требования ненасытны. Мимолетная природа потребительской жизни олицетворена Бауманом в его понятии текучей современности. Жизнь потребления, говорит Бауман, должна быть жизнью быстрого обучения и быстрого забывания [7]. Долговечность обесценивается. Бауман иллюстрирует это на примере косметической хирургии; люди могут постоянно «рождаться заново» благодаря пластичности человеческого тела. Более того, «главной достопримечательностью шопинговой жизни является предложение множества новых начинаний и воскрешений (шансов "родиться заново")» [7, р. 49]. Тем не менее, полного удовлетворения через потребление никогда не произойдет. Обещания будут не выполнены, желания останутся, и их придется удовлетворять снова и снова, а торговая жизнь будет продолжать процветать.

Гигантские торговые супермаркеты - город в городе - уже не «бакалейная лавка на углу». Бесконечная череда зевак и покупателей больше походит на венецианский карнавал или вокзальную толпу. «Они помогают горожанам совершать символические путешествия за пределы повседневности. Но люди собираются здесь в огромные толпы лишь для того, чтобы сильнее насладиться природой собственной индивидуальности» [5]. Городские толпы и потоки - это место не-мест, сообще-

ство не-индивидуальностей, незнакомцев, потребителей, но не производителей. Здание, мост, сквер, магазин -лишь случайная и временная остановка на пути современных кочевников. З. Бауман и мировую историю мыслит как перемещение кочевых племен до очередной земледельческой стоянки. Нынешняя цивилизация построена оседлыми этносами, привнесшими в мир текучести стабильность, ремесла, искусства, науки и города. Но современные очаги оседлости сами превращаются во временные бивуаки кочевников-сетевиков и потребителей. Налицо «цивилизаци-онный зигзаг», превративший город в пространство не-мест.

В статье «Город страхов, город надежд» [6, с. 24-53], которая продолжает его книгу «Текучая современность», Бауман показывает и доказывает, что на протяжении многих столетий именно в городах назревали изменения, преображавшие затем общество. Во-первых, они, а не деревня, поражает общество революционными преобразованиями. Во-вторых, в современных городах ощущается больший поток инновация, чем в старых. В-третьих, поток изменений ускоряется, иногда превращаясь в настоящий потоп, который граждане не успевают переварить, осмыслить или уберечься. Одни изменения запланированы администрацией, которая не всегда выслушивает мнение горожан. Но неожиданности и опасности возникают также как незапланированные, стихийные, последствия запланированных мероприятий: ведь хотели как лучше. С пассажирами трансконтинентальных рейсов из одних мегаполисов в другие приходят не только товары, идеи и информация, но и вирусы. Пандемия, зародившаяся в одном городе, моментально охватывает весь мир.

Еще в 1995 г., напоминает Бауман Дж. Джилдер провозгласил неизбежную «смерть города» как бесполезного «остатка индустриальной эпохи», а С. Грэм и С. Марвин предлагали исполнить электронный реквием современному городу, называя его неким в духе «Бегущего по лезвию бритвы»

35

[6, с. 25]. Бауман предлагает не спешить с прогнозами и разобраться в текущем состоянии дел. А оно таково, что город и социальные изменения стали синонимами. «Изменения - это изменения качества городской жизни и формы городского существования» [6, с. 26]. Кто же делает город Нового времени кузницей инноваций? Они, те самые незнакомцы: «именно обилие незнакомцев, постоянных незнакомцев, «вечных незнакомцев» делает города благоприятной средой для изобретений и нововведений, рефлексивности и самокритики, неудовлетворенности, несогласия и стремления к лучшему» [6, с. 27]. Их стало так много, что коренным горожанам невозможно их стало адаптировать под себя, а поскольку численность городского населения росла по экспоненте, заработал «плавильный котел», и постепенно в городе все стали друг другу незнакомцами. Настала эпоха всеобщего отчуждения? И да, и нет. Настала эпоха перманентных научных, культурных и промышленных революций. Первой крупной из них стало появление капитализма: «Новое капиталистическое устройство, вовсе не поглощая, ассимилируя и одомашнивая незнакомцев, нарушало привычные связи и тем самым делало незнакомым знакомое. Капитализм был массовым производством незнакомцев. Это сделало взаимное отчуждение нормальной и почти универсальной формой отношений между людьми» [6, с. 28].

Дошедший до своего логического конца капитализм - это «глобальная деревня», которая и не деревня вовсе, ибо в «текучей современности» больше нет точной локализации центра и периферии, повсюду потоки власти и власть потоков. «Пространство потоков» и «пространство мест» уже не различаются, они схлопнулись в сингулярность, в которой происходит постоянное взаимопроникновение глобального и локального. Исчезает местный патриотизм, его сменяет космополитизм и равнодушие к своему локусу. Зыбкость и неуверенность, страх и не-

определенность - новое состояние общественного сознания в Новое время. «Город - это свалка страхов и опасений, порождаемых глобально вызванной неуверенностью», пишет Бауман в этой статье [6, с. 52].

Литература

1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочако-ва. - СПб.: Питер, 2008.

2. Бауман З. Мыслить социологически / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Аспект-пресс, 1996.

3. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

4. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. - М.: Издательство Весь Мир, 2004.

5. Павлов А. Что происходит с городами в эпоху «текучей современности»? // Дискурс 12 октября 2016. [https://discours.io/articles/social/ chto-proishodit-s-gorodami-v-epohu-tekuchey-sovremennosti]

6. Бауман З. Город страхов, город надежд // Логос. - 2008. - № 3. - С. 26.

7. Bauman Z. Consuming Life. Cambridge: Polity Press, 2007.

THE CITY OF NO-PLACES IN THE FLUID MODERNITY OF ZYGMUNT BAUMANN

Kravchenko A.I.

Lomonosov Moscow State University

The most stable thing on earth - in terms of culture and civilization - are cities. Urbanization started 10 thousand years ago and continues to grow today. It is expanding, perhaps faster than, according to scientists, our universe is expanding. Eastern and Western empires were born and died, temples, castles and mausoleums collapsed. None of the seven wonders of the world survived in their original form. And cities are frontiers and outposts of social progress. Hello and prosper. It is all the more incomprehensible why and how the metaphor of the fluid modernity of Z. Bauman can be applied to them. The author is going to answer this question.

Keywords: Z. Bauman, fluid modernity, city, mobility, non-place, innovation.

36

References

1. Bauman Z. Fluid modernity / Per. from English ed. Yu.V. Asochakova. - SPb.: Peter, 2008.

2. Bauman Z. Think sociologically / Per. from English ed. A.F. Filippova. - M.: Aspect-press, 1996.

3. Bauman Z. Individualized society. M.: Logos, 2002.

4. Bauman Z. Globalization. Consequences for man and society / Per. from English - M.: Ves Mir Publishing House, 2004.

5. Pavlov A. What happens to cities in the era of "fluid modernity"? // Discourse October 12, 2016. [https://discours.io/articles/ social/chto-proishodit-s-gorodami-v-epohu-tekuchey-sovremennosti]

6. Bauman Z. The city of fears, the city of hopes // Logos. - 2008. - No. 3. - P. 26.

7. Bauman Z. Consuming Life. Cambridge: Polity Press, 2007.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.