Научная статья на тему 'ГОРОД КАК ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ'

ГОРОД КАК ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / город / общественное сознание / личность / culture / city / public consciousness / personality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серегина Т.Н.

В статье на основе анализа современных городов и тех вызовов, которые предъявляет глобальный мир к городам, показана картина культурных ценностей горожан и необходимость складывания и оформления, встраивания этих ценностей в структуру общественного сознания. Культурная и ценностная картина мира современного горожанина призвана сформировать особый тип идентичности горожанина на основе новой формы общественного сознания, где акцент сделан на личностные, экзистенциальные качества личности. Историческое сознание как форма сознания является феноменом придающем городу уникальность, неповторимость и привлекательность. Технологические составляющие выступают как инструмент, который обслуживает ценностное и культурное в городе, обеспечивает комфортную и безопасную жизнь горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY AS A SPACE OF CULTURE

Based on the analysis of modern cities and the challenges that the global world poses to cities, the article shows a picture of the cultural values of citizens and the need for folding and designing, embedding these values in the structure of public consciousness. The cultural and value picture of the world of a modern city dweller is called upon to form a special type of city dweller's identity based on a new form of social consciousness, where the emphasis is on the personal, existential qualities of the individual. Historical consciousness as a form of consciousness is a phenomenon that gives the city uniqueness, originality, and attractiveness. Technological components act as a tool that serves the value and cultural in the city, provides a comfortable and safe life for citizens.

Текст научной работы на тему «ГОРОД КАК ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ»

Серегина Т.Н.

ГОРОД КАК ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

DOI: 10.26907/2079-5912.2022.4.64-68

Аннотация. В статье на основе анализа современных городов и тех вызовов, которые предъявляет глобальный мир к городам, показана картина культурных ценностей горожан и необходимость складывания и оформления, встраивания этих ценностей в структуру общественного сознания. Культурная и ценностная картина мира современного горожанина призвана сформировать особый тип идентичности горожанина на основе новой формы общественного сознания, где акцент сделан на личностные, экзистенциальные качества личности. Историческое сознание как форма сознания является феноменом придающем городу уникальность, неповторимость и привлекательность. Технологические составляющие выступают как инструмент, который обслуживает ценностное и культурное в городе, обеспечивает комфортную и безопасную жизнь горожан.

Ключевые слова: культура, город, общественное сознание, личность.

Современный мир формируется под воздействием четырех процессов: индустриализация и постиндустриализация, урбанизация, изменение демографической картины, глобализация. Город стал средоточием и ярким воплощением результатов этих процессов, он наглядно показывает их недостатки и положительные стороны, а также перспективы развития общества под их влиянием.

В городе складываются новые типы отношений между людьми, формируется новая городская идентичность с ценностями и социальными практиками, характерными только для горожанина. Опросы ВЦИОМ дают неполную картину ценностей горожан. Так жители мегаполисов менее счастливы, в Москве и Санкт-Петербурге - 76%, городах миллионниках - 77%, а в городах населением 100 тысяч 89% жителей счастливы.) [1]. Также ВЦИОМ представил сводный Индекс семейного благополучия: жители городов с численностью миллион и более человек удовлетворены качеством своей жизни на 67,37%, с численностью от 500 тысяч до 950 тысяч - 68,98%, от 100 до 500 тысяч - 66,45%, в городах численностью 100 тысяч и меньше - 66, 58%, жители сел удовлетворены своей жизнью только на 64,33%. Под благополучием горожане имели в виду следующие ценности: взаимоотношения в семье, состояние здоровья членов семь, жилищные условия, ощущение безопасности, возможность совместно отдыхать и интересно проводить досуг, уровень семейного дохода, возможность самореализации всех членов семьи - профессиональной и личной, возможность получить образование, наличие надеж-

ного круга друзей и знакомых, регулярный рост семейного дохода, наличие сбережений, участие в общественных мероприятиях. Главными ценностями, которые горожане реализовывают стали взаимоотношения в семье, наличие круга друзей и знакомых, состояние здоровья, возможность получить образование, совместно отдыхать [2]. При этом важно отметить, что миграционные процессы, за счет которых города растут (и эта тенденция характерна для городов на протяжении всей истории человечества), не привлекают современное население. Опросы 2021 года показали, что 50% россиян живут в своем городе с самого рождения. К переезду россиян подталкивает поиск работы - 19%, хотя в 2019 это было 25%, переезд к родственникам - 25% и 11% -это переезд, связанный с учебой, более высокий уровень жизни 17% в 2021 году и 15% в 2019 году, более хороший климат - 15% в 2021 и 12% в 2019 году и экология 7% в 2021году и 13% в 2019году. Необходимо отметить, что это миграция между городами и горожанами, россияне хотят переехать из одного города в другой более крупный или столичный: 15% опрошенных хотели бы переехать в Санкт-Петербург, 8% в Москву, 6% в Краснодар [3].

Опросы Фонда общественного мнения в целом подтверждают данные от ВЦИОМ. Только 32% респондентов заявили о необходимости переехать в другой город и причинами переезда называют проблемы с получением образования, комфортности бытовой жизни, перспективами развития, а также желание переехать связано с понятием «интересности» жизни в городе - 63%, безопасности - 67%,

обеспеченности -56%. Важным моментом, которые подчеркнули респонденты, стала констатация ощутимых отличий горожан от сельских жителей - 60% заявили, что есть отличия по следующим параметрам: горожане более культурные, воспитанные, образованные, закрытые, агрессивные, подвижные, заносчивые, высокомерные и наглые, ленивые и праздные, алчные и жадные, суетливые и нервные [4]. Ответы дают возможность понять привлекательность города, как института культуры и образования. Качества личности, которые формируются в процессе жизни в городе скорее отрицательные, но при этом город не теряет своей притягательности.

В городе формируется новая структура ценностей и горожане становятся ее носителями. В городах после 2008 года проживает более половины населения, в России 75% населения живут в городах. Горожане составляют в мире большинство населения именно горожане определяют ценности, нормы, правила поведения, тип и содержание культуры современного мира. Город в истории человечества создавался как идеальное пространство для реализации фундаментальных, экзистенциальных качеств человека. Город - это воплощение мечты об идеальном человеке. Первые планы создания и планировки города были в Египте и Месопотамии [5]. Проблема создания идеального города была важна Платону и Аристотелю, где важно не только место расположения и структура города, но и роль и формы участия горожан в жизни города. Августин Блаженный пишет работу «О граде Божьем», где описывает духовное бытие города земного и божественного, проблема устройства идеального города поднимается в работах Т. Мора, Т. Кампанеллы и Ф. Бэкона. В Х1Х-ХХ веках это проекты города-сада Г. Эбенезера, проекты Ле Корбюзье. В России такой идеальный город описан в романе В. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма».

В XXI веке идея идеального города для «идеального» человека по-прежнему актуальна. Современный город детерминирован не только социальными условиями, но и зависит от исторического контекста развития городского пространства. Так индустриальный город спроектирован под задачи массового производства и учитывает исторический генезис общества перехода от эпохи средневековья к Новому времени с присущими ему характеристиками рационализма, влияния технологий, складывания национального государства, доминирования буржуазии как политической и экономической силы. В XXI веке город меняется, он подстраивается под интересы человека, под изменяющиеся экономические процессы. Вызовы, на которые отвечает современный город и горожанин: климатические изменения, миграции и мобильность, удаленная работа, новые модели потребления, внедрение цифровых технологий. Отвечая на эти вызовы, появляются новые

модели городов, каждая из них становится отражением ценностей и потребностей: устойчивый, низкоуглеродный, самостоятельный, здоровый, инклюзивный, 15-минутный, глобальный, сетевой город. Необходимо отметить, что эти модели не герметичные, они дополняют друг друга и в пространстве одного города можно совместить несколько моделей. Обобщая предложенные модели, можно сказать, что общим у них является стремление к экологично-сти и комфортности. Достижение комфорта и поддержание экологичности в современной ситуации возможно благодаря умным технологиям и использованию больших данных. Таким образом появилась универсальная модель умного города. При этом надо понимать, что технологии умного города - это всего лишь инструмент для понимания и становления человека как личности. Умные города названы Б. Коэном и представлены моделями 1.0-5.0. Каждая из них ориентирована на уникальность и ценности человека, на возможности реализации культуры. Модель 1.0 целиком ориентирована не технологии, 2.0 видит горожан как потребителей технологий, именно эта модель осуществляется в России: в том числе программа «Умный город - 2030» в Москве и Иннополис в Казани. С. Сассен назвала эти города - оптимизированным урбанизмом и вошла в историю науки как автор термина «глобальный город». Умные города задумывались как эффективные, экономические, экологичные проекты, здесь нет уникальности, неповторимости, «гения места», историчности - тех качеств, которые передают сущностную, культурную, духовную сторону города. Но при этом предполагает действие социального капитала и создание креативного класса в пространстве города. Это города с усредненными, стандартизированными, функциональными общественными пространствами. Модель 3.0 социально ориентирована на инклюзию отдельных групп и слове общества, на внедрение инноваций. Модель 4.0 создает идеологию нации при помощи технологий и модель 5.0 ориентирована на отдельного человека, ее авторы позиционируют свою модель как модель информационного и устойчивого города сегодняшнего дня. Институты составляют рейтинги «умных» городов (в России это рейтинг составляет Министерство строительства, агентство PwC или журнал Forbes, швейцарская бизнес-школа IMD и сингапурский университет технологии и дизайна) [6]. Глобальные индексы конкурентоспособности городов борьба между моделями и городами - это не борьба за культуру и уникальность города и ценности личности. Они становятся индикаторами в борьбе за привлечение капитала в город. При составлении рейтингов культурная, историческая составляющая учитывается как экономическая инвестиционная среда, которая призвана обслуживать население города и привлекать туристов. Формальные требования к комфорту и безопасности, развитию и социаль-

ному благополучию соблюдены. Но город - это не только экономика, бизнес и менеджмент, технологии и инфраструктура, это еще и сообщества, отдельные личности, уникальные горожане и их экзистенциальные потребности.

В городе формируется уникальная среда и прежде всего культурная среда на основе ценностного мира, истории города и культуры. В городе складывается общественное сознание с мифологией города, знанием жителей о городе, восприятие и чувствование города. На основе анализа феноменов коллективной ментальности, «социального чувства» принадлежности необходимо выявить специфически городские ценности и совокупность знаний как структурных единиц общественного сознания горожан. Культура города формируется под влиянием двух факторов. С одной стороны, пространство города - архитектура, коммуникации, инфраструктура формируют образ и стиль жизни в городе, восприятие города, показывает возможности выживания и безопасности в городе, способы и средства передвижения и коммуникаций. Пространство становится каркасом города. С другой стороны, детерминирующим фактором выступает история города, которая составляет содержательный уровень общественного сознания горожанина и выступает в качестве мотивации, идентификации, смыслосозидания.

Свобода как ценность остается базовой ценностью горожанина, начиная со времен средневекового германского права, когда воздух города делал личность свободной. Свобода и связанный с ней выбор одна из самых привлекательных ценностей города. Для горожан город традиционный и в особенности «умный» город ценен возможностями: безопасности, связанности, понимаемой как доступность и разнообразием коммуникаций, экологичностью, экономичностью и стабильностью. Именно эти возможности становятся базовыми ценностями культуры современного горожанина. Расширяя этот список ценностей горожанина, можно говорить о доверии, человеческом и социальном капитале, для которых город представляет разнообразные возможности и условия для складывания и функционировании. Ценности солидарности, компромисса, толерантности, адаптивности, открытости, коммуникации складываются в функциональную структуру, итогом этого процесса становится формирование общественного сознания и идентичности горожан. Рациональность, иннова-ционность, равенство, права и обязанности, государственность и возможности образования, доступ к институтам образования и культуры, приоритет качеств, ассоциирующихся с достижениями цивилизации. Необходимо отметить феномен инвайроментализма - ценности экологич-ности жизни в городе, проблему и значение феноменов одиночества и отчуждения в городе, которые приобретают

экзистенциальный смысл бытия человека в городе. Город становится привлекательным, стабильным и комфортным не столько благодаря технологиям, применяемым в нем, сколько уникальности, историчности. Историческое знание, историческая память в сознании горожан составляют основу мировоззрения и культуры. Историческое понятое в самом широком культурном смысле: как мифология, архитектура скульптура, музеи, театры, а не уровень технологий делают город привлекательным, неповторимым. Город должен стать для людей, он должен быть интересным и привлекательным в экзистенциальном смысле. Результаты исследования компании Hаbidаtum на основе фиксации хэштегов показали, что москвичи и туристы в Москве чувствуют себя причастными к городу, когда они находятся в историческом центре [7]. Все эти феномены и ценности в сочетании со знаниевым компонентом составляют содержательный, структурно-функциональный смысл общественного сознания горожанина.

В «умном городе» личность помимо коммуникации в традиционном пространстве вступает в коммуникацию с виртуальным миром, взаимодействуя с «чувствующими и мылящими устройствами, соединенными между собой» [8. с. 50]. М. Кастельс пишет, что социальное пространство исчезает [9. с. 36], город состоит из кластеров, а города перестали быть иерархиями, а представляют собой сеть, где нет более или менее важных и значимых. К. Ротти и М. Клодел предлагают концепцию управления городом «гибридной модели с примесью хаоса» [10. с. 62]. Личность включена, а точнее втянута в виртуальную коммуникацию, в отношения с высокой степенью неопределенности. Это новый тип действительности и социальных связей в ней [11. с. 15]. В то же время личности новые технологии предоставляют почти неограниченные возможности как информационные, так и деятельностные. Маклюэн пишет, что город стал городом коммуникаций, в котором доминируют ценности рационализма и модернизм, город в котором все население участвует в его сотворении и изменении [12. с. 301-302]. Таким образом, новый этап развития города и горожан приобретает новый уровень свободы, новые возможности коммуникации, соучастия и только от личности, от горожанина зависит как будут использованы технические возможности.

Понимание общественного сознания горожанина, знаний о городе и структуре и содержании ценностей горожанина должны стать основой не только его идентичности, но и дать ему возможность комфортного проживания в городе. Таким образом культура вообще и культура в городе, традиционно понятая в двух ее аспектах как коммуникация и как деятельность выражается в феномене формирования общественного сознания горожан.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Индекс счастья ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-schastja (дата обращения 23.06.2022)

2. Индекс семейного благополучия. - URL: https://wciom.ru/flleadmin/user_upload/presentations/2021/VCI0M-HomeCredit_Fjodorov_V.V._09.12.pdf (дата обращения 23.06.2022)

3. Охота к перемене мест: зачем и почему? - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/okhota-k-peremene-mest-zachem-i-pochemu-1 (дата обращения 24.06.2022)

4. Жизнь городская и сельская. Россияне сравнивают город и село, горожан и жителей сельской местности. Опрос ФОМ. - URL: https://fom.ru/0braz-zhizni/11434 (дата обращения 22.06.2022)

5. Глазычев Социально-экологическая интерпретация городской среды. - URL: http://www.glazychev.ru/books/soc_ ecolog/soc_ecolog_1.htm (дата обращения 26.06.2022)

6. Индекс цифровых городов. - URL: https://ict.moscow/research/indeks-tsifrovykh-gorodov-2022/ Smart City Index 2020 https://ict.moscow/research/smart-city-index-2020/ (дата обращения 22.06.2022) Обсерватория умного города https://www. imd.org/smart-city-observatory/home/ (дата обращения 23.06.2022) Умные города. Внедрение новых технологий и переосмысление будущего наших городских пространств. - URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/government-public-services/smart-cities.html (дата обращения 23.06.2022)

7. Большие данные для реновации городов. - URL: https://habidatum.com/projects (дата обращения 23.06.2022)

8. Митчелл У. Дж. Я++: Человек, город, сети. - М.: Strelka Press, 2021. - 328 с.

9. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.

10. Ратти К., Клодел М. Город завтрашнего дня: Сенсоры, сети, хакеры и будущее городской жизни. - М.: Изд-во Института Гайдара. - М., 2018. - 248 с.

11. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Республика, Культурная революция, 2006. - 269 с.

12. Микроурбанизм. Город в деталях / сб. статей под ред. О. Бердниковой, О. Запорожец. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 352 с.

Информация об авторе

Серегина Татьяна Николаевна, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ, Департамент гуманитарных наук

E-mail: Seregina.tatiana@gmail.com

Seregina T.N.

CITY AS A SPACE OF CULTURE

Abstract. Based on the analysis of modern cities and the challenges that the global world poses to cities, the article shows a picture of the cultural values of citizens and the need for folding and designing, embedding these values i n the structure of public consciousness. The cultural and value picture of the world of a modern city dweller is called upon to form a special type of city dweller's identity based on a new form of social consciousness, where the emphasis is on the personal, existential qualities of the individual. Historical consciousness as a form of consciousness is a phenomenon that gives the city uniqueness, originality, and attractiveness. Technological components act as a tool that serves the value and cultural in the city, provides a comfortable and safe life for citizens.

Keywords: culture, city, public consciousness, personality

Literature

1. VTSIOM Happiness Index. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-schastja (accessed 23.06.2022)

2. Index of family well-being. - URL: https://wciom.ru/flleadmin/user_upload/presentations/2021/VCI0M-HomeCredit_ Fjodorov_V.V._09.12.pdf (accessed 23.06.2022)

3. Wanderlust: why and why? - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/okhota-k-peremene-mest-zachem-i-pochemu-1 (accessed 24.06.2022)

4. Urban and rural life. Russians compare city and countryside, townspeople and rural residents. FOM survey. - URL: https:// fom.ru/Obraz-zhizni/11434 (accessed 06.22.2022)

5. Glazychev Socio-ecological interpretation of the urban environment. - URL: http://www.glazychev.ru/books/soc_ecolog/ soc_ecolog_1.htm (accessed 06.26.2022)

6. Digital Cities Index. - URL: https://ict.moscow/research/indeks-tsifrovykh-gorodov-2022/ Smart City Index 2020 https://ict. moscow/research/smart-city-index-2020/ (accessed 22.06. 2022) Smart City Observatory. - URL: https://www.imd.org/smart-city-observatory/home/ (accessed 06.23.2022) Smart cities. Implementing new technologies and rethinking the future of our urban spaces. https://www.pwc.com/gx/en/industries/government-public-services/smart-cities.html (accessed 06.23.2022)

7. Big data for urban renewal. - URL: https://habidatum.com/projects (accessed 06.23.2022)

8. Mitchell W. J. I++: Man, city, networks. - M.: Strelka Press, 2021. - 328 p.

9. Castells M. Internet Galaxy: Reflections on the Internet, business and society. - Ekaterinburg: U-Factoria (with the participation of the publishing house of the Humanitarian University), 2004. - 328 p.

10. Ratti K., Claudel M. City of tomorrow: Sensors, networks, hackers and the future of urban life. M., Publishing House of the Gaidar Institute. - M., 2018. - 248 p.

11. Baudrillard J. Consumer society. His myths and structures. - M.: Republic, Cultural Revolution, 2006. - 269 p.

12. Microurbanism. The City in Detail / Sat. articles ed. O. Berdnikova, O. Zaporozhets. - M.: New Literary Review, 2018. - 352 p. P. 301-302.

Author

Seregina Tatiana Nikolaevna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of Humanities.

E-mail: Seregina.tatiana@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.