Научная статья на тему 'Город как экономическое пространство'

Город как экономическое пространство Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
548
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Город как экономическое пространство»

ровать такого рода процессы в открытых нелинейных средах, например в сфере городского хозяйствования или инвестиционного климата, и какие существуют требования, которые позволят подстраховаться и избежать вероятностного распада сложных структур вблизи моментов максимального развития.

Таким образом, овладение синергетическим мышлением необходимо действующим политикам.

Удачно сочетаются идеи, высказанные А. А. Колесниковым в его монографии "Синергетическая теория управления" с теми делами и преобразованиями, которые проводятся коллективом единомышленников Администрации города.

Г. В. Чефранов рассматривал человека как автономный микрокосмос, отражающий в себе весь необъемный Космос: человек — Бог Вселенной.

Г. В. Чефранов задавался вопросом: не является ли отдельная личность всего лишь пассивным винтиком в громадном механизме, работающим по жестко запрограммированным правилам. На этот принципиальный вопрос ученый отвечает со всей определенностью: "Нет!".

История Вселенной "впрессована" и в каждую элементарную частицу, и в каждую клетку, и в каждого двухлетнего несмышленыша.

Восстанавливая статус Бога-Человека, мы тем самым утверждаем восстановление "космической почтительности" к феномену Вселенной.

Г. В. Чефранов вводит понятие информационного поля и обосновывает закон сохранения информации—энергии—массы. Суть его научных выводов сводится к следующему: нельзя игнорировать информационноэнергетическую составляющую общемирового целого. Думаю, что наш с Вами долг Г. В. Чефранов вмонтировать Г. В. Чефранов идеи Чефранова в теорию синергетики.

Администрация г. Таганрога выступает с инициативой создания регионального Северо-Кавказского центра синергетических технологий управления. Организация такого центра явится весьма полезным и нужным делом как для региона, так и для страны. Целесообразно также организовать специальный периодический журнал или сборник "Синергетика и проблемы управления" под эгидой Российской академии наук, Министерства образования РФ и администрации города.

Белоусов В. М.

ГОРОД КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

В экономической литературе содержание категории “Экономическое пространство города” остается мало изученным.

Экономическое пространство города является системообразующим элементом единого экономического пространства региона, составляя его опорный каркас. Его специфика обусловлена местоположением, обеспеченностью природно-сырьевыми, энергетическими ресурсами, что определяет место и роль экономического пространства в системе территориального и отраслевого разделения труда. Очевидно, если речь идет об экономическом пространстве города, то к его атрибутивным признакам следует отнести: системность; комплексность экономики как составной части единого народнохозяйственного комплекса региона и страны в целом; определенный уровень концентрации производительных сил и населения на данной территории, позволяющий придать экономическому пространству статус городского; наличие необходимой институциональной

Раздел I. Организационно-экономические механизмы

муниципального управления

структуры, регулирующей взаимосвязь различных отраслей внутри экономического пространства и вне его; комфортность и удобство территории. С этих позиций нельзя не согласиться с мнением Н. И. Данилова, согласно которому город возникает тогда, когда уровень концентрации производительных сил позволяет все пространство их размещения и коммуникаций организовать как единое инженерно-техническое сооружение. Г. М. Лаппо к числу основных причин возникновения городов относит место, занимаемое городом, его экономико-географическое положение, обладающее достоинствами, использование которых обеспечит долговременный народнохозяйственный эффект и гарантирует удобства при выполнении городских функций. Материальную основу экономического пространства города образуют отрасли материального производства. На этой основе формируется система экономических отношений, состоящая из двух подсистем: внутригородских и внешних экономических отношений. Исходя из места и роли города в едином экономическом пространстве региона, страны, можно сказать, что он выступает как субъект и объект управления.

Будучи социально-экономическим образованием, город возникает и развивается как составная часть крупных территориальных социальноэкономических систем. Следовательно, он представляет упорядоченную пространственную организацию производительных сил и населения, обусловленную территориальным и отраслевым разделением в масштабах региона, страны. В территориальной организации город играет роль центра, опорного каркаса региона. Это позволяет рассматривать весь регион как экономическое пространство города.

На основе вышесказанного можно дать следующее определение экономическому пространству города: это системно и пространственно упорядоченная организация размещения и концентрации производительных сил, расселения институтов с соответствующей системой экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг на территории, подведомственной городу, обеспечивающая ему роль многофункционального центра в пространстве региона (страны).

Рассматривая экономическое пространство города как многофункциональное образование, следует учитывать, что оно характеризуется не только определенным уровнем концентрации производительных сил, предоставляемых услуг, необходимым уровнем концентрации учреждений культуры, искусства, образования, науки и т. д., но и системы жизнеобеспечения городского населения.

Трансформация экономики города в условиях рыночных реформ изменила характер взаимоотношений центра и предприятий (организаций), составляющих материальную основу экономического пространства. Прежде всего были утрачены центральные функции и рычаги координации деятельности предприятий в рамках экономического пространства. Их роль стали выполнять городские органы власти, но уже не методом прямого администрирования, а посредством использования имеющейся во владении, распоряжении и пользовании собственности на землю, недвижимость и т. д., налоговой системы, финансово-кредитной политики.

Вместе с этим городские органы власти получили большую самостоятельность в осуществлении своих полномочий, определенных законодательством.

Массовое преобразование государственной собственности в различные формы негосударственной собственности (частную, частно-коллективную, смешанную) качественно изменило функционирующее экономи-

ческое пространство городов, но одновременно усилило центробежные силы. Во многих случаях это наносило ущерб интересам территории и населения городов, а также социально-экономической целостности регионов.

Централизация основных налоговых функций на федеральном уровне существенно ослабила возможности регулирования и координации деятельности предприятий (организаций) в интересах обеспечения целостности экономического пространства.

Поскольку в связи с рыночными реформами город приобрел повышенный статус в регулировании социально-экономических процессов на межведомственной территории, то в задачу местных органов власти входит не только регулирование экономического пространства, адекватного региональной специализации, но и сохранение, а также создание производственного потенциала, необходимого для региона или страны.

Поэтому в рамках экономического пространства городов должны быть четко выделены приоритеты городского, регионального и федерального уровней по важности видов производства продукции и услуг, необходимых для города, региона, федерации. Это позволит провести сегментацию рынка товаров и услуг в едином экономическом пространстве города, разработать селективную политику в отношении его субъектов и тем самым адресно определить источники и объемы финансирования производителей, работающих на городской, региональный или национальный рынки. Благодаря такому подходу обеспечивается реальная возможность навести порядок в городском бюджете, установить действительно партнерские экономические и финансовые отношения с субъектами федерального, регионального и городского уровня, осуществляющих свою деятельность в городском экономическом пространстве.

Кобилев А. Г.

ГОРОД КАК ОСОБЫЙ ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА

Город как сложный многокомпонентный феномен пространственнотерриториального и социально-хозяйственного устройства общества на данной конкретно-исторической ступени его развития трактуется по-разному представителями различных научных дисциплин. В основу анализа при этом, как правило, закладываются некоторые фундаментальные посылки и категории отдельных научных концепций, и город как комплекс рассматривается сквозь призму одного или нескольких специфических для данной науки понятий.

Город в социологических исследованиях рассматривается как материально-пространственная организация социальной жизни общества; как особые общественные отношения, концентрирующиеся в специфически организованных социально-пространственных формах; как особый (городской) образ жизни и культуры. Подобный же узкоспециализированный социологический подход прослеживается и в трактовках города как особой формы социальной среды.

С экономической точки зрения причины возникновения и роста городов рассматриваются в связи с развитием рынка, как правило, в широком и узком смысле слова.

Наиболее типичным является подход, когда фундаментальный вопрос рыночной экономики (как производить ?) связывается с определени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.