Научная статья на тему 'Город как культурологический феномен'

Город как культурологический феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
585
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / УРБАНИЗАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / МИГРАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМА ИЗОЛЯЦИИ / CIVILIZATION CENTRE / URBANIZATION / ASSIMILATION / DOWNSHIFTING / SELF IDENTITY / THE PROBLEM OF ISOLATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Набилкина Л. Н.

В работе рассматривается развитие города как центра цивилизации, дается понятие «городская культура», выделяются ее типы, уделяется внимание различиям между городским и сельским менталитетом. Автор анализирует причины миграции и влияние, которое мигранты оказывают на коренное население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY AS CULTUROLOGICAL PHENOMENON

The work touches upon the problem of the development of the city as a centre of civilization. It gives the definition of "city culture", distinguishes its types, pays special attention to the differences between city mentality and country one. The author analyzes the causes of migration and the influences of migrants on the natives.

Текст научной работы на тему «Город как культурологический феномен»

2. Foht-Babushkin, Yu. U. Iskusstvo v zhizni molodyh pokolenij Rossii: Dostignutye еГГеИу, upuschennye vozmozhno-sti i sohranyayuschiesya nadezhdy. - SPb.: Aletejya, 2005.

3. Fominova, M. A. Perspektivy razvitiya hudozhestvenno-еsteticheskogo obrazovaniya v kontekste postroeniya modeli “Na-sha novaya shkola” / M. A. Fominova, E. A. Kocherova, T. A. Klimova // Muzyka v shkole. - 2009. - № 5.

4. Flier, A. Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov. - M.: Soglasie, 2010.

5. Kostina, A. V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obschestva. - M.: URSS, 2011.

6. Toffler, Е. Tret'ya volna: perevod s angl. - M.: AST, 2004.

7. Hit-parad fil'mov: kinokompleks “Rodina” |Eh/r]. - URL: http://kinokompleks.net/xit-parad-filmov.

8. Zinov'ev, A. A. Na puti k sverhobschestvu. - M., 2000.

9. Tard, G. Mnenie i tolpa // Psihologiya tolp. - M., 1998.

10. Nielsen prognoziruet rost chisla gipermarketov [ЕЬ/r]. - URL: http://www.foodset.ru/news/672

11. Katitsya, katitsya raspisnoj vagon [ЕЬ/r]. - URL: http://www.sobesednik.ru/publications/sobesednik/2007/03/13/underground_art_education

Статья поступила в редакцию 11.06.2011

yflK 009

Nabilkina L.N. CITY AS CULTUROLOGICAL PHENOMENON. The work touches upon the problem of the development of the city as a centre of civilization. It gives the definition of “city culture”, distinguishes its types, pays special attention to the differences between city mentality and country one. The author analyzes the causes of migration and the influences of migrants on the natives.

Key words: civilization centre, urbanization, assimilation, downshifting, self identity, the problem of isolation.

Л.Н. Набилкина, канд. фил. наук, доц. ГОУ ВПО ««Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», E-mail: nabilkna@yandex.ru

ГОРОД КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В работе рассматривается развитие города как центра цивилизации, дается понятие «городская культура», выделяются ее типы, уделяется внимание различиям между городским и сельским менталитетом. Автор анализирует причины миграции и влияние, которое мигранты оказывают на коренное население.

Ключевые слова: цивилизационный центр, урбанизация, ассимиляция, миграция, самоопределение, проблема изоляции.

Определяя город как культурологический феномен, мы должны выяснить, почему город стал играть такую важную роль в жизни людей, как он повлиял на человеческую культуру, и какую роль он играет в переходе от культуры к цивилизации.

Как известно, переход человечества к городской культуре произошел в VII веке до Р.Х. в Восточном Средиземноморье. Именно там мы находим истоки современной цивилизации. Восточное Средиземноморье - самое благоприятное место для развития человечества. Средняя годовая температура там - 23 градуса по Цельсию - признана самой комфортной для человека. Впоследствии человеческая культура распространилась в близлежащие области, а затем и по всему миру. Государства начали складываться вокруг городов. Нам хорошо известны города-полисы Древней Греции и их роль в формировании человеческой культуры. Затем пришла очередь Древнего Рима, который распространил городскую культуру на все завоеванные им провинции.

Но далеко не все народы любили города. Кочевые племена, составившие империю Чингиз-хана, или племена англов и саксов, завоевавших Британию, разрушали города, считая их рассадником порока.

Как бы то ни было, города развивались, и без них трудно вообразить историю человечества. Как заметил Ф. Бродель, оценивая роль городов в истории Европы, «город - новая судьба мира, он беспрестанно вершит жизнь людей, открывая двери того, что мы зовем историей» [1, с. 509].

Город формирует свою собственную культуру. Повышенный интерес к городу, к городской жизни обозначился еще в XIX - начале XX века. В середине прошлого века сформировалась специальная наука - «урбанистика». Эта наука занялась исследованием проблем, связанных с географиче-

ским, демографическим, социологическим, архитектурным, историческим положением города. Однако урбанистика оказалась не в состоянии ответить на все социально-культурные вопросы, возникающие в связи с понятием «город». Вот почему урбанистика вошла в тесный контакт с культурологией. Если урбанистика занималась «предметным» изучением города и городской жизни, то культурология рассматривала эту проблему в целом, в социально-культурном ракурсе.

Изучение города с культурологических позиций предполагает его исследование как феномен, в совокупности всех его проявлений, как целое. Культурологический подход позволяет рассматривать город в его ипостасях: древний город, средневековый город, современный город.

На Руси древние города связаны с северной славянской культурой. Первые города возникают на пути «из варяг в греки» и связаны с образованием Новгорода Великого и Пскова. Древнерусская эпоха послужила развитию древнерусского государства, укреплению его внутренних и внешних связей. Древнерусский город являл пример и древней демократии. В Новгороде было место для сбора горожан, служившее для решения насущных городских проблем. Но распространенное мнение, что вече объединяло всех жителей города, является ошибочным. На вече могло уместиться не более 50 человек, так что это собрание предназначалось лишь избранным.

Есть существенное отличие между терминами «город» и «городище». Городище - это предвестник города, его укрепленная часть. После того, как в город назначался князь или посадник, для него строили Кремль. Возле Кремля продолжал строиться город. Есть еще обстоятельство, которое отличает древнерусский город от городов Западной Европы. Город, имевший окончание «бург», не подчинялся местным правителям - князю, графу или шерифу - только королю. Показатель-

но, что Великий Новгород также не имел князя. Горожане «приглашали» князя, заключая с ним своеобразный контракт. В случае нарушения этого контракта или ввиду недовольства жителей города, князь изгонялся. Так произошло и с Александром Невским вскоре после его победы над шведами.

Интересно отметить, что в скандинавском языке существовало слово ‘^аМаг”, образованное от русского «град». Новгородскую Русь скандинавы называли «гардарикой» - «страной городов». Это является подтверждением тому, что Русь изначально имела города. А вовсе не была окраиной цивилизации.

Постепенно на Руси начинает формироваться «городская культура». В город потянулись жители окрестных деревень, формируя цех ремесленников, мастеровых, обслуги. Наиболее расторопные выбились в «гости» - торговый люд, купцов. Набирает силу процесс урбанизации. «Культура города» является особой категорией, обозначающей созданную людьми искусственную среду обитания, включающую в себя такие компоненты, как традиции, нормы и ценности, образ жизни, менталитет.

Выделяется три типа городской культуры. Первый тип возник в древности и объединял традиционную городскую культуру периода доиндустриального общества. Второй тип связан с индустриализацией. В Западной Европе точкой отсчета является 1688 год - период «Славной революции» и окончательной победы буржуазии. В России - период, последовавший за отменой крепостного права. Второй этап связан с резкой урбанизаций, с ростом численности в городах, с притоком сельских жителей. Третий этап знаменует победу урбанистической культуры, вернее урбанистической цивилизации, и характерен для постиндустриального общества, который в США и Западной Европе наступил во второй половине ХХ века, а в России - в конце века прошлого и начале века нынешнего. Но ростки урбанистической цивилизации мы находим еще в конце 20-х- 30-е годы ХХ века. Наиболее полно и ярко этот процесс нашел отражение в произведениях западных писателей - Ж.П. Сартра и Г. Миллера, а первым писателем, выразившим угрозу наступления урбанистической цивилизации в своем творчестве, был Максим Горький.

Особую категорию городских жителей представляют «мигранты». Как правило, их привлекают очень большие города: Лондон, Париж, Нью-Йорк или Москва. Там им легче всего найти работу. Там они востребованы. Было бы куда легче решить проблему мигрантов, если бы жители больших городов согласны были выполнять ту работу, которую они выполняли 20 - 30 лет назад. Сейчас такая работа кажется им не престижной, тяжелой. Проблему решают мигранты: они согласны на любую работу и за меньшие деньги. Они, как правило, образуют землячества и живут компактно в городах Западной Европы и США. В Москве таких районов, где бы представители иного народа жили бы обособленно, нет. Но это вовсе не значит, что мигранты ассимилируются с местным населением. Они превращают отдельные общежития, рынки и просто здания в свои «независимые» территории, куда нет доступа даже полиции. И в этом состоит немалая опасность. Это прежде всего касается представителей народов ЮгоВосточной Азии и арабского мира. Там они устанавливают свои законы, живут по своим обычаям. Государство и местные власти борются с нелегальной эмиграцией, но недостаточно эффективно. Это попустительство властей может дорого обойтись и государству, и государствообразующему народу, не говоря уже о глубинных городских традициях, « душе города». При неконтролируемой миграции события могут развиваться по «хазарскому варианту». В результате смешения несмешиваемых культур может возникнуть город-химера, а позднее и народ-химера.

Горожане всегда свысока относились к сельским жителям, «деревенщине». Однако среди горожан во второй половине ХХ века отмечается «рурализация», т.е. стремление при-

обрести недвижимость за городом, в сельской местности. Но этот процесс в Западной Европе, особенно в Англии, коренным образом отличается от России. Если в Англии, где 80% населения живет в городах, иметь загородный дом означает приобщиться к избранным, то в России этот процесс до недавнего времени был связан с чисто практическими интересами: получить дополнительную возможность обеспечения себя продуктами питания. В Англии владение землей означает высшую роскошь и ценность, а единственные траты, на которые англичане не жалеют денег - обустройство собственного дома. Непременным условием существования дома является собственный садик. На этом участке земли не выращивают огурцы, помидоры или картошку, только - цветы или другую декоративную зелень. Сад в представлении англичанина - это зеленый газон, на котором стоит, в лучшем случае, набор для барбекью.

С недавних пор эта тенденция наметилась и в России. По мере роста благосостояния русские также предпочитают проводить свободное время на природе. Но в последнее время с Запада к нам «перебралась» еще одна тенденция - «дауншиф-терство». «Дауншифтеры» - это, как правило, вполне состоявшиеся в городе люди, с неплохим материальным достатком, которые бросают престижную работу и карьеру и переходят на, так называемый, более низкий уровень жизни. Такое поветрие началось на Западе и распространилось на нашу страну. Наиболее яркий пример «дауншифтерства» - Герман Стерлигов - политический обозреватель и общественный деятель, один из первых мультимиллионеров России.

Горожан можно разделить на три категории: «старые» горожане, несколько поколений которых прожили в городе; горожане в первом поколении и вчерашние жители деревень, совсем недавно переехавшие в город. Как правило, именно от первой категории идут собственно городские традиции, и они определяют лицо города. Что касается лиц третьей категории, то они являются носителями деревенского уклада жизни. Причем в худшем понимании этого слова. Они демонстративно не хотят соблюдать и уважать традиции города, не привыкнув к городскому укладу жизни.

Еще одним отличием горожанина от сельского жителя являются развлечения. Профессор Е. Дуков в своем интервью «От Рима до дискотеки», данном А. Константинову, замечает, что еще Аристотель противопоставил «развлекающегося» жителя полиса «неотесанному» крестьянину. Главное качество горожанина, как считал великий мудрец, остроумие и утонченность, в то время как сельского труженика отличают серьезность и неспособность понять тонкую шутку. То есть урбанизация - это не просто переселение людей из деревни в город, это процесс трансформации личности человека, наделение его качественно новыми свойствами. Макс Вебер определял город как «рыночное поселение», а это означает, что поведения горожан диктует рынок. В нем отсутствует сакральное начало, а присутствует свобода выбора, в том числе и развлечений.

Концепция времени у горожан тоже отличается от понятия сельского жителя. У сельского труженика понятие свободного времени практически отсутствует. Оно определяется надобностью: рано ложиться и рано вставать. Это наложило свой отпечаток и на семейную жизнь, семейные ценности.

У крестьян характерны ранние браки. У них развлечения существуют лишь в ранней молодости, до брака. Молодой человек приводит в дом жену-труженицу, жену-помощницу по быту. В городе же развлечения четко отделены от работы и занимают гораздо более важное место в жизни. Сельские жители едут в город не в последнюю очередь от скуки сельской жизни. Вот почему «развлечениями» занята более возрастная категория жителей. Для горожан характерно более позднее вступление в брак.

Русская молодежь переняла у западной обычай иметь «гёл» или «бой» фрэнда. Такие отношения ни к чему не обя-

зывают партнера. Брак заключается обычно после 30, после чего рождаются дети. Такая практика не только разрушает традиционные устои русской семьи, но и отрицательно сказывается на детях. Поэтому мы видим большое количество мам, больше похожих на бабушек, в городах Западной Европы и США. Видимо, скоро мы увидим такую же картину в городах России.

Продолжая тему развлечений и, возвращаясь к статье А. Константинова «От Рима до дискотеки», скажем, что дискотека - это пляшущая толпа одиноких. Здесь мы обращаемся к очень важной теме - одиночества в толпе, одиночества в городе. В деревне одиночества практически нет. Даже будучи один, человек связан огромным внешним миром, с природой тысячью незримых нитей. В городе одиночество ощущается по-другому. Даже на дискотеке человек остается одинок. Как замечает А.Константинов, «дискотечные танцы - это танцы в одиночку... В этом измененном пространства-времени человек получает возможность спрятаться в толпе, «быть собой». То есть осмыслить и ощутить свое я. Здесь господствует автокоммуникация - общение с самим собой. А человек как индивидуальность как раз и рождается в таком пространстве самоопределения» [2, с. 1]. В этом интервью за верным посылом следует ложное утверждение. Человек развивается только в обществе. Вне общества человек развивался бы как животное, и никакого «самоопределения» не наступило бы. Дискотека это одна из форм ухода от общества. Попытка «скрыться в толпе».

Но это только один взгляд на современную дискотеку, так сказать, пессимистический. Другой взгляд - дискотека - это модернизированные танцы. Действительно, на дискотеку можно прийти с друзьями или один, но встретить там друга или подругу и уйти вместе... Подобным образом можно рассматривать и концепцию города в целом. Ее можно анализировать с точки зрения отчуждения, а можно - гуманистически. «Душа города» раскрывается в зависимости от взгляда автора на окружающую действительность.

Таким образом, можно заключить, что город представляет собой сложное культурологическое явление, нуждающееся в дальнейшем изучении. С момента основания первых городов и до настоящего времени город прошел длинную дистанцию. Он породил новую социальную общность - горожан, которые в своем развитии, как и сам город, совершили качественную трансформацию. Горожане отделились от сельских жителей сначала по способу деятельности, образу жизни, а затем -ментально. Городской образ жизни породил и соответствующее времяпрепровождение: интеллектуальный досуг, элитарное искусство и менее высокое - уличный балаган и современную дискотеку. Город усилил отчуждение людей, их самоизоляцию, стремление снизить свой социальный статус -«дауншифтерство». Город имеет свои преимущества по сравнению с сельской местностью, но он имеет и свои серьезные недостатки. Разобраться во всех изменениях, произошедших с городом и горожанами, задача наших будущих поисков и исследований.

Библиографический список

1. Бродель, Ф. Структура повседневности: Возможное и невозможное. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. - М.: Прогресс, 1986 . - Т. I.

2. Константинов, А. От Рима до дискотеки. Свободное время с точки зрения истории и социологии // Русский репортер. -2010. - 05 августа.

Bibliography

1. Brodel', F. Struktura povsednevnosti: Vozmozhnoe i nevozmozhnoe. Material'naya civilizaciya, ekonomika i kapitalizm XV -XVIII vv. - M.: Progress, 1986 . - T. I.

2. Konstantinov, A. Ot Rima do diskoteki. Svobodnoe vremya s tochki zreniya istorii i sociologii // Russkij reporter. - 2010. - 05 avgusta.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 130

Fortunatova V.A. ANTHROPOLOGY OF FIGURATIVE STATES AS MORALLY DIDACTIC PROBLEM. In this article the meaning of image is analyzed. It's aim is saving the culture- anthropological heritage. The classical images exist in a contemporary conscience on a level of understandings the art culture (the epistemological level). But they are not demanded as factors of emotional and moral influence on personality.

Key words: image, culture, pedagogics, modernity, process, reception, figurative ethos.

В.А. Фортунатова, д-р фил. наук, проф. НГПУ, г. Нижний Новгород, E-mail: fortunatova2@mail.ru

АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК НРАВСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье анализируется значение образа для сохранения культурно-антропологического наследия. Классические образы существуют в современном сознании на уровне понятий художественной культуры (гносеологическом), но не востребованы как факторы эмоционально-нравственного влияния на личность.

Ключевые слова: образ, культура, педагогика, современность, процесс, рецепция, образный этос.

Третий Российский культурологический конгресс с международным участием, состоявшийся 27-29 октября 2010 года, отдельную секцию посвятил «образу и понятию в культурологии и научной онтологии». Интерес к этому кругу проблем глубоко закономерен. Вербальность, визуальность, аудиаль-ность, тактильность — все эти «ощущенческие» свойства актуальной культуры не соединяются воедино и не создают об-

щего пространства эмоций, переживаний, впечатлений, которые бы объединяли людей не по признаку численности участников, а по сходству рождаемых ими мыслей и поступков. Исключение образности в духовно-нравственном воспитании молодого современника стало осознаваться как существенный просчет при формировании личности совсем недавно. В его появлении никак нельзя винить психологов, дидактов или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.